Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений в подготовительной к школе группы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания. Все виды… Читать ещё >

Дидактическая игра как средство формирования количественных представлений в подготовительной к школе группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Для педагога, игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей. При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать дидактические игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино», настольно-печатные и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. Одно из ведущих мест в работе с дошкольниками занимают разнообразные дидактические игры. Они содержат в себе заранее придуманный замысел, определяют цель и определенным образом организуют игровую деятельность детей.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра — это коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка.

Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДОУ.

Так дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю. Вне занятий дидактические игры проводятся во вне учебное время (утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня), в группе или на участке.

В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения — образовательную, воспитательную и развивающую. Таким образом, весьма перспективным является представить каждый раздел программы по «математике» в детском саду системой дидактических игр, служащих для упражнения детей в применении знаний.

Сами знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребенок получает первоначально вне игры, в играх лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации. Структура большинства дидактических игр не позволяет сообщить детям новые знания, однако это не означает, что в принципе такое невозможно. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений. При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует народные и авторские игры, с предметами и без них.

Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр. Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов проведения занятий, индивидуальной работы, быть формой организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребенка. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В целях закрепления программного материала по математике для старшей группы с детьми проводятся разнообразные дидактические игры. Через правила дидактических игр необходимо подводить ребят, к логическому мышлению, учить их больше рассуждать, делать обобщения, выводы, уточнять представления о величине, форме, пространстве, времени. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  • 1. Игры с предметами
  • 2. Настольно-печатные игры
  • 3. Словесные игры

Игры с предметами — используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учиться сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. («Подбери нужную цифру», «Строим башню», «Раздай тарелочки», «Давай посчитаем», «Сделай поровну», «Будь внимателен», «Принеси», «Поезд» и др.).

Настольно-печатные игры — это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников внимания, логического мышления, быстроты реакции. («Веселый карандаш», «Почтальон принес посылку», «Раздели на группы», «Заштрихуй дома», «Что изменилось?», «Парные картинки», «Сложи картинку»).

Словесные игр — построенные на словах и действиях играющих. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. («Что бывает?», «На одну цифру», «Я знаю», «Я возьму с собой 3…»). Игра — важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

  • 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  • 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  • 3. Все психологические новообразования берут начало в игре
  • 4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

По классификации Бондаренко А. К. дидактические средства образовательной работы делятся на две группы:

  • 1. Первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый;
  • 2. Во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.

Для закрепления количественного счета можно провести такие дидактические игры: «Что я сказала», «Которой игрушки не стало», «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовет», «Найдите столько игрушек, сколько кружков на карточке», «Кто больше увидит», «Поймай мяч», «Настойчивость», «Сколько», «Чудесный мешочек», «Шары», «Пройди в ворота», «Сосчитай-ка», «Найди соседей», «Волейбол», «Поймай Мяча», «Кто первый», «Найди свой автобуса», «Живое число», «Подбери нужную карточку» и др. [2, 71].

Игра «Настойчивость». Ребенок держит в руках небольшую коробочку с «автобусами» внутри, накрытую сверху стеклом; легким встряхиванием рук стремится перекатить 4 автобусы под крышу «депо» согласно номерам, указанным на «автобусах» и на отделениях «депо». Помимо решения задачи счета, в игре воспитывается внимание, сосредоточенность, координация мелких мускулов рук.

Игра «Живое число». Дети получают таблички с нарисованными кружками от 1 до 10. По сигналу ведущего «Числа, станьте по порядку» (можно в прямом и обратном порядке) играющие должны стать в шеренгу в соответствии с числом кружков, нарисованных на табличках.

В игре «Сколько» закрепляется понимание смысла этого слова. На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?» Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» или «У меня девять уток». [1, 102].

Количественный счет ребята закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по 4 фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на фишке. Выигрывает тот, кто первый приведет свои фишки на 4 первых кружка центральной дорожки своего цвета. Аналогичны этой такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько». Умение продолжать счет количественный (один, два, три и так далее) и порядковый (первый, второй, третий) можно закрепить в игре «Считай дальше». Ведущий бросает мяч Коле и называет число «один». Коля, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Поймавший мяч должен продолжить порядковый счет. Ребенок, который не успел вовремя ответить, платит фант. На каждом занятии, где дети используют цифры, необходимо вводить дидактические игры «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей».

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами, дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует их действия. В игре «Какой цифры не стало?» убирают одну — две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра должна стоять и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать работу с цифрами на занятии. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка, дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть З раза); убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т. д.

Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку. Используя цифры, важно не путать понятия «число» и «цифра». Цифра — это знак числа. Число — это количество предметов. Когда дети познакомились со всеми числами и цифрами первого десятка, можно познакомить их с историей возникновения чисел и цифр. В течение всего года дошкольники упражняются в счете в пределах уже известных им чисел. Они пересчитывают предметы, игрушки. Для того чтобы сформировался правильный навык пересчета, необходимо соотносить числительное с предметом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды, в нужном порядке, последовательно называть числительные, согласовывать слова-числительные с существительными при пересчете предметов и назывании итогового числа: семь грибов, девять кукол, четыре пирамидки. Чтобы эти упражнения доставляли ребенку удовольствие, лучше всего использовать дидактические игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чудесный мешочек», «Сколько?», «Сосчитай — не ошибись!» и Дидактические игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе или доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, то есть нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, то есть изменяют количество предметов в группах. Ребенку, исправляющему ошибки, предлагают сопровождать свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то становится ведущим. [6, 132].

Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой ребенок, игра повторяется.

Игра «Сколько?» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6−8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько». Игра «Считай — не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. [5, 105−110].

В дидактических играх дети выполняют правила игры: найти ошибку, если количество предметов не соответствует цифре, стоящей рядом; выполнить задание ведущего быстрее остальных; определить, что изменилось, и так далее. На самом деле решаются очень важные для развития учебные задачи: дети учатся отсчитывать из большего меньшее количество предметов; отсчитывать предметы по заданному числу, по образцу. Образцом может служить числовая карточка с изображением на ней разных по численности групп предметов или геометрических фигур. Определенное количество звуков, движений тоже может служить образцом. Дети, слушая задания ведущего или воспитателя, должны пересчитать количество предметов (звуков), данных в образце, и отсчитать такое же количество предметов, игрушек.

Таким образом, можно сказать что с помощью разнообразных дидактических играх у ребенка быстрее формируются количественные представления, а также дети одновременно учатся точному выполнению правил математических действий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой