Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Спортивный отбор и спортивная ориентация: понятия, сущностные характеристики, особенности реализации в циклических и командно-игровых видах спорта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный уровень результатов в спорте настолько высок, что для их достижения спортсменам необходимо обладать целым комплексом различных данных: соответствующим уровнем развития двигательных качеств, технической, тактической, игровой, функциональной, психологической, интегральной подготовленности, которые должны находиться на очень высоком уровне. Такое сочетание качеств даже при самом… Читать ещё >

Спортивный отбор и спортивная ориентация: понятия, сущностные характеристики, особенности реализации в циклических и командно-игровых видах спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия проблемы спортивного отбора, их взаимосвязь и сущностные характеристики

Современный уровень результатов в спорте настолько высок, что для их достижения спортсменам необходимо обладать целым комплексом различных данных: соответствующим уровнем развития двигательных качеств, технической, тактической, игровой, функциональной, психологической, интегральной подготовленности, которые должны находиться на очень высоком уровне. Такое сочетание качеств даже при самом благоприятном построении процесса тренировки в различных сс циклах на всех этапах многолетней подготовки, в соответствии веем принципам управления и контроля встречается крайне редко. Поэтому одной из центральных в системе подготовки спортсменов высшей квалификации является проблема спортивного отбора и ориентации.

Несмотря на многочисленные имеющиеся данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей как самостоятельное направление находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно обоснованные методы отбора «спортивных» детей в детско-юношеские спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса. Система отбора и ориентации — сложный социальный механизм, который не только работает на спорт, но и тесным образом связан с другими сферами деятельности. Поэтому важно определить и раскрыть основные понятия данной проблемы.

В научной литературе (В.Г. Бауэр, О. А. Григорьев, Г. Р. Гостев, П. В. Квашук, А. А. Лотоненко, А. В. Лотоненко, Л. П. Матвеев, В.Г.

Никитушкин, В. П. Филин, Ж. К. Холодов и др.) спортивный отбор преимущественно рассматривается как:

  • — комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта);
  • — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (медико-биологических, психолого-педагогических, социологических и др.);

многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подготовки и основанный на всестороннем изучении способностей спортсменов, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей и позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта;

  • — система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в определенном виде спорта;
  • — заблаговременное распознавание индивидуальной предрасположенности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением в зависимости от этого направленности спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования;
  • — основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. В практике спортивного отбора встречаются ситуации, когда назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности и включает в себя три этапа: определение специфики требований, которые предъявит будущая спортивная деятельность, прогнозирование возможностей конкретных кандидатов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т. д.

Большое разнообразие видов спорта, с одной стороны, расширяет возможности человека к самореализации и достижению высокого мастерства в одном из видов спортивной деятельности; с другой, — возникает проблема выявления его предрасположенности к достижениям в том или ином виде спорта.

Д. Харре утверждает, что очень полезно для большого спорта и для индивидуального роста достижений, чтобы каждый юный спортсмен тренировался именно в том виде спорта, к которому он наиболее пригоден, и чтобы тренеры получали для большого спорта преимущественно таких спортсменов, которые обнаруживают наилучшие потенции развития.

Обеспечение выбора для каждого занимающегося наиболее перспективного вида спортивной деятельности — это главная задача спортивной ориентации или, как отмечает Л. П. Матвеев, формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.

Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Ю.Д. Железняк говорит о том, что спортивная ориентация прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурноспортивной работы с различными слоями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации способствует более эффективной работе по спортивному отбору. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

Л.П. Матвеев обращает внимание на то, что закономерности оптимального построения спортивной подготовки обязывают в пределах стадии базовой подготовки обеспечить первичную спортивную ориентацию и выбор предмета углубленной спортивной специализации, направления и параметров последующей спортивной деятельности. Причем эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, так как зависят от индивидуального возраста начала занятий спортом, особенностей содержания спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спортсмена и т. д.

Считается, что с начала систематической спортивной деятельности в детском и подростковом возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближении корректно определить целесообразное направление спортивной специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям, особенно когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта (Л.П. Матвеев).

Выбор человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Очевидно, что рассматривая проблемы спортивной ориентации и спортивного отбора, многие специалисты выходят на такие понятия, как: «одаренность», «спортивная одаренность», «способности», «индивидуальная спортивная предрасположенность», «спортивная пригодность», «спортивная селекция» и ряд других. Рассмотрим их более подробно.

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей (А.Ю. Коджаспиров). Такая многозначность и определенное разночтение термина в научной литературе указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека.

При этом выраженность одаренности различна и определяется двумя показателями, мерой выраженности отдельных способностей, входящих в систему деятельности, и мерой интегрированности отдельных способностей в деятельности (В.Д. Шадриков).

Л.В. Волков рассматривает одаренность как наивысшие формы проявления способностей, сочетание которых обусловливает наивысший уровень деятельности. Именно поэтому В. Н. Платонов представляет спортивный отбор как процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достигнуть высоких результатов в конкретном виде спорта.

Однако сам поиск и даже выявление способных и одаренных детей и подростков еще ничего не значат. Все дело в том, что уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что многие спортсмены, обладающие уникальными способностями и одаренностью, ушли или уходят из спорта, в значительной мере не раскрыв своих возможностей и таланта из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных психических особенностей, функциональных и адаптационных резервов (В.Н. Платонов).

Большинство исследователей придерживаются многофакторной модели одаренности, когда высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения (В.Д. Шадриков).

Спортивная одаренность — сочетание врожденных задатков и способностей, обеспечивающих высокие достижения в спорте; динамическая система, обладающая определенной структурой со множеством взаимосвязанных компонентов. При этом признаки одаренности, по которым мы судим о ребенке, могут быть кратковременными, т. е. относящимися преимущественно к данной поре жизни и нс свидетельствующими об устойчивых индивидуальных особенностях (свойствах), а могут быть и долговременными, т. е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений (Н.С. Дсйтос).

В настоящее время одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, в том числе спортивной. Ее следует рассматривать как достижение и как возможность достижения. При этом нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Исследования показали, что в структуре спортивной одаренности наиболее значимы воздействия биологических признаков (в основном генетически обусловленных) с возрастными и половыми отличиями (Л.В. Волков).

Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности, однако значимые или выдающиеся достижения невозможны без высокого развития способностей.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности (А.Ю. Коджаспиров). В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта). Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Особенно актуальным является вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков, так как у них по мере формирования и развития организма двигательные и психические способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам двигательной деятельности.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды их ускоренного и замедленного развития. Это отражает различие в темпах приближения к зрелости. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой путь развития является более перспективным, так как несколько затянутое созревание обеспечивает более плавный переход к зрелости, отсутствие ранних высоких достижений еще не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

В.Г. Никитушкин приводит данные, отражающие сложность процесса писка людей, имеющих все возможные задатки к выдающимся спортивным достижениям. Так установлено, что вероятность выявления рослого и одновременно быстрого юноши равна одному из 100 тыс. обследованных. Если к нему же предъявить еще и требования выносливости, ловкости, то отыскать такого юношу можно лишь одного из миллиона его сверстников. Подсчитано, что участвующие в Олимпийских играх спортсмены составляют один на миллион от всего числа занимающихся спортом в мире.

Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными и обеспечат высокую результативность в другом. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или ipynne видов спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Индивидуальная спортивная предрасположенность — комплекс индивидуальных свойств, определенные предпосылки (задатки, способности, одаренность) к прогрессированию в том или ином виде спорта (Л.П. Матвеев). Специалисты обращают внимание на то, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям, используя какую-либо одну процедуру (тестирование, измерение роста и массы и т. п.) за короткое время невозможно по двум основным причинам:

  • 1) спортивная предрасположенность — многосложный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностнопсихи-ческих), ряд которых созревает и проявляется нс одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;
  • 2) индивидуальные возможности спортивных достижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни.

Теория и практика спорта свидетельствуют о том, что индивидуальную спортивную предрасположенность во многом предопределяют типологические особенности и основные свойства нервной системы человека, так как именно они обусловливают развитие физических и двигательных способностей (Л.В. Волков).

Спортивная пригодность — задатки вообще — без оценки их степени, или уровня. Кроме того, «пригодность» включает и некоторые приобретенные или развитые свойства. Регулярное участие в тренировке — важнейшее условие для диагностики спортивной пригодности. Такая исходная теоретическая позиция не исключает возможности установить спортивную пригодность молодого человека по той или иной черте, обусловливающей способность к достижениям, и без предшествующей тренировки (например, антропометрические данные или тип темперамента). Но обнаружить, пригоден ли юный спортсмен для тренировки в данном виде спорта.

можно лишь тогда, когда он тренируется (Д. Харре). Таким образом, тот, кто хочет найти способных юных спортсменов, должен прежде всего организовать тренировку для возможно большего числа детей и подростков.

Индивидуальные различия — анатомо-морфологические и психологические особенности, обусловленные генотипом индивида и проявляющиеся в соответствии с законами наследственности и под влиянием внешней среды. С проблемой индивидуальных различий, индивидуальных темпов биологического созревания (биологический возраст), соматического типа ребенка и варианта его развития тесно связана проблема спортивных способностей, их развития в процессе спортивной тренировки. Поэтому спортивный отбор носит до некоторой степени условный характер.

Доказано, что наиболее значимыми факторами, влияющими на спортивные результаты, которые необходимо учитывать при отборе, являются энергетические возможности, скоростно-силовыс и координационные качества, наследуемые способности, морфофункциональные особенности.

В настоящее время наука и практика спортивного отбора располагает достаточной информацией о влиянии морфологических, физиологических, психофизиологических и других признаков на результаты в различных видах спорта, а также данные о генетической основе многих параметров, обеспечивающих спортивные успехи (Л.В. Волков).

Из перечисленных факторов только наследуемые (генетически обусловленные) способности не подчиняются в целом организационному воздействию в процессе тренировки.

В числе показателей, определяющих индивидуальные различия, рассматривается соотношение паспортного и биологического возраста. Стремление тренера привлечь в спортивную секцию более развитых в среде сверстников детей (акселератов) чаще всего не оправданно. Дети с ускоренным биологическим развитием в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и, не добиваясь «быстрых» спортивных результатов, оставляют занятия спортом.

В этой связи О. А. Григорьев, А. В. Лотоненко и др. (2010) приводят очень интересные данные специальных исследований, которые показывают, что среди детей и подростков, рано выполняющих нормативы от I разряда до мастера спорта, более 50% имеют признаки ускоренного полового созревания. При этом в числе спортсменов — мастеров спорта международного класса акселераты составляют менее 20%. Мировая практика спорта высших достижений свидетельствует о том, что высшие достижения чаще показываю! спортсмены с поздним развитием и крайне редко — ранним.

Детским тренерам, реализующим задачу спортивного отбора в группы начальной подготовки, необходимо знать конкретные возрастные ориентиры определения скорости полового созревания у мальчиков и девочек (табл. 1).

Таблица 1

Возрастные ориентиры определения темпов биологического развития.

Вариант темпа биологического развития.

Период появления первых половых признаков (лет).

мальчики — юноши.

девочки — девушки.

Ранний.

8−9.

Средний.

12−13.

10−11.

Поздний.

15 и позже.

13 и позже.

Важно отметить и тот факт, что больших успехов на этапах спортивного совершенствования добиваются, как правило, дети с нормальным ходом биологического развития. У таких детей в возрасте 16−17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или даже снижение морфофункциональных возможностей (О.А. Григорьев и др.).

Именно различия в индивидуальных особенностях спортсменов приводят к тому, что достижение определенных результатов к каждому из них приходит по-разному и в разное время, что в полной мере относится и к динамике прироста результата.

Не менее значимым для достижения максимально возможных спортивных результатов является рациональное проведение отборочных мероприятий на последующих этапах спортивной подготовки во всех видах спорта.

Спортивная селекция — система мероприятий, предусматривающих периодический отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования (А.В. Лотоненко). При отборе спортсменов в сборные команды или их подготовки к участию в ответственных соревнованиях весьма актуальной становится задача определения состояния готовности спортсмена в период непосредственной подготовки к соревнованиям. Это продиктовано не только стремлением тренеров команды к коррекции нредсоревноватсльного этапа спортивной тренировки, но и желанием избежать ошибок при комплектовании команды. В связи с этим в различных видах спорта используются разнообразные тесты, с помощью которых тренеры оценивают оперативный уровень работоспособности кандидатов для участия в конкретных соревнованиях.

Свой оправданный смысл, по мнению Л. Г1. Матвеева, спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «отбраковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные дерзания.

На каждом этапе многолетней подготовки существуют свои особенности спортивного отбора. Поэтому будущему тренеру важно изучить структуру, целевые установки и особенности этапов, методы и средства спортивного отбора с тем, чтобы максимально эффективно строить основу каждого этапа спортивной подготовки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой