Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обобщенный алгоритм построения тьюторской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тьютор на основе первичной диагностики (личные наблюдения, изучение документации, портфолио и т. д.) анализирует индивидуальные особенности своего подопечного (стиль межличностного общения, образовательную динамику, интересы, склонности, предпочтения и т. п.), проектирует возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории, прогнозирует темп и результаты ее реализации. Таким… Читать ещё >

Обобщенный алгоритм построения тьюторской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

в системе дополнительного образования можно представить следующим образом[1]:

  • 1. Тьютор на основе первичной диагностики (личные наблюдения, изучение документации, портфолио и т. д.) анализирует индивидуальные особенности своего подопечного (стиль межличностного общения, образовательную динамику, интересы, склонности, предпочтения и т. п.), проектирует возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории, прогнозирует темп и результаты ее реализации. Таким образом, тыотор в первом приближении разрабатывает собственную версию индивидуального образовательного развития ребенка.
  • 2. В процессе организованного тьюторского сопровождения (беседы, консультации, тьюториалы, образовательные события и т. д.) с обучающимся обсуждаются возможности, варианты и перспективы построения индивидуальной образовательной деятельности. При этом тьютор использует техники и приемы, мотивирующие подопечного на формулирование его собственного видения учебного продвижения.
  • 3. Для формирования готовности ребенка к ответственному, осознанному и свободному выбору содержания образовательной программы и развития соответствующих навыков тьютор моделирует педагогические ситуации (тренинги, деловые и организационные игры и т. п.) или использует события, спонтанно возникшие в учебновоспитательном процессе, в которые включен обучающийся.
  • 4. На следующем шаге тьютор и тьюторант совмещают свои представления об индивидуальной образовательной программе и корректируют ее, определяя последовательность действий, темп выполнения запланированных мероприятий и прочие аспекты. Результаты этой работы фиксируются в конкретных продуктах: личностно-ресурсная карта, индивидуальная программа, план, маршрутная книжка, дорожная карта и т. п.
  • 5. Важным моментом тьюторского сопровождения является необходимость удостовериться в том, что обучающийся понимает и принимает на себя ответственность за результаты своего выбора. Только после этого тьютор стимулирует подопечного к реализации кратковременной самостоятельной пробы на пути спроектированной индивидуальной образовательной программы. Тьютор осуществляет наблюдение за действиями своего тьюторанта, по мере необходимости консультирует его, изучает и фиксирует динамику продвижения.
  • 6. Тьютор соорганизует и координирует работу других субъектов педагогического процесса (педагогов, психологов, социальных работников и т. д.), причастных к реализации индивидуальной образовательной программы ребенка. Как правило, на этом этапе происходит совместная с тьюторантом корректировка его образовательной траектории.
  • 7. Далее активизируется продвижение подопечного по намеченному образовательному маршруту. Для этого тьютор использует весь арсенал современных образовательных технологий, тьюторских приемов и техник, которые направлены на выработку у обучающегося индивидуального стиля, способа и алгоритма учебной деятельности.
  • 8. Реализуя индивидуальную образовательную программу, ребенок встречается с проблемными ситуациями учения и межличностного общения, которые не может разрешить самостоятельно. Эти ситуации также становятся предметом его работы с тьютором, в ходе которой не только определяются возможные пути решения проблем, но и формируется необходимый опыт самостоятельных действий.
  • 9. Тьютор совместно с тьюторантом разрабатывают варианты презентации образовательных достижений обучающегося и осуществляют один из них. А затем происходит анализ и образовательная рефлексия результатов реализации индивидуальной образовательной программы и проектирование дальнейшего образовательного движения.
В процессе тьюторского сопровождения тьютор опирается на открытые образовательные технологии, которые обладают следующими характеристиками[2]:
  • -«открытость» возрасту, то есть работают с любыми возрастными категориями тьюторантов;
  • — «открытость» учебному предмету, то есть работают с любым предметным содержанием;
  • -организационная «открытость», то есть работают в любых организационных условиях (на уроке, на занятиях по внеурочной деятельности, в кружке и т. д.).

Среди таких технологий можно назвать «Дебаты», «Чтение и письмо через критическое мышление», «Портфолио», «Научноисследовательский проект», «Кейс-обучение», «Образовательное событие» и другие.

Основной инструмент тьюторской работы — вопрос. Вовремя и корректно поставленные тьютором вопросы позволяют оформить познавательный интерес ребенка, «расширить» границы его представлений о своих возможностях и имеющихся образовательных предложениях, создать проблемное пространство, стимулирующее образовательную рефлексию и самостоятельные учебные действия.

Например, обсуждение образовательных целей и планов ребенка, пришедшего в детское объединение, можно организовать, используя следующую цепочку проблемных вопросов:

  • — Почему ты выбрал данное объединение?
  • — Что ты слышал о его деятельности?
  • — Чем бы ты хотел заниматься в объединении?
  • — Что тебе это даст, как может пригодиться в жизни?
  • — Где ты можешь использовать полученный опыт уже сегодня?
  • — Как ты думаешь, где, как и когда можно узнать о том, как раньше занимались ребята в этом объединении и какие у них были достижения? Кто мог бы быть полезен для тебя в получении необходимой информации?
  • — Если бы у тебя была возможность пообщаться с выпускниками этого объединения, какие вопросы ты бы им задал?
  • — С кем бы ты хотел посоветоваться о своих занятиях в объединении? и т. д.

В системе дополнительного образования роль тьютора принимают на себя различные субъекты педагогического процесса. Это могут быть собственно тьюторы, педагоги, выполняющие тьюторские функции (руководители детских объединений, кружков, секций, студий и т. д.), специализированные тьюторские службы.

Сегодня должность тьютора официально закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в перечне профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, что обеспечивает образовательным организациям возможность введения в штатное расписание собственно тьюторской должности. Таким образом, в учреждении дополнительного образования тьюторское сопровождение может обеспечиваться отдельным педагогическим работником — тьютором.

Тьютор в системе дополнительного образования отличается от других педагогов прежде всего тем, что его основные функциональные обязанности не связаны с конкретной предметной деятельностью, он не занимается реализацией образовательных программ дополнительного образования. Его задачасоздавать условия для выполнения индивидуальных образовательных программ детей, у которых есть на это соответствующий запрос. Так, например, в Великосельской средней школе Ярославской области работают три тьютора, которые занимаются сопровождением проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся с использованием ресурсов общего и дополнительного образования.

Однако наиболее распространенная модель организации тьюторской работы в учреждении дополнительного образования представляет собой разделение функций тьюторской деятельности между различными субъектами педагогического процесса. Ведущая роль по осуществлению тьюторского сопровождения в этом случае отводится руководителю детского объединения, который занимает по отношению к ребенку тыоторскую педагогическую позицию.

Парадигма современного дополнительного образования, требования, предъявляемые сегодня к результатам учебной деятельности, потребности детей и общества в целом таковы, что каждый педагог должен в своей работе стремиться к выполнению тьюторских функций.

Руководитель детского объединения, выполняющий роль тьютора, осуществляет следующую деятельность:

  • — участвует в выявлении и развитии учебных интересов и устремлений ребенка;
  • — способствует удовлетворению образовательных потребностей подопечного за счет возможностей дополнительного образования;
  • — осуществляет обучение по индивидуальным планам и программам;
  • — организует поиск дополнительных образовательных ресурсов в инфраструктуре учреждения дополнительного образования и за его пределами;

обеспечивает удовлетворение образовательных запросов ребенка за счет интеграции усилий различных субъектов педагогического процесса;

  • — организует различные образовательные события, обеспечивающие самостоятельность учебного продвижения подопечного;
  • — осуществляет совместно с ребенком процесс образовательной рефлексии.

Распределение функций тьюторской деятельности зависит от особенностей образовательного учреждения, структуры его педагогического коллектива, уровня подготовленности кадров. При наличии большого контингента детей качественное выполнение тьюторской работы требует узкой специализации исполнителей. В образовательных учреждениях с небольшим количеством обучающихся, ограниченными кадровыми и ресурсными возможностями решение задач тьюторского сопровождения осуществляется учетом специфики конкретного учреждения на основе совмещения функций тьютора и педагога дополнительного образования.

Для эффективного выполнения тьюторской деятельности требуются как общепрофессиональные, так и специальные компетенции. Как правило, педагоги дополнительного образования не готовы ни к собственно тьюторской работе, ни к частичной реализации тьюторских функций. Решение этой проблемы представляется возможным за счет организации сетевого взаимодействия с образовательными организациями и учреждениями, имеющими специализированные тыоторские службы.

  • [1] Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической моделитьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока. — М.-Твсрь: «СФК-офис», 2013. — С. 71−73.
  • [2] Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». — М.-Твсрь: «СФК-офис», 2012. — С.91.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой