Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в сохранении и преумножении национальных культурных традиций. Народную культуру во всех ее проявлениях необходимо рассматривать в контексте современных процессов, когда ее элементы вписываются в современное культурное пространство российского общества. Отдельные элементы и целые направления культуры далекого или недавнего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений
    • 1. 1. Особенности башкирской народной музыкальной культуры
    • 1. 2. Сущность и структура приоритетных вокальных умении, необходимых для исполнения башкирской народной музыки
    • 1. 3. Содержание подготовки будущих учителей к исполнению башкирских народных музыкальных произведений
  • Выводы по главе
  • Глава II. Опытно-поисковая работа по апробации методики формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Методика формирования исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений
    • 2. 3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений
  • Выводы по главе

Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в сохранении и преумножении национальных культурных традиций. Народную культуру во всех ее проявлениях необходимо рассматривать в контексте современных процессов, когда ее элементы вписываются в современное культурное пространство российского общества. Отдельные элементы и целые направления культуры далекого или недавнего прошлого могут попадать в сферу актуальной культуры или оставаться на ее периферии, однако, в любом случае, их важно и нужно анализировать как артефакты культуры в ее сегодняшнем состоянии и не относить ее примеры только к достоянию истории. В связи с этим возникает проблема внедрения в образовательный процесс на всех его уровнях и этапах артефактов культуры того региона, в котором формируется и развивается молодое поколение. Не случайно Законы «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан включают в качестве приоритетов развитие личности, которая осваивает особенности национальной культуры и традиций своего народа [118,119].

В настоящий момент в Республике Башкортостан проживают представители более ста национальностей. Титульной национальностью республики являются башкиры. В силу определенных исторических условий они сохранили в большей мере, чем ряд других народов, проживающих на территории Башкортостана, свою празднично-обрядовую культуру, различные устно-поэтические жанры, музыкально-хореографический фольклор, декоративно-прикладное искусство. Особенностью музыкального искусства башкирского народа являются вокальные жанры, например, протяжные песни узун-кюй, исполняемые певцами-сказителями (сэсэнами), народными певцами-исполнителями (йырау) и кураистами, которые аккомпанируют вокалистам на национальных инструментах.

Исполнение произведений разнообразных вокальных жанров башкирского народа требует особых умений: импровизационное&trade-, длительного певческого дыхания, речитативности, умения слушать аккомпанемент и исполнять. мел одическую орнаментику национальных напевов.

Особенностью подготовки современного учителя музыки является освоение им культурного национального наследия не только на уровне знаний, но и на уровне исполнительских умений. В различных видах профессиональной деятельности учителя (коммуникативная, проектировочная, конструктивная и т. д.) особое место занимает музыкально-исполнительская деятельность, осуществление которой невозможно без сформированных умений исполнять, музыкальное произведение на инструменте, дирижирования и управления хором, пластического интонированиявокального исполнения-(Э.Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Е. В. Николаева, и др:). В процессе осуществления вокальной исполнительской деятельности учитель музыки развива-, ет певческие навыки учащихся,.формирует их вокальную культуру, прививает любовь и интерес к различным жанрам вокальной музыки, в том числе — к музыке своего народа.

По статистике, около половины населения Башкортостана, составляют сельские жители, которые бережно сохраняют национальные башкирские культурные традиции, в т. ч. — традиции исполнения вокальных произведений. Прибывая на работу в сельскую местность, учитель музыки — выпускник педагогического вуза — не всегда владеет такими исполнительскими вокальными умениями. Между тем, в последнее время родители, причем как в сельской местности, предъявляют к учителю музыки требования, связанные с обязательностью освоения их детьми культурных традиций башкирского народа. Отсутствие таких сформированных умений у учителей музыки не позволяет удовлетворять потребности родителей и. учащихся: Поэтому возникает необходимость обучения, будущего учителя умению исполнять произведения башкирской национальной певческой культуры.

В работах современных авторов, рассматривающих пути повышения эффективности профессиональной подготовки, — Ю. Б. Алиева, В. В. Емельянова, Г. П. Стуловой, Л. В. Черновой и др. — указывается на необходимость повышения уровня вокальной подготовки будущего учителя музыки. Постижение будущими учителями вокального искусства включает совокупность вокально-технических средств, которые позволяют обеспечить высокий уровень исполнительства не только академических вокальных произведений, но и народных произведений. В результате освоения таких произведений у будущих учителей музыки формируются технические вокально-исполнительские навыки и понимание особенностей музыкальной культуры своего региона. Однако воспитательные возможности вокальной работы, включающей национальные вокальные произведения, осознаются педагогами не в полной мере, отчего удельный вес указанных произведений в репертуарном учебном списке студентов бывает небольшим.

Проблема внедрениянациональных традиций в образовательный процесс школьников и студентов отражена в трудах Б. Ф. Афанасьева, К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, P.F. Гарданова, Т. К. Исхакова, З.Д. Киекбае-вой, Ю. З: Кутлугильдиной, З. Г. Нигматова, С. ИРахимовой, A.M. Сафина, Н. Х. Халитовой, А. Ф. Хинтибидзе. Идеи о необходимости народного искусства в формировании личности детей воплощены в работах педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, К. Насыри, В. Ф. Одоевского, М. Уметбаева, И. Я. Яковлева и др.

В исследованиях P.M. Асадуллина, JI.M. Кашаповой, B.C. Хазиева, Э. Ш. Хамитова раскрываются гуманистические аспекты профессионального педагогического образования, в том числе — внедрение в процесс профессиональной педагогической подготовки национальных культурных традиций. В работах музыкантов, этнографов, фольклористов, (Л.П. Атановой, Н.В. Ах-метжановой, Д. Ж. Валеева, Л. Н. Лебединского, Р.Г. Рахимова) исследуются особенности национальной вокальной культуры башкирского народа, рассматриваются направления внедрения в учебный процесс башкирских национальных традиций для формирования нравственной и этноэстетической культуры будущих учителей (А.Г. Абсалямова, З.Ф. Исламова).

Идея о необходимости обращения к национальной музыке в художественном воспитании школьников содержится в работах Б. В. Асафьева, В. А. Афанасьева, Б. Бартока, JI.B. Горюновой, Л. П. Дугановой, Д. Б. Кабалевского, JI.M. Кашаповой, 3. Кодая, JI.B. Кузнецовой и др. Использование национальных традиций в преподавании музыки освещено в работах JI.JI. Куприяновой, Т. Г. Мариупольской, JI.A. Тарасовой, Н. Р. Туравец, А.Ш. Хаса-нова и др. Специфика освоения будущими учителями национальных особенностей башкирской вокальной музыки отражена в научно-методических работах Р. А. Ахмадеевой и З. А. Бакировой.

Анализ диссертационных исследований, монографий, научных статей, методических пособий по указанной тематике позволяет сделать заключение о том, что проблема формирования у будущих учителей музыки Республики Башкортостан умений исполнять народные башкирские вокальные произведения является нерешенной. Имеющиеся исследования не позволяют охарактеризовать особенности формирования умений исполнять башкирскую вокальную музыку будущими учителями, не раскрывают этапы, методы, формы, способствующие успешной реализации данного процесса.

Актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между:

• признанием необходимости внедрения элементов национальной культуры в систему профессионального педагогического образования и недостаточной реализацией данного направления в практике высшего профессионального педагогического образования;

• требованиями родителей и учащихся, связанными с необходимостью ознакомления школьников с вокальной музыкальной культурой башкирского народа и невозможностью осуществления этих требований в связи с недостаточнойподготовленностью будущих учителей музыки в высшем профессиональном учебном заведении;

• признанием необходимости разработки методики формирования умений исполнения народной вокальной музыки и отсутствием её в системе профессиональной педагогической подготовки учителей музыки в Республике Башкортостан.

На основании выделенных противоречий, а также в результате изучения, и анализа литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении и проверке эффективности этапов и направлений методической работы по обучениюисполнительским вокальным умениям будущих учителей музыки в Республике Башкортостан.

Актуальность, и недостаточная разработанность данной проблемы, обусловили' выбор темы исследования: «Формирование исполнительских умений убудущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений».

Цель исследования-— теоретическое обоснование, разработками экспериментальная^ проверка методики формирования умений’у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирской народной вокальной традиции.

Объектом, исследования выступает процесс профессиональной вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе Башкортостана.

Предмет исследования — педагогические особенности формирования* у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Задачи исследования:

Г. Изучение специфики башкирской народной вокальной музыки в процессе анализа и обобщения культурологической, искусствоведческой (включая фольклористику), психологической. и педагогической литературы.

2. Определение умений, необходимых для исполнения будущими учителями башкирской народной вокальной музыки.

3. Разработка методики формирования умений у будущих учителей исполнения башкирской народной вокальной музыки и проверка ее эффективности в процессе опытно-поисковой работы.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование умений у будущих учителей исполнять башкирскую народную вокальную музыку будет осуществляться эффективно, если: в процессе вокальной подготовки, учителя в вузе будет осуществлена взаимосвязь теоретических знаний о башкирской народной вокальной музыке (содержательный компонент вокальной подготовки), практических умений исполнять эту музыку (операциональный компонент вокальной подготовки), желаний изучать башкирскую вокальную музыку (мотивационный компонент) и методических умений, способствующих формированию этих: знаний и умений у школьниковданные умения будут формироваться на всех этапах обучения будущих учителей музыки в вузе от первого до последнего курса, а их закрепление будет осуществляться в процессе различных видов концертной и кон-цертно-просветительской деятельности студентов, что позволит сделать процесс формирования исполнительских умений творческим и непрерывнымбудет разработана методика, включающая три этапа, на которых последовательно, с помощью репродуктивных, поисковых, проблемных методов и творческих заданий, будут формироваться приоритетные исполнительские умения, закрепляемые в процессе различных видов концертной деятельности студентов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• положения о гуманизации педагогического процесса (Е.А. Ануфриева, В: П. Зинченко, В. А. Сухомлинский и др.);

• положения о деятельности как активной форме преобразований человеком мира и о человеке как субъекте такой деятельности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.);

• научно обоснованные подходы к изучению проблемы профессионального образования, (Н.М. Болдырев, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, И.Ф. Харламов);

• идеи, о роли искусства в духовном развитии личности1 (Э.Т. Ар-даширова, Ю. В. Борев, М. С. Каган, Г. Г. Коломиец и др.);

• положения о различных видах музыкально-педагогической деятельности учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский, Е.В. Николаева);

• идеи ученых-этнопедагогов и этнопсихологов по использованию народного опыта в воспитании детей (Б.Ф. Афанасьев, К. Ш. Ахияров, В: Г. Крысько, Э. А. Саракуев и др.);

• концепции зарубежных и отечественных исследователей о роли родной национальной музыки в воспитанииподрастающего поколения (Б. Барток, 3. Кодаи, К. Орф, Э. Сайкпер, Ш. Сузуки, Ю. Б. Алиев, Л.П. Ата-нова, Л. М. Кашапова, Г. М. Науменко);

• идеи о внедрении национальной башкирской культуры в образовательный процесс (А.Г. Абсалямова, Г. З. Дайнова, А. С. Зиннурова, З.Ф. Ис-ламова, Л.М. Кашапова);

• основные подходы к методике преподавания вокального искусства (ДЛ. Аспелунд, В. А. Багадуров, Л. Б. Дмитриев, Е. М. Малинина, В. П. Морозов, Г. П. Стулова и др.).

Методы исследования:

• теоретические: изучение и анализ научной литературы, сравнение, обобщение, систематизация;

• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, творческие задания, педагогический эксперимент.

Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в течение 2003—2009гг.

На первом этапе (2003;2004гг.) определялись концептуальные основы исследования, выявлялась и изучалась научная литература, проводилось констатирующее обследование студентов, осуществлялась разработка методики формирования у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

На втором этапе (2004;2008гг.) осуществлялась опытно-поисковая работа на музыкальном отделении Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

На третьем этапе (2008;2009гг.) систематизировались, анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались данные опытно-поисковой работы, формулировались выводы исследования, оформлялся текст диссертации.

Базой опытно-поисковой работы явилось музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического1 университета им. М. Акмуллы. В этой работе участвовали студенты очного и. заочного отделенийобучающиеся по специальности «Музыкальное образование», всего — 148 человек.

Научная новизна проведённого исследования заключается: в определении приоритетных умений, необходимых для исполнения башкирской народной вокальной музыки (владение длительным певческим диафрагмальным дыханием, голосовой орнаментикой, филировкой звукаумение импровизировать, многовариантно исполнять произведения под аккомпанемент башкирских народных инструментовумение раскрыть содержание и историю создания песни перед ее исполнением (узун-юой)) — в разработке методики, поэтапного формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку: первый этап включает в себя репродуктивные методы, специальные упражненияна основе которых формируются умения применять длительное певческое дыхание и исполнять песни под аккомпанемент башкирских народных инструментоввторой этап включает поисковые задания, концертно-исполнительские формы деятельности (концерты в школе, в вузах), где формируются умения исполнять народные песни под собственный аккомпанемент на башкирских национальных инструментахтретий этап включает проблемные методы, творческие задания, концертно-просветительские формы исполнения музыки (лекции-концерты для учащихся различных типов школ), в процессе которых закрепляются ранее приобретенные умения и в целом актуализируется творческий характер выражения образного содержания произведений.

Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении особенностей башкирской народной вокальной музыки, к которым относятся: мелодическая яркость песен, многовариантность воплощения, широта мелодии, импровизационность, развитая орнаментика, свободная нерегулярная ритмика (особенно в песнях протяжного характера), использование бурдона при аккомпанементе народного башкирского инструмента, басовый фон в узляу, сопровождение на башкирских народных инструментах — курайкубыз, думбырав разработке методов обучения (репродуктивных, поисковых, проблемных, творческих), позволяющих эффективно формировать исполнительские умения студентов в процессе освоения башкирской народной вокальной музыки. в разработке показателей сформированности у будущих учителей умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Практическая значимость исследования заключается: в составлении нотной хрестоматии башкирских народных вокальных произведений, используемых на всех трех этапах разработанной методикив создании фонда видеозаписей исполнения солистами башкирской народной вокальной музыкив составлении репертуара башкирских народных вокальных произведений для студентов в течение всего периода обученияв разработке и реализации программ и методического обеспечения курсов по выбору «История вокальной музыкальной культуры Республики Башкортостан», «Исторические основы и методические рекомендации по изучению вокального искусства в педагогических вузах (на примере Республики Башкортостан)».

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка будущего учителя музыки к освоению’башкирской народной вокальной музыки включает в себя те же компоненты, что и общая вокальная подготовка в педагогическом вузе: а) мотивационный компонент, на котором формируется ценностное отношение к башкирской народной вокальной музыке, потребность в ее изучении и передаче своих знаний школьникам на уроках музыкиб) содержательный компонент, на котором формируется, знания-о стилевых особенностях башкирской-народной вокальной музыки, об особенностях ее исполнения, о методах преподавания башкирской народной вокальной музыки детям на музыкальных занятияхв) операциио-нальный компонент, на, котором формируются умения, соответствующие обозначенным в исследовании знаниям об особенностях вокального башкирского народного исполнительства.

2. К приоритетным умениям исполнять башкирскую народную вокальную музыку относится: длительное диафрагмальное дыхание, округленное звучание, голосовая орнаментика, филировка звука, сомбирование (мужские голоса), колоратура (женские голоса) — использование свободной нерегулярной ритмики (особенно в песнях протяжного характера).

3. Методика формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку реализуется поэтапно: а) на первом этапе актуализируются* в основном репродуктивные, наглядные, иллюстративные методы и приемы, с помощью которых развиваются навыки длительного диафрагмального певческого дыхания и округленного звучания голосаб) на втором этапе с помощью не только наглядных, репродуктивных, но и поисковых приемов и методов формируется овладение голосовой орнаментикой, филировкой звука, сомбированием (мужские голоса), колоратурой (женские голоса), способность исполнять вокальные произведения под собственный аккомпанемент на башкирском народном инструменте, закрепление которых происходит в процессе концертной деятельности студентов (концерты класса определенного педагога, концерты в школах) — в) на третьем этапе с помощью проблемных методов и методов творческих заданий в опоре на приобретенные вокальные умения формируются навыки творческого исполненияпроизведений (многовариантность, импровизационность, развитая орнаментикасвободная нерегулярная ритмикаиспользование бурдона при' аккомпанементе народного башкирского инструмента, басовый фон в узляусопровождение на' башкирских народных инструментах — курай, кубыз, думбыра), которые воплощаются., в процессе концертно-просветительских форм (лекции-концерты для учащихся школ, гимназий, лицеев).

Апробация № внедрение результатов" исследованияМатериалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы, кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета. Отдельные теоретические положенияисследования были представлены на международных (Москва, 2008, Уфа, 2008), на всероссийских (Екатеринбург, 2007) и региональных (Уфа, 2006, 2007) научно-практических конференциях.

Материалы исследования внедрены в практику подготовки будущих учителей музыки на музыкальном отделении Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Достоверность и' обоснованность основных положений и выводов диссертации обусловлены аргументированностью ее теоретических положений, совокупностью методов исследования, адекватных специфике исследуемого объекта, результатами опытно-поисковой работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Опытно-поисковая работа, содержание и результаты которой отражены во второй главе данного исследования, позволила сделать следующие выводы:

1. Проведенное социологическое исследование (анкетирование) студентов — будущих учителей музыки показало, что большая часть из них проявляет интерес к проблеме формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку, но продемонстрировали такие умения только 5% от общего числа опрашиваемых. Большая часть студентов не смогли назвать ни жанры башкирской народной вокальной музыки, ни ее стилистические особенности, ни особенности ее исполнения. В целом отмечая то, что такая музыка может положительно повлиять на становление самосознания школьников, на формирование их знаний о традициях вокального исполнительства, все-таки некоторые студенты считали, что произведения башкирской вокальной народной музыки не вызовут должного интереса у школьников, а, потому, изучение таких песен в школе не является нужным и обязательным. Полученные результаты анкетирования подтвердили необходимость разработки методики формирования умений исполнятьt башкирские1 народные вокальные произведения у будущих учителей музыки.

2. Для проведения опытно-поисковой работы (ее констатирующего и итогового этапов) было необходимо выявление определенных показателей. Определенные в первой главе основные компоненты вокальной подготовки будущих учителей музыки, позволили определить основные показатели по каждому из выделенных компонентов. Таковыми стали: в мотивационном компоненте: личностное отношение к башкирской народной вокальной музыке, ценностное отношение к такой музыке, потребность в ее изучении и осознание ее значимости в профессиональной деятельностив содержательном компоненте: знания студентов о стилевых особенностях башкирской народной вокальной музыкив операционном компоненте: знания о конкретных действиях-операциях певцов при исполнении башкирской народной вокальной музыки, а также знания о способах и приемах вокального исполнения таких произведений.

3. Методика формирования у будущих учителей музыки состояла из трех основных этапов:

A), на первом этапе актуализировались репродуктивные, наглядные, иллюстративные методы и приемы, с помощью которых развивались навыки длительного диафрагмального певческого дыхания и округленного звучания голоса будущего учителя музыки;

Б), на второмэтапе с помощью наглядных, репродуктивных, поисковых методов и приемов формировалось овладение голосовой орнаментикой, филировкой звука, колоратурой исполнения, умение исполнять вокальные, произведения под собственный аккомпанемент на башкирском народном инструменте;

B), на третьем этапе с помощью проблемных методов, методов. творческих заданий1 в опорена приобретенные вокальные навыки формировались навыки творческого исполнения произведений.

4. Проведенная опытно-поисковая работа в условиях учебного процесса* на базе музыкального отделения у студентов специальности «Музыкальное образование» в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы показала положительные результаты, что говорит об эффективности разработанной нами методики.

5. Подводя итоги всех этапов опытно-поисковой работы, можно констатировать значительную динамику в формировании исполнительских умений у студентов экспериментальной группы, тогда, как в контрольной группе такой динамики не наблюдалось.

Заключение

.

Теоретическое обоснование диссертационного исследования, результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать в заключении следующие выводы:

1. Особенностями башкирской народной вокальной музыки являются: мелодическая яркость песен, многовариантность воплощения, широта мелодии, импровизационность, развитая орнаментика, свободная нерегулярная ритмика (особенно в песнях протяжного характера), использование бур-дона при аккомпанементе народного башкирского инструмента, сопровождение на башкирских народных инструментах — курай, кубыз, думбыра. Выявленные особенности позволили определить приоритетные умения ее исполнения студентами: владение длительным диафрагмальным певческим дыханием, округленным звучанием голоса, сомбированием (мужские голоса), колоратурой (женские голоса) — способность устанавливать ансамбль между, собственным специфическим вокальным исполнением башкирской' народной музыки и звучанием аккомпанирующего народного башкирского инструмента.

2. В процессе формирования умений исполнения башкирской народной вокальной музыки у будущего учителя необходимо расширение содержания их общей вокальной подготовки. Так, в мотивационный компонент включается формирование ценностного отношения к башкирской народной вокальной музыке, потребность в ее изучении и передаче своих знаний школьникам на уроках музыкив содержательный компонент — формирование знаний о стилевых особенностях башкирской народной вокальной музыки, об особенностях ее исполнения, о методах преподавания башкирской народной вокальной музыки детям на музыкальных занятиях, в операциональный компонент — овладение такими умениями, как длительное диафрагмальное дыхание, округленное звучание, голосовая орнаментика, филировка звуj ка, сомбирование (мужские голоса), колоратура (женские голоса) — использоs вание свободной нерегулярной ритмики (особенно в песнях протяжного характера), бурдона — при собственном аккомпанементе с помощью народного башкирского инструмента (курай, кубыз, думбыра).

3. Методика формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку реализуется поэтапно: на первом этапе используются в основном репродуктивные, наглядные, иллюстративные методы и приемы, с помощью которых развиваются навыки длительного диафрагмального певческого дыхания и округленного звучания голосана втором этапе с помощью не только наглядных, репродуктивных, но и поисковых приемов и методов формируется овладение голосовой орнаментикой, филировкой звука, сомбированием (мужские голоса), колоратурой (женские голоса), способность исполнять вокальные произведения под собственный аккомпанемент на башкирском народном инструменте, закрепление этих умений в процессе концертной деятельности студентов,(концерты класса определенного педагога, концерты в школах) — на третьем этапе с помощью проблемных методов-и методов творческих заданий в опоре на приобретенные вокальные умения, формируются навыки творческого исполнения произведений (многовариантность, импровизационность, развитая-орнаментикасвободная нерегулярная ритмикаиспользование бурдона при аккомпанементе народного башкирско- -го инструмента, сопровождение на башкирских народных инструментах — курай, кубыз, думбыра), закрепление данных умений происходит в процессе концертно-просветительских форм работы (лекций-концертов для учащихся школ, гимназий, лицеев).

4. Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапа опытно-поисковой работы, проводимой в течение всего времени обучения будущих учителей музыки в вузе, позволило выявить положительную динамику сформированности у них исполнительских умений, что подтверждает эффективность разработанной нами методики формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку.

Перспективы дальнейшего исследования по проблеме могут быть следующими: разработка методов формирования других исполнительских вокальных умений, отличных от рассмотренных нами в диссертационном исследованииобоснование методики изучения особенностей башкирской народной вокальной музыки у студентов, обучающихся в средних специальных музыкальных учрежденияхобоснование специальной методики формирования умений исполнять башкирскую народную вокальную музыку у детей младшего и старшего школьного возраста в процессе обучения в детских музыкальных школах, в детских школах искусств, в которых ведется преподавание академического вокала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1990. -188с.
  2. Э.Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для ст-тов высш. пед. учеб. завед. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М.: «Академия», 2004 336с.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  4. О.А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа, 1998. С.34−37.
  5. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980.-334с.
  6. А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества. — Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993.-195с.
  7. Абт Ф. Школа пения. М.: Музгиз, 1965.
  8. Н.В. Инструментальная транскрипция башкирской народной песни // Вопросы искусствоведения / Ред.-сост. В. Башенев, Ф. Кама-ев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. — С. 43−52.
  9. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. — М.: ВЛА-ДОС, 2000.-336с.
  10. Ю.Ананьев В. Г. Избранные психологические труды. — Т.2. — М.: Педагогика, 1980.-228с.
  11. П.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. — 238с.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: КГУ, 1996. — 566с.
  13. Аникин: В .П. Теория фольклора: Курс лекция. М.: КД Университет, 2004.-280с.
  14. О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы // Музыкальное: воспитание в школе. Вып. 17: Сб.ст. / Сост. О.Апраксина. — М.: Музыка, 1986. — С.5−15.
  15. Арановская И: В. Эстетическое развитие будущего? педагога-музыканта в современной системе высшего образования. — Автореф. Дисс. д-ра пед. наук. Волгоград, 20 021 — 48с.
  16. В.В., Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированиюобразовательных процессов // Педагогика. -М.: Перемена, — 1998.-№ 1. С. 34−37.
  17. Л.Г. Профессия — учитель музыки. — М-: Просвещение, 1984!- 111с.
  18. .В. Формирование способности^ самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: Дисс. канд. пед- наук. — Казань, 1998. -263с.
  19. P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. — Уфа: БГПИ, 1999.- 145с.
  20. . Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, 1971. 312с.
  21. Асафьев Б. В! О музыкально-творческих навыках детей // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /. сост. О.Апраксина. М.: Просвещение, 1990*-С. 106−109.
  22. Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.: Музыка, 1974. —187с.
  23. Л.П. Музыкальная культура Башкортостана// Очерки по культуре народов Башкортостана: учеб. пособие. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1994. — С. 118−136.
  24. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сб. ст. Уфа: изд-во БГПУ, 1991. — С. 3−7.
  25. Г. Н. Нариман Сабитов. Уфа: Башкортостан, 1995. — 18с.
  26. Г. Б. Обрядовый фольклор башкир // Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование Сб. науч. статей. — Уфа, РИЦ УГАМ им. 3. Исмагилова, 2004. С. 109 — 120.
  27. Н.В. Башкирская инструментальная музыка // Музыка композиторов баш-кирской АССР (СССР) и округа галле (ГДР). — Уфа: УГИИ, 1990. с. 22−29.
  28. Г. Нариман Сабитов (камерно-вокальное творчество). .Музыковедческий очерк. — Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1982. — 96с.
  29. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-559с.
  30. ЗГ.Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1−3. М.: Музгиз, 1929−1937.
  31. В.А. Очерки по истории вокальной педагогики, 2 М.: Музгиз, 1956.
  32. В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 2002. — 357с.
  33. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика. -184с.
  34. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.
  35. Л.А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — 368с.
  36. И. Опыт этимологического анализа // Сов. Музыка. М.: Музыка, 1985.-№ 9.-С. 59−66.
  37. И. Специфика языка музыки в создании, художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1986. С. 99−116.
  38. Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. — 415с.
  39. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая-концепция): монография. — Челябинск: Факел, 1995. — 144с.
  40. Л., О восприятии элементов стиля прошлого в современном-произведении // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности: Сб. науч. тр. ЛГИТМиК. Л., Наука, 1981. — С. 6080.
  41. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. —М.: Перемена, 1996. № 1. — С.9−11.
  42. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.
  43. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI: размышления о будущем // Педагогика, -М.: Перемена, 1993. № 6. -С.103−112.
  44. Н. В. Об изучении проблемы происхождения и этнической истории башкирского народа // Вопросы этнической истории Южного Урала. Уфа: АН СССР, 1982. — С. 132−142.
  45. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики образования. М.: Российский университет, 1994. — 336с.
  46. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-694с.
  47. В. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки. — Вып. 1.-М.: Музыка, 1989.
  48. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 388с.
  49. Л.И. Проблема^ формирования личности /Под ред Д. И. Фельдштейна. -М.: Институт практической психологии, 1995. 352с.
  50. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на Д.: РПУ, 2000. — 352с.
  51. Бондаревская В: В. Технология личностно-профессионального, развития творческого педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук, Волгоград, 2002: -20с.
  52. М.Ш. Музыка: Язык, Речь, мышление / Опыт системного исследования музыкального искусства. — М.: Музыка, 1991. 221с.
  53. М.Ш. Анализ музыкальных произведений. в 2 ч. — М.: Владос, 2003.-251, 207с.
  54. М.Ш. Введение в музыкознание. — М.: Владос, 2001. 220 с.
  55. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. М.: Перемена, 1993. — №.2 — С. 12−16.
  56. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. Педагогика. -М.: Перспектива, 1989. № 8. — С. 89−94.
  57. Т.Г. Слагаемые профессионализма // Учитель. — М.: Знание, 2001. -№ 2. С.59−64.
  58. В. О музыкальном языке и музыкальном образовании // Искусство в школе. — М.: Искусство, 1996. № 1. — с. 55−57.
  59. Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1997. 409с.
  60. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-36с.
  61. В.Н. С.В. Рахманинов. -М: Сов. композитор, 1976. 645с.
  62. А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Дисс. канд. пед. наук. СПб. — 1995. — 116с.
  63. Ю.Н. К вопросу о природе и типологии музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и"педагогика. — Мат-лы 1 Российской* науч.-практ. конф. М., Уфа: Изд-во УГАИ, 2002. — С. 7−24.
  64. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. — М.: Перемена, 1998. № 3/14. — С.22−31.
  65. JI. М. Взаимодействие вокального и методического компонентов в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки: дисс. канд. пед. наук. Национальный педагогический ун-т им. М. П. Драгоманова. — К., 2003. — 216с.
  66. JI.A. Пение и «фундамент музыкальности». — Великий Новгород: НГУ, 2006.- 137 с.
  67. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. 207с.
  68. А. М. Техника постановки голоса: М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 118с.
  69. Взаимосвязь методологической и методической подготовки- учителя музыки: Материалы 2 междунар. научн.-практ. конф. М.: МГЛУ. — 1994. -156с.
  70. В.В. Стилистика, теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.-440с.
  71. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 244с.
  72. Г. Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. — 335с.
  73. Вопросы вокальной*педагогики. Вып.1−7. — М.: Музыка, 1962−1984.
  74. Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: сб. науч. тр. вып. 71. — М. Издание гос. муз-пед ин-та им. Гнесиных, 1984 112с.
  75. Н.Е., Суханцев В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. М.: Перемена, 1992. — № 12.
  76. В.Г. Гуманитарно-аксиологические особенности поступенного образования*педагога. Псков: ПОИКРО, 1993. — 421с.
  77. JI.C. Педагогическая-психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480с.
  78. М. Г. Формирование у студентов педагогического вуза нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2005. — 209с.
  79. Р.К. Жанровый состав башкирского музыкального фольклора: Учеб. пособие. Уфа: РИЛО РУНМЦ Госком науки РБ, 2001 — 50с.
  80. Р.Т. Фольклор в системе музыкального образования/ Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование Сб. науч. статей. Уфа, РИЦ УГАМ им. 3. Исмагилова, 2004. С.99−108
  81. Г. Хусаин Ахметов. Жизнь Творчество, время: Монография Уфа, КИТАП, 1994−128с.
  82. П.Я. Психология мышления и учение и поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления советской психологии.-М.: Наука, 1966.-С. 112−119.
  83. Н.Ф. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1990.- 17с.
  84. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск, Факел, 1995. 238с.
  85. Г. Ф. Эстетика в 4х томах. Т. З «Музыка». — М.: Искусство, 1971. -350с.
  86. .С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: Современник, 1998.-608с.
  87. G.A. Классическая музыка и музыкальная педагогика // Метот дологические проблемы^музыкальной педагогики: Матер: Межреспуб. науч.- практ. конф. -М.: МПГУ им: В. И. Ленина, 1991. С. 21−24.
  88. А.А. Древо духовной жизни. М.: Аргус, 1994. — G.56−63.
  89. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика. М.: Перемена, 1996. — № 5. — С. 63−69.
  90. Н. А. Поэтичность музыки // Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. Киев: Муз, 1985. — С.26−37.
  91. Д.Р. Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. — 26с.
  92. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2002. — 22с.
  93. А.Л. Музыкальная психология. — М.: МИП «Магистр», 1993. -194с.
  94. М.М. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Ml: Педагогика, 1977. — 134с.
  95. В. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. — 350с.
  96. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-240с.
  97. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 1996. — 544с.
  98. О.В. Обучение пению: учеб. пособ. М.: Москва, 2003 255с.
  99. О.В. Самоучитель певца. Вопросы-ответы. Бельканто без секретов. М.: Композитор, 2003. 57с.
  100. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, М.: Перемена, 1998. — № 2. — С.8−12.
  101. Дидактический анализ музыкальных произведений: Методическая разработка. Сост. Иванова Н. А. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1993. -17с.
  102. Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. М.: Музыка, 2004. — 368с.
  103. Л.Д. В классе профессора М! Э. Донец-Тессейер. М.: Музыка, 1974. — 64с.
  104. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Академия, 2000. — 240с.
  105. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. — Дисс. д-ра пед. наук. М. -1983.-356с.
  106. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Народная асвета, 1976. — 119с.
  107. A.M. Гигиена голоса и его физиологические основы. М., Муз-гиз, 1962. — 164с.
  108. В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе. Дисс. канд.пед. наук, Екатеринбург, 2005. -23с.
  109. В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. СПб., Лань, 1997.-192с.
  110. М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. М.: Наука, 1994. — № 6. -С.82−88.
  111. Н.А. Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки: Дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск. 1999. -209с.
  112. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, -1987. 160с.
  113. Закон Республики Башкортостан об образовании // Известия Башкортостана. 1992. — 23 авг. (Ms 214 — 216). — С. 9−15.
  114. Закон Российской Федерации Об образовании"// Учит. Газ.- 1992*. 4 авг. (№ 4). — С.10−15.
  115. О. Риторика и западноевропейская музыка XVII-первой половины XVIII века. -М.: Музыка, 1983. 180с.
  116. Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя //Педагогика. -М.: Перемена, 2001.№ 1. — С.77 — 81с.
  117. Э.Ф. Личностно-ориетированное профессиональное образование. -Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. универ., 1998.-224 с.
  118. Г. Искусство пения. -4.1. -М.: Музыка, 1964. -62с.
  119. Г. Искусство пения. 4.2. — М.: Музыка, 1964. — 67с.
  120. В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: Дисс. д-ра пед. наук. СПб, 1995. — 229с.
  121. К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф. Лосева // Вопросы философии. М.: Наука, 1999. — № 9. — С.66−75.1 f
  122. И.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов-на Д.: Феникс, 1997. 480с:
  123. Д. Этос и аффект: история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. — 372с.
  124. А.И. и др. Системно-деятельностный подход к разработке внедрению обобщенных технологий обучения// Наука и школа. М.: Наука, 1998. — № 5. — С.43−50.
  125. Ильясов И-И. Структура процесса обучения: — М.: Издательство МГУ, 1986.-200с.
  126. З.А. Камерно-инструментальная музыка композиторов Башкирии // Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР): Сб. статей. Уфа: УГИИ, 1990. — С. 71−77.
  127. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 208с.
  128. Искусство* Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование: Сб. науч. ст. Уфа: РИЦ УГАИ им. 3: Исмагилова, 2004. — 154с.
  129. Исмагулова Р. Х «Салават Юлаев» З. Г. Исмагилова. Уфа: РИЦ Уфимского государственного института искусств, 2001 — 88с.138: Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206с.
  130. М.С. Музыка в мире искусства // Сов. Музыка. — 1987. № 1,3. -С.26−38, 56−66.
  131. Казанцева .Л. П. Музыкальный портрет. М.: Консерватория, 1995. -125с.
  132. Казанцева Л: П. Основы теории музыкального содержания. Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. — 365с.
  133. Л.П. Анализ музыкального содержания. Астрахань, ИПЦ «Факел» 2002. — 128с.
  134. Калмыков З. И Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.:. Педагогика, 1981. 114с.
  135. Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика-, 1990. 141с.
  136. С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной от- -зывчивости младших школьников. — М.: «Педагогический вестник», 1994. -83с.
  137. С.М. Человек и личность как эстетические феномены // Вестник ОГУ. Оренбург: Южный Урал, 1999. — № 3. — С.29−37.
  138. Кац Б. О культурологических аспектах анализа // Сов. Музыка. М.: Музыка, 1978. — № 1. — С.37−43.
  139. Л.М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Дисс. канд. пед. наук. — Уфа, 1996. — 186с.
  140. Л.М. Концепция развития музыкального образования в школах Республики Башкортостан // Музыкальное образование и современная школаУфа: Издательство БГПУ, 1999 —Вып.1. С.5−11.
  141. JI.M. Моделирование и реализация непрерывного этномузы-кального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. Дисс. докт. пед. наук. — Уфа, 2006. — 400с.
  142. П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII—XVIII вв.): Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2002. -23с.
  143. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 187с.
  144. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя-к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Автореф. дисс. док. пед. наук. Л., 1991. — 36с.
  145. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки-жизни и творчества Уфа, Китап, 2002. — 240с:
  146. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люли до на-. ших дней. -М: Музыка, 1967. С. 93−104.
  147. Концепция подготовки-специалиста-учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений / Mill У, НИИ дидакт. и психол. высш. образ.- Автор-сост. Абдуллин Э. Б. (отв. ред.), Николаева Е. В., Ур-банович Г. И. М.: МПГУ, 1995. — 29с.
  148. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: ГНИ, 1994. — 165с.
  149. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. — М.: Наука, 1994.-№ 1.-С.114−132.
  150. В.А. Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроке музыки. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.-16с.
  151. А.Ю. Семантика в музыке и.типология музыкальных знаков // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Мат-лы 1 Российской науч.-практ. конф. М., Уфа: Издательство УТАИ, 2002. — С. 31−40.
  152. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119с.
  153. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя (тексты лекций). Гомель: ГПУ, 1976. — 57с.
  154. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. М.: Наука, 1986. — № 2. — С.21−30.
  155. А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика, М.: Перемена, 2002. № 6. — С.44−49.
  156. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. -334с.
  157. Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши, — М.: Наука, 1965. 265с.
  158. М.М. Технология профессионального педагогического образования. -М.: изд. Центр «Академия», 2001. 272с.
  159. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-306с.
  160. Леонтьев А. Н- Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. Т.1. — 280с.
  161. И.Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика. -М.:.Перемена, 1990. № 3. — С.138−141.
  162. М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М.: Сов. Композитор, 1990. -312с.
  163. .М. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.
  164. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525с.
  165. Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. -550с.
  166. В. Мой метод работы с певцами. — Л.: Музыка, 1972. — 68с.
  167. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. -М.: Перемена, 2001. № 10. — С. 56−61.
  168. Люш Д. В. Развитие и охрана певческого голоса. Киев: Муз. Украина, 1988. — 144с.
  169. Л.А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. — 3-е изд. М.: Музыка, 1986. — 528с.
  170. Л.О., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1967. 725с.
  171. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: «Феникс», 1999. 256с.
  172. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1986.-303с.
  173. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -114с.
  174. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. — 88с.
  175. И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки :Автореф. дисс. докт. пед. наук. — Mi, 2002. 39с.
  176. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки: — М: Музыка, 1976: 254 с.
  177. Медушевский В. В- Музыкальный стиль как семиотический: объект // Сов. Музыка, М.: Музыка, 1979. -№ 3. С.30−39.189- Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы// Сов. Музыка. М.: Музыка: 1980. — № 9. — С.39 -48-
  178. Мелик—Пашаев А. А. Способности человека к художественному творчеству// Искусство в школе. 1996. — № 4. — С.30−33.
  179. Н., Морева Н. Готовим педагога инноватора // Нар. Образование. — 1996. — № 4. — С.56−58.
  180. А.Г. Некоторые г краткие сведения о голосовом аппарате и певческомt звуке \ Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом г факультете.- М., 1981. С.32−39.
  181. А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособ. для ст-тов нед. ин-тов. ~М.: Просвещение, 1987 95с.
  182. А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. М-, 1995: -165с.
  183. М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе: Дисс. канд. пед. наук.- СПб^ 1985. — 176с.
  184. Методические рекомендации по освоению детской вокальной музыки (хрестоматия) Сост. Л. Пашкина, М., 1986.
  185. Н.И. О моделях: педагогической подготовки // Педагогическое образование для XXI века: материалы международной науч.-практ. конф. 13−16 апреля: 1994 г. М.: МГПУ им: В. И. Ленина. 1994.-С. 84−93.
  186. JI.B. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1998.-22с.
  187. Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта, 1998.-220с.
  188. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).--М.: Флинта, 1994. 166с.
  189. М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.- 178с.
  190. В.Д. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977. -112с.
  191. Е., Пидкасистый П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. Педагогика. 1991. — № 10. — С. 88−93.
  192. Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001.-232с.
  193. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: Межвуз. сб. науч. тр. /под ред. И. С. Кобзевой. Вып. 2. — Саранск: МГПУ им. Евсевьева, 1998. — - 68с.
  194. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. — М.: МГПИ им. Ленина. 1988.62с. 1
  195. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. — 254с.
  196. И.К. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. — 32с.
  197. А.И. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1984. 16с.
  198. Г. С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции // Педагогика. М.: Перемена, 1997. — № 3. — С. 20−27.
  199. И.С. Формирование основ опыта профессионально-педагогического саморегулирования) у будущих учителей музыки : дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 Кострома, 2000. 268с.
  200. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя.- — 2-е изд. М.: Просвещение, 1987. — 255с.
  201. Немудрая- Е. Ю. Формирование инновационных умений у будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. — 18с.
  202. Немыкина И: Н. Методические основы, специальной подготовки’учителя музыки: Учебное пособие. Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1988. — 64с.
  203. JI.B. Подготовка студентов-педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Харьков, 1991.-18с.
  204. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на-рубеже тысячелетий. -М.: Педобщество России, 2000. — 304с.
  205. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы, наследия. Векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 268с.
  206. С.В. Педагогические основы преодоления’противоречий при подготовке учителя-музыки: Автореф. дисс. канд. пед наук. Липецк, 2000.-21с.
  207. В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф. дисс. доктор, филос. наук. -М., 1982. 31с.
  208. А.А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе // Педагогика. М.: Перемена, 2001. — № 10. — С.48−56.
  209. М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М.: Академия, 2001. 370с.
  210. В.Д. Формирование музыкального познания. Кишинев: Штиинца, 1988: — 157с.
  211. Очерки по истории башкирской’музыки: В 2-х вып. Вып 1 Уфа.: РИЦ УГИИ, 2001 — 132с.
  212. Очерки по истории башкирской музыки: Учеб. пособие. Вып. 2 — Уфа.: РИЦ УГАИ, 2006 — 153с.
  213. H.JI. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985. -112с.
  214. Т.И. Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь. — 2000. — 19с.
  215. Пашкина Л: Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов \ Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1982. — С.54−63.
  216. Л.Я. Детская вокальная музыка и профессиональная подготовка студентов \ Вопросы вокально-хорового воспитания школьников*. — М.: Педагогика, 1988. С.12−18:
  217. Педагогика: учебник для с педагогических вузов и педагогических колледжей Под ред. И. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое -- общество России, 2008. — 576с.
  218. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.
  219. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-252с.
  220. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384с.
  221. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М*.: Педагогика, 1980. — 240с.
  222. К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. — 255с.
  223. О.Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006 24с.
  224. К. Механика пения. СПб: «Композитор-Санкт-Петербург», 2004 — 88с.
  225. В.М., Суслова Н. В. Педагогическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. — 320с.
  226. Т.И. Педагогические условия формирования готовности учителя музыки к профессионально-творческой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2002. 24с.
  227. Е.Н. Подготовка студентов педколледжей к творческой художественно-педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 2003. — 25с.240.®- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогики. — М.: Педагогика, 1976.-279с.
  228. К.П. Серьезная музыка в школе. — М.: Просвещение, 1974. 127с.
  229. Н.Ю. Творческий' стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань: КГУ, 1989. 203с.
  230. Программа развития образования Республики Башкортостан на 19 931 998 гг., Уфа: Китап, 1993. 64с.
  231. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Музыка». -М.: Просвещение, 1994. -324с.
  232. В.В. Позднее симфоническое творчество С.В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. Сб. ст. и мат. / Под ред Т. Э. Цытович. — М.: Советский композитор, 1947. — С.130−155.
  233. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1993. -235с.
  234. М.В. Инновационные технологии преподавания педагогики в формировании творческой) личности будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2002. 20с.
  235. О.П., Груздова И. В., Комисарова JI.H. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. -М.: Академия, 1999: 172с.
  236. B.F. Три принципа^новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. М.: Наука, 1988. — № 1. — G.33−41. .
  237. B.C. Резервы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 2002. — 78с.
  238. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций иверы //Педагогика.-М.: Перемена- 1998. № 5. — С.17−23.
  239. JI.A. История русской музыки. От древней Руси до «Серебряного века». М.: Владос-пресс, 2001. — 385с.
  240. JI.A. Формирование художественной культуры учителя-музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1991. 19с.
  241. В.И. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. Л.: ЛГИК, 1988. — 46с.
  242. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на / Д.: Феникс, 1986. -512с.
  243. М.И. Основы музыкального анализа. М.: Владос, 2001. -112с.
  244. Российская педагогическая энциклопедия: В' 2 п. / Гл. ред. В. В:Давыдов. М.: Рос. Энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608с.
  245. М.И. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976.-467с.
  246. О.П. Культурологический аспект профессиональной подготовки педагога-музыканта // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III международной науч. практ. конф. М.: Искусство, 1996. — С. 38−41.
  247. С.Г. Музыка и песни уральских мусульман, с очерком их быта. 204 мелодии, СПб., 1897. — 114с.
  248. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя. Теория и-диагностика. -М.: Педагогический вестник, 1994. — 114с.
  249. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя * (теория взаимодействия). Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. — 244с.
  250. Д.А. Традиции’народной культуры в. музыкальном воспитании детей: М.: Владос. — 382с.
  251. А.И. 132 упражнения для учителя по развитию дыхания и голоса. Учебно-практ. пособие. М.: Педагогическое общество России,. 2002. — 80с.
  252. В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. -17с.
  253. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. М.: Перемена 2001. — № 2. — С.20−25.
  254. Сергеева Практикум по методике музыкального воспитания. М., 1999.
  255. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. — М.: Логос, 1999. 270с.
  256. В.П. Педагогический менеджмент. — М.: Пед. общество России, 1999. 140с.
  257. Р.Ф. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 2002.-19с.
  258. М.И. Творческая самореализация личности учителя как компонент профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура, история, теория, технология. Белгород: БГУ, 1996.-С. 35−40.
  259. Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. Уфа: Гилем, 2005 — 320с.
  260. В.А. Доминанта деятельности: профессиональная культура учителя. Педагогические технологии // Народ. Образование. М.: Наука, 1997. — № 9. — С.43−46.
  261. В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Барнаул: Барн. пед. ин-т, 1996. — С.3−6.
  262. В.А. Профессионализм педагога: акмеологический-контекст // Педагогическое образование и наука. М.:. Педагогика, 2002. — № 4. — С. 4−9.
  263. В.А. Целевая исследовательская программа «Учитель»: поиски, находки, потери (Теория и практика высшего педагогического образования). М.: Наука, 1992. — 24с.
  264. В.А., Исаев В. Ф., Мищенко Е. Н., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512с.
  265. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. — 384с.
  266. С.А. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М.: Педагогика, 1998.- 460с.
  267. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-пресс, 1995. — 271с.
  268. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. Оренбург: ОГПУ. — 1999. — 299с.
  269. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л.: Сов. Композитор, 1981. — 296с:
  270. Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: учеб: пособ. для ст-тов высш. учеб заведений М.: Классик Стиль, 2005 — 152с.
  271. Г. П. К вопросу об, особенностях работы голосового аппарата у детей в- пении \ Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.- М.: Искусство, 1982. С85−72.
  272. Г. П. Методические основы развития вокального слуха у детей \ Научные труды МПГУ. М, 1998: — С. 115−129.
  273. Р.С. Башкирское народное вокальное искусство. Том IX. (часть первая): Музыкальный фольклор северо-западных башкир. Уфа: Гилем, 2006. 144с.
  274. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах. -М.: Педагогика, 1979. 198с.
  275. И.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.': МГУ, 1984.-357с.
  276. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.-176с.
  277. Тельчарова Р: А. Уроки музыкальной культуры: книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. — 150с.
  278. Теория и методика музыкального образования, детей / Л. В. Школяр, М. С. Красильников и др. М.: Флинта: Наука, 1999. — 336 с.
  279. .М. Психология музыкальных способностей. М., Л.: АПН РСФСР, 1947.-335с.
  280. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. — Автореф. дисс. док. пед наук. — СПб, 2000.-33с.
  281. Д.И. Психология развивающейся личности. Избр. психол. труды.- М.: МОДЭК, 1996. 512с.
  282. М.П. Башкирская народная песня. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. — 204с.
  283. Л.М. Психо-педагогика общего образования. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 229с.
  284. М.А. Психология интеллекта. Томск — М., Барс, 1992. — 176с.
  285. Ю.Н. О формах постижения бытия // Вопросы философии.. М.: Наука, 1993.-№ 4.-С. 106−114.
  286. В.Н. Мелодика: Научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984.-89с.
  287. Т.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1998. — 384с.
  288. В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964.- 156с.
  289. Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн. 1. — М.: Сов. композитор, 1988. — 384с.
  290. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. М.: Современный университет, 2000. — № 1.-С. 19−26.
  291. А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 22 с.
  292. Т.А. Подготовка будущих учителей к реализации деятель-ностного подхода к обучению учащихся: Дисс. канд. пед. наук. Бирск, 2000.-219с.
  293. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: «Экспедитор», 1996. 288с.
  294. Д.Е. Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008 22с:
  295. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование,.!996. 320с.
  296. В.Д. Деятельность и способности.— М.: Логос, 1994. — 320с.
  297. Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. — М.: Искусство, 1999. — 310с.
  298. Т.И. и др. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития- Ы. Знание, 1993:-84с.
  299. В.В. Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогического колледжа’в.процессе внеаудиторной деятельности: Дисс. канд: пед. наук. — Тамбов, 2002. — 178с.
  300. С.В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Дисс. канд. пед. наук. Саранск, 2001.-148с.
  301. Е.М. Аксиологический подход как методологическая основа изучения профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория- технология. Мат-лы конференции. — Белгород: БГУ, 1996. — 307с.
  302. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М.: Академия, 1999.-288с.
  303. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований // Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Юрички. — Вып. 3. — М.: Педагогика, 1998. -320с.
  304. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144с.
  305. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. -М.: Перемена, 1993. № 2. — С. 66−70.
  306. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.
  307. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 91с.
  308. Н.М. Подготовка студента к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1981.-128с.
  309. В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск.- Белорус. Акад. Музыки, 1993. — 147с.
  310. О. Вокальное искусство Башкортостана в контексте истории национальной культуры. Уфа, УГАИ, 2003 — 208с.
Заполнить форму текущей работой