Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется современными тенденциями в развитии образования. Изменяются глобальные цели обучения, их направленность на развитие активной жизненной позиции личности, на ее стремление к самосовершенствованию и самореализации в социально значимой деятельности. Инновационные процессы, происходящие в образовательной практике, обусловливают необходимость оптимизации подходов… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1. Теоретико-методологические основания интегративного подхода в современной образовательной парадигме
    • 1. 1. Концептуально-педагогические основы феномена интеграции
    • 1. 2. Сущность современных интегративно-педагогических концепций
    • 1. 3. Интегративный подход к профильному обучению
    • 1. 4. Дидактические условия реализации интегративного подхода к обучению старшеклассников профильных классов
  • Выводы к главе 1
  • Гл. 2. Организация этапов реализации интегративного подхода к профильному обучению
    • 2. 1. Анализ состояния и перспективы реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников в учебных заведениях г
  • Петрозаводска и республики Карелия
    • 2. 2. 0. пытно-экспериментальная работа по реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся
    • 2. 3. Уровневая дифференциация обучения как условие реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников (на примере медико-биологического и биологического классов)
    • 2. 4. Влияние интегративного подхода к профильному обучению на профессиональное самоопределение школьника
  • Выводы к главе 2

Дидактические условия реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время происходит углубление процесса интеграции в изучении фундаментальных наук, целью которого является осуществление целостного подхода к познанию мира учащимися. На современном этапе развития науки происходит междисциплинарный синтез знаний, объединение представлений о трех сферах бытия: неживой, живой природе и среде, созданной человеком. Указанные основные компоненты бытия дают целостную научную картину мира и позволяют на основе системных принципов, имеющих общенаучный характер, выработать направления совершенствования процесса обучения с учетом преобразований в жизни общества, быстрой смены технологий для подготовки будущего специалиста-профессионала новой формации. Стратегической целью современного образовательного процесса является разностороннее развитие личности учащегося. Речь идет о становлении в человеке системы ценностей: личностных, общечеловеческих, профессиональных и т. д. К числу личностных ценностей, формирующихся в процессе обучения, относятся: познавательные интересы и потребности, социальные мотивы, конструктивное творческое мышление, оценочные суждения и др. Личность как субъект образовательного процесса должна быть органически целостной. Именно данное обстоятельство является определяющим в необходимости интеграции в образовательном процессе школы. Говоря об интеграции, мы в первую очередь имеем в виду интегрированное содержание как основу, питающую и развивающую личность.

Изучение интеграции в современном образовании осуществляется через теоретическое осмысление ее содержательной (Т.К. Александрова, И. Ю. Алексашина, B.C. Безрукова, А. П. Беляева, М. И. Берулава, И. Д. Зверев, М. М. Левина, В. Н. Максимова и др.) и процессуальной сторон (Г.П. Аксакалова, М. С. Гапеенкова, К. Ю. Колесина, Л. А. Корожнева, Е. А. Маркова, Э. Л. Мельник, В. К. Сидоренко, М. А. Шаталов и др.). В исследованиях отмечается, что интегративное обучение выполняет культуротворческую, аксиологическую и деятельностную функции.

Актуальность исследования определяется современными тенденциями в развитии образования. Изменяются глобальные цели обучения, их направленность на развитие активной жизненной позиции личности, на ее стремление к самосовершенствованию и самореализации в социально значимой деятельности. Инновационные процессы, происходящие в образовательной практике, обусловливают необходимость оптимизации подходов к организации образовательно-воспитательного процесса, в первую очередь, интегративного подхода к обучению школьников, как синтеза идей целостного взгляда на мир и различных способов его познания.

Значимость интегративного обучения возрастает в условиях профилизации образовательно-воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы, предполагающей содействие в профессиональной ориентации, жизненном и профессиональном самоопределении учащихся, подготовке их к осознанному выбору профессии. Профильное обучение является одной из важных задач модернизации образования, направленной на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников, их профильного и профессионального самоопределения (И.В. Гладкая, С. П. Ильина, C.B. Ривкина, А.П. Тряпицына).

Однако, как свидетельствуют данные специальных исследований и анализ образовательной практики, в профильных классах значительное число учащихся еще не определилось с ответственным выбором той или иной профессии.

Налицо объективно существующие в образовательной практике противоречия между задачами профильного обучения школьников, содействующими актуализации потребности старшеклассников в профессиональном развитии, потенциалом интегрированного содержания учебных дисциплин в профильном обучении и недостаточной разработанностью дидактических условий и технологий, обеспечивающих эффективность профильного обучения, что определяет актуальность темы диссертационного исследования: «Дидактические условия реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников».

Проблема исследования заключается в выявлении совокупности дидактических условий эффективной реализации интегративного подхода к обучению учащихся профильных классов общеобразовательной школы.

Объект исследования: интегративный подход к профильному обучению старшеклассников на старшей ступени общеобразовательной школы.

Предмет исследования: дидактические условия, способствующие эффективной реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников.

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка дидактических условий реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников (на примере естественнонаучного профиля).

Гипотеза: интегративный подход к обучению старшеклассников в условиях профильного обучения осуществляется более эффективно, если:

• интеграция знаний и умений учащихся, обучающихся в профиле, осуществляется путем формирования ведущих понятий интегрированного характера, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников;

• образовательный процесс строится с учетом данных педагогической диагностики уровней сформированности знаний и умений старшеклассников, в соответствии с таксономией учебных целей и задач и уровней рефлексии в профессиональном самоопределении школьников, обучающихся в профиле;

• основу интегративного подхода к профильному обучению составляет продуктивное функционирование специально организованной проектно-исследовательской деятельности учащихся с учетом уровневой дифференциации обучения;

• в процессе учебно-познавательной деятельности школьников в профильном обучении формируется системное мышление и активная субъектная позиция, обеспечивающая каждому ученику собственный вектор профессионального самоопределения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать особенности интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников.

2. Выявить содержательную сущность дидактических концепций интегративного обучения применительно к профильному обучению.

3. Проанализировать состояние и перспективы реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников.

4. Определить дидактические условия, влияющие на эффективность реализации интегративного подхода к профильному обучениюреализовать выбор валидных показателей сформированности у старшеклассников предметных и творческих умений в условиях формирования профессионального самоопределения.

5. Разработать методические рекомендации для обучения старшеклассников в условиях профиля.

Теоретико-методологические основы исследования составили идеи и концепции:

• фундаментальные исследования в области философии и методологии образования (Б.С. Гершунский, В. В. Горшкова, В. И. Загвязинский, В. Ф. Канев, В. В. Краевский и др.);

• концепции гуманистической направленности современной педагогики (Т.К. Ахаян, Е. П. Белозерцев, З. И. Васильева, Н. В. Бордовская, Т. С. Буторина, А. Г. Козлова, Л. М. Лузина, В. А. Петровский, Т. В. Светенко,.

Ю.В. Сенько, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.);

• исследования в области дидактики и теории содержания образования (О.В. Акулова, Т. А. Бабакова, Г. Д. Кириллова, Н. М. Конжиев, И. Я. Лернер, B.C. Леднев, М. И. Махмутов, Н. М. Полетаева, П. И. Пидкасистый, В. В. Сериков, A.B. Хуторской, И. С. Якиманская и др.);

• исследования, раскрывающие сущность феномена интеграции (И.Ю. Алексашина, А. П. Беляева, B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, О. С. Гребенюк, А. Я. Данилюк, Б. М. Кедров, Л. А. Корожнева, В. Н. Максимова, Ю. С. Тюнников, А. Д. Урсул, Н. К. Чапаев, М. Г. Чепиков и др-);

• положения системного подхода к организации учебного процесса и формированию профессиональной направленности личности школьника (B.C. Ильин, С. П. Крягжде, М. М. Поташник, З. А. Решетова и др.);

• концепция личностно ориентированного образования, реализующая субъектность и индивидуальность профессионального самоопределения школьников (Е.А. Климов, Н. С. Пряжников, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

• общая концепция формирования содержательных областей уровней образовательной деятельности (М.В. Виленский, В. В. Гузеев и др.).

Методы исследования определялись в соответствии с принципом адекватности задачам исследования и проверки гипотезы: теоретические методы (обобщение тенденций внедрения интегративного подхода к обучению, изучение и обобщение педагогического опыта) — диагностические (анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование) — праксиометрические (анализ продуктов деятельности участников образовательного процесса) — методы статистической обработки данных опытно-экспериментальной работы.

База исследования: Муниципальные образовательные учреждения Державинский, Университетский лицеи, школы-гимназии № 13, 30, лицеи № 1, 40, школы № 2, 3, 7,11,12, 27, 32, 36 г. Петрозаводска, а также школы Карелии: лицей № 1 г. Кондопоги, школа пос. Хаапалампи Сортавальского района, Нововилговская средняя школа № 3, средняя школа № 2 пос. Мелиоративный.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации (статьи, учебные пособия, методические рекомендации для учителей), проведение курсов лекций, участие с приглашенными докладами в работе ряда всероссийских и международных конференций: II Всероссийская научно-практическая конференция «Астрономия в системе современного образования» (25−27 марта 1998 г. РГПУ им. А. И. Герцена, СПб Планетарий, г. Санкт-Петербург), Teaching Mathematics and Physics in Secondary and Higher Education: proceedings of the Third Inter-Karelian Conference (20−22 May, 1998, Petrozavodsk, Russia), VII международная конференция «Современные технологии обучения» (18 апреля 2001, СПб гос. электротехнический университет «ЛЭТИ»), IV научно-практическая конференция аспирантов и студентов естественнонаучного факультета «Информационные технологии в образовании» (20 апреля 2001 г. СПб гос. электротехнический университет «ЛЭТИ»), IX Международная научно-методическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки» (14−15 февраля 2002 г., СПбТУ) — III Международная научно-методическая конференция «Новые технологии в преподавании физики: школа и ВУЗ» (11−14 марта 2002 г, г. Москва, МГПУ), научно-методическая школа-семинар «Физика в системе инженерного образования России» (30 июня-8 июля 2003, МАИ) — научно-практические конференции: «Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании» (социально-экономический институт Брянского госуниверситета, 29 ноября 2004), «Итоги работы молодых ученых и аспирантов» (КГПУ, 26 апреля 2005, г. Петрозаводск), «Продуктивное обучение в школах Карелии: опыт, проблемы, перспективы» (КГПУ, 27 сентября 2005, г. Петрозаводск), «Университеты в начале XXI века: актуальные вопросы педагогических исследований» (26 мая 2006 г., г. Петрозаводск), «Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры» (21 апреля 2006 г., СПб), «Образовательная политика региона: молодежь и рынок труда» (КГПУ,.

— 919−20 сентября 2006, г. Петрозаводск), а также выступления на методических объединениях учителей физики, заседаниях кафедр естественнонаучных дисциплин образовательных учреждений и методических семинарах, организация собственной опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей обучения старшеклассников в условиях профиляраскрытии и обосновании дидактических условий, обеспечивающих трансформацию познавательного интереса школьников к учебному предмету в профессиональный интерес в процессе обучения в профильном классеинтеграции естественнонаучных знаний, основанных на взаимодействии разных областей учебного знания с целью формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в профилев разработке принципов отбора учебного материала из разных областей наук, интеграция которого приводит к новообразованию в содержании знания, влияющего на будущий профессиональный выбор старшеклассника.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогического смысла интегративного подхода к профильному обучению школьниковобосновании и характеристике интегративного типа познания школьника, обучающегося в профильном классеопределении совокупности дидактических условий эффективного обучения школьников профильного класса с учетом уровневой дифференциации знаний и уменийобосновании опыта реализации интегративного подхода к обучению старшеклассников в условиях профиля (на примере естественнонаучного профиля).

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при реализации интегративного подхода к обучению старшеклассников в профилена основе исследования разработаны и внедрены методические рекомендации для учителей по организации проектно-исследовательской деятельности в профильных классах (на примере естественнонаучного профиля) — предложены программы элективных курсов для школьников, которые могут быть рекомендованы для педагогов общеобразовательной и профессиональной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организация процесса обучения школьников в профильных классах наиболее эффективна при реализации интегративного подхода к обучению, предполагающего интеграцию общеобразовательной и профессионально-ориентирующей функций обучения и педагогическую поддержку школьников, направленную на определение индивидуального образовательного маршрута.

2. Выявленные дидактические условия реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников: уровневая дифференциация обучения в естественнонаучном профиле, специально организованная проектно-исследовательская деятельность способствуют профессионально-ориентированной подготовке старшеклассников, определяют формирование профессионального самоопределения в условиях профильного обучения.

3. Выявленные дидактические условия развивают творческую активность, формируют системное мышление школьников на основе осознанного усвоения, осмысления системных связей в учебной информации, ориентируют учащихся не на формальное предъявление знаний, а на их творческое использование при анализе конкретных явлений.

Этапы исследования:

1. Аналитико-поисковый: 1991;2000 г. г. Изучение проблемы интегративного подхода в педагогической науке и его внедрения в педагогическую практику применительно к профильным классам. Анализ литературных источников, учебных планов, определение цели, задач и рабочей гипотезы исследования, осмысление и формирование его научно-понятийного аппарата, изучение теоретических основ опытно-экспериментальной работы.

2. Опытно-экспериментальный: 2001;2004 г. г. Уточнение гипотезы исследования, разработка теоретических положений проблемы, определение содержания опытно-экспериментальной программы исследования, экспериментальная проверка выделенных дидактических условий, включающая в себя: разработку инструментария исследования, осуществление мониторинга, коррекции результатов внедрения в практику учебного процесса.

3. Обобщающий: 2005;2006 г. г. Анализ, обработка, интерпретация и обобщение полученных результатов исследования, оценка эффективности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются последовательной реализацией, непротиворечивостью и четким обозначением методологических позицийиспользованием во взаимосвязи разнообразных методов, отобранных в соответствии со спецификой каждого этапа исследованияпрактическим подтверждением основных теоретических положений исследования.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 268 источников, 30 таблиц, 11 рисунков, 8 приложений.

Основные результаты диссертационной работы:

1. Обоснованный на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы интегративный подход к профильному обучению старшеклассников позволяет при его систематическом и целенаправленном осуществлении на новой основе конструировать учебный процесс с целью его совершенствования в условиях профильного обучения.

2. Экспериментально доказано, что интеграция знаний и умений учащихся, обучающихся в профиле, осуществляется более эффективно в результате формирования ведущих понятий интегрированного характера, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников.

3. Эффективность реализации интегративного подхода к обучению в профиле обеспечивается построением образовательного процесса с учетом данных педагогической диагностики уровней сформированности знаний и умений старшеклассников в соответствии с таксономией учебных целей и задач и уровней рефлексии в профессиональном самоопределении школьников, обучающихся в профиле.

4. Продуктивное функционирование специально организованной проектно-исследовательской деятельности учащихся с учетом уровневой дифференциации обучения в процессе учебно-познавательной деятельности школьников в профильном обучении обеспечивает каждому ученику собственный вектор профессионального самоопределенияформирование системного мышления, интегративных знаний и умений учащихся, осуществление их переноса в новые нестандартные учебные ситуации.

Сопоставление результатов диагностик, проведенных по завершению констатирующей части опытно-экспериментальной работы, доказывает результативность предложенной совокупности дидактических условий (организация проектно-исследовательской деятельности, уровневая дифференциация), способствующих реализации профессиональных планов школьников профильных классов, их профессиональному самоопределению.

Разработанные нами методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности в профильных классах (на примере естественнонаучного профиля) предназначены для учителей естественнонаучного профиля, а также для студентов педагогических колледжей и университетов. В рекомендациях предложена методика дифференцированного обучения старшеклассников естественнонаучного профиля, показано использование системы проектов при реализации личностно ориентированного учебного процесса, что соответствует принципам интеграции и гуманизации образования. Методические рекомендации помогут сориентироваться учителям естественнонаучного профиля в основных аспектах проектной технологии в условиях профильного обучения. Основная цель пособия в целом — раскрыть общность научных идей, помочь понять школьникам общий характер основных законов природы, способствовать их профессиональному определению. Разработанные занятия целесообразно применять на уроках обобщающего характера, на занятиях обзорного повторения перед выпускными экзаменами. Также можно рекомендовать их для элективных курсов «Строение и свойства вещества», «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Человек и его здоровье» и др.

— 167.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в настоящее время в системе общего образования стремление к интеграции учебного материала является естественной и ведущей тенденцией отечественного образовательного процесса, которое требует системной разработки теории интеграции в образовании.

В новой парадигме образования реализуется профильное обучение учащихся старших классов, нацеленное на дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Современная школа: опыт модернизации / О. В. Акулова. -СПб., 2005.-290 с.
  2. И.Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И. Ю Алексашина // Народное образование. 2001. — № 1. -С. 161.
  3. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  4. Н.С. Интегративная функция обучения. Современные проблемы методики преподавания математики: сб. статей / Н. С. Антонов. М.: Просвещение, 1985. — 304 с.
  5. М.С. Современные тенденции интеграции наук / М. С. Асимов, А. В. Турсунов // Вопросы философии. 1981. — № 3. — С. 57−69
  6. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, — 1990. -367 с.
  7. Т.А. Педагогические основы школьного экологического краеведения / Т. А. Бабакова. Петрозаводск.: ПетрГУ, 2001. — 180 с.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  9. A.A. Образование в новом веке / А. А. Бейли. М.: Литан, Новый Центр, 1998.-176 с.
  10. .З. Физические задачи как темы теоретических биологических учебных исследований / Б. З. Белашев // Педагог-исследователь. 1996. -№ 1.-С. 13−20.
  11. А.П. Интеграция профессиональной подготовки / А. П. Беляева // Советская педагогика. 1987. — № 7. — С. 67−71.
  12. А.П. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних ПТУ / А. П. Беляева // Советская педагогика. -1986.-№ 7.-С. 56−64.
  13. A.C. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций / A.C. Белкин // Школьные технологии. 1997. — № 4. -С. 3−10.
  14. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования / М. Н. Берулава // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 57−60.
  15. М.Н. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин / М. Н. Берулава // Советская педагогика. 1987. -№ 8.-С. 81−83.
  16. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−12.
  17. М.Н. Теоретические основы интеграции содержания образования / М. Н. Берулава М.: Совершенство, 1998. — 192 с.
  18. Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся / Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия, учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина и др. М.: Академия, 2003. — 367 с.
  19. К.Ю. Физик в гостях у биолога / К. Ю. Богданов М.: Наука, 1986. -144 с.
  20. A.A. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия: пособие для учителя / под ред. М. И. Махмутова // М.: Просвещение, 1986. 126 с.
  21. Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Василенко. СПб., 2001. — 202 с.
  22. A.A. Контексное обучение: теория и технологии / А. А. Вербицкий // Новые методы и средства обучения. 1994. — № 2. -С.8.
  23. Н.Я. Функции в природе и технике / Н. Я. Виленкин. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  24. М.В. Физика и биология / М. В. Волькенштейн. М.: Наука, 1980.-152 с.
  25. М.В. Биофизика / М. В. Волькенштейн. М.: Наука, 1988. -590 с.
  26. Е. Вхождение в профильное обучение / Е. Воронина // Физика. -2004. -№ 15. -С. 2−4.
  27. Е.В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения / Е. В. Востокова // Интеграция образования. 2004. — № 2. — С. 77−86.-17 034. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  28. М.Г. Интегративиый подход в содержании непрерывного естественнонаучного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. Г. Гапонцева. Екатеринбург, 2002. — 24 с.
  29. И.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка / И. В. Гладкая, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицина. СПб.: РГПУ, 2005,-115 с.
  30. A.M. Достижения необходимого уровня знаний / A.M. Горнов.-Дидакт. Регион. Материал по физике для осн. Школы. Кемерово: Изд-во ОблИИУ, 1997.-66 с.
  31. В.В. Проблема субъекта в педагогике / В. В. Горшкова. -Ленинград: РГПУ, 1991. 77 с.
  32. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, Т. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  33. Н.В. Окружающий мир: Развивающие задания для работы со школьниками / Н. В. Груздева. Каро, 2004. — 264 с.
  34. В.В. Организация урока в форме классического семинара / В. В. Гузеев // Директор школы. 1994. — № 1. — С. 42−48
  35. В.В. Оценка, рейтинг, тест /В.В. Гузеев // Школьные технологии. 1998. -№ 3. — С. 40.
  36. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 240 с.
  37. В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2004. — 128 с.
  38. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании /
  39. A.Я. Данилюк // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 24−28.
  40. А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: автореф. дис. д-ра пед. наук / А. Я. Данилюк. Ростов-на-Дону, 2001. — 20 с.
  41. О.Б. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения / О. Б. Даутова, Т. В. Менг, Е. В. Пискунова. СПб.: РГПУ, 2005. -91 с.
  42. Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. -М.: Мир, 1976.-369 с.
  43. Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик, A.A. Пинский,
  44. B.В. Усанов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С. 42−47.
  45. Дик Ю.И. Естественно-математическое образование в современной школе / Ю. И. Дик, М. В. Рыжаков // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 24
  46. И.Н. Интеграция историко-химических знаний как средство формирования социальной активности учащихся 8−9 классов: автореф.дисс. .канд.пед.наук / И. Н. Дергачева. СПб., 2005. — 24 с.
  47. Г. В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе / Г. В. Довга // автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.02- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1999. — 18 с.
  48. A.C. Справочник по физике: 2-е изд., перераб. и доп. / A.C. Енохович. -М.: Просвещение, 1990. 384 с.
  49. В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1980.-96 с.-17 257. Занков JI.B. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред.чл. АПН СССР J1.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975.-440 с.
  50. И.Д. Взаимная связь учебных предметов / И. Д. Зверев. М.: Знание, 1977.-64 с.
  51. И.Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. -1991. № 5. — С.46−49.
  52. И.Д. Интеграция межпредметных связей в общем и региональном экологическом образовании / И. Д. Зверев // Региональные системы экологического образования / Под ред. Л. П. Симоновой, А. Н. Захлебного, Н. В. Скалона. -М.: Тобол, 1998. 144 с.
  53. И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  54. Л.Я. Отражение науки в содержании образования / Л. Я. Зорина // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  55. И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
  56. К. Команда учителей: координация действий и гибкость в работе / К. Зуса // Директор школы. 1999. — № 8. — С. 68−69.
  57. Г. И. Исследования в области методологии и дидактики базового профессионального образования: Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. образования, г. Казань. / Г. И. Ибрагимов // Проф. образование. -2001.-№ 1.-С. 16−22.
  58. A.A. Всеобщая универсальная комплексная концепция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека /
  59. A.A. Иванченко. М.: ООО Мир книги, 2002. — 440 с.
  60. B.C. Концепции целостного учебно-воспитательного процесса/
  61. В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии / В. Р. Ильченко. -М.: Просвещение, 1986. 172 с.
  62. В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Кн. для учителя / В. Р. Ильченко. М: Просвещение, 1993. -189 с.
  63. Интеграция современного научного знания. Методический анализ / Н. Т. Костюк, B.C. Мутай, В. Д. Белогуб и др. Киев: Киев. Гос. Ун-т Вища школа, 1984. — 183 с.
  64. Инновации в подготовке учителя / Под ред. И. А. Бочкаревой, E.H. Солововой. № 66. М.: Еврошкола, 2002. — 274 с.
  65. И.А. Дифференцированное обучение физике в профессиональной школе / И. А. Иродова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — 170 с.
  66. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников / JI.A. Йовайша. -М.: Педагогика, 1983. 129 с.
  67. Т.А. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (На материале подготовки специалистов информационной сферы): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Казакевич. Москва, 2001. — 221 с.
  68. С. Я. Дидактические основы фундаментализации обучения в системе высшего образования: Монография / С. Я. Казанцев. Казань: КГУ, 2000.-139 с.
  69. Касьянов В. А Физика. 10 кл.: учебн. Для общеобразоват. Учеб. заведений / В. А. Касьянов. 4-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2002. — 416 с.
  70. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики / Ц. Б. Кац. М.: Просвещение, 1974.-128 с.
  71. .М. Взаимодействие наук / Б. М. Кедров. М.: Наука, 1984. -302 с.
  72. .М. О современной классификации наук / Б. М. Кедров // Вопросы философии. 1980. — № 10. — С. 99
  73. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  74. В.А. Общедидактические основы начального профессионального образования: автореф.дисс.док.пед.наук: 13.00.01- 13.00.08 / В. А. Кобак. -СПб., 2001.-44 с.
  75. Г. С. Составные российского образования (по результатам международных исследований) / Г. С. Ковалева // Педагогика. 2001. -№ 2.-С. 82−85.
  76. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М: Академия, 2000. — 176 с.
  77. И.А. О развитии профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования / И. А. Колесникова // Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы. СПб., 2002. — С. 12−25.
  78. Е.В. Использование интегрированных практикумов с целью формирования обобщенных умений в процессе изучения химии: автореф. канд. пед. наук. / Е. В. Колесникова. Омск: Омский гос. пед. ун-т, 1996. -17 с.
  79. Ю. Концепции современного естественнонаучного образования / Ю. Кольцов, Н. Пищулин // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 123.
  80. Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексеенко // Начальная школа. 1999. — № 9. — С. 28−31.
  81. Л.С. Межпредметные связи в практике преподавания / Л. С. Коновалец // Открытая школа. 1999. — № 5. — С. 43−45.
  82. Н.М. Дифференциация обучения: теория и практика пособие / Н. М. Конжиев, Ю. А. Шабанов, Э. Э. Слабунова. Петрозаводск: КГПУ, 1999.-44 с.
  83. Н.М. Личностно-ориентированное образование: гуманистический аспект учебное пособие / Н. М. Конжиев, E.H. Федорова, Г. М. Янюшкина. Петрозаводск: КГПУ, 2002. — 96 с.
  84. Концепция образовательной области «Естествознание» в двенадцатилетней школе // Химия в школе. 2000. — № 2. — С. 2−8.
  85. Концепция содержания общего среднего образования (в 12-летней шк.). О мероприятиях по подготовке к переходу на 12-летнюю школу: приказ № 300 от 5. 02. 98 // Образование в документах. 1999. — № 4. — С. 25−38.
  86. Концепция школьного физического образования // Физика в школе. -1993.-№ 2.-С. 4−10.
  87. Т.Е. Учебный предмет «Естествознание» в вузе и в школе: Материалы региональной научно-методической конференции / Т. Е. Коробкова Н. Новгород: НГПУ, 2000. — С. 59−61.
  88. .И. Учение процесс творческий: Из опыта работы / Б. И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1989. — 120 с.
  89. Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. СПб., 1998. — 47 с.
  90. A.A. Вопросы методики педагогических исследований /
  91. A.A. Кыверялг. 4.2. -Таллин, ВАлгус, 1971. — 227с.
  92. B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. М.: Пед. о-во России, 2002. — 304 с.
  93. Г. Ф. Биометрия. Учебное пособие / Г. Ф. Лакин. 4-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1990. — 351 с.
  94. И.Я. Экскурсии в природу по физике и биологии / И. Я. Ланина,
  95. B.П. Соломин. СПб., 1998. — 185 с.
  96. Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию / Г. А. Лебедева // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 68−75.
  97. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина // М-во образования Рос. Федерации. Моск. Пед. Гос. ун-т, М-во образования Респ Беларусь. Акад. Последиплом. Образования. Минск, 1998. — 344с.
  98. М.М. Эвристические приемы в деятельности педагога : Подгот. студентов в пед. вузах. / М. М. Левина // Magister. 2000. — № 3.1. C. 64—76.
  99. Л. Проектное обучение и российская школа / Л. Левчук, В. Жинжило // Экологическое образование. 2001. — № 4. — С. 9−14.
  100. B.C. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы / B.C. Леднев. 2-е изд., перераб. — М: Высш.шк., 1991. — 224 с.
  101. B.C. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства / B.C. Леднев, А. Я. Сова, A.A. Кузнецов. -М.: Высшая школа, 1977. 159 с.
  102. Н.М. Курс физики для медвузов. Учебник / Н. М. Ливенцев. -М: Высшая школа, 1974. 646 с.-177 115. Литинецкий И. Б. Предвестники подземных бурь / И. Б. Литинецкий. -М.: Просвещение, 1988. 188с.
  103. И. Б. Барометры природы / И. Б. Литинецкий. М.: Дет. Лит., 1982. — 143с.
  104. В.Н. Акмеология: новое качество образования. Кн. для педагогов / В. Н. Максимова. СПб: Изд-во РГПУ, 2002. — 98 с.
  105. В.Н. Интеграция в системе образования / В. Н. Максимова. -СПб, 1991.-84 с.
  106. В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии / В. Н. Максимова, Н. В. Груздева. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  107. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения /
  108. B.Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1988. 191 с.
  109. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  110. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987.-157 с.
  111. Г. Г. Нелинейность. Новые проблемы, новые возможности / Г. Г. Малинецкий, А. Б. Потапов // Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука, 1996. — 261 с.
  112. В.Е. Электричество и человек / В. Е. Манойлов. Ленинград: Энергия, 1975.-144 с.
  113. Е.А. Интегративный подход к изучению регионального компонента школьной географии: автореф.дисс.канд.пед.наук / Е. А. Маркова. Нижний Новгород, 2005. — 20 с.
  114. А.Е. Мир природы глазами физика / А. Е. Марон, Е. А. Марон, 1. C. Петербург, 1994−35 с.
  115. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.-178 128. Махмутов М. И. Урок: Типология, структура, анализ / М. И. Махмутов // Советская педагогика. 1986. — № 2. — С. 53−58.
  116. JI.B. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом ВУЗе: автореф.дисс.док.пед.наук: 13.00.08 / Л. В. Медведева. СПб., 2001. — 36 с.
  117. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей. Сб. статей / под ред. В. Н. Федорова. М.: Просвещение, 1980.-207с.
  118. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. -М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  119. Э.Л. Интегрированные уроки в начальной школе / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. Петрозаводск, 1995. — 78 с.
  120. Э.Л. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика / Мельник Э. Л., Корожнева Л. А. СПб.: Каро, 2003. — 192 с.
  121. Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд // Иностр. языки в школе. 1995. — № 5. -С. 13−18.
  122. И.В. Элементы интегрирования знаний восьмиклассников / И. В. Митряева // Химия в школе. 2001. — № 3. — С. 35.
  123. Модернизация российского образования: документы и материалы. Библиотека развития образования. М.: ГУ, ВШЭ, 2002. — 365с.
  124. И.А. Транспорт и экология / И. А. Морозов // Физика. 2003. -№ 4. — С. 26.
  125. Г. А. Проблемы использования интегрированных курсов физики в средней школе: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Никитина- СПб., 1998.-20 с.
  126. .А. Интеграция знаний в науках о человеке / Б. А. Никитюк -. М. Спорт. Академ. Пресс, 2000. — 440 с.
  127. A.M. Интеграция базового и профессионального образования/ A.M. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  128. A.M. Принципы построения непрерывного профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17.
  129. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3−10.
  130. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2000. — 272 с.
  131. Обязательный минимум содержания среднего полного (общего) образования: Физика // Физика в школе. 1999. — № 6. — С. 4—5.
  132. Н.И. Организация уроков теоретических исследований / Н. И. Одинцова // Научно-практический журнал школьного технолога. -2002.-№ 3.-С. 97.
  133. И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1998. -160 с.
  134. Оценка качества подготовки выпускников средней /полной/ школы по физике / Сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2004. — 192 с.
  135. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. Киев, 1980. — 90 с.
  136. Е.Ю. Конструирование профильно-интегрированных структур учебных элементов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е.Ю. Пайвина- Ижевск, 2002.-20 с.
  137. Е.Ю. Конструирование профильно-интегрированных структур учебных элементов: дис.. канд. пед. наук. / Е. Ю. Пайвина. Ижевск, 2002.-150 с.
  138. A.A. Взаимодействие естественных наук в средней школе /
  139. A.A. Пантявин, О. И. Панкова // Химия в школе. 2001. — № 3. — С. 24−28.
  140. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М: Академия, 2003.-512 с.
  141. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений /
  142. B.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов М.: Школа -Пресс, 1997.-512 с.
  143. Педагогические технологии в современной школе: Учебное пособие / В. А. Беляева, Г. И. Аксенова, А. П. Черных. Рязань: Изд-во РГТГУ, 1996. -112 с.
  144. Педагогические технологии: Учебное пособие / Кукушин B.C. Ростов-на-Дону: Март, 2002. — 320 с.
  145. Педагогические технологии в условиях многоуровневого образования: Тез. Рос. семинара, 24−26 окт. 1994 г. Рязань: Изд-во РГТГУ, 1994. -156 с.
  146. Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология / Л. М. Перминова. СПб.:СПУПМ, 1998. -50 с.
  147. Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. М.: Педагогика, 1984. — 367 с.
  148. Н.М. Педагогика и здоровье: учебно-методическое пособие / Н. М. Полетаева. СПб.: ЛОИРО, 2004. — 165 с.
  149. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 3. / Под ред. Э. М. Бравермана. М: Ассоциация учителей физики, 2005. — 272 с.
  150. И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, М. Стенгерс: Прогресс, 1986. 436 с.
  151. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2002. — 256 с.
  152. Програмно-методические материалы. Физика. 7−11 классы / Сост. В. А. Коровин, Ю. И. Дик. М.: Дрофа, 1999. — 224 с.
  153. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе / Н. С. Пурышева. -М.: Прометей, 1993. 161 с.
  154. Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: автореф. дисс. докт. пед. наук / Н. С. Пурышева. М., 1995. — 42 с.
  155. З.И. Метод проектов / З. И. Равкин // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т. М., 1993. — Т. 1. — С. 567−568.
  156. Развитие творческой активности школьников / Под. Ред. A.M. Матюшкина. M.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  157. А.Н. Сборник задач по медицинской и биологической физике: Учеб.пособие. -2-е изд., перераб. и доп. / А. Н. Ремизов, А. Г. Максина. -М.: Дрофа, 2001.-192 с.
  158. О.Б. Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Б. Рогова. Петрозаводск, 2006. — 209 с.
  159. JI. Как, не разрушая единую картину мира, дать ребенку глубокие знания отдельных наук / Л. Рыбина // Первое сентября. 1997. -№ 101.-С. 4.
  160. О.В. Интеграция содержания образования как системообразующий фактор становления экологической культуры личности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Рублева. Самара, 2000.-199 с.
  161. П.А. Психология / П. А. Рудик. М.: Физкультура и спорт, 1962.-240 с.
  162. Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах / Е. И. Руднянская. Волгоград: Учитель, 2002. — 72 с.-183 184. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. М.:АПН РСФСР, 1962.-504 с.
  163. Г. И. Функции задач в процессе обучения / Г. И. Саранцев // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 19−24.
  164. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования / Н. Г. Свинина // Педагогика. 2001. -№ 7. -С. 20−23.
  165. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  166. В. Межпредметная организация на уроках ОБЖ / В. Семенова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2003. — № 9(87). — С.32−37.
  167. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования / Ю. Н. Семин // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−21.
  168. Ю.Н. Теория и технология интеграции содержания общепрофессиональной подготовки в техническом вузе: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю. Н. Семин. Екатеринбург, 2001. — 44 с.
  169. В.В. Образование и личность. Теория и практика педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  170. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
  171. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Сергеенок. СПб., 1992.-19 с.
  172. Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н. П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. -М., 1999.-Т.2.-С. 344−345
  173. A.C. Основы теории развивающего обучения / A.C. Сиденко // Физика в школе. 1998. — № 1. — С. 20−23.
  174. В.П. Интегрированные занятия по биологии и физике /
  175. B.П. Соломин, И. Я. Ланина, Н. М. Бурцева. СПб., 2000. — 139 с.
  176. В.П. Интегрированные домашние задания по биологии и физике / В. П. Соломин, И. Я. Ланина, А. Ф. Дергачева. СПб., 2001. — 217 с.
  177. А.Б. Проблемно-диалоговая форма «вопрос-ответ» / А. Б. Сорокин, Н. Г. Алексеев // Педагогика, 2001. № 2, С.37−43.
  178. А.И. Системологические основы образовательных систем / А. И. Субетто Ч. 1. М.: ИЦПКПС, 1994. — 284 с.
  179. Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников / Е. Ю. Сухаревская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 75 с.
  180. Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителя начальной школы, студентов пед. уч. заведений, слушателей ИПК школьников / Е. Ю. Сухаревская. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.-80 с.
  181. Л. В. Физика в природе / Л. В. Тарасов. — М.: Просвещение, 1988.-351 с.
  182. Теория и практика организации комплексных исследований / Отв.ред. О. И. Иванов. Л.: Наука, 1986. — 182 с.
  183. В.А. Интегративно-технологический подход в учебно-воспитательном процессе / В. А. Терешков // Дополнительное образование. 2003. — № 6. — С.8−12.
  184. C.B. Нервная система человека / C.B. Третьякова // Физика. -2002.-№ 47.-С. 1.
  185. Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе / Ю. С. Тюнников. СПб.: СПбГУ, 1987.-47 с
  186. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей / Сост. Э. М. Браверман. Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993.-288 с.
  187. А.Д. Природа информации. Философский очерк / А, Д. Урсул // -М.:ИПЛ, 1968.-94 с.
  188. А.Д. Теоретико-методологические проблемы обоснования знания / А. Д. Урсул // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Мысль, 1984. — 607 с.
  189. A.B. Естественнонаучное образование в средней школе / A.B. Усова // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 40−45.
  190. A.B. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Просвещение, 1988.- 112с.
  191. A.B. Самостоятельная работа учащихся в средней школе / A.B. Усова, З. А. Вологодская. М.: Просвещение, 1981.-158 с.
  192. К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский / Собр. соч. Т. 8. — М., 1950. — 776 с.
  193. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения / Г. Ф. Федорец. Ленинград, РГПУ, 1990. — 82 с.
  194. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Г. Ф. Федорец. Ленинград, РГПУ, 1983. — 83 с.
  195. E.H. Реализация межпредметных связей на уроках физики в общеобразовательной школе / Федорова E.H., Янюшкина Г. М. -Петрозаводск: КГПИ, 1995. 52с.
  196. П.Н. Философия и интеграция знаний / П. Н. Федосеев // Вопросы философии. 1987. — № 6. — С. 16−26.
  197. С.А. Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта студентов в процесс обучения (на материале изучения предметов естественнонаучного цикла): Дис. к-та. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Феоктистов. Петрозаводск, 2000. — 199 с.
  198. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова, 4-е изд. М.: Политиздат, 1980.-С. 414.
  199. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ — ДАНА. 2002. -344 с.
  200. И.С. Процесс обучения (некоторые теоретические постулаты) / И. С. Фрадков // Педагог исследователь. — Петрозаводск. — 1997. — № 1. -С. 5−11.
  201. Г. Тайны восприятия: Синергетика как ключ к мозгу / Г. Хакен. -Институт комплексных исследований, 2002. 272 с.
  202. A.A. Интегративный подход в экономическом образовании старшеклассников : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.A. Харунжев. -Киров, 2000. 197 с.
  203. Н.Ф. Личностно-ориентированный подход в системе развивающего обучения детей опережающего развития / Н. Ф. Хорошко // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С. 173.
  204. А.Г. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против / А. Г. Хрипкова, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова // Биология в школе. 1990. -№ 1. — С. 48−50.
  205. Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Н. К. Чапаев. Екатеринбург, 1998. — 308 с.
  206. В.А. Учебные программы / В. А. Ченобытов, Э. С. Фейгина, Ю. С. Гончаров, Ж. Л. Витлин // Разработка образовательных стандартов петербургской школы. СПб., Центр педагогической информации. Комитет по образованию мэрии СПб, 1995. — 179 с.
  207. М.Г. Интеграция науки (филосовский очерк) / М. Г. Чепиков. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1981. — 276 с.
  208. И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Д Чечель // Директор школы. -1998. № 3.- С. 11−16.
  209. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. Ч. 1 / И. Д Чечель. Москва: РИПКРО МОРФ, 1998.-165 с.
  210. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−24.
  211. И.Г. Воспроизведение и творчество, алгоритмизация и эвристика в обучении / И. Г. Шабаев. Петрозаводск.: КГПИ, 1996. — 102 с.
  212. М.Н. Развитие профессиональных интересов школьников в профильных классах: автореф.дисс.канд.пед.наук / М. Н. Шабарова. -Омск, 2004. 25 с.
  213. В.Д. Индивидуализация содержания образования/ В. Д. Шадриков // Школ, технологии. 2000. — № 3. — С. 72−83.
  214. М.А. Межпредметные связи в формировании системных знаний / М. А. Шаталов // Химия в школе. 1997. — № 5. — С. 26−29.-189 249. Шипицына JI. Интеграцшг. специальная и педагогическая // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 162.
  215. O.A. Интегративный курс «Естествознание» в старших классах средней школы: автореф. дисс. канд. пед. наук / O.A. Яворук, -Челябинск, 1985.-18с.
  216. O.A. Интегративные курсы, классификация, направления, перспективы / O.A. Яворук // Директор школы. 1998. — № 7. — С. 59−64.
  217. O.A. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе / O.A. Яворук // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 113−114.
  218. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: 1996. — 240 с.
  219. Н.М. Процессы интеграции: достижения и проблемы / Н. М. Яркова, Ю. Е. Калугин // Внешкольник. 2003. — № 2. — С. 17−19.
  220. Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности Электронный ресурс. / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович. Электрон.ст. Режим доступа к ст.: http: www.researcher.ru/information.
  221. В.В. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Электронный ресурс. / В. В. Гаврилюк. Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: / В. В. Гаврилюк http://psyhologu.ru/pedagogika.
  222. И.С. Межпредметная интеграция как средство личностного развития учащихся и студентов. / И. С. Дышлюк, В. К. Лебедев. -Электрон.ст. Режим доступа к ст.: http://www.mis.rsu.ru/conf.
  223. Закон РФ «Об образовании». Электрон.ст. — Режим доступа к ст.: http://www.edu.ru/legal/public/default.asp?no=10 064 235
  224. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Электронный ресурс. Режим доступа к ст. — /http://www.edu.ru/db/mo.
  225. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Электронный ресурс. Режим доступа к ст. -/http://www.ug.ru.
  226. Официальный сайт программы «Шаг в будущее»: Региональные участники Электронный ресурс.: Режим доступа к ст.: http: www. step-info-the-future.ru.
  227. И.В. Системный подход, системное мышление и энтропизация фундаментальных знаний: Электронный ресурс. / И. В. Прангашвили. Режим доступа к ст. — http://www.ipu.ru/period.
  228. Содержание образования и исследовательское обучение Электронный ресурс.: Режим доступа к ст.: http: www.specialschool.ru/experiment.
  229. М.А. Формирование системного мышления на уроках биологии: Электронный ресурс. / М. А. Чурикова. Электрон.ст. -Режим доступа к ст. — http://festival.lseptember.ru.
Заполнить форму текущей работой