Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психодиагностический инструментарий для оценки социальной одаренности в условиях дополнительного образования детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователи дополнительного образования детей (А. К. Бруднов, О. Е. Лебедев, А. В. Золотарева) выделяют функции, определяющие его содержание, а именно: ценностноориентационную, коммуникативную, социально-адаптационную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую, образовательную, социально-педагогическую и методическую. При этом главной функцией, с нашей точки… Читать ещё >

Психодиагностический инструментарий для оценки социальной одаренности в условиях дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с введением новых образовательных стандартов в психолого-педагогической литературе очень активно обсуждается вопрос о роли дополнительного образования, его возможностях для формирования метапредметных и личностных результатов. Чрезвычайно важной является проблема становления личности ребенка, его самосознания, формирования активной жизненной позиции. Одним из возможных личностных результатов высту пает становление лидерских качеств, проявляющихся в социально одобряемых видах деятельности, имеющих гражданскую, гуманистическую, нравственно-патриотическую направленность. Высшим уровнем развития выше названных качеств выступает социальная одаренность.

Социальная одаренность — один из видов одаренности, выделенный на основе качественного критерия, отражающего специфику психических возможностей человека и особенностей их проявления в тех или иных видах деятельности, а именно ведущий вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики. Социальная одаренность как частный случай общей одаренности — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в социально ориентированной деятельности, связанной с мотивированием и организацией, стимулированием и кооперацией с другими людьми, для достижения целей, обеспечивающих благо как можно большего количества людей. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализована социальная одаренность. Развитие и саморазвитие лежат в основе формирования и реализации социальной одаренности.

Система дополнительного образования детей создает наиболее благоприятные возможности для формирования социальной одаренности благодаря вовлечению ребенка в различные виды социальной практики. В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение котоporo — развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения и всей системы дополнительного образования являются обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Исследователи дополнительного образования детей (А. К. Бруднов, О. Е. Лебедев, А. В. Золотарева) выделяют функции, определяющие его содержание, а именно: ценностноориентационную, коммуникативную, социально-адаптационную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую, образовательную, социально-педагогическую и методическую. При этом главной функцией, с нашей точки зрегтия выступает формирующая функция, связанная с развитием и становлением ребенка как личности, способной самоопределиться в мире социальных отношений, выбрать и обосновать для себя приоригеты, занять активную гражданскую позицию. Развитие — процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер — интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзисгенциатьной, предметно-практической и сферы саморегуляции (О. С. Гребенюк). Этому способствуют различные виды деятельности, представленные в дополнительном образовании детей и юношества. Эго кружки, секции, студии, клубы научнотехнической, спортивно-технической, эколого-биологической, художественно-эстетической, культурологической, социальнопедагогической направленности, а также программы по подготовке к школе. В практике чаще всего встречаются комплексные варианты дополнительного образования детей в У ДО, включающие сразу несколько направлений деятельности. Опыт работы учреждений дополнительного образования детей показывает, что здесь дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач. Осваивая разные роли в разных ситуациях, дети осваивают новую среду, адаптируются к ней, приобретают разный жизненный опыт.

Учреждения дополнительного образования имеют целый ряд особенностей, выделяющих их среди учреждений образования. В качестве первой особенности УДО детей и подростков можно выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение УДО является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительности участия в жизни того или иного детского объединения. Для формирования лидерских качеств и развития социальной одаренности это обстоятельство является краеугольным, поскольку способствует самоопределению и становлению рефлексивного компонента в структуре социальной одаренности.

Вторая особенность состоит в том, что в задачи учреждений дополнительного образования детей входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением школьникам возможности выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания. Предназначенность данных воспитательных организаций для детей старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра, приводит к тому, что в них профессиональная ориентация становится длительным процессом, постепешюго уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, так и через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.

Характеризуя ещё одну особенность учреждений дополнительного образования, следует отметить их разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре, что дает возможность найти способы удовлетворения интересов и потребностей в самореализации практически для любого ребенка.

Результаты эмпирического исследования, проведенного в учреждениях УДОД, позволили нам выявить типичные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного образования, а также запросы на психодиагностику, которая выступает первым этапом в решении обозначенных проблем. В исследовании приняло участие 20 человек, педагогов с различным стажем работы, возглавляющих различные направления деятельности в УДОД. Характер затруднений и степень востребованности психодиагностического инструментария мы представили в следующей таблице 5.

Таблица 5.

Степень востребованности психодиагности ческого инструментария

№.

п/п.

Направления, для которого требуется психодиагностика

Степень востребованности

(в %)

1.

Подготовка к соревнованию, выступлению.

2.

Диагностика способностей.

3.

Выбор лидера, капитана.

4.

Диагностика индивидуальных особенностей и потребностей детей.

5.

Проблемы общения в группе.

6.

Для отбора в группу, в коллектив.

7.

Сложная семейная ситуация.

8.

Разработка индивидуальной программы развития.

9.

Пропуски занятий.

Анализ результатов позволяет утверждать, что для педагогов УДОД на первом месте стоит оценка стрессоустойчивости ребенка, которую также можно рассматривать как компонент социальной одаренности, и собственно диагностика способностей. Второе место занимает оценка лидерских и коммуникативных качеств, а третье место педагоги отдали такой профессиональной задаче как оценка индивидуальных особенностей и потребностей детей. Это не случайно, т.к. любой ребенок с признаками одаренности, в особенности социальной одаренности, зачастую не вписывается в привычные рамки, поэтому своей неординарностью скорее создает педагогические проблемы, чем восхищение и желание с ним работать. Возможно, именно последнее обстоятельство становится причиной того, что педагоги склонны одаренного ребенка скорее воспринимать как нарушителя и хулигана, не желающего подчиняться общепринятым нормам и правилам, чем увидеть нестандартность, оригинальность в этом человеке. Эти выводы требуют более тщательно подходить к диагностике и мониторингу индивидуального развития с целью раннего выявления, поддержки и сопровождения социально одаренных детей.

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности, связанную с постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.

Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

  • 1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
  • 2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
  • 3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
  • 4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи в психодиагностике должен быть реализован ряд принципов.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной (пригодность тестовых результатов для той цели, ради чего проводилось тестирование) и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять. Под научным обоснованием понимается наличие большого, теоретически обобщенного опыта квазификации психодиагностических методик, оценки их состоятельности, сильных и слабых сторон. Публикуемые в настоящее время методики, как правило, не сопровождаются данными, указывающими на то, каким образом, они проверялись и в какой степени соответствуют принятым критериям научности.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т. е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

Каждая психодиагностическая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека.

Обязательным в этой связи для правильного применения любого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого диагностик может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов обследования людей. Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на самом себе или на другом человеке.

При проведении диагностики обязательно соблюдение следующих морально-этических норм:

  • 1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев, оговоренных законом или судебной или медицинской практики.
  • 2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.
  • 3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
  • 4. Результаты тестирования предоставляются тестируемому в доступной для правильного понимания форме.
  • 5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка.
  • 6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.
  • 7. Основная ответственность за ненадлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой