Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индивидуальный подход при развитии творческой познавательной активности учащихся сельской школы: На примере предметов естественного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили критерии творческой познавательной активности и уровни их развития. Критериями творческой познавательной активности являются следующие показатели: качественная оценка осознанности, действенности, систематичности знанийкачественная оценка способов познавательной деятельностикачественная оценка устойчивости, действенности мотивов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческой познавательной активности учащихся
    • 1. 1. Анализ проблемы развития творческой познавательной активности школьника в процессе обучения
    • 1. 2. Индивидуальный подход к учащимся в процессе развития творческой познавательной активности учащихся
    • 1. 3. Модель управления развитием творческой познавательной активности сельских школьников с учетом их индивидуальных особенностей
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой познавательной активности учащихся сельских школ
    • 2. 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Развитие творческой познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Индивидуальный подход при развитии творческой познавательной активности учащихся сельской школы: На примере предметов естественного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие внутренних сил человека — это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал.

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность. Философский аспект проблемы представлен в работах В. Г. Афанасьева, J1.H. Когана и др.- психологическая сторона — в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской и др.- педагогическаяГ.И. Щукиной, Т. И. Шамовой, И. Ф. Харламова и др.

Учителя, обеспечивая реализацию условий развития творческой познавательной активности при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют их (учащихся) развитию, с другой, — определяют большую вероятность ее сохранения и в дальнейшей деятельности уже взрослого человека (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.).

В работах Л. П. Аристовой, Н. Э. Унт, Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой, И. Ф. Харламова и др. творческая познавательная активность рассматривается как высший уровень познавательной активности, проявляющийся в творческой познавательной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить творчески мыслить, проявлять творческую активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. В. В. Давыдов, И .Я. Лернер, Б. М. Теплов, A.M. Матюшкин, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский определяют смысл познания природы человека и мотив для разработки методов, технологий обучения, направленных на развитие творческой познавательной активности.

Разнообразие подходов, способствующих развитию творческой активности ученика, прослеживается в существовании нескольких ведущих дидактических концепций:

— теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

— теории проблемного обучения (М.И. Махмутов, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, В. Оконь);

— теории развивающего обучения (JI.C. Выготский, JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

— теории оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский);

— теории индивидуализации обучения (А.А. Кирсанов, Е. С. Рабунский, И.Э. Унт).

Традиционное российское образование приобрело и положило в свою основу ключевую идею сторонников рационализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) и философии эмпиризма (Г. Спенсер) — развитие ума должно идти на основе изучения языков и предметов естественно-математического цикла. Результат такой особенности «нашего» образования, заставляет ученых и практиков обратить внимание на внедрение в школьную программу философии, эстетики, культуры языка, что нашло отражение, например, в дискуссиях в рамках философии образования (В.Г. Царев, А. П. Огурцов, Н. С. Юлина, В. А. Конев и др.). Представители точных наук доказывают свое равноправное положение в этом вопросе (П.А. Знаменский, А. В. Перышкин, Л. И. Резников, В. Оконь, А. В. Усова, Р. И. Малафеев и др.), следуя несколькими путями:

— признание факта, что люди не равны;

— при преподавании предметов уходить от мысли, что ученик -«резервуар» для знаний;

— развитие гибкости ума детей строить на решении разнотипных задач и заданий, в том числе творческого, мировоззренческого плана;

— признание за учеником его права быть субъектом обучения. Соотношение, взаимодействие между естественно-математическими предметами и гуманитарными в школьной программе, нацеленное на развитие творческой активности и объективное восприятие мира — остается значимой проблемой.

Проблема изучения творчества, творческой активности ученика имеет место в исследованиях ученых. В частности:

— важнейшие закономерности в развитии ученика установлены JI.C. Занковым, В. В. Давыдовым, И. С. Дубровиной, Г. И. Щукиной и др.;

— закономерности процесса обучения обнаружены Ю. К. Бабанским и др.;

— место, роль познавательной активности, творческой познавательной активности ученика в его учебной деятельности рассматриваются в работах К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, J1.H. Толстого, М. Н. Скаткина, А. К. Марковой, Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчинской и других ученых;

— основания для анализа понятийно-категориальной системы исследуемой проблемы дают труды психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Б. М. Теплова и ученых-педагогов М. Н. Скаткина, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, И. Э. Унт, В. И. Орлова и др.;

— определение и основания для определения структуры познавательной активности даны в работах Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой, C. J1. Рубинштейна, А. К. Марковой, О. И. Павлюк, И. М. Чередова и других ученых;

— различные пути, стороны, аспекты активизации учебной деятельности ученика раскрыты в работах М. А. Галагузовой, З. И. Калмыковой и др. (содержательный аспект) — Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, И .Я. Лернера и др. (организационный аспект) — К. Н. Волкова, А. Ю. Гордина, В.А. Кан-Калика, В. Н. Мясищева и др. (субъектный аспект);

— возрастные, индивидуальные и личностные особенности учащихся, которые целесообразно учитывать при обучении, раскрыты в работах П. П. Блонского, А. З. Зака, М. В. Кларина, А. А. Кирсанова, Е. С. Рабунского Е.И. Савонько, В. И. Самохваловой, E.JI. Яковлевой, И. С. Кона, И. С. Якиманской и др.;

— возможное влияние социальной, природной среды на развитие детей рассматривается в работах А. В. Мудрика, М. П. Гурьяновой, П. А. Жильцова, И. М. Синагатуллина, Б. Т. Лихачева и др.

Несмотря на наличие существенных теоретических разработок по проблеме, в теории педагогики существует противоречие между научными фактами, касающимися развития творческой познавательной активности ученика и их недостаточно полным научным обоснованием на основе учета индивидуальных особенностей школьника в процессе обучения.

Противоречие в рамках педагогической практики связано с объективным возрастанием роли творческой активности в различных видах будущей профессиональной деятельности учащихся и репродуктивным характером существующего их обучения, подготовки к жизни, рассчитанного на «среднего» ученика.

Возникшее противоречие на уровне педагогической практики обусловлено несоответствием между:

1) необходимостью организации творческой познавательной деятельности каждого ученика на уроках естественного цикла и ее недостаточной разработанностью на уровне частных методик;

2) сознанием необходимости организации обучения с целью развития творческой познавательной активности каждого школьника и недостаточной компетентностью учителей (методической, теоретической) к организации обучения;

3) потребностью школьников в выполнении творческих работ и их слабой подготовленностью к данной работе.

Существование противоречий в педагогической теории и в практике обусловили наличие проблемы исследования, которая заключается в определении, обосновании и эффективной реализации комплекса педагогических условий формирования и развития творческой познавательной активности учащихся при осуществлении индивидуального подхода в обучении.

Реалии современной жизни свидетельствуют все более о том, что реализация индивидуального подхода невозможна без учета условий среды и возрастных особенностей учащихся. С учетом этого, тема нашего исследования получила название «Индивидуальный подход при развитии творческой познавательной активности учащихся сельской школы (на примере предметов естественного цикла)».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить реализацию индивидуального подхода к учащимся сельских школ с целью развития их творческой познавательной активности на примере изучения ими предметов естественного цикла.

Объект исследования — процесс обучения учащихся в условиях сельской школы.

Предметом исследования является развитие творческой познавательной активности учащихся 7−8 классов сельской школы при изучении ими дисциплин естественного цикла.

Гипотеза — развитие творческой познавательной активности учащихся 7−8-х классов сельских школ будет осуществляться эффективно, если:

1) развитие творческой познавательной активности будет осуществляться в рамках интегральной технологии;

2) управление развитием будет носить системный характер и будет осуществляться в соответствии с разработанной моделью;

3) будет реализован комплекс педагогических условий в рамках индивидуального подхода, а именно: предъявление ученикам системы задач и заданий, имеющих природосообразный, сельскохозяйственный характер и направленных на развитие творческой познавательной активностиотбор и внедрение в процесс обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельностивключение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые, коллективные формы работыдемократический стиль руководства при организации обучения, проявления и учителем, и учениками ярких положительных эмоций, направленности методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика.

Исходя из определения цели и выдвинутой гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:

1) определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой познавательной активности сельских школьников в рамках индивидуального подхода;

2) разработать, внедрить технологию развития творческой познавательной активности учащихся сельской школы;

3) разработать и апробировать модель управления развитием творческой познавательной активности учащихся сельской школы с учетом их индивидуальных особенностей;

4) по результатам опытно-экспериментального исследования подготовить методические рекомендации по развитию творческой познавательной активности учащихся 7−8-х классов.

