Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика развития экономических знаний в процессе обучения биологии 6 класса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль биологии в экономическом образовании школьников отмечена в работах Л. П. Викторовой, И. Д. Зверева, Г. С. Калиновой, Б. Д. Комиссарова, Н. А. Кучменко, А. Н. Мягковой, И. Н. Пономаревой, В. А. Селищевой, Б. Х. Юнусбаева и другими (14, 20, 41, 42, 43, 44, 68, 78, 79, 80, 89, 96, 108, 109, 120, 125, 127, 135, 137, 160, 164, 174,176,191,192,193,208,223,250,251,252) а также в ряде педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • глава 1. развитие экономических знаний в учебном процессе как задача экономического образования
    • 1. 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • глава 2. методика развития экономических знаний в условиях эксперимента
    • 2. 1. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 2. 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
    • 2. 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 6 КЛАССА ПО ДАННЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Методика развития экономических знаний в процессе обучения биологии 6 класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Коренные изменения в жизни России обусловили актуальность экономического образования, необходимость разработки различных его аспектов, среди которых особо важным является освоение учащимися знаний основ экономической науки. Развитие экономических знаний рассматривается как социально значимая задача, т.к. экономические представления и понятия выполняют не только информационную функцию и необходимы для эффективного функционирования хозяйственных объектов, рационального выбора производителей и потребителей, они выступают как одно из средств эффективной адаптации учащихся к экономическим реалиям социума, являются необходимым элементов социальной защищенности школьников, служат важным фактором общественно-политической стабильности страны, способствуют формированию у школьников таких качеств личности, как гражданственность, самостоятельность и устойчивость.

Первый уровень экономического образования определяется как обязательная составная часть общего образования школьников и представляет своего рода стандарт его в школе, реализация которого осуществляется через экономизацию общеобразовательных дисциплин. Это позволяет осваивать всем учащимся элементы базовых знаний личной, семейной, производственной экономики и развивать умения предпринимательства уже на начальных этапах изучения основ систематических наук в школе.

В данной связи актуален тезис о том, что и предмет биология, как один из обязательных компонентов предметной структуры общего образования школьников, способен выполнить эту задачу, так как может в своем общеобразовательном содержании уделить соответствующее внимание освоению ряда экономических понятий.

Реальные возможности биологии в приобщении школьников к экономической грамотности на основе развития знаний экономических понятий определяются, с одной стороны, содержанием научных знаний о живых системах различного уровня, а с другой — большим объемом прикладных знаний.

В системе материального производства элементы природной среды выполняют функции естественных средств труда, естественных предметов труда и естественных общих условий производства. Однако, живое вещество, превращаясь в процессе хозяйственной деятельности человека в объективные составляющие производительность сил, должно сохранять свою органическую взаимосвязь с природной системой в целом и не может функционировать изолированно от окружающей среды, вне естественных связей с другими компонентами живой природы. Объективные элементы производительных сил развиваются одновременно под действием законов экономики и законов развития природных систем. Очевидно, что действенность и эффективность экономических законов возможна при учете, в том числе, и биологических закономерностей.

Это особенно подчеркивается в связи с тем, что все прогрессивное человечество, в целях безопасности цивилизации, взяло курс на устойчивое развитие (Медоуз, 1994). В документах, подписанных в Рио-де-Жанейро (1992) по этому поводу четко замечено, что только во взаимодействии со знаниями о законах природной окружающей среды, экономика сможет решить проблему сохранения цивилизации.

Роль биологии в экономическом образовании школьников отмечена в работах Л. П. Викторовой, И. Д. Зверева, Г. С. Калиновой, Б. Д. Комиссарова, Н. А. Кучменко, А. Н. Мягковой, И. Н. Пономаревой, В. А. Селищевой, Б. Х. Юнусбаева и другими (14, 20, 41, 42, 43, 44, 68, 78, 79, 80, 89, 96, 108, 109, 120, 125, 127, 135, 137, 160, 164, 174,176,191,192,193,208,223,250,251,252) а также в ряде педагогических исследованиях Ю. К. Васильева, Л. П. Куракова, Л. Я. Селюковой, Б. Н. Шемякина, И. А. Сасовой и других (8,34,38,128, 133, 143, 144, 153, 186, 194, 226, 233, 240, 241). Все они подчеркивают, с одной стороны, что биологическое образование необходимо для приобщения школьников к высокопроизводительному, эффективному труду (14,41,42 43 46 80, 125 127, 174, 208, 223, 252), при этом многие актуализируют важность школьного предмета биологии для развития бережного, ответственного и хозяйственного отношения к природе (56, 57, 74, 75 77, 78, 79, 89, 135, 160, 201, 202, 206), для формирования бережного и сознательного отношения к материальным ценностям, собственности, продуктам труда (4, 20,42, 43, 78, 174, 206), а с другой стороны считают, что биологическое образование может быть направлено на развитие таких нравственно-экономических качеств личности, как деловитость, инициативность, расчетливость (31,46, 174, 223, 252), на развитие активного участия в экономической жизни общества (133, 153, 191, 192, 193, 194, 250, 251), может способствовать подготовке будущего специалиста или руководителя к принятию обоснованных решений о цикличной структуре экономики (34,96, 128, 226, 239).

Однако, в теории и методике обучения биологии, эти вопросы косвенно затрагиваются либо в аспекте историческом как элементы трудового или политехнического направлений в биологическом образовании, либо как элементы нравственного или экологического воспитаний.

Эти исследования имеют несомненно большое значение для современной практики биологического образования в решении исследуемой нами проблемы. Между тем, эта проблема в работах недостаточно конкретизирована в той ее части, которая касается методики развития экономических знаний. Отдельные, редкие специальные исследования, например, В. А. Селищевой (1989) ориентированы на экономическое образование посредством развития системы экономических понятий учащихся лишь старших классов. Исследований, посвященных методике развития экономических знаний учащихся младшего подросткового возраста в процессе обучения начальных курсов биологии, например, в разделе «Растения», к настоящему времени еще нет, хотя данный раздел является первым этапом систематического изучения закономерностей живой природы и прикладных областей применения биологических закономерностей в сфере материальной или духовной культуры.

Между тем, проведенный нами анализ учебных программ и учебников биологии выявил достаточные возможности содержания предмета биологии 6 класса для оказания влияния на повышение элементарной экономической грамотности учащихся. Однако, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне усвоения экономических знаний учащимися, о их непонимании и даже отрицании значения биологии в решении экономических проблем. Примерно такой же точки зрения придерживаются и многие опрошенные нами учителя, работающие в этих классах. Несомненная социальная значимость, обусловленная экономическими реалиями современного общества России, а также выявленная нами теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы, реальные и достаточные возможности содержания курса биологии 6 класса для развития экономических знаний обусловили выбор темы исследования «Методика развития экономических знаний в процессе обучения биологии 6 класса».

Цель исследования состоит в поиске путей повышения экономической грамотности учащихся в процессе обучения биологии 6 класса.

Объектом исследования является образовательный процесс по развитию экономических знаний учащихся в курсе биологии 6 класса.

Предметом исследования является определение системы элементарных экономических понятий и разработка оптимальных методических условий развития экономических знаний.

Теоретический анализ проблемы, анализ результатов констатирующего эксперимента, изучение опыта работы учителей по развитию экономических знаний у учащихся в процессе обучения биологии 6 класса позволили нам сформулировать гипотезу исследования: методика развития экономических знаний учащихся 6 классов в разделе «Растения», направленная на повышение экономической грамотности, будет эффективна, если в учебном содержании во взаимосвязи с программным материалом вычленить и систематизировать экономические знания, а в образовательном процессе использовать условия, обеспечивающие их качественное усвоение.

Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы развития экономических знаний в научных исследованиях и в школьной практике обучения биологии 6 класса.

2. На основе анализа содержания курса биологии 6 класса выделить учебную информацию межнаучных областей биологических и экономических знаний, выявить его возможности для развития экономических знаний. 3. Смоделировать систему элементарных экономических понятий, отражаемых логикой курса биологии 6 класса в разделе «Растения».

4. Научно обосновать и разработать методику развития экономических знаний в рамках содержания школьного предмета биологии 6 класса.

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной нами методики.

Методологической основой исследования являются: идея о взаимосвязи развития природы и общества и концепция устойчивого развития, детерминисткий характер образования, гуманизация образования, системный подход в обучении, интегративный подход к организации процесса обучения, i теория познания и ее использование в школьной практике.

Ведущие теоретические положения исследования: концепция непрерывного экономического образования (В.АгПоляков, И. А. Сасова, 1994), осознанность и прочность усвоения знаний путем развития системы понятий (Н.М.Верзилин, В. М. Корсунская, 1957, Л. Я. Зорина, 1978), дидактические основы формирования и этапы развития научных понятий (И.Д.Зверев, 1978, А. В. Усова, 1988), ведущая роль содержания при выборе методов обучения (Н.М.Верзилин, В. М. Корсунская, 1957).

Поставленные задачи в исследовании решались путем применения разнообразных методов:

1. Анализ (ЬилососЬской, экономической, психолого-педагогической и.

А. ' У методической литературы по вопросам экономического образования и воспитания учащейся молодежи, школьной документации и материалов периодической печати с целью теоретического обоснования проблемы, анализа и обобщения собранного материала.

2. Констатирующий эксперимент, включающий собеседование, опрос, анкетирование, письменные проверочные работы учащихся, учителей с целью выяснения уровня усвоения экономических знаний учащихся при обучении биологии в 6 классе.

3. Педагогическое наблюдение образовательного процесса с целью характеристики практики развития экономических знаний учащихся при обучении биологии в 6 классах.

4. Анализ и обобщение опыта работы учителей с целью поиска и разработки эффективной методики развития экономических знаний.

5. Педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутой гипотезы и определения эффективности разработанной методики.

6. Методы качественной и количественной обработки полученных материалов.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе, поисковом (1992;1994) теоретически анализировались цели и задачи экономического образования, место и роль экономических знаний в этом процессе, методические условия их формированиявыяснялся уровень усвоения экономических знаний учащимися 6−7 классов в практике обучения биологиина основе педагогического наблюдения учебного процесса, опроса, собеседования и анкетирования учителей биологии анализировался и обобщался опыт по развитию экономических знанийосуществлялся анализ биологического содержания с целью выделения в нем элементов экономических знаний, моделировалась система элементарных экономических понятий, проводился поиск и выбор оптимальной методики их развития в разделе «Растения».

Второй этап, экспериментальный (1994;1996), предусматривал организацию и проведение обучающего этапа эксперимента в 6 классах, в ходе которого разрабатывалась экспериментальная методика развития экономических знаний, проводилась апробация ее в школе. Исходя из задач исследования и промежуточных результатов экспериментальной деятельности, вносились определенные изменения в содержание методики изучения учебного материала, шел поиск мест включения экономического материала в урок, отбор адекватных методов, средств изучения экономических знаний, создавались методические рекомендации учителямпараллельно продолжалась работа по выявлению уровня усвоения экономических знаний учащимися 6 классов, определению компетентности учителей биологии в вопросах методики развития экономических знаний.

На третьем этапе, заключительном (1997;1999) проводился корректирующий педагогический экспериментосуществлялось теоретическое обобщение результатов и литературное оформление материалов исследования.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключена в том, что теоретически обоснована актуальность развития экономических знаний в разделе «Растения» 6 классачто выделено содержание биологии 6 класса, наиболее ценное для развития экономических знанийопределен перечень необходимых экономических знаний и на его основе смоделирована система элементарных экономических понятий в разделе «Растения" — научно обоснованы эффективные методические условия развития экономических знаний в процессе обучения биологии 6 класса, способствующие повышению экономической грамотности учащихся.

Практическая значимость исследования определяется связью полученных результатов с объективной необходимостью экономического образования школьников в современных социально-экономических условиях Россииразработана эффективная методика развития системы экономических знаний во взаимосвязи с процессом обучения биологии 6 классаопределена система уроков экономического содержания в курсе биологии 6 классаподготовлены конкретные методические разработки, которые могут быть использованы в виде рекомендаций учителям для массового образовательного процесса в школе, в процессе профессионально-методической подготовки студентов естественно-географических факультетов, в системе повышения квалификации учителей биологов.

На защиту выносятся:

1. Система элементарных экономических понятий школьного курса биологии 6 класса в разделе «Растения».

2. Методические условия развития экономических знаний в процессе обучения биологии 6 класса в разделе «Растения».

3. Позитивные результаты, основные выводы и теоретические положения.

Достоверность полученных в исследовании выводов, методических рекомендации подтверждается участием во всех видах педагогического эксперимента большого числа испытуемых, вариативностью проведения, применением объективных методов качественного и количественного анализа ответов. Собрано и проанализировано 2577 анкет и письменных работ учащихся, 78 анкет учителей биологии.

Проверка выдвинутых положений осуществлялась в ходе педагогического эксперимента в средних школах № 6, 9, 20, 45, 95 г. Архангельска. В экспериментальном обучении принимали участие учителя З. Н. Пешехонова, Е. Ф. Полиэктова (20 школа), М. Я. Соколова (95 школа), И. А. Маскаева, М. П. Анциферова (9 школа), С. В. Смолина (45 школа), А. Е. Репина (6 школа), для которых проводились консультации и составлялись рекомендации по экспериментальной методике. Апробация и внедрение основных положений и материалов исследования ^ путем экспертной оценки учителей-биологии и преподавателей педагогических ¡-Ууниверситетов проводилось в практике экспериментального обучения в.

1А (средних школах, в докладах по теме диссертационного исследования на Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 1993, 1994), на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава университета в рамках Ломоносовских чтений (Архангельск, 19 993, 1994, 1995, 1996, 1998), Пятом Соловецком форуме «Духовное возрождение» (Архангельск, 1993), Второй Международной научно-практической конференции.

Архангельск, 1998), в отчетах и докладах на кафедре биологии и экологии человека и животных 111 У им. М. В. Ломоносова, на межгородском семинаре преподавателей биолого-экологического отдела ОЦДО школьников (Архангельск, 1996), в работах методического совета школы № 20 Архангельска.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Методика развития экономических знаний в условиях эксперимента учитывает тенденции развития общественно-экономической жизни России, место и роль биологического образования в подготовке подрастающего поколения, его содержание, основные положения теории развития биологических понятий, теории методов обучения и определяет основные линии движения понятий системы элементарных экономических знаний с учетом места их включения, этапов развития и сложности содержания.

2. Развитие экономических знаний при обучении биологии не самоцель, а средство актуализации биологического материала и привидения в соответствие процесса преподавания биологии социальному заказу общества.

3. Органичное введение экономических знаний в предметное содержание происходило на этапах закрепления физиологического и экологического материала, при условии подчиненности экономических понятий программным биологическим.

4. Последовательное включение экономических понятий в процесс обучения биологии 6 класса осуществлялось на основе их поэтапного развития. 5. Природа экономических понятий ^ абстрактна, они не наглядны. Ведущая роль в усвоении экономических понятий принадлежала словесным методам обучения. • ;

6. Экспериментальное обучение опиралось на проведение уроков с экономическим содержанием, которые не являлись новыми для курса, в них лишь был интенсифицирован экономический материал и откорректирован этап закрепления биологического материала.

7. Количественный и качественный анализ данных педагогического эксперимента свидетельствует об эффективности методики развития экономических знаний в процессе обучения биологии в 6 классе.

137 — ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Коренные изменения в жизни России обусловили актуальность проблемы экономического образования. Развитие экономических знаний в условиях современного общества является социально-значимой проблемой, от успешного решения которой зависит элементарная экономическая грамотность школьников, их осознанное участие в экономических отношениях в быту и на производстве.

В педагогике и некоторых методиках решаются вопросы отбора состава, структуры, последовательности усвоения экономических знаний, оптимальных способов их включения в учебный процесс. Однако, существенного внимания дисциплинам биологического цикла для реализации задачи развития экономических знаний учащихся в этих исследованиях не уделяется, хотя реальные возможности курса биологии в приобщении школьников к экономической грамотности на основе знаний элементарных экономических 41 понятий определяются изначально содержанием научных знаний о живых системах различных уровней организации.

В теории и методике обучения биологии накоплен некоторый опыт развития экономических знаний средствами предмета, но он ограничен рамками общей биологии. Исследований, посвященных методике развития экономических знаний у учащихся младшего подросткового возраста в процессе обучения начальных курсов биологии, например в разделе «Растения», к настоящему времени еще нет, несмотря на то, что данный раздел является первым этапом систематического изучения закономерностей живой природы и прикладных областей их применения.

Недостаточная разработка обозначенной проблемы в теории и методике обучения биологии предопределила существенные недостатки экономического образования в массовой школе. В процессе констатирующего исследования младшие подростки показали слабое понимание экономической ценности знаний биологической науки и низкий уровень усвоения экономических знаний. Их знания носят фрагментарный характер, содержание отличает бытовая направленность. Причиной этого является, по мнению опрошенных учителей, их недостаточная компетентность к практической реализации задачи развития экономических знаний учащихся в процессе обучения биологии 6-го класса, отсутствие соответствующих ориентиров в программах, учебниках, методических пособиях.

Учитывая несомненную социальную значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность данной проблемы, нами было проведено исследование и разработана экспериментальная методика развития экономических знаний в процессе обучения биологии 6-го класса, ведущими положениями которой явилось следующее:

— межнаучными областями биологических и экономических знаний выступают физиологические и экологические компоненты предметного содержания, рассматривали их как базис для введения экономических дефиниций, терминов;

— изучение экономических знаний в процессе обучения биологии 6-го класса было направлено на развитие системы элементарных экономических понятий, отражаемых логикой учебного курса, которая включала два ряда экономических понятий. Первый ряд охватывал понятия цикличной структуры экономики, второй ряд — понятия экономической эффективности биологической науки. Эта система позволяла обучать школьников на основе биологических закономерностей изыскивать эффективные пути работы экономики при сохранении целостности природы;

— качественное усвоение экономических знаний в процессе обучения биологии 6-го класса осуществлялось на основе поэтапного развития понятий посредством оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения, с использованием в качестве ведущих методов словесные при проведении специальной системы уроков,.

139 — связанных между собой по линии развития системы элементарных экономических понятий- - соблюдение таких принципов отражения экономической действительности в курсе биологии 6-го класса, как биологическая детерминированность экономических знаний, их изучения на этапах закрепления биологического содержания, рассматривание экономических знаний не как самоцель, а как важный прием актуализации предметного материала в современных социально-экономических условиях.

Качественный и количественный анализ данных экспериментального обучения дает нам основание сделать вывод об эффективности разработанной методики развития экономических знаний для повышения экономической грамотности учащихся в процессе обучения биологии 6-го класса, подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы. 140 —.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Высшая школа, 1986. — 148с.
  2. А.Н. Система: Философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188с.
  3. Г. С. Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения): Автореферат дис.. канд. пед. наук. (13.00.01.). Майкоп, 1997.-23с.
  4. Г. П. Методическое пособие по факультативному курсу «Основы экономики социалистической промышленности»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 92 с.
  5. Н.И. Большая экономическая игра в лицее. // Школа и произвгодство. 1994. — № 5. — С. 15−17.
  6. А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. -1Ш Челябинск: ЧГПИ, 1982. 177с.
  7. А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания школьников. // Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1986. -С.19−34.
  8. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 1У-Х (V-XI) классов. Челябинск: ЧГПИ, 1988. -162 с.
  9. А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования.: Автореферат. докт. пед. наук. (13.00.01.). / Урал.гос.ун-т Екатеринбург, 1997.- 58 с.
  10. Hill. Амосов H.M. Моделирование мышления и психология. Киев: Науковадумка, 1965. 304 с.
  11. Л.П., Клепинина З. А., Трайдак Д. Н. Обучение учащихся обобщением на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. Пособие для учителя. М.: НИИ школ, 1981.- 78с.
  12. Вл. Экономическое образование и воспитание учащихся. // Политическое самообразование. 1983. — № 12. — С.99.
  13. B.C. и др. Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии: Метод. пособие для учителей. / В. С. Анисимова, Е. Т. Бровкина, А. Н. Мягкова.- М. .-Просвещение, 1982.-192с.
  14. A.M. Методика осуществления взаимосвязи обучения с жизнью в курсе биологии 5 класса: Дис. канд. пед. наук: (13.00.02.). Л., 1988.- 197 с.
  15. П.Р. Политическое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. -175с.
  16. Н.И. Политехнический аспект экономической подготовки школьников. // Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1986. -С.35−40.
  17. С.Б., Березовская Д. А. Экономическое воспитание учащихся. -Элиста: Калмыцкое книжное изд., 1988. 239с.
  18. И.Г., Корчагина В. А. Уроки ботаники в 5−6 классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1974. — 264с.
  19. Г. Чувство хозяина: Об экономическом воспитании школьников в 428 школе Москвы. // Воспитание школьников.- 1986. № 4. -С.46−47.
  20. Л.Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 143 с.
  21. Л. Общая теория систем. Критический обзор. (Исследования по общей теории систем). М.: Прогресс, 1969. — 520с.
  22. В.П. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. / Под ред. В. П. Беспалько. М.: Пед. общ-во РСФСР, 1969. — 116 с.
  23. В. Экономическое образование: взгляд из министерства. // Российский экономический журнал. 1993. — № 4. — С. 114−115.
  24. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пробный учебник для 6−7 кл. средней школы. / Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский, М. А. Гуленкова и др. -М.: Просвещение, 1994. 224 с.
  25. Г. В. Связь школьного курса биологии с сельскохозяйственным производством.- Фрунзе: Киргизский НИИ педагогики, 1965. 67 с.
  26. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход. / / Вопросы философии.- 1978. № 8. — С. ЗЗ-52.
  27. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  28. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  29. Большой экономический словарь./ Под ред. Л. И. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  30. П.И. и др. Методика преподавания естествознания. Л.: Гос.пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, Лен. отд., 1955. — 668 с.
  31. Д. Процесс обучения: Пер. с анг. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -84 с.
  32. К.Б. Использование метода графов и матриц для осуществления оптимальной логики изложения учебного материала по генетике. // Новые исследования в педагогических науках.- 1975. № 13. — С.23−25.т
  33. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  34. Ю.К. О методологических основах исследования проблем экономического образования и воспитания учащихся. // Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1986. — С.4−7.
  35. Ю. К. Мельничук И.Н. К вопросу об экономической подготовке младших школьников. // Совершенствование экономического образования и воспитания учащихся в свете требований н.т.п. .-М.: АПН СССР, НИИ ТО и ПО, 1988.- С.49−59.
  36. Т.В. Развитие экологических понятий в курсе биологии 6−7 кл. во взаимосвязи с географией: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 (Науч. рук. И. Н. Пономарева. Защищена 22.10.92). СПб, 1992. — 145с.
  37. О.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений.: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.- 19 с.
  38. Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: АПН РСФСР, 1955.-820 с.
  39. Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения. // Советская педагогика.-1966. № 12. — С.53−63.
  40. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. — 223 с.
  41. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов педагогических институтов по биологической спец. 4 изд, М.: Просвещение, 1983. — 384 с.
  42. Н.М. Воспитание учащихся при обучении биологии. // Вопросы воспитания школьников в обучении биологии. Межвуз. сборник науч. работ. -Л.: ЛГПИ, 1985.-С.4−9.144 —
  43. Л.П. Развитие социально-экономических понятий в курсе общей биологии. // Экологическое образование в средней и высшей школе. -Даугавпилс: ДГПИ, 1988. С. 55−56.
  44. И.С. Экономическое образование и воспитание в преподавании экономической географии. // Экономическое воспитание в учебном процессе. -Минск: МГПИ, 1984. С.51−58.
  45. .В. Общая методика биологии. М.: Гос. уч-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1960. — 331 с.
  46. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-51 с.
  47. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  48. Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку. // Советская педагогика.- 1991. № 9. — С. 11−20.
  49. П.Я. О формировании чувственных образов и понятий. / В кн.: Материалы совещания по психологии в 1955. -М.: АПН РСФСР, 1957. С.417−425.
  50. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР: В 2 т., Т. 1. М.: АПН РСФСР, 1959. — С.441−469.
  51. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных понятий. / В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  52. П. Я. Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. // Вестник МГУ, Серия 14. Психология. -1979. № 4. — С.54−63.
  53. Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание -школьникам. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. — 110 с.
  54. С.Н. Взаимосвязь экономического и экологического образования (вопросы теории) // Экологическое образование в деятельности школьного коллектива. М.: АПН СССР НИИ ГиМО, 1983. — С.29−34.
  55. С.Н. Экологическое и экономическое образование: взаимосвязь, теория, практика // Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. Волгоград: ВГПИ, 1983 — С.3−14.
  56. Л.Я. Система проверки знаний учащихся, способствующая развитию ботанических понятий: Дисс.канд. пед. наук. Л., 1976. — 204 с.
  57. A.A. Формирование экономико-географических понятий как элемента экономического образования школьников. // Экономическое воспитание и образование учащихся в школьных курсах географии. -Свердловск, СГПИ, 1989. С.53−59.
  58. В.В. Связь теорий обобщения с программированным обучением./ В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. -С.437−469.
  59. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  60. Деловые педагогические игры для школьников: методические рекомендации. Л.: Лен. Дворец пионеров и школьников, 1988.- 22 с.
  61. Т.И. Формирование и развитие системы анатомических понятий в курсе ботаники 5−6 классов: Дис.. канд. пед. наук: (13.00.02.). Л., 1986. -160с.
  62. А. И. Ковалева А.Ф. Уроки ботаники в 5−6 кл. средней школы: Из опыта работы учителей. М.: Госуд. учеб. педаг. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1963.- 172 с.
  63. A.JI. Экономическая подготовка в IX кл. / / Школа и производство.- 1994.-№ 5 .-С.12−14.
  64. Ф.П. Об экономической подготовке школьников к общественно-полезному труду. // Вопросы экономического образования и воспитания: Тезисы VIII межвуз. семинара. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- С.70−72.
  65. Е.И., Евсеенко Ф. П. О работе с экономическими терминами на уроке. // Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи: Тезисы докладов научного семинара. Ч.: ЧГПИ, 1990. -С. 16−18.
  66. С. М. Комарова Е.А. Ознакомление школьников с экономическими аспектами биотехнологии. // Биология в школе, 1988. С.25−27.
  67. Д.А. Развитие физиологических знаний в курсе биологии основной школы (раздел «Растения»): Автореферат дис.. канд. пед. наук.(13.00.02.) М., 1997. — 18 с.
  68. JI.B. Формирование понятия о биогеоценозе у учащихся IV-VI. // Совершенствование организации учебно-познавательной деятельности школьников (при обучении естественнонаучным дисциплинам). / Под ред.
  69. B.Н.Федоровой. М.: НИИ СиМО, 1971. — С.42−48.
  70. В.В., Усова А. Б. О критериях эффективности методов обучения. // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе./ Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1980.1. C.83−87.
  71. Л.Ф. Проблема начального обучения. // Советская педагогика.- 1963.- № 11. С.23−33.
  72. H.H., Чермер С.JI. Деловой человек формируется с юных лет.// Школа и производство. 1997. — № 1. — С.83−85.
  73. А.Н. Школа и проблемы охраны природы (содержание природоохранительного образования). М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  74. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  75. И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе. Л.: Просвещение, 1971. — 407 с.
  76. И.Д. Экология в школьном обучении. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  77. И.Д., Мягкова А. Н., Бруновт Е. П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  78. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  79. Зверев И. Д, Мягкова А. Н. Политехнический принцип в преподавании биологии. // Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе. М.: Просвещение, 1979. — С. 73−90.
  80. Л.Я. Дидактические основы формирования системы знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  81. В.Г. Экономическое воспитание школьников: Методическая разработка в помощь студентам. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1985. — 42 (40) с.
  82. М.И. Приглашаем к сотрудничеству. // Школа и производство. -1995. № 5. — С.91.
  83. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореферат дис.. канд. филос. наук.(13.00.01).-Свердловск, 1972.-23 с.
  84. И.Б. Экономическое воспитание в условиях перестройки // Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи: Тезисы докладов научного семинара. / Под ред. А. Ф. Аменда и др. Челябинск: ЧГПИ, 1990.-С.13−15.
  85. А.Р. Формирование эколого-экономических знаний на уроках географии. // Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи: Тезисы докладов научного семинара. / Под ред. А. Ф. Аменда и др. -Челябинск: ЧГПИ, 1990. С.26−28.
  86. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1962.-376 с.
  87. Н.В. Развитие экологических понятий в разделе «Растения» курса биологии: Дис. канд. пед. наук (13.00.02). Л., 1990. — 150 с.
  88. Г. С., Мягкова А. И. Методика обучения биологии: 6−7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  89. К.Н. Основные направления экономической подготовки школьников. // Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М.: НИИ ТО и ПО АПН РСФСР, 1986. — С.7−19.
  90. .М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.:
  91. Госполитиздат, 1963. 295 с.
  92. Е.И. экономическое воспитание как средство формирования трудовой дисциплины старшеклассников: Автореферат. канд. пед. наук. (13.00.01.).-М., 1991.- 16с.
  93. Н.Я., Попов В. Д., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М.: Экономика, 1979. — 223 с.
  94. Р.Д. Систематизация знаний как логический процесс. Анализ системы научного знания. Саратов: СГУ, 1976. — 48 с.
  95. Г. Е. Методика формирования и развития природоведческих понятий. Л.: ЛГПИ, 1975. — 142с.
  96. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160с.
  97. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 720с.-149 —
  98. П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. -324 с.
  99. В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебник для 6−7 кл. сред, школы. М.: Просвещение, 1992. — 256с.
  100. Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и умственного развития. / В кн.: XVIII Междунар. психологический конгресс. Симпозиум, 32. Обучение и умственное развитие. М., 1966. — С.7−13.
  101. М.М., Крыкова H.JI. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М.: Наука, 1988. — 205с.
  102. В.И. Уроки ботаники: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. — 173с.
  103. Н.В. Экономическое воспитание учащихся 7−8 классов сельской школы в процессе подготовки их к сельскохозяйственному труду: Автореферат дис. канд. пед. наук.(13.00.02.). -М., 1985. 17с.
  104. Н.В. Экономическое воспитание сельских школьников в ^ процессе обучения математики. Горький: ГПУ, 1985. — 17с.
  105. Ю5.Куныпин В. Н., Антропова И. П. Проблемы формирования нового типа экономического мышления. // Экономическое воспитание и образование учащихся в школьных курсах географии. Свердловск: СГПИ, 1989. — С.38−46.
  106. Курс общей экономической теории. / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 456 с.
  107. Т.В. Основы экономической экологии. М.: НИИ школ., 1990. — 70с.
  108. H.A. Методические рекомендации осуществления идейно-политического воспитания при обучении ботаники. Л.: ЛГПИ, 1984. — 26 с.
  109. H.A. Совершенствование методики воспитания учащихся при обучении ботанике.: Автореферат дис.. канд. пед. наук. (13.00.02.). Л., 1985. — 18с.
  110. А.Л. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин.: Валгус, 1980. 334с.
  111. З.К., Сорокина Т. М. Воспитание у детей элементов экономической культуры. // Начальная школа. 1990. — № 5. — С. 19−22.
  112. A.B. Экономическая подготовка школьников на занятиях в учебных мастерских. //Школа и производство. 1995. — № 4. — С.5−9.
  113. A.B. Основы предпринимательства на уроках технологии.// Школа и производство. 1997. — № 4. — С. 89−93.
  114. .И., Лобут A.A. Методологические аспекты экономического воспитания. // Экономическое воспитание и образование в школьных курсах географии. Свердловск: СГПИ, 1989. — С.4−12.
  115. И.В. Экономика в средней школе. // Школа и производство.- 1995. № 3. — С. 10−14.
  116. И.В., Любимов Л., Антонова Л. Раскрывая тайны экономики.-М.:Вита-Пресс, 1994.-320с.
  117. О.Д. Экономическое образование школьников в процессе обучения географии России.: Автореферат дисс. канд. пед. наук. (13.00.02.). М., 1990. -19с.
  118. Л.П. Экономика в системе общего образования. // Школа и производство. 1996. — № 1. — С.91−93.
  119. А.Р. Роль слова в формировании временных связей у человека. // Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С.73−86.
  120. В.Н. Теоретические вопросы воспитания школьников в обучении биологии. // Вопросы воспитания школьников в обучении биологии: Межвуз. сборник научных работ. Л.: ЛГПИ, 1985. — С. 10−17.
  121. Р.Т. Формирование основных понятий, связанных с обменом веществ у растений в школьном курсе ботаники (5 кл).: Дис.. канд. пед. наук по спец. методике естествознания. Л., 1968. — 256с.
  122. C.B. Педагогическое руководство экономической подготовкой учащихся в общеобразовательной школе.: Автореферат дис.. канд. пед. наук.(13.00.01.).-М., 1997.- 18 с. 151 —
  123. Д.Х. За пределами роста: Предотвраить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее. Учебное пособие.-М.: Проглесс. Фирма «Пангея», Б.г., 1994. 302/1/с.
  124. И.А. Экономическое воспитание младших школьников. // Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи: Тезисы докладов научного семинара. / Под. ред. Л. Ф. Аменда и др. -Челябинск: ЧГПИ, 1990. С. 72−73.
  125. Методика обучения ботанике. / Под общ. ред. Ы. В. Падалко, В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1982. — 351с.
  126. Методика преподавания ботаники: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1965. — 208 с.
  127. Методика формирования политехнических знаний в курсе биологии. / Под ред. Д. И. Трайтака. М.: НИИ школ, 1979. — 123с.
  128. Методика экономического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. / Под ред. В. П. Шемякина. М.: Просвещение, 1995. — 160с.
  129. Методические рекомендации по экономическому воспитанию учащихся школ и ПТУ. Л.: ЛГПИ, 1985. — 80с.
  130. Методические рекомендации по совершенствованию экономического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений в процессе обучения. Киев: РНМК по ССО, 1984. — 48с.
  131. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Кузьминой. Н.В. Л.: ЛГПИ, 1980. — 172с.
  132. Н.В. Формирование экономического мышления старшеклассников в процессе учебного и производительного труда.: Автореферат. канд. пед. наук. (13.00.01.).- Минск, 1991. 20с.
  133. Ю.И. Экономическое воспитание школьников в процессе природоохранной деятельности во внеучебное время.: Автореферат дис.. канд. пед. наук. (13.00.01.).- М., 1987. 16с.
  134. А. Школьное экономическое образование что сделано и чтоделается (краткий очерк). // Российский экономический журнал. 1993, — № 1. -С.117−121.
  135. A.C. Воспитывать бережливых. // Биология в школе. 1981. -№ 6. -С. 57.
  136. К.А. К познанию рыночной экономики через игру. // Школа и производство. 1991. — № 5. — С.26−27.
  137. Г. М., Шакурова Л. Ф. Решение задач с экономическим содержанием (на уроках биологии). // Биология в школе. 1992. — № 5−6. — С.27−28.
  138. На повестке дня изучение экономики в школе. // Школа и производство. -1995. -№ 5. С.89−90.
  139. Р.Т. Об овладении конкретными естественнонаучными понятиями: Материалы совещания по психологии в 1955 году. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — С.433−437.
  140. П.М. Экономика природопользования и рынок: Учебник длявузов. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1997. — 413 с.
  141. Е.А. Развитие понятия об онтогенезе покрытосемянных растений в школьном курсе ботаники.: Дис. канд. пед. наук (13.00.02.). Л., 1976. — 265с.
  142. В.В., Орфанов И. К. Некоторые аспекты формирования экономического мышления учащихся в курсах экономической и социальной географии. // Экономическое воспитание к образованию в школьных курсах географии. Свердловск: СГПИ, 1989. — С.33−38.
  143. A.C. Экономическое образование учащихся сельской общеобразовательной школы: Пособие для учителя. Киев: Рад. школа, 1988. -141с.
  144. A.C. Экономическое воспитание в сельской школе. М.: Просвещение, 1989. — 206с.153 —
  145. A.C. Экономическое образование школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 127с.
  146. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования. / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992.- 126 с.
  147. Ope О. Графы и их применение. М.: Мир, 1965. — 174с.
  148. Н.В. Формирование понятий о питании и дыхании растений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 160с.
  149. Ю.И. Экономическое воспитание студентов. Киев: Вища школа, 1983.-46 с.
  150. К.В. Экономика и природопользование. М.: Изд-во МГУ, 1997. -240 с.
  151. В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: Пробный учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1995, — 271с.
  152. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192с.
  153. П.Д., Ручкин Н. Г. Методологические основы формирования экономических понятий у учащихся. // Вопросы экономического образования и воспитания. Тезисы VIII межвуз. семинара. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — С.68−70.
  154. Поляков В. А, Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи. // Советская педагогика. 1994.- № 4. — С.19−26.
  155. В.А., Сасова И. А. Экономическая подготовка школьников. // Школа и производство. 1994. — № 6. — С.5−8.
  156. JI.H. Экономические знания в массы! — Свердловск: Среднеуральское книжное изд-во., 1964. — 64 с. 154 —
  157. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1979. — 87 с,
  158. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии средней школы.: Дис. док. пед. наук. (13.00.02). •• Л. 1980. 392с.
  159. И.Н. Экологическое образование и природоохранительное воспитание школьников в курсе биологии. // Вопросы воспитания школьников в обучении биологии. Л.: ЛГПИ, 1985. — С. 17−23.
  160. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1981. — 239с.
  161. В.Д. Новый тип экономического мышления. Некоторые вопросы его формирования у молодежи. М.: Знание, 1985. — 40с.
  162. В.Д. Экономика плюс педагогика: очерки об экономическом воспитании молодежи. М.: Молодая гвардия, 1986. — 288с.
  163. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. М.: Педагогика, 1978. — 320с.
  164. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Биология.- М.: Просвещение, 1993.- 220с.
  165. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. / Составитель В. С. Кучменко. М.: Просвещение, 1996. -208 с.
  166. Производительный труд школьников. / Под ред. В. А. Полякова. М.: Педагогика, 1986. — 120с.168. .Прутченков A.C. Социально-педагогические основы экономического воспитания учащихся современной школы. М.: Знание, 1990. — 42с.
  167. A.C. Школьникам систематизированные знания по экономике // Школа и производство.- 1994.- № 5. — С.9−12.
  168. Пути совершенствования экономического образования школьников в трудовом обучении школьников и основах наук. М.-.НИИ ТО и ПО, 1985, — 19с.
  169. С., Протасевич Т. Программа «Современная экономика.' //
  170. С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся.: Автореферат дис. канд. пед. наук.(13.00.01.). М., 1997. — 22с.
  171. Развитие биологических понятий в V-IX кл. / Под ред. Н. М. Верзилина. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. Известия АПН РСФСР, вып. 81. — 324 с.
  172. .Е. Общая методика естествознания. М.: Гос. уч, пед. изд-во мин. просвещения, 1947. — 300с.
  173. . А. Введение в экономику: учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. М.: ТОО «Вес», 1993. — 104 с.
  174. Роль биологического образования в воспитании школьников. // Биология в школе. 1986. — № 5. — С.3−10.
  175. М.Н. Экономические задачи при обучении маркетингу и менеджменту. // Школа и производство. 1992. — № 1. — С.14−16
  176. В.П. О единстве трудового обучения и экономического воспитания. // Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи: Тезисы докладов научного семинара / Под ред. А. Ф. Аменда и др. -Челябинск: ЧГПИ, 1990. С.72−74.
  177. А.Р. О состоянии и путях совершенствования экономического образования и воспитания школьников. // Совершенствование экономического образования и воспитания учащихся в свете требований и т. п. М.: НИИ ТО и ПО, 1988.-С. 14−20.
  178. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974 — 279с.
  179. Сайтз Дж Р. Экономика для школьников. // Эко, 1989. № 5. — С. 158−161.
  180. И.А. Формы и методы экономического воспитания школьников в процессе их трудовой деятельности. // Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М.: НИИ ТО и ПО, 1986. -С.40−54.
  181. И.А. Взаимосвязь экономического и политехнического образования школьников. // Политехническая подготовка школьников в условиях УПК и учебных цехов. М.: НИИ ТО и ПО, 1986. — С.39−48.
  182. И.А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. // Мировоззренческая направленность трудового обучения и воспитания школьников. М.: НИИ ТО и ПО, 1987. — С.69−76.
  183. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  184. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. -М.: АПО, 1996.-64 с.
  185. И.В. Методические рекомендации по совершенствованию экономического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений в процессе обучения. Киев: РНМК по ССО, 1984. — 48с.
  186. Н.Г., Сиялов A.A., Шемякина П. Я. Вопросы методики экономического воспитания школьников. / Методические рекомендации учителям. Нижний Тагил: НГПИ, 1987, — 56 с.
  187. Связь обучения ботанике с трудом учащихся по растениеводству. / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: АПН РСФСР, 1962. — 148с.
  188. В.А. Изучение продовольственной программы на уроках общей биологии как одно из условий экономического воспитания учащихся. // Проблемы дидактики и методики преподавания учебных предметов в школе: Науч. реферативный сб., вып.6,1988.- С. 8.
  189. Л.Я. Дидактические условия и средства экономической подготовки школьников.: Автореферат дис.. канд. пед. наук.(13.00.01.). М., 1996.-21с.
  190. В.А. Экономическое образование и воспитание в школе. // Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. М.: МАИ, 1991. — С.86−89.
  191. Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников: Автореферат, канд. пед. наук.(13.00.01.).- М., 1990.-18с.
  192. Г. П. Деловые игры в системе экономического воспитания и образования учащихся. // Экономическое воспитание и образование учащихся в школьных курсах географии. Свердловск: СГПИ, 1989. — С.59−70.
  193. Система и развитие методов преподавания биологии в V-X классах. / Под ред. Н. М. Верзилина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — вып. 87.- 223с.
  194. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-206с.
  195. М.С. Роль деловых игр в формировании экономического мышления. // Экономическое воспитание и образование в школьных курсах географии. Свердловск: СГПИ, 1989. — С.70−76.
  196. Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде. / Под ред. И. Д. Зверева. М.: АПН СССР, НИИ СиМО, 1981.-112с.
  197. И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе. // Биология в школе. 1988. — № 3. — С.32−39.
  198. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344с.
  199. Д.И. Воспитание у учащихся чувства бережного отношения к природе. // Биология в школе. 1975. — № 6. -С.37−40.
  200. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980. — 144с.
  201. Д.И., Поляков В. А. Об усилении политехнической направленности обучения биологии. // Биология в школе. 1985. — № 1. — С.31−36.
  202. А.К. Структура общественного сознания. Теорет.-социол. исследования. М.: Мысль, 1968. — 324 с.
  203. К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986. — 238(1)с.
  204. A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1979. — 86 с.
  205. А.П. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся ^ научных понятий. Челябинск, ЧГПИ, 1988. — 84с.
  206. К.Д. Соч. т.5 М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 592с.
  207. А.Н. Экономическое воспитание в школе и дома. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. — 125с.
  208. В.Н. Уроки ботаники в 5-м классе: Методическое руководство для учителей. М.: Гос. уч. пед. изд-во мин-во просвещения, 1961. — 252с.
  209. Формирование современного экономического мышления у студентов и школьников. Владимир: ВГПИ, 1988.-17с.
  210. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1979. 270 с.
  211. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. -83с.
  212. Л.П. Формирование экономических знаний у подростков. // Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи:159 —
  213. Тезисы докладов научного семинара. / Под ред. А. Ф. Аменда и др. Челябинск: ЧГПИ, 1990. — С. 19−20.
  214. Т.С. Экономика природопользования. М.: МГУ, 1991. — 271с.
  215. В.В. Актуальные проблемы экономического образования школьников. // Школа и производство. 1995. — № 1. — С. 68.
  216. В.Ф. Методика преподавания естествознания. М.: Гос. уч. пед. изд. мин. просвещения РСФСР, 1952. — 287с.
  217. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. — 255с.
  218. А. Г. Принцип единства экономики и экологии в преподавании географии. // Экономическое воспитание и образование учащихся в школьных курсах географии. Свердловск: СГПИ, 1989. — С. 13−21.
  219. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986. — 95(1)с.
  220. .П. Экономическое воспитание школьников в процессе трудового обучения. // Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1986. -С.54−64.
  221. А.Т. Совершенствование организации экономического образования и воспитания старшеклассников.: Автореферат дис.. канд. пед. наук. (13.00.01.).-Киев, 1984.-25с.
  222. А.Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев: Радянска школа, 1987. — 126с.
  223. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов. / Под ред. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1998. — 455 с.
  224. Экономика и школа. // Эко. -1991. № 4. -С. 119−128.160 —
  225. Экономика сельского хозяйства. /Под ред. В. А. Добрынина. М.: Агропромиздат, 1990.- 176 с.
  226. Экономическое воспитание школьников. / Учебно-методическое пособие под ред. П. А. Шемякина. Свердловск: СГПИ, 1976. — 113с.
  227. Экономическое воспитание учащихся: Методические рекомендации: / Разраб. A.C. Прутченков. // Бюл. Гос. Ком. СССР по народному образованию. Сер.: Дошкольное воспитание и общ. среднее образование.- 1991. № 8. — С.32−40.
  228. Экономическое воспитание учащихся. Методические рекомендации / A.C.Прутченков и др. М., 1991. — 21с.
  229. Экономическое образование в России: концепции реформ: Доклад. / Я. Кузьминов, О. Ананьин, И. Липсиц и др.- Десятый всемирный экон. конгресс. -М.: НЭ, 1992.- 50с.
  230. Экономическое образование в школе: Материалы международного семинара 12−14 июня 1995 / Редкол.: Г. А. Бордовский и др.- СПб.: Образование, 1995.- 102с.
  231. Экономическое образование и воспитание школьников в процессе их трудовой деятельности: Методические рекомендации для учителей труда и мастеров производственного обучения. М.: АПН СССР, 1986. — 88с.
  232. Экономическое образование и воспитание в процессе преподавания истории, основ Советского Государства, права и обществоведения. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. 56с.
  233. Экономическое образование и воспитание школьников. / Л. П. Кураков, E.H. Соболева, В.Н. Якимов- под ред. В. Н. Якимова. М.: Просвещение, 1987. -144с.
  234. Экономическое образование и воспитание учащихся. Киев: Радянска школа, 1989. — 334с.
  235. Экономическое образование и воспитание школьников как средство подготовки их к жизни и труду. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1989. — 58с.161 —
  236. Экономическая подготовка учащихся 5−4 кл.:анализ, методы определения, оценка сформированное&trade-. -Ташкент: Узб. НИИ пед. наук, 1990.- 51с.
  237. Д. О теории начального обучения. // Народное образование. -1963. № 4.- С.49−57.
  238. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 1983. -386с.
  239. JI.E. Экономика и воспитание. Челябинск: Южно-Уральское кн. Изд., 1965. — 100с.
  240. JI.E. Экономические знания всем трудящимся. — М.: Знание, 1993.-32с.
  241. В.К. Развитие понятий о фитоценозах как уроках ботаники.: Дис.. канд. пед. наук. (13.00.02.). Л., 1971. — 289с.
  242. А. Осуществление связи теории с практикой в обучении ботанике. Фрунзе: Мектеп, 1963. — 48с.
  243. .Х. Экономическое воспитание сельских школьников в процессе обучения биологии.: Автореферат дис. канд. пед. наук. (13.00.02.). -М., 1990.-20с.
  244. . X. Учить школьников экономике. // Биология в школе. 1988. — № 4. — С.59−61.
  245. К. П. Вопросы общей методики естествознания. М.: Гос. уч. пед. изд-во мин. просвещения РСФСР, 1954. — 276с.
  246. Е. Л., Кузьменко М. М. Изучение эколого-экономических вопросов в школе // Экономическое воспитание школьников в учебном процессе. -Минск: МГПИ, 1984. С.64−69.
Заполнить форму текущей работой