Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетенции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четкостью исходных методологических и научно-педагогических позиций, связанных с системно-историческим подходом к решению поставленной проблемыприменением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачампродолжительностью и тщательностью изучения массовой (как современной, так и исторической) практики и опытной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА.
    • I. Профессиональная деятельность школьного социального педагога как педагогическая проблема
      • 1. 1. Формирование социально-педагогической идеи в отечественной и зарубежной педагогике
      • 1. 2. Исторические предпосылки становления профессии «школьный социальный педагог»
      • 1. 3. Система деятельности школьного социального педагога в современных условиях
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА.
    • II. Организационно-педагогические условия гуманизации деятельности школьного социального педагога
      • 2. 1. Создание гуманистически ориентированной социально-педагогической инфраструктуры в учебном заведении
      • 2. 2. Профессиональная компетентность школьного социального педагога, ее сущность
      • 2. 3. Целенаправленная гуманитарная подготовка как одно из условий гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагога
  • Выводы по главе

Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена радикальными экономическими и политическими изменениями, которые происходят сегодня в обществе и существенно влияют на характер социальных отношений. В условиях реформирования всех сторон жизни общества, когда коренным образом меняется политическое и социально-экономическое устройствоны, назрела крайняя необходимость в совершенствовании школьной жизни, всей системы педагогической деятельности, в пересмотре приоритетов и ценностей. Формирование современного человека, способного подняться на более высокий уровень образованности, культуры, нравственности, профессионального мастерства и предприимчивости, общественной активности — вот важнейшая задача, от решения которой в конечном счете зависит научно-технический и социальный прогрессны.

В условиях обновления всех сфер жизнедеятельности общества цель современного образования ориентирована на формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой, стремящейся вырабатывать и изменять собственную позицию в меняющихся обстоятельствах жизни, активно участвовать в демократических преобразованиях. В последние годы принцип гуманизма стал ведущим в образовательной сфере. Гуманизация, т. е. «очеловечение» > означает усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Одним из благотворных следствий этого процесса стала замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно ориентированной моделью, утверждающей взгляд на ребенка как на личность, не допускающей манипулятивного подхода к детям.

Личностно ориентированный подход является важнейшим условием изменения самого человека, обогащения его духовного потенциала, формирования ценностных установок, согласно которым человек не средство, а высшая цель общества.

Особая роль в процессе гуманизации образовательной сферы принадлежит социальному педагогу, социальному работнику. Будучи посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, они активно влияют на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в семье, в образовательном учреждении. Профессия социального педагога отличается широким спектром специализаций, разнообразием конкретных специальностей.

Гуманизацию деятельности социального педагога в самом общем плане мы характеризуем следующим образом: это построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения — от авторитарного к демократическому, осуществления принципа уважения к личности воспитанника и учета его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре, взя~< той в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающее человека ко всему богатству человеческой культуры,.

Профессиональная социально-педагогическая деятельность должна базироваться на таких гуманистических целях и принципах, как изучение человека и его потенциальных возможностей, осознание ценности жизни, человеческого рода и уникальности земной цивилизации, развитие свободной, ответственной личности, обладающей высокой духовностью. Ведущим для педагога должен стать личностно ориентированный подход к организации целостного образовательного процесса, эффективность которого определяют такие качества социального педагога, как понимание учащихся, родителей, всех представителей микросоциума, способность вести диалог со всеми субъектами социально-педагогической деятельности, опора на механизмы внутренней детерминации поведения и деятельности воспитуемых.

Потому главным предназначением социального педагога является гуманизация социокультурной среды и осознание значимости человеческой личности, оказание компетентной социально-педагогической, психологической помощи, создание и развитие социально-педагогической базы, содействующей раскрытию внутреннего потенциала личности и побуждению потребности к творчеству. Результатом гуманистической направленности профессиональной деятельности школьного социального педагога можно считать — становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и других, независимого в суждениях и готового понять иное мнение и неожиданную мысль.

Сегодня усилилась необходимость подготовки специальной категории кадров — профессионалов социально-педагогической деятельности, осознающих самоценность человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой направленности.

Следует подчеркнуть и такую специфику социального педагога. Он в большей мере, чем представители других профессий, занимается разрешением жизненно важных проблем детей, представителей микросоциума. Он в лучшем смысле этого слова демократичен и гуманен. Поэтому особое значение в формировании и развитии личности социального педагога на нравственно-гуманистической основе приобретает проблема его профессиональной подготовки, повышения уровня компетентности в соответствии с принципами гуманизма и гуманитаризации.

В социально-педагогической литературе последних лет проведено немало исследований, посвященных теоретико-методологическим аспектам социальной работы, обоснованию фундаментальной роли социальной педагогики в процессе становления в России новой профессии (А.И. Арнольдов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, В. Н. Гуров, М. П. Гурьянова, И. А. Зимняя, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, B.C. Торохтий, Г. Н. Филонов, Т.Ф. Яркина). Существует ряд исследований с позиций психологических теорий, анализирующих профессиональную деятельность (Л.И. Божович, Е. А. Климов, И. С. Кон, Д. С. Сьюпер, В.А. Федорошин). Известны также работы касающиеся профессионального становления и развития института социальных педагогов (P.M. Кули-ченко, Г. В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова).

В советское время успешно разрабатывались проблемы внеурочной и внешкольной работы, взаимодействия школы, семьи и общественности в совместной воспитательной работе с детьми, воспитания детей по месту жительства, отдельные управленческие аспекты, вопросы дезадаптации детей и подростков и пути ее преодоления, оптимизации учебно-воспитательной работы, подготовки специалистов в области социальной работы. Интересны исследования исторических предпосылок социальной работы в России, фрагментарно описан зарубежный опыт социальной работы с детьми. Полезны разработки специалистов детской возрастной и педагогической психологии.

Видные отечественные педагоги П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий в своих трудах рассматривали отдельные аспекты воспитания детей на основе социального заказа по формированию человека нового коммунистического общества. Ю. К. Бабанский разработал теорию оптимизации учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Педагогические проблемы деятельности трудовых коллективов и общественности, их взаимодействия с семьей по воспитанию школьников рассмотрены в трудах Н. И. Кураповой, Э. Р. Лихацкой, М. Г. Плоховой, Е. И. Сермяжко. Исследованию педагогического потенциала социальной работы посвящены диссертации и научные статьи А. А. Бакриева, Л. К. Балясной, В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, М. П. Гурьяновой, А. В. Мудрика, В. Д. Семенова, Л. И. Филатовой, С. А. Шмакова, Г. Н. Филонова.

Однако анализ научно-педагогических, психологических исследований убеждают нас в том, что многие вопросы, такие, как специфика гуманизации профессиональной деятельности, сущность профессиональной компетентности школьного социального педагога, своеобразие гуманистических ценностей социально-педагогической деятельности, содержания гуманитарной составляющей процесса подготовки социальных педагогов, изучены недостаточно. Рассматривая процесс гуманизации как фактор совершенствования профессиональной деятельности школьных социальных педагогов, многие исследователи не дают адекватной оценки ее роли в событиях, происходящих в сфере образования.

Концептуальная неразработанность данных проблем, их особая теоретическая и практическая значимость, обусловилаг выбор темы диссертационного исследования: «Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетентности».

Объект исследования — профессиональная деятельность школьного социального педагога в современном образовательном учреждении.

Предмет исследования — направления гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагога в учебном социуме.

Цель исследования — выявить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих гуманизации деятельности социального педагога и совершенствованию его профессиональной компетентности.

Гипотеза исследования — эффективность организации профессиональной деятельности школьного социального педагога значительно повысится, если:

— последовательно осуществлять гуманизацию всех основных направлений социально-педагогической деятельности;

— разработать оптимальную инновационную модель социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения, направленной на разностороннее развитие личности ребенка, сохранение и совершенствование его нравственного, психического и физического здоровья и последовательно воплощать ее в жизнь;

— вести целенаправленную гуманитарную подготовку социального педагога с позиции общечеловеческих ценностей.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать исторические предпосылки формирования социально-педагогической идеи, ее национально-культурные традиции;

2) раскрыть сущность и разработать структуру профессиональной компетентности школьного социального педагога, исходя из идей гуманизации и гуманитаризации образования;

3) выявить организационно-педагогические условия гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагога;

4) определить основные гуманистические ценности социально-педагогической деятельности и основные возможности их претворения в жизнь в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

5) обосновать пути гуманитарной подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности;

6) разработать научно-практические рекомендации в помощь школьным социальным педагогам, заместителям директоров по воспитательной работе.

Методологическими основаниями исследования служат философские положения о необходимости интегративного подхода к осмыслению человеческой деятельности, отношению к человеку как носителю социокультурного общения и общественных отношенийоб особой роли социальных факторов для развития личности, способной к диалогу культур и к бытиюо приоритете личностно ориентированного образования на основе политических и правовых гарантий, соблюдения принципов гуманизации и гуманитаризации всех участников воспитания подрастающего поколения.

В исследовании проблем гуманизации деятельности в сфере социальной педагогики в последние годы наметились положительные сдвиги, накоплен ценный теоретический и эмпирический материал, на который мы опираемся в своем исследовании профессиональной деятельности школьного социального педагога. Назовем следующие источники, предопределившие характер нашего исследования: © труды отечественных и зарубежных ученых об истоках зарождения и развития идей социального воспитания, поддержки человека и социальных групп, создания благоприятных условий для их жизнеобеспечения и функционирования (А. Дистервег, Д. Дьюи, К.Н. Вент-цель, И. Ф. Гербарт, М. В. Крупенина, А. С. Макаренко, А. Маслоу, П. Наторп, И. Г. Песталоцци, К. Роджерс, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В.Н. Шульгин) — специфика социальной работы в России, традиции благотворения и милосердия, изложенная в трудах Л. В. Бадя, Л. И. Деминой, В. Н. Егошина, Н. В. Елфимовой, И. В. Куракина, А. С. Сорвиной, И. В. Фирсовасовременные стратегические цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности в социокультуром аспекте (И.В. Бестужев-Лада, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова,.

В.И. Купцов, В.О. Кутьев) — © теоретические положения социальной педагогики, приобретающей самостоятельный статус в системе наук о человеке, о воздействии социальных факторов на становление человека, формирование личности в результате педагогического влияния и самовоспитания (А.И. Акулова, А. И. Арнольдов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. П. Гурьянова, И. А. Зимняя, И. А. Липский, А. В. Мудрик,.

B.Д. Семенов, B.C. Торохтий, Г. Н. Филонов, Е.И. Холостова) — установки, определяющие исходную гуманистическую цель деятельности школьного социального педагога (Ш.А. Амонашвили, А. А. Бодалев, М. Н. Берулава, З. И. Васильева, К. В. Гавриловец,.

C.В.Девятова, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, И. П. Иванов, Г. Д. Кириллова, А. Н. Леонтьев, А. И. Субетто, Н.Е. Щуркова).

Методы исследования обусловлены спецификой предмета, цели, логики и содержания изучаемой темы. На разных этапах использовались следующие традиционные методы: анализ философской, психологической, социально-педагогической литературы, программных и нормативных документовизучение практики социально-педагогической деятельностиконстатирующий экспериментпедагогическое наблюдениеопросмоделированиепроектирование социально-педагогической деятельности.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа. На каждом этапе в зависимости от задач применялись разнообразные методы.

На первом этапе исследования (1991;1994 гг.) — диагностическом, диссертант работал заместителем директора по воспитательной работе, изучалась психолого-педагогическая, научно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической деятельности, осуществлялся теоретический анализ гуманистических ценностей социально-педагогической деятельности. На этом же этапе формировались теоретические аспекты исследования, разрабатывалась программа ее опытно-экспериментальной проверки, намечались цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе исследования (1995;1997 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по выявлению психолого-педагогических условий гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагогаапробация педагогических средств, стимулирующих и оптимизирующих этот процессразрабатывались экспериментальные программы формирования гуманистического мировоззрения школьных социальных педагогов. Данный этап позволил наметить основные пути решения изучаемой проблемы.

На третьем этапе исследования (1998;1999 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась литературная обработка диссертационного исследования, апробация и внедрение гуманитарных модулей, направленных на формирование нравственно-гуманистической направленности школьных социальных педагогов, систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработка научно-методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении гуманистических ценностей социальноif У педагогической деятельности и основны^возможност^Мх претворения в жизнь в соответствии с Конвенцией о правах ребенкав создании гуманистически ориентированной модели социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения и разработке основных направлений ее эффективного функционированияв уточнении структуры профессиональной компетентности школьного социального педагога в контексте гуманизации его деятельностив обосновании содержания общекультурной подготовки социального педагога, ориентированного на общечеловеческие ценности, учитывающие особенности мировой и отечественной истории.

Практическая значимость исследования. Конкретные научные разработки автора по вопросам содержания, организации и методики социально-педагогической деятельности могут быть использованы, — в у практической работе с детьми и семьями., 0−0.

Материалы и выводы используются и могут широко использоваться в программах по социальной педагогике и социальным дисциплинам в педагогических вузах, а также в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы.

Апробация исследования и внедрение основных положений осуществлялись в социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ г. Набережные Челнына курсах переподготовки социальных педагогов Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны. Материалы исследования использовались в докладах, выступлениях, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области социальной педагогики и социальной работы Института педагогики социальной работы РАО (г. Москва 1996, 1997 гг.), на научно-практической конференции работников образовательных учреждений «Гуманизация — основная цель деятельности образовательных учреждений города» (1997г.).

Тема исследования апробировалась в процессе чтения лекций для студентов, изучения спецкурсов, руководства выпускными работами слушателей курсовой переподготовки.

Структура профессиональной компетентности социального педагога, разработанная исследователем, взята за основу профессиограм-мы в образовательных учреждениях г. Набережные Челны.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четкостью исходных методологических и научно-педагогических позиций, связанных с системно-историческим подходом к решению поставленной проблемыприменением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачампродолжительностью и тщательностью изучения массовой (как современной, так и исторической) практики и опытной работы в базовых школахполнотой и разнообразием использованных материалов и соответствием методов исследования поставленным задачам и используемым источникам, что позволило сопоставить данные полученные разными методами. На защиту выносятся следующие положения: © предпосылки развития социально-педагогической деятельности в России определили специфику сущностных характеристик целей и гуманистических ценностей профессии школьный социальный педагогпоявление данной деятельности отвечало потребностям общества в период глубоких социальных перемен- © условия, необходимые для творческой самореализации личности, развития и проявления гуманистически направленных качеств специалиста обеспечиваются гуманистически ориентированной социально-педагогической инфраструктурой образовательного учрежденияспецифика социально-педагогической деятельности, ее творческий характер, гуманистическая направленность данной работы предъявляют высокие требования к профессионально-значимым качествам школьного социального педагога. Стержневым показателем уровня его квалификации является профессиональная компетентность. Высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнута при ориентации на гуманистические ценности данной деятельности- © гуманизация профессиональной деятельности школьного социального педагога органически связана с его общекультурной подготовкой, в которую должны быть включены следующие важные блоки:

— развитие общей культуры, -обеспечение целостного восприятия мира, -формирование экологического сознания,.

— личностно-гуманная ориентация, которая позволяет формировать специалиста, отвечающего современным требованиям и имеющего высокую профессиональную компетентность. В структуру диссертации включаются введение, две главы, заключение, список литературы на русском и иностранных языках, приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, характеризуется состояние ее научной разработанности, формулируются цель, задачи, определяются объект и предмет исследования, отмечается его теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассмотрены исторические предпосылки совершенствования профессиональной деятельности социальных педагогов, проанализирована организация системы социально-педагогической деятельности г. Набережные Челны. Теоретически обоснована модель профессиональной деятельности школьного социального педагога.

Во второй главе предпринимается попытка целостного подхода к видению во всей совокупности процесса гуманизации и социально-педагогической деятельности, раскрываются: понятие гуманизация образования, основные направления гуманитаризации образованиягуманистические ценности социально-педагогической деятельности, рассматривается гуманитаризация образования как основа формирования духовности личности, ее мировоззрение, ценности, как основа профессиональной социально-педагогической деятельности.

В заключении формулируются основные выводы исследования. В приложениях даются некоторые исследовательские и методические материалы.

Выводы по II главе.

Пристальное внимание общества к проблеме гуманизации образования связано с эволюцией современных философских воззрений, в соответствии с которыми в центре научного исследования выдвигается человек, его личная свобода, умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Гуманистическая ориентация объединила усилия философов, педагогов, психологов, социологов в их поисках смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора, целостности, интегративности мышления, управления механизмами собственного развития.

Гуманизация профессиональной деятельности социального педагога — это:

1) — совершенствование функционирования и развития образовательных систем с ориентацией на общечеловеческие цели и ценности, на создание условий для расцвета и реализации сущностных сил каждого конкретного ребенка;

— создание гуманистически ориентированной социально-педагогической инфраструктуры учебного заведения. Социально-педагогическая инфраструктура учебного заведения, это не только особая педагогическая система, не только особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражанияэто традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не столько теоретические предпосылки, сколько те принципы, которые реально проявляются в быте, в поведении, живом общении.

Социально-педагогическая инфраструктура учебного заведения представляет собой поле педагогической деятельности, где осуществляется специальная деятельность различных систем по развитию личности.

Процесс развития личности школьника наиболее эффективно осуществляется в сотрудничестве всех субъектов социально-педагогической инфраструктуры, где связующим звеном выступает школьный социальный педагог. Профессиональная компетентность школьного социального педагога позволяет повышать общекультурный потенциал микросоциума, систематизирует воспитательную деятельность семьи. Специфика социально-педагогической деятельности, ее творческий характер, гуманистическая направленность данной работы предъявляют высокие требования к профессионально-значимым качествам личности школьного социального педагога. Стержневым показателем уровня его квалификации является его профессиональная компетентность. Наш анализ позволяет заключить, что пока нет единого мнения по поводу определения сущности этого понятия.

Мы раскрываем сущность понятия профессиональной компетентности и определяем структуру профессиональной компетентности школьного социального педагога. Структура профессиональной компетентности специалиста представляет основные характеристики изучаемого обобщенного образа специалиста данного профиля. Представленная структура включает следующие компоненты профессионализации социального педагога: теоретические знанияпрофессиональные уменияличностное становление в соответствии с ценностными ориентациями.

Специфика профессиональной социально-педагогической деятельности определяет основные требования к личности специалиста.

2)-целенаправленная гуманитарная подготовка социальных педагогов, способствующая духовно-нравственному становлению личности.

Разработка системы основных и специализированных курсов по наиболее значимым проблемам, обеспечивающих эффективную гуманитаризацию и процесса подготовки социальных педагогов.

Целенаправленная гуманитарная подготовка способствует поиску личностных смыслов и активизирует внутреннюю и духовную культуру личности. Гуманитарная подготовка формирует необходимый комплекс знаний по проблемам развития человека, его взаимоотношения с социальной и природной средой. Эти дисциплины позволяют социальному педагогу познать общество на разных этапах его истории, осмыслить феномен культуры, смысл своего существования и существования другого человека.

Введение

новых модулей нацелено на формирование у социальных педагогов всеобъемлющих, целостных знаний о человеке, как субъекта и объекта образовательно-воспитательного процесса, вычленяя явления и процессы педагогического влияния человека на человека, воспитания человека человекомцелостной картины мира, позволяющей адаптироваться к современному обществу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В начале 90-х гг. в стране складывалась кризисная образовательно-воспитательная ситуация: ослабла роль государства и общества в целенаправленном формировании общественного сознания, в решении проблем воспитания, которое в начале 90-х гг. по существу стало идейно обескровленным, содержательно ущербным и результативно неэффективным, а в целом неуправляемым.

В период исторических катаклизмов происходит ломка стереотипов на уровне личности. Для одних появляется шанс к восхождению и развитию, для других образуется жизненный тупик без перспектив развития. Существование человека обретает новые значения и смыслы: перестраивается, изменяется отношение к предметному миру, образно-знаковым системам, самой природе, социальному бытию.

На подрастающее поколение влияют новые социальные посредники, которых не было раньше: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические отношения, расширение информационных потоков, криминализация молодежной среды.

В такой ситуации возрастает значение социально-педагогической деятельности. Она становится приоритетной. От правильного понимания идеалов и сути социально-педагогической работы, соблюдения законов в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач во всех остальных сферах нашей жизни: экономической, политической, военной. Необходимость духовно-нравственного, граждански-активного воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути этого процесса.

Эта фундаментальная задача может быть решена, если в основу новой концепции образования будут заложены принципы гуманизма, принципы «предвидения» и «соучастия», если педагогика будет представлять особый раздел человекознания, если будут выработаны лич-ностно-ориентированные подходы к воспитанию человека.

Проведенное исследование показало, что основной социально-педагогической целью становится развитие полноты человеческого качества в социально-педагогической деятельности, а первостепенной задачей каждого социального педагога — самоопределение по отношению к категории «человек». Это в свою очередь предполагает: а) анализ парадигмальной принадлежности, содержания и уровня собственных представлений о природе Человека (ребенка) и механизмах его развитияб) «оборачивание» результатов такого анализа на себя, т. е. принятие и допущение по отношению к себе логики и оснований, выбранных для работы с другим человекомв) выбор диапазона, в котором сохраняется способность профессионально созидать себя и другого, т. е. работать с человеком осознанно, осмысленно. л.

Исходя из вышеуказанной ситуации, в исследовании была выдвинута гипотеза о том, что эффективность профессиональной деятельности школьного социального педагога значительно повысится, если © в реализации основных направлений социально-педагогической деятельности руководствоваться принципом гуманизации- © разработать оптимальную инновационную модель социально-педагогической инфраструктуры учебного заведения, включенного в среду единого гуманистического пространства, направленного на разностороннее развитие личности ребенка, сохранение и совершенствование его нравственного, психического и физического здоровья и последовательно воплощать ее в жизнь- © вести целенаправленную гуманитарную подготовку социального педагога с позиции общечеловеческих ценностей.

Проведенное исследование позволило внести изменения в учебный процесс подготовки и переподготовки школьных социальных педагогов, выработать оптимальные формы и методы овладения знаниями и умениями, необходимыми для гуманистической направленности личности, развития познавательных интересов, творческой активности каждого воспитанника.

С целью использования интегративных возможностей социума, опираясь на опыт создания социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения, мы разработали и предложили варианты реализации эффективных приемов и способов воздействия школь.

1. Гуманистическая направленность имманентно свойственна социально-педагогической деятельности. Однако возможности ее реализации предопределяются, с одной стороны, профессиональной компетентностью школьного социального педагога, а с другой — социально-экономическими и культурными условиями среды.

2. В основе профессиональной деятельности школьного социального педагога лежит сложная система взаимоотношений между всеми участниками социально-педагогического процесса. Эти отношения наиболее полно формируются в тех учебных заведениях, где создана и реализуется модель социальнопедагогической инфраструктуры учебного заведения, где есть оптимальные условия для самоактуализации, творческой самореализации и выражения гуманистически направленных личностных качеств специалиста.

3. Эффективность профессиональной деятельности школьного социального педагога зависит от целостной системы фундаментальной гуманитарной подготовки специалиста, ориентированной на утверждение в деятельности социального педагога общечеловеческих ценностей, формирование общей, прежде всего, духовной культуры специалиста.

Исследование позволило сделать следующие шаги в научном продвижении проблематики:

1. Определить теоретические и методологические подходы к изучению процесса гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагога, выявить предпосылки формирования социально-педагогической идеи с учетом свойства национального характера, ориентированного на традиции милосердия, гуманизма, общинного духа, сотрудничества, социальной заботы, взаимопомощитрадиции воспитания, связанных с развитием интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда.

2. Обосновать оправданность введения в систему образования новой специальности — школьный социальный педагог, доказать, что процесс его адаптации имеет последовательный характер, что специальность возникла с учетом отечественных и зарубежных традиций.

3. Разработать структуру профессиональной компетентности школьного социального педагога в свете гуманизации его деятельности и подготовки к социальной работе в школе.

4. Разработать и апробировать специальные гуманитарные модули учебных дисциплин, формирующих гуманистическую направленность специалиста.

5. Доказать необходимость целостного гуманитарного образования, ориентирующегося на реальные события и фактыпредставляющего собой человековедение, которое несет с собой жизненные смыслы: цели, ценности, нормыпризнающего плюрализм точек зрения, что в центре общества находится человек.

Таким образом, теоретический анализ и экспериментальное исследование дают основание сделать вывод, что гипотеза и положения, выносимые на защиту, получили подтверждения, выполнены задачи исследования. Полученные результаты могут быть использованы при создании социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения, в системе повышения квалификации педагогов-воспитателей, при отборе содержания образования и разработке программ.

Очевидно, исследование не исчерпывает всех сторон рассматриваемой проблемы: вопросы создания материально-технической базы и финансового обеспечения, необходимых для ведения социально-педагогической работы в школе, особенно в свете предполагаемого увеличения сроков обучения (до 12 лет). В этом случае не обойтись без широко развитой системы клубной деятельности, сочетаемой с социальной работой, сочетаемой новыми педагогическими технологиями. Все это потребует разработки научно-методических основ подготовки профессионально мыслящих компетентных кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А. Аксиологические аспекты нравственных отношений в школе // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования: Тезисы докладов. М., 1994. — С.226−229.
  2. В.Н. Дети в работном доме // Народное образование.-1990.-№ 7.-С.118−119.
  3. В.Н. К вопросу о воспитательницах средних учебных заведений // Народное образование. 1971. — № 3. — С.74−75.
  4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVI вв. (сост. С. Д. Бабишин, Б.Н.Митюров) М., 1985. -С. 19−42.
  5. А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). М., 1999. — 136 с.
  6. АрнольдовА.И. Цивилизация грядущего столетия. (Культурологические размышления). М.: Грааль, 1997. — 328 с.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды. Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  8. Л.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М., 1993. — 50 с.
  9. В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. — 310 с.
  10. Н.А. Судьбы России. М., 1918. — С.18.
  11. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск: НИЦБ и ГПИ, 1995. — 40 с.
  12. Бестужев-Лада И. В. Народное образование: куда идем? куда идти? // Гуманизация образования. 1994. — № 2. — С.25−29.
  13. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века размышления о будущем // Педагогика. — 1993. — № 6. — С. 103−112.14. Бецкой .- 1764.
  14. П.П. Трудовая школа. // Избранные педагогические и психологические произведения в 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. -С.141.
  15. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. — С.29−36.
  16. Бондырева С К. Единое образовательное пространство как новая система связей стран СНГ // Мир психологии. 1998. № 3. — С. 161 172.
  17. В.Г. Личность, Среда, община // Социальная работа. -1992. № 1. — С. 3−6.
  18. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. В книге: Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт социальной работы. М. — Тула: 1993. -С.48.
  19. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М., 1991. — 78 с.
  20. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: S и R Аргус, 1994. -207с.
  21. В.Г. Подросток и взрослые: зона доверия // Народное образование. 1990. — № 9. — С.18−20.
  22. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. доктора педагог, наук. М., 1991. -18 с.
  23. В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. М., 1996.
  24. И.У. Русская публицистика XVI в. М., 1976. — 309 с.
  25. К.Н. Проблема долга и совести. Научный архив Российской академии образования, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 34, л. 14.
  26. С.Г., Лесохина Л. Н. О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности. Л.: НИИ ООВ, 1997. — С.126.
  27. Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы B.C. Морозова. М., 1917. — С.44−50.
  28. Всеобщая декларация прав человека. АСООН СССР, 1986.
  29. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 77с.
  30. .З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. 1992. — № 5, 6. — С.47−48
  31. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288с.
  32. Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань: Казанский пед. университет, 1997. — 19с.
  33. О.С. Всестороннее, разностороннее или гармоничное // Первое сентября. 1995. — № 39 (309).
  34. О.С. Место классного руководителя в системе воспитания учащихся // Вестник образования. 1991. — № 8 — 18с.
  35. В.И. Записки об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной постановки. М., 1897. — 110 с.
  36. Государственный образовательный стандарт по специальности «социальная педагогика». М., 1995. — 32 с.
  37. И.В. Школа и семья. М., 1985. — 48 с.
  38. В.И. Проблемы структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 10−15.
  39. Горячев М.(Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Самара, 1998. — 143 с.
  40. Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения): Тез. и материалы докл. обл. науч. практ.конф. Омск, 1994. -221с.
  41. Гуманистическая направленность педагогики: (Ист.-пед. аспект) -Пятигорск, 1993. 84 с.
  42. Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы: Сб. науч. тр. М., 1995. — 136 с.
  43. Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы: Межвуз. сб. науч. тр. Спб., 1993 — 159 с.
  44. Гуманитаризация образования: Теорет. мет. обеспечение учеб.-воспит. процесса в школе нового типа: Тез. научн.-практич. конф. -Спб., 1990−210 с.
  45. Гуманитаризация российского образования: Материалы заседаний коллегии М-ва образования Рос. Федерации в 1994−95 г. г. М., 1995. 136 с.
  46. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М.: Русск. яз., 1986. — С.503−504.
  47. М.И. История русской педагогики. Спб., 1899. — 306 с.
  48. Т.Д., Мастеропуло А. П., Поддубный М. В. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе мысли. М.: Прогресс, 1989. — С.274−294.51. Домострой. М., 1995.
  49. И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростков и возможности ее коррекции: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1994. — 26 с.
  50. И.А. Гуманизация образования (состояние, проблемы, перспективы) // Гуманизация образования 1995. — № 2, — С. 12.
  51. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. М., 1992. — Вып. 2. — С.8−16.
  52. В.П. Образование, культура, сознание. Философия образования для XX в. М., 1992. — С. 87−104.
  53. И. Соч. в 6-ти т. Т. 4, ч. 1. — С.499.
  54. Кан-Калик В.А., Никандров Н. С. Можно ли научить творчеству // Народное образование. 1989. — № 11. — С.62−66.
  55. А.Н. Руководство совершенствованием профессиональной компетентности учителей в структуре деятельности заместителя директора школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Спб., 1994. -22 с.
  56. П.Ф. История русской педагогики. П-г: Земля. 1915 -XXI, -746 с.
  57. П.Ф. О природе детей // Энциклопедия семейного воспитания и образования. Вып. 17. — Спб., 1899. — С.39.
  58. К вопросу о воспитательницах средних учебных заведений // Вестник воспитания. М.: 1896. — С.4−5.
  59. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996. С. 4.
  60. В.О. Два воспитания. II Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Мысль, 1990. — Т. IX. — С.5−28.
  61. В.О. Курс русской истории. М., 1989, — т. З, С. 258, -т.5,-С.415−456.
  62. В.Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984, — 207 с.
  63. И.А. О феномене педагогического мастерства. Сборник материалов межвузовских и научно-практических конференций. Спб., 1996. — 87 с.
  64. Я.А. Великая дидактика. Избр.пед.соч., т.1. — М., 1982. -С.47.
  65. Концепция общего и среднего образования. М.: ВНИК, Школа, 1988.
  66. Концепция высшего образования. М., 1994.
  67. Г. В. Народная педагогика в фольклорных памятниках феодальной Руси. М., 1989, — С. 145.
  68. В.М. Гуманистическая технология гуманистического воспитания. Соликамск: изд-во СГПИ, 1996. — С.78.
  69. Р.Л., Кмить Н. И. Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников // Вопросы психологии. 1984. — № 6.-С.43−51.
  70. Н.К. Об учителе. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — С.210−214.
  71. Н.К. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1978. -Т. 2. — 265 с.
  72. Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом. / Пед. соч. в 10 -ти т.- Т.З. М.: АПН РСФСР, 1959. — С.639−641.
  73. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -119с.
  74. Д.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. — 53 с.
  75. В.И. Мир, в котором мы живем. М.: Издательство Московского университета, 1993. — 280 с.
  76. В.И. Современный мир. М.: Просвещение, 1994. -283 с.
  77. В.И. Образование в современном мире // Свободная мысль.-1991. № 16. — С.70−81.
  78. В.И. Философия и методология науки: часть 1. М.:Аргус, 1994.-200 с.
  79. В.И. Мир на пороге XXI столетия. Чебоксары, 1993. — 279 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. С. 250.
  81. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: «Смысл», 1992. — 17 с.
  82. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. — С. 10−67.
  83. Г. О надзирателях при воспитании. Из энциклопедии. Спб.: 1770. С. 49.
  84. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982.-96 с.
  85. Д.С. Память истории священна. М.: Сов. писатель, 1986. — С. 19.
  86. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-640 с.
  87. В.Н. Древняя Русь. М., 1946. — 311 с.
  88. А.А. Методологические основы создания культурно-творческой среды подготовки учителя: Автореф. доктора пед. наук в форме научного доклада. М., 1998. — 68 с.
  89. А.С. Некоторые проблемы теории и практики воспитания. // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. — Т. 1. — С.82.
  90. А.С. Опыт работы детской трудовой колонии. // Пед. соч.: В 8 т. -М., 1983.-Т.1.-С.170.
  91. К.К. Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого. 1904.
  92. Л.И. Педагоги, родители, дети. М.: Too «ИнтелТех», 1994. -С.216.
  93. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 312 с.
  94. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М., 1992. — 148 с.
  95. Методическое письмо. Введение в новую профессию: социально-исторический контекст // Социальная работа. М., — 1994. — № 1. -С.11−17.
  96. М.В. Из опыта организации воспитательной работы в дореволюционной средней школе // Воспитательные системы школ: история и современность. Владимир, 1990. — С.97−101.
  97. Н.С., Юсфин С. А. Понимать детство // Народное образование. 1998. — № 6. — С.124.
  98. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997 -365 с.
  99. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей школы. Казань: Информационный центр ИССО РАО, 1996.-328 с.
  100. Г. В., Масленникова В. М., Трегубова Т. М., Ширшов В. П. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ. Казань, 1997. — С.22.
  101. Г. В., Ширшов В. П. Реализация стратегии подготовки специалистов для социальной сферы. Социальная работа: опыт и перспективы. Тезисы и доклады международной конференции 28 ноября 2 декабря, 1994. — Казань, 1995. — С. 11.
  102. П. Культура народа и культура личности. Пер. с нем. -СПб., 1912.
  103. П. Социальная педагогика. Пер. с нем. СПб., 1911.
  104. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. -Спб.: Изд. РАО, ИОВ, 1995. С. 10.
  105. М. Д. Школа им. А.Н. Радищева к 20-летию Великого Октября // Советская педагогика. 1937. — № 3. — С.99−117.
  106. Р. Избранные сочинения. / Пер. с англ. С. А. Фейчиной: Вступительная ст. В. П. Волгина. Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — Т. 12.
  107. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Культура, образование, развитие индивида. М., 1990. -С.17−19.
  108. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем. // Культура, образование, развитие индивида. М.: ИЦ, 1991.- С.6−20.
  109. Пинкевич А.П.К вопросу о воспитании детей. СПб., 1924. -С.126.
  110. А., Минахан А. Практика социальной работы. Пер. с англ.- М.: Изд-во Союз, 1993.
  111. Н. И. Избранные педагогически сочинения. / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенюк. М.: Педагогика, 1985. -496 с.
  112. П.А. Обязанности наставников юношества,— Спб.: 1838.- С. 22.
  113. Н.А. Теория и практика интенсификации обучения студентов на основе целевого подхода II Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. Казань: КГПИ, 1988. -С.18−32.
  114. Н.А. Интенсификация подготовки специалистов высшей квалификации // Советская педагогика. 1996. — № 3. -С.72.
  115. Практика социальной работы. Марк Доэл, Стивен Шадлоу. Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро М.: АО Аспект Пресс, 1995.
  116. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. (Сборник научных трудов) АПН, 1983. — 96 с.
  117. В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России // Социально-политический журнал, 1998. -№ 1,-С.З-20.
  118. Р. К созданию общей концепции социальной работы. Наука профессия. В кн.: Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. — Москва — Тула, 1995. — С. 105.
  119. Рид Ч. Никогда не поздно исправиться. Спб., 1857. — 146 с.
  120. В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. — С.92.
  121. Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего. // Философия образования XXI века. М.: ИЦ, 1992. — С.50−72.
  122. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: ИЦ, 1992.- 156 с.
  123. Н.С. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли) // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — С.3−6.
  124. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. -Большая российская энциклопедия, 1993.
  125. Н.Г. Нравственные аспекты взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного пространства. Норильск: ЦРО, 1998. — 14 с.
  126. Русская философия. Словарь /Под общей редакцией М. А. Маслина. М., 1995. — 656 с.
  127. .А. Очерки русской культуры XIII—XV вв..в. М., 1970. -217 с.
  128. .А. Первые века русской истории. М., 1964. — 134 с.
  129. А. Памяти А.С.Острогорского // Русская школа. 1908. -№ 11. — С.70−73.
  130. Л.Е. Философская культура учителя. // Педагогическое образование. Вып. 10. М.: Прометей, 1993. — С.18−19.
  131. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С.3−9.
  132. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия. В кн.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва — Тула, 1993. -С.267.
  133. В.А. Социальный работник: личность и профессия // Социальная работа. М., — 1992, — № 6 — С. 48−58.
  134. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С.3−9.
  135. В.И. Новое образование как путь к новому обществу. /Сборник N2 5 серии «Новые ценности образования» М.: Инно-ватор, 1996. — С.24−28.
  136. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров: редколл.: А. А. Гусев и др. 4-е изд-е. — М., 1974. — Т. 16. — С.75.
  137. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. Материалы международного семинара, — М.: АСОПИР, 1992. -92 с.
  138. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соч. в 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1988.
  139. Социальная педагогика и социальная работа. Социально- юридический словарь. / Под ред. Мухаметзяновой Г. В. М.: ИЧП, Магистр, 1995. — 96 с.
  140. Социально-педагогический колледж. / Учебное пособие по подготовке социальных педагогов села. / Под ред. М. П. Гурьяновой. -М.: Изд-во фирмы «Социнновация», 1995. 590 с.
  141. Социальная работа. /Ответ.ред. Зимняя И.А./ Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовки в системе высшей школы. М., 1992. — Вып. 1. — 191 с.
  142. Социальная работа. / Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992. — Вып. 2.-104 с.
  143. Социальная работа. / Ответ.ред. Зимняя И. А. / Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992. — Вып. 5. -156 с.
  144. В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы. // Избр. пед. соч. М., 1991. — С.96.
  145. А.И. Концепция и программы гуманитаризации российского образования. // Гуманизм и культура. Тверь: ТГУ, 1993. -С.108−115.
  146. А.И. Гуманизация российского общества (Авторская концепция). СПб. М.: Исследоват. центр Комитета по высшей школе, 1992. — 204 с.
  147. А.И. Образовательное общество как форма реализации императива выживаемости человечества //Политехник. 1992. — 1927 сентября .
  148. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. -281 с.
  149. Г. М. Проблемы преемственности гуманистического человека в условиях современной культуры // Вопросы философии. -1983. -№ 1. С. 78.
  150. Н.М. Системно-синергетическая программа воспитания учащихся во внеучебное время. Казань: Ин-т ССО РАО, 1995. -84 с.
  151. Н.Ф. и др. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Мысль, 1991. — С.24−31.
  152. Теория и методика социальной работы: Союз, 1994. в 2-х ч. — ч. 1. -339 с.
  153. Л.Н. Пед. соч. / Сост. Н. В. Вейкшан / М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
  154. Л.Н. О народном образовании. // Пед. соч. М., 1989. -С. 69.
  155. Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. //Пед. соч.-М., 1989.-С.156.
  156. B.C. Психология социальной работы с семьей. М.: ЦС ПРАО, 1996. -218 с.
  157. Т.М. Социальная работа за рубежом: модели и практика. Учебное пособие. Казань, 1999. — 108 с.
  158. Устав Национальной ассоциации социальных работников США, Кодекс этики социального работника США. М., 1991.
  159. К.Д. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1948. — С.97.
  160. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 2. Спб., 1869. — С.78.
  161. О., Зайбель Ф. Дополнительный европейский сертификат. Учебный курс «Воспитание в духе европейской общности» / Пер. с нем. М., 1997. — С.47.
  162. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика. 1998. — № 8. — С.30−34.
  163. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. — № 8. — С.46−51.
  164. Г. Н. Состояние социума и воспитание // Педагогика. -1995. № 6. — С.26−31.
  165. Э. Бегство от свободы (Пер. с англ.) М., 1990. — С. 28.
  166. Э. Человек для себя. Минск, 1992. — С.46.
  167. Хрестоматия по истории педагогики. Под общ.ред. С. А. Каменева. М., 1936.-520 с.
  168. К. Женский вопрос и рабочий класс. М., 1917. — 23 с.
  169. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: ИЦ, 1993. — 181 с.
  170. Р.Х. Директор и микроклимат ученического коллектива.- М.: Знание, 1979. -48 с.
  171. С.П. Изучение деревни и социальная педагогика. // Пед. соч.: В 4-х т. -М., 1964. -Т, 3. С.242−271.
  172. С.Т. Колхозное движение. // Пед. соч.: В 4-х т. М., 1968.- Т.4. С.84−90.
  173. С.Т. Мой педагогический труд. // Избр. пед. соч. Т. 1. -С.35- 36.
  174. С.Т. Пед. соч. в 2 т. М., 1980. -Т.1. — С.254.
  175. С.Т. Школа для детей или дети до школы. // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1980 — Т. 2. — С.56−57.
  176. С.П. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989. -22 с.
  177. Е.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. — С. 19.
  178. Н.В. Избранные педагогические сочинения. М., 1954.- С. 234.
  179. Е. История средних учебных заведений в России. СПб.: 1878. — С. 43.
  180. В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. М., 1929. -С. 137.
  181. В.Е. Международная академия наук высшей школы на пороге своего пятилетия // Вестник международной академии наук высшей школы. М., — 1997. — № 1. — С.5.
  182. Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц 1764−1914 г.г. — 1914 г., т.1. — С.30.
  183. С.А. Ученическое самоуправление в школе 1917−1931. /В кн.: Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. М.: Педагогика, 1973. — С.193.
  184. Active Learning Methods in Workers Education. Ho — Furrin Center. 1993.
  185. Bailey R., Lee R. Theories and Practice in Social Work. Oxford, 1992.
  186. Bailey R., Brake M. Radical Social Work. London, Edward Arnold, 1997.
  187. Bilding und Wissenschaft, 1989, N 56, s. 14
  188. Encyclopedia of Social Work. Maryland. NASW, 1987. 2V.
  189. Hartman A., larin S. Family Central Sozial Work Practice. N. Y., 1993.
  190. K. Kaiser «Padagogik», 1987, N 7/8, s. 591−603, DDR.
  191. Maslow A. Some educational implications of the humanistic psychology. Harvord Educational Review, 1968, v. 38, N 4.
  192. Rogers C. Joward a theory of creativity of becoming a person. -Boston: Houghten Mifflin, 1961.
  193. Standarts for Social Service Manpower, Washington D.S. (NACW), 1973.
  194. Диаграмма исследования степени удовлетворенности работой школьных педагогов.
  195. Создана социально-педагогическая инфраструктура, отвечающая критериям1. Да, удовлетворен1. Н Скорее да, чем нет1. Затрудняюсь ответить1. Не удовлетворен24%
Заполнить форму текущей работой