Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тактическая подготовка. 
Теория и методика избранного вида спорта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о тактике ведения спортивной борьбы был бы не полным, если в нем не рассматривается тактика управления спортсменами во время состязания. Возможно, самой яркой иллюстрацией тактической мудрости и смелости можно назвать действия главного тренера мужской сборной команды России В. Р. Алекно во время финального матча за золотые медали со сборной Бразилии на Олимпийских играх в Лондоне 2012… Читать ещё >

Тактическая подготовка. Теория и методика избранного вида спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной теории и практике спортивной тренировки тактическая подготовка рассматривается как процесс формирования у спортсмена умения грамотно построить соревновательную борьбу с учетом специфических особенностей вида спорта, подготовленности и возможностей соперников, своих индивидуальных особенностей и наличного уровня готовности к участию в соревновании в конкретных внешних условиях; а, собственно тактика как искусство ведения соревнования, игры, единоборства в рамках установленных правил соревнований (А.А. Васильков, Ю. Д. Железняк, В. С. Келлер, Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов, Ю. М. Портнов и др.).

В.Н. Платонов указывает, что в зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена и ситуации в соревнованиях, тактика может быть:

  • алгоритмичной — построенной на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации; характерна для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, метания, тяжелая атлетика и др.);
  • вероятностной — предполагающей преднамеренно-экспромтные действия, в которых заранее планируется лишь определенное начало, а варианты дальнейшего действия зависят от складывающейся соревновательной ситуации, действий партнеров и реакций соперников; характерна для групповых и командных видов спорта (спортивные игры, групповые велосипедные гонки, легкоатлетические эстафеты и др.), иногда в сложнокоординационных вида спорта (единоборства, групповые выступления в художественной гимнастике и синхронном плавании);
  • эвристической — основанной на экспромтом реагировании спортсменов с учетом создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка; характерна для спортивных игр, единоборств и сложнокоординационных видах спорта (спортивная гимнастика, фристайл, прыжки на батуте и др.).

Сложность освоения искусства тактических действий заключается в дефиците времени на принятие решения, постоянно меняющейся ситуации соревновательной борьбы, объективно существующих ограничений в виде правил и специфике избранного вида спорта. В научной литературе под тактическими действиями понимается (по А.А. Василькову) умение:

  • — в нужный момент применить технический прием;
  • — распределить свои силы на весь соревновательный турнир;
  • — выбрать эффективный стиль ведения соревновательной борьбы;
  • — раскрыть и упредить тактический замысел соперника;
  • — понять замысел партнера и согласованно выполнить совместное действие.

Таким образом, в обобщенном виде спортивную тактику можно рассматривать как поведение (образ действий) спортсмена во время соревнования. Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами (Ю.Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин А.В.).

Содержание процесса тактической подготовки определяется наличием различных фаз в структуре тактический действий (см. рис. 8). Психомоторные процессы тактического действия совершаются в трех главных фазах, которые находятся в тесной взаимосвязи (по Ю.Д. Железняку):

  • — восприятие и анализ соревновательной ситуации;
  • — мыслительное решение тактической задачи;
  • — двигательное решение тактической задачи.

Качество восприятия зависит от объема и поля зрения, устойчивости внимания и его концентрации, быстроты протекания мыслительных процессов, от тактического опыта.

Содержание процесса тактической подготовки (по В.Н. Платонову).

Рис. 8. Содержание процесса тактической подготовки (по В.Н. Платонову).

Воспринимая и анализируя соревновательную ситуацию, спортсмен определяет тактическую задачу, которую он должен решить сначала мысленно, а затем двигательно. Причем спортсмен должен принимать лишь такие решения, которые он готов выполнить двигательно. Отсюда двигательное решение тактических задач фактически и есть тактическое действие, которое требует проявления как интеллектуальных, так и физических способностей и навыков По утверждению Л. П. Матвеева, важнейшим разделом тактической подготовки является овладение практическими элементами спортивной тактики:

  • — целесообразными средствами и способами соревновательных действий, обеспечивающих эффективность соревновательной борьбы;
  • — способами рационального распределения сил в процессе соревнования;
  • — приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных технико-тактический намерений.

Эффективность овладения практическими элементами спортивной тактики определяется уровнем технической подготовленности спортсмена. Чем шире объем технических навыков и умений, тем больше возможности спортсмена в освоении и реализации эффективных вариантов спортивной тактики. Л. П. Матвеев отмечает, что основные элементы спортивной тактики представляют собой ни что иное, как соединение спортивной техники с целесообразным способом ес использования, соответствующим конкретной соревновательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спортивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее элементов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке — в форме целесообразных способов ведения состязания. Именно необходимость этого единства технических и тактических элементов соревновательных действий должна постоянно учитываться в процессе тактического совершенствования.

В комплексе основу тактической подготовленности как одного спортсмена, так и целой команды в избранном виде спорта составляют (по В.Н. Платонову):

  • — владение современными средствами, формами и видами тактики;
  • — соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;
  • — соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (статус, внешние условия, судейство, уровень готовности и тактический план соперников и т. п.);
  • — обусловленность выбранной тактики наличным уровнем физической, технической и психологической подготовленности спортсмена (команды);
  • — вариативность в зависимости от действий партнеров и соперников, хода спортивной борьбы.

В период начального обучении и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний и тактического опыта.

На этапе спортивного совершенствования, в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям, характеризующимся высокой конкуренцией и плотностью результатов, важным разделом тактической подготовки становится изучение техники и тактики, психических и физических возможностей основных соперников и партнеров, особенностей предстоящих соревнований.

Не менее значимым разделом совершенствования тактической подготовки является оценка условий соревнований и выбор в соответствии с ней технико-тактической схемы ведения соревновательной борьбы. На основе полученных знаний о состоянии мест соревнований, возможностях соперников, учета собственных возможностей и состояния в момент конкретных соревнований, а также учета соревновательной борьбы прогнозируется рациональная тактика спортсмена или команды.

Обычно выделяют два уровня прогнозирования:

  • а) прогнозирование основных форм, средств и видов тактики соперников, а также собственных технико-тактических планов, наиболее вероятных ситуаций, которые могут сложиться в ходе всего соревнования и конкретных стартов и встреч;
  • б) оперативное прогнозирование действий соперника и своих действий в отдельные моменты соревновательной борьбы.

Еще одним разделом совершенствования тактической подготовки является разработка индивидуальных моделей тактических действий с учетом особенностей конкретных соревнований, возможностей основных соперников и умения реализовывать их в зависимости от хода соревновательной борьбы.

При создании таких моделей тактических действий руководствуются:

  • — осознанием собственной технико-тактической оснащенности;
  • — пониманием взаимосвязи между подготавливающими действиями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;
  • — знанием вариантов поведения в различные моменты соревновательной борьбы, умением регулировать психическое состояние;
  • — способностью противостоять различным по стилю и силам соперникам;
  • — пониманием психологической и тактической специфики соревновательной борьбы;
  • — четким представлением о целях подготовки, участия в соревнованиях, в отдельном старте или игре, о возможности и реальности достижения поставленной цели (Ю.Д. Железняк).

При совершенствовании рациональных моделей ведения тактической борьбы спортсмен должен отрабатывать ее элементы и составные части, а также всю схему тактической борьбы в подготовительных, контрольных и подводящих соревнованиях. При этом нужно создавать в этих соревнованиях условия, максимально близкие к тем, которые будут в главных стартах и встречах.

Одновременно следует предусматривать и возможность оперативной коррекции разработанных моделей, адекватной требованиям соревновательной ситуации, что обусловливает лабильность, вариативность и эффективность применяющихся моделей. Способность интуитивно находить и реализовывать правильные решения в сложных и вариативных условиях спортивной борьбы связана с творческими возможностями спортсмена, особенностями его мышления, своеобразным талантом.

По мнению большинства специалистов, наиболее сложна структура тактической подготовленности в спортивных играх (Ю.Д. Железняк, Ю. Н. Клещев, В. М. Корягин, Г. В. Монаков, Д. И. Нестеровский, Б. И. Плон, Ю. М. Портнов, В. Н. Платонов, М.В. Савин).

Это обусловлено, во-первых, большим разнообразием имеющихся способов выполнения технических приемов как самим игроком и его партнерами по команде, так и шроками команды соперников; во-вторых, широкой вариативностью способов решения тактических задач — одиночные, парные, групповые, командные. Это, в свою очередь, создает большие трудности в восприятии, принятии решения и реализации игровых действий в условиях дефицита времени, пространства и информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий, повышенной эмоциональной напряженности из-за индивидуальной ответственности за результат спортивной борьбы всей команды. Необходимо добавить, что большинство трудностей умышленно создаются игроками и тренером (замены, предусмотренные правилами перерывы) команды соперников. Поэтому тактика в спортивных играх изучает закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника (А.Я. Гомельский, Ю. Д. Железняк, А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, Д.И. Нсстсровский).

Так, к основным чертам тактики игры в баскетбол специалисты относят:

  • — быстроту атакующих действий как показатель высокого уровня подготовки, ориентировки и умений взаимодействовать с партнером на большой скорости;
  • — комбинационный стиль игры, основанный на использовании индивидуальной техники;
  • — интенсивные и своевременные отвлекающие действия.

При этом важно сам процесс обучения технике и тактике в баскетболе, как и в других спортивных играх, вести параллельно, используя реальные игровые ситуации, возникающие на площадке (игровом поле).

В связи с этим основное содержание тактической подготовки юных баскетболистов предполагает:

  • • развитие способности оценивать меняющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие;
  • • овладение вариантами взаимодействий двух и грех игроков, характерными для тактической системы игры;
  • • овладение тактическими комбинациями в определенный момент игры (начало игры с центра, введение мяча в шру);
  • • освоение систем игры и типичных для них комбинаций, включая умение быстро переключиться с одной системы игры на другую.

На необходимость формирования умения использовать разнообразные тактические планы в игре указывают и специалисты в области подготовки футболистов, утверждая, что без такого умения команда вряд ли сумеет добиться больших побед (В.А. Выжгин, М. С. Полишкис, Р. Р. Сагасги и др.).

Но в структуре изучаемых спортивных игр футбол выделяется присутствием такого функционального игрока, как вратарь, и его роль в осуществлении тактического плана игры достаточно существенна. Отсюда и высокие требования к его физической, технической и тактической подготовке, к устойчивости психики.

Современный футбол требует от вратаря не только умелой защиты ворот, но и активных действий в пределах штрафной площади, а также руководства игроками линии обороны. Кроме того, вратарь является тем игроком, который часто начинает значительное количество атак своей команды (при овладении мячом или выполнении удара от ворот) и, следовательно, от его мастерства во многом зависит сохранение инициативы и обеспечение эффективности комбинационных действий команды.

Особенности тактической подготовки в волейболе обусловлены отсутствием прямого контакта с соперником и наличием у него большого разнообразия тактических вариантов ведения борьбы. Поэтому освоение и совершенствование волейболистами тактических действий (организация упражнений) рекомендовано осуществлять в следующей последовательности:

  • • без сопротивления партнеров;
  • • с пассивным сопротивлением;
  • • с активным «управляемым» противником;
  • • в соревновательной форме с партнерами по команде;
  • • в соревновательной форме с противником (А.В. Беляев, М.В. Савин).

Поскольку любая спортивная игра состоит из многократных переходов от атаки к обороне и наоборот, совершенно очевидно, что атакующие и оборонительные действия каждой команды должны быть организованными. При этом, какие бы тактические установки для команды на матч ни делал бы тренер, осуществляются они действиями отдельных игроков. Вот почему без индивидуального тактического мастерства немыслимо проведение четких групповых и командных тактических действий, которые придают игре стройность и слаженность. Данное положение позволяет рассматривать тактику спортивной игры как организацию индивидуальных, групповых и командных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником (Р.Р. Сагасти).

