Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мониторинг посещаемости учебных занятий как средство управления образовательным процессом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В конце XX столетия гуманизация и демократизация образования дезориентировали педагогов в решении проблем посещаемости. Асоциальное поведение подростков превратилось в острую общенациональную проблему. Кризис российского образования до сих пор не преодолен. Заметно снизился уровень образованности подрастающего поколения, продолжает расти число беспризорных и безнадзорных детей, неее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИМИСЯ В ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. феноменологический анализ «учебной посещаемости» как педагогической категории
    • 2. проблема посещаемости и ее решение в истории образования
    • 3. современная зарубежная практика решения проблемы учебной посещаемости
    • 4. мониторинг посещаемости учебных занятий в системе управления образовтельным учреждением
  • выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МОНИТОРИНГА ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
    • 1. факторы, влияющие на качество посещаемости занятий учащимися
    • 2. информационная основа мониторинга посещаемости
    • 3. математические методы обработки информационных данных
  • выводы по главе и.:-.:.л
  • I ГЛАВА. III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ДЕЙСТВЕННОСТИ МОНИТО РИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ (НА
  • МАТЕРИАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ № 56 Г. СУРГУТА)
    • i. статистическая характеристика посещаемости учебных занятий учащимися лицея
    • 2. качественная характеристика посещаемости учебных занятий учащимися лицея.'
    • 3. воспитание у учащихся ответственного отношения к посещению занятий
    • 4. формы и методы управления качеством учебной посещаемости
  • выводы по главе iii.'4 '

Мониторинг посещаемости учебных занятий как средство управления образовательным процессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Учебная посещаемость, под которой мы понимаем систему присутствия учащихся на занятиях в целях усвоения образовательной программы, практически всегда была важной проблемой образовательного процесса, но до сих пор не получила адекватного отражения в теории педагогики. Учебная посещаемость относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, служат объектом управления образовательным процессом, с другой — во многом предопределяют образованность и воспитанность детей и молодежи.

Учебная посещаемость как явление социально-педагогическое детерминирует академическую успеваемость и воспитание учащихся. Она тесно связана с решением ряда организационных задач учебного процесса, с решением нравственных и социальных проблем семьи и образовательного учреждения, оказывает существенное влияние на их связь между собой, а также на создание имиджа образовательного учреждения и признание высокой квалификации педагогических работников. Посещение учебных занятий — одна из обязанностей учащихся. Недобросовестное ее выполнение сопряжено с рядом проблем самих учащихся, образовательного учреждения и общества, причем эта связь взаимно обратная.

Актуальность темы

исследования. В конце XX столетия гуманизация и демократизация образования дезориентировали педагогов в решении проблем посещаемости. Асоциальное поведение подростков превратилось в острую общенациональную проблему. Кризис российского образования до сих пор не преодолен. Заметно снизился уровень образованности подрастающего поколения, продолжает расти число беспризорных и безнадзорных детей, неее сещающих школу, падает интерес к обучению и процессу познания, не снижается детская и подростковая преступность. Устойчивое устремление к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм, доминирует в современном обществе. Наблюдается стабильный рост наркомании, алкоголизма, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений. Большое количество правонарушений совершают не занятые общественно полезным трудом подростки. В настоящее время асоциальное поведение детей проявляется не только во внеучебное время, но и во время, самостоятельно и по собственному желанию освобождаемое ими от учения. В этих условиях требуется новое определение и обоснование учебной посещаемости как важнейшей педагогической категории.

Организация посещаемости учебных занятий учащимися, ее контроль и оценка, регулировка и решение возникающих здесь проблем есть функция управления со стороны директора, завуча и любого учителя. Отслеживание ее текущего состояния, выявление колебаний и «узких» мест, определение зависимости каких-либо показателей и результатов учебно-воспитательного процесса от качества посещаемости в ряде образовательных учреждений востребовало разработки педагогического мониторинга посещаемости, под которым мы понимаем научно-исследовательское, практико-ориентиро-ванное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание хода и результатов посещаемости учащимися учебных занятий. К учреждениям, где проблема посещаемости периодически становится острой, относятся учреждения начального профессионального образования, центры творчества и другие организации в системе дополнительного образования, школы крупных городов и сельские школы. Педагогический мониторинг учебной посещаемости превращается в важное средство управления образовательным процессом.

В немногочисленной литературе по вопросу учебной посещаемости явно прослеживаются две тенденции. Одна из них идет от Ж.-Ж. Руссо, JI.H. Толстого и именуется принципом свободного воспитания, допускающего добровольное посещение занятий детьми. Другая, прямо противоположная, выраженная М. В. Ломоносовым и Д. И. Введенским, разработанная A.C. Макаренко, состоит в четкой и ответственной организации детского поведения, в воспитании сознательной дисциплины, ограничивающей детскую свободу в посещении занятий. Забота о воспитании сознательной дисциплины подрастающего поколения была в центре внимания советских деятелей народного образования. Эти идеи получили развитие в работах таких педагогов, как A.C. Белкин, Н. К. Крупская, Э. И. Моносзон, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий. К сожалению, специальных исследований, посвященных проблеме учебной посещаемости, в отечественной педагогике нет. Поэтому мы обратились к исследованиям в сравнительной педагогике.

Оказалось, что данная проблема многогранно изучена американскими исследователями, результаты работ которых нашли свое отражение в документах, руководствах, инструкциях по вопросам посещаемости учебных занятий в каждом штате. В нашей диссертации использованы исследовательские материалы департаментов образования штата Огайо («Улучшение посещаемости. Минимальные стандарты исполнительных серий»), штата Мэн («Руководство по программам и практике в вопросе улучшения школьной посещаемости»), штата Луизиана («Оценка посещаемости в школах штата Луизиана»), а также группы канадских исследователей под руководством доктора наук Ж. Паукера («Школьная посещаемость и непосещаемость в Канаде и Соединенных Штатах: обозрение проекта. Краткое исследование») и английского Инспекториата школ Ее Величества («Прогул и проблемы поведения в некоторых городских школах»).

Изучив материал по теме исследования в теории педагогики и практике образования, мы выделили существующее противоречие между объективной потребностью практики управления образовательным процессом по обеспечению учебной посещаемости и неразработанностью педагогического мониторинга посещаемости как средства управления этим образовательным процессом. Проблема состоит в выявлении, определении и обосновании педагогических возможностей мониторинга учебной посещаемости и применении его как средства управления образовательным процессом.

Цель исследования — выявить, определить и обосновать педагогические возможности мониторинга учебной посещаемости как средства управления образовательным процессом.

Объектом исследования выступает посещаемость учебных занятий учащимися образовательного учреждения.

Предметом исследования избран педагогический мониторинг учебной посещаемости как средство управления образовательным процессом.

Гипотеза исследования: педагогический мониторинг посещаемости станет средством управления образовательным процессом при условии:

— выявления и определения педагогических возможностей научно-исследовательского отслеживания учебной посещаемости как предмета мониторинга;

— организации практико-ориентированного отслеживания учебной посещаемости с учетом гуманизации, демократизации и технологии образовательного процесса;

— реализации информационно-аналитической, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной, организационно-исполнительской функций педагогического мониторинга в управлении образовательным процессом;

— совершенствования получения, учета, обработки, хранения и использования информации.

Задачи исследования.

1. На основании исследования функций учебной посещаемости в теории педагогики и практике образования определить и обосновать педагогические возможности научно-исследовательского отслеживания посещаемости.

2. Разработать технологию педагогического мониторинга учебной посещаемости.

3. Провести опытно-экспериментальную проверку действенности педагогического мониторинга посещаемости в системе управления образовательным процессом.

Методологическую основу исследования на философском уровне составил диалектический подход, разработанный Г. Ф. В. Гегелем, К. Марксом, Ф. Энгельсомна общенаучном уровне — системный, деятельностный, личщ ностный подходы, отраженные в трудах J1.C. Выготского, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М. М. Поташника, И .С. Якиманской, теория управления социальными объектами, в частности, образовательными системами и процессами, представленная в работах В. Г. Афанасьева, Г. Х. Попова, Г. Н. Се-рикова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой.

Теоретической базой исследования послужили работы A.C. Белкина, В. Г. Горба, Э. Ф. Зеера, A.A. Орлова, Т. С. Стефановской по проблемам мониторинговых исследованийJ1. Кроне, Ф. Ултера, Ж. Антонуччи, Д. Паукера по проблемам посещаемостиН.К. Крупской, М. В. Ломоносова, A.C. Макаренко, Э. И. Моносзон, В. А. Сухомлинского по проблемам воспитания сознательной дисциплины для совершенствования учебной посещаемостиЮ.А.Конаржевского, B.C. Лазарева, М. М. Поташника по проблемам управления.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ, синтез, сравнение, систематизацияэмпирические — методы сравнительной педагогики (сравнение, экстраполяция, перенос, модернизация), изучения опыта (анализ личного педагогического опыта работы, наблюдение, беседы, изучение документации), диагностические методы (анкетирование, тестирование), опытно-экспериментальная работа, статистические методы обработки информации.

В нашем исследовании имеется следующее ограничение. Проблема посещаемости решается на базе профессиональных училищ типа лицея, с учетом их специфики и статуса.

Этапы исследования.

Первый этап (1992 — 1995 гг.). Изучение инновационного опыта решения пролемы в теории педагогики и практике образования методами анализа, синтеза, сравнения. Организация опытно-поисковой работы инженерно-педагогических работников по созданию мониторинга посещаемости и выявлению его педагогических возможностей. Эмпирическими методами наблюдения, беседы, изучения документации, анкетирования, тестирования проводился сбор информации (первичное накопление данных), статистическими методами систематизировалась, обрабатывалась и представлялась информация (первичная обработка информации). Определялись факторы, влияющие на качество учебной посещаемости.

Второй этап (1996 — 1998 гг.). Изучение зарубежного опыта решения проблемы методами сравнительной педагогики (сравнение, перенос, модернизация). Разрабатывались теоретические основы опытно-экспериментальной работы, создавался инструментарий для отслеживания текущих результатов. Осуществлялся качественный и количественный, а также корреляционный анализ данных педагогического мониторинга (определение педагогических возможностей мониторинга посещаемости).

Третий этап (1999 — 2001 гг.). Проверка результативности и эффективности педагогического мониторинга посещаемости в системе управления образовательным процессом: проверка полноты получаемых данных, верификация прогноза исследования, коррекция методов, средств, результатов исследования. Методами математической статистики, а также сравнением и обобщением эмпирического материала обосновывались педагогические возможности мониторинга посещаемости. Разрабатываются практические рекомендации и предложения.

База исследования. В общей сложности на всех этапах исследования (1992 — 2001 гг.) была изучена посещаемость более 2 300 учащихся, объединенных в 70 учебных групп, с которыми работали 50 человек инженерно-педагогических работников ГШ № 56 г. Сургута.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) в комплексном исследовании педагогических возможностей мониторинга учебной посещаемости, состоящем в выявлении, определении и обосновании научно-исследовательского отслеживания, реализации посредством опытно-экспериментальной работы и проверки его результативности и эффективности;

2) в обращении к современному педагогическому опыту США, Канады, Англии и введении в научный оборот информации о решении проблемы посещаемости учебных занятий зарубежными учеными и практиками;

3) в разработке технологии педагогического мониторинга посещаемости учебных занятий учащимися в системе управления образовательным процессом, включающей определение факторов, влияющих на посещаемость учебных занятий, системообразующих компонентов мониторинга и их взаимосвязи, методов сбора и обработки информационных данных, методов и форм управления качеством посещаемости;

4) в определении и научном доказательстве результативности и эффективности технологии педагогического мониторинга посещаемости учебных занятий учащимися.

Теоретическая значимость исследования.

1. Дано определение и обоснование педагогической категории «учебная посещаемость» и понятий «педагогический мониторинг учебной посещаемости» и «качество учебной посещаемости».

2. Обоснован авторский алгоритм отслеживания посещаемости учебных занятий учащимися.

Практическая значимость исследования заключается в: разработке технологии мониторинга посещаемости учащимися учебных занятий, методов сбора и обработки данных о посещаемостиопределении конкретных путей и средств повышения качества посещаемостисоздании системы управления образовательным процессом с использованием мониторинга посещаемости как средства управления. Все эти материалы имеют прикладное значение, используются в течение многих лет в практике ПЛ № 56 г. Сургута и могут быть рекомендованы для любого типа образовательного учреждения, имеющего проблемы с посещаемостью подростками учебных занятий, особенно в системе начального профессионального и дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены адекватностью исследовательских процедур и методов целям и задачам исследования, рациональным сочетанием теоретического и опытно-экспериментального подходов в исследовании, опорой на повседневную педагогическую практику и опыт экспериментальной деятельности, непротиворечивостью эмпирических данных исходным теоретическим положениям, лонги-тюдным характером опытно-экспериментальной работы, личным опытом диссертанта, приобретенным в качестве заместителя директора по учебной работе в профлицее № 56 г. Сургута.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в профлицее № 56 г. Сургута, а также посредством публикаций в научно-методической печати. Материалы исследования были представлены и получили положительную оценку на научно-практических конференциях на тему: «Управление качеством образования: сущность, направления, технологии» (Екатеринбург, 2000) — «Управление качеством образования: критерии и показатели» (Екатеринбург, 2001).

Положения, выносимые на защиту:

1) определение и обоснование значения учебной посещаемости как педагогической категории,.

— означающей систему присутствия учащихся на занятиях в целях усвоения образовательной программы, выбранной ими на основе и согласно своим личным возможностям и условиям жизни;

— интегрирующей характеристики таких понятий, как социально-педагогические, психолого-педагогические, нравственные, нормативно-правовые, экономические условия образовательного процесса;

— выполняющей в образовательном процессе воспитательную, обучающую, развивающую, оздоровительную, социокультурную, организационную функции, а также социальной защиты и социальной адаптации;

2) идея детерминации посещаемости учебных занятий учащимися возрастом, полом, общими интеллектуальными способностями и уровнем воспитанности;

3) идея корреляционной зависимости академической успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися;

4) идея определяющего влияния на качество посещаемости комплекса факторов: личность учащегося — состояние здоровья, мотивация учения, учебная несостоятельностькачество образовательного процесса — его связь с семейным воспитанием, наличие педагогического мониторинга посещаемости, дисциплина учащихся, уровень профессионализма преподавателей, режим работы, имидж учебного заведениясостояние общественного окружения — уровень нравственности, отсутствие перспектив заработка и общий уровень культуры;

5) педагогический мониторинг посещаемости как средство управления образовательным процессом повышает качество посещаемости учебных занятий учащимися.

Выводы по главе III.

1. Мониторинг посещаемости, осуществляемый в профессиональном лицее, позволил, во-первых, определить и оценить состояние посещаемости, во-вторых, выявить зависимости и взаимовлияния ее с другими факторами, определяющими качество образовательного процесса, в-третьих, предоставить научно достоверную, систематизированную и проверяемую информацию для корректировки управления образовательным процессом.

2. Опытно-экспериментальная работа по созданию и осуществлению мониторинга посещаемости учебных занятий учащимися профессионального лицея позволила получить эмпирический материал, который может быть использован в последующих исследованиях данной темы. Был, в частности, получен вывод о реальной зависимости посещаемости от учебных курсов: самая высокая — у учащихся I курса, средняя — у учащихся III и IV курсов и самая низкая — у учащихся II курсов. Эти данные, полученные за несколько последних лет, показывают устойчивую тенденцию.

3. Опытно-экспериментальные данные позволили установить в качестве закономерностей такие явления, как: посещаемость учебных занятий у девушек выше, чем у юношейчем сложнее, интеллектуальнее и престижнее получаемая профессия, тем выше качество посещаемости обучающихся ейзависимость посещаемости от времен года — в конце осени и в начале зимы посещаемость падает, весной ее качество растетчем успешнее учится учащийся, тем благополучнее у него с посещаемостью.

4. Анализ основных причин пропуска занятий позволил получить следующие выводы: на посещаемость значительное влияние оказывает мотивация учения, состояние здоровья, психологический климат в коллективе, состояние и уровень квалификации педагогических работников.

5. Опытно-экспериментальная работа по созданию мониторинга как средства управления образовательным процессом включала в себя выработку форм повышения качества посещаемости. В качестве таковых свою эффективность в практике лицея показали: телефонная связь с семьей, беседы, опросы родителей и учащихся, стимулирующие консультации, использование прессы, радио и телевидения, письма администрации, ведение регистрационных бланков, письма родителям, просвещение и наглядная агитация, поощрения и признания. В качестве управленческих форм свою эффективность показали: комитет по посещаемости, Правила поведения для учащихся, составление оптимального расписания, введение координатора по посещаемости, разработка «Положения о посещаемости», программы «Здоровья».

Многолетняя опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность мониторинга посещаемости как средства управления образовательным процессом.

Заключение

.

Обобщение результатов проведенного нами исследования дает основание считать, что работа содержит:

— на методологическом уровне — определение посещаемости как одной из важнейших педагогических категорий;

— на теоретическом уровне — определение и обоснование педагогического мониторинга учебной посещаемости;

— на технологическом уровне — технологический алгоритм педагогического мониторинга учебной посещаемости как средства управления;

— на практическом уровне — методы сбора и обработки данных, которые может применять каждый педагог, независимо от профиля образовательного учреждения.

Проблема посещаемости учебных занятий учащимися образовательных учреждений в отечественной педагогике изучена крайне слабо. В ней практически отсутствуют исследования на эту тему. Между тем их востребованность чрезвычайно высока в учреждениях начального профессионального образования, дополнительного образования и некоторых типах общеобразовательных школ.

В отечественной педагогике эта тема представлена в работах A.C. Белкина, Д. И. Введенского, Н. К. Крупской, М. В. Ломоносова, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого. Как правило, посещаемость как педагогическое явление, включалось в состав представлений о школьной дисциплине и культуре поведения. В практике образования она, тем не менее, решалась. В 60−80 годы — за счет всеобуча и деятельности общественно-политических детских и юношеских организаций.

Между тем зарубежная теория и практика образования проблему посещаемости учебных занятий учащимися рассматривала как стратегическую в системе воспитания успешного и благополучного поколения. Об этом говорят изученные нами материалы из США, Англии, Канады, Китая.

Состояние слабой исследованности проблемы применительно к современным российским условиям побудило поставить довольно широкую гипотезу, включающую разработку научного определения «посещаемости учебных занятий» как педагогической категории. Изучив этимологию древнерусского слова «посещаемость», а также область его практического использования, мы дали его рабочее определение. Посещаемость учебных занятий есть система присутствия учащегося на занятиях с целью усвоения образовательной программы, выбранной им на основе и согласно своим личным возможностям и условиям жизни. Свободное посещение занятий означает не свободное (по желанию) присутствие на них, а свободный выбор образовательных программ, после чего наступает личная ответственность учащегося за посещаемость.

В данном исследовании разработан понятийно-терминологический аппарат, т. е. «поле понятия» посещаемости, куда вошли: качество посещаемости, функция посещаемости, ее виды, пропуски занятий, прогул и др.

Учебная посещаемость интегрирует социально-педагогические, психолого-педагогические, нравственные, нормативно-правовые, экономические характеристики условий педагогического процесса.

Посещаемость учебных занятий выполняет специальные функции в образовательном процессе. В исследовании выявлены воспитательная, обучающая, развивающая, оздоровительная, социокультурная, организационная функции, а также социальной защиты и социальной адаптации. Они представляют единую систему, органично взаимосвязаны между собой. Специальные функции определяют содержание и направление деятельности образовательного учреждения, должностного лица, структурного подразделения, инженерно-педагогических работников, а также учащихся, посещающих занятия в этом учреждении. Посещаемость по отношению к ним рассматривается как процесс, которым надо управлять на основе качественных показателей и количественных характеристик.

Разработать, утвердить и принять систему управленческих решений по проблеме посещаемости образовательного учреждения помогли результаты исследования причин и степени устойчивости посещаемости учебных занятий учащимися. Основными факторами, влияющими на учебную посещаемость, являются:

— личностные факторы, исходящие от самого учащегося (мотивация учения, несостоятельность в учебе, здоровье учащегося);

— семейные факторы (взаимосвязь семьи и образовательного учреждения, заинтересованность семьи в учебе подростка, состав и материальное положение семьи, психологический климат в семье);

— институционные факторы (организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, наличие мониторинга посещаемости, уровень профессионализма преподавателей, имидж образовательного учреждения, режим работы и дисциплина в образовательном учреждении, наличие стимулирующих программ, адекватные условия обучения, оборудования, снабжения, психологический климат в учебных группах и в образовательном учреждении);

— общественные факторы (социально-экономические условия в обществе, профилактика правонарушений, нравственные, культурные, духовные ценности в обществе, взаимосвязь образовательного учреждения с рынком труда).

В процессе исследования проблемы были выявлены, определены и обоснованы педагогические возможности мониторинга учебной посещаемости, под которым мы понимаем научно-исследовательское, практико-ориентированное, диагностико-прогностическое отслеживание хода и результатов посещаемости учебных занятий учащимися. Разработан и опытно-экспериментальным путем проверен алгоритм педагогического мониторинга посещаемости, включающий этапы: первичного накопления информацииобработки информациидиагностическийпланово-прогностическийорга-низационно-деятельностныйкоррекционныйитоговый.

Технология мониторинга предусматривает подбор методов сбора и обработки информации о состоянии посещаемости, обеспечивающий взаимосвязь статистических (математических) и качественных методов. Такая взаимосвязь обеспечивает условия использования компьютерных программ для осуществления мониторинга. Для сбора информации применялись методы регистрации телефонных звонков, ведения сводного журнала по посещаемости, бесед с учащимися для выяснения причин пропусков занятий, опрос родителей по проблемам посещаемости их детей. Обработка информации осуществлялась на бланках отчета по посещаемости, статистическими методами, компьютерными технологиями.

Количественная и качественная обработка данных опытно-экспериментальной работы позволила сделать следующие выводы:

— при систематическом наблюдении за посещаемостью и своевременном принятии коррекционных мер поддерживается стабильная, удовлетворительная посещаемость учебных занятий, сохраняется контингент учащихся;

— согласно установленной корреляционной зависимости между посещаемостью и успеваемостью учащихся, связь между непосещаемостью и неуспеваемостью учащихся сильнее, чем их связь между посещаемостью занятий и академической успеваемостьюпосещаемость занятий скорее необходимое, но не достаточное условие академической успеваемости учащихся, так как ее обусловливают еще и многие другие факторы;

— учебная посещаемость находится в определенной зависимости от по-годно-климатических условий, пола, учебного курса, мотивации учения и уровня общего развития учащихся.

Завершающим элементом мониторинга посещаемости является принятие управленческого решения. Они реализуется как выбор форм и методов воспитания у учащихся ответственного отношения к посещаемости учебных занятий, форм и методов управления этой деятельностью.

Поиски методов решения проблемы учебной посещаемости были связаны прежде всего с разработкой мер общественного воздействия. Разработана технологическая цепь деятельности инженерно-педагогических работников по поддержанию учебной посещаемости: практика телефонных звонков, бесед, опросов, стимулирующих консультаций, использование радио, прессы, телевидения, наглядной агитации, написание писем родителям, анкетирование, работа с бланком отчета по посещаемости, применение стимулирующей практики (поощрения, индивидуальное признание, работа комитета по посещаемости, взятие учащегося на поруки, проведение дней «Открытий», «Науки», «Карьеры», правила поведения для учащихся), привлечение к участию в этой работе производственных предприятий, спортивных организаций и социальных служб города, разработка альтернативных программ обучения, программы «Здоровье» и др.

Управление качеством посещаемости осуществляется через управление кадрами, организацию учебного процесса, методами воспитательной работы, которые могут быть оперативными, краткосрочными и непрерывными, поступательными мерами профилактики. Особое внимание уделяется работе с родителями: привлечение к ответственности за халатное отношение в рамках «Положения по посещаемости» и «Договора», оказание помощи психологическими службами, педагогами, объявление благодарности за хорошее воспитание своего ребенка, проведение лекций, собраний, бесед со специалистами разных профилей. Существенным моментом в педагогическом мониторинге учебной посещаемости является исполнение решений, корректирующих процесс управления посещаемостью. Его выполняют все ответственные за посещаемость сотрудники: кураторы групп, педагоги, координатор по посещаемости.

Развитие и углубление рассматриваемой проблемы предполагает дальнейшее теоретико-методическое исследование на основе персонально личностного подходаанализ концепции гуманистического воспитания, составной частью которого является воспитание дисциплинированности учащегосяразработку технологий, обеспечивающих ценностное отношение к человекукритическое освоение зарубежного опыта по вопросам данной проблемы и определение возможности его внедрениярасширение решения проблемы на уровне общества, например, города, района или области, которым может заниматься Департамент образования. Он должен обсудить и синтезировать все идеи и данные для того, чтобы определить конечную цель, составить стратегию и тактику решения проблемы. Конечно, каждое образовательное учреждение может иметь свою программу по данному вопросу, но лучше, если основные позиции будут едиными для всех. Такой подход дает несколько преимуществ: вырабатываются единые педагогические требования, которые выполнять посильно всем образовательным учреждениямсоздаются условия для творческого решения этой проблемы, исходя из собст венных возможностей образовательных учрежденийобеспечиваются взаимодействия образовательных учреждений с общественностью по вопросам посещаемости занятий и им сопряженнымгарантируется взаимопонимание между Департаментом и администрацией образовательных учреждений в поставленных целях и задачах.

Таким образом, полученные результаты убеждают в продуктивности исследования поставленной проблемы, в достижении цели самого исследования: разработанный мониторинг посещаемости может быть средством управления образовательным процессом. Для этого есть внешние и внутренние условия работы многих образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.И. Самоприказ в процессе саморегуляции поведения подростков // Проблемы управления процессом воспитания: Материалы симпозиума. М: Изд-воМГУ, 1971. С. 141−145.
  2. JI.B. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. 2000. № 7. С. 48−52.
  3. .Н. Особенности воспитания школьников с учетом компенсаторных тенденций их поведения // Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр./ УрГУ. Свердловск, 1986. С. 109 118.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. 317 с.
  5. С.И. Теория и практика подготовки педагогов к воспитательной работе с нравственно-аномальными подростками: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. 39 с.
  6. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1984. 141 с.
  7. Антология педагогической мысли христианства Средневековья. Т.1. М.: АО Аспект-Пресс, 1994. 398 с.
  8. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций Российской Федерации: Сб. док. М-ва образования Рос. Федерации. Вып. 1. М.: Б.и., 1994. 173 с.
  9. В.Г. Системность и общество. М.: Знание, 1980.
  10. A.B. Воспитание сознательной дисциплины // Сов. педагогика. 1983. № 8. С. 11−17.
  11. H.H. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого // Педагогика. 2000. № 7. С. 69−73.
  12. B.C. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. 236 с.
  13. B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. /Свердл. инж.-пед. ин-т. Екатеринбург, 1994. 338 с.
  14. B.C., Казанская В. Г. Социально-психологические характеристики преподавателя СПТУ // Социально-психологические особенности личности инженера-педагога: Сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1988. С. 36−38.
  15. A.C. Внимание ребенок!: Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981. 126 с.
  16. A.C. Диагностика педагогической запущенности учащихся: Учеб. Пособие / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1979. 107 с.
  17. A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
  18. A.C. Отклонения в поведении школьников: Учеб. пособие / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1973. 138 с.
  19. A.C. Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 16 с.
  20. A.C. Проступки можно предупредить. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1967. 83 с.
  21. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 185с.
  22. A.C., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 97 с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Спб.: Лениздат, 1992. 400 с. 24,25,26,27,28
Заполнить форму текущей работой