Методологической основой работы являются: а) операционная концепция об идеальном, утверждающая наличие предметного компонента знаний у человека, синтезированного мышлением из разных схем действий, служащего приспособлением к изменяющемуся информационному полю и потребностям общества (В.Г. Афанасьев, JI.H. Коган и др.) — б) философские, психологические концепции индивидуального, личностного, деятельностного, возрастного, средового подходов к развитию личности, психологических особенностей человекав) психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и ДР-).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: монографический методизучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблемеизучение опыта учителей, анализ школьной, учительской, ученической документациисоциометрические методы исследованиямоделированиепедагогический экспериментстатистические методы обработки экспериментальных данных.

База и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Чашинской, Житниковской, Брылинской школах общего среднего образования Каргапольского района Курганской области. В отдельных видах эксперимента принимали участие учителя физики, географии, биологии сельских школ Каргапольского и Кетовского районов Курганской области. Избранная методическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (1993 — 1996 гг.) поисково-теоретическом — происходил выбор темы, ее осмысление, а также изучение и осознание методических и теоретических основ исследованияопределялись, уточнялись цель, задачи, рабочая гипотеза исследования. В этот же период проводился констатирующий этап эксперимента.

Второй этап (1996 — 2000 гг.) характеризуется как опытно-экспериментальный. На данном этапе продолжалось совершенствование гипотезы исследования, был разработан план формирующего эксперимента, уточнялись общие взгляды реализации индивидуального подхода при развитии творческой познавательной активности сельских подростков, осуществлялась реализация программы опытно-экспериментальной работы в рамках формирующего эксперимента.

Третий этап (2000 — 2002 гг.) — аналитико-обобщающий, который связан с анализом, интерпретацией результатов опытно-экспериментальной работы, их проверкой и корректировкой в ходе экспертизы, формулированием выводов, рекомендаций, оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— выявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий развития творческой познавательной активности сельских школьников при изучении ими дисциплин естественного цикла в рамках индивидуального подхода;

— разработана интегральная технология развития творческой познавательной активности сельских школьников, включающая ряд перспективных направлений: укрупнение дидактических единицпланирование результатов обученияпсихологизацию образовательного процессакомпьютеризациюинтеграцию учебных предметов, относящихся к естественному циклу;

— разработана модель управления развитием творческой познавательной активности сельских школьников 7−8-х классов в рамках интегральной технологии, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано влияние комплекса педагогических условий на развитие творческой познавательной активности сельских учащихся в процессе реализации индивидуального подхода к обучению, которое заключается в возрастании качества знаний, умений, мыслительных приемов, а также в развитии действенности, устойчивости направленности мотивов учения на творчество.

Разработана модель управления развитием творческой познавательной активности сельских школьников-подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

— предложен диагностический инструментарий, позволяющий получить адекватную информацию о процессе развития творческой познавательной активности школьников;

— внедрена модель управления развитием творческой познавательной активности сельских школьников при изучении ими дисциплин естественного цикла, позволяющая повысить продуктивность образовательного процесса;

— методические разработки и рекомендации использованы в практической деятельности учителей физики, географии, биологии ряда школ Каргапольского района Курганской области.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом психолого-педагогических исследованийдлительностью экспериментальной работыприменением комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам исследованияэтапным характером опытно-экспериментальной работы, личным участием в ней автора, апробацией выводов, сделанных в изысканииобработкой результатов методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:

— посредством публикаций результатов исследования;

— посредством выступлений на районных секциях учителей физики, районных, областных научно-практических конференциях (1997;2001 гг.);

— посредством выступлений на педсоветах, посвященных обмену методическим опытом;

— внедрением результатов исследования в практику преподавания дисциплин естественного цикла в Чашинской, Житниковской и Брылинской школах Каргапольского района Курганской области.

На защиту выносятся:

1) интегральная технология развития творческой познавательной активности учащихся сельских школ;

2) комплекс педагогических условий развития творческой познавательной активности сельских школьников;

3) модель управления развитием творческой познавательной активности сельских школьников, состоящая из следующих блоков: целевого, организационно-действенного, содержательного, оценочно-результативного.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Предварительное исследование процесса обучения и уровня развития ребенка в условиях классно-урочной системы школ Каргапольского района Курганской области, свидетельствуют о превалировании репродуктивного характера учебно-познавательной деятельности учащихся, низком уровне творческой познавательной активности учеников, затруднении учителей в выборе критериев развития данного качества и методики оценивания их уровней.

2. Основная цель опытно-экспериментальной работы состояла в педагогической апробации комплекса педагогических условий развития творческой познавательной активности учащихся, модели управления данным процессом, интегральной технологии, с одной стороны, и повышения уровня творческой познавательной активности учащихся 7−8 классов — с другой, т. е. в подтверждении выдвинутой в исследовании гипотезы.

3. Осуществление опытно-экспериментальной работы проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента, мы определились в том, что поскольку процесс развития творческой познавательной активности является сложным, невозможно найти единый, непосредственный показатель, который бы единственно правильно определял успешность данного процесса. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили критерии различных уровней творческой познавательной активности учащихся, определили модель управления, педагогические условия развития творческой познавательной активности учащихся, установили относительную адекватность учащихся в контрольном и экспериментальных классах, а так же определили и обосновали методы диагностики развития исследуемого качества учащихся 7−8 классов.

4. Формирующий этап эксперимента протекал в естественных условиях общеобразовательного учреждения. Экспериментальные группы были сформированы в Чашинской, Житниковской, Брылинской школах Каргапольского района Курганской области. Экспериментальная группа учащихся (Э-1) участвовала в так называемом предварительном эксперименте, где «отшлифовывались» условия, технология развития творческой познавательной активности учащихся 7−8 классов, а так же модель управления данным процессом и методы диагностики. В основной части формирующего эксперимента участвовали учащиеся экспериментальных групп Э-2, Э-3, Э-4.

5. Основным показателем эффективности реализации педагогических условий в рамках сельской общеобразовательной школы является переход подростков на более высокий уровень творческой познавательной активности. Наличие позитивных сдвигов в развитии творческой познавательной активности учащихся в экспериментальных классах по отношению к ученикам в контрольной группе при изучении ими физики, биологии, географии, свидетельствуют о перспективности подхода, реализованного в нашей опытно-экспериментальной работе: оптимизация индивидуального подхода по развитию творческой познавательной активности учащихся (развитие творческой познавательной активности ученика на основе учета его индивидуальных качеств путем подбора оптимальных методов, форм обучения, стиля общения и т. д.) на основе существующих взглядов об интегральной технологии обучения.

6. В экспериментальной группе Э-4 мы получили более высокие показатели. Количество учащихся, перешедших с низкого на средний уровень творческой познавательной активности, например, по физике составляет 26,7% от исходного количества учеников, находящихся на первоначальном уровне, а со среднего на высокий — 16,7%.

7. В контрольной группе школьники участвовали в традиционной учебной работе, где индивидуализация их обучения с целью развития творческой познавательной активности осуществлялась не систематично, что и определяло не существенное изменение отношения учащихся к физике, географии и биологии, которое прослеживается по результатам ранжирования, но не по результатам учебной деятельности: ни один из учащихся контрольной группы не перешел на более высокий уровень творческой познавательной активности за два года обучения, причем основное количество учеников находится на низком уровне.

8. Дальнейшее повышение уровня творческой познавательной активности учащихся возможно при реализации апробированных нами педагогических условий. Основными факторами препятствующими полному развитию исследуемого качества, на наш взгляд, являются: а) слабое техническое оснащение кабинета физикиб) длительное привыкание учеников к новой организации их учебно-познавательной деятельности, основанного на их саморегуляциив) существование противоречия между направленностью учебного материала на теоретическое мышление и возрастными особенностями учеников, в большинстве склонных к наглядно-действенному мышлению.

Заключение

.

Развитие творческой познавательной активности учащихся является актуальной проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой, т.к. развитие общества во многом определяется наличием людей, обладающих исследуемым качеством. Данное положение было осмыслено классической немецкой философией и марксизмом в виде формулы: «как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество».

В сложившихся условиях, когда ученики сельских школ заметно отстают в своем психическом и личностном развитии от своих сверстников городских школ, когда сельская форма хозяйствования претерпевает серьезный кризис, необходимо расширить, углубить знания о развитие творческой познавательной активности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы.

По теме исследования в настоящее время существуют разносторонние разработки, принципиальным основанием которых является то, что развитие творческой познавательной активности учащихся — это, прежде всего, сущностная потребность самого ученика, а потом уже — социальный заказ. Все многообразие разработок, по крайней мере, можно распределить по трем направлениям:

1) создание технологий обучения, нацеленных на развитие индивидуального опыта ученика, его самостоятельности, инициативности;

2) оптимизация методов, форм обучения, имеющая цель создания условий, при которых каждый ученик не только индивидуально реагирует на учебную ситуацию в рамках классно-урочной системы, но и получает возможность участвовать в адекватной его особенностям учебно-познавательной деятельности;

3) разработка вопросов, касающихся видов творческих задач и заданий, их составления и условий применения.

В своей работе мы использовали деятельностный, индивидуальный, возрастной и средовой подходы с целью систематизации, углубления знаний о сущности творческой познавательной активности учащихся, ее развития и управления данным процессом.

Важность применения деятельностного подхода в нашем исследовании, заключалась в его использовании как основы для четкой постановки проблемы, раскрытия цели исследования, определения общих условий развития творческой познавательной активности и их практического воплощения, а так же для построения и обоснования модели управления этим процессом в рамках сотрудничества учителя и учеников на уроке и во внеурочное время. В свою очередь, теоретическое значение индивидуального подхода связано с раскрытием природы и правомочности условий развития творческой познавательной активности учащихся. Практическая функция индивидуального подхода проявлялась в индивидуализации обучающих целей, образовательных маршрутов, обосновании результатов обучения. И, наконец, предназначение средового, возрастного подходов заключалось в конкретизации общей стратегии и конкретной технологии развития творческой познавательной активности сельских учащихся, первоначально сформулированных на основе деятельностного и индивидуального подходов.

На основе теоретического анализа понятие «педагогические условия развития творческой познавательной активности» мы рассматриваем, во-первых, как среду, в которой происходит исследуемый процесс, во-вторых, как обязательное выполнение определенных педагогических мер для создания этой среды.

Педагогическими условиями развития творческой познавательной активности сельских учащихся 7−8 классов, которые выявлены на основе анализа различных сторон активизации учебной деятельности школьников и апробированы в Чашинской, Житниковской, Брылинской школах.

Каргапольского района Курганской области, являются:

1) предъявление ученикам системы задач и заданий, репродуктивная часть которых была бы основой для творческой, предполагающей абстрактное, наглядно-действенное, интуитивное мышление, имеющих, в том числе природосообразный, сельскохозяйственный характер;

2) использование методов обучения, направленных на актуализацию личностного опыта ученика, на знакомство учеников с творческой деятельностью, организация на уроках различных творческих видов заданий, связанных, в том числе, с жизнью села;

3) определение оптимально-возможного участия школьников в различных формах обучения;

4) обеспечение демократического стиля руководства при организации обучения учителем, проявления и учителем, и учениками ярких положительных эмоций, направленности методов обучения на удачу ученика.

В результате проведения теоретических и экспериментальных исследований нами была разработана модель осуществления руководства развитием творческой познавательной активности учащихся с целью придания учебному процессу должного порядка, ориентированного на возможность удовлетворения потребности детей в знаниях, умениях, навыках и в личностном развитии. Данная модель включает в себя следующие блоки: целевой, организационно-действенный, содержательный, оценочно-результативный. Предназначение целевого блока заключается в раскрытии цели и ее дифференциации. Организационно-действенный компонент представляет собой обмен деятельностью между субъектами обучения с опорой на представления о целенаправленной реализации условий оптимизации индивидуального подхода. Предназначение содержательного блока — представить дидактические возможности тех или иных методов, форм, приемов обучения, заданий, задач, вопросов, построенных из них соответствующих систем по развитию творческой познавательной активности. Оценочно-результативный компонент модели представлен критериями творческой познавательной активности и методикой определения их уровней.

В диссертационном исследовании определена и апробирована интегральная технология развития творческой познавательной активности сельских школьников, имеющая акцент, направленный на развитие самостоятельности учащихся и на выполнение ими творческих задач и заданий.

В диссертационном исследовании получены данные, научная новизна и практическая значимость которых состоит в том, что расширены представления о развитии творческой познавательной активности сельских школьников-подростков при реализации учителем индивидуального подходапредлагаемая модель управления развитием творческой познавательной активности учащихся 7−8 классов сельских школ, является предпосылкой создания соответствующий концепций при изучении ими дисциплин естественного циклауточнена методика организации уроков различного типа и внеурочных занятий для сельских учащихся с целью развития их творческой познавательной активности, ведущей к самоорганизации ученика.

Повышение уровня творческой познавательной активности у значительной части школьников в экспериментальных группах по сравнению с учениками в контрольной группе, а так же выполнение условий, обеспечивающих обоснованность и достоверность результатов исследования показывает общетеоретическую и практическую значимость проведенного нами исследования и его результатов.

Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы развития творческой познавательной активности сельских учащихся определяется их отставанием в развитии от своих сверстников городских школ, с потребностью села в компетентных специалистах, способных быстро и адекватно реагировать на изменения условий жизни.

2. Данные теоретического анализа позволили нам определиться в толковании таких ключевых понятий диссертационного исследования, как «творческая познавательная активность», «развитие творческой познавательной активности», «управление развитием творческой познавательной активности». Творческая познавательная активность ученика — это устойчивое качество его личности, проявляющееся в готовности к осуществлению творческой учебно-познавательной деятельности. Развитие творческой познавательной активностикачественно-необратимое, направленное, позитивное изменение в системности, осознанности, действенности знанийспособах познавательной деятельностимотивах учения. Управление развитием творческой познавательной активности подразумевает создание соответствующих психолого-педагогических условий с целью эффективного протекания рассматриваемого процесса.

3. Теоретико-методологический анализ процесса обучения, проведенный нами, позволил выявить комплекс педагогических условий развития творческой познавательной активности учащихся сельских школ, не противоречащих подростковому периоду их развития и содержащий: предъявление ученикам системы задач и заданий творческого практикоориентированного характераиспользование методов обучения, направленных на актуализацию личностного опыта, творческой познавательной деятельности ученикаопределение оптимально-возможного участия школьников в индивидуальных, групповых, коллективных формах обученияобеспечение демократического стиля руководства при организации обучения, проявления и учителем, и учениками ярких положительных эмоций, направленности методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика.

Достаточность комплекса педагогических условий для развития творческой познавательной активности учащихся в рамках сельской общеобразовательной школы подтверждается наличием положительных результатов опытно-экспериментальной работы, а так же выполнением условий, обеспечивающих достоверность и обоснованность результатов исследования.

4. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили критерии творческой познавательной активности и уровни их развития. Критериями творческой познавательной активности являются следующие показатели: качественная оценка осознанности, действенности, систематичности знанийкачественная оценка способов познавательной деятельностикачественная оценка устойчивости, действенности мотивов учения. Основными стадиями, на которых возникают качественно новые уровни сформированности компонентов творческой познавательной активности являются следующие: первая стадия включает в себя первичное появление взаимодействия всех компонентоввторая стадия характеризуется накоплением неоднократного проявления данных компонентовтретья — это не что иное, как сформированная закономерность взаимодействия всех компонентов творческой познавательной активности, проявляющаяся в большинстве учебных ситуаций.

5. Интегральная технология развития творческой познавательной активности учащихся 7−8-х классов на предметах естественного цикла в нашей экспериментальной работе вобрала в себя пять перспективных направлений: укрупнение дидактических единицпланирование результатов обученияпсихологизация образовательного процессакомпьютеризацияинтеграция учебных предметов относящихся к естественному циклу.

Наши изыскания не исчерпывают содержание рассматриваемой проблемы. Мы считаем, что развитие творческой познавательной активности сельских учащихся в качестве перспектив дальнейшей работы предполагает: а) изучение возможности специальной подготовки и переподготовки педагогических кадровб) поиск и реализацию иных путей развития творческой познавательной активности при обучении учащихся, например, использование при обучении компьютерной техникив) разработку проблемы преемственности при развитии творческой познавательной активности учащихся в различные их возрастные периодыг) дальнейшее изучение системных диагностик развития творческой познавательной активности учащихся-подростков.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза доказана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни /Соотношение филос., методол. и конкретно-научных подходов к проблеме индивида/ - М.: Мысль, 1977. — 224 с.
  2. Г. Ю. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972. — 260 с.
  3. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 1997. — 568 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  5. А. Психологическое тестирование./Пер. с англ. Кн. 2 М.: Педагогика, 1982. — 295 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988, — 238 с.
  7. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. -139 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-познавтельного процесса. Метод, основы. М.: Просвещение, 1982. — 80 с.
  9. С.П. Принципы обучения: (Лекции по дидактике)/С.П. Баранов- Моск. гос. пед. инст. им. В. И. Ленина, каф. педагогики нач. обучения. М.: МГПИ, 1975. — 94 с.
  10. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая школа», 1996.-344 с.
  11. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  12. Л.Н. и др. Содержание гуманитарного образования. Обществознание в современной школе// Педагогика, 1993. № 3. — С. 17−21.
  13. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Политиздат, 1959, — С. 347.
  14. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. — 123 с.
  15. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 440 с.
  17. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале учебного предмета биологии (методическое исследование) — Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 72 с.
  18. А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982.-387 с.
  19. А.В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления //Психологические исследования познавательных процессов и личности. -М.: Наука, 1983. 1983. — С.84−96.
  20. А.А. Индивидуальный подход в обучении// Сов. педагогика.- 1965.-№ 7.-С.9−14.
  21. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  22. М.А. Моделирование как средство научно- педагогического познания //Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. научн. тр. № ¾/ Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 1999. — С. 3−12.
  23. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  24. Выбор методов обучения в средней школе /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  25. JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  26. JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. -М.: Просвещение, 1967. 90 с.
  27. Выготский J1.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
  28. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности в процессе политехнической подготовки. Автореф. д-ра пед. наук.-М., 1988.-31 с.
  29. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.- 118 с.
  30. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. 1982. -№ 5. — С.80−84.
  31. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. (На материале исследования учебного процесса в подростковых классах). М.: Педагогика, 1977. — 149 с.
  32. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  33. В.В. Образовательная технология: от приема до философии /М.: Сентябрь, 1996. 112 с. — (Б-ка «Директор школы»).
  34. М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен //Педагогика. 1999. — № 7. — С. 23−29.
  35. В.А. Идея активности учащихся в обучении в советской дидактике середины 70-х середины 80-х годов. Дис. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1995.-212 с.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1966.-С. 92.
  37. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  38. У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). Век X. Оценки и отметки: Пер. с нем. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 128 с.
  39. В.В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательных школ (на примере изучения естественных дисциплин). Дис. Д-р пед. наук. ЧелГУ. -Челябинск, 1999. 314 с.
  40. . М.Е. Личность: воспитание и её развитие. Магнитогорск-Челябинск.: МГПИ, 1995. — 90 с.
  41. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
  42. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  43. Живёт и верит в лучшую долю (интервью Н. Макаровой) // Народное образование. 1998. — № 1. — С.98−103.
  44. П.А. Воспитательная робота в сельской школе. М.: Просвещение, 1980. — 175 с.
  45. И.К., Краевский В. В. Современный урок. М.: НИИОП АПН СССР, 1984. — 33 с.
  46. Г. А. Индивидуальный подход как одно из условий успешного обучения (Дидактический аспект): Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. — 132 с.
  47. Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  48. B.C. Типы и структура уроков. М.: Учпедгиз, 1952. — 152 с.
  49. Т.Ф. Формирование инициативности старшеклассников впроцессе учебно-познавательной деятельности. Дис.канд. педагог, наук. -Липецк, 1996.- 186 с.
  50. М.С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. -М.:ИПЛ, 1986.-312 с.
  51. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  52. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 218 с.
  53. .М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.-192 с.
  54. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань, 1966, — 192 с.
  55. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. № 2. — С.14−21.
  56. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  57. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
  58. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  59. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  60. Кон. И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  61. В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Автореф.канд. дисс. Магнитогорск, 2000. — 25 с.
  62. .И. Учение процесс творческий. Книга для учителя. — М.:1. Просвещение, 1989. 159 с.
  63. Н.С. Соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 9−19.
  64. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  65. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — С. 303.
  66. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.-№ 1.-С. 7−17.
  67. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу //Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150−158.
  68. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  69. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 19−23.
  70. Лобко-Лобановская Н. А. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников. Дис.канд. пед. наук. Харьков, 1991.-С. 215.
  71. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников. Дис. канд. педагог, наук. Харьков, 1990. — С. 204.
  72. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  73. Э.И. Место и виды упражнений при изучении нового учебного материала на уроке. Дис.канд. пед. наук. М., 1973. — 183 с.
  74. Р.И. Проблемное изучение физики в средней школе. Из опыта работы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  75. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. -№ 7.-С. 36−41.
  76. А.К. Виды отношения школьников к учению //
  77. Сов.пед агогика. 1984. — № 11. — С. 20−27.
  78. А.К., Орлов А. Б., Фридман J1.M. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  79. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  80. A.M. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  81. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  82. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблема способностей в советской психологии. М.: Наука, 1984. — С. 18−24.
  83. М.И. Проблемы обучения: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  84. М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. — 183 с.
  85. Н. А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. 1968. — № 6. — С. 21−38.
  86. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М.: О-во «Знание» РСФСР, 1990. 40 с.
  87. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». — 2000. — 200 с.
  88. В.Н. Способности и потребности. JL: ЛГУ, 1960. — 111 с.
  89. Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10−11 кл. М.: Просвещение, 1995. — С. 240.
  90. Р.А. Дидактические основы активизации познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 301 с.
  91. М.С. Роль и место упражнений в системе закрепления знаний и формирования умений и навыков в практике общего и программированного обучения. Дис. канд. пед наук. М., 1971. — 368 с.
  92. Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. канд. дис. М., 1972.-С. 21
  93. JI. Структуры человеческой деятельности- Пер. с болг. М.: Прогресс, 1984. — 176 с.
  94. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. Екатеринбург, Урал — Советы, 1994. — 800 с.
  95. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
  96. В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -№ 3.- 1998.-С. 44−48.
  97. В.Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  98. Педагогическая энциклопедия. Т.2. М.: Сов. Энциклопедия, 1965.
  99. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  100. . Речь и мышление ребенка /Пер. с фр. и англ.- Сост., ком., ред. Перевода В. А. Лукова, Вл.А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. -528 с.
  101. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 252 с.
  102. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  103. А.И., Воробьев Г. В. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. — 225 с.
  104. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  105. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  106. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /А.И. Абраменко, А. А. Алексеев и др.- Под ред. А. И. Щербакова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
  107. А.Ф. Активизация прогностической познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста. Дис. канд. пед. наук /ЧГПИ. Челябинск, 1995. — 189 с.
  108. A.M. Психологический справочник, или как обрестиуверенность в себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994. — 191 с.
  109. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» /А.Д. Сазонов и др.- Под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988.-223 с.
  110. Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся. Автореф. канд. дисс. — Магнитогорск, 1998. — 24 с.
  111. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
  112. Развитие творческой активности школьников /Под ред. A.M. Матюшкина- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  113. В.Г. Творческие задачи по физике. М.: Просвещение, 1966.-С.156.
  114. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.-272 с.
  115. И.А. Обусловленность уровня познавательной активности школьников характером их учебной деятельности. //Воспитание у учащихся познавательной активности: Сб. ст. /Волггр. пед. ин-т. -Волгоград, 1971. С. 24−35.
  116. И.И. Философские основы теории индивидуальности. J1.: Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 1973. -174 с.
  117. В.И. Развитие логического мышления при обучении физике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 94 с.
  118. Т.В. Педагогические основы экстериоризации индивидуального опыта учащихся как средства и условия их культурно-личностного роста. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 1999. — 21 с.
  119. И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе//Сов. педагогика. 1959. -№ 4. — С. 69−77.
  120. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с., ил. Т. 1- А-М- 1993.
  121. C.JT. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946.- 643 с.
  122. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  123. С. Современные исследования познавательных способностей //Директор школы, 1998.- № 4. — С. 11−21.
  124. Н.П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в сельской школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979.- 176 с.
  125. В.Г. Экскурсии по физике в сельской школе. Из опыта работы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. — С. 222.
  126. И.М. Подготовка учителя сельской малокомплектной школы //Педагогика. 1993. — № 2. — С. 75−78.
  127. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  128. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. -206 с.
  129. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие /Под ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. — 397 с.
  130. И.Н. Воспитание как социокультурное производствочеловека. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994. — 209 с.
  131. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. 736 с.
  132. В.А. Сухомлинский об умственном воспитании /Сост. и авт. вступ. статьи М. И. Мухин, Ред.-кол.: Н. Д. Ярмаченко (председатель) и др. -Киев: Рад. Школа, 1983. 224 с.
  133. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  134. .М. Психология: Учебник для средней школы. М.: Учпедгиз, 1953. -251 с.
  135. Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач: Монография. /Челябинск. Изд-во ЧГПУ, 2000. 239 с.
  136. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  137. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
  138. А.В., Завьялов В. В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. -111с.
  139. К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Учпедгиз, 1954.-457 с.
  140. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  141. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  142. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  143. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Нар. асвета, 1975. — 206 с.
  144. С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  145. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 592 с.
  146. С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания». (Серия «Учебники, учебные пособия»). Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 480 с.
  147. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск. Зап.-Сибирская кн. изд., 1973. — 156 с.
  148. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  149. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  150. Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности //Сов. педагогика. 1971. — № 10. — С. 18−25.
  151. В.Ф. Учить всех, учить каждого //Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. — С. 141−204.
  152. С.Т. Шацкий: Работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя /Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  153. Л.В. Педагогические условия реализации механизма индивидуализации обучения. Дис. канд. пед. наук. /Курганск. гос. пед. ин-т. Курган, — 217 с.
  154. В.А. Моделирование и философия. М — Л.: Наука, 1986. — С. 301.
  155. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  156. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  157. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  158. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  159. Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.
  160. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996. 96 с. — (Б-ка «Директор школы»)
  161. Е.Н. Факторы формирования познавательно-профессиональной активности студентов.: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Челябинск, 1999. 23 с.
  162. А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально- ориентированного подхода //Завуч. 2000. — № 3. — С. 76−100.
Заполнить форму текущей работой