Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды диагностики в образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Давать основания для построения прогноза психического развития учащихся при определенных условиях функционирования данных факторов; Намечать основные направления коррекционно-педагогических мероприятий использования данных факторов. Определять специфику динамики психического развития учащихся под действием данных факторов; Выявлять особенности воздействия данных факторов на психическое развитие… Читать ещё >

Виды диагностики в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обычно применительно к образованию говорят о диагностике когнитивного и психосоциального развития личности учащегося. Здесь в основании лежит принцип направленности диагностических мероприятий на одну из традиционно выделяемых сфер психического развития. Существуют и другие основания для классификации видов психодиагностики.

Например, психологи А. К. Маркова, А. Г. Лидерс и Е. Л. Яковлева предлагают различать индивидуально-направленную и сравнительную диагностику. В центре индивидуально-направленной находится отдельный учащийся, уровень его развития, его успехи и трудности, прогнозы его будущих достижений и коррекционно-педагогические мероприятия по отношению к нему. Сравнительную диагностику, по их мнению, отличает направленность на выяснение и сопоставление эффективности действия разных образовательных программ.

С этим делением можно согласиться при условии принятия одного очень важного уточнения — в образовании речь следует вести не об «индивидуально-направленной» и «сравнительной» диагностике, а об «индивидуально-направленной диагностике», «диагностике образовательной среды». В число задач диагностики образовательной среды, в качестве одной из многих, входит диагностика «эффективности действия разных образовательных программ». Для того чтобы более детально разобраться в этих вопросах, необходимо четко определить задачи психодиагностики в образовании в рамках каждого из выделенных видов.

Индивидуально-направленная психодиагностика в образовании призвана:

  • — выявить особенности психического развития учащихся;
  • — определить специфику динамики психического развития учащихся;
  • — дать основания для построения прогноза психического развития учащихся;
  • — наметить основные направления коррекционно-педагогических мероприятий.

В свою очередь, диагностика образовательной среды выявляет характер воздействия различных образовательных факторов микро-, мезо-, макрои мегасреды на процесс психического развития ребенка. Психодиагностика образовательной среды в рамках изучения характера воздействия каждого из этих факторов должна решать следующие задачи:

  • — выявлять особенности воздействия данных факторов на психическое развитие учащихся;
  • — определять специфику динамики психического развития учащихся под действием данных факторов;
  • — давать основания для построения прогноза психического развития учащихся при определенных условиях функционирования данных факторов;
  • — намечать основные направления коррекционно-педагогических мероприятий использования данных факторов.

По традиции образование проявляет наибольший интерес к микросредовым факторам (семья, школа, сверстники и др.), реже к факторам мезосреды (средства массовой коммуникации и др.) и еще меньше интересуется макрои мегасредовыми воздействиями. Объясняется это возможностями воздействия на эти факторы. Так, например, диагностика и коррекция детско-родительских отношений — задача трудная, но в большинстве случаев реально выполнимая, в то время как, например, диагностика и коррекция воздействий национально-культурных традиций — крайне затруднительна.

Это нашло отражение и в степени разработанности диагностического инструментария. Относительно много методик диагностики влияния семьи (многочисленные методики детско-родительских отношений и др.), сверстников (социометрические методики и т. п.), школы (тесты оценки эффективности действия разных образовательных программ и методик и др.). Значительно менее разработан инструментарий для диагностики степени воздействия мезо-, макрои мегасреды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой