Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогический механизм коррекции содержания и организации педагогической подготовки с позиций синергетического подхода предусматривает использование позиционного принципа организации совместной деятельности преподавателей и студентов в ходе занятийизменение подходов к целеполаганию в ходе педагогической подготовкиформирование мотивационной сферы посредством наглядного моделирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения в образовательной практике отраслевых вузов
    • 1. 1. Организация и содержание педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в практике отраслевых вузов
    • 1. 2. Особенности педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе
    • 1. 3. Обоснование дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в образовательной практике отраслевого вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения
    • 2. 1. Педагогические механизмы создания дидактических условий совершенствования педагогической подготовки
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования эффективности дидактических условий совершенствования педагогической подготовки
  • Выводы по второй главе

Совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие реального сектора экономики невозможно без увеличении количества и совершенствования качества подготовки специалистов начального и среднего звена, а следовательно, и педагогов начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих их подготовку. В связи с этим в последнее десятилетие значительно возросло число отраслевых вузов, в которых осуществляется подготовка будущих педагогов профессионального обучения по необходимым для той или иной отрасли специальностям. Актуальными качествами системы профессионально-педагогического образования в таких вузах становятся её гибкость, способность. эффективно реагировать на возрастающие запросы^ отрасли, быстро адаптироваться к непрерывно изменяющейся ситуации на рынке образовательных услуг и труда.

Вместе с тем, как отмечают H.G. Глуханюк, Э: Ф. Зеер, П. Ф: Кубруш-ко, В. П. Косырев, B.C. Леднев, JI.3. Тенчурина, Н. К. Чапаев и другие в своих исследованиях, существующая система профессиональной подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевых вузах не всегда отвечает этим требованиям. Анализ практики подготовки таких специалистов в ряде отраслевых вузов показал, что сложившаяся в них система во многом повторяет систему подготовки учителя-предметника в педагогическом вузе, учебные планы и программы инженерно-педагогических факультетов и кафедр не всегда учитывают специфику подготовки будущих преподавателей профессионального обучения и являются предметно-курсовыми, а организация их обучения — информационно-сообщающей (здесь и далее термины «педагог профессионального обучения», «преподаватель профессионального обучения», «инженер-педагог» мы применяем как синонимы). В рабочих программах педагогических дисциплин преобладает общетеоретическая подготовка, зачастую не связанная со специализацией будущего педагога, не найден оптимальный вариант интеграции инженерных (специальных) и педагогических знаний в ходе их изучения.

В связи с этим, многие учёные, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического образования С .Я. Батышев, B.C. Безрукова, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, П. Ф. Кубрушко, В. П. Косырев, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, А. Т. Маленко, Г. М. Романцев, Н. К. Чапаев и другие, указывают на объективную потребность в разработке современных подходов к содержанию и организации педагогической подготовки, способных в условиях отраслевого вуза совершенствовать этот процесс, в максимальной степени учесть специфику их профессиональной подготовки, эффективно реагироватьгна постоянно изменяющиеся требования к ее содержанию (исходя из содержания профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов, здесь и далее термины «профессиональная подготовка будущих. преподавателей профессионального обучения» и «инженерно-педагогическая подготовка» применяются как синонимы). ~ ;

Один из подходов к решению обозначенной проблемы — выявление и обоснование дидактических условий, с детальной проработкой педагогических механизмов их создания, способных в образовательной практике отраслевых вузов, не меняя сложившейся системы профессионально-педагогического образования, совершенствовать ее в соответствии с современными требованиями. Тем более что для реализации такого подхода в отечественной профессиональной педагогике созданы все необходимые теоретико-методологические предпосылки.

Методологической основой такой работы могут стать исследования по теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанско-го, A.C. Гусевой, В. Н. Герасимова, A.A. Деркача, М. М. Поташникаконцептуальные исследования инженерно-педагогического образования, проведенные С. Я. Батышевым, С. А. Шапоринским (процесс подготовки педагогов профессионального обучения), Н. М. Жуковой (структура содержания психолого-педагогической подготовки инженера-педагога),.

А.А.Жученко, Г. М. Романцевым, Е. В. Ткаченко (организация и содержание профессионально-педагогического образования), Э. Ф. Зеером, Н.С. Глуха-нюк (психологические аспекты профессионального становления личности инженера педагога), В. П. Косыревым (методическая подготовка инженеров педагогов), Н. В. Кузьминой (структура деятельности инженера-педагога), Л. М. Кустовым (диагностическая^ проектировочная и экспериментальная деятельность инженера-педагога), А. Т. Маленко (воспитание инженера педагога), В. И. Никифоровой (содержание подготовки инженера-педагога к занятиям), Л. З. Тенчуриной (генезис профессионально-педагогического-образования), В. Д. Шадриковым (системогенез профессиональной деятельности) — и другие.

Немалый интерес представляют исследования в области различных аспектов совершенствования подготовки будущих учителей-предметников в педагогических вузах В. И. Андреева, В<�П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, Г. И. Железовской, М. В. Кларина, Ю. Н. Кулюткина, В. С. Кукушина, Н. В. Кузьминой, Н. М. Таланчука, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и многих других. В работах этих и других авторов всесторонне рассмотрены вопросы проектирования образовательной среды в педагогических вузах, организации непрерывного образования педагога, различных подходов к развитию интереса в профессионально-творческой, деятельности у будущих учителей, разнообразных форм, методов, приемов и средств подготовки будущих учителей к преподаванию дисциплин в общеобразовательной школе.

В последние годы выполнен целый ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются отдельные аспекты процесса подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, формирования у них необходимых профессиональных качеств (Ю.М. Измайлова — интеграция психологического и педагогического знания в процессе подготовки инженеров-педагогов, Л. М. Кустов — основы послевузовской подготовки инженеров-педагогов, Л. И. Назарова — содержание и методика обучения основам инноватики, Е. М. Решетникова — развитие речевой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и другие).

Вместе с тем, несмотря на большое количество работ по различным вопросам совершенствования подготовки будущих педагогов профессионального обучения, данную проблему нельзя считать исчерпанной. У отдельных авторов существуют разногласия по вопросам возможности, необходимости, а порой и целесообразности применения для этих целей отдельных технологий, форм, методов, приемов, средств обучения. Не в полной мере учитываются особенности инженерно-педагогического образования вообще и их проявление в образовательной практике отраслевых вузов в частности. Поэтому продолжение исследований в области поиска подходов к совершенствованию подготовки (и ее педагогической составляющей в частности) будущих преподавателей профессионального обучения является актуальным направлением научно практических изысканий.

Актуальность представленного исследования обусловливается и необходимостью разрешения ряда противоречийсуществующих в педагогической подготовке будущих преподавателей профессионального обучения между все возрастающим объемом педагогических знаний и умений, необходимых будущему педагогу профессионального обучения, и невозможностью увеличения учебного времени на изучение дисциплин педагогического цикла в условиях отраслевого вузамежду необходимостью более глубокой интеграции инженерной и педагогической составляющих в процессе изучения педагогических дисциплин и неразработанностью механизмов, способных обеспечить еемежду наличием существенных особенностей в педагогической подготовке таких специалистов и отсутствием разработанных приемов их учета.

Актуальность и существующие в педагогической подготовке противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие дидактические условия должны быть созданы в образовательной практике отраслевого вуза, способствующие совершенствованию педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, обеспечивающие высокий уровень педагогических знаний и умений, их взаимосвязь с инженерными знаниями? Потребность в разрешении проблемы определила выбор темы исследования: «Совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе».

Объект, исследования: процесс совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, в отраслевом вузе.

Предмет исследования: дидактические условия совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения.

Цель исследования: совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, посредством создания в образовательной практике отраслевого вуза необходимых для этого дидактических условий.

Гипотеза исследования: педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения в образовательной практике отраслевого вуза будет более эффективной, если:

— целенаправленное управление ее совершенствованием основывается на учете интегративного, поливариативного, гибкого и полифункционального характера профессиональной подготовки, специфики ее осуществления в отраслевом вузе;

— рассматривается как открытая-, нелинейная, неравновесная система и на этой основе осуществляется коррекция ее содержания и организации в соответствии с постоянно меняющимися требованиями к подготовке специалистов, интегрируются педагогические и инженерные знания, организуется сотворческое взаимодействие преподавателей педагогических и инженерных дисциплин;

— осуществляется комплексное использование доступных в образовательной практике отраслевого вуза форм, методов, приемов, средств обучения, функционально соответствующих решению задач каждого этапа педагогической подготовки.

В соответствии с указанной целью и гипотезой, были определены задачи исследования:

1. Уточнить особенности инженерно—педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, выявить специфику ее педагогической составляющей (педагогической подготовки) в условиях отраслевого вуза.

2. Выявить и обосновать эффективность дидактических условий совершенствования педагогической подготовки в образовательной’практике отраслевого вуза.

3. Разработать педагогические механизмы создания" дидактических условий.

4. Экспериментально проверить" эффективность дидактических условий совершенствования педагогической подготовки и механизмов их создания.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— основы теории и методологии инженерно-педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения* (С.Я. Баты-шев, Н. М. Жукова, Э. Ф. Зеер, П. Ф. Кубрушко, Н. В. Кузьмина, В.П. Ко-сырев, B.C. Леднев, Е. В. Ткаченко, Н. К. Чапаев и другие);

— теория и методика оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, A.C. Гусева, В. Н. Герасимов, A.A. Деркач, B.C. Куку-шин, И. П. Подласый, М. М. Поташник и другие);

— педагогические концепции совершенствования подготовки будущих учителей-предметников в педагогических вузах (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, Г. И. Железовская, М. В. Кларин,.

Ю.Н. Кулюткин, B.C. Кукушин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков);

— концепция применения системно-синергетического подхода к исследованию педагогических явлений (О.Н. Астафьева, М. В. Богуславский,.

A.И. Бочкарев, М. А. Весна, В. А. Игнатова, E.H. Князева, В. Н. Корчагин, С. П. Курдюмов, Т. С. Назарова, Н. М. Таланчук, В. Д. Шадриков, Ю. В. Шаронин и другие);

— теоретические основы методической подготовки будущих педагогов профессионального обучения (B.C. Безрукова, П. Ф. Кубрушко,.

B.П. Косырев, А. Т. Маленко, В. И. Никифорова, Г. М. Романцев и другие).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.

На этапе теоретического исследования применялись: теоретико-методологический' анализ педагогической литературы по проблеме исследования, изучение опыта педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, нормативных документов, регламентирующих её организацию и содержание в отраслевых вузаханализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системахразработка комплексной программы исследования и прогнозирование итогов опытно-экспериментальной работы. Это позволило выяснить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и наметить пути её оптимального решения.

В ходе выявления и обоснования дидактических условий совершенствования педагогической подготовки использовались абстрагирование, конкретизация, аналогия, систематизация, теоретическое моделирование.

На этапе опытно-экспериментальной работы — экспресс-тестирование, анкетирование, беседы, наблюдение за учебной деятельностью студентов, метод экспертных оценок, самооценки студентов, педагогический эксперимент, статистические способы обработки информации. Данные методы позволили осуществить мониторинг хода и результатов создания дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в образовательном процессе отраслевого вуза.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно с 2002 по 2009 г. на базе факультета механизации сельского хозяйства Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова.

На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы, в педагогической науке, исследовалась практика педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в ряде отраслевых вузов, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, уточнялся научный, аппарат исследования.

На втором этапе (2003;2004 гг.) проведено научное обоснование дидактических условий совершенствования педагогической подготовки и разработка педагогических механизмов их создания, содержание и методика педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2004;2009 гг.) проведен педагогический эксперимент, направленный на оценку эффективности дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, уточнялись задачи исследования, анализировались результаты эксперимента, формулировались выводы, велась апробация результатов исследования и внедрение их в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём уточнены особенности инженерно-педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения — интегративность (взаимосвязь педагогических и технических знаний, методик теоретического и производственного обучения), поливариативность (подготовка к преподаванию цикла специальных дисциплин), гибкость (постоянное изменение содержания в соответствии с запросами рынка труда на педагогов соответствующей специализации), полифункциональность (подготовка к выполнению как традиционных педагогических, так и специфических видов работ, характерных только для педагога профессионального обучения) — выявлена специфика педагогической подготовки как составляющей профессиональной подготовки будущих преподавателей профессионального обучения в условиях отраслевого вуза — прикладной характер, закрытость и обособленность, рассогласованность изучения с инженерными дисциплинамиобоснованы дидактические условия совершенствования педагогической подготовки в образовательной практике отраслевого вуза: интеграция педагогических и инженерных знаний в содержании педагогических дисциплин, коррекция содержания и организации педагогической подготовки с позиций синергетического подхода, сотворческое взаимодействие преподавателей*. инженерных и педагогических дисциплинразработаны, «педагогические механизмы» создания дидактических условий, заключающиеся в отборе и комплексном использовании форм, методов, средств, приемов обучения, обеспечивающих решение дидактических задач на каждом этапе изучения педаг<3тю1ретичщзюци1×1шч1и110сть результатов исследования состоит в том, что они расширяют наши представления об особенностях и роли педагогической подготовки в системе инженерно-педагогического образования, способствуют теоретическому осмыслению дидактических условий, педагогических механизмов их создания в образовательной практике отраслевых вузов, что вносит определенный вклад в развитие педагогической концепции профессионально-личностного становления будущих преподавателей профессионального обучения. Результаты исследования могут быть использованы для углубления научных исследований в аспекте поиска путей совершенствования как профессиональной подготовки в целом, так и ее педагогической составляющей.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование процесса профессионально-личностного становления будущих педагогов профессионального обучения, в востребованности дидактических условий и педагогических механизмов их создания образовательной практикой отраслевых вузов, позволяющих совершенствовать процесс педагогической подготовки будущих специалистов. Материалы исследования (методические разработки занятий, банк тестовых заданий, программы педагогических практикумов, педагогических практик, комплекс методических заданий и задач) могут быть использованы также в системе дополнительного образования и повышения, квалификации-профессионально-педагогических кадров.

Достоверность и, обоснованность результатов^ исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положенийвнутренней непротиворечивостью логики исследованияадекватностью применяемых методов цели и задачам исследованиядлительностью^ проведения экспериментальной работышироким внедрением результатов исследования в образовательный процесс ряда профессиональных учебных заведенийвариативной проверкой основных положений и выводов в педагогической практике.

Апробация-и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГАУ им. Н. И. Вавилова (Саратов, 2006;2009), четвертой заочной международной научно-методической конференции «Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов» (Саратов, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарная составляющая в системе юридического образования: актуальные проблемы» (Саратов, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы научного обеспечения сельскохозяйственного производства и образования» (Саратов, 2008), Всероссийской научно-практической заочной конференции «Фундаментальные основы физического, психического и социального здоровья» (Тамбов, 2008), Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественных наук» (Тамбов, 2008). Материалы диссертации обсуждались на кафедре педагогики и психологии Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах.

Материалы исследования (методические разработки занятий по педагогическим дисциплинам, банк тестовых заданий, программы педагогических практикумов и практик, комплекс методических заданий и задач) используются в учебном процессе Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова, Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Саратовского государственного профессионально-педагогического колледжа имени Ю. А. Гагарина.

Основные положения, диссертации изложены в 8 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения обладает комплексом особенностей, оказывающих существенное влияние на ее содержание и организацию в образовательной практике отраслевого вуза-и обусловленных как спецификой-инженерно-педагогического образования вообще — интегративность (необходимость взаимосвязи педагогических и технических знаний, подготовки к теоретическому и производственному обучению), поливариативность (подготовка к преподаванию цикла специальных дисциплин), гибкость (постоянное изменение содержания в соответствии с запросами рынка труда на педагогов соответствующей специализации), специфичность (подготовка к выполнению видов работ, присущих только педагогу профессионального обучения), так и спецификой ее проведения в отраслевом вузе — прикладной характер педагогической подготовки, ее осуществление в образовательной среде отраслевого вуза, рассогласованный характер изучения педагогических дисциплин.

2. Дидактическими условиями совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения выступают: интеграция педагогических и инженерных знаний в содержании педагогических дисциплин, моделирование педагогической подготовки на принципах синергетического подхода, организация сотворческого взаимодействия преподавателей инженерных и педагогических дисциплин. Данные условия носят характер взаимосвязанного и взаимообусловленного комплекса, в котором системообразующуюфункцию выполняет теоретическое моделирование педагогической подготовки на принципах синергетического подхода, позволяющее в максимальной степени учесть особенности педагогической подготовки как части инженерно-педагогического образования, рассмотреть ее как открытую, нелинейную, динамическую систему и тем самым обеспечить возможности интеграции педагогических и инженерных знаний, сотворчество, преподавателей педагогических и инженерных дисциплин.

3. Под «педагогическими механизмами» создания дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения мы понимаем комплексное использование совокупности форм, методов, средств, приёмов, техник обучения, доступных для преподавателя в условиях отраслевого вуза и обеспечивающих решение конкретной дидактической" задачи на каждом этапе изучения педагогических дисциплин.

Структура работы. Диссертация выполнена на 182 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложенийснабжена 7 таблицами и 1 рисунком.

Выводы по второй главе.

1. Под «педагогическим механизмом» создания дидактических условий совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения мы понимаем комплексное использование доступных для преподавателя в данных условиях, совокупности форм, методов, средств, приёмов, техник обучения, обеспечивающих решение конкретной дидактической задачи:

Педагогический механизм интеграции педагогических и инженерных знаний в подготовке будущих преподавателей профессионального обучения предусматривает использование следующих форм, методов и приемов: Встречи с руководителями и преподавателями начальных (средних) профессиональных учебных заведений, ознакомительные экскурсии студентов специальности «Профессиональное обучение» в начальные (средние) профессиональные учебные заведения, приглашение руководителей и преподавателей начальных (средних) профессиональных учебных заведений для проведения отдельных занятий по педагогическим дисциплинам.

Тестирование студентов с целью выявления их личностных качеств, оказание помощи в составлении индивидуального плана развития необходимых для педагога качеств. Проведение семинарских занятий с использованием таких методов, как «семинар-дискуссия», «семинар-игра», синекти-ка, «техника аквариума», «мозговой штурма», «кейс-анализ» и так далее. Внесение в содержание изучаемых дисциплин тем, связанных с историей возникновения и развития профессиональной педагогики и педагогики профессионального обучения. Организация практикумов по дисциплинам «Общая и профессиональная педагогика» и «Педагогические технологии». Решение (анализ) педагогических задач (ситуаций). Проведение деловой игры по созданию проекта современного учебного пособия по технической учебной дисциплине среднего профессионального учебного заведения. Разработка студентами образовательных программ по методике профессионального обучения.

Педагогический механизм коррекции содержания и организации педагогической подготовки с позиций синергетического подхода предусматривает использование позиционного принципа организации совместной деятельности преподавателей и студентов в ходе занятийизменение подходов к целеполаганию в ходе педагогической подготовкиформирование мотивационной сферы посредством наглядного моделирования профессионально важных учебных элементов (знаний, умений, навыков, методов, алгоритмов, процедур) на основе познавательного интереса (значимость, новизна, деловые игры, информационные технологии и тому подобное) — вариативный выбор методик обучения, которые являются оптимальными в конкретной ситуации. Широкое использование помимо «классических» форм учебной работы таких их типов, как проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция с помощью опорных конспектов, семинар-размышление, семинар-дискуссия, семинар-обмен опытом, итоговый семинар, решение педагогических задач, групповая работа по составлению планов занятий, индивидуальная работа по изготовлению наглядного материала и другое.

Педагогический механизм сотворческого субъект-субъектного взаимодействия преподавателей педагогических и инженерных дисциплин между собой и студентами предусматривает согласование методики инженерно-педагогической подготовки будущих специалистов посредством проведения совместных научно-практических конференций преподавателей педагогических и инженерных дисциплин, семинаров, инструктажей, совместное участие преподавателей в преподавании учебной дисциплины «Методика преподавания специальных дисциплин».

2. Основными критериями оценки эффективности условий совершенствования педагогической подготовки являются: уровень педагогических и методических знаний и умений студентов, динамика интеллектуального развития студентов в ходе педагогической подготовки, уровень профессиональной идентичности (профессионального самосознания), степень творческого потенциала (креативности) будущих педагогов профессионального обучения. Для их оценки по вышеприведённым критериям использовались следующие методики: уровень педагогических и методических знаний, умений и навыков оценивался с помощью тестовых экспресс-методик, по результатам педагогического практикума (II курс обучения), педагогических практик (III и IV курсы обучения), методических заданий по дисциплинам «Методика воспитательной работы» и «Методика профессионального обучения», методики «Квадрат функций» Матяш Н.В.- уровень и динамика интеллектуального развития — с помощью теста Амт-хауэраразвитие профессиональной идентичности — с помощью методики «Кто Я», методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, методики предельных смыслов Д. А. Леонтьева, опросника для оценки потребности достижения успеховстепень развития творческого потенциала — с помощью теста Дж. Роттера, методики самооценки студентов по результатам выполнения творческих заданий, метода экспертных оценок.

3. Проведённая опытно-экспериментальная работа и полученные результаты показали, что по всем критериям оценки дидактических условий совершенствования педагогической подготовки, разработанной на принципах синергетического подхода, у студентов экспериментальной группы произошли существенные изменения: сформировалась тенденция к постоянному росту уровня знаний, умений и навыков по педагогическим дисциплинамобеспечивается более активное влияние на развитие и перестройку структуры интеллектапоявляется возможность в значительной степени оптимизировать процесс развития профессиональной идентичностипроизошло ощутимое развитие таких творческих качеств будущих преподавателей профессионального обучения, как умение быть «генератором идей», широта ассоциаций, умение быстро отыскать нужную информацию, анализировать проблемные ситуации, ориентироваться в выборе приёма действия в соответствии с новыми условиями, формулировать гипотезы, ставить цели, задачи.

Данные обстоятельства позволяют признать проведение опытно-экспериментального исследования успешным.

Заключение

.

Проведённое диссертационное исследование позволяет сформулировать окончательные выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы, и констатировать, что задачи исследования решены полностью.

1. Педагогическая подготовка будущих преподавателей профессионального обучения в отраслевом вузе детерминируется комплексом особенностей инженерно-педагогической подготовки (интегративность, поливариативность, гибкость, полифункциональность) и спецификой ее проведения в отраслевом вузе (прикладной характер, закрытость и обособленность педагогической подготовки, рассогласованность изучения с инженерными дисциплинами), оказывающих существенное влияние на ее содержание и организацию. Анализ детерминантов педагогической подготовки создаёт возможности выявления и обоснования дидактических условий, способствующих ее совершенствованию, разработке педагогических механизмов их создания.

2. Дидактические условия, совершенствования педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения носят характер взаимосвязанного и взаимообусловленного комплекса, включающего в себя: интеграцию педагогических и инженерных знаний в содержании педагогических дисциплин, коррекцию содержания и организацию педагогической подготовки с позиций синергетического подхода, сотворческое взаимодействие преподавателей инженерных и педагогических дисциплин.

3. В образовательной практике отраслевого вуза дидактические условия создаются посредством «педагогических механизмов» — отбора и комплексного использования совокупности форм, методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих решение конкретных задач на каждом этапе изучения педагогических дисциплин. Педагогическое обеспечение их применения включает в себя: рабочие программы федерального компонента, элективных и факультативных педагогических учебных дисциплин,' методические разработки занятий, банк тестовых и методических заданий по педагогическим дисциплинам, программы педагогических практикумов и практик, комплект учебно-методической документации по специальным дисциплинам начального (среднего) профессионального учебного заведения.

Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности предложенных дидактических условий, их создание позволяет: совершенствовать существующую систему педагогической подготовки, обеспечивать достаточно высокий уровень знаний будущих преподавателей профессионального обучения, корректировать структуру и содержание педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях различного уровня, актуализировать их на всех этапах инженерно-педагогической подготовкиактивизировать формирование умений проектировать, осуществлять, анализировать, корректировать процесс подготовки рабочих высокой квалификации (специалистов среднего звена) в профессиональных учебных заведенияхповысить эффективность развития профессионально значимых качеств личности будущих педагогов профессионального обучения, активизировать их самообучение, саморазвитие и самовоспитаниепринципиально изменить задачи и характер управленческой деятельности преподавателя в ходе педагогической подготовки. Из режима «жесткого регулирования» учебно-воспитательного процесса она переходит в режим «самоуправляемого развития», что позволяет широкое использование интерактивных форм и методов обучения.

Диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, а предлагает лишь один из путей её решения. Более глубокого изучения, на наш взгляд, требуют вопросы сотворческого взаимодействия преподавателей различных кафедр вуза, ориентированного на цели самоорганизации и саморазвития личности будущих преподавателей профессионального обучения как в процессе педагогической подготовки, так и в ходе профессионально-личностного становления в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России/ O.A. Абдуллина. — 1993. -№ 3.- С. 165−170.
  2. , В.Е. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании / В. Н. Абрамов. — 2001. № 6. -С. 61−64.
  3. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. , В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 468 с.
  5. , В.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность / В. И. Аршинов, Я. И Свир-ский.- 1993. -№ 3.-С. 59.
  6. , В.И. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов: Сб. статей / В. И. Аршинов, В. Э. Войцехович. М.: Прогресс-Традиция. — 2000. — С. 107−120.
  7. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  8. , О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: Монография. / О. Н. Астафьева. М.: Издательство МГИДА, 2002. — 295 с.
  9. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. -111с.
  10. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский.-М.: Педагогика, 1989. -331 с.
  11. , Ю.К. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах) / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Рад. школа, 1984.-210 с.
  12. , С .Я. Подготовка инженеров-педагогов проблема комплексная // Профессионально-техническое образование / СЛ.Батышев. — 1996. — № 3. — С. 52−53.
  13. Базовое педагогическое образование (педагогический аспект): материалы к учебным программам. — Спб.: Образование, 2003. — 58 с.
  14. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. Пособие для инженер. пед. ин-тов и индустр. — пед. техникумов /
  15. B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  16. , М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. / М. Н. Берулава 1999. — № 1. — С. 9−11.
  17. В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. 2000. — № 5. — с. 13−20.
  18. , М.В. Синергетика и педагогика // Магистр / М. В. Богуславский 1995. — № 2. — С. 89−95.
  19. , В.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В.И. Слобод-чиков, H.A. Слободчиков, H.A. Шайденко. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  20. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред.
  21. C.А. Кузнецов. Спб.: «Норинт», 1998. — 153 с.
  22. Большой энциклопедический словарь: в 2 —х т. Т. 2. М.: Сов. Энциклопедия, 1991.-351 с.
  23. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич -Учеб. Пособие. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  24. , Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A.A. Реан Спб.: Питер, 2001.-304 с.
  25. , А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: Автореф.. д-ра пед. наук. / А. И. Бочкарев М., 2000. — 52 с.
  26. , В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. Сб. ст. / Отв. Ред. В. И. Аршинов и др. / В. Г. Буданов М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 285−304.
  27. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие / A.C. Ро-ботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 208 с.
  28. , М.А. Педагогическая синергетика: Монография / М. А. Весна -Курган: Изд-во КГУ, 2001. -405 с.
  29. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: сб. научн. трудов / ред. кол. Ю. Кулюткин и др. М.: РАО, 1993. — 102 с.
  30. , В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: Дисс.. д-ра пед. наук. / В. Г. Виненко Саратов, 2001. — 322 с.
  31. , Е.З. Адаптивное обучение на новом витке развития педагогических идей: Учеб. процесс в пед. пузе с позиций синергетики. // Наука и школа. / Е. З. Власова, В. А. Извозчиков — 1999. № 5. — С. 2- 9.
  32. , Б.З. Педагогика рефлексии (Взгляд на профессиональную подготовку учителя) / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин М.: ИЧЛ «Издательство Магистр», 1995. — 112 с.
  33. , В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гени-цинский. СПб.: Университет, 1992. — 150 с.
  34. , Н.С. Принципы формирования содержания подготовки инженеров-педагогов / Н. С. Глуханюк // Сб. науч. тр. — Свердловск: СИПИ, 1986.-С. 41−47.
  35. , В.Д. Философия ума / В. Д. Грачёв Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.- 108 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. — 384 с.
  37. , A.C. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Теория, методология, практика /
  38. A.C. Гусева, A.A. Деркач. -М.: Агентство «КванТ», 1997. 328 с.
  39. , В.В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван, 1981. — 213 с.
  40. , Ю.А. Что такое синергетика? / Ю. А. Данилов, Б. Б. Кадомцев // Ресурсы Интернета. Институт философии РАН. Московский международный синергетический форум., 1998.
  41. Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: Учеб. пособие / Под ред. П. Ф. Кубрушко, В. П. Косырева. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 200 с.
  42. , М.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. / М. С. Добронравов Киев: Лыбидь, 1990. — 147 с.
  43. , В.Н. Психодиагностика общих способностей. /
  44. B.Н. Дружинин М.: Академия, 1996. — 224 с.
  45. , Е.А. Проблема обобщения знаний: синергетический аспект / Е. А. Дьякова // Наука и школа. 2003. — № 1. — С. 28−31.
  46. Железовская, Г. И. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические, методические аспекты / Г. И. Железовская, ЛЛ7. Вяткин. Саратов: изд-во СГУ, 2000.- 134 с.
  47. , В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В. И. Жуков. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. — 327 с.
  48. , В.А. Образование, стратегия развития, и синергетика // Перемены-/ В. А. Журавлев и др. 2000. — № 2. — С. 56−69.
  49. , В.И. Методология и методика дидактического исследования: / В. И. Загвязинский М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  50. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э: Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1998. — 120 с.
  51. , Э.Ф. Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 2002. — 125 с.
  52. , Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования / Л. Я. Зорина // Педагогика. 1996. -№ 4.- С. 105−109. ,
  53. , В.А. Экологическое мировоззрение и идеи синергетики / В. А. Игнатова // Наука и школа. 1999. — № 3. — С. 33−39.
  54. Игнатова- В: А. Педагогические аспекты синергетики / В.А. Игнатова//Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26−31.
  55. , В.А. Система систем: очерки общей теории и методологии /В.А. Карташов- — М-: «Прогресс-Академия», 1995. 325 с.
  56. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  57. , Б.М. Взаимодействие наук / Б. М. Кедров, П. В. Смирнов. -М.: Наука, 1984.-320 с.
  58. , М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−18.
  59. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. Рига: НДП «Эксперимент», 1998. -180 с.
  60. , М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. —Рига: НПЦ «Эксперимент», 1999. 180 с.
  61. Князева Е. Н, Курдюмов С. П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / http://www.uni-dubna.ru
  62. , E.H. Синергетика: начала нелинейного мышления / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Общественные науки и современность. 1993.-№ 2.-С. 38−51.
  63. , E.H. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 31−36.
  64. , Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  65. , И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: авто-реф.. дисс. докт. пед. наук/И.А. Колесникова.-Л., 1991.-38 с.
  66. , В.П. Методическая подготовка инженеров-педагогов / В. П. Косырев. -М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 2003. 144 с.
  67. , Н.В. Система процесса обучения с точки зрения синер-гетического подхода / Н. В. Кочергина // Наука и школа. 2002. -№ 5.-С. 20−27.
  68. , B.B. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. — Самара: Сам. ГПИ, 1994.- 165 с.
  69. Краткий словарь по философии / Под ред. И. В. Блауберга. Л.: Политиздат, 1996. — 360 с.
  70. , C.B. Развивающее и развивающееся образование: Синер-гет. аспекты образования / C.B. Кривых // Новокузнец. ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИНК, 2000. — 193 с.
  71. , С.Б. Научное знание и принципы его трансформации / С. Б. Крымский. Киев: Наукова Думка, 2003. — 208 с.
  72. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
  73. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности // Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. Спб.: Академический проспект, 1993. -54 с.
  74. , C.B. О научно-педагогической грамотности /C.B. Куль-невич // Педагогика. 2000. — № 6. 2000. — С. 25.
  75. , B.C. Общие основы педагогики / B.C. Кукушин. Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. — 218 с.
  76. , Л.М. Теоретические и практические основы послевузовской подготовки инженера-педагога: дисс.. докт. пед. наук / Л. М. Кустов.-М, 1996.-339 с.
  77. , B.C. Содержание образования: учеб. пособие / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1999. — 360 с.
  78. , B.C. Через две ступени // Профессионально-техническое образование. 2001. — № 6. — С. 28−29.
  79. , В.Т. Трудное счастье совершенства / В. Т. Лободин Спб: ИК «Комплект», 1997.-285 с.
  80. Логический словарь справочник / Под ред. Н. И. Кондакова. — 3-е изд. -М.: Наука, 1995. — 720 с.
  81. , А.Ю. Введение в синергетику / А. Ю. Лоскутов, A.C. Михайлов М.: Наука, 1990. — 270 с.
  82. , Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр.: в 2 ч. / Л. Н. Макарова М.: МГПУ, ТГУ им. Г. Р. Державина. — М.- Тамбов: Изд-воТГУ, 2000. Ч. 2. -2000. — 142 с.
  83. , А.Т. Воспитание инженера-педагога: учебно-методическое пособие / А. Т. Маленко. М.: Высшая школа, 1996. — 119 с.
  84. , В.В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к процессу подготовки специалиста-профессионала / В. В. Маткин // Aima mater. 1999: — № 6. — С. 23−25.
  85. , В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: Ценностно-синергетический подход: Дисс.. д-ра пед. наук. / В. В. Маткин — Екатеринбург, 2002. — 255 с.
  86. Методология исследования инженерно-педагогического образования: Сб. научн. тр. / Под ред. B.C. Безруковой. Екатеринбург: УГПУ (СИПИ), 1997. — 104 с.
  87. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  88. , А.Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск, ЧТУ, 1995.-288 с.
  89. , А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность / А. П. Назаретян. -1997. -№ 1.-С. 91−98.
  90. , Т.С. «Синергетический синдром» в педагогике / Т. С. Назарова, B.C. Шаповаленко. // Педагогика. 20 011, — № 9. — С. 25−33.
  91. , Т.С. Парадигма нелинейности как основа синергетическо-го подхода в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании / Т. С. Назарова, B.C. Шаповаленко. 2003. — № 1. — С. 3−10.
  92. , Л.И. Проектирование содержания и методики обучения студентов инженерно-педагогических специальностей основам педагогической инноватики: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Л. И. Назарова. М, 2000. — 23 с.
  93. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. — 480 с.
  94. , P.C. Психология: словарь справочник: в 2 ч. — Ч. 1/ P.C. Немов. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 304 с.
  95. Непрерывное педагогическое образование. Выпуск 2. Методическое обеспечение психолого-педагогических дисциплин. Спб.: «Образование», 1993.-102 с.
  96. , A.B. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе / A.B. Непомнящий, В. Г. Захаревич. Таганрог: ТРГИ, 1989. — 82 с.
  97. , H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / H.H. Нечаев. М.: МГУ, 1998. -166 с.
  98. , Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Нико-лис, И. Р. Пригожин. М.: Мир, 1979. — 512 с.
  99. Новейший философский словарь. / Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд.1. B.М. Скакун, 1998. 896 с.
  100. , Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система. (Педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский. // Общественные науки и современность. 1998. — № 1. —1. C. 132−143.
  101. , С.И. Толковый словарь русского языка 4-е изд., до-пол. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  102. Педагогика и логика / Щедровицкий Г., Ронзин В., Алексеев И., Непомнящая И. М.: Касталь, 1993 .-412 с.
  103. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 368 с.
  104. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  105. Познай себя и других. Сборник методик / Сост. С. Ф. Спичак,
  106. A.Г. Спицин. М.: Народное образование, 1994. — 96 с.
  107. , К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. -М., 1983.
  108. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О.В. Тарасюк- Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф.—пед. ун-та, 2005.-456 с.
  109. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред.
  110. B.А. Сластенина. М.: МГПУ, 2002. — 180 с.
  111. , И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн./ И. П. Подласый. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. -Кн.1. — 576 с.
  112. , Е.Г. Синергетический подход к системе высшего образования / Е. Г. Пугачёва // Высшее образование в России. 1998. -№ 2. -С. 41−45.
  113. , В.И. Синергетика «синяя птица» образования / В. И. Редюхин // Общественные науки и современность. — 1998. — № 1. -С. 144−153.
  114. , Е.Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений / Е. Я. Режабек. -Изд. РГУ, 1991. 136 с.
  115. , Е.М. Игровая деятельность как средство развития речевой компетентности будущих преподавателей профессионального обучения: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Е. М. Решетникова. Саратов, 2007. — 23 с.
  116. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа — Пресс, 1994. — 205 с.
  117. , В. Образование как синергетическая система / В. Розин // Лицейское и гимназическое образование. 1998. — № 2. — С. 63−65.
  118. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. -608 с.
  119. , Г. И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения / Г. И. Рузавин // Свободная мысль. 1993. — № 17−18. -С. 51−62.
  120. , Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 317 с.
  121. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  122. , М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1994. — 95 с.
  123. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988. -608 с.
  124. Словарь педагогических терминов. Методические материалы для студентов по изучению курса педагогики / Под ред. В.В. Макае-ва. Пятигорск, изд-во ПГДУ, 1996. — 51 с.
  125. Словарь русского языка. — Т. 1. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997.
  126. , B.C. Методы научного познания. / B.C. Степин, А. Н. Елсуков. Минск: Вышейш. Школа, 1974. — 152 с.
  127. , Ю.В. Системно-синергетический подход к изучению физико-математических дисциплин в общеобразовательной школе: Дисс.. канд. пед. наук. — Саратов, 2000. — 171 с.
  128. , Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма: Эв-рист. тезаурус. / Н. М. Таланчук. Казань: ИССО РАО, 1993. — 105 с.
  129. , Н.М. Начала неофилософии / Н. М. Таланчук. Казань: ИССО РАО, 1995. — 76 с.
  130. , Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики / Н. М. Таланчук. Казань: ИССО РАО, 1996. — 71 с.
  131. , Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н. М. Таланчук // Магистр. — 1997.-СВ.-С. 32−41.
  132. Тенчурина, JI.3. Содержание подготовки педагогов профессионального образования / JI.3. Тенчурина. М.: МГАУ им. В.П. Горяч-кина, 1993.-82 с.
  133. Толковый словарь русского языка XX века. Языковые изменения. Под ред. Г. Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. — СПб., 1998. 586 с.
  134. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  135. Трофимова, С. Ю: Высшая школа как объект постнеклассиче-ской науки / С. Ю. Трофимова // Высшее образование в России. -2000.-№ 4.-С. 31−34.
  136. , Д.И. Колледж / Д. И. Трубецков // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 20−29.
  137. , М.А. Принципы теории самоорганизации в образовательном процессе / М. А. Федорова // Университетское образование: Сборник материалов VI Междунар. науч.-метод. конф. — Пенза, 2002.-С. 317−319.
  138. В.А. Синергетика и образование: перспективы взаимодействия / В. А. Харитонова, О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Антропоэкологические подходы в современном образовании. Ч. 2. -Новокузнецк, 1999. С. 44−48.
  139. Чапаев- Н. К. Интеграция педагогического и технического знаниям педагогике профтехобразования / Н. К. Чапаев. Екатеринбург:1. Изд-во УИПУ, 2002. 224 с.
  140. , Ю.В. Синергетика в управлении учреждениями образования / Ю. В. Шаронин. // Высшее образование." — 1999: №*4: — С. 14−18.
  141. , С.С. Открытая модель образования (синергетиче-ский подход) / С. С. Шевелева. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-48 с.
  142. , С.С. К становлению синергетической-модели образования"/ С. С. Шевелева // Общественные науки и современность. -1997.-№ 1.-С. 125−133.
  143. , Г. «Зигзаг» как метод обучения, или Может ли из сумбура возникнуть порядок? / Г. Шеффер. // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков" и подходов. Сб. ст. / Отв. ред. В. И. Аршинов и др: М: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 272−284.
  144. , A.C. Самоорганизация материи в неживой природе: философские аспекты синергетики / A.C. Щербаков. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 109 с.
  145. , В.А. Современные проблемы методологии научного познания / В. А. Штоф. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
  146. Mandelbrot В. The fractal geometry of Nature/ San Francisco: W.H. Freeman, 1982.
Заполнить форму текущей работой