Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Как найти главные части и связи?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Упражнение I. Методика выполнения упражнения. На столе разложены заранее подготовленные рисунки. На первом рисунке изображена система, например дерево. На остальных рисунках, расположенных в хаотическом порядке, — подсистемы: ствол, сучья, листья, клетка, ядро клетки… От ребенка требуется составить (правильно разложить рисунки) иерархию частей (С—ПС—ППС—ПППС). Упражнение 2. Методика проведения… Читать ещё >

Как найти главные части и связи? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Определить Главную функцию системы, ответив на вопрос: «Зачем сделана система?»
  • 2. Понять работу системы и определить части (подсистемы), участвующие в выполнении Главной функции.
  • 3. Определить связи между этими частями.

А как определить, что это действительно главная часть или важная связь в системе? Если речь идет о решении задач, то главными могут быть части, связанные с нежелательным явлением, имеющем место в системе.

Есть простой способ. 1. Попробуйте части, участвующие в выполнении Главной функции, исключить из системы. Если система или задача «рассыплется», то это главная часть. 2. Попробуйте исключить связи между главными частями. Если система или задача «рассыпаются», то это важная связь.

И наоборот, если какую-то часть или связь мы исключили и ничего не изменилось, то это не главная часть или, соответственно, не важная связь.

Если из романа «Евгений Онегин» исключить Татьяну Ларину или ее любовь к Онегину, то роман «умрет».

Итак, решение задач следует начинать с моделирования.

Обозначим основные шаги моделирования.

  • 1. Понять задачу (оригинал).
  • 2. Найти Главные части и построить модель задачи.
  • 3. Найти основные связи между этими частями.
  • 4. Провести исследование модели.
  • 5. Перенести результаты исследования модели на оригинал.

Пример 9. Используя шаги моделирования, рассмотрите конкретную ситуацию: ребенок не хочет идти в детский сад.

Главные части: ребенок, воспитатели, другие дети, бытовые условия в детском саду, родители, другие члены семьи. По всей вероятности, ответ вы найдете, анализируя психику ребенка и Главные связи ребенка с Главными частями системы.

Упражнения на усвоение понятия «система»

Вам предлагаются описания серии игр и упражнений для усвоения детьми понятий «система», «подсистема», «надсистема», «системный эффект», «сверхэффект».

Методические указания

  • 1. Упражнения требуют наличия предварительно подобранного или изготовленного реквизита (рисунков различных предметов и их частей или самих предметов, разобранных на составные части).
  • 2. В описаниях упражнений важен их принцип, конкретное содержание может быть любым и выбирается в зависимости от имеющихся возможностей.
  • 3. Не решайте задачи за ребенка, не лишайте его радости самому составить нужный ему предмет. При первом знакомстве с заданиями помогите наводящими вопросами: «Это чья голова?», «Что есть у рыбы, кроме головы?»
  • 4. Хвалите детей даже за маленькие успехи. Не заставляйте ребенка решать задачки насильно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить упражнения, займитесь его развитием, показывайте ему множество разных предметов.

Упражнение I[1]. Методика выполнения упражнения. На столе разложены заранее подготовленные рисунки. На первом рисунке изображена система, например дерево. На остальных рисунках, расположенных в хаотическом порядке, — подсистемы: ствол, сучья, листья, клетка, ядро клетки… От ребенка требуется составить (правильно разложить рисунки) иерархию частей (С—ПС—ППС—ПППС).

Примерные задания Задание 1. Земля, Евразия, Россия, Новгород, Новгородский кремль, Памятник тысячелетию России, Пушкин, его голова…

Задание 2. Шкаф с одеждой, пальто, рукав, пуговица, нитки…

Задание 3. Телефон, корпус, цифронабиратель, диск с дырочками…

Задание 4. Самолет, фюзеляж, крылья, элероны…

Задание 5. Парусник, мачта, стеньга, парус, шкаторина…

Задание 6. Портфель, пенал, карандаш, грифель, кончик грифеля…

Задание 7. Рыба, голова, рот, зуб, часть зуба… и т. д.

Упражнение 2. Методика проведения упражнения. Это упражнение проводится аналогично упражнению 1. Даны рисунки дерева и в хаотичном порядке: часть леса, лес, ландшафт, страна… От ребенка требуется составить иерархию (правильно расположить рисунки) надсистем (НННС—ННС—НС—С) для данной системы.

Примерные задания Задание 1. Земля и ее НС: Солнечная система, созвездие, галактика, метагалактика, Вселенная…

Задание 2. Шкаф: мебель, квартира, дом, улица, квартал, город, страна…

Упражнение 3. Методика выполнения упражнения. Дана система ©. Докажите, что С = ПСХ + ПС2 + ПС3 + ПС4 + … Дайте ребенку чтонибудь разобрать — старый будильник, игрушку, мясорубку, электрический фонарик, иначе он разберет на подсистемы какую-нибудь ценную систему. Говорят, продают специальные игрушки, предназначенные для разборки. Цель — дети сами должны убедиться, что любой предмет состоит из частей, разных или одинаковых.

Примерные задания Задание 1. Из чего состоит дом? (Крыша, стены, окна…).

Задание 2. Из чего состоит стул? (Сидение, ножки, спинка…).

Задание 3. Мы решили приготовить к празднику торт. Что нам понадобится? (Масло, мука, сахар, яйца, соль, варенье…).

Задание 4. Надо сшить для Барби платье. Что для этого понадобится?

Упражнение 4. Методика выполнения упражнения. Дана одна ПС. Найдите С. Верно ли говорили древние, что, если мы видим одного льва, можно считать, что видели всех львов, одного волка — всех волков? Всегда ли по ПС можно угадать систему? Можно ли по стоптанному башмаку сказать, кто его хозяин? Шерлок Холмс смог бы. Что можно по одежде сказать о человеке? Зададим ПС, попробуем найти побольше систем, для которых она — часть. Пусть ПС — лапа. Она может быть частью собаки, белки, лисицы…

Примерные задания Задание 1. Яблоко (яблоня, ваза с яблоками, натюрморт, овощной магазин, пирог…).

Задание 2. Пчела (пчелиный рой, улей, насекомые…).

Задание 3. Стул (мебель, интерьер, магазин, изделия столярной мастерской…).

Задание 4. Лист бумаги (книга, настенный календарь, блокнот, тетрадь, пачка писчей бумаги…).

Упражнение 5. Методика выполнения упражнения. Даны несколько ПС. Требуется найти С.

Вариант 1. Называют несколько ПС, просят ребенка догадаться, к каким системам они могут принадлежать.

Даны ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы (С: лес, парк, роща, тайга, бор, джунгли).

Даны ПС: вода, рыбы, водоросли… (С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд).

Даны ПС: обложка, корешок, страницы… (С: книга или фотоальбом).

Вариант 2. Называют несколько ПС, а дети называют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем?

Даны ПС: голова, руки, глаза, туловище, хвост (С: обезьяна).

Даны ПС: голова, руки, глаза, туловище (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет).

Даны ПС: голова, глаза, туловище (С: все млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые).

Даны ПС: голова, туловище (Все животные, кроме простейших).

Даны ПС: ствол, лист, корень (С: дерево).

Дана ПС: ствол (С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта).

Вариант 3. Теперь по нарастанию числа ПС:

  • — У каких систем есть труба? (Дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль…)
  • — У каких систем есть и труба и колеса? (Автомобиль, паровоз, колесный пароход)
  • — Труба, колеса и якорь? (Остался колесный пароход)

Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.

  • — У кого есть иголки? (Ель, сосна, кедр, роза, акация, ёж, дикобраз, кактус, ерш…)
  • — А у кого есть иголки и жабры? (Ерш…)
  • — Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень…)
  • — Подошва и снег? (Высокая гора)

Вариант 4. Раскладывают предметы или рисунки предметов. Просят назвать, частью каких систем они являются.

Слон — это ПС следующих систем: тропических животных, семейства млекопитающих, отряда хоботовых, системы теплокровных, толстокожи.

Упражнение 6. Методика выполнения упражнения. Дана С. Требуется найти ПС, ППС, ПППС, ППППС… и НС, ННС, НННС, ННННС… Называют предмет и просят составить два ряда: в сторону уменьшения размеров ПС до предела и в сторону увеличения размеров НС, тоже до предела.

Например, дана система «дерево»: дерево — ветка — лист — клетка — ядро клетки — хромосомы — ДНК — гены — молекулы — атомы — ядра атомов — элементарные частицы — кварки (мельчайшие «кирпичики» мироздания).

Теперь в сторону увеличения размера: дерево — лес — ландшафт — материк — Земля — Солнечная система — созвездие — Галактика — Метагалактика — Вселенная.

Это называют «системным лифтом».

Покажите детям, что подобное рассмотрение (увеличение и уменьшение размеров) можно начинать с любой системы, конечный результат (Вселенная и кварки) будет тот же: комната — квартира — дом — город — район — область — страна — материк… Так можно «погулять» по всем частям Вселенной. Ребенок должен понять, что Мир бесконечен и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения, и «вверх и вниз». Эта игра — удобный случай рассказать детям о безграничности Вселенной.

Упражнение 7. Методика выполнения упражнения. Даны ПС и НС. Требуется определить С, находящуюся посередине. Правильных ответов может быть много.

Примерные задания Задание 1. Колесо —? — Транспорт (Автомобиль, трамвай, велосипед, тепловоз, телега, мотоцикл…).

Задание 2. Крыльцо —? — Деревня (Дом).

Задание 3. Яблоко —? — Сад (Яблоня).

Задание 4. Шнурок —? — Обувь (Ботинок, кеды, туфли, кроссовки).

Задание 5. Лист —? — Дерево (Ветка).

Упражнение 8. Методика выполнения упражнения. Даны несколько систем. Необходимо найти общие для них ПС и НС.

Например:

  • — даны системы: площадь, улица, проспект;
  • — общие для них ПС: асфальт, шум;
  • — общие НС: район, город.

Упражнение 9. Методика выполнения упражнения. Начните с какого-нибудь предмета. Например, со стула.

  • — Частью чего стул является?
  • — Частью мебели.
  • — Мебель частью чего является?
  • — Частью квартиры.
  • — Квартира частью чего является?
  • — Частью дома.

Дальше продолжите самостоятельно.

Теперь начните с другого предмета, например с горошины.

Упражнение 10. Методика проведения упражнения. На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, бумага, свеча, резинка. Полезные системы: книга + очки + свечка (можно читать в темноте), карандаш + бумага + резинка (удобно рисовать). Винт — отвертка. Очки — очечник. Замок — ключ. Мыло — мыльница. Ружьё — патрон — чехол — шомпол. Сабля — ножны.

Вопросы на понимание системного эффекта:

  • 1. Составь полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, книга, резинка, стакан, стул, нитка, очки, носки, полка…
  • 2. Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (Разделение функций — одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения…)
  • 3. Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, воспроизведение субстрата, опыление…)
  • 4. Зачем люди живут деревнями, строят города?
  • 5. Зачем детей в школе объединяют в классы?
  • 6. Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга?
  • 7. Ради какого системного эффекта созданы системы: диван-кровать, кресло-кровать, железобетон?
  • 8. Рассмотрите с детьми сказки, где описан системный эффект. Например, сказка о репке. Репку вытащила система: дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка.
  • 9. Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни? Например, для муравьев муравьиная куча — это защита потомства, хранение пищи, микроклимат зимой, защита матки и повышение ее плодовитости.

Упражнение 11

  • 1. На Землю прилетел инопланетянин и хочет знать о Земле все. Расскажи ему самое главное десятью фразами (10 мыслями).
  • 2. Проанализируйте сказку (любую) на предмет возможности исключения из нее каких-то персонажей. Кого можно исключить, кого нельзя исключить?
  • 3. Из каких главных частей состоит стол, велосипед, чайник, холодильник, лампочка? Как связаны между собой эти части?
  • 4. Без каких компонентов можно сварить суп, а без каких нельзя?
  • 5. Какие главные части входят в известные детям задачи?
  • [1] Система заданий построена на анализе системы упражнений известного специалиста по ТРИЗ-педагогике Ю. Г. Тамберга.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой