Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе формирующего эксперимента разработана и экспериментально проверена концепция, организационные и педагогические условия развития колледжа в систем непрерывного профессионального образованияразработаны и внедрены в практику многоступенчатые образовательные программы по обучаемым профессиям в колледже, разработана и апробирована методика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Система деятельности учреждения профессионального образования, ориентированного на развитие
    • 1. 1. Основные понятия и принципы деятельности. образовательного учреждения в системе непрерывного 14 образования
    • 1. 2. Программно-целевой подход к деятельности образовательного учреждения
  • Выводы I главе
  • Глава II. Организационно-педагогические условия развития колледжа в условиях непрерывного образования
    • 2. 1. Проектирование модели развивающегося колледжа
    • 2. 2. Реализация модели непрерывного профессионального образования
  • Выводы по II главе 1
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Организационно-педагогические условия развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется изменением социально-экономических условий в обществе, его образовательных ориентиров, влекущих за собой изменения в системе образования. В каждом явлении лежат глубоко скрытые социальные причины, вызванные неопределенной образовательной политикой, обусловленные слабой мотивацией, и несовершенной организационной системой. Сегодня создаются существенные предпосылки для качественных изменений в деятельности образовательных учреждений. Формируются условия для перехода к эпохе профессионализации, основные условия которой — определение новых функций для структур образовательного учреждения различных уровнейтенденция выхода на развивающее образование и управление инновационными процессамипоявление альтернативных, конкурентоспособных образовательных учрежденийнепредсказуемость развития социума, в котором функционируют учреждения образованияформирование рынка образовательных услугнеобходимость активных действий на рынках труда, финансов, товаров и услуг для поддержания стабильного функционирования системы образования и ее развития. В этих условиях недостатки существующих структур и механизмов руководства образованием стали особенно заметны. Децентрализация, модернизация образования предполагают возрастание роли и значения регионального, муниципального уровня управления. Существенно изменяются требования к целям, задачам и функциям образования, расширяется сам круг решаемых на этих уровнях проблем: на первое место выдвигаются вопросы муниципализации локального образовательного пространства, отвечающего социальным, экономическим и социокультурным требованиям города, с одной стороны, и образовательным потребностям подрастающих поколений, с другой. Это означает, что образование поставлено перед необходимостью его собственного развития, требующего глубокого и всестороннего переосмысления исторически сложившегося опыта и традиций, инновационных подходов к разработке концепции образовательных комплексов с целью адаптации ее к новым условиям деятельности. Это требует глубокого осмысления и разработки механизмов эффективного управления, позволяющих данной системе образования перманентно развиваться в новых обстоятельствах.

Развитие образовательного учреждения в этом комплексе не находит, на наш взгляд, должного отражения в научных исследованиях. Между тем оно требует скрупулезного научного исследования и анализа с учетом конкретного опыта деятельности в новых далеко не одинаковых экономических, политических, социальных, демографических условиях, складывающихся в республиках-субъектах Российской Федерации: прослеживается их стремление к большей самостоятельности в организации образования, в вопросах финансирования и распоряжения основными средствами.

Наряду с процессами дифференциации, регионализации и индивидуализации, важнейшее значение приобретают интеграционные процессы, активно идущие в сфере профессионального образования. Они признаны и в определенной мере осмыслены педагогической теорией (Б.С. Гершун-ский, Г. П. Федорец, В. А. Извозчиков, B.C. Ильин и др.).

Сближаются цели деятельности учреждений образования, что связано с тенденцией перехода от функциональной (технократической) парадигмы профессиональной подготовки с характерным для нее приматом готовых знаний, репродуктивного мышления к личностно ориентированной парадигме, при которой цели профессионального образования включают в качестве важнейшей составляющей личностное развитие индивида как субъекта социои космоге-неза, человека культуры и нравственности, компетентного и творческого специалиста (H.A. Алексеев, Б. Блум, Е. В. Бондаревская, В. А. Извозчиков, В. И. Данильчук, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына и др.).

Выявлены историко-педагогические основы анализа различных аспектов изучаемой проблемы (Е.Г. Осовский, З.И. Равкин) — разработаны общие закономерности различных сторон управления (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабан-ский, Т. И. Иванова, В. В. Краевский, И. Т. Огородников, A.B. Петровский, А. Г. Петровский, П.Г. Щедровицкий) — определены научные основы управления педагогическими системами в регионах России (Г.Г. Габдуллин, Е.П.

Жирков, H.H. Камалетдинов, В. Ю. Кричевский, O.E. Лебедев, М. М. Поташник, A.A. Орлов, Г. Ф. Шафран-Куцев и др.).

Современные проблемы управления образовательными системами исследуют Ю. В. Васильев, Т. И. Иванова, Ю. А. Конаржевский, B.C. Пикаль-ная, M.JI. Портнов, П. В. Худоминский и др. Вопросы теории и методологии, содержание и методы управления учреждениями образования, условия социального и профессионального развития педагогических коллективов исследуют М. В. Кларин, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М. М. Поташник, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, K.M. Ушаков, Т. И. Шамова.

Возникли объективная необходимость и реальные предпосылки для разработки основ управления региональными системами непрерывного образования, учитывающих национально-региональные особенности. К таким предпосылкам относятся общие закономерности педагогического менеджмента и психологии управления, идеи личностно ориентированного образования, излагаемые в трудах В. В. Давыдова, B.C. Ильина, В.В. Краев-ского, И. Я. Лернера, В. В. Серикова и др. ученых, отдающих приоритет личности индивида, ее самобытности, личностному опыту.

В исследованиях Г. М. Борликова был выделен государственный университет как системообразующий элемент в региональной системе непрерывного образования в Республике Калмыкия.

Таким образом, как показывает анализ литературы, при наличии значительного количества работ по проблемам регионализации и развитию локальных образовательных систем, вопросы управления развитием отдельного образовательного учреждения (колледжа) в системе непрерывного профессионального образования не подвергались специальному рассмотрению.

К объективным недостаткам, как показывает анализ, можно отнести: отсутствие единой нормативно-правовой базы развития образовательного пространстванесбалансированность между собой региональных образовательных структурслабую интеграцию подсистем общего и профессионального образования и их связь с социально-экономическим развитием республики и городапросчеты и нерешенность проблем многоканального финансирования, обуславливающая социальную напряженность в учительской среде и срывы в ресурсном обеспечениисохранение инерционных процессов в сознании и деятельности учительского и управленческого корпусанезавершенность реструктурирования управления образовательным пространством и др.

Названные противоречия процессов становления и развития системы образования свидетельствуют о необходимости научного обеспечения управления развитием колледжа и требуют целостного организационно-педагогического анализа сложившейся образовательной ситуации и нахождения действенных путей модернизации структуры управленческого процесса.

Итак, можно констатировать наличие противоречия между теоретической и практической значимостью проблемы исследования, с одной стороны, и отсутствием целостного анализа условий, факторов процесса развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования.

Необходимость разрешения данного противоречия предопределила выбор темы нашего исследования «Организационно-педагогические условия колледжа развития в системе непрерывного профессионального образования».

Цель исследования: выявить условия развития колледжа и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования: процесс развития образовательного учреждения профессиональногообразования в системе непрерывного профессионального образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования.

— Гипотеза исследования: развитие колледжа в системе непрерывного профессионального образования будет эффективным, если:

1. Будут разработаны организационно-управленческие условия: программа развития, система педагогического мониторинга, норматино-правовая база преемственности образовательных структур, предоставляющая широкие и гибкие возможности построения будущими специалистами индивидуальных образовательных траекторий.

2. Обеспечена практическая, ресурсная поддержка развития колледжавыявлены учебно-материальные условия для реализации преемственных связей, которые могли бы стать фундаментом реализации образовательной модели непрерывного профессионального образования.

3. Выявлены научно-методические условия — определены педагогические технологии, наиболее эффективные для системы непрерывности, выработана система методической работы для реализации непрерывности, дидактическое взаимодействие педагогов и обучающихся, контакты педагогов образовательных структур для взаимной информации и помощи.

4. Осуществляется поэтапная реализация разработанной модели развития колледжа и определены дальнейшие тенденции и перспективы развития непрерывного профессионального образования.

Задачи исследования:

1. Разработать комплексную программу развития колледжа, структуру управления, выявить источники ресурсной и нормативно-правовой поддержки организационно-педагогических преобразований, факторы эффективного развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования;

2. Выявить структуру, содержание, специфику преемственности образовательных уровней специальностей колледжа и на этой основе разработать вариативные модели непрерывного профессионального образования специалистов.

3. Обосновать выбор научно-методических условий — педагогических технологий, используемых в системе непрерывного профессионального образования, исследовательской культуры преподавателей, мастеров профессионального обучения.

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации предложенной модели развития колледжа и комплекса социально-педагогических и других мероприятий.

Методологической основой исследования являются философские, социологические и педагогические концепции, раскрывающие управленческие отношения и процессытеория социального управленияпринципы системного и программно-целевого подходов к исследованию образовательных систем и их регионализации и муниципализации, современные теории управления образовательными системами.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение философской, социологической, психологической, педагогической, юридической литературы по теме исследованияанализ документов по вопросам образования, законодательных и нормативно-правовых актовобобщение. педагогического и управленческого опытабеседы, интервью, анкетированиесоциально-педагогический эксперимент и педагогический мониторинг этапов экспериментальной работыметод экспертных оценок и самооценокмоделирование, проектирование программ, структур управления, методы статистической обработки результатов исследования.

Базой опытно-экспериментальной работы явилось государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Калмыкия «Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж», Этнокультурная гимназия № 8 имени Н. Очирова, средняя школа № 10, 23 г. Элиста, Элистинский филиал Таганрогского радиотехнического университета, заочное отделение Ставропольского государственного университета, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 216», Калмыцкий государственный университет.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1999;2002) изучалась научная и методическая литература по проблеме исследованияизучались образовательные потребности основных заказчиков системы профессионального образованиявыявлялись инвариантные и вариативные компоненты стандарта профессионального образования, формировалась концепция многоступенчатого профессионального образования в регионепроводилась диагностика педагогических условий.

На втором этапе (2002;2006) определялись научно-педагогические основы содержания профессионального многоступенчатого образованиядидактические принципы отбора и структурирования преемственного содержания обучения, определялись особенности организации многоступенчатого образовательного процесса, осуществлялся формирующий эксперимент, обосновывались промежуточные результаты.

На третьем этапе (2006;2007) осуществлялись сбор, анализ и статистическая обработка результатов реализации профессионального многоступенчатого образованиязавершался формирующий эксперимент, осуществлялось оформление диссертации.

В процессе внедрения многоступенчатого профессионального образования оценивалось соответствие разработанных и гипотетических положений реальной практикевносились коррективы в содержание компонентов образовательного педагогического процесса, в содержание методической работы педагогического коллектива.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективное развитие колледжа в системе непрерывного профессионального образования представляет собой поэтапную реализацию модели в целях создания целостного и открытого образовательного пространства.

2. Повышение эффективности управленческого процесса осуществляется на основе теоретически обоснованной программы развития и связано с: а) модернизацией организационной структуры управления и перераспределением полномочий и ответственностиб) созданием локальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей непрерывность образованияв) организацией и реализацией вариативных моделей непрерывного профессионального образованияг) внедрением системы педагогического мониторинга для качественной подготовки специалистов.

3. Для эффективного развития колледжа в системе непрерывного образования необходимо использование определенных педагогических технологий, при этом методология обучения, контроль над его результатами также должны быть согласованы. Объединительную роль играют идеи непрерывности и преемственности всех уровней обучения, обновления образовательных систем с обеспечением преемственности методики и технологий обучения между различными уровнями образования — от школы до вузовского уровня.

4. Для обновления содержания подготовки специалистов в системе непрерывности необходимо приведение профессиональных образовательных программ по закрепленным специальностям в соответствии с потребностями рынка труда, с учетом реализации тенденции на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалиста.

Научная новизна исследования в следующем:

1. Уточнены принципы развития образовательного учреждения применительно к профессиональной школе, выявлены факторы эффективного развития колледжа в системе непрерывного образования, направленные на достижение глобальной цели — саморазвитие колледжа;

2. Разработана программа развития колледжа с новой структурой управления, новыми функциями образовательного учреждения, связанных с разработкой и реализацией организационно-педагогического обеспечения процесса развития колледжа в системе непрерывности;

3. Разработаны вариативные модели непрерывного образования специалистов, модель качеств выпускника образовательной системы «школа-лицей-колледж-вуз», обеспечивающих учащемуся свободный сознательный выбор образовательных траекторий, профессиональное становление, достижение профессиональной компетентности специалиста:

4. Предложен пакет нормативной локальной документации для колледжа в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающий непрерывность профессионального образования;

5. Разработаны интегрированные учебные планы, программы обучения в условиях преемственности содержания начального и среднего профессионального образования по специальностям колледжа (оператор ЭВМПрограммное обеспечение вычислительных машин и автоматизированных систем: бухгалтер — Экономика и бухгалтерский учетавтомеханик — Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортапортной — Технология швейных изделий).

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении организационно-педагогических предпосылок функционирования и развития непрерывного профессионального образованиярассмотрении принципов его реализациив разработке теоретических основ развития целостного педагогического процесса непрерывного профессионального образования содержательный, процессуальный компонентыв совершенствовании методической работы с педагогами, работающих в системе непрерывного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе формирующего эксперимента разработана и экспериментально проверена концепция, организационные и педагогические условия развития колледжа в систем непрерывного профессионального образованияразработаны и внедрены в практику многоступенчатые образовательные программы по обучаемым профессиям в колледже, разработана и апробирована методика отбора и структурирования преемственного содержания обучения с учетом факторов линейности и концентричности учебных элементоввыявлены и экспериментально проверены особенности организации методической работы с педагогами для работы в системе непрерывного профессионального образования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учреждений профессионального образования.

Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими основаниями, использованием системного и программно-целевого подходов, различными источниками педагогической, психологической, методической, социальной информациикомплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на данные, полученные в результате эксперимента, их репрезентативностью и значимостью, внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в КГТЭК г. Элиста.

Ход исследования и его основные результаты обсуждались автором на встречах с сотрудниками кафедры профессионального образования, докладывались и получили одобрение на региональной научно-практической конференции (Элиста, 2002, 2003, 2004 гг.), межрегиональном семинаре «Об опережающем развитии начального профессионального образования», 2001., VI научно-практической конференции «Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века», Москва, 2003., Республиканской научно-практической конференции «Молодежь и наука: третье тысячелетие», Элиста, 2004., Региональной научно-практической конференции «Философия и проблемы гуманитарного образования в условиях обновления общества», Элиста, 2006.

Основные теоретические положения изложены автором в докладах и выступлениях на семинарах руководителей учреждений профессионального образования (Элиста, 1999 г., 2003 г., 2005 г.).

Представление экспериментального многоступенчатого рабочего плана по специальностям осуществлялось на семинарах в Институте проблем развития среднего профессионального образования (2002, 2003,2005 гг.).

Теоретические и методические вопросы исследования освещались автором в рамках отдельных лекций на курсах повышения квалификации работников профессионального образования республики Калмыкия в РИПКРО (с 1999 по 2005 гг.).

Учебно-методический совет Республиканского института повышения квалификации работников образования рекомендовал и выпустил две методические рекомендации: «Современный урок в профессиональной школе», «Анализ современного урока в профессиональной школе», монографии: «Педагогические технологии в системе непрерывного образования», «Проблемы методологии содержания образования, сочетания форм обучения в системе непрерывного профессионального образования», «Программа развития колледжа, его нормативное обеспечение».

Выводы по 2 главе.

Проведя исследование по обоснованию организационно — педагогических условий развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования, проанализировав теорию и практику организации систем непрерывного образования, управленческую деятельность, исследовательский компонент, как фактор развития в современных условиях, разработана концепция развития системы непрерывного образования с выделением колледжа как системообразующего элемента, в основу которой положены идеи развития профессионального образования, принципы непрерывности образования, содержательно-структурный подход, использование в качестве инструмента теории стратегического менеджмента.

Обоснованы такие характеристики развивающегося учреждения профессионального образования как саморазвитие, открытость, активность, ин-новационность, рефлексивность. Разработанная организационная структура колледжа позволила привлечь для реализации его стратегии все структурные подразделения и уровни управления, а спроектированная модель открытой системы непрерывного образования обеспечила процесс диверсификации профессионального образования в нескольких направлениях.

Исследование показало, что одним из условий освоения и применения педагогических технологий являются умения и способности инженерно-педагогических работников к педагогическому проектированию. Для формирования проектировочной компетентности в процессе повышения квалификации применялись различные формы и методы: тренинги уверенного поведения и партнерского взаимодействия, ТРИЗ как педагогическая технология, деловые и ролевые игры, метод контрольных вопросов, ассоциативные методы.

В ходе проведения эксперимента колледж расширил и обновил ассортимент образовательных услуг, ориентированный на перспективный спроспереориентировал отраслевой подход в подготовке специалистов на региональныйсистематизировал рост профессионализма преподавателейсформировал систему многоканального финансирования.

Исследование позволило обосновать алгоритм инновационной деятельности всего инженерно-педагогического коллектива, а также определить и экспериментально проверить систему организационно-педагогических условий управления его развитием. В процессе исследовании нами разработана и экспериментально проверена интегративная модель управления колледжем в условиях развития, отражающая взаимосвязь целей управления, функций, принципов и результатов деятельности развивающегося учреждения профессионального образования. Эти условия включают гуманизацию и демократизацию системы управленияпонимание важности и роли образовательного учреждения в этой системеопределение приоритетных направлений инновационных преобразованийформирование политехнической компетентности выпускниковразработка и внедрение новых информационных и педагогических технологийобъективная оценка инновационного потенциалареалистичность, программы развшш^р^овательного учрежденияоткрытость образовательного и инновационного процессов.

Результаты эксперимента показывают, что опыт Калмыцкого государственного технолого-экономического колледжа по развитию колледжа в системе непрерывного многоуровневого образования может быть рекомендован для использования другими образовательными учреждениями профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Учителя и инновации: книга для учителя М.: Просвещение, 1991 1 5 9 с.
  2. П.Ф. Основные направления модернизации среднего профессионального образования на рубеже веков Среднее профессиональное образование. 2000. № 8 3−11 с.
  3. П.Ф. Развитие среднего образования в контексте модернизации образования Среднее профессиональное образование. 2002. JSr24 2 8 с.
  4. П.Ф. Среднее профессиональное образование и производство: стратегия взаимодействия Среднее профессиональное образование. -2001-Хо9−2-10 с.
  5. П.Ф. Средняя профессиональная школа: пути развития Среднее профессиональное образование. 1999 >Го1 2−7 с.
  6. П. Ф. Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы. Среднее профессиональное образование. 1998 № 4 25 с. 8.—Андреева АЛгПреемственность содержания непрерывного образования молодежи региона народного художественного промысла «Гжель». Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, -1994. 32 с.
  7. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1981. 351 с.
  8. А. Педагогические инновации в непрерывном образовании, Санкт-Петербург.: ЛГУ, -1997. 68 с.
  9. Архангельский С И Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, -1980. 94 с.
  10. Архангельский С И Михеев В. И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975.-242 с.
  11. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, -1981. 432 с:
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, -1987.-78 с.
  13. Ю.К. Об актуальных вопросах дидактики Советская педагогика, -1978. Х2 9. 1 0 -14 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общепедагогический аспект. М.: Педагогика, -1997. 254 с.
  15. Ю.К. Проблемы повыщения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, -1982. 182 с.
  16. Т.Н. Непрерывное профессиональное образование объективная необходимость Проблемы и перспективы организации многоуровАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1986. 339 148
  17. Н.А. Развитие познавательной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М.,-1997.-23 с.
  18. Я. Подготовка технических кадров в новых экономических условиях. М.: НИИ профессионального образования: Вып. 2. 1993. 234 с, Вып. 3−1994.-367 с.
  19. А.С. Ситуации успеха. Как ее создать.: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, -1991 г. 176 с.
  20. Н.Ф. Повышение качества знаний школьников. Челябинск, ЧГПИ,-1976.-106с.
  21. Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М.: Политиздат, -1981. 125 с.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, -1983 -175 с.
  23. В.П. О критериях качества подготовки специалистов Вестник высшей школы. -1988 1.3−8 с.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1989. 192 с. 27. Беспалько-В.П.-Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: Интер ЭВМ, -1994. с. 80.
  25. И.В. Проблемы методологии системного исследования. М.: Паука,-1970.-121 с.
  26. Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста: Монография. Волгоград: Перемена, 2001 346 с.
  27. Г. М., Панькин А. Б. Формирование системы непрерывного педагогического образования в Республике Калмыкия. Оренбург, 1998 4.IV. 109−111 с.
  28. П.П. Внутриучилищное управление качеством профессионального образования: теория и практика. Челябинск, ЧГАУ, 1996. 161 с.
  29. П.П. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах. Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. -271с.
  30. М.С. Инновации и новизна в педагогике Советская педагогика- 1989. 12. -36 с.
  31. Е.Я. Система начального профобразования региона как основа формирования рынка труда. Иркутск, Институт повышения квалификации работников образования. -1996. -125 с.
  32. Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. Профессионал, -1996. 4−1-7 с.
  33. А.А. Активное об) Д1ение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, -1991. 207 с.
  34. В.Г. Интеграция управления качеством продукции. Повые возможности. М.: Изд-во стандартов, -1994. 196 с.
  35. Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях// Сб. науч. тр.: ПИИ проблем высшей школы под ред. Щипунова В. Г. Семушкиной Л.Г. М.: 1990. 215 с.
  36. Вишнякова С М Профессиональное образование: Словарь Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, -1999. 538 с.
  37. В.Н. Структуризация целей в системе управления высшей школы СПб 2000 95 с.
  38. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Тат. кн. изд-во, -1990. 206 с.
  39. А.В. Вместо предисловия или что есть инновации Инновационные процессы—в школе:—организация—и -управление Научнометодический сборник. Владимир: ВГУ, -1994. 69 с.
  40. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. Щк., -1986. 208 с.
  41. .С. Россия: Образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) МО РФ, Челяб. фил. ИПО. Челябинск, 1993.-240 с.
  42. Гессен С И Основы педагогики. Введение
  43. Б. А. Лоханов В.М. и др. Основы системного подхода. Приложение к разработке автоматизированных систем управления. Томск: ТГУ, 1976.-244С.
  44. А.Т. Региональные модели профтехобразования. Предварительный анализ. Профессиональное образование, 1997, J2 11. С 5.
  45. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Издво стандартов, 1988 68 с.
  46. П.А., Колкова Т. Е. Ускоренная профессиональная подготовка. Приложение 4 к журналу «Профессиональное образование». М. Издательский центр АПО, 2002 43 с.
  47. В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования. СПб.: РИГУ, Челябинск, -1998. 424 с.
  48. Думченко П.И. Содержание
  49. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука Инновационные процессы в образовании. Сборник научных трудов. Тюмень: Тюм. гос. пед. ун-т, -1990. 5−14.
  50. В. И. Гильманов А. Творчество в управлении школой.-М.: Знание, — 1991.-63.
  51. Закон РФ «Об образовании» М.: Новая школа, -1992. 57 с.
  52. И.П. Административный менеджмент в деятельности директора многопрофильной гимназии. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. 175 с.
  53. Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. М.: Педагогика, 1994. 203 с.
  54. История среднего профессионального образования в России/ под редакцией В. М. Жураковского. М.: ПМЦ СПО, 2000. 704 с.
  55. B.C. и др. Менеджмент: проблемы, программы, решения. Л.: ЛГУ,-1990−182 с.
  56. Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Мн.: НПЖ «ФАУ», ЗАО Экономпресс, -1977. 284 с. 64. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1981 432 с.
  57. Л.Я. Организационно-педагогические условия инновационной деятельности в современной средней профессиональной школе: Дис. Кан. Пед. наук: М., -1998. 175 с.
  58. А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Зна- ние,-1991.-47С.
  59. Ц. Структурные уровни и определение категорий, связанных с развитием. В кн.: Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Паука, -1972. 219 с.
  60. Э. О классификации методов внутришкольного управления.: Советская педагогика, -1991 -М.: Педагогика 50 с.
  61. B.C., Будет Россия образованна, будет и богата. //Образование и рынок 1998.- 3 46−48.
  62. Э.Б. Формирование образовательных комплексов на основе колледжей. М.- ИПР СПО, 2002 133.
  63. Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования./ Материалы Всероссийского совещания- семинара М.- ИПР СПО, 2003 206 с.
  64. Климов Е.А. Введение
  65. Е. Н. Курдюмова СИ. Интуиция как самодостраивание. Вопросы философии. М.: -1994. JT 2. 116. S"
  66. Ш. Типы педагогических инноваций Педагогическое обозрение (Венгрия), 1998. 151 с. 151
  67. Ю.А. Педагогический анализ учебновоспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: автореф. док. пед. наук. М, 1980. 32 с.
  68. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993. 140 с.
  69. Ю.А. Педагогический анализ и управление школой. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  70. Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1980. 93 с.
  71. Ю.А. Совершенствование функций внутришкольного управления. Челябинск: ЧГПИ, -1988. 133 с.
  72. Ю.А. Что надо знать директору школы о системах, системном подходе и системном анализе. Челябинск: ЧГПИ, -1991. 22 с.
  73. Н.И. Логический словарь справочник. М.: Наука, 1975.-360 с.
  74. Н.В. Управление инновационным процессом в условиях педагогического колледжа: дис. канд. пед. наук: Екатеринбург, -1995. 195 с. 84."Концептуальные основы экспертизы качества образования. Екатеринбург: УГУ, -1992. 33 с.
  75. Концепция непрерывного образования. М.: Высшая школа, -1988. -125 с.
  76. Концепция управления качеством образования. Пермь: ПГУ, 1997−89 с.
  77. Т.М. Моделирование содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля. Автореф. Дисс. Канд. пед. наук.-М.:-1995.-С. 26.
  78. Ф. Основы маркетинга Пер. с англ. СПб: АО «Коруна», 1990.-698 с.
  79. И.О. Систематизация управления инновации в образовательном учреждении. Челябинск.: ЮУрГУ, -1997. 68 с.
  80. И.О. Соотношение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации. Монография._ Челябинск: Изд-во «Факел», -1998. 169 с.
  81. И.О. Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Челябинск.: Изд. «Факел», Вып. 2, -1998. 168 с.
  82. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М.: Педагогика, -1977. 264 с.
  83. Краткий толковый. словарь по профессиональному образованию Под ред. А. П. Беляевой. СПб., -1994. 152
  84. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера п/образования. -М Высшая школа, -1990. 290 с.
  85. П.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. -163 с.
  86. Г., Одоннел Управление: системный анализ управленческих функций.-М.: Прогресс, 1981. Т 2.- 511 с.
  87. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  88. К.Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных. М.: РУЦ, 1996. 208.
  89. B.C. Поташник М. М. Как разработать программу развития школы.-М,-1993.
  90. A.M. Деят-ть. Сознание. Личность., М., Политиздат. 1975.
  91. Лейбович А. Н. Структура и содержание
  92. В.Ф. Теория и пратика инновационной работы в образоательном зреждении: научно-методическое пособие для работников образования и студентов. Челябинск: 41 НУ, 1996. 87 с.
  93. Ю.А., Повикова Т. Г., Трухачев В. И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. -М., Илекса. Ставропольсервисшкола,-2002.416 с.
  94. Лысков В. М. Проблема реализации непрерывного профессионального образования в колледже как структурном
  95. А.Г. Мотивация и личность. -СПб., -2001. 478 с.
  96. М. Х. Альберт М., Основы менеджмента.- М.: Дело, -1992.702 с.
  97. Методы педагогических исследований Под. Ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, -1979. 256 с.
  98. Д.М. Самоуправление и управление: вопросы общей теории и систем. Красноярск: Изд-во Краен. Ун-та, -1991. 248 с. НО. Михеев В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике: Паучн. метод, пособие. М.: Высшая школа, -1987. 200 с.
  99. A.M. Математические модели экономической науки. М.: Знание,-1973.-63 с.
  100. A.M., Капто А. Е. Лоренсов А.В. Пововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое обш-ество России, -1988.- 230 с.
  101. A.M. Понимание школы основа ее успешного развития Управление развитием школы. М.: Высшая школа, -1995. 173 с. 153
  102. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования Педагогика. 1994. J24. -25−27 с.
  103. А.Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом. Челябинск: ОблИУУ, -1992. 126 с.
  104. А.Я. Некоторые принципы рефлексивного управления общеобразовательным зреждением инновационного типа Актуальные проблемы управления качеством образования. Вып.
  105. Челябинск: «ЧП Рейх А.Ф.», 1999.-20−28 с.
  106. Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений: Дис… канд. пед. наук: Кемерово, -1997. 233 с.
  107. Непрерывное образование в средних профессиональных образовательных учреждениях. М. НМЦ СПО, -1998 91 с.
  108. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Просвещение, -1997. 271 с.
  109. Е.Д. О полифункциональности сложных систем //Синергетика. Труды семинара. Естествознание, социальные и гуманитарные аспекты. М.- Изд.-МГУг-Т.2. -1999.
  110. A.M. Профессиональное образование России: перспективы развития. М.: ИНЦ НПО РАО, -1997. 254 с.
  111. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: МинобразованиеРФ,-1991.-111с.
  112. A.M. Профессиональное образование России. М.: -1997. -254 с.
  113. A.M., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М.: РУЦ ФЗСР, -1996. -136 с.
  114. A.M. Теоретические основы опережающего профессионального образования. Автореф. Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, -1997. 45 с.
  115. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления /под редакцией Малахова Н. Д. М.: Новая щк., -1997. 97 с.
  116. Педагогика и психология вьющей школы. Ростов-на-Дону Феникс,-1998.-544 с.
  117. Перспективы развития системы непрерывного образования. Под редакцией Гершунского Б. С., М.: Педагогика, -1990. 224 с.
  118. B.C. Теоретические основы управления (Школоведческий аспект): Методическое пособие: М.: Высшая школа, -1990. 175 с.
  119. М.Н., Пахомова СЕ. Институты сферы образования: Теория и практика педагогических инноваций. М.: Ассоциация инженеров педагогов города Москва, -995. 32 с. 154
  120. Л.П. Правовая основа функционирования и развития образовательного учреждения: учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. М., педагогическое общество России, 2003. -256 с.
  121. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления пособие для руководителей образовательных учреждений./ М.: Новая школа, -1996. 307 с.
  122. М.М. Комплексный характер и внутренняя взаимосвязь целостной оценки качества образования по разным этапам управления Народное образование. 1999. JT 7−8. 172−175 с. S"
  123. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образования: Состояние, проблема, современные требования. М.: Новая школа, 1998.-176 с.
  124. М.М. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для рук. образовательных зреждений. М.: Новая школа.-1998.-176с.
  125. В. Система образования на рубеже третьего тысячелетия Русское братство 1997 -№ 1−70−80 с.
  126. А. Программно-целевой принцип управления образованием. Челябинск: ЧГПУ, -1999. 220 с.
  127. Н.М., Семушина Л. Г. Проблема интеграции высшего и среднего профессионального образования Среднее профессиональное образование-1998 .№ 4 5−11 с.
  128. В.Н. Философское основание педагогической деятельности. Вестник высшей школы -1987 JVbl 24 с.
  129. П.И. Концентрированное обучение в условиях средней профессиональной школы Специалист 1996. -Ш7.- 30−33.
  130. В.П. Оценка качества обучения и воспитания в образовательных системах М. 2006 -113 с.
  131. . Управление системами образования: проблемы и тенденции Перспективы. -1990. J 2. 90−108- V
  132. П.Д. Новые подходы к организации высшей школы Высшее образование в России. 1997.
  133. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., Народное образование, 1999. 540 с.
  134. Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография. СПб. Волгоград: Перемена, -1997.
  135. Г. Н. Теоретические основ системного управления. Челябинск: ЧУПУ,-1993. 172 с.
  136. Н.М. Основы теории учебного плана. М.: Высшая школа, 1977.-126 с. 155
  137. Словарь русского языка СИ. Ожегова. М.: Русский язык, -1986. 795 с.
  138. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,-1986. 1599 с.
  139. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Под. Редакцией чл. кор. РАО Равкина З. И. М.: Педагогика, 1994. 422 с.
  140. Л.Г. Модель многоуровневого учреждения профессионального образования в условиях малых и средних городов Крайнего Севера (Теория и практика). Монография. -М., Изд. Центр АПО. 2002. 376 с.
  141. Л.Г. Регионализация профессионального образования. М.ИРПО.1999−157С.
  142. В.Е. Контроль учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений с применением рейтинговой системы М.: ПМЦСПО,-1998.-206с.
  143. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования: Анализ и оценка НИИ высш. обр., М.: РОТ ПИИВО, -1999.- 215 с.
  144. Среднее профессиональное образование: Сб. нормативно правовых документов Сост. П.Ф.-Анисимов,-Т.Д.Барер и др.- Под. Ред. П. Ф. Анисимова, М.: НМЦ СПО, -2000. 523 с.
  145. П.Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГУ, -1980. 47 с.
  146. Н.М. Организационные вопросы совершенствования управления педагогическим- коллективом среднего профессиональнотехнического училища. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М.: -1997. 19.
  147. Д.В., Воровщиков Г. Консалтинговая служба: от управленческих идей к педагогическим технологиям. Челябинск: ЧГПУ, 1994.-77 с.
  148. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Повая школа, -1997. 295 с.
  149. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М. Издательство «Прометей» МГПУ им. В. И. Ленина, -1991. 164 с.
  150. Управление развитием школы. Под ред. М. М. Поташника и В. В. Лазарева. -М., -1995.
  151. Управление школой: Теоритические основы и методы. Учебное пособие под. ред. B.C. Лазарева. М., Центр социальных и экономических исследований. -1997. 336 с.
  152. А. Учение об управлении В кн.: Паучная организация труда и управления. -М.: Экономика, -1966.
  153. Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. М.: АО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез». -1997. 2-е изд. 352 с. 156
  154. О. Г. Поташник М.М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений Под ред. М. М. Поташника М.: Новая школа, -1994. 64 с.
  155. В.В. Управление развитием инновационных процессов в сельских школах: дис… канд. пед. наук: Екатеринбург, -1995. 195 с.
  156. В.А., Кеспиков В. Н. Проблемы школьного образования. Челябинск: Изд-во ГлавУНО, -1993. -175 с.
  157. О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности. Атореф. дисс… канд. пед. наук. 11с.,-1995.-25с.
  158. Шакуров Р. Х Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, -1990. 207 с.
  159. B.C., Крайнова Э.Б. Тенденции развития образовательных комплексов как инновационных образовательных комплексов Среднее профессиональное образование 2001 JVbl 1−2-8 с
  160. А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегрированных структурах профессиональной школы, (теория и практика) Минск, НМЦентр, -1995. 134 с.
  161. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд. ГТУ, -1963. 52 с.
  162. Г. И др. Педагогика и логика Г. Щедровиций, В. Розин, Н. Алексеев. М.: Касталь, -1993. 463 с.
  163. В. П. Хроменков Н.А. Экономика образования. М.: РПА, -1998.-305 с.
  164. Ю.А. Системные исследования. М., Просвещение -1976
  165. Эффективность труда руководителя. М.: Просвещение, -1992. 161 с.
  166. А., Фоутс Д. Педагогические инновации пер. с англ. М.: ИШиМИО,-1993.-105с.
  167. Г. А. Диалектика части и целого. Алма-Ата.- Наука, -1965. 170 с.
  168. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании Методическое пособие.-М.:ЦС ПО РСФСР, 191.-91 с.
  169. Н.Р. Тенденции и законы развития инновационных процессов образования. М.: Высшая школа, -1995. 181 с.
  170. Е.В. Теоретико-методологический подход к профессионально-творческой подготовке будущих специалистов (технологический аспект)// Развивающее образование: современные проблемы. Материалы конференции. Челябинск: Изд-во 41 НУ, -1999. 163 с. 157
  171. Челябинск: Изд-во 4111 У, -1999.- 28−31 с.
  172. Е.В., Яковлева Н. О. Управление качеством образования: учебно-практическое пособие. Челябинск: Изд-во ЧИПУ, -2000. 144 с.
  173. Яковлев Е. В, Яковлева Н. О. Педагогическая система с позиций системного подхода. Актуальные проблемы управления качеством образования, Челябинск, -2001.-136с.
  174. Н.Г. Семушкина Л.Г. Содержание
  175. СВ. Организация инновационной деятельности педагогического училища.: Дис… канд. пед. наук: М.:-2002 -132 с.
  176. Faure Е. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris/London, Unesco/Harrap, -1972.
  177. Dave R. H. Lifelong Education and School Curriculum. Hamburg, Unesco Institute for Education, -1973. P. 30. 158
Заполнить форму текущей работой