Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены основные компоненты профессиональной готовности студентов будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства: информационный (знание основ бесконфликтного взаимодействия и сотрудничествапонимание роли социального партнерства в профессиональной деятельностизнание основ развития партнерского взаимодействия и т. п.), операционный (общепрофессиональные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ВУЗЕ
    • 1. 1. Современные тенденции развития высшего профессионального образования в России
    • 1. 2. Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования
    • 1. 3. Профессиональная подготовка специалиста по социальной работе на основе социального партнерства в вузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
    • 2. 4. Оценка профессиональной готовности студентов по специальности «Социальная работа»
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
    • 3. 1. Характеристика профессиональной деятельности специалиста по социальной работе на основе социального партнерства
    • 3. 2. Обоснование организационно-педагогических условий профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе на основе социального партнерства
    • 3. 3. Реализация организационно-педагогических условий профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе на основе социального партнерства
    • 3. 4. Оценка эффективности организационно-педагогических условий профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе на основе социального партнерства
  • Выводы по третьей главе

Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Изменения, происходящие в обществе, обусловили появление социальных групп, которым необходима помощь и поддержка со стороны государственных органов для преодоления трудной жизненной ситуации. Для реализации социальной функции государства с 1991 г. началась профессиональная подготовка специалистов по социальной работе.

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в настоящее время практически завершается этап институ-ционализации социальной работы как профессиональной и общественной деятельности государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленной на решение социальных проблем человека, семьи, групп и слоев общества (С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Е.И. Холостова).

Во-вторых, произошло обострение целого ряда глобальных проблем жизнедеятельности современного человека, что потребовало массовой подготовки специалистов в области социальной работы, введения специализаций и совершенствования образовательных программ, а также создания многоуровневой системы профессионального образования по специальности «Социальная работа» (С.А. Ветошкин, Ю. Н. Галагузова, Н. Д. Жарков, Е.В.Тищенко).

В-третъих, ускорение темпов социокультурного развития общества привело к возникновению необходимости в использовании различных форм, методов и технологий профессионального образования в социальной сфере, адекватных возникающим общественным потребностям и новым формам, методам и технологиям социальной работы (М.Б. Лига, П. Д. Павленок, Л.В. Топчий).

В-четвертых, наблюдается тенденция обращения специалистов к технологиям партнерского взаимодействия в практике урегулирования социальных проблем, защиты интересов отдельных групп социального риска, определения стратегии социального развития, вследствие чего социальное партнерство становится неотъемлемой составляющей практического инструментария работников социальных служб и учреждений социальной защиты населения, основой профессиональной подготовки будущих специалистов (А.К.Мишин, И. П. Смирнов, Ю.В.Табакаев).

Профессиональная подготовка социальных работников как часть отечественной образовательной системы не осталась без внимания ученых и специалистов: были определены общие принципы профессиональной деятельности социальных работников (В.Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Л.Г. Гус-лякова, В. А. Сластенин, Е. И. Холостова, Т. Ф. Яркина, Н.Д. Шмелева), проанализировано профессиональное становление социального работника (А.И. Ляшенко, Е.И. Холостова), разработаны методики диагностики и профессионального отбора по специальности «Социальная работа» (В.Н. Ке-ласьев, И.В. Яковлева), рассмотрены отдельные аспекты процесса профессиональной подготовки специалистов по социальной работе (И.Г. Зайны-шев, П. Е. Злобин, Ю. А. Кудрявцев, Л. К. Синцова, Л. В. Топчий, др.).

Анализ научной литературы показал, что результатом профессиональной подготовки социальных работников в высших и средних учебных заведениях выступает формирование профессиональной готовности (Ю.М. Жуков, М. Доэлл, В. А. Сластенин, Е. И. Холостова, С. Шардлоу, Б. Ю. Шапиро, Т. Ф. Яркина и др.).

В то же время в проанализированной литературе и научных исследованиях было обнаружено мало работ, в которых рассматривалось бы конкретное содержание взаимодействия учреждений образования в рамках системы профессионального образования и возможные пути межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с иными государственными, общественными и коммерческими структурами в вопросах профессиональной подготовки специалистов социальной работы. В этой связи возникает необходимость разработки организационно-педагогических условий социального партнерства в подготовке будущих специалистов.

Анализ проблемной ситуации предполагает выделение следующих противоречий:

1) между потребностью в теоретическом обосновании взаимодействия образовательных учреждений с государственными, общественными и коммерческими структурами в рамках осуществления профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и недостаточностью научных, учебных и методических разработок по вопросам взаимодействия и социального партнерства;

2) между внутренней потребностью в разработке механизмов и условий социального партнерства в образовательной сфере и реальными возможностями внешнего межуровневого, межведомственного и межпрофессионального взаимодействия системы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе;

3) между сложившейся практикой профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и отсутствием разработанных организационно-педагогических условий реализации социального партнерства.

С учетом вышеизложенных противоречий сформулирована проблема исследования: каким образом осуществляется организация профессиональной подготовки специалиста по социальной работе в вузе в рамках социального партнерства с субъектами социального окружения?

Решение этой проблемы составляет цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационнопедагогических условий профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства.

Объект диссертационного исследования — профессиональная подготовка будущего специалиста по специальности «Социальная работа» в вузе.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе в вузе.

2. Определить сущность социального партнерства в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

3. Охарактеризовать профессиональную деятельность специалиста по социальной работе на основе социального партнерства.

4. Раскрыть специфику профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства.

5. Обосновать организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства.

6. Выявить критерии и уровни профессиональной готовности будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства и экспериментальным путем доказать их эффективность.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка будущего специалиста по социальной работе в вузе будет эффективна, если:

— разработать и реализовать систему профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства, включающую профессиональную готовность студентов к решению социальных проблем клиентовсотрудничество с клиентами, государственными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями в целях решения социальных проблемиспользование различных форм объединения участников социально-партнерского взаимодействияпоэтапному овладение стратегиями и технологиями социального партнерства в будущей профессиональной деятельности;

— дополнить профессиональную подготовку будущего специалиста по социальной работе в вузе дисциплиной «Социальное партнерство» и разработать ее содержание;

— реализовать организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства: внешние, характеризующие образовательную среду вуза и его структурных подразделений, осуществляющих профессиональную подготовку по специальности «Социальная работа», и внутренние, которые характеризуют процесс овладения знаниями, умениями и навыками, способствуют формированию профессиональной готовности, включающей также мотивацию, потребности и отношение к будущей профессиональной деятельности, что позволяет будущим специалистам выполнять работу в области социальной защиты населения.

Тема, цель, задачи, гипотеза обусловили выбор совокупности следующих методов исследования:

— контент-анализ (философской, педагогической, психологической и социологической литературы, нормативно-правовых документов);

— обсервационные (целенаправленное и включенное педагогическое наблюдение);

— диагностические (опрос в форме анкетирования и интервьюирования, беседа, тестирование, экспертная оценка, ранжирование);

— экспериментальные (констатирующий и формирующий этапы эксперимента);

— обобщение педагогического опыта;

— методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.

Базой исследования явился ГОУ ВПО «Амурский государственный университет» (АмГУ).

На констатирующем этапе эксперимента исследованием было охвачено 325 студентов АмГУ, обучающиеся по специальности «40 101.65 Социальная работа». Обследованы 54 специалиста социальных служб г. Благовещенска, 13 преподавателей АмГУ, задействованных в профессиональной подготовке студентов по специальности «40 101.65 Социальная работа».

На формирующем этапе в эксперименте приняли участие 52 студента, обучающиеся в АмГУ по специальности «40 101.65 Социальная работа».

Организация исследования осуществлялась поэтапно в течение 2000 -2007 гг.

Первый этап (2000;2001 гг.) — поисково-теоретический — содержал анализ научной и методической литературы по проблемеопределение научного аппарата исследованияотбор методик исследования.

Второй этап (2002;2006 гг.) — опытно-экспериментальный. Он включал уточнение и обобщение общей гипотезы, теоретических положений. Разработаны и обоснованы организационно-педагогические условия профессиональной подготовки по специальности «40 101.65 Социальная работа» на основе социального партнерства, технология их практической реализации.

Третий этап (2007 г.) — обобщающий — включал систематизацию, обобщение и теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов и разработку практических рекомендаций по итогам исследования, оформление диссертации.

Общую теоретико-методологическую основу исследования составляют:

1) гуманистические представления о человеке и личности с позиции философии, социологии, педагогики и психологии (Е.В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, В. М. Васильчиков, Б. С. Гершунский, Л. Г. Кочубей, Т. А. Непомнящая, М. М. Охотникова, Н. Е. Седова, Ю. Хабермас и др.);

2) культурологическое, общепедагогическое и психологическое обоснование профессиональной подготовки студентов вузов (А.И. Ахулкова,.

A.А.Бодалев, С. Г. Вершловский, С. А. Ветошкин, М. И. Гомбоева, Э. Н. Гусинский, М. А. Данилов, О. С. Долженко, Т. А. Дубровская, Д. Ц. Дугарова,.

B.И. Загвязинский, Т. К. Клименко, В. В. Краевский, В. Т. Лисовский, Н. Д. Никандров, A.M. Новиков, П. И. Образцов, A.B. Рогова, В. В. Сериков, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Г. Н. Фирсов, Б. Ю. Шапиро, М. Ю. Швецов, B.C. Шубинский, A.A. Шумейко, К.Г. Эрды-неева и др.);

3) системный подход в контексте организации профессиональной подготовки студентов в вузах (В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, В. П. Беспалько, Р. Джонсон, Т. П. Ильина, В. А. Карташевич, Ф. Каст, Н. В. Кузьмина, И. Миллер, В. Н. Садовский, У. Р. Эшби, Б. Г. Юдин и др.);

4) теория и методика профессиональной деятельности специалиста по социальной работе (Дж. Адаме, В. Д. Альперович, Л. Г. Гуслякова, Н.Ф. Ди-вицына, И. Г. Зайнышев, Л. А. Кайгородова, Ю. Н. Галагузова, А. И. Ляшенко, П. Д. Павленок, М. Пэйн, М. Ричмонд, А. Соломон, М. В. Фирсов, Е.И. Холо-стова, Т. Ф. Яркина и др.);

5) теория и методика профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе (Дж. Адаме, В. А. Никитин, A.A. Козлов, М. Ричмонд, C.B. Тетерский, Л. В. Топчий и др.);

6) теория социального партнерства (В.А. Борисов, С. И. Григорьев, О. Т. Иванов, О. Б. Ионова, П. Камб, В. В. Комаровский, М. И. Либоракина, В. А. Михеев, И. М. Модель, Б. С. Модель, И. М. Реморенко, Г. Ю. Семигин, Г. П. Субботина, А. А. Федулин, Ф. Хоффер и др.).

Научная новизна исследования:

1) конкретизировано понятие социального партнерства в профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе как особое взаимодействие, строящиеся на системе взаимовыгодных, конструктивных, долговременных отношений социальных партнеров в лице потенциальных работодателей, вузов, органов власти и иных организаций, основанное на общих интересах и потребностях социальных партнеров в сфере профессиональной подготовки по специальности «Социальная работа»;

2) определены место и роль социального партнерства в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе (направленность на решение социальных проблем в процессе сотрудничества с социальными субъектамиразрешение конфликтных ситуаций, поиск дополнительных ресурсов, формирование социальной политики, помощи и поддержки, реализацию социальных проектов и программ, внедрения социальных инноваций) и выявлена специфика профессиональной подготовки будущего специалиста к этой деятельности;

3) разработано содержание программы учебной дисциплины «Социальное партнерство» в цикле специальных дисциплин профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе (теоретико-методологические аспекты социального партнерства, технологии и практика социального партнерства в сфере социальной работы, модели развития партнерских отношений в России и за рубежом, концепция социального партнерства, место и роль социального партнерства в сфере предоставления социальных услуг и решения проблем населения);

4) выделены и обоснованы организационно-педагогические условия (внешние и внутренние) профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе, которые позволяют реализовывать и развивать систему профессионального образования в сфере социальной работы на основе социального партнерства;

5) предложены критерии (качественные и количественные) и уровни (недопустимый, критический, допустимый и должный) оценки эффективности реализации организационно-педагогических условий профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства;

6) экспериментально подтверждена эффективность выделенных организационно-педагогических условий профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства.

Теоретическая значимость исследования:

— определение значения социального партнерства в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и профессиональной подготовке по специальности «Социальная работа» в вузе (решение социальных проблем в процессе сотрудничества с клиентами, государственными, муниципальными, коммерческими и общественными организациямиразрешения конфликтных ситуаций, поиска дополнительных ресурсов для обеспечения социальной защиты, формирования социальной политики, реализации социальных проектов и программ, внедрения социальных инноваций), что дополняет и развивает раздел теории социальной работы и методики профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе;

— обоснование содержания учебной дисциплины «Социальное партнерство» в профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе;

— выявление и обоснование организационно-педагогических условий профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства.

Практическая значимость диссертационного исследования:

— результаты опытно-экспериментальной работы и разработанные рекомендации, содержащиеся в диссертации, позволяют оптимизировать систему профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства и развивать межведомственные связи системы образования с различными социальными институтами и системами;

— внедрена в профессиональную подготовку будущих специалистов по социальной работе в вузе программа учебной дисциплины «Социальное партнерство»;

— выявлены и внедрены в практику внутренние и внешние организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства;

— полученные результаты оценки эффективности реализации организационно-педагогических условий способствуют совершенствованию профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования представлялись на региональных научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы развития социальной работы в Дальневосточном регионе» (Благовещенск, 2003), «Развитие психологической науки и практики в Дальневосточном регионе» (Благовещенск, 2004), «Высшая школа — государственный ресурс регионального развития» (Биробиджан, 2006) — на региональных научно-методических конференциях «Совершенствование внутривузовской системы обеспечения контроля качества образования» и «Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии» (Благовещенск, 2006) — на межрегиональной конференции молодых ученых «Социальное согласие: путь к прогрессу» (Орел, 2002) — на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета (Муром, 2007) — на международной научно-практической конференции «Современные технологии образования и воспитания в высшей школе» (Благовещенск, 2002) — на 1 Международной конференции «Современные проблемы регионального развития» (Биробиджан, 2006).

Материалы диссертации публиковались в сборниках научных трудов (Орел, 2002; Благовещенск, 2002, 2003, 2004, 2006; Биробиджан, 2006; Муром, 2007), а также в журнале, рецензируемом ВАК России по психологии и педагогике — «Высшее образование сегодня» (2007). Всего по теме исследования опубликовано более 20 работ.

Диссертационная работа выполнялась в рамках госбюджетной темы 2000 — 2003 гг. «Разработка содержания профессиональной подготовки студентов по специальности «Социальная работа» (номер государственной регистрации 1 200 003 568).

Результаты исследования, полученные в ходе диссертационного исследования, внедрены в практику взаимодействия Амурского государственного университета с Управлением социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска, Дальневосточной ассоциацией управления проектами и Городским общественным фондом «Согласие», Департаментом социальной защиты населения администрации Амурской области, в учебно-воспитательный процесс Амурского государственного университета по специальности «40 101.65 Социальная работа».

Материалы исследования использовались в исследовательском проекте «Основные тенденции развития социального партнерства в Амурской области» (2006;2008 гг.) кафедры медико-социальной работы ГОУ ВПО «Амурский государственный университет».

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка используемой и цитируемой литературы и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Социальное партнерство в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе направлено на сотрудничество с клиентами, государственными, муниципальными, коммерческими и общественными организациямиможет использоваться для разрешения конфликтных ситуаций, поиска дополнительных ресурсов для обеспечения социальной защиты (человеческих, финансовых, материально-технических и др.), формирования социальной политики, помощи и поддержки, а также в реализации социальных проектов и программ, внедрении инноваций. Такой подход позволяет говорить о необходимости социального партнерства и в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе как условия формирования социального заказа, организации баз практики и экспериментальных площадок, налаживания сотрудничества, а также в качестве определенного набора знаний, умений и навыков будущего профессионала социальной сферы.

Выделенные внешние и внутренние организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства включают организационный (отражает совокупность основополагающих идей и приоритетных ценностей, требований, определяющих мировоззренческие основы, идеологию социального профессионального образования и социального партнерства, зафиксированные в нормативных документах), структурный (внутренняя и внешняя структура социального партнерства различных социальных субъектов, задействованных в осуществлении профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе) и содержательный (формы, методы, средства) блоки.

Технологической основой формирования и обеспечения предложенных внешних и внутренних условий профессиональной подготовки по специальности «Социальная работа» на основе социального партнерства является реализация внутренних партнерских взаимодействий в процессе подготовки специалистов по социальной работе в вузе и внешних партнерских взаимодействий профессионально формирующей системы социальных субъектов.

В рамках профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе партнерского взаимодействия разработано содержание учебной дисциплины «Социальное партнерство». Данная дисциплина направлена на содействие овладению студентами теоретической и нормативно-правовой базой в области социального партнерства, технологиями социального партнерства для эффективного решения задач практической социальной работы. Взаимосвязь дисциплины «Социальное партнерство» с профессиональной деятельностью специалиста по социальной работе заключается в решении общей социальной задачи — формирования общественной активности специалиста в сфере взаимосогласования интересов и достижения согласованности действий и позиций для сохранения и укрепления социального благополучия населения, решения общегосударственных социальных проблем и снижении уровня социальных рисков.

Предложенные организационно-педагогические условия профессиональной подготовки по специальности «Социальная работа» на основе социального партнерства реализовывались нами в ходе естественного учебно-воспитательного процесса, начиная с первого курса и заканчивая на пятом. Динамика изменения показателей профессиональной готовности показала, что студенты в процессе педагогического эксперимента достигли должного уровня профессиональной готовности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выявлены и систематизированы основные подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства. Профессиональная подготовка по специальности «Социальная работа» на основе социального партнерства строится на основе следующих подходов: социетальный (характеристика содержание, формы, виды, средства и результаты социальной работы в аспекте социальных связей и отношений), эколо-го-социально-биологический (обусловленность связей и отношений в системе социальной работы особенностями социальной средыличностно-ориентированный (рассматривает последовательное отношение преподавателей к студентам как личностям, самостоятельным ответственным субъектам учебно-воспитательного взаимодействия), дифференцированно-вариативный (определяет специализации и направления подготовки в зависимости от индивидуальных предпочтений и потребностей специальности «Социальная работа»). При этом важным является решение следующих проблем профессиональной подготовки по специальности: взаимосвязь с региональным развитием, сохранение и воспроизводство социокультурных традиций, ознакомление с зарубежным опытом социальной работы, тесная связь обучения с практикой.

2. Определено, что социальное партнерство в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе направлено на сотрудничество с клиентами, государственными, муниципальными, коммерческими и общественными организациямиможет использоваться для разрешения конфликтных ситуаций, поиска дополнительных ресурсов для обеспечения социальной защиты (человеческих, финансовых, материально-технических и др.), формирования социальной политики, помощи и поддержки, а также в реализации социальных проектов и программ, внедрении инноваций. Специалисты органов социальной защиты сделали акцент на прикладном значении партнерского взаимодействия в социальной работе (45%), отодвигая на второй план мировоззренческий и концептуальный аспекты рассматриваемого вопроса (13%). В то же время преподаватели отмечали возможность формирования на основе социального партнерства новой концепции социальной политики, помощи и поддержки населения (47%) и использование партнерских технологий для разрешения конфликтов (30%). Опрошенные специалисты отметили, что при подготовке студентов к профессиональной деятельности в сфере социальной работы на основе социального партнерства необходимо усилить практическую составляющую — практическое обучение и знакомство с опытом социальной работы (41%), осуществлять рассмотрение и решение проблемных ситуаций, требующих партнерского взаимодействия (38%), разработку собственных проектов и программ развития социального партнерства (32%).

3. Обосновано содержание программы учебной дисциплины «Социальное партнерство» в профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе. Целью изучения дисциплины «Социальное партнерство» является содействие овладению нормативно-правовой базой, теорией и технологиями социального партнерства для эффективного решения задач социальной работы. Содержание учебной дисциплины «Социальное партнерство», направлено на формирование теоретических знаний, конценсеуальных умений и навыков, необходимых для осуществления совместной деятельности, установления партнерских связей, взаимопомощи и поддержки на персональном уровне и в будущей профессиональной деятельности. Установлена взаимосвязь дисциплины «Социальное партнерство» с другими учебными дисциплинами.

Педагогический эксперимент по освоению студентами знаний и умений по дисциплине «Социальное партнерство» позволил достоверно (при р<0,05) увеличить на 58% уровень теоретических знаний социального партнерства, а уровень предметных действий — на 50%, достигнув должного уровня в конце эксперимента.

4. Выделены внешние и внутренние организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в вузе на основе социального партнерства. Внешние условия — элементы внешней среды, взаимодействующей с внутренней средой университета при оказании образовательных услуг, выполнении научных исследований, разработке инновационных проектов, организации выпуска и тиражирования готовой наукоемкой продукции, коммерциализации результатов научных исследований и осуществлении технологического трансферта (различные социальные субъекты — организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, специалисты, работодатели, пр.- социальные отношения, мероприятия, проекты, др.). Внутренние условия — элементы образовательной среды университета и его структурных подразделений, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов по социальной работе (субъекты профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузетребования государственного образовательного стандарта соответствующего уровня профессионального образованияучебный план специальностирабочие программы, учебно-методические комплексы дисциплинлокальные нормативно-правовые акты и др.).

Предложенные условия структурируются по следующим блокам: организационный блок отражает совокупность документально закрепленных основополагающих идей, приоритетных ценностей, требований, определяющих мировоззренческие основы и идеологию профессионального образования и социального партнерствасодержательный — направлен на реализацию и развитие системы профессионального образования в сфере социальной работы на основе социального партнерстваструктурный — представлен социальными субъектами, задействованными в осуществлении профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе.

5. Выделены основные компоненты профессиональной готовности студентов будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства: информационный (знание основ бесконфликтного взаимодействия и сотрудничествапонимание роли социального партнерства в профессиональной деятельностизнание основ развития партнерского взаимодействия и т. п.), операционный (общепрофессиональные, организационные умения и навыки, навыки ведения переговоров, посреднической деятельности, бесконфликтного взаимодействия, урегулирования конфликтов и пр.), мотивационный (ориентация на достижение максимального уровня профессиональной готовности, успешность профессиональной деятельности, сотрудничество, компромисс, урегулирование конфликтов), мировоззренческий (эмоциональная и личностная устойчивость, готовность к переговорам, идти на взаимные уступки, формировать примирительные процедуры и заключать договоренности, закрепленные в системе концепций, идей, взглядов, ценностей, интересов и т. п.) и коммуникационный (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, основанные на взаимных уступках и стремлении к достижению индивидуальнои общественно важной цели). Обоснованы критерии (качественные и количественные) и уровни (недопустимый, критически, допустимый, должный) их оценки.

6. Опытно-экспериментальная оценка эффективности предложенных условий профессиональной подготовки по специальности «Социальная работа» в ходе естественного учебно-воспитательного процесса, начиная с первого курса и заканчивая на пятом, показала, что реализация разработанных внутренних и внешних условий, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, региональные особенности, организацию социально-партнерского взаимодействия на различных уровнях профессионального образования, обеспечивает достижение должного уровня профессиональной готовности студентов на основе тесной взаимосвязи и взаимовлияния ее компонентов.

Интегральный показатель профессиональной готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе за время эксперимента достоверно возрастал: на I курсе он равнялся 11,5±0,2 балла, что соответствовало недопустимо.

174 му уровню готовности к профессиональной деятельности, а к V курсу достиг 23,6+0,3 балла (должный уровень). Динамика изменения показателей профессиональной готовности показала, что студенты в процессе педагогического эксперимента достигли должного уровня профессиональной готовности.

Динамика изменения показателей профессиональной готовности показала, что студенты в процессе педагогического эксперимента достигли должного уровня профессиональной готовности. Проведенное на базе университета исследование показало, что при осуществлении профессиональной подготовки студентов — будущих специалистов по социальной работе — целесообразно опираться на принципы социального партнерства, что в итоге будет способствовать формированию готовности и ориентации студентов на будущую профессиональную деятельность. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что реализация предложенных условий осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства обеспечила, согласно экспериментальным показателям, должный уровень профессиональной готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01). Барнаул, 2000. — 22 с.
  2. , И.М. Социальное партнерство.в области подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования / И. М. Аксянов, Ю. А. Захарин. Электронный ресурс.: http://ito.edu.rU/2005/Moscow/I/3/I-3−5253.html.
  3. , И.Ф. Введение в специальность «Социальная работа». /И.Ф.Албегова. Ярославль, 1997. — 170 с.
  4. Амурский статистический ежегодник: Сборник. Благовещенск: Амуроб-лкомстат, 2005. 392 с.
  5. , A.A. Педагогика высшей школы: Новый курс. / A.A. Андреев. -М.: ММИЭИФиП, 2002. 264 с.
  6. Антология мировой философии. В 4-х т. /Под ред. И. С. Нарского. М.: Просвещение, 1971.
  7. , А.И. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы. / А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов и др. -М.: АСОПиР РФ, 1994.-235 с.
  8. , Н.В. Воспитание современного специалиста как индивидуальности. // Высшее образование сегодня. 2007. — № 7. — С.78−82.
  9. , А.И. Формирование профессиональной компетентности у будущих преподавателей педагогического колледжа в вузе средствами технологии обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.08). Курск, 2004. 20 с.
  10. Ю.Байденко, В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования в Европе. / В. И. Бойденко. М.: Российский новый университет, 2003. -128 с.
  11. П.Беляева, И. К. От патернализма к социальному партнерству. / И. К. Беляева, Н. В. Малафеев. // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 2. -С. 92−97.
  12. , Н.В. Особенности подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01). Саранск, 2003. -21 с.
  13. , В.П. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур.- М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  14. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько. М.: Высшая школа, 1989. — 192 с.
  15. Болонская декларация Европейских Министров образования «Европейская зона высшего образования». Электронный ресурс.: http://www.bologna-berlin2003 .de/pdf/ bolognadeclaration.pdf.
  16. Болонский процесс в вопросах и ответах. Электронный ресурс.: http://www.bologna.mgimo.ru/index.pdf.
  17. Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2-х т. / Пер. с англ. С. А. Ерофеева. М.: Словари, 1999.
  18. , Н.В. Педагогика. / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 300 с.
  19. В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд.- 1999.-№Ц. С. 68−72.
  20. , Е.А. Социокультурная среда вуза как фактор личностного становления студента: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01). -Кн/А, 2004. -26 с.
  21. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: Краткий курс лекций /М.Е.Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. М.: Юрайт-Издат, 2004. — 254 с.
  22. , М. Избранное: образ общества. / М.Вебер. М.: Просвещение, 2004. — 702 с.
  23. , С.А. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе для учреждений. / С. А. Ветошкин, Ю. Н. Галагузова, Н. Д. Жарков, Е. Н. Тищенко. /Под науч. Ред. М. А. Галагузовой. Екатеринбург, 2000. — 220 с.
  24. Вуз и регион: взаимодействие с органами государственной власти, бизнес-структурами и международными организациями: Материалы Всероссийского семинара. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2002. — 200 с.
  25. , И. Анализ и обработка данных: Специальный справочник. /И.Гайдышев. СПб: Питер, 2001. — 752 с.
  26. , Ф.И. Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан (политологический анализ): Автореф. дис. докт. полит, наук. -М., 1999. 56 с.
  27. , Г. Философия истории: сочинения: В 12 т. / Г. Гегель. М.: Просвещение, 2003.
  28. , Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI. / Б. С. Гершунский. М.: Высшая школа, 1993. — 120 с.
  29. , Б.С. Философия образования. /Б.С Гершунский. М.: Флинта, 1998.-427 с.
  30. , Дж. Статистические методы в педагогике / Дж. Гласс, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1996. — 495 с.
  31. , Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. /Т. Гоббс. М.: Союз-Просвещение, 2001. — 351 с.
  32. , Ж. Что такое психология. Т.1. / Ж. Годфруа. М.: Высшая школа, 1999. -491с.
  33. , О.Н. Основные проблемы подготовки социальных работников в России в конце XXI в. /Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Барнаул, 2001.- С. 321 -322.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», специалист по социальной работе. М.: Изд-во Госкомитета РФ по высшему образованию, 2003.
  35. , JI. Россия в Болонском процессе: середина большого пути //Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 21−25.
  36. , С.И. Несколько вопросов и ответов по поводу социального партнерства. Предпринт. / С. И. Григорьев. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997. — 17 с.
  37. , С.И. Проектирование социального образования для России XXI в системе «школа вуза». / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина, Г. А. Спицкая. -Барнаул: Изд-во АОО РНЦ СО РАО, 2001.- 188 с.
  38. , С.И. Социальные технологии / С. И. Григорьев, В. Н. Иванов, Г. Д. Никредин, В. И. Патрушев. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 1999. — 83 с.
  39. , С.Г. Разработка системы профильного обучения как модели социального партнерства (на примере экономического лицея): Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01). Ростов-на-Дону, 2007.-25 с.
  40. , С.Г. Теоретико-методологические аспекты социального партнерства в системе образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». 2006. — № 4. — С. 51−63.
  41. , М.В. Образовательная программа курсовой подготовки социальных работников. / М. В. Гурьянова. М.: АСПОиР РФ, 1997. — 125 с.
  42. , Л.Г. Особенности институционализации социальной работы в XX веке: Основные характеристики и этапы формирования // Вестник Алтайской науки. 2001. — Вып. 27. — С. 72−77.
  43. , Л.Г. Социальное партнерство и социальная работа: к вопросу о соотношении понятий // Теория и практика социальной работы: Избранные труды 1990 гг. Барнаул-Шумановка, 1999. С.-54−57.
  44. , Л.Г. Социальное партнерство как средство профилактики и разрешения социальных конфликтов // Теория и практика социальной работы: Избранные труды 1990 гг. Барнаул-Шумановка, 1999. С. 228−229.
  45. , Г. В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.01). Екатеринбург, 2000. -22с.
  46. , H.H. Педагогические условия повышения качества математической подготовки студентов-социологов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -К.н/А., 2006. 21 с.
  47. , В.И. Социология. В 3-х т. / В. И. Добреньков. М.: Просвещение, 2004. — 520 с.
  48. , О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования//Alma Mater. -2006. -№ 1. С.21−28- № 2. — С. 15−25.
  49. , М., Шардлоу, С. Практика социальной работы (пер. с англ.). /М.Доэл, С. Шардлоу. / Под ред. Б. Ю. Шапиро. М., 1995. 416 с.
  50. , В. В. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ / В. В. Дубицкий, И. А. Огородникова, И. Ф. Перепеча и др. // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). — С. 96−100.
  51. , Т.А. Система профессионального образования как социальная сфера образовательных услуг //Отечественный журнал социальной работы. -2003. -№ 1. -С. 50−54.
  52. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореф.. докт.пед.наук. М., 1983. — 46 с.
  53. , Э. О разделении общественного труда. /Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996.-432 с.
  54. , И.И. Общая теория статистики / И. И. Елисеева, М.М. Юзба-шев. / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1998. 480 с.
  55. Емельянова, J1.B. Роль социального партнерства в регулировании рынка труда. Электронный ресурс.: www. url://http://labourmarket.ru/conf/reports.php.
  56. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качественной подготовки специалистов, 2004 — 40 с.
  57. , О. Социальное партнерство: некоторые вопросы теории / О. Иванов, Д. Гавра. СПб., 1994. 145 с.
  58. , Е.П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-512 с.
  59. , О.Б. Социальные технологии партнерства //Вестник МГУ. Серия 18 «Социология и политология». 2000. — № 4. — С. 32−44.
  60. , М. И. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе / М. И. Иродов, C.B. Разумов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). — С. 90−95.
  61. , П. Социальное партнерство и социальный диалог в странах Европейского сообщества. Электронный ресурс.: /http://www.edrus9608.ru/eupart.doc.
  62. , В.Б. Болонский процесс. / В. Б. Касевич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 62 с.
  63. , Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд). /Е.А.Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. -320 с.
  64. , А.К. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад? // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 5−6(33). — С. 53−61.
  65. , В.П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. 2003.- № 2(25). — С. 25−30. Электронный ресурс.: http://umj. usu .ru/unimgmt/?base=mag
  66. , Е.Я., Посталюк, Н.Ю. Размышления о стратегии развития высшего образования. // Высшее образование сегодня. 2007. — № 7. — С. 10−13.
  67. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). /Г.М.Коджаспирова. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. -449 с
  68. , Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии): Ав-тореф.. канд. пед. наук. М., 2001. — 24 с.
  69. , В.В. Система социального партнерства в России. // Общественные науки и современность. 1998. — № 2. — С. 21−32.
  70. , С.Е. Теоретико-методологические проблемы информатизации современного российского общества //Образование и социальное развитие региона. 2001. -№ 3−4. — С.12−15.
  71. , Л.Г. Методологические основы социального анализа. / Л. Г. Кочубей. Краснодар: Социально-технологический институт, 1998. — 62с.
  72. , В. Социальное партнерство: образование и занятость. Электронный ресурс.: http://muc.renet.rU/jornal/number7/krivosheev.htm#top
  73. B.C. Теория и методика обучения. / B.C. Кукушкин. Ростов н/Д.: Феникс. 2005. — 474 с.
  74. , P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. / Р. М, Куличенко. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. — 122 с.
  75. , В. В. Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). -С. 60−63.
  76. , A.B. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: Автореф. дис. докт. пед. наук. Благовещенск, 2006. — 22 с.
  77. , М.И. Социальное партнерство: заметки о формировании гражданского общества в России. / М. И. Либоракина. М., 1996. — 116 с.
  78. , Т.Ю. Диверсификация как общепедагогический принцип развития системы непрерывного профессионального образования. Электронный ресурс.: http://docum.cos.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOArticlePageCotainer& HmaoArticleId=ARTICLE78039.
  79. , Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 145 с.
  80. , Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI веке. Электронный ресурс.: http://www.itop.ru.
  81. , Н.П. Модернизация образования глазами ректора. // Высшее образование сегодня. 2007. — № 7. — С.20−26.
  82. , Л. Профессионализация социальной работы. // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 125−130.
  83. , Л.В. Методика и технология работы социального педагога. /Л.В. Мардахаев. М: Гардарики, 2003. — 269 с.
  84. Методика оценки эффективности результатов социальных программ и проектов в рамках партнерского взаимодействия. //Согласие: Бюллетень ДАУП «Амурнет». 2005. — № 10. — С.31−34.
  85. , В.И. Региональная модель профессионального образования /В.И. Мигаль, И. П. Смирнов. М.: Светоч-М, 1998.- 140 с.
  86. , В.А. Социальное партнерство в России: теоретико-концептуальные аспекты и перспективы развития. Электронный ресурс.: http: www. edrus960.8.ru/info.doc.
  87. , В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. /В.А.Михеев. М.: Экзамен, 2001. — 448 с.
  88. , А.К. Анализ некоторых итогов и перспектив развития социального партнерства в России //Социальная теория в современном обществе: реалии и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Барнаул, 2001.-С. 34−39.
  89. , И.М., Модель, Б.С. Социальное партнерство при федерализме: в порядке обсуждения проблемы // Полис. 2000. — № 2. — С. 172−174.
  90. , И.М., Модель, Б.С. Социальное партнерство в России. // Социс. 2000. — № 9. — С. 42−49.
  91. Мониторинг качества подготовки специалистов по социальной работе в современном российском классическом университете (на примере Алтайского гос. университета) / Под ред. Л. Г. Гусляковой. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2002.- 130 с.
  92. Национальная доктрина образования РФ. Электронный ресурс.: (Специализированный информационный портал «Реализация федеральных и региональных программ развития образования») http://www.development.edu.ru.
  93. , Т.А. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества //Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6(28). — С. 121 125.
  94. , В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. / В. А Никитин. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 236 с.
  95. , В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. / В. П. Никишина, Т. Д. Василенко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с
  96. О коллективных договорах и соглашениях. Закон от 11 марта 1992 года № 2490−1: с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 24 ноября 1995 года № 176-ФЗ. // Экспресс-закон. 1996. — № 2. — С.74−89.
  97. О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов): Указ Президента РФ № 212 от 15 ноября 1991 г. // Экспресс-закон. 1991. -№ 12.-С. 37−49.
  98. Об общественных объединениях: Закон // Собрание законодательства РФ.- 1995.-№ 21.-Ст. 1930.
  99. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ //Российская газета. 2000. — 15 апр. — С.6- 18 апр. — С.3−6.
  100. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу- Пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. -М.: Аспект Пресс, 1997. 223 с.
  101. , K.M. Модель социального работника: методологический и педагогический аспекты // Методологические и психологические проблемы деятельности социального работника. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2003. — 240 с.
  102. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., Азбуковник, 2004. -1025 с.
  103. Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьева. Барнаул, 1994. — 164 с.
  104. , М.М. Социология согласия: Монография. / М.М. Охотни-кова. Тюмень, 2000. — 208 с.
  105. , П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. / П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1998. — 174 с.
  106. , A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования// Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С.10−13.
  107. Педагогика и психология высшей школы. /Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  108. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.Ц. Рапаце-вич. Мн.: «Современное слово», 2005. — 720 с.
  109. Педагогика: Педагогические теории, системы технологии. В 2 т. /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001.
  110. Программа социальных реформ (социальное партнерство) // Социальная защита. 1997. -№ 1. — С. 104−105.
  111. , Д., Федоров, И., Шадриков, В. Двухступенчатая система подготовки специалистов. //Высшее образование в России. -2004. № 2. — С. 4−12.
  112. , В.И. Технологии социального партнерства. Электронный ресурс.: http://province.smolensk.ru/socpartner/redjuhin2.htm23032002.
  113. , И. К понятию «социальное партнерство» в образовании. Электронный ресурс.: http://www.mega.cross-edu.ru/SocSekll.htm.
  114. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  115. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 5−6 (33). — С. 33−46.
  116. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты. / Ж.-Ж. Руссо. М.: СОЮЗ, 1969.-432 с.
  117. , А.Т. Социальное партнерство: работодатель государственная служба занятости — система кадрового обеспечения на Примере Сахалинской области. Электронный ресурс.: www. url://http://labourmarket.ru/ conf/reports.php.
  118. , В.Н. Проблемы и перспективы развития российской системы образования. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. — № 2 (195).- С. 101−118.
  119. , В.А. Университеты. Настоящее и.будущее. Выступление на первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтии. Электронный ресурс.: http://www.infoart.ru/misk/newsreg/00/03/25.html.
  120. , М., Уэллс, К. Опыт социальной работы: введение в профессию: Пер. с англ. М.: СОЮЗ, 1999. 156 с.
  121. , Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. / Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1996. — 206 с.
  122. , Ю.Г. Социальное партнерство как фактор политической стабилизации российского общества: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 1993. -24 с.
  123. Сетевые профессиональные сообщества как эффективный механизм развития регионального образования в современных условиях Барнаул: АКиП-КРО, 2003.
  124. , В.П. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко. М.: Международная педагогическая академия, 2001. — 68 с.
  125. , В.П. Диагностика степени обученности учащихся. / В. П. Симонов. М.: МПА, 1999. — 48 с.
  126. , B.JI. Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.08). М., 2002. — 19 с.
  127. , Е.И. Институциональная организация производства образовательных услуг. Автореф. дис.. канд. экон. наук (08.00.01). Кемерово, 2003. -16 с.
  128. , В.А. Педагогика. / В. А. Сластенин. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 576 с.
  129. , В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула: СОЮЗ-Просвещение, 1993. — С.265−275.
  130. , И.П. «Человек-образование-профессия-личность». / И. П. Смирнов. М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 420 с.
  131. , С.И., Кортов, C.B. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды ВУЗа. // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). — С. 64−69.
  132. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт перспективы /Под общ. ред. H.A. Волгина, В. К. Егорова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 1048с.
  133. Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения: Материалы рос. науч.-практ. конф., 2627 февраля 2002 г. / Под ред. В. И. Подобед и др. СПб.: Мин-во труда и социального развития, 2002. — 180 с.
  134. Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и практика / Отв. ред. В. А. Михеев. М.: Мысль, 1999. — 181 с.
  135. Социальное партнерство: Рабочая программа дисциплины. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. — 27 с.
  136. Социология социального партнерства: Сборник научных статей. -Саранск: Изд-во МордГУ, 1999. 156 с.
  137. , Г. А. Теория и практика формирования профессиональной готовности студентов к реабилитации детей средствами физической культуры: Автореф.дис.. докт.пед.наук. М., 1999. — 46 с
  138. , Ю.В. Роль университета в развитии региона. // Образование и социальное развитие региона. -2001. -№ 1−2. С. 13−15.
  139. , Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. / Ю. Г. Татур. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 278 с.
  140. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике / Под ред. С. И. Григорьева. М.: АСОПиР, 1994. — 215 с.
  141. , C.B. Введение в социальную работу. / C.B. Тетерский. М.: Академический Проект, 2000. — 496 с.
  142. , В.В. Социальное партнерство в сфере занятости населения: региональный аспект (на примере Алтайского края): Автореф. дис. канд. соци-ол. наук. Барнаул., 2002. — 21 с.
  143. , В.В. Социальное партнерство: теоретико-методологический аспект //Социальная теория в современном обществе: реалии и перспективы: материалы НПК. Барнаул, 2001. — С. 39−43.
  144. , Е.В. Базовое профессиональное образование: проблемы регионализации и развития. / Е. В. Ткаченко, А. Т. Глазунов. Чебоксары, 2001. -С.10−11.
  145. Топчий, J1.B. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе //Работник социальной службы. 1997. — № 1. -С 31−42
  146. , В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: (Доклад министра образования РФ В. М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования 14−15 янв. 2000 г.) //Бюллетень Минобразования России. 2000. — № 2. — С.3−19.
  147. Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедии, 2003.309 с.
  148. , М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики. / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 192 с.
  149. , И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. / И. Г. Фомичева. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 242 с.
  150. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. /Ю.Хабермас. СПб.: Наука, 2002. — 308 е.
  151. , Е.И. Развитие многоуровневой системы профессионального образования. //Отечественный журнал социальной работы. 2003. -№ 9. — С. 70−74.
  152. , Ф. От социального диалога к социальной безопасности //Человек и труд. 1999. -№ 11.-С. 77−81.
  153. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
  154. , С.Д. Системообразующий фактор в подготовке специалистов для социальной работы. Электронный ресурс.: http ://fpko .kurgan.ra/?readnews= 275&cat=4.
  155. , В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалистов в системе физкультурного педагогического образования: Автореф.дис.. .д-ра пед.наук. М., 1995. — 34 с
  156. , Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамо-ва, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: ВЛАДОС, 2002. — 200 с.
  157. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 2(13). -С. 12−19.
  158. , И.С. Механизм сотрудничества администрации вуза со студенческими общественными организациями (на примере Уральского госпеду-ниверситета). / И. С. Шахнович. Екатеринбург, 1997. — 190 с.
  159. , П.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.
  160. , Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) //Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 1.-С. 109−113.
  161. , С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. / С. Н. Щелова. М.: Союз-просвещение, 2001. — 112 с.
  162. , В.А. Развитие преемственности между школой и вузом //Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6(28). -С. 126 128.
  163. , В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. / В. Н. Якимец. М.: УРСС, 2004. — 328 с.
  164. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В. А. Ясвин. М.: СОЮЗ, 1997. — 365 с.
  165. Adams, J. Are activity promotion interventions dased in the transtheoretical model effective? A crinical rewiev / J. Adams, M. White // Br. J. Sports Med. 2003. -V. 37.-P. 106−114.
  166. Coupar, W. New times. Number 148, 6 June 1998. /http://www.democraticlefit.org.uk/newtimes/articles/issuel4/nt00149.html
  167. Habermas, J. Theories odder Socialization. Stichworte und Literaturhinweise zur Uorlesung im Sommersemester. Manuscript. 1968 248 s.
  168. Nedlac’s first year: building social partnership. Электронный ресурс.: http://www.nedlac.org.za/overl.html.193
  169. Pichelmann, К. Long-term success through social partnership. Электронный ресурс.: /www.ilo.org/public/english/employment/start/publ/etp52/htm.
  170. Richmond, Mary E. Social Diagnosis. N-Y., 1965.
  171. Salomon, Alice. Die deutsche Academia fur social und padagogische Frauenarbeit im Gesamtaufbau des deutschen Bildungswesens //Deutsche Zeitschrift fur Wohlfahrt. Berlin: Heymanns, 1929. -7 s.
  172. Taylor, R. Why does the union need to be thinking about social partnership? Электронный ресурс.: /http://www.fiet.ch/commers/USPAW SOCIAL Partnership, htm.
  173. Weber, M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkley: University California Press, 1978/Vol. 1.
Заполнить форму текущей работой