Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация и проведение вида «Поисково-спасательные работы»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Костер разжигается командой на подготовленном месте или на сетке дровами, заготовленными командой. Использование горючих веществ для разжигания и ускорения горения костра не разрешается. Задание считается выполненным, когда закипит вода или будет пережжен шнурок. Разжигание печки производится с выполнением тех же условий. Примус разжигается с использованием для прогрева горелки не менее одной… Читать ещё >

Организация и проведение вида «Поисково-спасательные работы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный вид соревнований в последние годы получает все большее распространение, особенно с появлением соревнований «школы безопасности». В сущности, ПСР — это контрольный туристский маршрут в пешеходном или лыжном туризме, но с выполнением специальных заданий, связанных с поиском «пострадавшего», оказанием ему первой доврачебной помощи и транспортировкой. Как правило, к их проведению привлекаются специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям, общественные и профессиональные спасатели.

В зависимости от масштаба соревнований, уровня подготовки участников в этот вид могут быть включены любые технические этапы, логически связанные между собой. Судейство и система штрафов соответствуют соревнованиям по пешеходному или лыжному туризму.

Описание этапов, рекомендуемых к использованию на соревнования по ПСР.

Этап «Поиск „пострадавшего“»

Этот этап может иметь несколько вариантов.

  • 1. По одному участнику от команд судья уводит по определенному маршруту (впоследствии эти участники играют роль «пострадавших»). Во время движения эти участники составляют легенду маршрута или рисуют маршрутную ленту. По прибытии на место ожидания группы участники готовят свое сообщение. Судья собирает материалы и отправляет в базовый лагерь, где они выдаются команде в момент старта.
  • 2. Четыре участника команды вывозятся заранее судьями в точку, находящуюся в нескольких километрах от места лагеря. Один из них объявляется условно пострадавшим, он с одним участником остается на точке, а двое других выполняют роль «гонцов». Их задача — сообщить команде о месте нахождения «пострадавшего» и вызвать ее на помощь. Гонцы должны при помощи карты, самостоятельно ориентируясь и выбирая путь движения, прибыть в лагерь. Моментом старта команды является выход гонцов к месту расположения базового лагеря или выход с места нахождения «пострадавшего».
  • 3. Команде выдается карта с указанием квадрата, в котором находится условно пострадавший и дается время для выхода в этот район и поиска. Команда любым способом (прочесывание и т. д.) осуществляет поиск в заданном квадрате (100×100 м). Условно пострадавшим может являться скрытый КП — призма, а его нахождением является отметка компостером.
  • 4. На этапе команда переносит с контрольной карты на свою 2−3 точки, откуда должны откладываться отрезки, азимуты которых даются судейской коллегией. В точке пересечения линий находится условно пострадавший. Определив эту точку на карте, команда осуществляет поиск «пострадавшего» на местности.

Этап «Подача сигналов бедствия»

Команде предлагается выбрать место для подачи сигналов и выполнить задание: разжечь сигнальный костер, подать сигнал зеркальцем, выложить условный знак международного кода.

Этап «Оказание доврачебной помощи»

Задача команды — оказать доврачебную помощь «пострадавшему». Перечень возможных травм и поражений сообщается в приложении к условиям соревнований.

Травма (поражение) задается в виде ситуационной задачи. Команда демонстрирует все необходимые действия, связанные с оказанием помощи. Используется медицинская аптечка команды, реальный перевязочный материал (стерильность объявляется условно). Медикаменты используются условно из числа имеющихся в аптечке группы.

Этап «Перенос „пострадавшего“ по бревну через реку (овраг)»

Перенос производится в петле из стандартного страховочного пояса или идентичной равнопрочной конструкции, которая должна быть свободной, позволяющей легко сбросить ее в случае падения в воду. Оба участника (сопровождающий и «пострадавший») должны быть в касках. Карабины самостраховки сопровождающего и «пострадавшего» должны быть встегнуты в карабины «сопровождающей» веревки. Какое-либо дополнительное закрепление «пострадавшего» на сопровождающем участнике (связки, стяжки и т. п.) запрещается. Сопровождение при транспортировке «пострадавшего» производится одновременно с обоих берегов, на каждом конце «сопровождающей» веревки должны работать по два участника.

Этап «Подготовка площадки для вертолета».

За контрольное время команде необходимо из подручных средств (личные вещи, снаряжение) изготовить знак «Здесь можно безопасно совершить посадку» согласно международной таблице воздушных знаков «Земля — воздух». Размер знака должен быть не менее 10 метров.

Этап «Изготовление волокуши и транспортировка „пострадавшего“» (лыжный туризм)

«Пострадавшему» по выбору команды, оказывается первая доврачебная помощь, он укладывается на волокушу. Волокуша изготавливается в соответствии с заранее заявленной схемой, предъявляемой на предстартовой проверке, при этом должны соблюдаться следующие требования:

  • — при изготовлении используются запасные лыжи или (и) лыжи «пострадавшего» и различные крепежные элементы, не повреждающие лыжи;
  • — опорной поверхностью волокуши должны быть лыжи;
  • — изготовленная рама должна иметь жесткую конструкцию без изменения размеров по диагонали;
  • — «пострадавший» укладывается на волокушу на теплоизолирующий коврик и в спальник;
  • — фиксация «пострадавшего» на волокуше проводится жестко по груди и бедрам с использованием основной веревки;
  • — запрещается транспортировка «пострадавшего» за его страховочную систему;
  • — транспортировочные концы волокуши должны быть надежно закреплены к жесткой раме волокуши и изготовлены из основной веревки.

Любые несоответствия заявленной схеме и вышеперечисленным требованиям должны быть устранены силами команды. Выпуск на этап — только после устранения нарушений.

Этап «Спускпострадавшегопо склону на волокуше» (лыжный туризм)

За контрольное время команде необходимо осуществить спуск «пострадавшего» по склону с организацией верхней командной страховки. Опасная зона этапа по периметру должна быть ограничена волчатником.

При выполнении задания должны быть соблюдены следующие условия:

  • — при организации работы на этапе обязательно использование двух базовых опор;
  • — на одной жесткой опоре могут находиться не более 4-х участников команды;
  • — страховка, самостраховка и спуск «пострадавшего» производятся только через отмаркированные опоры;
  • — спуск «пострадавшего» осуществляется только с организацией верхней командной страховки;
  • — спуск волокуши производится на сдвоенной веревке с тормозным устройством и использованием двойного схватывающего узла.

Остальные участники спускаются на лыжах с обеспечением страховки каждого.

Этап «Подъемпострадавшегопо склону на волокуше» (лыжный туризм)

Команда за контрольное время проводит подъем «пострадавшего» с двумя сопровождающими, используя технические приемы, аналогичные этапу «спуск „пострадавшего“»:

  • — нижняя точка страховки находится в опасной зоне;
  • — на подъеме находятся две промежуточные точки страховки диаметром не более 0,5 м;
  • — в верхней части склона находится одна надежная опора, позволяющая производить все технологические операции только с ее помощью (опора в опасной зоне).

Первый участник поднимается с нижней командной страховкой, остальные участники, не сопровождающие «пострадавшего», поднимаются по вертикальным перилам со страховкой. Сопровождающим «пострадавшего» организуется страховка.

Этап «Проведение поисково-спасательных работ после условного схода лавины»

Этап оборудуется на выположенной части склона с глубоким снежным покровом и представляет участок условного конуса выноса лавины длиной 15−20 м и шириной до 10 метров, в которой закопан мешок 40×100 см, набитый ветошью со снегом. В целях скрытия места нахождения «пострадавшего» вся площадка обрабатывается следами.

Поиск продолжается до обнаружения «пострадавшего». Сбор команды до и после этапа.

Этап «Организация бивака в полевых условиях».

В этап могут быть включены установка палатки, сооружение укрытия, разжигание костра, печки или примуса, приготовление пищи.

Варианты сооружения укрытия:

  • — устройство ветрозащитной стенки из снежных блоков;
  • — сооружение иглу или снежной пещеры;
  • — устройство укрытия на одного-двух человек из подручных средств.

Формы и размеры снежной стенки, размер иглу или пещеры, перечень снаряжения для устройства укрытия определяются судейской коллегией и объявляются заранее. Задание считается выполненным при сооружении укрытий заданных размеров и устранении ошибок, указанных судьями.

Костер разжигается командой на подготовленном месте или на сетке дровами, заготовленными командой. Использование горючих веществ для разжигания и ускорения горения костра не разрешается. Задание считается выполненным, когда закипит вода или будет пережжен шнурок. Разжигание печки производится с выполнением тех же условий. Примус разжигается с использованием для прогрева горелки не менее одной таблетки сухого спирта. Использование бензина для прогрева горелки не допускается.

Этап «Транспортировка „пострадавшего“»

Задача команды — организовать и произвести транспортировку «пострадавшего» по маршруту, указанному на карте (между заданными точками или по обозначенному маршруту). «Пострадавший» назначается командой до начала этапа и не может заменяться в ходе прохождения дистанции. Расстояние транспортировки указывается в условиях соревнований или информации о дистанции.

«Пострадавший» имеет перелом голени (независимо от того, какая травма была объявлена на этапе «Оказание медицинской помощи»). Транспортировка организуется на носилках, изготовленных командой из средств или элементов специального снаряжения, предоставленных судьями, и собственных подручных средств (штормовок, элементов специального снаряжения и др.) в точке начала этапа. Место изготовления носилок не регламентируется. Изготовление средств транспортировки должно исключать нанесение ущерба природе (порубки зеленых насаждений и пр.).

Транспортировка должна исключать падение «пострадавшего», получение им ударов о землю, деревья и другие предметы. Голова «пострадавшего» должна находиться выше туловища и ног. Пострадавший должен быть привязан к носилкам не менее чем в двух местах: по груди и бедрам основной веревкой, которая должна проходить вокруг носилок.

При переправе вброд «пострадавший» должен лежать ногами вперед, фиксация его к носилкам запрещена. При транспортировке «пострадавшему» не запрещается оказывать команде помощь (за исключением действий больной ногой).

Данные правила транспортировки устанавливаются для всех этапов, где команда движется с условно пострадавшим, если условия этапа специально не оговаривают каких-либо изменений.

Контроль правильности транспортировки может осуществляться судейскими пикетами.

В зависимости от характера травмы носилки изготавливаются:

  • а) из двух жердей и полотна;
  • б) из рамы, имеющей жесткую конструкцию без изменения размеров по диагонали, и полотна. Рама выполняется из двух продольных и трех поперечных жердей. Две поперечных жерди расположены поверх продольных, третья — на расстоянии 20−50 см от головной поперечной снизу продольных жердей. Связывание углов рамы разрешается выполнять репшнуром диаметром 6 мм.

Полотно может быть специально сшито из брезента или плотного капрона. В качестве полотна могут использоваться три штормовки (анораки, куртки), полностью застегнутые на молнии или все пуговицы. Шесты носилок должны быть пропущены через вывернутые внутрь штормовки рукава. Для изготовления полотна можно использовать основную или вспомогательную веревку.

Этап «Навесная переправа с транспортировкой «легко пострадавшего».

«Пострадавший» переправляется в положении «сидя в беседке». Его сопровождение организуется основной веревкой и производится не менее чем двумя участниками, находящимися на противоположных берегах реки (оврага).

Этап «Навесная переправа с транспортировкойпострадавшегона носилках»

Пострадавший переправляется на носилках. Носилки подвешиваются к переправе двумя петлями подвески, изготовленными из кусков основной веревки. Петли должны быть сблокированы между собой и закреплены на носилках таким образом, чтобы охватить одновременно продольную и поперечную жерди. В верхней части петли должен быть узел.

Транспортировка пострадавшего осуществляется ногами вперед. Сопровождение пострадавшего организуется основной веревкой и производится не менее чем двумя участниками, находящимися на противоположных берегах реки (оврага). Сопровождающая веревка встегивается в элементы подвески.

Организация и проведение вида «Поисково-спасательные работы».

Порядок присоединения носилок к перилам:

  • 1. Во избежание произвольного скатывания носилок в момент их присоединения к перилам транспортное устройство должно быть жестко сблокировано с опорной точкой куском основной веревки (длина должна быть такой, чтобы предотвратить скатывание носилок в опасную зону).
  • 2. Организовать самостраховку пострадавшего к страховочным перилам.
  • 3. Встегнуть сопровождающую веревку.
  • 4. Пристегнуть к перилам элементы подвески.

Пункты 3 и 4 можно производить одновременно.

Снятие носилок с веревки осуществляется в обратном порядке. Перед началом снятия должны быть выполнены условия, изложенные в п. 1.

Этап «Спускпострадавшего“ по склону на сопровождающем»

Этап оборудуется на склоне крутизной от 45 до 70°. На верхней площадке судьями организуется станция страховки: накопительные перила для крепления самостраховки всех участников команды, опорные петли крепления грузовой веревки и точек страховки. Границы опасного участка маркируются. Протяженность этапа от опор крепления до нижней границы опасной зоны — до 40 м.

Все участники, работающие на этапе, находятся в опасной зоне и должны иметь самостраховку, т. е. быть пристегнуты «усом» самостраховки к одной из точек страховочной станции.

Сопровождающий транспортирует «пострадавшего» в бухте веревки (лямках рюкзака, специальных транспортировочных лямках и др.).

Команда спускает сопровождающего и «пострадавшего» по склону на двойной веревке, постепенно выдавая ее через тормозное устройство. При нахождении «пострадавшего» и сопровождающего на склоне обе веревки должны быть равномерно натянуты.

Сдвоенная грузовая веревка должна подстраховываться схватывающим узлом, завязанном на «усе» из сдвоенного репшнура (4 ветви).

«Пострадавший» и сопровождающий должны иметь независимую верхнюю страховку, которая осуществляется следующим образом: страховочная веревка, выдаваемая через карабин, закрепленный на верхней страховочной станции, крепится к грудной обвязке сопровождающего. «Пострадавший» присоединяется к страховочной веревке «усом» самостраховки. Свободные концы страховочной и грузовой веревок должны быть закреплены.

После спуска «пострадавшего» на сопровождающем (их выхода за нижнюю границу опасной зоны) команда организует перила и спускается вниз.

Этап «Подъем “пострадавшего” по склону на сопровождающем» Оборудование этапа и требования по его прохождению аналогичны этапу «спуск по склону». Вместо спускового устройства используется подъемное - система полиспаста.

Этап «Подъем „пострадавшего“ по склону на сопровождающем» Оборудование этапа и требования по его прохождению аналогичны этапу «спуск по склону». Вместо спускового устройства используется подъемное — система полиспаста.

Этап «Спуск (подъем) „пострадавшего“ на носилках».

Этап может включать участки спуска (подъема) различной крутизны, с изменением направления движения («серпантин»).

Задача команды — спуститься (подняться) по склону в границах промаркированного коридора и осуществить спуск (подъем) «пострадавшего» на изготовленных ранее носилках.

При нахождении на склоне «пострадавший» должен быть подстрахован к носилкам во избежание падения. Транспортировка носилок осуществляется руками и (или) с помощью разгрузочных ремней. Разгрузочные ремни надеваются через плечи транспортирующих участников, в них вставляются концы жердей носилок. В качестве разгрузочных ремней могут использоваться элементы страховочных систем, допустимо использование репшнуров, встегнутых в страховочные системы.

Другим участникам команды разрешается (рекомендуется) подстраховывать руками транспортирующих и носилки.

Положение и безопасность пострадавшего должны соответствовать условиям этапа «Транспортировка „пострадавшего“».

Команда должна не менее одного раза произвести на этапе смену всех участников, осуществляющих транспортировку. При невыполнении этого требования команда считается не прошедшей этап.

Рекомендуемые условия соревнований по поисково-спасательным работам с перечнем возможных этапов В соревнованиях по ПСР принимают участие команды в составе 7 человек (не менее 2-х девушек). Команда определяет «пострадавшего» из числа участников. На этапы дистанции может быть введено контрольное время (КВ). Жеребьевка принудительная.

Перед стартом ПСР команда проходит предстартовую проверку, на которой проверяются наличие личного и командного снаряжения по списку, знание границ полигона (любой участник по выбору судьи), действия команды в аварийной ситуации (капитан). При отсутствии любого предмета (по спискам) или незнании границ полигона и действий в аварийной ситуации команда на дистанцию не выпускается до полного выполнения требований судьи. Старт при этом не откладывается. Предстартовая проверка проводится согласно стартовому протоколу. Финиш команды производится по последнему участнику команды.

Результат команды определяется суммой времени прохождения дистанции и времени штрафных баллов. Лучшее место присуждается команде, имеющей меньший результат.

Команда заявляет групповое снаряжение, исходя из своей тактики, личное снаряжение соответствует списку. Список группового и личного снаряжения для участия в ПСР аналогичен списку снаряжения для КТМ.

  • 1. Поляна заданий:
    • — вязка узлов (2 человека; каждый вяжет два узла по назначению). Узлы: для связывания двух веревок: «грейпвайн», «встречный», «прямой», «брамшкотовый»; для крепления веревки к опоре: «восьмерка», «беседочный», «стремя», «булинь», «проводник»; для страховки и самостраховки: «проводник», «восьмерка», «австрийский проводник», «двойной проводник», «схватывающий», «булинь».
    • — глазомерное определение крутизны склона;
    • — глазомерное определение расстояния до предмета;
    • — знаки (сигналы) международной аварийной сигнализации (тест).

На этапе выполняются четыре задания одновременно (участники распределяются по усмотрению капитана команды). Помощь друг другу запрещается.

2. Поиск «пострадавшего» и оказание доврачебной помощи.

Задания:

  • — за контрольное время осуществить поиск «пострадавшего» в заданном квадрате местности;
  • — поставить правильный диагноз травмы по тесту;
  • — оказать практическую доврачебную помощь «пострадавшему»;
  • — изготовить классические носилки.
  • 3. Ориентирование на обозначенном, маркированном, азимутальном маршруте, движение в заданном направлении.
  • 4. Движение по легенде.
  • 5. Подъем по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями.
  • 6. Спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями.
  • 7. Переправа через реку (овраг) по бревну, уложенному судьями, с самостраховкой по перилам, наведенным командой.
  • 8. Транспортировка «пострадавшего» через овраг по навесной переправе, наведенной судьями.
  • 9. Транспортировка «пострадавшего» через завал, чащобньш участок.
  • 10. Преодоление препятствия по бревну, уложенному судьями, с транспортировкой «пострадавшего» по перилам, наведенным судьями.
  • 11. Передача и прием знаков (сигналов) международной аварийной сигнализации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой