Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование логико-математических игр в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений у детей подготовительной группы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Из занимательного материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды: логические упражнения, требующие умозаключений; задачи на нахождение признака отличия или сходства фигур; логико-математические игры; «змейка. Читать ещё >

Использование логико-математических игр в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений у детей подготовительной группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Игра — это один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

А.И. Сорокина [26] писала, что игра — это основная деятельность детей. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель играть.

Ссылаясь на советского педагога Н. К. Крупскую А.И. Сорокина [26] указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью.

Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки».

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию, подчеркивает А. И. Сорокина [26].

В своем сборнике А. И. Сорокина [26] подробно раскрывает понятие об играх, их виды, структуру. Дает возможность понять как важны дидактические игры с математическим содержанием для детей, их развития. Они развивают логическое мышление, сообразительность дошкольника. В книге подробно описано руководство дидактическими играми, их содержание, что немало важно для педагога.

А.А. Столяр [28] выделил средства формирования элементарных математических представлений у детей, которые широко распространены в практике работы дошкольных учреждений:

  • 1. Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
  • 2. Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
  • 3. Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе, и даются примерные конспекты занятий;
  • 4. Сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
  • 5. Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:

  • — реализуют принцип наглядности;
  • — адаптируют абстрактные математические понятия в доступной детям форме;
  • — помогают дошкольникам овладевать способами действий необходимыми для возникновения элементарных математических представлений;
  • — способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному;
  • — дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания;
  • — увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне них;
  • — расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • — рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но и в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

  • 1. Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, предварительного знакомства с новыми игрушками и материалами.
  • 2. Разнообразные дидактические игры.
  • 3. Занимательный математический материал: головоломки, мозаики.
  • 4. Отдельные дидактические средства: счетный материал (отличный оттого, что применяется на занятиях); кубики с цифрами и знаками.
  • 5. Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Из занимательного материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды: логические упражнения, требующие умозаключений; задачи на нахождение признака отличия или сходства фигур; логико-математические игры; «змейка».

Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений.

А.А. Столяр [28] выделил основные педагогические требования к занимательному материалу как к дидактическому средству:

  • 1. Материал должен быть разнообразным. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения, формы организации работы с этим материалом.
  • 2. Он должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
  • 3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом, и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.
  • 4. Материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка.
  • 5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

Дидактические игры — одно из средств занимательной математики и развития количественных представлений.

Дидактическая игра — это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Она является одной из методических разновидностей, указывает А. Л. Венгер [24] в своем словаре.

Сущность дидактической игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи, отмечает С. А. Козлова [14].

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний, указывает Т. К. Жикалкина [11].

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Дидактическая игра имеет структуру, без которой она не может осуществиться и считаться дидактической. Эта структура сходна со структурой логико-математических игр.

Логико-математическая игра — дидактическая игра, направленная на развитие мышления и отдельных логических структур.

А.К. Бондаренко [4] выделила структуру логико-математической игры. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу.

А.И. Сорокина отмечала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» [26, с. 13].

Таким образом, логико-математическая игра содержит три обязательных структурных элемента:

1. Дидактическая задача, которая определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети. Определяя дидактическую задачу, надо иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции можно развить, качества личности.

В каждой конкретной игре следует видеть основную задачу — задачу обучения и воспитания детей в соответствии с действующей программой.

2. Игровые правила. Их основная цель — организовывать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Эмоциональную окраску игре придают музыкальные паузы (песни, танцы).

А.К. Бондаренко [4] подчеркивает, что в правилах отражен и нравственный аспект игры. Используя логико-математическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия необходимо формировать у детей корректность, доброжелательность.

3. Игровые действия. Использование в игре игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, это могут быть поощрение победителя в каждом раунде. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда дети вносят свои предложения.

Любая игра становится логико-математической, если в ней имеются вышеперечисленные компоненты, отмечает А. И. Сорокина [26].

Методику руководства дидактическими играми рассматривали А. К. Бондаренко [4] и А. И. Сорокина [26]. Они были схожи во взглядах. Методика руководства дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит:

  • — отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  • — установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной группы;
  • — определение количества играющих;
  • — подготовка к игре самого воспитателя и детей.

Проведение дидактических игр включает:

  • — ознакомление детей с содержанием игры;
  • — объяснение хода и правил игры;
  • — показ игровых действий;
  • — определение роли воспитателя в игре.
  • — подведение итогов игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

А.К. Бондаренко [4] подчеркивает, что анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.

Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, в которых развиваются математические представления, сообразительность, воля.

В подготовительной группе многие игры воспитатель изготавливает вместе с детьми, отмечает А. К. Бондаренко [4]. Воспитатель продумывает связь логико-математических игр с другими видами детской деятельности, с творческими играми, трудом.

Таким образом, в подготовительной группе воспитатель активно руководит логико-математической игрой. Здесь игра используется как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.

В логико-математических играх моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

А.А. Столяр [27] указывал на то, что незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Логико-математические игры довольно широко представлены в методической литературе Л. Э. Генденштейна, Т. К. Жикалкиной, А. А. Столяра, в статьях А. Белошистой, Е. В. Соколовой.

В сборнике Л. Э. Генденштейна [6] «Энциклопедия развивающих игр» представлены логико-математические игры. Игра «Придумываем и считаем» развивает у ребенка воображение, тренирует наблюдательность, быстрый пересчет. Эта игра дает волю фантазии ребенка, порождает у него естественную потребность в быстром пересчете. Игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур с помощью счетных палочек и других предметов (жетоны, пуговицы, бусинки). Нужно выложить фигуру из заданного количества палочек.

Игра «Говорящие зигзаги» вырабатывает у ребенка навык быстрого подбора записанного числа к соответствующей группе предметов. Эта игра поможет «построить мост» от восприятия числа как количества предметов, к восприятию числа «самого по себе». Для игры нужны карточки, на каждой из которых изображено несколько предметов и написано соответствующее число. Каждую карточку разрезать по зигзагообразной линии.

Игра «Глаз-алмаз» на сравнение количеств предметов в двух группах. Для осознанного овладения арифметическими действиями ребенку необходимо научиться быстро, сравнивать числа. Игра заключается в раскладывании фигур (круги, треугольники) по цветам в две стопки. Отгородить игровые поля книгой и каждый игрок выкладывает на столе несколько кругов из своей стопки. По сигналу открывают поля, несколько секунд рассматривают, затем закрывают и по памяти надо сказать, сколько каких кругов выложено, каких больше и на сколько.

Игра «Змеиные кожи и акульи зубы» учит детей сравнивать количество предметов в двух группах без пересчета. Достаточно лишь сопоставить предметы одного множества с предметами другого, составляя из этих предметов пары.

Все игры и задания в сборнике сопровождаются конкретными методическими указаниями, которые помогут при работе с детьми. Игры помогут развить сообразительность ребенка, его наблюдательность и память.

Также логико-математические игры представлены в пособии Т. К. Жикалкиной [11] «Игровые и занимательные задания по математике». В игре «Построим домики и посадим рядом деревья» дидактической целью является обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.

Игра «Построим аквариум для рыбок» формирует числовые и пространственные представления у детей. Нужно построить аквариум из полосок цветной бумаги, опустить туда рыбок разных по размеру, цвету. Затем сосчитать, сколько каких рыбок, и в какой части аквариума плавает.

Игра «Детки на ветке» закрепляет отношения «больше», «меньше», «равно». Одной группе детей нужно раздать ветки, другой — плоды. По сигналу каждый должен найти свою пару так, чтобы предмет у него и у товарища совпадали по принадлежности к одному растению.

Игра «Лучший счетчик» и «Хлопки» заключается в установлении соответствия между числом рисунков и цифрой. Развивает внимательность, сообразительность, счет, проверяет знание числовых знаков.

Игра «Поезд» закрепляет понятия «один», «много». В разных местах разложить рисунки, предметы по одному и много. Дети строятся в паровоз и останавливаясь на разных станциях называют каких рисунков, предметов, много, а каких один.

Игра «Число и цифру я знаю» направлена на установление соответствия между числом и цифрой. Воспитатель должен показывать детям поочередно определенное число фигур, они должны сосчитать и показать соответствующую карточку с цифрой.

В этом пособии представлены игровые и занимательные задачи по всем разделам программы по математике. И можно выбрать ту игру, которая соответствует возрасту и изучаемому материалу в данный период.

В пособии А. А. Столяра [27] «Давайте поиграем» представлена система логико-математических игр. В этих играх моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Игра «Рассеянный художник» развивает наблюдательность и счет до шести. Нужно взять необходимые цифры, карточки и исправить ошибки рассеянного художника. Затем сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов.

В игре «Сколько? Какой?» развивают счет в пределах десяти. Необходимо сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру.

Цель игры «Сколько осталось»? развивать навыки счета предметов, уметь соотносить количество и число, формировать у детей конкретный смысл действия вычитания.

А. Белошистая [1] предлагает игру-занятие «Признаки предметов: одинаковые — разные. Выделение единичного предмета из групп». Она учит детей выделять предмет по характерным признакам и составлять группу из отдельных предметов и устанавливать отношения между количествами «один» и «много»; развивать внимание, координацию, восприятие, самоконтроль.

Е.В. Соколова [25] предлагает игру «По следам колобка», которая совершенствует навыки счета в пределах 5. Продолжает учить классифицировать предметы по одному признаку. Эта игра проводится со сказочными героями, вместе с физическими упражнениями.

Вывод: значение элементарных логико-математических занимательных игр и задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшем, развитии умственных способностей, смекалки, сообразительности.

В играх у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. В игре ребенок добрее, сильнее, сообразительнее и проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой