Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагог должен затеять с детьми совместную игру и участвовать в ней в качестве игрового партнера. Как и в других видах деятельности, при организации современной игры не имеет смысла давить на ребенка или занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода. Если дети чувствуют, что педагогу так же интересно играть с ними, как им самим, если он деликатно… Читать ещё >

Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Народные игры являются продуктом этнокультуры и выступают одним из эффективных педагогических средств воспитания подрастающего поколения. Так, в национальных играх отражается образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовая деятельность, национальные устои и традиции. В играх проявляется национальный дух народа, лучшие черты национального характера, представления о чести и благородстве, стремление к идеалам. Известно, что такие яркие представители науки и культуры, как Г. А. Виноградов, Д. А. Колоцца, Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский и другие, призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, народные морально-этические воззрения, ценности и идеалы.

Не вызывает сомнения, что народные игры должны выступать важной и неотъемлемой частью воспитания и развития ребенка. В процессе включения в игровую деятельность ему передаются духовные и морально-этические ценности дружелюбия и открытости к людям, гостеприимства и уважения к старшим, поклонение родителям. В играх у ребенка формируются двигательные навыки, развиваются высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно, объективно оценивать поступки других.

Например, в чеченских играх-драматизациях «Предательство» («Тешнабехк»), «Верблюд» («Эмкал»), «Обжорство» («Суттаралла»), «Лиса и ворона» («Цхъогаллий, къиггий») показано, как хитрая лиса несправедливо, обманным путем добывает себе пищу и всегда остается сытой. После этих игр дети осознают, что нужно быть доброжелательным, честным, правдивым, уметь и делиться с другими и.т.д. Выражая чувство негодования и неприязни по отношению к хитрой лисе, они стремятся продемонстрировать чувство уважения к тем, кто честным путем добывает себе пищу. А к тем животным, которые становятся жертвами хитрой лисы, дети проявляют сострадание и жалость. Прочитав и обыграв с детьми чеченские сказки «Мы села не обоснуем», «Про чору», «Как мулла доказал свою правоту», «У каждого свои заботы», «Сытая лиса», «Мудрый старец и жестокий правитель», «Белкина расплата» и другие, можно показать детям, как добро побеждает зло, как ум и мудрость помогают человеку побеждать в разных ситуациях и что справедливость всегда восторжествует; и тот, кто любит трудиться, будет вознагражден за свой труд; и то, что, если ты контролируешь свои поступки и объективно оцениваешь поступки других, ты можешь быть в коллективе и бесконфликтно жить в обществе.

Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Он принимает на себя роль «транслятора» возможных игровых сюжетов. И, что тоже важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Например, в играх «Залам-зилам» («Прятанье камушка»), «Туьшнехь ловзар» («Игра в ямочки»), «Сиха хьала миг гIотта» («Кто быстрее встанет»), «ХIaваан гIаж» («Воздушная палка»), «Золотые ворота» и.т. д. учитель может взять на себя роль руководителя или ведущего и играть с детьми. Играя с ними, выявляет особенности поведения детей в игре, черты характера, способности и умения. В каждой игре дети по-разному раскрываются, проявляют свои эмоции и чувства.

Педагог должен затеять с детьми совместную игру и участвовать в ней в качестве игрового партнера. Как и в других видах деятельности, при организации современной игры не имеет смысла давить на ребенка или занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода. Если дети чувствуют, что педагогу так же интересно играть с ними, как им самим, если он деликатно, чувствуя себя в игре равноправным партнером, предлагает новые сюжетные повороты, ролевые ходы, привлекает в игру всех желающих, игра будет подхвачена самими детьми. Когда педагог увидит, что игра начинает разворачиваться и обретать собственную силу, в игре начинают выделяться лидеры, которые смогут вести игру дальше, он может незаметно выйти из игры, предоставив детям возможность играть без непосредственного участия взрослого. Но такое происходит не сразу. Самостоятельно дети смогут играть только после уяснения и четкого соблюдения всех правил игры.

Общаясь между собой, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Даже когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, с воображаемым партнером. В начале игры педагог должен заинтересовать детей, объяснить правила игры и задачу, а затем идет выполнение детьми необходимых игровых действий. В ходе игры в зависимости от поставленной задачи педагог может обогащать словарный запас детей младшего школьного возраста, развивать речь, мышление, память, закреплять культуру поведения, навыки общения, расширять знания об окружающем.

Игры «Алфавит», «Платок», «Я знаю», «Го юкъо валарх ловзар» («Игра в кругу») способствуют развитию памяти, мышлению, речи, познавательной активности детей. Эти и многие другие игры чеченского народа расширяют познания и кругозор маленьких детей. Так, например, в игре «Го юкъа валарх повзар» дети, стоящие за кругом, задают играющему в кругу такие вопросы:

  • — Расскажи нам, братец, как сажают пшеницу?
  • — Расскажи нам, братец, как растет пшеница?
  • — Расскажи нам, братец, как собирают пшеницу?
  • — Расскажи нам, братец, как перемалывают пшеницу?
  • — Расскажи нам, братец, как из муки делают хлеб?
  • — Расскажи нам, братец, как едят хлеб?

А играющий в кругу должен мимикой, жестами, песнями, стихами и словами отвечать на эти вопросы.

Варианты вопросов могут быть разные.

А в игре «Я знаю» необходимо произносить по одному слову установленной фразы: «Я знаю пять…» Далее перечисляются различные предметы (например, цветы или животные, или названия городов, рек и.т.д.).

В игре «Алфавит» участники игры прыгают с короткой скакалкой, и при каждом прыжке следует называть очередную букву алфавита: а, б, в, г, д и.т. д. Способ прыгать выбирается достаточно сложный, чтобы трудно было прыгнуть без ошибки при названии всех букв алфавита. Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение на эту букву или животное, город и.т.д., о чем договариваются перед игрой.

Большое значение в развитии речи, памяти, творческого воображения, логического мышления, количественного счета, эмоционального состояния и настроения имеют считалки. Нами в ходе исследования собрано и систематизировано около 50 считалок на чеченском языке, которые могут применяться как в учебном, так и в воспитательном процессе. Также собраны скороговорки для развития и выработки артикуляции, дикции, памяти и культуры речи.

Включая игру в педагогический процесс, педагог учит детей играть, создавая, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

  • — воспитательно-познавательная ценность содержания игр;
  • — полнота и правильность отражаемых представлений;
  • — целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий;
  • — подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;
  • — целенаправленное использование игрушек и игрового материала;
  • — доброжелательность отношений и радостный настрой детей;

Из сказанного выше следует сделать вывод, что игра в жизни человека имеет колоссальное значение и особенно велика её роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, является педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Задача педагога — вызвать у детей интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков и применение их в самостоятельной игре. Руководство игрой требует большого педагогического мастерства и такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, педагог должен сохранять игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению, возникновению дружбы, симпатии, формированию детского коллектива.

игра чеченский педагогический ребенок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой