Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дополнительное образование младших школьников: историко-теоретические аспекты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы. В июне 1919 года был провед? н Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин… Читать ещё >

Дополнительное образование младших школьников: историко-теоретические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отечественное дополнительное образование прошло долгий и непростой путь развития от единичных внешкольных объединений до централизованной системы обучения и воспитания детей, формирования их компетентности в разных сферах учебной деятельности.

Различные кружки, клубы, мастерские и секции для детей начали создаваться еще в девятнадцатом веке. Такие учреждения существуют и сейчас, но отличаются от прошлых своими задачами, функциями и особенностями организации. Развитие дополнительного образования от различных форм внешкольной работы до систематизированного обучения и воспитания — непрерывный процесс, и его компоненты неоднократно изменялись. Сегодня внешкольное обучение (в различных своих формах) и дополнительное образование детей — понятия разные, хотя и соприкасающиеся.

Обратимся к истории вопроса. В начале двадцатого века выдающийся педагог С. Т. Шацкий основал на базе детского приюта культурнопросветительное общество для детей из малоимущих семей, а также сирот и беспризорников. Главной идеей этого общества, носившего название.

«Сетлемент» (англ. Settlement — поселение, комплекс), было удовлетворение культурных потребностей и развитие творческих способностей детей, которые не могут позволить себе такую недосягаемую роскошь, как специальное обучение.

В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

Следует отметить, что деятельность С. Т. Шацкого носила не только культурно-просветительский, но и общевоспитательный характер.

Именно тогда и сложились перспективы развития дополнительного и внешкольного образования детей. Стало ясно, что во внешкольном обучении и воспитании нуждаются дети из разных семей, не зависимо от их материальной обеспеченности.

Со временем каждый ребенок имел возможность обучаться в сфере, которая была для него полезной и интересной. И поскольку недостаток высококвалифицированных кадров являлся и является проблемой любого общества, система обучения, в том числе внешкольного, стала стремительно развиваться.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы. В июне 1919 года был провед? н Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был замен? н на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внес? н деятельностью А. С. Макаренко. Особенностью его подхода было то, что он считал, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молод? жи. Содержание и существенные особенности его подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детскоюношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50−80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация. Единственная молод? жная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молод? жных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молод? жи и самообеспечении организации по затратам. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностноориентированного развития реб? нка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по десять кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей, и начался новый и до сих пор не завершенный процесс их перехода в новое качественное состояние на основе дополнительной нормативной базы.

Дополнительное образование детей не могло тогда и не может сегодня быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является:

  • — ни традиционным общим или профессиональным (поэтому не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей)
  • — ни произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях)
  • — ни дополнительным в значении «постдипломное» образование (ибо начинается задолго до получения диплома)
  • — ни неформальным или в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне).

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности, так как оно осуществляется по не исследованным и не осмысленным наукой законам. Но главная проблема заключается в том, что деятельность государственных учреждений дополнительного образования детей, при всей ее уникальности, должна подчиняться общим для образовательной системы требованиям.

Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год — год 90-летия русской системы дополнительного образования детей.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации», десятая глава которого, посвящена дополнительному образованию, включает в себя ряд содержательных моментов, необходимых для понимания системы дополнительного образования.

Многие ученые и исследователи давали различные определения термину «Дополнительное образование».

Н.А. Морозова в своей статье характеризует его как «непрерывный процесс на протяжении всего жизненного пути активного, добровольного, творческого освоения личностью различных видов развивающей, учебной, практической деятельности» [18, с.31].

И.Ю. Зязин считает, что дополнительное образование — целенаправленный целостный добровольный личностно-ориентированный процесс, содействующий самосовершенствованию человека на протяжении всей жизни, а также результат овладения социально значимым культурным опытом и формирование личности посредством образовательноинформационной деятельности за пределами основного образования [21].

Существует множество различных научных определений, из которых нам следует выявить одно, на наш взгляд самое точное, с помощью определения основных целей и задач дополнительного образования, а так же понимания самой организации занятий в условиях дополнительного образования.

«Дополнительное образование — это образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам» [32, с.532].

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин.

«дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.

Дополнительное образование детей — сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребенка, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Дополнительного образования детей:

  • — расширяет предметные знания, добавляет новые компоненты в содержание образования;
  • — увеличивает «вооруженность» личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения;
  • — усиливает мотивацию образовательной деятельности, настраивая личность полнее проявить себя.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дополнительное образование детей характеризуется как составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных программ. Но данное определение не содержит упоминания об основном назначении дополнительного образования детей, не согласуется с Типовым положением об ОУДОД, в соответствии с которым цель дополнительного образования — развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

Под дополнительным образованием понимается:

  • • образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и отвечающее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности
  • • образовательная деятельность, осуществляемая по дополнительным программам, имеющим цели обучения и диагностируемые и оцениваемые результаты
  • • оказание дополнительных образовательных услуг за пределами государства

«Дополнительное образование — по мнению А. Г. Асмолова, — поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющие личности веер возможностей своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [5, с.6].

Ученый подчеркивает, что дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не из-под палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование — зона ближайшего развития для образования России" [5].

Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А. К. Бруднова, теряется его основное предназначение — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям: «мы самоценны, ибо наше образование не то что самодостаточное, нет, оно самоценно, потому что у него особое содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практикоориентированно». «Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей» [7, с.2].

Под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:

  • — удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определ? нной ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов;
  • — создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся;
  • — исполнение пожеланий и запросов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов информации, знаний, ресурсов и т. д.) за сч? т наполнения их жизни новыми возможностями;
  • — разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире;
  • — оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;
  • — параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.

Дополнительное образование — образование доступное: здесь круглогодично, «без каникул» могут заниматься все дети — «обычные» и одаренные; «проблемные» и «благополучные», больные и здоровые, — главное, чтобы было желание и интерес. При этом успехи ребенка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы не подвергаются критике и порицаниям.

В дополнительном образовании реализуется право ребенка на обучение в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета деятельности и даже педагога, а в летний период организуются профильные лагеря и экспедиции, самостоятельная исследовательская и творческая деятельность.

Одно из главных предназначений дополнительного образования — это овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных возможностей и способностей, выявление познавательных интересов, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для учащихся. Поэтому практические задачи дополнительного образования детей определены, как: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры; организация содержательного досуга" [41].

Основу дополнительного образования детей, и именно это отличает его от внешкольной работы, составляет образовательная деятельность. Это уже не работа кружков, а серьезная организация образовательного процесса на основе образовательных программ, разработанных, обычно, самими педагогами. Все программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Главное, чтобы предмет обучения соответствовал потребностям детей и чтобы нашелся педагог, не только хорошо знающий свое дело, но способный работать с детьми и заинтересовать их. Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она может быть исключена из учебного плана учреждения.

Дополнительное образование динамично реагирует на изменяющиеся потребности детей, предлагает ребенку значимое содержание образования, дает не абстрактную информацию, а практически ориентированные знания, которые на деле помогают ему адаптироваться в окружающей жизни. Занятия в объединениях формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

Еще одна важная особенность дополнительного образования состоит в том, что здесь складывается иной, по сравнению со школой, тип взаимоотношений педагога и ребенка, между которыми стоит предмет общего интереса: педагог не просто передает определенный объем новой для учащегося информации, а формирует среду, стимулирующую развитие личности. Сначала создаются условия, благоприятные для участия ребенка в творческой деятельности; затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал; за совместной деятельностью следует самостоятельное творчество ребенка, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.

Дополнительное образование, оберегая детей от бесцельной траты свободного времени, сокращая пространство девиантного поведения, решая не только проблему занятости детей и подростков, но и снижая их напряженность и агрессивность, представляет собой реальную силу, способную обеспечить социальную адаптацию, социально-педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени детей и занять их социально полезным делом. Значительная часть образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, что способствует формированию практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Образование, интересное ученику, мотивирует его и стимулирует к активному самостоятельному поиску, к самообразованию, дает возможность серьезно расширить свои знания и получить основы начальной профессиональной подготовки, что способствует профессиональному самоопределению.

Дополнительное образование, являясь одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения, дает растущему человеку возможность проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Это особенно важно для детей, неуверенных в себе, страдающих комплексами и испытывающих трудности в общении. Нет такой области человеческой деятельности, которая не могла бы стать предметом изучения в дополнительном образовании, поэтому практически не бывает случая, чтобы пришедший сюда ребенок не нашел себя и не достиг успеха в избранном виде деятельности.

В современном обществе развитие дополнительного образования актуально по целому ряду причин. Основная, по нашему мнению, необходимость культурного, творческого, интеллектуального, физического развития людей разного возраста. Для детей дополнительное образование — это развитие их способностей, что очень важно при формировании личности, во взрослом возрасте более остро проявляется потребность в самопознании и, безусловно дополнительное образование может помочь развить им свои профессиональные навыки.

Дополнительное образование необходимо в наши дни из-за ускоренного темпа развития общества и его перехода от индустриального к информационному. Создаются современные технологии, появляются новые виды профессиональной деятельности, или происходит усложнение профессиональных задач некоторых специалистов.

Дополнительное образование нацелено на сообщение новых знаний, на формирование новых умений и навыков с опорой на основное образование. Одной из целей дополнительного образования является такое обновление и расширение знаний, которое формирует имеющуюся систему знаний.

К принципам дополнительного образования можно отнести:

  • 1. дополнительность к основному образованию
  • 2. непрерывность
  • 3. добровольность
  • 4. самостоятельный и свободный выбор области обучения
  • 5. ориентация на интересы и способности конкретного ребенка
  • 6. одновременное развитие, обучение и воспитание ребенка

Принцип дополнительности к основному образованию — возможность систематизировать сведения, получаемые из разных образовательных источников (систем).

Принцип непрерывности — возможность получать различную информацию и сведения образовательного характера на разных этапах жизни младших школьников.

Принцип добровольности — возможность максимально раскрыть свои способности в комфортной, благоприятной обстановке.

Принцип самостоятельного выбора области обучения — возможность получать сведения образовательного характера в конкретных, наиболее интересных и нужных младшим школьникам отраслях.

Принцип ориентира на интерес и способности каждого ребенка — возможность сообщать обучающемуся в сфере дополнительного образования младшему школьнику сведения учебного характера с опорой на его мотивацию и интеллектуальные возможности.

Принцип одновременного развития, обучения и воспитания — возможность комплексного подхода в формировании личных качеств младшего школьника.

Таким образом, суммируя все точки зрения, определения, мнения различных авторов-исследователей, педагогов, методистов на сущность, структуру, содержание и принципы дополнительного образования детей, мы можем сформулировать следующее, наиболее отвечающее современным запросам общества, определение: дополнительное образование — целенаправленный, дополнительный к основному, добровольный личностно-ориентированный процесс обучения и воспитания личности, способствующий комплексному развитию обучающегося и реализации его коммуникативных и творческих качеств, осуществляющийся в различных видах и типах дополнительного образования.

Цель дополнительного образования: формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей;

Задачи дополнительного образования:

  • 1. Воспитание в детях высоких моральных качеств — патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважению к старшим;
  • 2. Формирование культуры общения, а также других коммуникативных качеств у детей — вежливости, умения поддержать беседу, уважения к собеседнику, умения принимать критику и прислушиваться к замечаниям;
  • 3. Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств;
  • 4. Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей детей;
  • 5. Комплексное психофизиологическое развитие детей;
  • 6. Формирование мотивации личности к познанию и творчеству;
  • 7. Обеспечение занятости детей социально значимой деятельностью, их самореализации и социальной адаптации;
  • 8. Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В этот период на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

  • — для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов
  • — развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»
  • — раскрытия индивидуальных особенностей и способностей
  • — развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции
  • — становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим
  • -усвоения социальных норм, нравственного развития
  • -развития навыков общения со сверстниками, установления прочих дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

«В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой ребенок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные предшествующими поколениями. Усвоение ребенком человеческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении с взрослыми и сверстниками, приобщении к труду. Но лишь в учебной деятельности оно приобретает особый характер и содержание. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер» [33,с.12].

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить и не обретет уверенность в своих возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях того возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие ребенка, вплоть до подросткового возраста. Увеличивается физическая сила, т.к. мышцы становятся сильнее, растут и созревают кости скелета ребенка, но скорость эти процессов у детей разнообразна.

В этом возрасте ребенок активно включается в более сложные виды деятельности. Очень важно общее состояние здоровья ребенка. Во многом от него зависит активность участия ребенка в различных видах деятельности.

В основном дети морально подготовлены к школе, и многие с большим удовольствием идут в первый класс. Такая позиция ребенка позволяет ему с радостью следовать школьным правилам и наставлениям учителя, которые касаются взаимоотношений с товарищами, общих норм поведения, распорядка для и другие. Учение становится ведущим видом деятельности младшего школьника, оно изменяет мотивы его поведения, у него появляются новые интересы и мотивация. Он включается в трудовую деятельность. Игра так же продолжает оставаться важной составляющей, но уже не имеет самую важную роль в развитии ребенка.

В процессе учебной деятельности происходят изменения ученика прежде всего на уровнях общего умственного развития: в знаниях, навыках, умениях, обучаемости, в сформированности отдельных сторон учебной деятельности, в характере, умственных операций, особенностях личности — он становится учеником, школьником.

Труд младшего школьника приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Ребенок становится самостоятельнее и ответственнее, включается в учебную, трудовую, творческую деятельность, пробует себя в новой для него социальной роли, и за счет этого происходит дальнейшее развитие его психики, формируются психологические новообразования: абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических процессов, рефлексия, самоконтроль и самооценка. Это играет огромную роль в его творческом становлении, которое может происходить не только в стенах школы, но и в рамках дополнительного образования, которое хоть и не является основным видом деятельности школьника, но безусловно очень важно для него в процессе самореализации.

Первоклассник еще не может управлять своим вниманием, хотя произвольность внимания формируется еще в дошкольном возрасте. Эта особенность данного возраста требует особого подхода в обучении и воспитании. Но бывает, что причина в недостаточности развития мышления, поэтому его развитие способствует развитию внимания, а в дальнейшем формированию внимательности, как одного из качества личности.

В психических процессах связанных с памятью в этом возрасте происходят значимые изменения. Для них становятся новыми операции связанные с заучиванием материала наизусть, различные логические операции, это способствует более свободному изложению мыслей.

Уже ко второму классу детское воображение становится более реалистичным, это обуславливает развитие критического мышления.

Изменяется характер эмоционально-чувственных переживаний в условиях учебной, трудовой и игровой деятельности. Повышенная эмоциональность уступает место осознанности в проявлении эмоций и чувств.

С поступлением в школу изменяется и ритм его жизни, режим, привычки, требуется, чтоб ребенок был собранным и уже более ответственным. Также очень большую значимость имеет учитель, его отношение, его мнение, но со временем вс? важнее для ребенка становится мнение одноклассников. Личные взаимоотношения являются основой создания малых групп. Сначала на создание таких групп влияют внешние факторы, позже — общность нравственных качеств и интересов, что может объединить детей для общения и совместной деятельности не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования. Часто бывает, что группа детей выбирает один кружок, и занятия в нем могут быть более продуктивными из-за благоприятной атмосферы. После урока дети делятся друг с другом впечатлениями, планируют, как они могут позаниматься и следующий раз, обмениваются впечатлениями, у них повышается мотивация, и это положительно влияет на результат их деятельности.

В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника — шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда — его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития). В возрасте от 6 до 10 лет большинство детей прибавляет в росте по 5−7 см. в год. После периода первого физиологического вытяжения (6−7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего — в среднем 145 см.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность и различие в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на 1−1,5, хотя это различие и не в календарном возрасте.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белково-подобных веществ, чем в костях взрослых. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девятиодиннадцати годам, а запястья — к десяти-двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следует. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый. Недоразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности в случае физических перегрузок.

Процесс роста и образования костей не прекращается. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем.

Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Активная роль вдоха и выдоха принадлежит дыхательным мышцам. При вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы и диафрагма, которая так важна в процессе пения.

В 7−8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек — грудной. Тип дыхания может меняться в зависимости от занятий спортом и трудовой деятельностью. Такие особенности дыхания стоит учитывать при составлении методики обучения вокалу, так как правильное дыхание — это один из самых важных элементов пения.

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому он сравнительно вынослив. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.

В этом возрасте отмечается увеличение мозга — от 90% до 95% веса мозга взрослого человека. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7−8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Различие правой и левой стороны (латеральность). Способность различать правую и левую стороны тела, как и предпочтение одной из них, формируется, и довольно быстро, в первые школьные годы. большинство шестилеток различают у себя правую и левую стороны, но с трудом делают это по отношению к другим людям. Замечено, что дети, стоя лицом к учителю и видя, как он поднимает правую руку, скорее всего поднимут левую. Но к 7 годам уже 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него ни смотрели. К 8 годам с этой задачей справляются 95% детей. Умение различать правую и левую стороны — важная предпосылка для многих видов обучения.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда — непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни — это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

При становлении у младших школьников учебной деятельности у них формируется и развивается центральное новообразование данного возраста — основы теоретического сознания и мышления и основы связанных с ними способностей (рефлексии, анализа, планирования).

Усвоение теоретических знаний с помощью учебной деятельности происходит, когда она сочетается с игрой, трудом, с общественноорганизаторскими делами и т. д. Учебная деятельность не должна пониматься как проявление лишь интеллектуально-познавательной активности детей. Учебная деятельность — явление целостной их жизни в школьный период развития. Взаимосвязь различных видов деятельности является психологической основой единства обучения и воспитания. В том числе связь учебной деятельности на базе общеобразовательной школы с разными видами деятельности в условиях дополнительного музыкального образования.

Специфика психофизиологических проявлений у младших школьников в условиях дополнительного образования заключается в:

  • 1. свободе выбора и творчества — ребенок имеет право на свободный выбор сферы деятельности и образовательных программ;
  • 2. развитие музыкальных (профессиональных) способностей в комфортных для психики ребенка условиях — как мы уже говорили во введении работы, зачастую, деятельность в условиях дополнительного образования в дальнейшем становится профессиональной. Например, после окончания детской музыкальной школы ребенок с большой вероятностью выберет среднеспециальные учебные заведения для дальнейшего обучения.
  • 3. мотивации (интересе) — реб? нок по собственному желанию выбирает программу обучения, которая будет ему интересна;
  • 4. (благотворном влиянии занятий на психическое и физиологическое развитие детей).

Другими словами, занятия в условиях дополнительного образования благоприятно влияют на психическое и физиологическое развитие детей.

Под дополнительным музыкальным образованием понимаются различные формы внеклассной и внешкольной работы, преемственно связанной с общим музыкальным обоснованием, осуществляемым на уроках музыки.

Дополнительное музыкальное образование может осуществляться на базе многопрофильных внешкольных учреждений (музыкальная школа, школа искусств, дом культуры, центр детского творчества) и общеобразовательных школ, в виде кружков, студий и клубов.

И.В. Калиш определяет дополнительное музыкальное образование как: «образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребенка, его интересами, потребностями и способностями» [24].

Он также говорит о специфике учреждений, в которых осуществляется обучение и воспитание детей в рамках дополнительного образования:

  • — обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребенка
  • — выбор объединение, занятия, удобного режима работы, группы сверстников осуществляется самим ребенком. Следовательно, учащийся выступает главным «заказчиком» и субъектом дополнительного образования
  • — процесс обучения носит неформальный характер, он основан на природе развития ребенка; акцент ставится на передаче опыта «старшего — младшему» в процессе деятельностного общения
  • — специфика неформального общения предъявляет особые требования к личностным качествам педагога дополнительного образования;
  • — педагог, вследствие отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс ради процесса», когда процесс — тоже результат

Хотелось бы добавить, что основная форма дополнительного музыкального образования — это досуговая деятельность, но важным является то, что она может перерасти в деятельность профессиональную. Зачастую дети, обучающиеся в системе дополнительного музыкального образования, как по предпрофессиональным, так и по общеразвивающим программам продолжают свою деятельность в средних и высших учебных заведениях. Поэтому мы можем утверждать, что помимо творческой составляющей, дополнительное музыкальное образование открывает путь к предпрофессиональной и профессиональной подготовке ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что дополнительное образование является одной из наиболее ярко выраженных форм личностно ориентированного музыкального образования.

Целью дополнительного образования можно назвать предоставление ребенку реализовать свой творческий потенциал, развитие музыкальности и разных областях музыкального искусства, а также приобщить его к общей музыкальной культуре.

Важнейшим условием эффективного развития музыкальной культуры ребенка в процессе внеклассной и внешкольной работы становится сопряженность нескольких линий ее развития, идущих, во-первых, от урока музыки как основной формы музыкального образования; во-вторых, от музыкальной жизни школы с ее особыми, присущими только ей музыкальными традициями, формами музицирования, атмосферой в целом и, в-третьих, от самого ребенка: от его музыкальных предпочтений, склонностей, опыта музыкальной деятельности, включенности музыки в его повседневную жизнь; наконец от предпочтений музыканта-педагога.

Успех процесса деятельности с системе дополнительного музыкального образования во многом зависит от личности педагога, от его собственных творческих способностей, от его фантазии, таланта, воображения, эстетического вкуса, от его отношения к детям и своей работе. Очень важно, чтоб педагог обладал не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но был высоконравственным и обладал лучшими человеческими качествами. Д. Б. Кабалеский считал наиболее важным «…умение вслушаться в интонационный мир детей — в то, как они разговаривают, смеются и плачут…». Он предлагал следующее: «…Надо встречаться и беседовать с ними… Хорошо поговорить с ними о завоевании космоса и об искусстве, пойти в лес за грибами, покупаться в речке или в море, поиграть и шахматы, в пинг-понг, в волейбол…» [23]. Если дети поверили в любовь педагога, в его дружбу, в его искренность, они смогут раскрыться ему, тогда взаимодействие между ними будет плодотворным. Ведь, несомненно, эмоциональная связь учителя и ученика сильно влияет на творческий процесс — что уже является позитивным результатом обучения в сфере дополнительно образования.

В педагогической теории и практике сложилось множество самых различных форм внеклассных и внешкольных музыкальных занятий.

Внутришкольные:

  • 1. коллективные занятия (хоры, оркестры, вокальные, инструментальные ансамбли и др.)
  • 2. индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и пр.); Внешкольные:
  • 1. хоровые студии, детские музыкальные театры, клубы, детские филармонии и др.;
  • 2. детские музыкальные школы, детские школы искусств.

Большая ответственность лежит на школьном учителе музыки. Задача учителя — увлечь детей музыкой, поспособствовать появлению у них желания заниматься в системе дополнительного образования.

Любые по форме музыкальные занятия должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала детей, при этом необходимо учитывать их интересы и вкусы при выборе материала для уроков.

Нужно учитывать направленность общеобразовательного учреждения, чтоб была возможность устраивать, например, межпредметные интегративные погружения, на тему, интересующую большинство школьников, обучающихся в данном заведении.

Рассмотрим гимназию с углубленным изучением иностранных языков. В этом случае было бы полезно организовать погружение с примерным названием.

«Песни народов мира». В программу погружения можно было бы включить беседу о национальных традициях, музыкальных особенностях разных народов, пригласить музыкантов, рассказать о различных музыкальных инструментах, и завершить погружение небольшим концертом.

«Выход» музыкальных занятий за рамки школы крайне важен. Большое значение имеют коллективные посещения театров, музеев, выставок. Организация концертов, участниками которых являются дети необходима для того, чтоб музыкальная жизнь школьников была для них привычной и увлекательной.

Все это способствует привлечению детей к обучению в системе дополнительного музыкального образования, в рамках которого деятельность призвана содействовать:

  • 1. Развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкального восприятия и учебно-творческих способностей;
  • 2. Освоению музыкальных произведений и знании о музыке;
  • 3. Овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания;
  • 4. Воспитанию музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного отношения к искусству.

Для выполнения вышеперечисленных задач существуют различные методики. Мы обратились к учебным пособиям по обучению сольному пению А. Г. Менабени, «Развитие детского голоса и процессе обучения пению»,.

«Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором» и.

«Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Г. П. Стуловой.

В этих методиках выделяется ряд общих и специфических принципов обучения пению, наиболее важными из которых являются:

  • — Принцип воспитания и всестороннего развития. Обучение пению направлено не только на развитие певческого голоса детей, но и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс — это непосредственное общение с музыкальным искусством, а значит мощный воспитательный и развивающий фактор. Эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению зависит от воспитания определенных личностных качеств учащихся, а также от их общего развития, основанного на углублении процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.
  • — Принцип научности. Обучение пению не должно быть процессом эмпирическим («пой, как я»). Пение потеряло свое научно обоснованное толкование. Необходимо, чтоб вокальные знания и навыки педагога соответствовали объективным данным.
  • — Принцип творческой активности и сознательности включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в пении. Необходимо формировать у ребенка интерес к вокальному искусству, а также развивать слух. Ученикам нужно научиться контролировать звучание своего голоса, уметь определять в нем достоинства и недостатки. Эти навыки должны помочь решить технические задачи обучения и ускорить оптимальное развитие певческого голоса ребенка.
  • — Принцип перспективности. В процессе обучения ребенку необходимо развиваться, а не останавливаться на достигнутом уровне. Принцип перспективности в учебной работе, по определению Л. С. Выготского, проявляется в опоре на «зону ближайшего развития». Это относится как к общему, так и вокальному развитию. В связи с этим, в вокальную работу вводятся упражнения и произведения повышенного уровня трудности, но не превышающие возможности ребенка. Эти произведения должны заинтересовать ребенка своим содержанием, стимулируя к преодолению технических трудностей.
  • — Принцип систематичности. В развитии певческого голоса ребенка этот принцип проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств вокально-технических навыков и голоса. Гибкость и подвижность голоса нужно все время поддерживать, так как без систематических занятий эти качества с наступлением перерыва легко утрачиваются.
  • — Принцип уч? та индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо соблюдать данный принцип, так как он обусловливается многообразием природных индивидуальных особенностей и различий. Отсюда в практике возникает многообразие методов и приемов обучения, которые зависят от тех или иных задач по воспитанию и развитию голоса конкретного ученика. Реализация принципа индивидуального подхода идет по пути учета возрастных и индивидуальных возможностей, а также общего развития каждого ребенка и его певческого опыта.
  • — Принцип посильной трудности (доступности). Границы возможностей учащихся индивидуальны. Даже у детей одного возраста они различны. К этим возможностям относятся — тембр голоса, диапазон, сила звука, выносливость, протяженность дыхания. Все это учитывается при выборе оптимального временного режима работы с каждым учеником в ходе индивидуальных занятий, а также при подборе репертуара. В работе с детским голосом нужно придерживаться правила: лучше петь понемногу, но систематически и равномерно.
  • — Принцип постепенности и последовательности. Он предполагает следование от простого к сложному, от легкого к трудному при формировании певческих навыков и освоении учебного материала.
  • — Принцип положительного эмоционально психологического фона обучения. Эмоции играют важнейшую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка заинтересовывают детей, процесс обучения дает хорошие результаты, и наоборот. Следовательно, существует взаимосвязь между отношением детей к обучению и их успехами. Заинтересованность является основой дисциплины на занятиях, она обеспечивает собранность, внимание, и серьезное отношение ребенка к предмету. Большое значение имеет также приятная атмосфера на уроке, которая дает возможность ученику чувствовать себя свободно, что способствует лучшему раскрытию индивидуальных возможностей.
  • — Принцип единства художественного и технического развития учащихся. Этот принцип подразумевает гармоничное сочетание вокальнотехнического развития с художественным воспитанием учащихся в процессе всего обучения. Задача технического развития певческого голоса детей должна подчиняться художественным целям. Вокальный слух должен помогать управлять процессом формирования вокальной техники. Отсюда возникает необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, то есть воспитание художественного слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.
  • — Принцип целенаправленного управления звучанием голоса. Певческий звук — это результат деятельности всех трех звеньев голосообразующей системы (дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани), следовательно, добиваясь определенного его качества, можно целенаправленно влиять на работу всех звеньев голосообразующего комплекса одновременно, поэтому этот принцип является основополагающим в вокальном воспитании детей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой