Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогике, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Интерес представляют исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, К. В. Тарасовой, в которых подчеркивается ведущая роль художественно-творческой деятельности детей в воспитании и обучении. В работах этих авторов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Педагогические основы творческой деятельности детей в процессе импровизации в начальной школе
    • 1. 1. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкальных занятий в общеобразовательной школе
    • 1. 2. Освещение проблемы импровизации в методической литературе и педагогической практике занятий музыкой с младшими школьниками
  • Глава 2. Педагогическое руководство процессом импровизации на уроках музыки в начальной школе
    • 2. 1. Возможности творческой импровизации младших школьников в процессе музыкальной деятельности
    • 2. 2. Педагогическое руководство процессом музыкальной импровизации на уроках в начальной школе

Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одними из главных направлений Российского образования в настоящее время являются: гуманизация и гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса, смена целевых ориентаций, обновление программ эстетического цикла, предоставление учителям прав на педагогическое творчество. Ориентируясь на эти направления реформы, вполне закономерен интерес к поиску новых соотношений между обучением и развитием личности. Утверждение этих новых соотношений приводит к такой жизнедеятельности личности, когда возрастает потребность участия в процессах творческого созидания.

Раскрытию творческого потенциала растущего человека посвящено содержание многочисленных педагогических исследований. Впервые с разработкой этой проблемы мы встречаемся в трудах Б. В. Асафьева. Учеником и продолжателем его концепции Д. Б. Кабалевским был введен в 70-е годы в программу по музыке для общеобразовательных школ новый элемент, а именно, импровизация как разновидность творческой деятельности. Идеи Б. В. Асафьева и Д. Б. Кабалевского продолжили и развили Л. В. Горюнова и Л. В. Школяр. Педагогическую проблему импровизации раскрыл в своей монографии В. Н. Харькин.

Содержательно об этапности музыкально-творческого процесса, начиная с выбора сюжета до возникновения самого замысла с последующей его реализацией, применительно к дошкольникам и младшим школьникам, писали в своих исследованиях Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова.

Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогике, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Интерес представляют исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, К. В. Тарасовой, в которых подчеркивается ведущая роль художественно-творческой деятельности детей в воспитании и обучении. В работах этих авторов отмечается, что творчество естественно для ребенка, оно отвечает его потребностям и возможностям, хотя, уточняет Б. М. Теплов, неравномерно представлено в различных видах художественной деятельности детей. Об импровизации в детском творчестве писали Н. К. Крупская, Н. Я. Брюсова, А. В. Луначарский, П. П. Блонский. Мысль о том, что раннее детское творчество носит импровизационный характер, высказал Б. П. Юсов.

Актуальность проблемы педагогического руководства процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками подтверждают исследования, проводимые в лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б. П. Юсова при Институте художественного образования РАО. Разработанная в лаборатории концепция предлагает полихудожественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств. Ключевой идеей концепции является «активное творчество самих детей».

Таким образом, исследуемая нами проблема является естественным продолжением концепции полихудожественного развития личности. Тема актуальна еще и тем, что методологически опирается на детское творчество, а именно, импровизацию танцевальную, театральную, литературную, музыкальную, живописную и т. д. Вместе с тем, в методической литературе редко встречается описание педагогических форм и методов работы с детьми, развивающих навыки импровизации. Проблема педагогического руководства процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками недостаточно глубоко разработана и требует серьезного педагогического анализа.

К сфере проблематики художественного творчества относится и изучение роли восприятия произведений искусства, включая не только специфические закономерности, свойственные одному виду искусства, но и более общие, связанные с другими видами художественно-творческой деятельности и с общими для восприятия всех искусств психическими процессами: эмоциональными переживаниями, мышлением, речью, воображением, памятью.

Весьма перспективными для решения указанных проблем, на наш взгляд, могут стать методы обучения, ориентирующие детей на импровизационный поиск решения учебных проблем и приучающие их уважительно относиться к творческим решениям друг друга.

Основополагающими для нас являются исследования творческой импровизации, которые рассматривают ее как деятельность, имеющую свои отличительные свойства, способную оказать определенное воздействие на развитие мыслительных и художественных функций человека (Б.М.Рунин, В.Н.Харькин).

Анализ отечественной и зарубежной литературы по психологии и педагогике, а также взглядов выдающихся музыковедов и педагогов в русле интересующей нас проблемы позволил выделить представителей, которым удалось разработать и внедрить новые подходы к преподаванию предметов эстетического цикла, а именно: Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксину, В. А. Архангельского, Е. А. Бодину, В. В. Блудову, Д. Б. Кабалевского, Е. П. Кабкову, С. Н. Морозову, А. Н. Островского, Т. Г. Пеня, Л. Г. Савенкову, Т. И. Сухову, Ю. Н. Усова, Б. П. Юсова.

Проблемы оценки музыкального качества детской импровизации и критерии значимости этих качеств для дальнейшего музыкального развития детей нуждаются в специальном внимании и составляют особую область исследования. Проблема велика, и входящих в нее вопросов хватит на несколько исследований. Наша задача — дать самое общее понятие природы импровизации у детей, определить ее значение и провести педагогическое исследование проблемы детской музыкальной импровизации.

Объект исследования, импровизации учащихся на уроках музыки в начальной школе.

Предмет исследования: педагогическое руководство процессом импровизации как творческой деятельностью младших школьников.

Цель исследования: теоретическое обоснование педагогических и методических основ руководства процессом импровизации на уроках музыки в начальной школе.

Основные задачи исследования:

• На основе анализа научно-педагогической литературы и практики преподавания музыки в школе обосновать перспективность импровизации как вида творческой деятельности в начальном музыкальном образовании.

• Разработать педагогические основы и практические направления педагогического руководства процессом импровизации на уроках музыки.

• Апробировать формы и методы занятий музыкальной импровизацией в начальной школе.

Гипотеза. Импровизация — это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт, то есть импровизация — это процесс создания продукта без предварительной подготовки. В этом смысле музыкальные импровизации младших школьников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.

Мы полагаем, что импровизация на уроках музыки будет способствовать творческому развитию младших школьников наряду с пением, слушанием, игрой на музыкальных инструментах, если:

• будут созданы условия, стимулирующие раскрытие внутреннего потенциала ребенка в процессе творческой импровизации;

• она будет рассматриваться как важнейший вид творческой деятельности;

• в процессе импровизации будет реализована потребность детей в самостоятельном творческом опыте;

• педагогическое руководство процессом импровизации направлено на воспитание интереса к творчеству, во взаимосвязи различных умений и навыков в целостной творческой деятельности, а также развитие фантазии и творческого воображения.

Методологической основой исследования явились теория развития личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), комплексные и интегральные психологические исследования (Б.Г.Ананьева, А.И.Буров), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов-Д.Б.Эльконин, Л. В. Занков, Ш. ААмонашвили), концепции музыкального воспитания (Д.Б.Кабалевский, З. Кодаи, К. Орф, Н. АВетлугина), теория полихудожественного развития (Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов) и др.

Методы исследования: анализ научно-педагогической, музыкально-методической литературы по исследуемой проблемецеленаправленное педагогическое наблюдениенаучное изучение и обобщение передового педагогического опытаопытно-экспериментальная работабеседы с учителями, родителямистатистическая обработка экспериментальных данных.

База исследования: Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Краснодар, общеобразовательные школы № 1038, № 463, центр образования школа № 654, студия эстетического воспитания «Камертон» г. Москва. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста на уроках музыки.

Научная новизна исследования: заключается в научно-педагогическом обосновании импровизации — как особого вида творческой деятельности младших школьников на занятиях музыкой.

Показана педагогическая перспективность и особенности музыкальной импровизации на уроках музыки в начальной школе: связь с духовным миром ребенкапотребностью детей в самостоятельной деятельностипробуждением любознательности, творческого интереса к музыкеразвитием интуиции, музыкального воображения и фантазиисвободное владением музыкальными возможностями и материалом в целостной творческой деятельности.

Разработаны теоретико-педагогические и методические основы деятельности учителя по формированию интереса к творческой импровизации на уроках музыки в начальной школе (творческая направленность занятий, развитие самостоятельности и активности творческого воображения, сочетание индивидуальных и коллективных форм занятий) и др.

Теоретически определены педагогические факторы, обеспечивающие успешность музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками: индивидуальный подходразнообразие видов деятельности (танцевальная, литературная, театральная) — учет интереса ребенкатворческая направленность занятий и др.

Определены возрастные возможности детей — уровень и формы музыкальной импровизации в работе с младшими школьниками. Выполняя творческое задание на уроке, дети могут: 1) сочинить считалку, дразнилку, прибаутку, попевку, состоящую из одного или двух музыкальных предложений- 2) продолжить начатую мелодию, пропев ее, показывая ручными знаками или записав нотами с последующим подбором от любого звука на инструменте- 3) написать окончание к заданной мелодии- 4) записать и сыграть сочиненную попевку в другом регистре, 5) изменить по желанию темп в исполняемой попевке- 6) сочинить к заданной попевке ритмическое остинато- 7) сочинить к заданной попевке несложное мелодическое остинато- 8) сделать транспонирование любой попевки, считалки.

Разработана и апробирована методика, которая определяет основы деятельности учителя по формированию интереса к творческой импровизации на занятиях музыкой с младшими школьниками.

Практическая значимость исследования:

Предложенное педагогическое руководство процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками может использоваться на уроках музыки, при составлении программ, во внеклассной работена курсах повышения квалификации учителейна музыкально-педагогических факультетах в процессе подготовки будущих учителей музыки, изобразительного искусства и других предметов в начальной школе.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается многолетней работой соискателя преподавателем Центра творческого развития и гуманитарного образования, учителем музыки и мировой художественной культуры в общеобразовательных школах, применением разнообразных взаимодополняющих методов сбора информации, разнообразием исследовательских приемов, использованием статистических методов обработки и анализа полученных экспериментальных данных.

Апробаиия исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, в выступлениях на научно-практических конференциях в г. Краснодаре (1992;1994гг), в лекциях перед учителями разных категорий. Результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-методических кафедр в методическом Центре творческого развития и гуманитарного образования в г. Краснодаре и научнометодических секциях в общеобразовательной школе № 463, школе № 1038, центре образования школе № 654, студии эстетического воспитания «Камертон» г. Москвы и в Институте художественного образования РАО. Автор исследования принимала участие в г. Москве в окружных конкурсах «Педагогические инновации-97» (специальная премия), «Педагогические инновации-98» (первая премия).

Внедрение результатов исследования осуществлялось: в школе№ 1038, школе№ 463, центре образования школе № 654, студии эстетического воспитания «Камертон» г. Москвы, в ходе открытых уроков на базе экспериментальных классовв процессе проведения семинаров, в лекциях для слушателей курсов разных категорий (методический центр Творческого развития и гуманитарного образования г. Краснодара). Написаны две авторские программы по мировой художественной культуре: «Западная музыкальная культура» и «Русская музыкальная культура» для среднего звена общеобразовательных школ г. Москвы. Автор также принимала участие в качестве составителя и редактора сборника «Духовный мир человека», в котором собраны творческие работы детей Южного округа г. Москвы, принимавших участие в конкурсе «Первые шаги» (в печати). Ученики диссертанта стали лауреатами этого конкурса. Основные положения диссертации опубликованы в виде статей, тезисов конференций, программно-методических материалов.

Выводы, сделанные нами на основе занятий музыкальной импровизацией с учащимися младших классов в общеобразовательной школе, можно расширить в дальнейших исследованиях по данной проблеме на учащихся учреждений дополнительного образования, сформулировать научно-методические рекомендации для системы общего художественного образования школьников, повысить эффективность работы педагогов, способствовать взаимодействию семьи и образовательных учреждений, повышению культуры родителей.

В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

Проблему импровизации можно отнести к числу перспективных. Данное исследование позволило определить ее как особый вид творческой деятельности и разработать вопросы педагогического руководства процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками, направленное на комплексное, полифоническое, полихудожественное развитие личности.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практику учителей средних школ №№ 1038, 463, в центре образования школе№ 654, студии эстетического воспитания «Камертон» г. Москвы, Центра творческого развития и гуманитарного образования г Краснодара. Главные итоги исследования отражены в виде газетных и журнальных публикаций, семинарных докладов и материалов конференций.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Педагогическая проблема репетигорства//Первое сентября.-2000.-1 июля.-С.4.

Творческая импровизация на уроке музыки как способ социальной адаптации в основных классах и классах коррекции начальной ппсолы//Социальная педагогика: теория и практика: Материалы конференции, посвященной 5-летию создания факультета социальной педагогики 29 марта 2000 года.-М.:Союз, 2000.-С.210−212.

Информационные технологии и гуманизация образования//Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. -М., 2000.-(12).-С.39−43.

Искусство против технократии //Приложение к газете «Первое сентября» № 41(209), ноябрь.-2000.-С.5.

Заключение

.

Тема нашего исследования «Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования» актуальна в силу задач, поставленных современной доктриной общеобразовательной школы. В соответствии с этими задачами и на основе собранного и обобщенного соискателем реальном практическом материале представляется важным общепедагогический смысл и направленность художественно-творческой импровизации. Мы полагаем, что музыкальная импровизация является одним из важнейших видов творческой деятельности учащихся на уроках музыки наряду с пением слушанием и другими видами деятельности.

Возможности на занятиях в общеобразовательной школе младших школьников при создании новых музыкальных сочинений (попевок, считалок) являются достаточно ограниченными по сравнению с возможностями одаренных детей и профессиональных композиторов. Тем не менее, музыкальные импровизации младших школьников несут в себе все признаки творческой деятельности композитора: 1) новизну- 2) высокий уровень организации музыкального процесса- 3) нестандартность- 4) высокую личную активность, 5) интерес и стремление детей к творческому самовыражению в музыкальной форме. Таким образом, при всей простоте и несовершенстве детской импровизации этот процесс адекватен основным творческим чертам композиторской деятельности.

Результаты педагогической практики позволили сделать вывод о том, что в разработке методов преподавания предметов художественного цикла необходима опора на развитие внутреннего мира ребенка, а также на мировоззрение, в центре которого ученик выступает как творческая личность.

Для решения указанной проблемы весьма перспективными, на наш взгляд, могут стать методы обучения, ориентирующие детей на импровизационный поиск решения учебных проблем и приучающие их уважительно относиться к творческим решениям друг друга.

Исследования показали, что одним из главных условий на занятиях музыкой с младшими школьниками является увлеченность на уроках. Путь к этому лежит через практическое музицирование в форме творческой импровизации. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности.

На уроке импровизацией будет считаться все, что рождается в процессе творческой деятельности: пение, игра на инструментах, слушание и обсуждении музыкальных пьес, сочинение и подбирание считалок, прибауток, попевок, и все это без предварительной подготовки.

Проанализировав и обобщив научно-педагогическую методическую литературу по проблеме творческой деятельности детей в процессе импровизации на уроках музыки, а также проанализировав область импровизации как вида творческой деятельности, мы можем сформулировать цепь общих понятий этого процесса. Импровизация включает в себя продуктивную деятельность ученика на уроке музыки. Именно она резюмирует все грани музыкального развития учащихся, которые дают содержательное определение понятия импровизации как педагогического явления. Составными ее частями являются: 1) ишуиция, восприятие, наблюдение, постижение, подражательность, ощущение мира природы и себя в этом мире, ритм, самодеятельность, познавательность- 2) переживание, вдохновение, восторг, спонтанность, свободное проявление духовных и физических сил, изобретательность;

3)воображение, фантазия, созидание, связь между воображением и реальностью, творческая воля, символика, творческий потенциал, нравственность, социальность, организация художественной среды.

Для детей младшего школьного возраста составными частями импровизации на уроках музыки являются: 1) наблюдение, подражательность, ощущение мира природы и себя в этом мире, познав ательность- 2) переживание, восторг, спонтанность, изобретательность- 3) фантазии, творческий порыв (на уровне богатой детской фантазии).

Анализ опытно-экспериментальной работы позволил выявить особенности импровизации как творческой деятельности на уроке музыки в начальной школе, что позволило педагогически выделить более 20 ее признаков, но самыми существенными являются: 1) связь с духовным миром ребенка- 2) реализация детской потребности к самостоятельной деятельности, пробуждение любознательности- 3) формирование творческого интереса к музыке- 4) развитие интуиции, музыкального воображения и фантазии- 5) связь разных умений и навыков в целостной творческой деятельности- 6) свободное владение музыкальным материалом и музыкальными возможностями.

Изучение научно-педагогического и методического материала по музыкальной импровизации в литературе позволило сделать следующие выводы.

Импровизация имеет глубокие исторические корни. Импровизация-первотворчество, в ней в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса (Б.МРунин). Импровизация — одновременно и вид, и компонент творчества. Она всегда творчество, ее наличие придает любой деятельности признаки творчества (В.Н.Харькин). В импровизации совпадают и процесс и продукт (П.Я.Гальперин). Таким образом, импровизация — сложный психологический процесс создания продукта без предварительной подготовки, способствующий формированию интереса к творчеству.

Присутствие импровизации является показателем творчества в любой деятельности. А в педагогической — особенно. Она позволяет превратить учебный процесс в художественно-творческий. И важен момент введения детей в этот процесс. Чем ярче личность учителя, тем талантливее в творческом развитии у него дети. Импровизация в учебном процессе невозможна без взаимодействия двух сторон — учителя и ученика. И эта тесная взаимосвязь позволяет нам рассматривать импровизацию в комплексе, т. е. в ходе общения на уроке ученика и учителя. В результате этого процесса происходит сотворчество, рождающее вдохновение. Отсюда определены педагогические факторы, от которых зависит успешность музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками:индивидуальный подход- 2разнообразие видов деятельности (танцевальная, литературная, театральная) — 3) качества музыкального материала- 4) учет интереса ребенка- 5) предпочтения ребенком видов музыкальной деятельности (сочинение, пение, слушание) — 6) творческая направленность занятий.

Для определения возможностей творческой импровизации младших школьников были рассмотрены главные направления современного образовательного процесса — сущность гуманизации, а также проанализированы современные методики творческой деятельности во всех областях музыкального развития и воспитания детей (хоровая, оркестровая, исполнительская, синтетическая деятельность). Мы считаем, что при всем разнообразии подходов к музыкально-творческому развитию существует ряд объединяющих их моментов.

1. Отсутствие в большинстве случаев целевой направленности на формирование интереса к творческой деятельности в процессе импровизации на уроках музыки в начальной школе.

2. Недостаточная педагогическая разработанность содержания музыкальных знаний, обслуживающих практические уроки музыки в общеобразовательной школе.

Мы считаем, что эффективность приобщения детей к музыкальному искусству зависит от развития интереса к творческой деятельности, особенно в процессе импровизации. Прежде всего, это будет способствовать перенесению акцента на занятиях с разговора о музыке непосредственно на творческую практику и усвоение учебного материала станет более эффективным. Только в результате творческой практики появляется возможность получить необходимые знания о форме музыкальных произведений, о своеобразии средств музыкальной выразительности, происходит более глубокое постижение музыкального искусства. И, более того, творческая импровизация на уроках музыки в начальной школе открывает перспективы в различных областях музыкального воспитания и требует серьезного осмысления.

Для детей младшего школьного возраста характерна повышенная эмоциональная отзывчивость, отношение к деятельности носит практически-действенный характер, элементы понятийного мышления сочетаются с наглядно-образным мышлением. А заложенный фундамент музыкальных способностей и огромное значение процессов воображения делают младший школьный возраст особенно благоприятным для развития музыкально-творческих способностей в процессе импровизации.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки и анализ собственной практики позволил определить возрастные возможности детей — уровень и формы музыкальной импровизации в работе с младшими школьниками. Выполняя творческое задание на уроке, дети могут: 1) сочинить считалку, дразнилку, прибаутку, попевку, состоящую из одного или двух музыкальных предложений- 2) продолжить начатую мелодиюпропев ее, показывая ручными знаками или записав нотами с последующим подбором от любого звука на инструменте- 3) написать окончание к заданной мелодии- 4) записать и сыграть сочиненную попевку в другом регистре, 5) изменить по желанию темп в исполняемой попевке- 6) сочинить к заданной попевке ритмическое остинато- 7) сочинить к заданной попевке несложное мелодическое остинато- 8) сделать транспонирование любой попевки, считалки.

Наблюдение и анализ практических работ учащихся, выполненных на интегрированных занятиях по музыке, а также беседы с учителями, работающими по проблеме исследования позволили разработать теоретико-педагогические и методические основы деятельности учителя по формированию у детей интереса к творческой импровизации на уроках музыки в начальной школе: 1) творческая направленность занятий- 2) формирование музыкально-художественного мышления- 3) развитие самостоятельности и активности творческого воображения- 4) сочетание индивидуальной и коллективной форм занятий- 5) приобщение младших школьников к духовным началам и художественно-творческой деятельности- 6) учет возрастных особенностей- 7) поощрение творческих поисков младших школьников (свободный выбор музыкальной темы, воплощение индивидуального замысла в творческой работе) — 8) овладение техническими навыками в процессе работы.

Данные эксперимента подтвердили определенные нами условия развития музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками. Они выразились в отражении интереса детей, в содержании различных форм занятий, таких, как коллективная, индивидуально-творческая, самостоятельная, массовая (экскурсии в детскую филармонию, в музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, встреча с композиторами, беседы и т. д.).

Экспериментальная работа дала возможность выявить соответствующие интересы младших школьников к видам музыкальной импровизации. К ним относятся беседы-импровизации о прослушанной пьесе, сочинение и подбор считалок, попевок, игра на инструментах, шумовой оркестр.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. -М. :Просвещение, 1983 .-112с.
  2. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе./Науч. ред. Л.В.Горюнова- Mill У им. В. И. Ленина.-М.: Прометей, 1991.
  3. .Г. Задачи психологии творчества//Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.-Л.:Наука, 1982.-С.234−245
  4. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М. :Педагогика, 1964.-302с.
  5. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М. просвещение, 1983.-222с.
  6. .В. Музыкальная форма как процесс.В 2 т. 2-е изд.-Л.: Музыка, 1971.-367с.
  7. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М. -Л.: Музыка, 1965. -150с.
  8. .В. О хоровом искусстве/Составитель и комментарии А. Павлова-Арбелина.-Л.:Музыка, 1980.-216с.
  9. .В. Слух Глинки// Избранные труды.-T.l .-М., 1959.-307с.
  10. А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды.-М.:Советский художник, 1981.-348с.
  11. Балетная импровизация//БЭ.-М., 1981.-С. 196−197.
  12. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.:Музыка, 1974.-335с.
  13. JI.А. Путь к музицированию: Исследования.-2-е изд., доп. -Л. :Советский композитор, 1979.-352с.
  14. Л.А. Язык, педагогика и исполнительство.-Л.:Музыка, 1974 -335с.
  15. Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества.//Музыкальное воспитание в странах социализма.-М.-Л. Музыка, 1975 .-С.226−232.
  16. В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников.-М. :Педагогика, 1975.-160с.
  17. С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы: Автореф.канд. дис. -М., 1980.
  18. П.П. Избранные педагогические произведения.-М.:АПН РСФСР, 1961.-695С.
  19. Е.А. Воспитательная функция музыки:эволюция и современные тенденции: Автореф.докт.дис. -М., 1992.-32с.
  20. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка.-М.: 1966.
  21. БСЭ.-З-е изд. -Т.10.-М, 1972.-591с.
  22. Н.Я. Программа и планы.// Музыка в школе.-М., 1921.-С.27−31.
  23. В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ.-3-е изд., испр.-М.:Музыка, 1978.-88с.
  24. К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад.-3-е изд.-М., 1919.
  25. Н.А. Музыкальное развитие ребенка.-М.:Просвещение, 1968.-415с.
  26. Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Автореф.докт.дис.-М., 1967.
  27. П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация//Вопросы методики воспитания слуха-Л., 1967.
  28. П.Ф. Ступеньки в музыку: Пособие по сольфеджио/ под ред. М.Ройтерштейна.-2-е изд.-М.:Советский композитор Д987.-200с.
  29. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк.-2-е изд.-М. :Просвещение, 1967.-93с.
  30. Л.С. Психология искусства.-2-е изд.-М.:Искусство, 1968.-576с.
  31. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.-М., 1978.
  32. П.Я. Управляемые формирования психических процессов-М.1977.
  33. Г. Игра в бисер.-М.:ПобедаД992.-496с.
  34. К.В. Детское музыкальное творчество: Автореф.канд.дис.-М.Д944.
  35. Э. История искусства.-М.:АСТ, 1998.-688с.
  36. Л.В. Говорить языком своего предмета.Теоретические основы учебника «Музыка»: Пособие для учителя.-М.:Прометей, 1989.-143с.
  37. Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество //Музыка в школе. -1992. -№ 4.
  38. Л.В., Маслова Л. П. Урок музыки-урок искусства.-.Книга для учителя (Учебное пособие).-М. :Прометей, 1989.-104с.
  39. Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителяМ. Просвещение, 1986.-238с.
  40. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов.-М. :Педагогика, 1972.-424с.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М. Педагогика, 1986.-240с.
  42. В.В. Новые данные о психологии младших школьников: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания.-М., 1973.Вып.2., ч. 1 .-147с.
  43. Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Пособие для учителя.-М. Музыка, 1975. -160с.
  44. Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников(на примере 1-го класса): Автореф.канд. дис. -М., 1979.
  45. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе.-М.:Просвещение, 1989.
  46. Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников: Автореф.канд.дис.-М., 1976.-16с.
  47. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований)//Вопросы психологии.-М., 1975.№ 5. -С. 166−176.
  48. Л.В. К проблеме обучения и развитияУ/Вопросы психологии.-М., 1974,№ 3.-С.21−30.
  49. Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано. (На материале школ с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР): Автореф.канд.дис. -М., 1986.-20с.
  50. А.В. Развитие интонационного мышления младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Автореф.канд.дис.-М., 1995.
  51. А.Я. В поисках художественного смысла//Избранные работы.-М. :Искусство, 1991 .-348с.
  52. А.Я. К вопросу о психологии художественного творчества//Вопросы философии.-М., 1985,№ 12.-С.72−83.
  53. Р.Т. Развитие художественного воображения младших школьников на уроке музыки: Автореф.канд.дис.-М., 1996.
  54. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов 1917—1927 гг.-Л.:Музыка, 1969.-306с.
  55. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Составитель О. А. Апраксина.-М. :Просвещение, 1990.-207с.
  56. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. -М. :Педагогика, 1973.-336с.
  57. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. /С оставитель В. И. Викторов.-М.:Просвещение, 1981 .-120с.
  58. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и документы.-М. :Педагогика, 1986.-192с.
  59. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?-2-е изд.-М. :Советский композитор, 1982. -214с. :ил.
  60. М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств.-Л.:Искусство, 1972.-440с.
  61. Я.А. Избранные педагогические произведения: В 2ч.-М. :Педагогика, 1982.-Ч. 1 -656с.-ч.2−576с., отрывок из 1ч.-С.242−477.
  62. .М. Познавательно-психологические проблемы творчества.//Философия и социология науки и техники. Ежегодник,-М.:Наука, 1987.-С. 137−144.
  63. В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти: Пособие для детей.-М.Дип.МОЗ «Г», 1992.-62с.
  64. Л.И. О природе и типах интуиции.//Вопросы методологической науки.-ТомскД971., вып. 1.-52с.
  65. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп.: Пособие для учителя./Под общ. ред.Б. П. Юсова.-Москва-Мурманск, 1995.-108с.
  66. Котляровская-Крафт М. А. Сольфеджио: Учебное пособие/Под ред.Н. Л. Масленниковой, 1кл. ДМП1.-Л. :Музыка, 1987.-42с.
  67. И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Автореф.канд.дис.-М., 1997.
  68. Е.Д. Интонационный анализ-творчество учителя и ученика//Искусство в школе. -М., 1993. -146с.
  69. Н.К. Педагогические сочинения:В 10 т.-М., АПН РСФСР, 1958.-т.2−735с.
  70. Н.К. Педагогические сочинения:В10т.-М., 1978, т.2.-С.10−16.
  71. Г. В., Пестель В. Е. Детское творчество и художественное производство//Искусство в трудовой школе/Под ред. А. В. Бакушинского.-М.:Новая Москва, 1926.-С. 116−130.
  72. Г. В. Изобразительное творчество детей.-М. .Просвещение, 1965. -207с.
  73. И .Г. Формирование музыкальных способностей младших школьников в процессе игры на элементарных инструментах: Автореф.канд.дис. -М., 1982.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1977.-304с.
  75. А.Н. Избранные психологические произведения:В 2ч.-М.:Педагогика, 1983.-ч. 1.-392с.
  76. И.Я. Проблемное обучение.-М. .Знание, 1974.-64. :ил.
  77. Н.Л. Образность в искусстве.-М.:Наука, 1974.-206с.
  78. Д.Л. Хоровое пение в русской школе.-М.:1957.
  79. Лук А. Н. Мышление и творчество.-М.:Наука, 1976.-144с.
  80. Лук А. Н. Психология творчества.-М.:Наука, 1978.-125с.
  81. С.М. О психологии музыкальной импровизации.-М. гМузыка, 1991 .-85с. :ил., с нот.
  82. В.В. Музыкальное мышление и логос жизни//Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты, исследования.-Киев:Музычна Украина, 1989.-С. 18−28.
  83. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.-М. .Музыка, 1976.-253с.
  84. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.:3нание, 1981.-96с.
  85. Методические рекомендации к уроку музыки в общеобразовательной школе:1−11 классы.-М.:Музыка, 1971.-288с.
  86. Л.В. Музыкальный словарь в рассказах.-М. .Советский композитор, 1986.-176с. :ил.
  87. Музыка: музыкально-эстетическое воспитание: 1−4 классы/Автор-составитель и научный редактор Н. А. Терентьева.-М.:Просвещение, 1994.-78с.
  88. Музыкальная импровизация//МЭ.:В 6 т.-М., 1974.-т.2.-С.508−110., т.4.-С.214−218.
  89. Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М. :Музыка, 1972.-383с.
  90. Е.В. Логика музыкальной композиции.-М.:Музыка, 1982.-319с.
  91. Народное образование в СССР.:Сборник документов 1917—1923.-М., 1974.-С.78.
  92. Научный архив АПН СССР.Ф.1-Ед.хр.16-Л.18
  93. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя.-2-е изд. перераб. и допол.-М. .Просвещение, 1987.-255с.
  94. А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: Автореф.канд.дис. -Вильнюс, 1981.-23с.
  95. Новая школа.-1918.-№ 4.-С89−90., С.193−196.
  96. И.Г. Избранные педагогические сочинения:В 2ч.-М. Ледагогика, 1981 .-ч .1 -336с., ч.2−416с.
  97. В.И. Вокальная и инструментальная импровизация как метод развития музыкально-творческих способностей подростков//Профессиональная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета. Вып.4.-Куйбышев, 1976.-С. 113−123.
  98. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. :Теоретико-зкспериментальное исследование.-М. :Педагогика, 1980. -240с.
  99. А.А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф.канд.дис.-Вильнюс, 1973.
  100. Я. А. Психология творческого мышления.-М.:АПН.РСФСР.1960.-352с.
  101. Я. А. Психология творчества и педагогика. -М. Ледагогика, 1976.-280с.: ил.
  102. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1−3 классы.-М. .Просвещение, 1977.-118с.
  103. Программы для 1и2 ступени семилетней единой школы. -М.:Госиздат, 1921.-350с., отрывок С. 314.
  104. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.-М.: Изд. ЦАПИ, 1994.-144с.
  105. С.Х. Искусство и эмоции.-2-е.изд., доп.-М.:Музыка, 1972.-168с.
  106. С.Х. О природе художественного мышления.//Эстетические очерки. -М. :Музыка, 19 967, вып. 2. -С.312−355.
  107. Революция-Искусство-Дети: Материалы и документы: В 2ч./Сост.Н.П. Старосельцева-М. Просвещение, 1987.-Ч. 1 .-218с., ч.2.
  108. М. Просвещение, 1988.-240с.
  109. Г. С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах/Под. ред. Л.В.Занкова-М. Просвещение, 1979.-160с.
  110. Г. С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Автореф.канд.дис.-М., 1992.
  111. С.Л. Проблемы общей психологии/Ответ. ред. Шорохова Е.В.-2-е изд. -М.: 1976.-416с.
  112. .М. О психологии импровизации: Психология процесса художественного творчества//РПЭ. :В 2 т.-Л.: 1980. -т. 1. -608с.
  113. РПЭ. -М., 1993 .-т. 1. -608с.
  114. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/Под ред. Л. А. Баренбойма-Л. :Музыка, 1970.-160с.
  115. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства.//Вопросы социологии и эстетики музыки.-JI. Советский композитор, 1981.-Вып.2.-С. 111−230.
  116. К.В. Онтогенез музыкальных способностей:(Педагогическая наука реформа, школа.)(НИИ дошкольного воспитания АПН СССР).-М. Педагогика, 1988,-176с.
  117. Театральная импровизация//ТЭ.-М., 1963.-2т.-С.869−870.
  118. Теория и методика музыкального образования детей: Научно методическое пособие./Л.В.Школяр, М. С. Красильникова, С. Д. Критская и др.-М. :Флинта:Наука, 1998.-336с.
  119. .М. Психология музыкального воспитания.-М.:-Л.:АПН РСФСР, 1947.-335С.
  120. .М. Избранные труды:В 2 т.-М.:Педагогика, 1985.-т.1.-С.329.
  121. Толковый словарь русского языка: В 2 т./Под ред.УшаковаД.Н.-М. :Огиз, 1935., т. 1 ,-С. 1197−11 198.
  122. Ю.Н. В мире экранных искусств: Кита для старшеклассников: В 2ч.-М.: 1994.-ч. 1 .-96с.
  123. К.Д. Избранные педагогические сочинения.В 2ч.-М.: Учпедгиз, 1959.-Ч.2.-С.
  124. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления.-М.:Наука, 1986.-237с.
  125. Фрейд 3. Художник и фантазирование/ Пер. с нем.-Под ред.Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. -М. Республика, 1995.-400с. :ил.
  126. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М., МИП NB Магистр, 1992.-159с.
  127. Художественная энциклопедия.: Словарь искусств и художеств.-СПб., 1886, т.1.-351с.: ил.
  128. Л.В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф.канд. дис. -М., 1999.
  129. В.А. Музыкальные жанры и основа музыкальных форм.-М. .Музыка, 1994.-160с.
  130. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М. :Педагогика, 1975. -200с.
  131. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.-М. :Наука, 1971 .-223с.
  132. В.А. Обоснование содержания музыкального образования с методических позиций (опыт исследования проблемы).-М.:Толк, 1997.-80с.
  133. JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе. Автореф.док.дис. -М., 1999.-63Ос.
  134. Ф.И. Искусство как предмет обучения.-Харьков, 1923.
  135. В.Д. Музыкально-творческое развитие учащихся в процессе обучения игре на фортепиано (на материале украинской, советской фортепианной музыки и украинского музыкального фольклора): Автореф.канд.дис. -М., 1972.
  136. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.-М.Учпедгиз, 1962.-230с.
  137. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа.-М., 1978.-270с.
  138. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения: Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы/Под ред.Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.-М.: Просвещение, 1966.
  139. Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П.-М.Просвещение, 1989.-554с.
  140. .П. Три уровня художественного воображения: три типа художественного творчества//Культура. Искусство. Образование: Проблемы, перспективы развития.-Материалы международной научной конференции, ч.2,-Смоленск, 1999.
  141. П.М. Психология чувств.-М.:Изд. АПН СССР, 1961.-216с.
  142. П.М. Психология художественного восприятия.-М. :Искусство, 1964. -86с.
  143. Х.В. и Янсон Э. Основы истории искусства.-С.-П. :А-ОЗТ Икар, 1996.-512с.
Заполнить форму текущей работой