Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ возрастных психологичСских особСнностСй ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… подростков Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Π°Ρ психология установила, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ силами психичСского развития подростков являСтся Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ диалСктичСских ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ потрСбностями ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈΡ… ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚ворСния; ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π²ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΡΡˆΠΈΠΌΠΈ физичСскими, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями подростка ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€Ρ‹ΠΌΠΈ, слоТившимися Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ возрастных психологичСских особСнностСй ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… подростков Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Как извСстно, успСх обучСния школьников зависит ΠΎΡ‚ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… психологичСских особСнностСй. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Ρ‰Π΅ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни относится ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ возрасту. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст связан с ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎΠΉ пСрСстройкой психичСских процСссов, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьника ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ взрослых, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Врудности, Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ со ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ-подростками, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° нСдостаточным Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ особСнностСй ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ психичСского развития Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС.

ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Π°Ρ психология установила, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ силами психичСского развития подростков являСтся Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ диалСктичСских ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ потрСбностями ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈΡ… ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚ворСния; ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π²ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΡΡˆΠΈΠΌΠΈ физичСскими, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями подростка ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€Ρ‹ΠΌΠΈ, слоТившимися Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, старыми Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡΠΌΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ растущими трСбованиями ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΡƒ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ общСства, взрослых, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ повСдСния подростка. Π Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ эти противорСчия ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ формирования Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокого уровня психичСского развития, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ряда Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… психологичСских качСств личности. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ осущСствляСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ подростка Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ психичСского развития [42].

Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΉ психологичСской характСристикой подросткового возраста, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π’. А. ΠšΡ€ΡƒΡ‚Π΅Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ, являСтся интСнсивноС нравствСнноС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ нравствСнного сознания, ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-этичСскими Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ повСдСния [43].

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, нравствСнныС убСТдСния Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ возрастС, хотя основа для ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΡ Π±Ρ‹Π» Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅. Π’ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ своС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ школьника, ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния нравствСнных Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΈ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ становятся спСцифичными ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌ повСдСния ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьников.

ΠžΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ формируСтся нравствСнноС ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ прСдставляСт собой систСму ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ сдвигам Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΉ систСмС потрСбностСй ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ подростка.

Под влияниСм Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ мировоззрСния происходит иСрархизация Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ мСсто Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ нравствСнныС ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹.

УстановлСниС Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ качСств личности, опрСдСляя Π΅Π΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈ «ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΠ΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ситуации Π·Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΅ΠΌΡƒ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ». Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС Π·Π°ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ основы нравствСнного сознания. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ нравствСнный ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ подросток, ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСт, Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π΅Π³ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ [44].

Π’ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС происходит Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ физичСскоС созрСваниС, Π½ΠΎ ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ созрСваниС личности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ осущСствляСтся ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст — это возраст формирования мировоззрСния, нравствСнных ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ², систСмы ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… суТдСний, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ подросток Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Если, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ младшим подростком, ΠΎΠ½ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π» Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠΎ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡŽ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ…, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм своих случайных, ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ для Π½Π΅Π³ΠΎ основноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ собствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ повСдСния, собствСнныС взгляды ΠΈ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ.

Π›.Π‘. Выготский особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π» Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростком процСссом образования понятий, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ способам повСдСния. По ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌ Π›. Π‘. Выготского, функция образования понятий Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ всСх ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС. «ΠŸΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ сСбя — Π²ΠΎΡ‚ Ρ‡Ρ‚ΠΎ приносит с ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚иях» [45].

Основной ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ подростка являСтся Π½Π°Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ с ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚, Π½Π΅ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π°ΡŽΡ‚, Π° ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ся, продолТая ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ структурС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, развиваСтся ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ содСрТания понятия Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСниях). ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС происходит Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ творчСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Как говорят психологи, подростковый возраст сСнзитивСн для Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. АпСлляция учитСля ΠΊ ΡƒΠΌΡƒ подростков, Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ возмоТностям ΠΊΠ°ΠΊ нСльзя большС ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ возрастным особСнностям личности подростков, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ это ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сил. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ слСдуСт всячСски ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ творчСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростков, для Ρ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π½ΠΈΡ… сходноС ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅, Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ обобщСния ΠΈ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ [46].

Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ активная, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° мысли начинаСтся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ учащимися Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°, вопрос. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ учитСля Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΡ‚Π°Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ занятия с ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ слоТности, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ этих ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ.

Активация ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, творчСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ являСтся Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ личностно ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния. Личностно ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π΅ Π½Π° Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π° Π½Π° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ участиС самих школьников Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ приобрСтСния этой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈΡ… ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, постСпСнноС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ способности ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ знания, способности ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ.

Π›.Π‘. Выготский ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π» Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΅Ρ‰Π΅ Π΄Π²Π° новообразования подросткового возраста. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ рСфлСксии ΠΈ Π½Π° Π΅Π΅ основС самосознания. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ рСфлСксии Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°, писал ΠΎΠ½, Π½Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌΠΈ измСнСниями самой личности, Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ самосознания для подростка становится Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ΅ ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ самосознания, ΠΊΠ°ΠΊ никакая другая сторона Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, считал Π›. Π‘. Выготский, зависит ΠΎΡ‚ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания срСды.

Личностный ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄Π½Ρƒ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самосознания. Для этого ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ:

  • * Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ΅ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, Π²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π½Π΅Π΅, ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ личности, ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ успСха, одобрСния, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ школьная ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΡ‡Π΅Π±Π° приносили Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • * ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ прямоС ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡ‚ставаниС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ нСдостатки Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°; ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ дСтского нСзнания ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ…, Π½Π΅ Π½Π°Π½ΠΎΡΡ ΡƒΡ‰Π΅Ρ€Π±Π° достоинству;
  • * ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ возмоТности ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚ΡŒ дСтям Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ сСбя Π² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ [47].

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ происходят прСобразования Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сфСрах психики. ΠšΠ°Ρ€Π΄ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ связаны с Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, с ΠΏΠ»Π°Π½Π°ΠΌΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² характСризуСтся иСрархичСской систСмой, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ систСмы соподчинСнных Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… общСствСнно Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… ΠΈ ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΡ… Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ для личности ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Π§Ρ‚ΠΎ касаСтся ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° дСйствия ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ Π½Π΅ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ, Π° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ поставлСнной Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ принятого намСрСния.

ИмСнно Π² ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСрС, ΠΊΠ°ΠΊ считала Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, находится Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста.

ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Π°Ρ сфСра это Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π’Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π΅ мСсто Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ сфСрС Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠ°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ: Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ стрСмится максимально Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свой ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» способностСй. Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ сути, Π΅ΡΡ‚ΡŒ стрСмлСниС ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ проявлСния, спСцифичСского Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° личностных структур: рСфлСксии, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°, Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π»Π° «ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ». Π‘ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΎΠ½ΠΎ характСризуСтся осознаниСм сСбя Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° общСства ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚изируСтся Π² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ общСствСнно Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ отличаСтся ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ прогнозирования своСй Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‡Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΉ, связанных с Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌ. Оно основываСтся Π½Π° ΡƒΠΆΠ΅ устойчиво ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ интСрСсах ΠΈ ΡΡ‚рСмлСниях ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ своих возмоТностСй ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π², ΠΎΠ½ΠΎ опираСтся Π½Π° ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ подростка ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½ΠΎ с Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ профСссии. А Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° самоопрСдСлСниС характСризуСтся Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ самого сСбя, своих возмоТностСй ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ своСго мСста Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ общСствС ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅Π³ΠΎ назначСния Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΡ‡Π°ΠΉΡˆΠΈΠ΅ возмоТности для Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского воздСйствия с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… особСнностСй ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… подростков.

Для ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ осущСствлСния личностно ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ процСссС слСдуСт Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ возрастныС психологичСскиС особСнности школьников, Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ случаС ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… подростков [44].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