Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная педагогика, ее предмет и задачи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогическою знания, исследующую явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной… Читать ещё >

Социальная педагогика, ее предмет и задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная педагогика как самостоятельное направление имеет свое содержание, научный аппарат, основные задачи и функции, их изучение позволит полнее определить ее место и роль в социально-педагогической практике.

В результате изучения главы 2 студент должен:

знать

  • • сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;
  • • назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;

уметь

• использовать понятийный аппарат социальной педагогики, определять перспективы ее развития;

владеть

• понятийным аппаратом в области социальной педагогики.

Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогики.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле, речь идет нс просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

В настоящее время существуют несколько подходов к определению сущности социальной педагогики:

  • — научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (немецкий социальный педагог Ханс Мискес (1915−2006, Mieskes));
  • — помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (немецкий социальный педагог Клаус Е. Молленхауер (1928 — 1998, Mollenhauer));
  • — наука о воспитательных влияниях социальной среды (российский социальный педагог Владимир Давыдович Семенов);
  • — отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (российский социальный педагог Анатолий Викторович Мудрик);
  • — отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы» (российский социальный педагог Минненур Ахметхановна Галагузова).

Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогическою знания, исследующую явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, направленной на обеспечение социального становления и формирования личности человека, в соответствии с потребностями его самореализации с учетом возраста и индивидуальных возможностей.

В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее, организатор, выполняющий социально-педагогические функции.

Социально-педагогическая деятельность способствует ведению человека с рождения, как личности (социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержки) по этапам социального становления и его развития как гражданина конкретного общества (социума). Этот процесс осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где предстоит ему реализовывать себя.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления:

  • — личностное;
  • — социальное.

Личностное направление («индивидуальная» педагогика) можно охарактеризовать как социальную педагогику личности в ее становлении и развитии. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В ней развиваются условно-гуманистический и консервативный подходы.

Во второй половине XIX в. в рамках этого направления педагогике сформировалась радикальная концепция формирования «сверхчеловека» немецкого философа Ф. Ницше. Ее появление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради его самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Данный факт степени способствовал формированию, как альтернативы «индивидуальной» педагогики, социального направления.

Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения (социопедагогика); в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека (педагогика среды).

Социопедагогика изучает деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающуюся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, обеспечении их функционирования. Она носит официальный социально-педагогический характер.

Кроме того, в обществе складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в отношении воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они носят социально-педагогический, но неофициальный характер.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста. Это направление получило развитие в трудах П. Наторпа, П. Бергеманна, И.-Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Р. Зейделя, Станислава Теофиловича Шацкого (1878−1934), Антона Семеновича Макаренко (1888−1939), Бориса Тимофеевича Лихачева (1929- 1999), В. Д. Семенова и других исследователей-педагогов.

Социальное направление обосновывает приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает:

  • — педагогику социального становления личности;
  • — педагогику социальных отклонений в формировании личности;
  • — социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается, но законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (Карл Магер (1811- 1855, Mager), X. Мискес, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Б. Т. Лихачев и др.). Он, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой — развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И.-Г. Песталоцци, К. Молленхауер, Фридрих Адольф Дистервег (1790−1866), А. С. Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882−1960) и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

Важное место в социальной педагогике уделяется социальному воспитанию, преодолению трудностей в нем, социально-педагогическому сопровождению, поддержке человека в его социальном становлении, преодолении трудностей в самореализации, в самосовершенствовании. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу его заменяющему, учителю) прогнозировать ero динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия протекания этого процесса и через них на сам процесс. В этом заключается основная задача прикладной части социальной педагогики — социально-педагогического сопровождения, поддержки человека.

Велика в социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление, которое различно в зависимости от возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, как сформируется личность из человека.

Одновременно, следует учитывать, что социальное саморазвитие человека — это сложный закономерный процесс. В определенных социальных условиях и человек развивается соответствующе. Меняются направленность и интенсивность этого процесса.

В соответствии с изложенным, социальную педагогику следует рассматривать с позиций:

  • — педагогики среды как реализации функций государства и влияния непосредственной среды жизнедеятельности человека;
  • — педагогики социального становления личности человека как влияния социального воспитания; социального фактора самого человека; личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании;
  • — социального воспитания, социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в самореализации.

Структура социальной педагогики представлена на рис. 2.1.

Социальная педагогика с позиции педагогики среды — это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных инсти;

Структура социальной педагогики.

Рис. 2.1. Структура социальной педагогики.

тутов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Также исследуются социально-педагогические возможности и проблемы целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информаций) в воспитании и другие факторы, непосредственно влияющие на социальное становление растущего человека, групп.

Социальная педагогика с позиции педагогики социального становления личности человека — это теория и практика социального становления и развития личности, общественных групп в процессе их социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике.

Социальное воспитание, социально-педагогического сопровождение, поддержка человека в самореализации — это непосредственная и опосредованная деятельность специалистов по обеспечению целесообразного социального формирования человека, усвоения им необходимой культуры, становления как личности, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, т. е. в тех процессах, где человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении, поддержке в преодолении проблем, с которыми он сталкивается. Так проявляется значимость социума, среды жизнедеятельности человека.

В целом социальную педагогику следует рассматривать как теорию, практику и образовательный комплекс.

Социальная педагогика как теория — это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика как практика — это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как образовательный комплекс - это теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов. Он включает теорию и методическое обеспечение социальной педагогики как учебной дисциплины — компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника и других специалистов.

Как учебная дисциплина социальная педагогика состоит из разделов и подразделов, каждый из которых имеет свое содержание и действует во взаимосвязи с другими (рис. 2.2).

Структура социальной педагогики как учебной дисциплины.

Рис. 2.2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой