Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи развитие эмоционально-волевых качеств личности школьника — проблема, приобретающая все большую актуальность в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы поведения ребёнка в учебно-воспитательном процессе. Многочисленные исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы подростка
    • 1. 1. Философско-эстетические аспекты анализа эмоционально-волевой сферы личности
    • 1. 2. Психофизиологические особенности подросткового возраста
    • 1. 3. Развитие эмоционально-волевой сферы подростка как психолого-педагогическая проблема
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Процесс и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию эмоционалъно-волевой сферы подростка на уроках фортепиано в системе дополнительного образования
    • 2. 1. Специфика развития эмоционально-волевой сферы подростка на уроках фортепиано в системе дополнительного образования
    • 2. 2. Пути регуляции эмоционально-волевой сферы подростка в процессе подготовки к публичным выступлениям
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-волевой сферы подростка на уроках фортепиано в системе дополнительного образования
  • Выводы по 2 главе

Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Жизнь в современном динамично развивающемся обществе предъявляет особые требования к личности человека, особенно к его эмоционально-волевой сфере. Увеличивающиеся эмоциональные нагрузки требуют от человека проявления волевых качеств. Они необходимы и для самоопределения, так как оно предполагает умение ставить перспективные цели, планировать этапы их достижения, характер волевых усилий для определения объективных и субъективных трудностей при реализации плана.

В этой связи развитие эмоционально-волевых качеств личности школьника — проблема, приобретающая все большую актуальность в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы поведения ребёнка в учебно-воспитательном процессе. Многочисленные исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочней, чем безразличный (К.П.Анохин, А. Г. Асмолов, Ф. Крюгер, В. М. Розин, П. В. Симонов и др.). Всякий раз, сообщая что-либо ученику, следует очень «бережно» затрагивать его чувства. Это нужно не только для лучшего запоминания и усвоения, но и во многом определяет характер всего учебно-воспитательного процесса. Психологи (А.А.Бодалёв, Л. И. Божович, Б. П. Братусь, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн и др.) подчеркивают также важность развития эмоционально-волевой сферы школьника для их последующей самостоятельной жизни.

Особая роль в этом контексте принадлежит музыкальному искусству, как незаменимому средству воспитания человека, в частности индивидуальным музыкальным занятиям в системе дополнительного образования как особой «школе» воспитания самодисциплины, самоконтроля и, конечно, развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Мышление и поведение современных подростков заметно логизировано и интеллектуализировано, в результате возникла опасность «засушения сердца», а далее — полное отсутствие эмоциональной отзывчивости. Безрадостная и беспечальная жизнь без ярких потрясений, но и без больших радостей создает основу для того набора чувств, который в русском литературном языке давно получил название обывательщины или мещанства. И не малую роль в этом сыграл бездушный способ обучения школьным предметам.

Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. В основной школе увеличивается трудность учебных задач, объем преподаваемого материала, количество предметов, ослабляется роль внешнего контроля. Большое значение приобретает наличие целевой перспективы, развернутого планирования, осуществление самоконтроля и саморегуляции. В связи с интенсификацией деятельности повышаются требования к развитию способности адекватной самооценки результатов учебного труда.

При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях её стихийного развития школьники оказываются неспособными удовлетворить эти требования. Возникают противоречия между: необходимостью активизации эмоционально-волевой сферы подростка и недооценкой этой стороны его личностиразвития способности учащихся формулировать цели своей деятельности, находить эффективные средства её достижения, своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий и отсутствием целенаправленного формирования этих качеств личности в условиях общеобразовательной школысознательным стремлением подростков к занятиям музыкой и недостаточной сформированностью их эмоционально-волевой сферы для эффективности этих занятийпотребностью в эмоциональной самореализации через искусство и невозможностью ее осуществлять в силу неразвитости эмоционально-волевой сферы и т. д.

Осмысление сущности выявленных противоречий и поиск возможностей их разрешения составили проблему исследования, заключающуюся в разработке педагогических методов и приёмов развития эмоционально-волевой сферы подростков в экстремальных условиях подготовки к публичным выступлениям на уроках фортепиано в системе дополнительного образования.

Эта проблема может быть решена путём изменения подходов к воспитательной деятельности, что предполагает построение всего процесса как многосторонней деятельности, основанной на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребёнку через создание условий для его саморазвития и самореализации в качестве субъекта социокультурной деятельности. Важнейшие психологические новообразования подростков, в частности, такие как возникновение «внутренней позиции», развитие рефлексии и произвольности в поведении, расширение возможностей самооценки и самоконтроля на фоне позитивного самоотношения свидетельствуют о наличии в этом возрасте серьёзных предпосылок для нравственно-волевого развития личности.

Особенно ярко эти предпосылки выявляются в процессе непосредственного контакта педагога с учащимся в условиях индивидуальной работы или работы малыми группами (2−4 человека). Большие возможности для подобной работы предоставляет система дополнительного образования, имеющая, помимо общеобразовательной, профессиональную направленность (детская музыкальная школа, детская школа искусств), поскольку именно она, в отличие от обязательного общего образования или так называемого развивающего дополнительного образования (кружки, студии и т. д.) обеспечивает большую индивидуализацию и вариативность учебно-воспитательного процесса в его направленности на личность.

Вышеизложенное определило тему исследования: «Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования».

Исследование потребовало анализ литературы смежных научных областей: философия (Аристотель, Ф. Бредли, Дж. Мак-Таггарт, Ф. Ницше, В. С. Соловьёв, А. Г. Спиркин, П. А. Флоренский,.

С.Л.Франк, И. Т. Фролов, В.П.Шестаков), эстетика (И.А.Бирич, Ю. Б. Борев, В. В. Бычков, Е. С. Громов, О. В. Дивненко, Е.Г.Яковлев), педагогика (И.П.Андриади, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, Б. Т. Лихачёв, ПИ. Пидкасистый, И. П. Подласый, В. А. Сластёнин, Е.А.Ямбург), психология (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ж. Годфруа, Е. П. Ильин, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Б.Д.Эльконин), педагогика искусства и музыкальная педагогика (О.А.Апраксина, Л. А. Безбородова, Е. А. Бодина, Н. А. Ветлугина, Б. М. Неменский, Л. С. Сизова, М. С. Осеннева, Л. В. Школяр, Б.П.Юсов), психология искусства (Л.Л.Бочкарёв, А. Л. Готсдинер, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Г. С.Тарасов), теория и методика обучения игре на фортепиано (А.Д.Алексеев, А. Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, А. И. Николаев, С.Е.Фейнберг).

Объект исследования — эмоционально-волевая сфера подростков как динамичное личностное образование.

Предмет исследования — процесс развития эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методов развития эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в процессе подготовки к публичным выступлениям.

Гипотеза исследования — развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в процессе подготовки к публичным выступлениям будет успешным, если:

— занятия на уроках фортепиано будут проходить в обстановке творческого сотрудничества учителя и ученика, направленного на конечный положительный результатна занятиях будут созданы условия для развития способности ученика к эмоциональному самоконтролюбудут разработаны комплекс специальных методов и упражнений, развивающих психологическую устойчивость подростков к стрессовым условиям публичных выступлений, а также техника настроя перед публичными выступлениями.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы подростка, как важнейшее составляющее развития личности.

2. Раскрыть возможности дополнительного образования в процессе личностного развития учащегося, в частности, развития его эмоционально-волевой сферы.

3. Конкретизировать условия творческого сотрудничества учителя и ученика в процессе развития эмоционально-волевых качеств школьников-подростков.

4. Разработать и экспериментально проверить методы развития эмоционально-волевых качеств учащегося в процессе подготовки к публичным выступлениям, опираясь на предвидение положительного конечного результата. Обобщить итоги опытно-экспериментальной работы, дать их педагогическую интерпретацию.

Методологической основой исследования послужили идеи и положения психологической теории личности (А.Г.Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), психологической теории эмоций (Ч.Дарвин, У. Джемс, У. Кеннон, К. Ланге, П. В. Симонов, Л. Фестингер, Д. О. Хебб и др.), философско-эстетические положения о содержательной стороне музыки и искусства в целом (В.В.Бычков, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, С. Х. Раппопорт, А. Н. Сохор, Л. Н. Столович, В. Н. Холопова, В. А. Цуккерман, Г. М. Цыпин и др.), принципиальные положения педагогики искусства (О.А.Апраксина, Е. А. Бодина, Л. В. Горюнова, Е. Д. Критская, В. И. Петрушин, Л. И. Уколова, Г. М. Цыпин, В. А. Школяр, Л. В. Школяр, А. П. Юдин, Б. П. Юсов и др.), теория аутогенной тренировки (О.В.Дашкевич, А. И. Савостьянов, И. Шульц и др.), теоретико-методическая концепция педагогов-пианистов (А.Д.Алексеев, А. Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм, Е. Я. Либерман, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, С.Е.Фейнберг).

Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследованиясравнительный анализ, синтез, моделирование, осмысление передового педагогического опыта в области музыкального образования, а также собственного опыта работы с подростками в детской музыкальной школепедагогическое наблюдениеопросные методы: беседа, анкетирование, интервьюированиеопытно-экспериментальная работа, математическая обработка и обобщение её итогов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МОУ ДОД Истринская детская музыкальная школа г. Истра Московской области, ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Всего в исследовании приняли участие 148 школьников. Результаты исследования проецировались также на студентов — будущих учителей музыки в количестве 38 человек.

Этапы исследования.

На первом этапе — 2000;2004гт. — осуществлялся отбор и анализ психолого-педагогических, музыковедческих, культурологических, научно-методических, философских, музыкально-педагогических материалов по теме исследования, осуществлялось наблюдение за подростками во время публичных выступлений, концертной деятельности в музыкальной школе, в университете, была сформирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их реализации.

На втором этапе — 2004;2007гг. — осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования, проверялась выдвинутая гипотеза, проводился анализ полученных результатов, формировались методы развития эмоционально-волевой сферы, разрабатывались упражнения, способствующие комфортному состоянию в процессе публичных выступлений.

На третьем этапе — заключительном, 2007;2009гг. — осуществлялся анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались и систематизировались полученные данные по развитию эмоционально-волевой сферы подростков, систематизировался накопленный педагогический опыт, литературное оформление текста диссертации.

Научнаяновизна исследования заключается в: научной аргументации и выявлении педагогических условий развития эмоционально-волевой сферы подростков в системе дополнительного образованиявведении в научный оборот, с учётом контекста исследования, термина «психологическая устойчивость» и его педагогической интерпретациисоздании научно обоснованной методики развития эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепианообосновании и разработке комплекса методов развития эмоционально-волевой сферы подростков в процессе подготовки к публичным выступлениямв выборе и доказательстве эффективности соответствующих педагогических приёмов.

Теоретическая значимость исследования состоит в: уточнении опорных понятий исследования и их определенииформулировке критериев и уровней развития эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образованияразработке комплекса специальных упражнений, развивающих способность подростка к самоконтролю и саморегуляцииобосновании и конкретизации применения техники настроя перед публичными выступлениями, обеспечивающей достижение оптимального конечного результата.

Практическая значимость исследования заключается в: апробации теории и методики развития эмоционально-волевой сферы подростков, основные положения которой могут быть использованы в курсах теории и методики музыкального образования, музыкально-педагогических практикумах, читаемых для будущих учителей музыки общеобразовательных и музыкальных школ, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Рекомендации автора могут обогатить методический фонд работающих педагогов-музыкантов, а также педагогов других специальностей, готовящих подростков к участию в открытых концертах, олимпиадах и конкурсах, требующих повышенного эмоционально-волевого напряжения и оптимизации усилий на пути достижения положительных результатов.

Достоверностьполученныхрезультатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследованияпрактической деятельностью автора в области дополнительного музыкального образования, его личным участием в опытно-экспериментальной работеактуальной и статистической значимостью разработанных методовкачественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности учителя музыки в МОУ ДОД Истринской детской музыкальной школе в период с 2000 по 2009гг. Основные теоретические и практические положения исследования отражены в публикациях автора, в том числе в рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК РФ для размещения результатов научных исследований по кандидатским диссертациям в сфере общей и музыкальной педагогики, психологии и искусствоведения, обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории музыки и музыкального образования ГОУ ВПО «Московский городской педагогический» университет, выступлениях на международных, региональных и отраслевых научно-практических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту;

1. В силу психофизиологических особенностей подростковый возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Её развитие проблемно как в профессиональном, так и в личностном плане и требует изыскания педагогических ресурсов, обеспечивающих гармоничное развитие личности подростка, формирования качеств, необходимых для личностного роста, освоения продуктивных способов самореализации и самоконтроля в экстремальных ситуациях.

2. Публичные выступления представляют собой разновидность экстремальных ситуаций и требуют специальной подготовки. Она заключается в педагогическом воздействии на эмоционально-волевую сферу подростка с целью планирования и достижения положительного результата деятельности. Это тем более актуально, когда речь идёт о художественно-эстетической деятельности, напрямую связанной с эмоционально-волевой сферой, её уязвимостью и необходимостью активизации, трудностями регуляции в стрессовых ситуациях. Подготовка к ним составляет важную часть работы с учащимися в процессе индивидуальных занятий на фортепиано в системе дополнительного образования.

3. Воздействие на эмоционально-волевую сферу подростка в процессе подготовки к публичным выступлениям требует применения специально разработанной методики комплексного характера, включающей педагогическую технику настроя на положительный конечный результат, личностного и профессионального воздействия на подростка с целью нейтрализации негативных факторов, связанных со стрессовой ситуацией публичных выступлений и достижения положительного конечного результата.

4. Наиболее эффективными для развития эмоционально-волевой сферы подростков являются методы: имплозии, систематической десенсибилизации, релаксации, аутогенной тренировки, игры перед воображаемой аудиторией, ментальной репетиции. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков требует также применения специальной техники настроя на положительный конечный результат, включающей личностное воздействие на подростка с целью нейтрализации негативных факторов, связанных со стрессовой ситуацией публичных выступлений. Она основана на комплексе приёмов: контактного воздействия, обыгрывания, медитативного погружения, имаготерапии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, девяти таблиц, списка литературы, в котором 230 наименований.

Выводы по II главе.

1 .Профессиональные достижения пианиста обусловлены не только его природными способностями и наличием соответствующего педагогического руководства, но и в значительной мере наличием у него сильной и целенаправленной воли. Мы понимаем волю как способность человека к преодолению на пути к цели препятствий как внешнего, так и внутреннего плана. Для развития воли необходимы такие качества, как самостоятельность, инициативность, самообладание, решительность и др. Учащиеся должны уметь приспосабливаться к экстремальным условиям концертного выступления, преодолевать свои негативные психологические состояния, регулировать эмоции. Это составляет суть волевого поведения в настоящем и будущем, способствует масштабному освоению различных форм жизнедеятельности, в том числе, музыкального исполнительства, личностному развитию.

2. Проведённое опытно-экспериментальное исследование показало, что развитию эмоционально-волевой сферы учащихся на уроках фортепиано в процессе подготовки к публичным выступлениям способствуют следующие педагогические условия: благоприятный психологический климат на уроке, максимально раскрывающий индивидуальные личностные качества ученика и позволяющий проявить их в творческой работе над произведениемиспользование эффективных методовприменение техники настроя на положительный конечный результатразработка комплекса специальных упражненийконцентрация внимания на различных художественно-выразительных средствах музыки.

3. Кульминация подготовки — правильный настрой ученика перед публичным выступлением, (его структура: 1. ориентация на положительный конечный результат- 2. мобилизация физических сил- 3. психологический настрой- 4. мотивнрованное стремление к успеху при наличии взвешенной оценки своих психологических возможностей и уровня выучки-) главным компонентом которого является ориентация на положительный конечный результат, мобилизация всех компонентов физической, умственной и эмоциональной подготовки, являющихся слагаемыми оптимального концертного состояния и достижения психологической устойчивости до, в процессе и после публичного выступления.

Заключение

.

Рассмотрев предпосылки и причины проблемы развития эмоционально-волевой сферы личности подростка на уроках фортепиано в процессе подготовки к публичным выступлениям, а так же пути их преодоления, можно констатировать правомерность выдвинутой гипотезы и сделать следующие выводы:

1. Развитие эмоционально-волевой сферы проблематично из-за противоречивой взаимосвязи эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер личности. Особенно ярко это противоречие проявляется в подростковом возрасте. Публичные выступления представляют собой разновидность экстремальных ситуаций, требующих специальной подготовки подростков в процессе занятий фортепиано и соответствующего развития эмоционально-волевой сферы для достижения оптимального конечного результата.

2. Критериями развития эмоционально-волевой сферы подростков в процессе подготовки к публичным выступлениям являются: управление собственным эмоциональным состоянием: его коррекция или сохранение позитивного психологического настроястепень раскрытия художественного содержания произведениятехническое владение инструментомналичие срывов в процессе исполнения.

Основным показателем развития эмоционально-волевой сферы подростка является психологическая устойчивость — способность адаптироваться к изменяющимся внешним условиям при сохранении внутреннего состояния психологического комфорта.

3. Проведённое опытно-экспериментальное исследование показало, что развитию эмоционально-волевой сферы учащихся на уроках фортепиано в процессе подготовки к публичным выступлениям способствуют следующие педагогические условия: создание благоприятного психологического климата на уроке, позволяющего максимально раскрыть индивидуальные и личностные качества ученика, проявить их в творческой работе над произведениемиспользование эффективных педагогических методовразработка комплекса специальных упражненийконцентрация внимания на различных художественно-выразительных средствах музыки во время её концертного исполнения.

4. Опытно-экспериментальная работа доказала эффективность следующих педагогических методов развития эмоционально-волевой сферы подростков: имплозии, систематической десенсибилизации, техники релаксации, аутогенной тренировки, игры перед воображаемой аудиторией, ментальной репетиции. Их апробация подтвердила возможность развития психологической устойчивости и воплотилась в способности подростков корректировать своё эмоциональное состояние и сохранять позитивный эмоционально-волевой настрой до, во время и после публичного выступления. Техника настроя на положительный конечный результат способствует преодолению негативных эмоций, сопровождающих стрессовые ситуации публичных выступлений.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы имеет чёткую педагогическую перспективу, поскольку обусловливает возможность дальнейшего воспитания и самовоспитания подростка по пути преодоления различныхпрофессионально и жизненно значимых — проблем и экстремальных ситуаций и достижения положительного конечного результата деятельности в любой сфере творческой активности личности.

Таким образом, поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза получила подтверждение. Перспективные направления разработки данной проблематики могут быть связаны с разработкой новых направлений в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся, расширением возрастных категорий (младшие школьники, старшеклассники).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -624с.
  2. М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников. М.: Академия, 2002. — 236с.
  3. Э.М., Гильяшева И. Н. Психогимнастика детей и подростков. -М.: Просвещение, 1993. 137с.
  4. А.Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988. -273с.
  5. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.- 288с.
  6. А.Д. Русские пианисты. М.: Музгиз, 1948. — 342с.
  7. И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Педагогика, 1999.-473с.
  8. Анн JI. Психологический тренинг с подростками. М., С.-Пб.: Питер, 2008.- 270с.
  9. П.К. Идеи и факты в разработке теории функциональных систем//Психологический журнал. 1984. — № 2. — С. 35−81.
  10. Ю.Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1986. — 263с.11 .Аристотель Сочинения. М.: Просвещение, 1984. — 579с.
  11. А.И. Введение в культурологию. М.: Музыка, 1993. -264с.
  12. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Искусство, 1974.-248с.
  13. В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск: Знание, 1998.-405с.
  14. А.Г. Деятельность и установка. М.: Педагогика, 1979. -273с.
  15. А.Г. Как построить своё Я. -М. Просвещение, 1992. -259с.
  16. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Академия, 2002. — 274с.
  17. В. Психология техники игры на фортепиано. М.: Музгиз, 1928. -285с.
  18. JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. JL: Музыка, 1974. — 437с.
  19. Л.А. Путь к музицированию. JL: Музыка, 1937. — 356с.
  20. JI.A. Фортепианная педагогика. М.: Классика-ХХ1, 2007. — 190с.
  21. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток М.: Рутена, 1991.-105с.
  22. JI.A., Алиева Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. -М.: Педагогика, 2002. — 364с.
  23. Э. Психика в действии. Минск: Попурри, 2007. — 431с.
  24. Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986.-295с.
  25. Бернштейн Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Просвещение, 1966. — 373с.
  26. Н.Б. Общие проблемы психологии и искусства. М.: Искусство, 1981. — 284с.
  27. И.А. Эстетика. М.: Академия 2007. — 384с.
  28. A.B. О художественной технике пианиста. — М.: Музгиз, 1973. -217с.
  29. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Педагогика, 1991.-25с.31 .Благовещенский И. П. Некоторые вопросы исполнительского искусства. Минск: Асвета, 1965. -251с.
  30. Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1975.- 148с.
  31. Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества.- Ростов-на-Дону: Свет, 1983. 173с.
  32. A.A. Психологические особенности подростков/ЛЗопросы психологии М., 1981. — № 7. — С. 42−87.
  33. A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. М.: Просвещение, 1970. — 279с.
  34. Е.А. История музыкального образования: учебное пособие. — М.: МГПУ, 2009. 164с.
  35. Ю.В. Философия науки. М.: Канон+ 2007. — 670с.
  36. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.— 489с.
  37. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995.-273с.
  38. Ю.А. По направлению к Рихтеру. -М.: Рутена, 2000. 254с.
  39. Ю.Б. Эстетика. 2-изд., доп. М.: Педагогика, 1975. — 425с.
  40. Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов исполнителей//Вопросы психологии М., 1975. — № 1. — С. 25−48.43 .Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-ХХ1, 2008. — 350с.
  41. С., Бэвейсток С. Подросшие ангелы. — М., С.-Пб.: Питер, 2009.-157с.
  42. .П. Нравственное сознание личности. — М.: Просвещение, 1985. -294с.
  43. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности.- М.: Просвещение, 1977. 158с.
  44. A.K. Материалы научно-практической конференции 3−5 июня 1997. Ярославль ЯОЦДиЮ 1997. -76с.
  45. Дж. Психология познания. М.: Просвещение, 1977. — 452с.
  46. В.В. Эстетика. -М.: Гардарики, 2006. 572с.
  47. Ф.Е. Психология переживания. М.: Просвещение, 1984. — 284с.
  48. JI.A. Педагогика способностей. М.: Педагогика, 1973. — 372с.
  49. H.A. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Музыка, 1968. — 253с.
  50. Г. Д. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. М.: Когито-центр, 2001. — 383с.
  51. В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Искусство, 1976.-284с.
  52. JI.C. Вопросы детской психологии. С.-Пб.: Союз, 1997. -220с.
  53. JI.C. Лекции по психологии. С.Пб.: Союз, 1999. — 143с.
  54. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.- 533с.
  55. Т. Логические игры, тесты и упражнения. М.: Эксмо, 2003. — 304с.
  56. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/УИсследования мышления в советской психологии. — М.: Педагогика, 1966. — 194с.
  57. Гат Й. Техника фортепианной игры. М.: Будапешт, 1967. — 258с.
  58. Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. М.: Музгиз, 1975. — 364с.
  59. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ. Астрель, 2007. — 351с.
  60. . Что такое психология. В 2 т. — М.: Мир, 1999. 861с.
  61. H.B. Гений в искусстве и в науке. М.: Мир, 1991. -173с.
  62. JI.B. Урок музыки урок искусства: Книга для учителя. -М.: Прометей, 1989. — 125с.
  63. JI.B. Искусство в школе. -М.: Школа, 1990. 237с.
  64. A.JI. Музыкальная психология. М.: Искусство, 1993. -395с.
  65. И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М.: Музгиз, 1961. 253с.
  66. А. Психологические тренинги с подростками. С.-Пб.: Питер, 2008.-368с.
  67. Е.С. Палитра чувств. М.: Педагогика, 1990. — 168с.
  68. Е.С. Художественное творчество. М.: Искусство, 1970. -168с.
  69. Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. М.: Просвещение, 1980. — 241с.
  70. Р.И. История музыкальной культуры. М.: Искусство, 1941. -284с.
  71. С.О. Психология творчества. Минск: Асвета, 1923. -385с.
  72. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Слово, 1976. — 195с.
  73. О.Н. Музыкальный мир личности. М.: Академия, 1993. -268с.
  74. H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000. 373с.
  75. Е. Внимание и поведение. Нью-Йорк: Джон Биллей и сыновья. — 1992. — 183с.
  76. У. Научные основы психологии. С.-Пб.: Питер, 1992. -563с.
  77. JI. Индустриально- организационная психология. — С.-Пб.: Питер, 2001.-362с.
  78. О.В. Эстетика. -М.: Аз, 1995. -274с.
  79. А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1980. 47с.
  80. .И. Эмоция как ценность. М.: Искусство, 1978. — 173с.
  81. Т.В. Проблемы конфликта в подростковом возрасте/ТВопросы психологии. — 1972. № 2. — С.25−38.
  82. В.Н. Психология общих способностей. М.: Академия, 1993.-285с.
  83. И.В., Прихожан A.M. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2007. — 367с.
  84. М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2008. — 558с.
  85. К. Психология эмоций. С.-Пб.: Питер, 2007. — 287с.
  86. К. Эмоции человека. М.: Просвещение, 1980. — 342с.
  87. А. Природа художественного таланта. М.: Музгиз, 1964. -172с.
  88. Е.П. Мотивация и мотивы. М., С.-Пб.: Питер, 2008. — 508с.
  89. Е.П. Психология воли. С-Пб.: Питер, 2000. — 114с.
  90. Н., Хорсанд Д. Растить ребёнка. Как? С.-Пб.: Вектор, 2008. — 399с.
  91. ЮО.Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. — 836с.
  92. Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1977. — № 8. -С.45−93.
  93. Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя. М.: Педагогика, 1984. — 206с.
  94. ЮЗ.Кагана М. С. Философия культуры. С.-Пб.: Лань, 1998. — 445с.
  95. В.Г. Трудности взросления. М., С.-Пб.: Питер, 2008. -282с.
  96. Н.В. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьнику в процессе обучения. М.: Академия, 1999. — 153с.
  97. Юб.Калин В. К. На путях построения теории воли//Психологический журнал. -М., 1989. № 2. — С.38−52.
  98. Ю7.Кехо Дж. Подсознание может всё. Минск: Попурри, 2009. — 174с.
  99. Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. М.: Слово: АСТ, 1999. -670с.
  100. Е.А. Психология: Учебник для средней школы. М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 287с.
  101. Ю.Кнебель О. Л. Поэзия педагогики. М.: Искусство, 1975. — 248с.
  102. Ш. Коган Г. Вопросы пианизма. -М.: Музгиз, 1968. 183с.
  103. Г. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. — 246с.
  104. Н.С. Этика. М.: Академия, 2004. — 472с.
  105. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -247с.
  106. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Педагогика, 1980. -284с.
  107. Пб.Коньин Е. А. Что происходит между актёром и зрителями? Эмпирический анализ эмоционального процесса в театре. — Амстердам, 1999.- 194с.
  108. JI.C. Воображение и его роль в сознании. — М.: Педагогика, 1979. 197с.
  109. А.И. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2008. -400с.
  110. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Искусство, 1984. -231с.
  111. Е.Д. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: материалы международной конференции/ «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние, перспективы развития». М.1999.
  112. Кричевский Социальная психология: личность и общение. М.: Академия, 2000. — 384с.
  113. А. Основы педагогики музыкальной школы: Учебное пособие. -М.: Музыка, 1985. 143с.
  114. С.А. Философия науки: общий курс. М.: Академия, 2007.- 732с.
  115. В.Л. Приручение страха. М.: Метафора, 2002. — 192с.
  116. Н.Д. Психология характера. М.: Педагогика, 1969. — 546с.
  117. К.А. Акцентуированные личности. Киев: Буква, 1981. -179с.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2005.-345с.
  119. И.Я. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1974. -206с.
  120. Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Музыка, 2001.-285с.
  121. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  122. .Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1992. — 426с.
  123. Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-х50.х годов («Московская пианистическая школа») их принципы и методы преподавания: Автореферат на соискание уч. ст. канд. пед. наук. -М.: Музыка, 1988. — 87с.
  124. А. Экзистенциально-аналитическая теория личности. — М.: Генезис, 2008. 158с.
  125. Д. Социальная психология. С.-Пб.: Питер, 1997. — 473с.
  126. Л. Игра наизусть. Л.: Музыка, 1967. — 144с.
  127. А.К. Психология обучения подростка. М.: Педагогика, 1975.- 156с.
  128. К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 2003. — 268с.
  129. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музгиз, 1976. — 263с.
  130. Л.М. Общая психология. -М.: Академия, 2004. 395с.
  131. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000. — 456с.
  132. Е.В. О Психологии музыкального восприятия. М.: Музгиз, 1972. — 293с.
  133. И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод его совершенствования. Л.: Музыка, 1969. — 183с.
  134. P.C. Психология. М.: Юрайт, 2009. — 639с.
  135. P.C. Психология образования. — М.: Владос, 2005. 606с.
  136. Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Музгиз, 1983. — 369с.
  137. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М.: Музгиз, 1987. — 294с.
  138. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Слово, 1989. — 189с. 148. Обозов H.H. Совместимость и срабатываемость людей. — С.-Пб.:1. Питер, 2000. 352с.
  139. Л.Н. Статьи, воспоминания: К 70-летию со дня рождения. М.: Музгиз, 1977. — 184с.
  140. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384с.
  141. .А. Страсти по пианизму. М.: Музыка, 2004. -95с.
  142. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.: Педагогика, 1999. — 325с.
  143. В.И. Этика: методическое пособие для учителей. -Минск: Асвета, 1992. 191с.
  144. И.П. Педагогика: в 2-х т. М.: Академия. — 865с.
  145. Г. П. Формирование музыканта-исполнителя. М.: Музгиз, 1956. — 567с.
  146. Д. Портреты пианистов. М.: Музгиз, 1970. — 279с.
  147. С.Х. От художника к зрителю. М.: Музгиз, 1978. — 237с.
  148. С.Х. Творить мир по законам красоты. М.:Искусство, -131с.
  149. М. Помощь трудным детям. М.: Просвещение, 1987. — 185с.
  150. У. Познание и мышление. М.: Педагогика, 1968. — 264с.
  151. В.М. Общая психология. М.: Академия 2007. — 374с.
  152. С.Л. О восприятии времени и пространства// Мир психологии. 1999. — № 4. — С.36−84.
  153. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2— М.: Педагогика, 1989.-482с.
  154. Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. М. Музгиз, 1923.-264с.
  155. А.И., Семаков М. П. Основы актёрского искусства: Учебное пособие. М.: Экон-Информ, 2008. — 236с.
  156. А.И., Андриади И. П., Семаков М. П. Профессиональная компетентность педагога. М.: Экон-Информ, 2009. — 508с.
  157. А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Слово, 1980.-263с.
  158. П. Методы стрессовых ситуаций и беспокойное музыкальное выступление. Амстердам: Психология и публичное искусство, 1991.- 195с.
  159. М.А. Возрастная психология. 100 вопросов 100 ответов. -М.: Владос- Пресс, 2005. — 159с.
  160. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Ш. Педагогика. М.: Академия, 2002. — 567с.
  161. A.A. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Просвещение, 1987.- 647с.
  162. A.A. Психология запоминания. М.- Л.: Музыка, 1948. -174с.
  163. А.Н. Музыка как вид искусства. М. Музгиз, 1970. — 264с.
  164. К.С. Работа актёра над собой. М.: Гослитиздат, 1951.-576с.
  165. М.С. Музыкальная психология. М: МГК, 1993. — 365с.
  166. А., Фидлер Г. Стадия страха у музыкантов-инструменталистов. Британский журнал психологии, 1987. — 254−264с.
  167. Л.Н. История русской философии: очерки. М.: Республика, 2005. — 495с.
  168. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. — 472с.
  169. И.В. Психология творчества. Саратов: Искусство, 1968. -274с.
  170. В.А. О воспитании. М.: Педагогика, 1982. — 246с.
  171. В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 894с.
  172. С. Здоровье психофизиология: разум-тело взаимодействие. -Нью-Йорк, 1986. 148с.
  173. Л.Ш. Некоторые особенности психологии актёра в творческом процессе. Ереван: Искусство, 1970. — 174с.
  174. Г. С. Психология музыкальных потребностей. — М.: Просвещение, 1979.-282с.
  175. .М. Психология музыкальных способностей. М.: Музыка, 1969.-210с.
  176. O.K. Психология мышления. — М.: Педагогика, 1984. -294с.
  177. H.H. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. — Саратов: Музыка, 1972. 163с.
  178. Е.В. Общая психология. -М.: Академия, 2005. -452с.
  179. Л.И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения. Монография. М.: АС-Траст, 2007.- 194.
  180. A.A. Музыка и эстетика. М.: Искусство, 1976. — 273с.
  181. С.Е. Пианизм как искусство. М.: Академия, 2003. — 185с.
  182. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.42−61.
  183. Н.П. Творческая фантазия. М.: Искусство, 1924. 263с.
  184. Д.Л. Тревога во время инструментальных и вокальных выступлений. Британский музыкальный журнал, 1982.№ 3 — С.77−90.
  185. Л., Парфитт Г. Модель катастрофы тревоги и выступления. -Британский психологический журнал, 1991.- № 8. С.163−178.
  186. Д. Теоретические основы мелодики. М.: Музгиз, 1980. -175с.
  187. X. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения.//Вопросы психологии, 1962. № 2. — С.25−30.
  188. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1974. -214с.
  189. Г. М. Психология музыкальной деятельности. — М.: Академия, 2006. 302с.
  190. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1975. — 247с.
  191. Р. Психология влияния. С.-Пб.: Питер, 2007. — 226с.
  192. А.К. К спорам о современной музыке. — М.: Музгиз, 1972.84с.
  193. Е.М. Проблема осознания в психологической концепции Л.С.Выготского//Вестник Московского университета. — М, 2000. № 1. — С.36−47.
  194. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Искусство, 1982. — 173с.
  195. В.П. Как управлять собой. Минск: Харвест, 2007. — 750с.
  196. А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. — Тбилиси: Педагогика, 1979. -276с.
  197. Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка, 1985. — 257с.
  198. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.-447с.
  199. И.Шопенгауэр А. Сборник произведений. Минск: Попурри, 1998. -463с.
  200. Ф.Р. Техника игры на фортепиано. М.: Музгиз, 1926. — 147с.
  201. О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. — Л.: Музыка, 1973. 242с.
  202. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз, 1956. — 57с.
  203. А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники: Методическое пособие для педагогов музыкальных вузов. М.: Музгиз, 1968.-95с.
  204. А.П. Фортепианная педагогика. М.: Искусство, 1960. -285с.
  205. Г. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 336с.
  206. .Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. -167с.
  207. .Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. — 143с.
  208. А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. М.2004.
  209. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304с.
  210. Юнг К. Психоанализ и искусство. М.: КЕРЬ-Ьоок, 1996. 302с.
  211. Юнг К. Психологические типы. М.: Ювента, 1995. — 716с.
  212. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -236с.
  213. П.М. Психология сценических чувств актёра. М.: Искусство, 1935. — 283с.
  214. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Искусство, 1969. — 262с.
  215. О.Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Педагогика, 1966. — 284с.
Заполнить форму текущей работой