Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы содержания дидактических материалов интеллектуально-речевого развития младших школьников: на примере школ Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ фундаментальных психолого-педагогических трудов ученых советского периода развития науки о школе, в том числе факторов, способствующих интеллектуально-речевому развитию младших школьников, позволил определить ведущие теоретические положения, опираясь на которые безошибочно, обоснованно и эффективно можно было бы определить цели и задачи дидактических материалов. Это позволило выявить… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ВВЕДЕНИЕ
  • 2. ГЛАВА I. Психолого-педагогические положения определениясодержания, целей дидактических материалов, способствующие интеллектуально-речевому развитию младших школьников
  • 1. Взаимосвязь интеллектуально-речевого развития и содержания дидактических материалов в начальных классах
  • 2. Логико-речевая учебная деятельность — основа интеллектуально-речевого развития младших школьников
  • 3. Состояние применения дидактических материалов, направленных на интеллектуально-речевое развитие младших школьников
  • 3. ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ. л

4. ГЛАВА II. Эффективность адаптированного использования в учебном процессе дидактических материалов, направленных на интеллектуально-речевое развитие младших школьников. 1. Целостность содержания и педагогических условий использования в учебном процессе дидактических материалов, способствующих эффективному интеллектуаль но-речевому развитию младших школьников.

2. Технологические особенности включения в учебный процесс дидактических материалов, нацеленных на интеллектуально-речевое развитие младших школьников.

5. ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Теоретические основы содержания дидактических материалов интеллектуально-речевого развития младших школьников: на примере школ Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одновременно с образованием независимого, суверенного, правового, демократического государства Таджикистан, признанием на международной арене таджиков как национальности, имеющей древние истоки своей науки, культуры и государство, Правительство и Министерство образования поставили перед школой и образованием задачи воспитания подрастающего поколения и молодежи, готовой решать судьбоносные вопросы страны, воспитывать в них чувство самосознания, патриотизма, безграничной любви к языку и своей Родине. Решение этой задачи нельзя представить без изучения родного языка. Так, государство Таджикистан уделяет особое внимание обучению родному языку как одному из основных рычагов бытия нации. Закон Республики Таджикистан «О языке», принятый в 1989 году, подчеркивает необходимость качественных преобразований в содержании образования — особенно в обучении родному языку как в школьном, так и в вузовском преподавании. Отражение в процессе обучения новых явлений, в t том числе использования наследия писателей классической литературы, как учебного материала, имеющего могучую силу обучения и воспитания, получение ими своего места в учебниках, использование активных методов обучения, стали предметом особого внимания.

Известно, что развитая речь, является основой успехов в обучении, гарантией прогресса во всех областях человеческой деятельности. Основы культуры, изящества изложения и развитой речи, как мы уже знаем, закладываются в начальных классах. Чем прочнее и крепче будет заложен этот фундамент, тем величественнее будет возвышаться здание науки и образования, человеческой мудрости и достоинства. Обучение родному языку среди других учебных предметов в начальных классах занимает особое место, так как составляет почти 40−45% из общего количества часов учебных предметов, изучаемых в начальных классах. Это свидетельствует о том, что система образования и школа уделяют серьезное внимание преподаванию родного языка, имеющего большое значение в развитии связной речи учащихся на современном этапе. В связи с вышеуказанными целями заново были разработаны учебники родного языка, в которых отразился дух суверенного Таджикистана.

Известные таджикские и зарубежные ученые выполнили большой объем исследовательских работ и издали весомые научные и научно-методические труды по изучению путей и средств речевого развития.

Диссертант в своем исследовании опирался на произведения русских ученых ИЛ. Лернера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинского, Ф. Л. Буслаева, Н. Ф. Буканова, Т. Г. Рамзаева. И. Р. Львова, И. Ходжаева, Л. К. Назарова, С. П. Редозубова, Н. С. Рождественского и других. Дидактические и психологические исследования вышеуказанных ученых имеют очень важное теоретическое и практическое значение.

В таджикской педагогике в разработку проблемы речевого развития внесли свой вклад ученые — методисты Р. Давлатова, Р. Довудов, А. Эшанджонов, М. А. Козиджонов, М. Лутфуллоев, Р. Курбонов, Ф. Шарипов, И. Абдуллоев, Э. Шарипов и другие, осветившие разные аспекты методики развития речи и мышления учащихся начальных классов. Они внесли свой вклад в разработку вопросов о месте наглядных и дидактических средств в обучении грамматике и правописанию, об организации самостоятельной работы и методов их постановки, об активных методах обучения, интеграционном обучении и воспитании в начальных классах.

Проблема активизации мыслительной деятельности находится в поле зрения ученых и сегодня, но методика преподавания еще нуждается в разработке ее различных аспектов. Однако, специального исследования проблемы интеллектуально-речевой развитии младших школьников не проводилось. Этим продиктован выбор темы «Теоретические основы содержания дидактических материалов и интеллектуально-речевого развития младших школьников».

После обретения Республикой Таджикистан государственной независимости Министерство образования Республики Таджикистан стало 4 обращать большое внимание на содержание, на новые явления в системе обучения, на организацию индивидуального обучения, внедрение интегрированного обучения в начальных классах, реализацию гуманистического подхода к обучению и воспитанию и взяло курс на пересмотр учебных программ, разработку школьных учебников, соответствующих духу независимого, суверенного, демократического Таджикистана.

Сегодня нельзя ограничиваться тем, что учащиеся начальных классов могут читать, писать и считать. Содержание современного образования в начальном обучении имеет в виду выполнение следующих задач: во-первых, подготовка младших школьников к изучению предметных дисциплин, учебе в старших классах, требующей расширения и углубления знаний, и логического мышления учащихсяво-вторых, обучение детей искусству чтенияв-третьих, в период начального обучения необходимо воспитать у учащихся любовь и тягу к знаниям, способствовать всестороннему интеллектуальному развитию учащихся.

Основу деятельности учителей начального обучения составляет стремление как можно лучше обеспечить успехи и развитие младших школьников. Учитель должен дать возможность каждому воспитаннику испытать вкус к успехам в познании, осознать свои возможности в образовании, вселить в них веру в свои силы.

В решении вышесказанного весьма значительна роль учителя в организации и постановке урока. И основу деятельности учителя составляет его отношение к воспитанникам, внедрение новых путей и методов обучения, использование разнообразных и занимательных средств обучения и пробуждение в детях желания и интереса к обучению и познанию.

Дидактическую основу урока-занятия составляет деятельность самих учащихся. У них должны развиваться умения и навыки наблюдать, сравнивать, сочинять, обобщать и делать выводы, благодаря чему обучение получает механический характер и обеспечивается сознательное отношение учащихся к учебному материалу.

Общеизвестно, что развитая речь является гарантией успеха в обучении, в жизни, в человеческой деятельности. Ребенок, который имеет активный и богатый словарный запас, выражает свои мысли свободно, занимательно и действенно. В свою очередь, он с легкостью воспринимает и усваивает мысли других, логически подходит к услышанному и изучаемому материалу, проявляет способность использовать операции по анализу и синтезу. Обычно учащиеся, имеющие развитую, правильную и занимательную речь относятся к группе отличников. Если так, то основной целью преподавания родного языка в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся.

В исследовательской работе в центре внимания исследователя была специфика ИРРМШ, предметом изучения стали причины низкого уровня речи учащихся. Посредством изучения деятельности учителей, готовности учащихся к учебе, степени речевого развития детей в дошкольный период, были уточнены задачи школы и начального обучения в формировании ИРРМШ. В этом важную роль играют беседы с учащимися, организация письменных работ обучающего характера, наблюдение за уроками учителей начальных классов.

На основе изучения и анализа работ по дидактике (педагогических и методических), анализа ответов, деятельности учителей начальных классов по речевому развитию и на основе постановки констатирующего эксперимента было определено, что многие учителя по разнообразным объективным и субъективным причинам не уделяют обучению должного внимания. Большинство учителей начальных классов — это учителя-предметники, не имеющие достаточного представления о методах и средствах речевого развития младших школьников, не знающие в должной степени основную задачу начального обучения и видящие ее только в формировании умения читать, писать и считать. С другой стороны, если они и имеют понятие об изменениях в содержании обучения в начальных классах, то не знают способы и методы их эффективной постановки, не имеют под рукой методических рекомендаций и пособий излагающих пути и методы, способы и средства ИРРМШ, так как давно не проходили курсы повышения квалификации.

Большинство учителей начальных классов не имеет представления о способах и методах постановки действий по анализу и синтезу, которые психологи и педагоги рассматривают как основу ИРРМШ, многие учителя даже не могут прокомментировать эти понятия.

Психологи и педагоги основу ИРРМШ видят в умениях и навыках логических действий, вбирающих в себя сравнение и наблюдение, в постановке элементов поиска и исследования, обобщения и заключения.

Из практики преподавания вытекает, что именно частично-поисковый метод, соответствующий начальному обучению, ускоряет трудовой и мыслительный процесс учащихся, направляющие вопросы учителя или листы-памятки, благодаря которым учащиеся правильно и целенаправленно организуют свою трудовую деятельность, дают возможность учащимся осознать радость достижения успеха, воспитывают в них веру в свои силы.

Из экспериментального опыта следует, что большинство учителей ограничиваются использованием материалов школьного учебника, однако надо сказать, что в деле ИРРМШ известны методы и средства обучения, без применения которых обучение не может дать желаемых результатов.

Сегодня в школьных учебниках широко использованы произведения классической литературы для детей, которые подобраны в соответствии с их возрастными, умственными и мыслительными возможностями. Они являются хорошим средством изучения языка, имеющим также могучий воспитательный потенциал, позволяющий решить проблемы гуманизма в.

• обучении и воспитании. Следует сказать, что подобные тексты имеют новую лексику, образовавшуюся в советское время из переведенных синонимов. Усвоение исконно таджикской лексики и изучение ситуации ее использования являются одним из важных средств обогащения и активизации словарного запаса учащихся.

Следует сказать, что для получения желаемого результата от деятельности детей необходимо развивать в них умение анализировать и синтезировать.

В речевом развитии большое значение имеет вопрос, чего требует природа ребенка. Именно наводящие вопросы приводят в систему мысли ребенка, обеспечивают использование новой лексикии делают содержание изложения и рассказа богатым. Для приучения ребят к наблюдательности целесообразно использование упражнений по составлению загадок. Именно посредством подбора к предмету признаков и действий, свойственных им, или перечислением их особенностей учащиеся приобретают навыки составлять загадки. Подобная организация работы ускоряет мыслительную деятельность учащихся, реализует использование операций по анализу и синтезу, обобщению и заключению, ускоряет логическое внутреннее и внешнее обобщение, оказывает положительное воздействие на ИРРМШ.

В ходе констатирующего среза эксперимента были выявлены причины слабой развитости речи учащихся.

1. Причины, имеющие отношение к учителю:

Отсутствие педагогических знаний и мастерства, любви к своей профессии, отсутствие доброго, заботливого отношения к ребенку, интереса к изучению причин слабой развитости речи учащихся, невооруженность методами по развитию речи, неумение средств наглядности и дидактических материалов по развитию речи.

2. Причины, имеющие отношение к учащимся: Беспричинные пропуски занятий, невнимательность и безразличие по отношению к заданиям учителя, отсутствие умений и навыков по анализу и синтезу, логическим действиям типа наблюдение, сравнение, обсуждение, обобщение, заключение, неуверенность в своих силах, слабость воли, зависимость от чьейто помощи.