Тактика игры непрерывно совершенствуется в результате постоянной борьбы нападения и защиты. Именно эта борьба — главная движущая сила развития тактики футбола, баскетбола и волейбола. Как утверждают специалисты, наиболее подвижна в своем развитии индивидуальная тактика командной спортивной игры. Постоянно уточняются новые способы выполнения технических приемов, которые становятся средствами индивидуальной тактики. Смена средств осуществления тактических решений происходит здесь значительно чаще, чем в командных тактических действиях, выражением которых являются тактические системы.

Каждая тактическая система имеет свои более или менее постоянные признаки, к которым относятся: расположение игроков, их функции и обязанности, способы и формы ведения шры. И если новое в индивидуальных тактических действиях игровиков появляется довольно часто, то смена тактических систем происходит значительно реже.

Проследим хронолог ию таких смен на примере футбола (по материалам В. А. Выжгина и М.С. Полишкиса):

  • • 80-е гг. XX в. — система «пять в линию»;
  • • 1932 г. — система «дубль-ве»;
  • • 1958 г. — система «трех защитников» (или система 1+4+2+4);
  • • 1962 г. — система 1+4+3+3;
  • • настоящее время — системы 1+4+4+2, 1+4+1+3+2; 1+4+3+1+2 и 1+3+5+2.

Одной из главных причин появления новых тактических систем игры в футболе является поиск такого расположения игроков, когда нагрузка на каждого из них распределялась бы равномерно; когда значительно увеличивалась бы оперативная глубина и ширина наступательных и оборонительных действий команды; когда атака и оборона плавно переходили бы одна в другую, усиливая активность игроков в оборонительных и атакующих действиях.

А вот в волейбольных командах высокой квалификации, например, любая тактическая модель защиты — в линию, углом вперед, углом назад — может не только корректироваться в зависимости от особенностей постановки блока и атакующих действий соперника, но и модифицироваться с учетом специализации игроков на блоке и в защитных действиях.

В организации защитных действий команды во внимание принимаются главные характеристики систем: первая применяется на начальном освоении взаимодействия, вторая — при использовании соперником частых обманных ударов за блок, третья — при мощных атакующих действиях соперника. Отсюда понятно, что эффективность защитных действий обусловливается не столько достоинствами той или иной системы, сколько умением команды применять их в зависимости от характера атакующих действий соперника.

Становится очевидным, что существующие различные схемы расположения игроков на футбольном поле, баскетбольной или волейбольной площадках, их функции, методы ведения игры позволяют констатировать стремление к созданию универсальной тактической системы, способной видоизменяться в процессе игры (Р.Р. Сагасги).

Необходимо отметить, что в командно-игровых видах спорта изменения тактической модели (схемы, плана) ведения спортивной борьбы обусловлено и изменениями в се правилах. Например, в волейболе за последнее время число таких изменений можно назвать значительным: смягчение требовательности в фиксации ошибки при первом приеме мяча сверху; разрешение пересекать в определенных правилами рамках среднюю линию; игра любой частью тела, в том числе и ногой; появление игрока «либеро»; разрешение касания сетки мячом при подаче; продолжение игры при пересечении мячом сетки в свободную зону соперника за антеннами; разрешение касания игроками сетки вне игровых действий с мячом и ряд других. Эти изменения в правилах обусловили заметный поворот в стремлении всех игроков к активным и самоотверженным действиям в защите, увеличении скорости выполнения различных элементов волейбола; продолжении игровых моментов; увеличении соревновательного времени и т. д. И, как следствие, произошла корректировка командной и индивидуальной тактики волейбола.

Безусловно, что изменение правил той или иной спортивной игры способствует и поиску новых путей в методике спортивной тренировки и в организации игровых действий.

В видах спорта циклического характера стратегия тактической модели связана с задачей равномерного прохождения соревновательной дистанции. Многие тренеры в лыжных гонках, плавании, в легкоатлетическом беге на средние и длинные дистанции, разрабатывая тактическую схему преодоления соревновательной дистанции, ориентируют спортсменов в основном на необходимость выдерживать рекордный график с сохранением равномерной скорости на отдельных отрезках. Оправданность такой тактической модели связана с тем, что исключает неоправданную реакцию спортсмена на неожиданные действия соперников (отрыв, ускорение в подъем, «рваный» бег и т. п.). Но, как отмечает В. В. Михайлов, тактика равномерного преодоления дистанции оправдана лишь в тех случаях, когда нс предполагается непосредственного контакта соревнующихся (бег по своей дорожке в легкой атлетике, гонка с раздельным стартом в лыжах и др.). Когда же несколько спортсменов соревнуются на одной дорожке (бег на 800 м и более) или предполагается массовый старт в лыжных гонках, стремление занять наиболее удобное место с учетом аэродинамической позиции, особенностей трассы, наличия или отсутствия явных лидеров (их тактический замысел) и т. п. требуют постоянных тактических маневров и, как следствие, постоянного изменения скорости. Например, лыжникамгонщикам, целесообразнее идти с равномерной скоростью равнинный участок трассы, увеличить ее на подъеме и снизить на спуске. Если трасса имеет сложный рельеф, то и колебания скорости лыжника-гонщика будут значительными, и, как следствие, значительная сложность тактической борьбы.

Именно в циклических видах спорта, как отмечает В. Н. Платонов, тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с его технической, физической и другими видами подготовки. Так, бегуны на средние и длинные дистанции с высоким уровнем развития спринтерских качеств могут бурно начать дистанцию с целью оказания психологического давления на соперников, а спортсмены с преимущественным развитием специальной выносливости в тактическом плане делают ставку на финишный компонент.

При этом выбор той или иной тактики в легкой атлетике зависит, в первую очередь, от той цели, которую поставил перед собой спортсмен в данном соревновании, затем — от уровня физической и волевой подготовленности, от состава участников соревнований, метеорологических условий, в которых проходят соревнования и т. д. Учитывая эти многочисленные факторы, бегун может использовать тактику лидирования, преследования, изматывающих рывков во время лидирования, ускорений или, наоборот, замедленный бег на виражах, неожиданный бросок перед финишем (спурт) и т. п.

Фактор внешних условий особенную значимость приобретает в лыжном спорте, так как соревнования проходят норой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Поэтому детальное их изучение позволяет широко применять самые различные тактические варианты (И.М. Бутин, 2000).

Как и в спортивных играх, тактическое мастерство лыжникагонщика и легкоатлета-бегуна базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.

Но в тактической подготовке лыжника-гонщика овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный и иногда попеременный четырехэтажный ход, который еще используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках применяются одновременные ходы — одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный — чаще всего на леденистых раскатанных участках и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широко применяются попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности переходят на одновременные, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.

При этом, И. М. Бутин (2000) отмечает, в настоящее время у сильнейших лыжников в связи с высоким уровнем физической и функциональной подготовки, и потому, что трассы современных лыжных гонок подготавливаются машинным способом, арсенал лыжных ходов, применяемый в соревнованиях, значительно сузился. Поэтому специфической особенностью обучения тактике лыжных гонок на первых годах подготовки становятся задачи правильного выбора способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных и формирования умения выбирать и поддерживать скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности. Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения.

Обучение тактике во всех видах спорта идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности, что обусловливает сложность и длительность этого процесса, предполагающего глубокие знания и мастерство тренеров по выбору наиболее оптимальных для избранного вида спорта и конкретного спортсмена методов и методических приемов тактической подготовки.

В процессе обучения элементам спортивной тактики наиболее широко используются практические методы. Так, в спортивной тренировке лыжников-гонщиков таким методом является многократное выполнение соревновательных упражнений в строгом соответствии с разработанным тактическим планом и при постоянном контроле за эффективностью технических действий. При этом, как указывают специалисты, учитываются скорость и время прохождения дистанций (отрезков), темп и ритм движений, пройденное расстояние за один цикл и т. д.

Л.П. Матвеев выделяет следующие компоненты системы упражнений и методических приемов становления спортивной тактики у спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта:

  • создание облегчающих условий при освоении рациональных вариантов распределения сил на дистанции, например, лидирование и срочная корректирующая информация, но основным характеристикам движения;
  • создание условий, усложняющих реализацию оптимального тактического плана при закреплении тактических навыков, например, введение дополнительных помех, усложнение трассы и т. п.;
  • выдерживание тактической схемы при существенной вариативности пространственно-временных и динамических характеристик движений или, наоборот, неожиданное изменение тактики по дополнительному сигналу либо в связи с резко изменившейся ситуацией;
  • реализация оптимальной тактической схемы при работе в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомления.

В процессе освоения спортивной тактики баскетбола, волейбола и футбола В. С. Келлер, Ю. Д. Железняк рекомендуют методы, основанные на использовании специальных организационнометодических приемов:

  • — метод тренировки без противника для овладения основами технико-тактических действий, их сознательным и активным анализом, например, серия ударов в заданную часть створ ворот в футболе (в «девятку») или имитация комбинации «крест» в волейболе;
  • — метод тренировки с условным противником предусматривает использование вспомогательных снарядов и приспособлений (мишени, манекены, тренажеры и т. п.) для отработки дистанционных, временных и динамических характеристик движений, развития и совершенствования зрительно-двигательных и кинестетических ощущений;
  • — метод тренировки с партнером как активным помощником при овладении спортивной тактикой, например, групповые и парные упражнения — «квадрат» и «восьмерка» в футболе, нападение и блокирование в паре через сетку в волейболе, вну тренний и наружный «заслон» в баскетболе;
  • — метод тренировки с противником для детальной отработки тактики действий, технического совершенствования с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, воспитания умения использовать свои возможности в различных тактических ситуациях, создаваемых противником.

Выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревновании обусловлены уровнем технического мастерства спортсмена и развития его двигательных способностей, функциональным и эмоциональным состоянием, морально-волевой и психологической подготовленностью. По мнению В. Н. Платонова, именно поэтому процесс овладения элементами спортивной тактики с помощью практических методов можно рассматривать как объединяющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства.

Лучшие уроки тактики спортсмен получает в процессе самого соревнования. Поэтому совместно с тренером он должен тщательно изучать и анализировать тактику соперников, ход любого соревнования, определять, какие факторы способствуют успеху, какие приводят к неудаче.

Вопрос о тактике ведения спортивной борьбы был бы не полным, если в нем не рассматривается тактика управления спортсменами во время состязания. Возможно, самой яркой иллюстрацией тактической мудрости и смелости можно назвать действия главного тренера мужской сборной команды России В. Р. Алекно во время финального матча за золотые медали со сборной Бразилии на Олимпийских играх в Лондоне 2012 года. Отдав практически без борьбы первые две партии, команда нашей страны выглядела растерянной, и по словам самих игроков «ничего не получалось, как будто вышли на площадку первый раз». В третьей партии В. Р. Алекно делает неожиданную для всех перестановку игроков — меняет местами основного нападающего М. Михайлова и центрального блокирующего Д. Мусэрского. По словам самого В. Р. Алекно, такая перестановка давала один шанс из десяти, чтобы спасти игру. И этот тактический маневр полностью оправдался: вызвал растерянность бразильских игроков и их тренера, позволил изменить соотношение сил на площадке, и, почувствовав уверенность, наша команда одержала блестящую победу.

Таким образом, говорить об успехе той или иной тактической модели можно лишь тогда, когда индивидуальное тактической мастерство подкреплено тактически правильно выбранной схемой и мудрым тактическим руководством спортивной борьбой со стороны тренера.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой