Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сохранение ювенильных характеристик

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы сделать обезьяну более похожей на человека, — пишут специалисты по эволюционной психологии Дж. Палмер и Л. Палмер, — необходимо подавлять гены, управляющие процессом взросления черепа, предотвращая появление толстых костей свода и больших зубов и сохраняя отношение головы к телу достаточно большим". Естественно, что ювенильные признаки присущи не только антропометрическим характеристикам… Читать ещё >

Сохранение ювенильных характеристик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Описывая поведение и личностные особенности выдающихся творцов, биографы и историки часто подчеркивали то, что многие гении до старости сохраняли детские черты. Окружающие нередко именовали их большими детьми. Удивительно, но давно замечено, что люди, достигающие невероятных высот в больших делах, до преклонных лет проявляют признаки детскости в мышлении и поведении. «Великий Леонардо всю жизнь во многих отношениях был ребенком. Он играл, даже будучи взрослым, — писал 3. Фрейд, — и из-за этого казался иногда современникам зловещим и непонятным» [Фрейд 3. Леонардо да Винчи. — М., 1912. — С. 106]. Эти наблюдения можно было бы отнести к числу курьезов, если бы такая строгая и серьезная наука, как антропология, не предложила научное доказательство этого давнего житейского наблюдения.

Антропологи и специалисты по эволюционной психологии заметили, в частности, что форма черепа детеныша шимпанзе более схожа с формой черепа человека, чем с формой черепа взрослой обезьяны. Это обстоятельство, а также схожесть других биометрических характеристик детенышей обезьян и людей привели к созданию «теории неотении», или «педоморфоза». Теория неотении утверждает, что в процессе эволюции человека решающим стало закрепление тенденции проявления признаков детскости — «ювенильных характеристик» — у взрослых особей. Неотения могла достигаться путем удлинения процесса созревания или его подавлением.

«Чтобы сделать обезьяну более похожей на человека, — пишут специалисты по эволюционной психологии Дж. Палмер и Л. Палмер, — необходимо подавлять гены, управляющие процессом взросления черепа, предотвращая появление толстых костей свода и больших зубов и сохраняя отношение головы к телу достаточно большим» [Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. — М., 2003. — С. 83]. Естественно, что ювенильные признаки присущи не только антропометрическим характеристикам человека, но и его психике. Человек в отличие от других приматов дольше созревает и длительное время остается ребенком, что позволяет ему сохранять любопытство и непосредственность восприятия, делает пластичным к изменениям во внешней среде. Взрослый человек внешне больше похож на ребенка, и его психика меньше подвержена «закостенению» с течением времени собственной жизни, чем у других приматов.

В этой связи у нас есть основания предполагать, что те из людей, кто дольше сохраняет ювенильные характеристики, оказываются более по успешными в творчестве, у них ярче проявляется поисковая активность, они остаются более открытыми новому когнитивному опыту и более способны к личностному росту. Таким образом, «детскость» — один из важных симптомов и одновременно условий выдающихся достижений.

А. Маслоу подчеркивал, что творчество выдающихся самоактуализаторов очень похоже на творчество «полностью защищенных и счастливых детей». Ребенок может воспринимать мир более свободно, без априорных ожиданий о том, что он должен увидеть или каким будет то, что он хочет узнать. В творчестве выдающиеся люди, как дети, обычно спонтанны, легки и невинны, свободны от штампов и стереотипов. Практически любой ребенок может написать сказку, нарисовать рисунок, спеть или сочинить песенку. Но попробуйте заставить взрослого это сделать и столкнетесь с ответом, что «я в этом не профессионал».

Воображение ребенка беднее, чем воображение взрослого, утверждал Л. С. Выготский, но ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Поэтому воображение ребенка проявляется ярче. Для него естественно восторженное удивление, умение наивно смотреть на мир и откликаться даже на незначительные явления. Ребенок в этом смысле более наивен. Сохранение аналогичной «наивности» на других возрастных этапах развития, вероятно, позволяет человеку сохранить чистоту восприятия. Эта наивная чистота восприятия, сочетаясь с искушенным умом взрослого человека, и дает блестящие творческие плоды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой