Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальное исследование операций словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в ходе исследования предполагается изучить состояние словообразовательной стороны речи детей с общим недоразвитием речи и отметить те умения и навыки словообразования, которые должны сформироваться у детей за время обучения. Результаты исследования детей вносились в заранее заготовленные протоколы. Большая часть детей отличается доброжелательностью и эмоциональностью, очень быстро… Читать ещё >

Экспериментальное исследование операций словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели, задачи и методика исследования развития операций словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Обобщив полученные данные в I главе, мы пришли к выводу, что необходимо провести экспериментальное исследование для изучения словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследовательскую работу мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста на базе ГБОУ детского сада № 455 Зеленоградского округа г. Москвы.

В качестве испытуемых выступали 20 детей 5−6 лет (9 мальчиков и 11 девочек), воспитанники ГБОУ детского сада № 455.

Из них 10 детей без речевой патологии и 10 с общим недоразвитием речи III уровня (по данным речевых карт) Цель данного исследования: выявить особенности словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и разработать методические рекомендации по формированию операций словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Опираясь на цель, мы выдвинули следующие задачи:

  • 1. Подбор диагностических методик для изучения словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2. Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • 3. На основании данных исследования проанализировать результаты коррекционной логопедической работы, направленной на развитие операций словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Таким образом, в ходе исследования предполагается изучить состояние словообразовательной стороны речи детей с общим недоразвитием речи и отметить те умения и навыки словообразования, которые должны сформироваться у детей за время обучения. Результаты исследования детей вносились в заранее заготовленные протоколы.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с детьми 5−6 лет.

Эксперимент осуществлялся в три этапа: предварительный, основной, обобщающий.

На первом этапе — предварительном — нами проводился констатирующий эксперимент (сентябрь 2015 года). На этапе констатирующего эксперимента мы диагностировали словообразования старших дошкольников в контрольной и экспериментальной группе;

На втором этапе — основном — нами проводился формирующий эксперимент (октябрь — ноябрь 2015 года) с экспериментальной группой; На третьем — обобщающем этапе — нами проводился контрольный эксперимент (декабрь 2015 года), в ходе которого мы диагностировали словообразование старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы.

Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень развития словообразовательного компонента языковой способности у детей старшего дошкольного возраста.

Основой для данной работы послужили методики, разработанные такими авторами как Лалаева Р. И. и Серебрякова Н. В. [22].

Мы предложили детям в индивидуальной беседе, построенной в игровой форме два блока заданий:

  • 1б лок-изучить возможности ориентировки в морфемном составе различных частей речи (имен существительных, прилагательных и глаголов), т. е. выяснить как ребенок на слух может выделить и узнать в словах словообразовательные аффиксы (приставку, суффикс).
  • 2б лок-самостоятельное образование производных имен существительных, прилагательных и глаголов от заданной производящей основы.
  • 1 блок

Задание № 1(а) Цель: выявление понимания смысловых оттенков существительных, образованных с помощью суффиксов.

Материал: предметные картинки.

Организация: Логопед предлагает рассмотреть картинку. Покажи, где:

Домдомик — домище Волк — волчонок — волчище Корова — коровник — коровий (хвост) Птица — птичник — птичница Яблоко — яблочко — яблочный и т. д.

Задание № 1(б) Работа над сложными словами Цель: Задание способствует уточнению значений слов, выделению корней в сложных словах и соотнесению их со значением.

Организация: Объясните, почему так называется: Рыболов (рыбу ловит), листопад (листья падают), пчеловод (пчел разводит), ледоход (лед ходит, идет), землекоп (землю копает), самокат (сам катается), пешеход (ходит пешком), вездеход (везде ходит), ледокол (колет лед), самосвал (сам сваливает), лесоруб (рубит лес), трубочист (трубы чистит), самолет (сам летает).

Задание № 1(в) Цель: проверить умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении моделей словообразования. Дети должны послушать неправильные слова и высказать свое мнение.

  • — Масло лежит в «масленице»? (если нет, то как нужно правильно говорить?) (масленке).
  • — Соль насыпана в «соленицу»? (солонке).
  • — Сахар в чае. Чай какой «сахарный»? (сладкий)

Задание 1(г) «Кто он такой».

Цель: Задание способствует проверке языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных моделей.

Организация:

Детям должны ответить на следующие вопросы:

  • — Как ты объяснишь, кто — такой строитель?
  • — Как ты объяснишь, кто — такой учитель?
  • — Человек может работать читателем?
  • — Можно назвать писателем человека, который умеет писать?
  • — Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

Задание 1 (д).

«Чем отличаются слова?».

Цель: Дифференциация значения приставок.

Обоудование: картинки и предложения, изображающие различные действия Организация:

Логопед просит ребёнка показать на картинках, где выполняется действие:

Вошел — вышел Бежал — прибежал Доплыл — переплывает Красит — покрасил Гладит — погладила Стирает — постирала и т. д. Выполнение каждого задания оценивалось следующим образом:

  • 1— правильное выполнение заданий, ошибки с самостоятельным исправлением;
  • 0.5 — правильно выполнены задания с помощью логопеда или единичные неправильные ответы, количество неправильно выполненных заданий не превышает 50%.
  • 0- большое количество ошибок, не справился с заданием.
  • 2блок

Задание № 2(а) Цель: Проверить употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Материал: картинки на которых изображены предметы и животные разной величины.

Организация:

Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку.

  • — Что это? (дом) Этот дом большой, а этот? (маленький). Покажи, где дом маленький? Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? Домик
  • — Кто это? (заяц) Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? Зайчонок
  • — Кто это? (кошка) Эта кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? Котенок
  • — Кто это? (утка) Эта утка большая, а эта? (маленькая) Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? Утёнок

Задание № 2(б) Цель: выявление умения образовывать глаголы приставочным способом.

Материал: сюжетные картинки. Организация:

Логопед: Внимательно посмотри на картинку. Ответь на мой вопрос, одним словом. (Логопед демонстрирует картинки, изображающие мальчика в движении.) Мальчик по дороге что делал? (Шел.) Мальчик улицу что сделал? (Перешел.) Мальчик к дому что сделал? (Подошел.) Вокруг дома что сделал (Обошел.) И т.д.

Задание № 2(в) Цель: Задание способствует проверке умения образовывать прилагательные при помощи слияния двух основ (морфологосинтаксический способ) Организация:

У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый) У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий) У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий) У девочки черные волосы. Какая она? (черноволосая) У девочки голубые глаза? Какая она? (голубоглазая) Задание № 2(г) Цель: Задание способствует проверке умения образовывать имена прилагательные суффиксальным способом Организация: в начале исследования формируется ориентировка в задании: «Стакан сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Стакан стеклянный».

Затем следует такая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?».

Стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный) Стол сделан из дерева. Какой он? (деревянный) Ложка сделана из металла. Какая она? (металлическая) Дом сделан из кирпича. Какой он? (кирпичный) Книга сделана из бумаги. Какая она? (бумажная) Задание № 2(д).

«Чьи хвосты?».

Цель: образование притяжательных прилагательных Оборудование: Разрезные картинки Организация Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.).

Выполнение каждого задания оценивалось следующим образом:

  • 1— правильное выполнение заданий, ошибки с самостоятельным исправлением;
  • 0.5 -правильно выполнены задания при помощи логопеда или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования, количество неправильно выполненных заданий не превышает 50%.
  • 0- большое количество ошибок, не справился с заданием.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы сделали следующие выводы:

Большая часть детей отличается доброжелательностью и эмоциональностью, очень быстро и легко шли на контакт. Задания, которое предлагались детям, были достаточно понятными. Дети с интересом приступили к выполнению. Следует, однако, отметить, что некоторые задания вызвали у части детей затруднения.

При анализе результатов, полученных при выполнении детьми, мы выделили следующие уровни владения словообразовательными операциями: высокий, средний, низкий.

Схема оценки уровня выполнения задания:

  • 1) Высокий уровень. (Оценка — 1балл).
  • 2) Средний уровень. (Оценка — 0,5 балла).
  • 3) Низкий уровень. (Оценка — 0 баллов).

Крит ерия ми выдел ени я эт их ур ов н ей п осл уж или :

  • — умение детей правильно объяснять значения производных слов, определяемых приставками и суффиксами; ориентировки в морфемном составе разных частей речи (имен существительных, прилагательных и глаголов), т. е. умение соотнести изменение морфемного состава с изменением значения слова;
  • -словообразовательные умения дошкольников, как при образовании знакомых, так и незнакомых слов;

В таблицах 1, 2 мы приводим результаты развития словообразования в контрольной и экспериментальной группе (соответственно) на момент проведения констатирующего эксперимента.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой