Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ВСорСтичСскиС ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ исслСдованию ассСртивного повСдСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ пСрСТиваниями, трудностями ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ°ΠΌΠΈ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ устойчивыС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, способы ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ рСагирования; это ΠΏΠΎΡ€Π° достиТСний, построСния систСмы цСнностСй ΠΈ ΡΡ‚ичСского сознания ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ² собствСнного повСдСния, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ происходят столкновСния с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Слями, свСрстниками, родитСлями, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСорСтичСскиС ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ исслСдованию ассСртивного повСдСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½, заимствованный ΠΈΠ· Π°Π½Π³Π»ΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ языка, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚ Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»Π° assert — Π½Π°ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ, ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои ΠΏΡ€Π°Π²Π°. Π’ ΠΎΠ±Ρ‹Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ употрСбляСтся Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ, Π½ΠΎ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΆΠ°Ρ€Π³ΠΎΠ½Π΅ с Π½Π΅Π΄Π°Π²Π½ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ€ утвСрдился довольно ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎ. Π’ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΈΠΉ язык (Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅ — Π² Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎΠ½ российских психологов) Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊ Π² ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ 90 — Ρ…, послС ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ популярной ΠΊΠ½ΠΈΠΆΠΊΠΈ Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π’. Каппони ΠΈ Π’. Новака «ΠšΠ°ΠΊ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ всС ΠΏΠΎ — своСму» (Π² ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»Π΅ «ΠΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ») [12;9].

ЧСшскиС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ сами позаимствовали это слово ΠΈΠ· Π°Π½Π³Π»ΠΈΠΉΡΠΊΠΈΡ… источников, Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊ с Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΈΠΉ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ» Π²Π½Π΅Π΄Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ заокСанского Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° Π½Π° Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‡Π²Ρƒ.

Как ΠΈ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… случаСв, слово, использованноС для опрСдСлСния психологичСского Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π»ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‹Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ, ТитСйской лСксикС.

Под Π°ΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ стала ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ личностная Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡŽ, Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… влияний ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ собствСнноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ [16;138 — 139].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΡƒΡŽ аналогию с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΠΌΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ понятиСм — ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅, содСрТаниС этих понятий пСрСсСкаСтся ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΈ, Π½Π°Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ послСдним, Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ достаточно ясно.

ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ ассСртивности ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 50 — Ρ… — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ 60 — Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² А. Π‘ΠΎΠ»Ρ‚Π΅Ρ€Π° ΠΈ Π²ΠΏΠΈΡ‚Π°Π»Π° Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ полоТСния Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠ΅ΠΉ Π² Ρ‚Ρƒ ΠΏΠΎΡ€Ρƒ Π² ΠΌΠΎΠ΄Ρƒ гуманистичСской психологии (Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, противопоставлСниС саморСализации ΠΈ Π±Π΅Π·Π΄ΡƒΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ манипулирования людьми), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ трансактного Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°.

ΠŸΡ€ΠΈ блиТайшСм рассмотрСнии становится ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Π° Π΅Π΅ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΈΠ΄Π΅ΡΠΌ Π­Π²Π΅Ρ€Π΅Ρ‚Ρ‚Π° Шострома, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΠΎΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ «ΠΠ½Ρ‚ΠΈ-ΠšΠ°Ρ€Π½Π΅Π³ΠΈ», Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊ Ρ‚Сориям ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… сцСнариСв Π­Ρ€ΠΈΠΊΠ° Π‘Π΅Ρ€Π½Π° [7; 92].

Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΠΈΡ‡ΠΊΠ° ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ А. Π‘ΠΎΠ»Ρ‚Π΅Ρ€Π° с Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ Π³Π΅ΡˆΡ‚Π°Π»ΡŒΡ‚ — Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ (Π― ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽ Π½Π΅ Π΄Π»Ρ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π²ΠΎΠΈΠΌ оТиданиям; Ρ‚Ρ‹ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅ΡˆΡŒ Π½Π΅ Π΄Π»Ρ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΈΠΌ оТиданиям…) [17].

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС основными источниками ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ассСртивности Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ с Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ языка ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ Π’. Каппони ΠΈ Π’. Новака — ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠΆΠ΅ ΡƒΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π²ΡˆΠ°ΡΡΡ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π΅Ρ‰Π΅ Π΄Π²Π΅, логичСски с Π½Π΅ΡŽ связанныС, — «Π‘Π°ΠΌ сСбС психолог» ΠΈ «Π‘Π°ΠΌ сСбС Взрослый, Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΈ Π ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ».

Π’ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ А. Π‘ΠΎΠ»Ρ‚Π΅Ρ€Π° ассСртивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, самый конструктивный способ мСТличностного взаимодСйствия Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ивовСс Π΄Π²ΡƒΠΌ самым распространСнным дСструктивным способам — манипуляции ΠΈ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠΈ.

Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ социализации нСвольно Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΡƒΡΠ·Π²ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ всСвозмоТными манипуляциями со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ оказываСтся слишком ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½ внСшним влияниям, Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ часто Π·Π»ΠΎΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΡŽΡ‚ этим, манипулируя ΠΈΠΌ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… корыстных цСлях. Π‘Ρ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°ΡΡΡŒ с Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ трСбованиями, ΠΎΠ½ Π½Π΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ сил ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΊΡ€Π΅ΠΏΡ сСрдцС подчиняСтся Π²ΠΎΠΏΡ€Π΅ΠΊΠΈ своим собствСнным ТСланиям ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠ°ΠΌ. А ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ трСбования ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‚язания ΠΎΠ½, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ Π½Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ся Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ.

ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½Π½ΠΎ свСряя свои побуТдСния ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΈ с Ρ‡ΡƒΠΆΠΈΠΌΠΈ оТиданиями ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ стСсняСтся своих чувств, боится ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ своС ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ΅ Π»ΠΈΡ†ΠΎ. ΠŸΡ‹Ρ‚Π°ΡΡΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ Π½Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ полоТСния, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ сам нСвольно учится манипулятивным ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌ, учится ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ агрСссиСй Π½Π° Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ просто Π½Π° ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒ, пускай Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΡƒΡŽ.

Если такая Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Π΄Π°Π΅Ρ‚ эффСкт, Ρ‚ΠΎ Π»ΠΈΡˆΡŒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΌΡƒ счСту ΠΈΠ»Π»ΡŽΠ·ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π½Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚, Π° Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ — обСдняСт Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π°.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ассСртивности ΠΊΠ°ΠΊ личностной Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ прСдусматриваСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π°Π» сСбС ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚, насколько Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ опрСдСляСтся Π΅Π³ΠΎ собствСнными склонностями ΠΈ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, Π° Π½Π°ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ — ΠΊΠ΅ΠΌ — Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ установками.

Π­Ρ‚Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Π° Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ схоТа со ΡΡ†Π΅Π½Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠΌ Π­. Π‘Π΅Ρ€Π½Π°, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π­. Π‘Π΅Ρ€Π½Π°, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° прописаны основныС Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ сцСнария вашСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ устраиваСт Π»ΠΈ вас этот сцСнарий, Π° Π΅ΡΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚ — Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ слСдуСт Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. Часто оказываСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ находится Π²ΠΎ Π²Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ установок, Ρ‡ΡƒΠΆΠ΄Ρ‹Ρ… Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½ΠΎΠΌΡƒ сущСству, ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π½ΠΎ страдаСт. Π•ΠΌΡƒ прСдлагаСтся Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²Π·ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ Π³Π»Π°Π²Π½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΡ†Π΅Π½Π°Ρ€ΠΈΠΈ собствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ„актичСски ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ сцСнарий ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ рСТиссСром всСй постановки.

Π’ ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π°ΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ‹ Π½Π° Ρ‡ΡƒΠΆΠΈΠ΅ мнСния ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ спонтанного повСдСния Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌΠΈ собствСнными настроСниями, побуТдСниями ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсами [37, 47].

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ Π’. Каппони ΠΈ Π’. Новака, давший Π΅ΠΉ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄ΠΎΡ…ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ «ΠšΠ°ΠΊ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ всС ΠΏΠΎ — своСму», Ρ‚Π΅ΠΌ самым ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ сформулировал ΡΡƒΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°.

Π£Π²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ возмоТности Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ поставлСнных ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ сознания ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ «ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Π―», наряду с ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, самоуваТСниСм ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ.

ΠŸΡ€ΠΎΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ структурныС характСристики увСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ модСль М. Π ΠΎΠ·Π΅Π½Π±Π΅Ρ€Π³Π°, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π² ΡΠ΅Π±Ρ измСрСния, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ «ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Π―»: ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдставлСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… свойствах); ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ (ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ возмоТности Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ поставлСнных ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ); самоуваТСниС (принятиС сСбя ΠΊΠ°ΠΊ личности, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ своСй ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ цСнности); ΠΊΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ (Π»Ρ‘Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ измСнСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ прСдставлСния ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅). Π£Π²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ возмоТности Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ поставлСнных ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ сознания ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ «ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° я», наряду с ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, самоуваТСниСм ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ [32].

Π‘Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ изучСния личности Π² ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ смыслС Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ, ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π» Π£. ДТСймс, являСтся Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π΅Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… элСмСнтов, чувств ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΉ, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈΠΌΠΈ (самооцСнка), поступков [8, 17].

А. АдлСр считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ. Благодаря Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ А. АдлСра понятиС «ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡ нСполноцСнности» стало популярным, основой Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° расстройств личности ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ чувство нСполноцСнности. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΏΡ€Π΅Π·ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ самого сСбя, склонСн Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ‚ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ гордится собой. Он Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π― — ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ самого сСбя. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя эти ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ государствСнной ваТности вопросов Π²Π°Π»Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚олСрантности общСства [32].

ИдСи самовыраТСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ личности ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ, Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ содСрТатся Π² Ρ„илософских Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ…: Н. А. БСрдяСва, И. ΠšΠ°Π½Ρ‚Π°, Π’. Π›Π΅ΠΉΠ±Π½ΠΈΡ†Π°, Π‘. Π‘ΠΏΠΈΠ½ΠΎΠ·Ρ‹. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ увСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ систСмно — динамичСская тСория Π . Π₯. Π¨Π°ΠΊΡƒΡ€ΠΎΠ²Π°.

Π‘ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ увСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅ связаны Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ психологичСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Π² ΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡΡ…, посвящСнных ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ассСртивного (ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ) повСдСния (Π’.Π’. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€ΠΎΠ², Π“. А. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€ΠΎΠ²Π°, Π’. Капони, Π’. Новак, А. Π‘ΠΎΠ»Ρ‚Π΅Ρ€ ΠΈ Π΄Ρ€.) [28,123].

На ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ связаны с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ увСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅ (Π’.Π’. Π—Π΅Π½ΡŒΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ) ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ построСниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ сСбя Π½Π΅ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ, Π° ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π²Π΅Π½Π° Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ структурС, ΠΎΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ зависят ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. ПониманиС, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ сСбя, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Сния Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ свободы ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся Π½Π° ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ самодостаточной личности ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ частицС всСго чСловСчСского Ρ€ΠΎΠ΄Π°, ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ смысл ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ [10; 31].

По ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π Π΅Π½Π½ΠΈ Π€Ρ€ΠΈΡ‡ΠΈ (Fritchie, 1990) ассСртивный Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — Ρ‚ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, дСмонстрируСт самоуваТСниС ΠΈ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π΅Π½, ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ‹Ρ‚аСтся Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅Π³ΠΎ компромисса [32].

ΠŸΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ отвСтствСнности Π·Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. По ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ сути Π°ΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — это философия Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ отвСтствСнности. Π’ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ ΠΎΡ‚вСтствСнны Π·Π° ΡΠ²ΠΎΠ΅ собствСнноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²Π° Π²ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй Π·Π° Π½Π°ΡˆΡƒ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π›ΡŽΠ±ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Ρ€Π΅Π½Π΅Ρ€Ρƒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π° Π½Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ³Π½ΠΎΠ²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹.

Основной ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ассСртивности являСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ самоуваТСния ΠΈ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ людям.

АссСртивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ увСрСнности ΠΈ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ установки.

Π£Π²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ — ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ личностная характСристика, обусловлСнная Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ качСствами ΠΊΠ°ΠΊ мотивация достиТСний, Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, низкая Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (А. Π’Π°ΠΉΠ½Π΅Ρ€, 1990; Π’. Высоцкий, 2002).

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ΡŒ А. Π‘ΠΎΠ»Ρ‚Π΅Ρ€Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ваТнСйшиС характСристики ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Однако, ΠΊΠ°ΠΊ число ΠΈΡ…, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ нСдостаточно ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‹.

  • 1. Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (feeling talk): ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ΅, спонтанноС ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ всСх испытываСмых чувств;
  • 2. Π­ΠΊΡΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (facial talk): ясноС проявлСниС чувств Π² Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ плоскости ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствиС ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ словами ΠΈ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ;
  • 3. ΠŸΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π°Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ (contradict and attack): ΠΊΠ°ΠΊ прямоС ΠΈ Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ собствСнного мнСния, Π±Π΅Π· оглядки Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…;
  • 4. ИспользованиС мСстоимСния «Π―» (deliberate use of the word «I»): ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ стоит Π·Π° ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌΠΈ, отсутствиС ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΊ ΡΠΏΡ€ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π·Π° Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°ΠΌΠΈ;
  • 5. ΠŸΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΡ…Π²Π°Π»Ρ‹ (express agreement, when you are praised): ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΠ½ΠΈΡ‡ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ своих сил ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²;
  • 6. Π˜ΠΌΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ спонтанноС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ чувств ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй, повсСднСвных Π·Π°Π±ΠΎΡ‚, ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ [29].

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ своСго клиничСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° А. А. Лазарус Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… класса повСдСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ понятиС ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, «Π°ΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ» повСдСния ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ:

  • — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ «Π½Π΅Ρ‚»;
  • — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π°Ρ… ΠΈ Ρ‚рСбованиях;
  • — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π½Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ бСсСду;
  • — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ чувства.

Для Π½Π΅Π³ΠΎ эти способности ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚ΠΈ повСдСния, Π½ΠΎ ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹: Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ установки, ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΈΠ»ΠΎΡΠΎΡ„ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ.

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎ Π³Π»Π°Π²Π΅ 1.

1) Анализ психолого-пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ ассСртивного повСдСния позволяСт Π½Π°ΠΌ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹.

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ взрослСния подросток Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ нСсколько спСцифичСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, связанных с Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ. Для подростка становится Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ принятиС своСй Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ возмоТностСй своСго Ρ‚Π΅Π»Π° (спорт, досуг, саморСгуляция, трудовая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, искусство); усвоСниС спСцифики повСдСния ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° своСй муТской ΠΈΠ»ΠΈ ТСнской Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ; установлСниС Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ…, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Ρ€ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²; Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ нСзависимости ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… взрослых; ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€ΡŒΠ΅Ρ€Π΅.

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ пСрСТиваниями, трудностями ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ°ΠΌΠΈ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ устойчивыС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, способы ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ рСагирования; это ΠΏΠΎΡ€Π° достиТСний, построСния систСмы цСнностСй ΠΈ ΡΡ‚ичСского сознания ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ² собствСнного повСдСния, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ происходят столкновСния с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Слями, свСрстниками, родитСлями, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдой, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ «Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ пространства», ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ стрСссов. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, это потСря дСтского мироощущСния, появлСниС чувства трСвоТности, психологичСского дискомфорта, нСувСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅, Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ самооцСнки.

2) Π’ ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ дСзадаптированности подростка Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС; слуТат ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ свСрстников; ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Π°Ρ Π½Π°ΠΌΠΈ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π° ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ для формирования ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ (ассСртивного) повСдСния Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ основныС полоТСния:

ΠΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — это Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ самовыраТСния Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ… с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ людьми. АссСртивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ нСпосрСдствСнноС, Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π΅ с Ρ‚Π΅ΠΌ Π²Π΅ΠΆΠ»ΠΈΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ своих чувств, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ, ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΏΡ€Π°Π²Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ΠΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ это ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π° Π½Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ΠΡΡΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ качСством.

Однако, Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅, нСдостаточно внимания ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ формировСния Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² ассСртивного (ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ) повСдСния ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ компСтСнтности. Π’Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ уровня увСрСнности, проводят, Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв, Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ… ΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚иях.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· исслСдований пСдагогичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ формирования ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ личности ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ мСсто ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π΅Π» Π² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ воспитания ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ повСдСния Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ².

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