Результаты экспериментального обучения прказывают, что при систематической и целенаправленной организации деятельности, связанной с ИРРМШ, в формировании правильной, развитой, занимательной речи можно достичь заметных результатов.

Актуальность исследования связана с социальными потребностями, необходимость его разработки вытекает из лингводидактических и методических проблем и предопределена следующими факторами:

1. низким уровнем связной речи младших школьников, что обусловлено недостаточной разработанностью всех сторон интеллектуально-речевого развития (далее — ИРР);

2. всесторонней неразработанностью методов и средств ИРРМШ;

3. необходимостью разработки дидактических материалов по ИРР, отвечающих требованиям времени;

4. разработкой структур совершенной методики, которые могут сыграть важную роль в ИРРМШ;

5. формированием и совершенствованием точного, правильного и образного таджикского языка через изучение богатого наследия поэтов и писателей классической литературы.

Объектом исследования являются учащиеся, начальных классов общеобразовательной школы.

Предметом исследования является степень развития точной, правильной, ясной и отшлифованной речи, задания, связанные с учебными и дидактическими материалами по ИРР, обоснование эффективности методов речевого развития, имеющих отношение как к устной, так и к письменной речи.

Цель исследования состоит в том, чтобы научно обосновать структуру методов речевого развития, их производительность и эффективность, разработать методику, пути и средства взаимосвязи лексических упражнений и связной речи и тем самым внести свой весомый вклад в дело качественного улучшения материалов учебных программ и учебников.

Гипотеза исследования следует из того, что интеллектуально-речевое развитие младших школьников станет эффективным, если:

• обеспечить эффективное индивидуальное отношение учащихся к заданиям в процессе обучения, что способствует ускорению мыслительной деятельности и речевому развитию учащихся;

• применять аналитико-синтетические действия, сравнение и обсуждение, обобщение и заключение, подведение итогов, которые сформируются у учащихся в умения и навыки.

Основная цель и рабочая гипотеза позволили определить конкретные исследовательские задачи:

1. всестороннее изучение психолого-педагогических и методических трудов, связанных с проблемой ускорения мыслительной деятельности, сознательным обеспечением учащихся средствами обучения;

2. освещение места проблемы ИРР в учебной программе начальных классов;

3. определение норм выбора и расположения материалов, связанных с ИРРМШ в учебниках по родному языку для начальных классов;

4. выявление психолого-педагогической и. лингвометодической специфики материалов по речевому развитию, предлагаемых для ИРРМШ;

5. изучение опыта работы учителей — новаторов, являющихся специалистами по проблеме устного и письменного речевого развития;

6. определение оптимальных методов и средств ИРРМШ и их научное обоснование.

Методологической основой исследования явились учение о речи и мышлении, философские основы развития личности, связь теории и практики, теоретические проблемы роли языка в обществе, язык и развитие общества. Большое значение для обучения учащихся на современном этапе имеют и анализ теоретических и фундаментальных положений Законов Республики Таджикистан «О языке», «Об образовании», Концепции национальной школы, Государственного стандарта образования, а также директивных документов Правительства Республики Таджикистан и Министерства образования.

Выделенные задачи исследования обусловили применение комплекса следующих методов:

• научно-теоретический метод, охватывающий собой изучение психолого-педагогических и методических трудов, анализ и обсуждение действующих учебных программ и учебников, Закона о языке, документов Правительства и Министерства образования Республики Таджикистан и др.;

• метод визуального наблюдения и беседы: анкета-опрос, личная беседа с учителями, наблюдение и анализ уроков учителей родного языка, изучение письменных работ учащихся, имеющих творческий характер, изучение и подведение итогов богатого передового опыта учителей начальных классов (постановка контрольного и экспериментального обучения, анализ результатов экспериментального обучения, обобщение образцов работ учащихся и примеров, связанных с темой исследования). Источниковедческой базой исследования послужили:

• законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования;

• труды современных русских, таджикских и. западных ученых и исследователей по проблеме интеллектуально-речевого развития младших школьников;

• учебники родного языка для начальных классов общеобразовательной школы;

• дидактические материалы по обучению родному языку в начальных классах.

Этапы исследования.

Исследование осуществлялось в течение 8 лет и проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997;1999 гг.) исследования проанализированы и изучены законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования, труды современных русских, таджикских и западных ученых и исследователей по проблеме интеллектуально-речевого развития младших школьников. В этот период были посещены и изучены более 350 уроков родного языка, проанализирована речь у 280 учащихся и 500 письменных работ были подвергнуты тщательному анализу.

На втором этапе (2000;2002 гг.) были уточнены цели, задачи и методы исследования проведена экспериментальная работа, связанная с темой исследования. Были разработаны и прошли экспериментальную проверку дидактические материалы по речевому развитию (методическое пособие для III-IV классов), внесшие вклад в совершенствование методов речевого развития, являющихся желаемыми и обеспечивающими эффективные результаты.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) полученные результаты экспериментального обучения систематизированы и обобщены, сформулированы в общие выводы. Все этапы исследования оформлены в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит:

• в изучении и теоретическом обосновании научных основ постановки анализа и синтеза, отражающих в себе действия учащихся по сравнению, обсуждению, обобщению;

• в выявлении усовершенствованных способов? методов и средств речевого развития, научном обосновании их значения в интеллектуально-речевом развитии младших школьников;

• в выявлении основных факторов, влияющих на интеллектуально-речевое развитие младших школьников;

• в доказательстве наличия дидактических материалов по устному и письменному интеллектуально-речевому развитию;

• в установлении соотношения упражнений учебника, имеющих влияние на интеллектуально-речевое развитие младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

• разработаны дидактические материалы по речевому развитию (для III-IV классов), доказана их эффективность в интеллектуально-речевом развитии, что оказывает помощь учителю в развитии устной и письменной речи;

• работа знакомит педагогов с методами реализации действий по анализу и синтезу (обсуждению и сравнению, элементам поиска, обобщения и заключения), оказывает помощь в их внедрении;

• научные результаты исследования и рекомендации, разработанные на их основе, оказывая содействие в учебно-воспитательной работе, создают возможность совершенствования программы и школьных учебников по родному языку.

Достоверность исследования обеспечивается методологическими положениями, лежащими в основе данной работы, системой примененных методов при решении поставленных задач, результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены и обсуждены на заседаниях кафедре методики начального обучения ХГУ им. Б. Гафурова, на отдела начального обучения областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Проблемы диссертации были освещены на научно-практических конференциях учителей начальных классов отделов образования Дж. Расуловского (2003), Ганчинского (2004), Б. Гафуровского (2006) районах, на научной конференции преподавателей ХГУ (2005), на научно-практических семинарах учителей начальных классов отдела образования г. Кайраккума (2001, 2002), в статьях и публикациях автора, учебнике по родному языку (для III класса, в соавторстве) и учебных пособиях «Дидактические материалы по речевому развитию» (для III и IV классов).

По материалам диссертации опубликовано 6 научных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

• теоретические выводы и практические рекомендации по реализации аналитической и синтетической деятельности, то есть умение эффективно использовать при решении заданий рассуждения и обобщения и на их основе обосновать заключения;

• педагогические условия формирования и совершенствования интеллектуально-речевого развития младших школьников;

• нормы и условия выбора дидактических средств по речевому развитию и способ их расположения в школьных учебниках.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Содержание диссертации изложено на 176 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 18 таблиц.

Список литературы

насчитывает 154 наименования.

Выводы по второй главе.

Разработка педагогических подходов к включению в учебный процесс дидактических материалов позволили экспериментально доказать положение о том, что интеллектуальное и речевое развитие младших школьников по своей природе взаимосвязаны. Эти две грани развития личности детей происходят одновременно, дополняя друг друга: разговаривая и излагая письменно свои мысли, ребенок открывает для себя логику и мир слов, словосочетаний, фразеологизмов, многозначности слов, синонимов, антонимов, омонимов, находит их содержательную суть и отличие оттенков, нюансов и т. д. все более увлекается логикой и красотой родного языка. И все это позволяет младшим школьникам преодолеть новые логические препятствия, оперировать своими наблюдениями, знаниями, опытом применения, исправлением допущенных ошибок, достигать новых граней речевых знаний и развиваться интеллектуально. Именно такую взаимосвязанность интеллектуального и речевого развития обеспечивают продуманно подобранные дидактические материалы, разумно и дозированно включенные в учебный процесс, которые, адаптируясь к учебному процессу, делают его гораздо более интересным и эффективным. Такое включение дидактических материалов в учебный процесс и есть обогащение содержания программного учебного материала (учебника), которое создает и предлагает новые педагогические условия, когда школьник получает новый импульс, решая новые, более интересные, неожиданные и неординарные дидактические задачи. В этих условиях ему интереснее и доступнее преодолевать и более трудные и многоцелевые препятствия. Это означает, что младших школьник в этих новых педагогических условиях более целеустремлен, собранн и, следовательно, интенсивнее развивается в интеллектуально-речевом аспекте. Достоверность этих выводов доказана в первом параграфе второй главы диссертации.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила наши предположения о том, что более эффективным и продуктивным является набор игровых и занимательных форм и методов, приемов и средств включения в учебный процесс дидактических материалов, нацеленных на интеллектуально-речевое развитие младших школьников. Они вносят в урок элементы неожиданности, неординарности и требуют мобилизации всех потенциальных умственных, психических и физических сил, включая и элемент некоей соревновательности. А самое главное — совокупность форм и методов использования дидактических материалов, подбор и включение их в учебный процесс на первый план выводит учет взаимосвязанности технологических особенностей и интеллектуально-психических возможностей младших школьников. И точный учет этой взаимосвязанности обеспечивает оптимальную мобилизацию потенциальных интеллектуально-речевых возможностей детей при решении дидактических задач, включенных в учебный процесс дидактических материалов.

На наш взгляд, важным является результат экспериментальной работы, показывающий, что игровой характер включенных в учебный процесс дидактических материалов не ограничивается только обеспечением релаксации (расслабления) в учебном процессе, а, наоборот, прибавляет учебного энтузиазма и оптимальной мобилизации потенциальных логико-психических возможностей детей, что в итоге становится движущей силой их интеллектуально-речевого развития. И эти дидактические материалы (игры) ни в коей мере не должны превалировать над основным урочным материалом, а дополняет его, согласуясь с процессом урока. Такой подход к включению в учебный процесс дидактических материалов показывает его преимущество над так называемыми «интерактивными методами» хотя бы потому, что не игнорирует и не ломает классно-урочную систему обучения, теоретически обоснованную в педагогике не одним поколением ученых педагогов-психологов с мировым именем. «Интерактивный метод» все происходящее на уроке превращает в игру, не ставит на первый план цель достигать программные цели и задачи учебного предмета. А наш подход способствует максимальному достижению целей и задач государственной программы и Госстандарта образования Республики Таджикистан.

Заключение

.

Анализ фундаментальных психолого-педагогических трудов ученых советского периода развития науки о школе, в том числе факторов, способствующих интеллектуально-речевому развитию младших школьников, позволил определить ведущие теоретические положения, опираясь на которые безошибочно, обоснованно и эффективно можно было бы определить цели и задачи дидактических материалов. Это позволило выявить взаимосвязь интеллектуально-речевого развития и содержания дидактических материалов в начальных классах. Данная попытка позволила установить, что при определении содержания дидактических материалов следует: а) учитывать взаимозависимость и природу логико-речевого и логико-мыслительного развития учащихся, что, в свою очередь, позволяет правильно дозировать объем и содержательный удельный вес дидактических материалов на урокеб) данный подход позволил установить, что ИРРМШ и критерии отбора дидактических материалов взаимозависимы, и учет этой взаимозависимости определяет успешность осуществления учебного процессав) определено, что именно содержание логико-дидактических материалов и их соответствие содержанию учебников обеспечивает усиление эффективности и успешности педагогического воздействия своей красочностью, содержательностью, ибо вызывает достаточный интерес своей новизной, неожиданностью, таинственностью, достаточностью, емкостью и т. д.

Основой ИРРМШ является логико-речевая деятельность, ибо вне деятельности нет развития вообще, в частности ИРР. В этой связи, опираясь на труды известных отечественных ученых — исследователей и ученых ближнего зарубежья, главным образом русских, в исследовании охарактеризована логико-речевая деятельность младших школьников, где выявлены отличительные черты интеллектуальных возможностей и речи учащихся 1−4 классов таджикской школы, подчеркнуты и обоснованы причины разного уровня ИРРМШ отставания детей от требований учебных программ и Госстандарта образования, в том числе от одноклассников, т. е. дифференциация детей по уровню знаний. Далее в работе охарактеризована эмоциональность речи детей по классам, логика разговора и изложения мысли. Здесь особо подчеркнута романтическая направленность мысли и речи учащихся, охарактеризованы значение и роль разных видов деятельности в ИРРМШ.

Анализ учебных программ, учебников и их соответствия теории развитии личности, в том числе ИРРМШ, показывает, что многие положения по определению содержания дидактических материалов не соблюдены, поэтому практическая деятельность учителей и учащихся по ИРРМШ дает минимальный результат и не соответствуют современным требованиям реформы национальной школы в условиях перехода Республики Таджикистан к рыночным отношениям.

В диссертации определена результативность использования в учебном процессе обоснованно выбранных дидактических материалов, ориентированных на ИРРМШ, обеспечивающих целостность содержания и педагогических условий применения в учебном процессе дидактических материалов, проверена эффективность технологии осуществления ИРРМШ.

На основе анализа фундаментальных трудов пёдагогов разработаны педагогические подходы к включению в учебный процесс дидактических материалов, которые позволили экспериментально доказать, что интеллектуальное и речевое развитие младших школьников по своей природе взаимосвязаны. Эти две грани в развитии личности детей присутствуют одновременно, дополняя друг друга: разговаривая и излагая письменно свои мысли, младший школьник открывает для себя логику и мир слов, словосочетаний, фразеологизмов, многозначности слов, синонимов, антонимов, омонимов. Он находит их содержательную суть и отличие оттенков, нюансов и т. д., все более увлекается логикой и красотой родного языка. И все это дает возможность ему преодолевать новые препятствия в изложении мысли, оперировать своими наблюдениями, знаниями, опытом применения, исправлением допущенных ошибок и достигать новых граней речевых знаний и развиваться интеллектуально, что 4 происходит одновременно с языковым ростом. Именно такую взаимосвязанность интеллектуального и речевого развития обеспечивают продуманно подобранные дидактические материалы, разумно и дозированно включенные в учебный процесс, которые, адаптируясь к учебному процессу, делают его гораздо более интересным и эффективным. Такое включение дидактических материалов в учебный процесс и есть обогащение содержания программного учебного материала (учебника), которое создает и предлагает новые педагогические условия, когда школьник получает новый импульс, решая новые, более интересные, неожиданные и неординарные дидактические задачи. В этих условиях ему интереснее и доступнее преодолевать более трудные и многоцелевые препятствия. Это означает, что ученики начальных классов в этих новых педагогических условиях более целеустремлен, собранн и, следовательно, интенсивнее развивается в интеллектуально-речевом аспекте.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила наши предположения о том, что более эффективным и продуктивным является набор игровых и занимательных форм и методов, приемов и средств включения в учебный процесс дидактических материалов, нацеленных на интеллектуально-речевое развитие младших школьников. Их применение вносит в урок элементы неожиданности, неординарности и требует мобилизации всех потенциальных умственных, психических и физических сил, включая и элемент некоей соревновательности. А самое главное — совокупность форм и методов использования дидактических материалов, подбор и включение их в учебный процесс на первый план выводит учет взаимосвязанности технологических особенностей и интеллектуально-психических возможностей младших школьников. Точный учет этой взаимосвязанности обеспечивает оптимальную мобилизацию потенциальных интеллектуально-речевых возможностей детей при решении дидактических задач, включенных в учебный процесс дидактических материалов.

Наиболее важным выводом экспериментальной работы является то, что игровой характер, включенных в учебный процесс дидактических материалов, не ограничивается только обеспечением релаксации (расслабления) в учебном процессе, а, напротив, прибавляет учебного энтузиазма и оптимальной мобилизации потенциальных логико-психических возможностей детей, что в итоге становится движущей силой их интеллектуально-речевого развития. И эти дидактические материалы (игры) ни в коей мере не должны превалировать над основным урочным материалом, а должны дополнять его, согласуясь с процессом урока. Такой подход к включению в учебный процесс дидактических материалов показывает его преимущество перед так называемыми «интерактивными методами» хотя бы потому, что не игнорирует и не ломает классно-урочную систему обучения, теоретически обоснованную в педагогике не одним поколением ученых педагогов-психологов с мировым именем. Разработанная нами методика способствует максимальному достижению целей и задач государственной программы и Госстандарта образования Республики Таджикистан.

В результате проведенной исследования диссертант приходить к следующим выводам и рекомендациям:

1. Необходимо учитывать взаимозависимость и природу логико-речевого и логико-мыслительного развития учащихся.

2. Добиться, чтобы содержание логико-дидактических материалов соответствовало содержанию учебников и обеспечивало усиление эффективности и успешности педагогического воздействия.

3. Использовать набор игровых и занимательных форм и методов, приемов и средств, включая их дидактические материалы, нацеленные на интеллектуально-речевое развитие младших школьников.

4. Учителям начальных классов использовать учебные материалы и методы обучения, которые оказывают содействие в интеллектуально-речевом развитии младших школьников и способствуют формированию у них умений и навыков.

5. Учителям начальных классов овладеть методикой интеллектуально-речевого развития младших школьников.

6. Учитывать доброжелательные отношения между учителем и учащимися, что повышает ответственность по отношению к заданиям и усиливает бережное, вдумчивое отношение к составлению предложений, выбору слов, к выражению мысли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Обучение чтению шестилетних учащихся в таджикской школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  2. И., Икромова Ф. Забони модарй, синфи 2. Душанбе: Маориф, 2002. — 265 с. (на тадж. яз.)
  3. JI. В. Усвоение учащимся семантики фразеологических оборотов // Начальная школа. 1973, — № 5. — С.20−23.
  4. JT. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Просвещение, 1978. — 144 с.
  5. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под редакцией Н. С. Рождественский, Г. А. Фомичевой. М. Просвещение, 1977. — 236 с.
  6. А. М. Дидактический материал по грамматике, правописания и развитие речи. М.: Просвещение, 1970. 244 с.
  7. А. М. Дидактический материал по грамматике, правописания и развитие речи. М.: Просвещение, 1972. 268 с.
  8. А. М. Повысить эффективность уроков русского языка. // Начальная школа. 1958.-№ 10.-С. 21−26.
  9. С. Н. Равоншиносии синну сол ва омузгорй. Душанбе., 1994. — 100 с. (на тадж. яз.)
  10. Ю.Амонашивили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988. 208с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Просвещение, 1977.-232 с.
  12. Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970. — 180 с.
  13. П.Бабанский Ю. К. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1980. — 232 с.
  14. Барномаи мактаби 8-сола. Синф^ои ибтидой. Душанбе, 1973. — С. 10. (на тадж. яз.)
  15. Барномаи синф^ои ибтидой. Душанбе, 1994. — 106 с. (натадж. яз.)
  16. Барномаи синф^ои ибтидой. Душанбе, Матбуот, 2002. — 120 с.
  17. К. Б. Развитие речи в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1936.- 128 с.
  18. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Просвещение, 1959. — С. 166.
  19. Д. Н. Формирования приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления активизация учение. // Вопросы психологии. — 1962. — № 4. — С. 32−36.
  20. ., Х, амидов Р. Забони модарй, синфи 3. Душанбе, МТС OPEC, — 2003. — 240 с. (на тадж. яз.)
  21. В. П. Основы новой педагогики. М.* 1913. Т-1. — С. 415 419.
  22. В. В. Русский язык. Грамматика учения о слове. М.: Учпедгиз, 1947.-С. 7.
  23. JT. С. Мышление и речь. Собр. соч.-М., 1982. Т-1. 316 с.
  24. Л. С. Избранное психологическое исследование. М.: АПН РСФСР, 1956.-С. 170−195.
  25. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. М. В. Гамеза и др. М.: Просвещение, 1984.-256 с.
  26. А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.-467 с.
  27. . Н. Основы культуры речи. Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1980.-335 с.
  28. Грамматикаи забони адабииозираи то^ик. Душанбе: Дониш, 1985. к-. 1. — 356 с. (на тадж. яз.)
  29. П. А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах. / Работа над словами на уроках русского языка в начальных классах. М.: Просвещение, 1973. — С. 44−49.
  30. Р. Д. Материален дидактикй оид ба грамматика, имло ва инкишофи нутк-. Синфи I. Душанбе: Маориф, 1975 — 155 с. (на тадж. яз.)
  31. Р.Д. Материалам дидактикй оид ба грамматика, имло ва инкишофи нутк-. Синфи II. Душанбе: Маориф, 1975. — 161 с. (на тадж. яз.)
  32. Р. Д. Материален дидактикй оид ба грамматика, имло ва инкишофи нутк-. Синфи III. Душанбе: Маориф, 1979. — 180 с. (на тадж. яз.)
  33. В. А. Развитие речи в связи изучения грамматика -морфология. М.: АПН РСФСР, 1954. — С. 64.
  34. В. Д. О постановке словарной работы в начальной школе. // Начальная школа. 1960. — № 2. — С. 13−17.
  35. Н. И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1969. — 114 с.
  36. Н. И. Психологические основы развития речи. /В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1956. — С. 5−25.
  37. Н. И. Механизм речи. -М.: АПН РСФСР, 1958. 370 с.
  38. Н. И. Собр. соч. М.: Просвещение, 1988. — С. 104.
  39. С. Ф. Психология усвоения грамматике в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. — 300 с.
  40. С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. — 184 с.
  41. Р. Бошлангич мактаб уцувчиларида билиш фаолиятини шакллантиришнинг дидактик асослари. Дисс. д-ра пед. наук. -Ташкент, 2001. 250 с. (на узб. яз.)
  42. Р. Проблемный подход к обучению младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1985. — 16 с.
  43. Ф. И., Голенкина К. П. Дареной хониш ва инкишофи нутк- дар синфи I. Душанбе, Ирфон, 1971. — 62 с. (на тадж. яз.)
  44. Н. Г., Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы). М.: Педагогика, 1978. — 182 с. 5 5.Коллектив. Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. — 204 с.
  45. А. Н. Умственная деятельность и её особенности у младших школьников. /Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1977. — С. 71.
  46. Н. П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1958. — 128 с.
  47. Консепсияи мактаб^ои миллии тоцик. Душанбе, 1995. (на тадж. яз.)
  48. Консепсияи миллии маълумоти Чум^урии Точ’икистон. /Омузгор. -2002. № 31. — С. 4−6. (на тадж. яз.)
  49. Ф. Д. Дидактический материал по развитию речи (2 класс). Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. — 273 с.
  50. Ф. Д. Дидактический материал по развитию речи (3 класс). -М.: Просвещение, 1971. 196 с.
  51. В. А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи. М.: Просвещение, 1963. — С. 25.
  52. К, одиров К. Таърихи афкори педагогикаи халци то^ик. Душанбе, 1998. — 216 с. (на тадж. яз.)
  53. К, осимова К. Бошлангич синфларда она тили уцитиш методикаси. -Ташкент: Уцитувчи, 1985. -216 с. (наузб. яз.)
  54. К, урбонов Р. Таълими муштарак. Душанбе: Маориф, 1995. — С. 92.
  55. Т. А. Система работы по равзитию устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 132 с.
  56. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.- 183 с.
  57. И. Я. Требования к современному уроку. //Методические указания. М.: Просвещение, 1983. — 43 с.
  58. А. И. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. /Начальная школа. М.: Просвещение, 1970. — С. 17−25.
  59. М., Абдуллоев И., Шарифов Ф. Забони модарй, синфи 4.- Душанбе: Маориф ва фар^анг, 2003. 176 с. (на тадж. яз.)
  60. М. Даре. Душанбе: Маориф, 1995. — 192 с. (на тадж. яз.)
  61. М. Дидактикаи муосир. Душанбе: Маориф, 2001. — 337 с. (на тадж. яз.)
  62. М. Забони модарй, синфи 1. Душанбе: Сарпараст, 2004.- 144 с. (на тадж. яз.)
  63. М., К, урбонов Р., Бобоев Б. Услуби таълими муштарак дар синф^ои ибтидой. Душанбе: Маориф, 1995. — С. 6−9. (на тадж. яз.)
  64. М. Методикаи таълими забони модарй дар синфх, ои ибтидой. Душанбе: Маориф, 1986. — С. 8. (на тадж. яз.)
  65. М. Педагогикаи шафцат. Душанбе: Маориф, 1994.
  66. М. То^икистони со^ибистицлол ва масъала^ои тарбия.- Душанбе: Маориф, 2001. 49 с. (на тадж. яз.)
  67. М. Чаб^аи методй-амалии тадриси муштарак. //"Маърифат". 1992. — № 3. — С. 53. (на тадж. яз.)
  68. М., Шарифов Ф. Назаре ба таълими ибтидоии забони модарй. // Адиб. 1995. — № 4. — С. 31. (на тадж. яз.)
  69. М. Эх, ёи педагогикаи а^ам. Душанбе: Дониш, 1991.
  70. Ф. Е. Словарь как учебное пособие по русскому языку. // Русс, речь в школе. 1936. — № 6. — С. 60.
  71. М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. -С. 263−348.
  72. М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  73. А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. -224 с.
  74. А. Н. Синонимы при обучении русскому языку. // Начальная школа. 1965. — № 12. — С. 22−26.
  75. А. Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку. М.: Просвещение, 1977. — 142 с.
  76. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение, 1972. 182 с.
  77. М. И. Современный урок. -М.: Просвещение, 1981.-177 с.
  78. М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-274 с.
  79. Мачидов 3. Фразеологияи забони адабииозираи тоцик. -Душанбе, Ирфон, 1982. С. 104. (на тадж. яз.)
  80. Н. А. Применение знаний в учебной практике школьников. М., 1981. с. 10.
  81. Методика преподавания русского языка в национальной школе. Под ред. Л. З. Шакировой. М.: Просвещение, 1990. -С. 292−336.
  82. К.А. Дидактический материал как средство повышения эффективности урока русского языка в казахской школе. Автореф. канд. пед. наук. М, 1973. — 21 с.
  83. Муд-аммадиев М. Лугати синоним^о. Душанбе: Маориф, 1985. -85 с. (на тадж. яз.)
  84. Л. К., Смирнова Б. Ф. Активизация учащихся на уроках грамматики и правописания в 3−4 классах. // Начальная школа. 1961. -№ 4. -С. 27−31.
  85. Т. Г. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — С. 15−68.
  86. Н.М. Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы. М.: Просвещение, 1990. — 95 с.
  87. Ниёзму^аммадов Б. ва диг. Забони адабииозираи то^ик. Д.: Ирфон, 1982. — 462 с. (на тадж. яз.)
  88. Обучение в 2 классе. М.: Просвещение, 1987. -С. 24−26.
  89. ЮЗ.Оморокова М. И. Оценочные элементы в словаре младших школьников. / Речевое развитие. Под. ред. Н. С. Рождественского. -М.: Просвещение, 1970. С. 154−158.
  90. Ю4.0морокова М. И. Содержание работы над словами художественного произведения. // Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1977. — С. 117−121.
  91. О. Экспериментальное исследование работоспособности и внимания младших учащихся и подростков. Дисс. канд. пед. наук. -Караганда, 1972.- 145 с.
  92. Основы методики начального обучения русскому языку. Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1965. — 534 с.
  93. Основы методики речевой деятельности. Под ред. Леонтьева А. А. -М.: Наука, 1974.-368 с.
  94. А.А. О словарной работе в 1−3 классах. // Начальная школа. 1975.-№ 9.-С. 23−26.
  95. Ю9.Педагогикаи мактаб. Зер. тах, р. Г. И. Щукина. Д.: Маориф, 1988. -390 с. (на тадж. яз.)
  96. Педагогика. Под ред. Т. Нойнира, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. -366 с.
  97. П. И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  98. Ш. Политова Н. И. Работа над словами на уроках обучения грамоте. // Начальная школа. 1970.- № 8. -С. 23.
  99. А. В. Система упражнений по лексике русского языка. // Русский язык в школе. 1968. -№ 1 — С. 48.
  100. Развитие логической памяти у детей. Под редакцией А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1976.- 14−16.
  101. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. М.: Просвещение, 1983.-216 с.
  102. Иб.Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
  103. . Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе. М.: Просвещение, 1971.-С. 82−83.
  104. X., Нуров А. Педагогика. Душанбе: Ирфон, 2000. -С. 34.
  105. Ра^монов Э. Ватандустй ва худшиносии миллй. Душанбе, 1999. -С. 6. (на тадж. яз.)
  106. Ра^намои муаллим. Душанбе, 1993. С. 70−74. (на тадж. яз)
  107. Н. С. К проблеме развития речи. / Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. — С. 6−19.
  108. Н. С. Проблемы по русскому языку в свете задач начального обучения. // Начальная школа. 1968, — № 7.
  109. Н. С. Проблемы содержания начального обучения русскому языку. /Актуальные проблемы методика обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1987. — С. 11.
  110. С. Л. Бытие и сознание. -М., 1957. -С. 146.
  111. Н. А. Язык ребенка. М. — Л.: Госиздат, 1926. с. 84.
  112. Ю. А. Очерки о психологии ума. -М. 1962. с. 162.
  113. У. Маводи дидактики ва инкишофи нутк-. //Маърифати омузгор. 2006. — № 2. — С. 10−12. (на тадж. яз.)'
  114. У. ва диг. Она тили. Синфи III. Хучанд: нашр. РДалил, 2002.-212 с.
  115. У. Бошлангич синф уцувчилари нутцини устириш ва фикрлаш к-обилиятини шакллантиришда фаол ук! итиш усулларининг роли. /Баъзе муаммо^о ва рохдои самаранокии таълиму тарбияи хонандагон. Хучанд, 2005. — С. 130−134.
  116. У. Бошлангич синф ук-увчилари нутцини устиришнинг айрим психологик-педагогик хусусиятлари. / Олий таълим тизимида бошлангич синф уцитувчиларини тайёрлаш истицболлари. Ташкент: изд. ТГПУ, 2003. — С. 91−92. (на узб.яз.)
  117. У. Кичик мактаб ук-увчилари нутк-ини устиришнинг баъзи умумий масалалари. / Баъзе муаммо^о ва ро^ои самаранокни таълиму тарбияи хонандагон. Ху^анд, 2005. -С. 138−142. (на узб. яз.)
  118. У. Шарипов Э. Нацши маводи дидактикй дар инкишофи зех, н ва нутк-и хонандагони синфи 3. Ху^анд: нашр. Р. Ч, алил, 2004. — 88 с. (на тадж. яз.)
  119. Стандарта давлатии маълумоти миёна. Душанбе, 1996. — С. 12.
  120. В. П. Актуальные проблемы начального обучения. -М.: Просвещение, 1976. С. 74−89.
  121. В. А. Рождение гражданина. -М., 1971. -С. 144.
  122. Е. И. Развитие речи детей. М. Просвещение, 1981. — С. 92.
  123. К. Д. Избранные произведения. 'Вып. 2. Род. яз. в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1964. — С. 69.
  124. К. Д. О наглядном обучении. Сб. соч. М., 1949. Т. 6. -. 267 с.
  125. К. Д. Сборник статей. Т. 7. -М.-Л., 1949. -С. 321.
  126. Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку. М. Просвещение, 1964. — С. 13.
  127. М. Н. Усвоение учащимся письменной речи. М.: Просвещение, 1962.-75.
  128. М. Фарх, анги ибора^ои рехтаи забони адабии *-озираи точик. Ч, ил. 1. Душанбе: Ирфон, 1963. -С. 134−187. (натадж. яз.)
  129. Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. -М. Просвещение, 1981. 143.
  130. Х, усейнов X., Шукурова К. Лугати терминх, ои забоншиносй. Д.: Маориф, 1983. — С.34−91. (на тадж. яз.)
  131. Ф. Таълими муштарак асоси инкишоф ва тарбия. Д.: Маориф, 1995.-202 с. (на тадж. яз.)
  132. Ф. Таълими ^амгиро: проблема, таэдик- ва андеша^о. К. ИСМИ 1. Душанбе: Маориф, 1999. — 170 с. (на тадж. яз.)
  133. Ф. Таълими ^амгиро: проблема, таэдик- ва андеша^о. К, исми 2. Душанбе: Маориф, 2000. — 186 с. (на тадж. яз.)
  134. Э. Нак-ли да^онй, хел^ои он ва инкишофи нутк-. // Методические указания о проблемах обучения и воспитания учащихся в начальных классах. Под ред. Бакиева М. И. Ленинабад. 1989. — С. 161−169. (на тадж. яз.)
  135. Э., Сатторов У. Асрори инкишофи зе^н ва нутк-и мактабиёни хурдсол. Хучанд: нашр. Р. Ч, алил, 2006. — 148 с. (на тадж. яз.)
  136. Э., Темирова X. Таълими ^амгиро. Давраи савод ва синфи III. -Хучанд, 1999. 112 с. (натадж. яз.)
  137. Э., Раниева X. Лугати мухтасари тафсир ва услуби тавзех, и калима ва ибора^ои душвори китоби дарсии забони модарии синф^ои ибтидой. Хучанд, 2001. — 38 с. (на тадж. яз.)
  138. Э. Таълими феъл дар синф^ои ибтидой. Хучанд, 1993. — С. 50−51. (на тадж. яз.)
  139. Е. Д. Фразеология художественных произведений одно из средств обогащения речи учащихся //Начальная школа. -1968.-№ 6.
  140. А. Баъзе масъала^ои методии таълими забони модарй дар мактаб^ои ибтидой. Душанбе, Маориф, 1958. — 151 с. (на тадж. яз.)
Заполнить форму текущей работой