Организационно-педагогические условия развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования
Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе формирующего эксперимента разработана и экспериментально проверена концепция, организационные и педагогические условия развития колледжа в систем непрерывного профессионального образованияразработаны и внедрены в практику многоступенчатые образовательные программы по обучаемым профессиям в колледже, разработана и апробирована методика… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Система деятельности учреждения профессионального образования, ориентированного на развитие
- 1. 1. Основные понятия и принципы деятельности. образовательного учреждения в системе непрерывного 14 образования
- 1. 2. Программно-целевой подход к деятельности образовательного учреждения
- Выводы I главе
- Глава II. Организационно-педагогические условия развития колледжа в условиях непрерывного образования
- 2. 1. Проектирование модели развивающегося колледжа
- 2. 2. Реализация модели непрерывного профессионального образования
- Выводы по II главе 1
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Организационно-педагогические условия развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования определяется изменением социально-экономических условий в обществе, его образовательных ориентиров, влекущих за собой изменения в системе образования. В каждом явлении лежат глубоко скрытые социальные причины, вызванные неопределенной образовательной политикой, обусловленные слабой мотивацией, и несовершенной организационной системой. Сегодня создаются существенные предпосылки для качественных изменений в деятельности образовательных учреждений. Формируются условия для перехода к эпохе профессионализации, основные условия которой — определение новых функций для структур образовательного учреждения различных уровнейтенденция выхода на развивающее образование и управление инновационными процессамипоявление альтернативных, конкурентоспособных образовательных учрежденийнепредсказуемость развития социума, в котором функционируют учреждения образованияформирование рынка образовательных услугнеобходимость активных действий на рынках труда, финансов, товаров и услуг для поддержания стабильного функционирования системы образования и ее развития. В этих условиях недостатки существующих структур и механизмов руководства образованием стали особенно заметны. Децентрализация, модернизация образования предполагают возрастание роли и значения регионального, муниципального уровня управления. Существенно изменяются требования к целям, задачам и функциям образования, расширяется сам круг решаемых на этих уровнях проблем: на первое место выдвигаются вопросы муниципализации локального образовательного пространства, отвечающего социальным, экономическим и социокультурным требованиям города, с одной стороны, и образовательным потребностям подрастающих поколений, с другой. Это означает, что образование поставлено перед необходимостью его собственного развития, требующего глубокого и всестороннего переосмысления исторически сложившегося опыта и традиций, инновационных подходов к разработке концепции образовательных комплексов с целью адаптации ее к новым условиям деятельности. Это требует глубокого осмысления и разработки механизмов эффективного управления, позволяющих данной системе образования перманентно развиваться в новых обстоятельствах.
Развитие образовательного учреждения в этом комплексе не находит, на наш взгляд, должного отражения в научных исследованиях. Между тем оно требует скрупулезного научного исследования и анализа с учетом конкретного опыта деятельности в новых далеко не одинаковых экономических, политических, социальных, демографических условиях, складывающихся в республиках-субъектах Российской Федерации: прослеживается их стремление к большей самостоятельности в организации образования, в вопросах финансирования и распоряжения основными средствами.
Наряду с процессами дифференциации, регионализации и индивидуализации, важнейшее значение приобретают интеграционные процессы, активно идущие в сфере профессионального образования. Они признаны и в определенной мере осмыслены педагогической теорией (Б.С. Гершун-ский, Г. П. Федорец, В. А. Извозчиков, B.C. Ильин и др.).
Сближаются цели деятельности учреждений образования, что связано с тенденцией перехода от функциональной (технократической) парадигмы профессиональной подготовки с характерным для нее приматом готовых знаний, репродуктивного мышления к личностно ориентированной парадигме, при которой цели профессионального образования включают в качестве важнейшей составляющей личностное развитие индивида как субъекта социои космоге-неза, человека культуры и нравственности, компетентного и творческого специалиста (H.A. Алексеев, Б. Блум, Е. В. Бондаревская, В. А. Извозчиков, В. И. Данильчук, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына и др.).
Выявлены историко-педагогические основы анализа различных аспектов изучаемой проблемы (Е.Г. Осовский, З.И. Равкин) — разработаны общие закономерности различных сторон управления (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабан-ский, Т. И. Иванова, В. В. Краевский, И. Т. Огородников, A.B. Петровский, А. Г. Петровский, П.Г. Щедровицкий) — определены научные основы управления педагогическими системами в регионах России (Г.Г. Габдуллин, Е.П.
Жирков, H.H. Камалетдинов, В. Ю. Кричевский, O.E. Лебедев, М. М. Поташник, A.A. Орлов, Г. Ф. Шафран-Куцев и др.).
Современные проблемы управления образовательными системами исследуют Ю. В. Васильев, Т. И. Иванова, Ю. А. Конаржевский, B.C. Пикаль-ная, M.JI. Портнов, П. В. Худоминский и др. Вопросы теории и методологии, содержание и методы управления учреждениями образования, условия социального и профессионального развития педагогических коллективов исследуют М. В. Кларин, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М. М. Поташник, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, K.M. Ушаков, Т. И. Шамова.
Возникли объективная необходимость и реальные предпосылки для разработки основ управления региональными системами непрерывного образования, учитывающих национально-региональные особенности. К таким предпосылкам относятся общие закономерности педагогического менеджмента и психологии управления, идеи личностно ориентированного образования, излагаемые в трудах В. В. Давыдова, B.C. Ильина, В.В. Краев-ского, И. Я. Лернера, В. В. Серикова и др. ученых, отдающих приоритет личности индивида, ее самобытности, личностному опыту.
В исследованиях Г. М. Борликова был выделен государственный университет как системообразующий элемент в региональной системе непрерывного образования в Республике Калмыкия.
Таким образом, как показывает анализ литературы, при наличии значительного количества работ по проблемам регионализации и развитию локальных образовательных систем, вопросы управления развитием отдельного образовательного учреждения (колледжа) в системе непрерывного профессионального образования не подвергались специальному рассмотрению.
К объективным недостаткам, как показывает анализ, можно отнести: отсутствие единой нормативно-правовой базы развития образовательного пространстванесбалансированность между собой региональных образовательных структурслабую интеграцию подсистем общего и профессионального образования и их связь с социально-экономическим развитием республики и городапросчеты и нерешенность проблем многоканального финансирования, обуславливающая социальную напряженность в учительской среде и срывы в ресурсном обеспечениисохранение инерционных процессов в сознании и деятельности учительского и управленческого корпусанезавершенность реструктурирования управления образовательным пространством и др.
Названные противоречия процессов становления и развития системы образования свидетельствуют о необходимости научного обеспечения управления развитием колледжа и требуют целостного организационно-педагогического анализа сложившейся образовательной ситуации и нахождения действенных путей модернизации структуры управленческого процесса.
Итак, можно констатировать наличие противоречия между теоретической и практической значимостью проблемы исследования, с одной стороны, и отсутствием целостного анализа условий, факторов процесса развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования.
Необходимость разрешения данного противоречия предопределила выбор темы нашего исследования «Организационно-педагогические условия колледжа развития в системе непрерывного профессионального образования».
Цель исследования: выявить условия развития колледжа и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс развития образовательного учреждения профессиональногообразования в системе непрерывного профессионального образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования.
— Гипотеза исследования: развитие колледжа в системе непрерывного профессионального образования будет эффективным, если:
1. Будут разработаны организационно-управленческие условия: программа развития, система педагогического мониторинга, норматино-правовая база преемственности образовательных структур, предоставляющая широкие и гибкие возможности построения будущими специалистами индивидуальных образовательных траекторий.
2. Обеспечена практическая, ресурсная поддержка развития колледжавыявлены учебно-материальные условия для реализации преемственных связей, которые могли бы стать фундаментом реализации образовательной модели непрерывного профессионального образования.
3. Выявлены научно-методические условия — определены педагогические технологии, наиболее эффективные для системы непрерывности, выработана система методической работы для реализации непрерывности, дидактическое взаимодействие педагогов и обучающихся, контакты педагогов образовательных структур для взаимной информации и помощи.
4. Осуществляется поэтапная реализация разработанной модели развития колледжа и определены дальнейшие тенденции и перспективы развития непрерывного профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Разработать комплексную программу развития колледжа, структуру управления, выявить источники ресурсной и нормативно-правовой поддержки организационно-педагогических преобразований, факторы эффективного развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования;
2. Выявить структуру, содержание, специфику преемственности образовательных уровней специальностей колледжа и на этой основе разработать вариативные модели непрерывного профессионального образования специалистов.
3. Обосновать выбор научно-методических условий — педагогических технологий, используемых в системе непрерывного профессионального образования, исследовательской культуры преподавателей, мастеров профессионального обучения.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации предложенной модели развития колледжа и комплекса социально-педагогических и других мероприятий.
Методологической основой исследования являются философские, социологические и педагогические концепции, раскрывающие управленческие отношения и процессытеория социального управленияпринципы системного и программно-целевого подходов к исследованию образовательных систем и их регионализации и муниципализации, современные теории управления образовательными системами.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение философской, социологической, психологической, педагогической, юридической литературы по теме исследованияанализ документов по вопросам образования, законодательных и нормативно-правовых актовобобщение. педагогического и управленческого опытабеседы, интервью, анкетированиесоциально-педагогический эксперимент и педагогический мониторинг этапов экспериментальной работыметод экспертных оценок и самооценокмоделирование, проектирование программ, структур управления, методы статистической обработки результатов исследования.
Базой опытно-экспериментальной работы явилось государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Калмыкия «Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж», Этнокультурная гимназия № 8 имени Н. Очирова, средняя школа № 10, 23 г. Элиста, Элистинский филиал Таганрогского радиотехнического университета, заочное отделение Ставропольского государственного университета, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 216», Калмыцкий государственный университет.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1999;2002) изучалась научная и методическая литература по проблеме исследованияизучались образовательные потребности основных заказчиков системы профессионального образованиявыявлялись инвариантные и вариативные компоненты стандарта профессионального образования, формировалась концепция многоступенчатого профессионального образования в регионепроводилась диагностика педагогических условий.
На втором этапе (2002;2006) определялись научно-педагогические основы содержания профессионального многоступенчатого образованиядидактические принципы отбора и структурирования преемственного содержания обучения, определялись особенности организации многоступенчатого образовательного процесса, осуществлялся формирующий эксперимент, обосновывались промежуточные результаты.
На третьем этапе (2006;2007) осуществлялись сбор, анализ и статистическая обработка результатов реализации профессионального многоступенчатого образованиязавершался формирующий эксперимент, осуществлялось оформление диссертации.
В процессе внедрения многоступенчатого профессионального образования оценивалось соответствие разработанных и гипотетических положений реальной практикевносились коррективы в содержание компонентов образовательного педагогического процесса, в содержание методической работы педагогического коллектива.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эффективное развитие колледжа в системе непрерывного профессионального образования представляет собой поэтапную реализацию модели в целях создания целостного и открытого образовательного пространства.
2. Повышение эффективности управленческого процесса осуществляется на основе теоретически обоснованной программы развития и связано с: а) модернизацией организационной структуры управления и перераспределением полномочий и ответственностиб) созданием локальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей непрерывность образованияв) организацией и реализацией вариативных моделей непрерывного профессионального образованияг) внедрением системы педагогического мониторинга для качественной подготовки специалистов.
3. Для эффективного развития колледжа в системе непрерывного образования необходимо использование определенных педагогических технологий, при этом методология обучения, контроль над его результатами также должны быть согласованы. Объединительную роль играют идеи непрерывности и преемственности всех уровней обучения, обновления образовательных систем с обеспечением преемственности методики и технологий обучения между различными уровнями образования — от школы до вузовского уровня.
4. Для обновления содержания подготовки специалистов в системе непрерывности необходимо приведение профессиональных образовательных программ по закрепленным специальностям в соответствии с потребностями рынка труда, с учетом реализации тенденции на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалиста.
Научная новизна исследования в следующем:
1. Уточнены принципы развития образовательного учреждения применительно к профессиональной школе, выявлены факторы эффективного развития колледжа в системе непрерывного образования, направленные на достижение глобальной цели — саморазвитие колледжа;
2. Разработана программа развития колледжа с новой структурой управления, новыми функциями образовательного учреждения, связанных с разработкой и реализацией организационно-педагогического обеспечения процесса развития колледжа в системе непрерывности;
3. Разработаны вариативные модели непрерывного образования специалистов, модель качеств выпускника образовательной системы «школа-лицей-колледж-вуз», обеспечивающих учащемуся свободный сознательный выбор образовательных траекторий, профессиональное становление, достижение профессиональной компетентности специалиста:
4. Предложен пакет нормативной локальной документации для колледжа в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающий непрерывность профессионального образования;
5. Разработаны интегрированные учебные планы, программы обучения в условиях преемственности содержания начального и среднего профессионального образования по специальностям колледжа (оператор ЭВМПрограммное обеспечение вычислительных машин и автоматизированных систем: бухгалтер — Экономика и бухгалтерский учетавтомеханик — Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортапортной — Технология швейных изделий).
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении организационно-педагогических предпосылок функционирования и развития непрерывного профессионального образованиярассмотрении принципов его реализациив разработке теоретических основ развития целостного педагогического процесса непрерывного профессионального образования содержательный, процессуальный компонентыв совершенствовании методической работы с педагогами, работающих в системе непрерывного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе формирующего эксперимента разработана и экспериментально проверена концепция, организационные и педагогические условия развития колледжа в систем непрерывного профессионального образованияразработаны и внедрены в практику многоступенчатые образовательные программы по обучаемым профессиям в колледже, разработана и апробирована методика отбора и структурирования преемственного содержания обучения с учетом факторов линейности и концентричности учебных элементоввыявлены и экспериментально проверены особенности организации методической работы с педагогами для работы в системе непрерывного профессионального образования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учреждений профессионального образования.
Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими основаниями, использованием системного и программно-целевого подходов, различными источниками педагогической, психологической, методической, социальной информациикомплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на данные, полученные в результате эксперимента, их репрезентативностью и значимостью, внедрением результатов исследования в практику.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в КГТЭК г. Элиста.
Ход исследования и его основные результаты обсуждались автором на встречах с сотрудниками кафедры профессионального образования, докладывались и получили одобрение на региональной научно-практической конференции (Элиста, 2002, 2003, 2004 гг.), межрегиональном семинаре «Об опережающем развитии начального профессионального образования», 2001., VI научно-практической конференции «Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века», Москва, 2003., Республиканской научно-практической конференции «Молодежь и наука: третье тысячелетие», Элиста, 2004., Региональной научно-практической конференции «Философия и проблемы гуманитарного образования в условиях обновления общества», Элиста, 2006.
Основные теоретические положения изложены автором в докладах и выступлениях на семинарах руководителей учреждений профессионального образования (Элиста, 1999 г., 2003 г., 2005 г.).
Представление экспериментального многоступенчатого рабочего плана по специальностям осуществлялось на семинарах в Институте проблем развития среднего профессионального образования (2002, 2003,2005 гг.).
Теоретические и методические вопросы исследования освещались автором в рамках отдельных лекций на курсах повышения квалификации работников профессионального образования республики Калмыкия в РИПКРО (с 1999 по 2005 гг.).
Учебно-методический совет Республиканского института повышения квалификации работников образования рекомендовал и выпустил две методические рекомендации: «Современный урок в профессиональной школе», «Анализ современного урока в профессиональной школе», монографии: «Педагогические технологии в системе непрерывного образования», «Проблемы методологии содержания образования, сочетания форм обучения в системе непрерывного профессионального образования», «Программа развития колледжа, его нормативное обеспечение».
Выводы по 2 главе.
Проведя исследование по обоснованию организационно — педагогических условий развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования, проанализировав теорию и практику организации систем непрерывного образования, управленческую деятельность, исследовательский компонент, как фактор развития в современных условиях, разработана концепция развития системы непрерывного образования с выделением колледжа как системообразующего элемента, в основу которой положены идеи развития профессионального образования, принципы непрерывности образования, содержательно-структурный подход, использование в качестве инструмента теории стратегического менеджмента.
Обоснованы такие характеристики развивающегося учреждения профессионального образования как саморазвитие, открытость, активность, ин-новационность, рефлексивность. Разработанная организационная структура колледжа позволила привлечь для реализации его стратегии все структурные подразделения и уровни управления, а спроектированная модель открытой системы непрерывного образования обеспечила процесс диверсификации профессионального образования в нескольких направлениях.
Исследование показало, что одним из условий освоения и применения педагогических технологий являются умения и способности инженерно-педагогических работников к педагогическому проектированию. Для формирования проектировочной компетентности в процессе повышения квалификации применялись различные формы и методы: тренинги уверенного поведения и партнерского взаимодействия, ТРИЗ как педагогическая технология, деловые и ролевые игры, метод контрольных вопросов, ассоциативные методы.
В ходе проведения эксперимента колледж расширил и обновил ассортимент образовательных услуг, ориентированный на перспективный спроспереориентировал отраслевой подход в подготовке специалистов на региональныйсистематизировал рост профессионализма преподавателейсформировал систему многоканального финансирования.
Исследование позволило обосновать алгоритм инновационной деятельности всего инженерно-педагогического коллектива, а также определить и экспериментально проверить систему организационно-педагогических условий управления его развитием. В процессе исследовании нами разработана и экспериментально проверена интегративная модель управления колледжем в условиях развития, отражающая взаимосвязь целей управления, функций, принципов и результатов деятельности развивающегося учреждения профессионального образования. Эти условия включают гуманизацию и демократизацию системы управленияпонимание важности и роли образовательного учреждения в этой системеопределение приоритетных направлений инновационных преобразованийформирование политехнической компетентности выпускниковразработка и внедрение новых информационных и педагогических технологийобъективная оценка инновационного потенциалареалистичность, программы развшш^р^овательного учрежденияоткрытость образовательного и инновационного процессов.
Результаты эксперимента показывают, что опыт Калмыцкого государственного технолого-экономического колледжа по развитию колледжа в системе непрерывного многоуровневого образования может быть рекомендован для использования другими образовательными учреждениями профессионального образования.
Список литературы
- Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя М.: Просвещение, 1991 1 5 9 с.
- Анисимов П.Ф. Основные направления модернизации среднего профессионального образования на рубеже веков Среднее профессиональное образование. 2000. № 8 3−11 с.
- Анисимов П.Ф. Развитие среднего образования в контексте модернизации образования Среднее профессиональное образование. 2002. JSr24 2 8 с.
- Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование и производство: стратегия взаимодействия Среднее профессиональное образование. -2001-Хо9−2-10 с.
- Анисимов П.Ф. Средняя профессиональная школа: пути развития Среднее профессиональное образование. 1999 >Го1 2−7 с.
- Анисимов П. Ф. Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы. Среднее профессиональное образование. 1998 № 4 25 с. 8.—Андреева АЛгПреемственность содержания непрерывного образования молодежи региона народного художественного промысла «Гжель». Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, -1994. 32 с.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1981. 351 с.
- Антонов А. Педагогические инновации в непрерывном образовании, Санкт-Петербург.: ЛГУ, -1997. 68 с.
- Архангельский С И Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, -1980. 94 с.
- Архангельский С И Михеев В. И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975.-242 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, -1981. 432 с:
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, -1987.-78 с.
- Бабанский Ю.К. Об актуальных вопросах дидактики Советская педагогика, -1978. Х2 9. 1 0 -14 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общепедагогический аспект. М.: Педагогика, -1997. 254 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повыщения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, -1982. 182 с.
- Бабкина Т.Н. Непрерывное профессиональное образование объективная необходимость Проблемы и перспективы организации многоуровАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1986. 339 148
- Бакшаева Н.А. Развитие познавательной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М.,-1997.-23 с.
- Батышев Я. Подготовка технических кадров в новых экономических условиях. М.: НИИ профессионального образования: Вып. 2. 1993. 234 с, Вып. 3−1994.-367 с.
- Белкин А.С. Ситуации успеха. Как ее создать.: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, -1991 г. 176 с.
- Белокур Н.Ф. Повышение качества знаний школьников. Челябинск, ЧГПИ,-1976.-106с.
- Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М.: Политиздат, -1981. 125 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, -1983 -175 с.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов Вестник высшей школы. -1988 1.3−8 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1989. 192 с. 27. Беспалько-В.П.-Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: Интер ЭВМ, -1994. с. 80.
- Блауберг И.В. Проблемы методологии системного исследования. М.: Паука,-1970.-121 с.
- Борликов Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста: Монография. Волгоград: Перемена, 2001 346 с.
- Борликов Г. М., Панькин А. Б. Формирование системы непрерывного педагогического образования в Республике Калмыкия. Оренбург, 1998 4.IV. 109−111 с.
- Булынский П.П. Внутриучилищное управление качеством профессионального образования: теория и практика. Челябинск, ЧГАУ, 1996. 161 с.
- Булынский П.П. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах. Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. -271с.
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике Советская педагогика- 1989. 12. -36 с.
- Бутко Е.Я. Система начального профобразования региона как основа формирования рынка труда. Иркутск, Институт повышения квалификации работников образования. -1996. -125 с.
- Бутко Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. Профессионал, -1996. 4−1-7 с.
- Вербицкий А.А. Активное об) Д1ение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, -1991. 207 с.
- Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции. Повые возможности. М.: Изд-во стандартов, -1994. 196 с.
- Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях// Сб. науч. тр.: ПИИ проблем высшей школы под ред. Щипунова В. Г. Семушкиной Л.Г. М.: 1990. 215 с.
- Вишнякова С М Профессиональное образование: Словарь Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, -1999. 538 с.
- Волкова В.Н. Структуризация целей в системе управления высшей школы СПб 2000 95 с.
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Тат. кн. изд-во, -1990. 206 с.
- Гаврилин А.В. Вместо предисловия или что есть инновации Инновационные процессы—в школе:—организация—и -управление Научнометодический сборник. Владимир: ВГУ, -1994. 69 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. Щк., -1986. 208 с.
- Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) МО РФ, Челяб. фил. ИПО. Челябинск, 1993.-240 с.
- Гессен С И Основы педагогики. Введение
- Гладких Б. А. Лоханов В.М. и др. Основы системного подхода. Приложение к разработке автоматизированных систем управления. Томск: ТГУ, 1976.-244С.
- Глазунов А.Т. Региональные модели профтехобразования. Предварительный анализ. Профессиональное образование, 1997, J2 11. С 5.
- Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Издво стандартов, 1988 68 с.
- Данилец П.А., Колкова Т. Е. Ускоренная профессиональная подготовка. Приложение 4 к журналу «Профессиональное образование». М. Издательский центр АПО, 2002 43 с.
- Долгова В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования. СПб.: РИГУ, Челябинск, -1998. 424 с.
- Думченко П.И. Содержание
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука Инновационные процессы в образовании. Сборник научных трудов. Тюмень: Тюм. гос. пед. ун-т, -1990. 5−14.
- Загвязинский В. И. Гильманов А. Творчество в управлении школой.-М.: Знание, — 1991.-63.
- Закон РФ «Об образовании» М.: Новая школа, -1992. 57 с.
- Иванов И.П. Административный менеджмент в деятельности директора многопрофильной гимназии. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. 175 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. М.: Педагогика, 1994. 203 с.
- История среднего профессионального образования в России/ под редакцией В. М. Жураковского. М.: ПМЦ СПО, 2000. 704 с.
- Кабаков B.C. и др. Менеджмент: проблемы, программы, решения. Л.: ЛГУ,-1990−182 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Мн.: НПЖ «ФАУ», ЗАО Экономпресс, -1977. 284 с. 64. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1981 432 с.
- Казакова Л.Я. Организационно-педагогические условия инновационной деятельности в современной средней профессиональной школе: Дис. Кан. Пед. наук: М., -1998. 175 с.
- Капто А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Зна- ние,-1991.-47С.
- Кардащев Ц. Структурные уровни и определение категорий, связанных с развитием. В кн.: Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Паука, -1972. 219 с.
- Карклина Э. О классификации методов внутришкольного управления.: Советская педагогика, -1991 -М.: Педагогика 50 с.
- Кармаева B.C., Будет Россия образованна, будет и богата. //Образование и рынок 1998.- 3 46−48.
- Каинова Э.Б. Формирование образовательных комплексов на основе колледжей. М.- ИПР СПО, 2002 133.
- Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования./ Материалы Всероссийского совещания- семинара М.- ИПР СПО, 2003 206 с.
- Климов Е.А. Введение
- Князева Е. Н. Курдюмова СИ. Интуиция как самодостраивание. Вопросы философии. М.: -1994. JT 2. 116. S"
- Ковач Ш. Типы педагогических инноваций Педагогическое обозрение (Венгрия), 1998. 151 с. 151
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебновоспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: автореф. док. пед. наук. М, 1980. 32 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993. 140 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ и управление школой. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
- Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1980. 93 с.
- Конаржевский Ю.А. Совершенствование функций внутришкольного управления. Челябинск: ЧГПИ, -1988. 133 с.
- Конаржевский Ю.А. Что надо знать директору школы о системах, системном подходе и системном анализе. Челябинск: ЧГПИ, -1991. 22 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь справочник. М.: Наука, 1975.-360 с.
- Коноплина Н.В. Управление инновационным процессом в условиях педагогического колледжа: дис. канд. пед. наук: Екатеринбург, -1995. 195 с. 84."Концептуальные основы экспертизы качества образования. Екатеринбург: УГУ, -1992. 33 с.
- Концепция непрерывного образования. М.: Высшая школа, -1988. -125 с.
- Концепция управления качеством образования. Пермь: ПГУ, 1997−89 с.
- Коровина Т.М. Моделирование содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля. Автореф. Дисс. Канд. пед. наук.-М.:-1995.-С. 26.
- Котлер Ф. Основы маркетинга Пер. с англ. СПб: АО «Коруна», 1990.-698 с.
- Котлярова И.О. Систематизация управления инновации в образовательном учреждении. Челябинск.: ЮУрГУ, -1997. 68 с.
- Котлярова И.О. Соотношение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации. Монография._ Челябинск: Изд-во «Факел», -1998. 169 с.
- Котлярова И.О. Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Челябинск.: Изд. «Факел», Вып. 2, -1998. 168 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М.: Педагогика, -1977. 264 с.
- Краткий толковый. словарь по профессиональному образованию Под ред. А. П. Беляевой. СПб., -1994. 152
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера п/образования. -М Высшая школа, -1990. 290 с.
- Кузьмина П.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. -163 с.
- Кунц Г., Одоннел Управление: системный анализ управленческих функций.-М.: Прогресс, 1981. Т 2.- 511 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Кязимов К.Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных. М.: РУЦ, 1996. 208.
- Лазарев B.C. Поташник М. М. Как разработать программу развития школы.-М,-1993.
- Леонтьев A.M. Деят-ть. Сознание. Личность., М., Политиздат. 1975.
- Лейбович А. Н. Структура и содержание
- Лехтман В.Ф. Теория и пратика инновационной работы в образоательном зреждении: научно-методическое пособие для работников образования и студентов. Челябинск: 41 НУ, 1996. 87 с.
- Лобейко Ю.А., Повикова Т. Г., Трухачев В. И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. -М., Илекса. Ставропольсервисшкола,-2002.416 с.
- Лысков В. М. Проблема реализации непрерывного профессионального образования в колледже как структурном
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. -СПб., -2001. 478 с.
- Мескон М. Х. Альберт М., Основы менеджмента.- М.: Дело, -1992.702 с.
- Методы педагогических исследований Под. Ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, -1979. 256 с.
- Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление: вопросы общей теории и систем. Красноярск: Изд-во Краен. Ун-та, -1991. 248 с. НО. Михеев В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике: Паучн. метод, пособие. М.: Высшая школа, -1987. 200 с.
- Моисеев A.M. Математические модели экономической науки. М.: Знание,-1973.-63 с.
- Моисеев A.M., Капто А. Е. Лоренсов А.В. Пововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое обш-ество России, -1988.- 230 с.
- Моисеев A.M. Понимание школы основа ее успешного развития Управление развитием школы. М.: Высшая школа, -1995. 173 с. 153
- Наин А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования Педагогика. 1994. J24. -25−27 с.
- Наин А.Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом. Челябинск: ОблИУУ, -1992. 126 с.
- Наин А.Я. Некоторые принципы рефлексивного управления общеобразовательным зреждением инновационного типа Актуальные проблемы управления качеством образования. Вып.
- Челябинск: «ЧП Рейх А.Ф.», 1999.-20−28 с.
- Неворотова Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений: Дис… канд. пед. наук: Кемерово, -1997. 233 с.
- Непрерывное образование в средних профессиональных образовательных учреждениях. М. НМЦ СПО, -1998 91 с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Просвещение, -1997. 271 с.
- Никитин Е.Д. О полифункциональности сложных систем //Синергетика. Труды семинара. Естествознание, социальные и гуманитарные аспекты. М.- Изд.-МГУг-Т.2. -1999.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России: перспективы развития. М.: ИНЦ НПО РАО, -1997. 254 с.
- Новиков A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: МинобразованиеРФ,-1991.-111с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России. М.: -1997. -254 с.
- Новиков A.M., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М.: РУЦ ФЗСР, -1996. -136 с.
- Новиков A.M. Теоретические основы опережающего профессионального образования. Автореф. Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, -1997. 45 с.
- Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления /под редакцией Малахова Н. Д. М.: Новая щк., -1997. 97 с.
- Педагогика и психология вьющей школы. Ростов-на-Дону Феникс,-1998.-544 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования. Под редакцией Гершунского Б. С., М.: Педагогика, -1990. 224 с.
- Пикельная B.C. Теоретические основы управления (Школоведческий аспект): Методическое пособие: М.: Высшая школа, -1990. 175 с.
- Поволяева М.Н., Пахомова СЕ. Институты сферы образования: Теория и практика педагогических инноваций. М.: Ассоциация инженеров педагогов города Москва, -995. 32 с. 154
- Погребняк Л.П. Правовая основа функционирования и развития образовательного учреждения: учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. М., педагогическое общество России, 2003. -256 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления пособие для руководителей образовательных учреждений./ М.: Новая школа, -1996. 307 с.
- Поташник М.М. Комплексный характер и внутренняя взаимосвязь целостной оценки качества образования по разным этапам управления Народное образование. 1999. JT 7−8. 172−175 с. S"
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образования: Состояние, проблема, современные требования. М.: Новая школа, 1998.-176 с.
- Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для рук. образовательных зреждений. М.: Новая школа.-1998.-176с.
- Разумный В. Система образования на рубеже третьего тысячелетия Русское братство 1997 -№ 1−70−80 с.
- Репин А. Программно-целевой принцип управления образованием. Челябинск: ЧГПУ, -1999. 220 с.
- Родина Н.М., Семушина Л. Г. Проблема интеграции высшего и среднего профессионального образования Среднее профессиональное образование-1998 .№ 4 5−11 с.
- Сагатовский В.Н. Философское основание педагогической деятельности. Вестник высшей школы -1987 JVbl 24 с.
- Самойленко П.И. Концентрированное обучение в условиях средней профессиональной школы Специалист 1996. -Ш7.- 30−33.
- Симонов В.П. Оценка качества обучения и воспитания в образовательных системах М. 2006 -113 с.
- Сандер Б. Управление системами образования: проблемы и тенденции Перспективы. -1990. J 2. 90−108- V
- Саркисов П.Д. Новые подходы к организации высшей школы Высшее образование в России. 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., Народное образование, 1999. 540 с.
- Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография. СПб. Волгоград: Перемена, -1997.
- Сериков Г. Н. Теоретические основ системного управления. Челябинск: ЧУПУ,-1993. 172 с.
- Скородумова Н.М. Основы теории учебного плана. М.: Высшая школа, 1977.-126 с. 155
- Словарь русского языка СИ. Ожегова. М.: Русский язык, -1986. 795 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,-1986. 1599 с.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Под. Редакцией чл. кор. РАО Равкина З. И. М.: Педагогика, 1994. 422 с.
- Соломко Л.Г. Модель многоуровневого учреждения профессионального образования в условиях малых и средних городов Крайнего Севера (Теория и практика). Монография. -М., Изд. Центр АПО. 2002. 376 с.
- Соломко Л.Г. Регионализация профессионального образования. М.ИРПО.1999−157С.
- Сосонко В.Е. Контроль учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений с применением рейтинговой системы М.: ПМЦСПО,-1998.-206с.
- Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования: Анализ и оценка НИИ высш. обр., М.: РОТ ПИИВО, -1999.- 215 с.
- Среднее профессиональное образование: Сб. нормативно правовых документов Сост. П.Ф.-Анисимов,-Т.Д.Барер и др.- Под. Ред. П. Ф. Анисимова, М.: НМЦ СПО, -2000. 523 с.
- Талызина П.Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГУ, -1980. 47 с.
- Таланчук Н.М. Организационные вопросы совершенствования управления педагогическим- коллективом среднего профессиональнотехнического училища. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М.: -1997. 19.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков Г. Консалтинговая служба: от управленческих идей к педагогическим технологиям. Челябинск: ЧГПУ, 1994.-77 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Повая школа, -1997. 295 с.
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М. Издательство «Прометей» МГПУ им. В. И. Ленина, -1991. 164 с.
- Управление развитием школы. Под ред. М. М. Поташника и В. В. Лазарева. -М., -1995.
- Управление школой: Теоритические основы и методы. Учебное пособие под. ред. B.C. Лазарева. М., Центр социальных и экономических исследований. -1997. 336 с.
- Файоль А. Учение об управлении В кн.: Паучная организация труда и управления. -М.: Экономика, -1966.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. М.: АО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез». -1997. 2-е изд. 352 с. 156
- Хомерики О. Г. Поташник М.М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений Под ред. М. М. Поташника М.: Новая школа, -1994. 64 с.
- Черепанов В.В. Управление развитием инновационных процессов в сельских школах: дис… канд. пед. наук: Екатеринбург, -1995. 195 с.
- Черкасов В.А., Кеспиков В. Н. Проблемы школьного образования. Челябинск: Изд-во ГлавУНО, -1993. -175 с.
- Читаева О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности. Атореф. дисс… канд. пед. наук. 11с.,-1995.-25с.
- Шакуров Р. Х Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, -1990. 207 с.
- Ширшева B.C., Крайнова Э.Б. Тенденции развития образовательных комплексов как инновационных образовательных комплексов Среднее профессиональное образование 2001 JVbl 1−2-8 с
- Шклер А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегрированных структурах профессиональной школы, (теория и практика) Минск, НМЦентр, -1995. 134 с.
- Шофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд. ГТУ, -1963. 52 с.
- Щедровиций Г. И др. Педагогика и логика Г. Щедровиций, В. Розин, Н. Алексеев. М.: Касталь, -1993. 463 с.
- Щетинин В. П. Хроменков Н.А. Экономика образования. М.: РПА, -1998.-305 с.
- Шредер Ю.А. Системные исследования. М., Просвещение -1976
- Эффективность труда руководителя. М.: Просвещение, -1992. 161 с.
- Эллис А., Фоутс Д. Педагогические инновации пер. с англ. М.: ИШиМИО,-1993.-105с.
- Югай Г. А. Диалектика части и целого. Алма-Ата.- Наука, -1965. 170 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании Методическое пособие.-М.:ЦС ПО РСФСР, 191.-91 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Тенденции и законы развития инновационных процессов образования. М.: Высшая школа, -1995. 181 с.
- Яковлев Е.В. Теоретико-методологический подход к профессионально-творческой подготовке будущих специалистов (технологический аспект)// Развивающее образование: современные проблемы. Материалы конференции. Челябинск: Изд-во 41 НУ, -1999. 163 с. 157
- Челябинск: Изд-во 4111 У, -1999.- 28−31 с.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н. О. Управление качеством образования: учебно-практическое пособие. Челябинск: Изд-во ЧИПУ, -2000. 144 с.
- Яковлев Е. В, Яковлева Н. О. Педагогическая система с позиций системного подхода. Актуальные проблемы управления качеством образования, Челябинск, -2001.-136с.
- Ярошенко Н.Г. Семушкина Л.Г. Содержание
- Ященко СВ. Организация инновационной деятельности педагогического училища.: Дис… канд. пед. наук: М.:-2002 -132 с.
- Faure Е. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris/London, Unesco/Harrap, -1972.
- Dave R. H. Lifelong Education and School Curriculum. Hamburg, Unesco Institute for Education, -1973. P. 30. 158