Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложены способы организации общеобразовательного процесса по дисциплинам образовательной области «Естествознание», направленные на развитие наглядно-образного мышления, которые представляют собой модификацию основных элементов педагогического процесса. В соответствии с целевой установкой содержания деятельности педагога и ученика (включение нетрадиционных уроков, как способа развития этого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы процесса развития наглядно-образного мышления учащихся в педагогике
    • 1. 1. Содержательная сущность понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе

    1.2. Содержание понятия «наглядно-образное мышление» и специфика образовательного процесса при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание», направленного на развитие этого вида мышления .^

    1.3. Принцип наглядности в процессе изучения дисциплин образовательной области «Естествознание» и его соотношение с нагляднообразным мышлением.

    Выводы по главе 1.

    Глава 2. Способы развития наглядно-образного мышления учащихся в процессе преподавания дисциплин образовательной области «Естествознание».

    2.1. Дидактические возможности развития наглядно-образного мышления учащихся в процессе изучения дисциплин образовательной области «Естествознание».

    2.2. Диагностический инструментарий, направленный на проверку развития наглядно-образного мышления.

    2.3. Практическая реализация способов развития наглядно-образного мышления в процессе изучения дисциплин образовательной области «Естествознание».

    2.4. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку эффективности способов развития нагляднообразного мышления.

    Выводы по главе 2.

Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из характерных черт развития российского школьного образования является его гуманистическая направленность, это определяет ориентацию основных задач обучения дисциплин образовательной области «Естествознание» в современной школе.

Особое влияние на процесс образования оказывают коренные изменения, которые происходят в настоящий момент в обществе, в сфере наук, технике и производстве, обуславливающие социальный заказ школе. Основы социального заказа смещают целевые установки в предложенных областях знаний, в том числе по естественным наукам. В современной ситуации уже совершенно очевидной и практически общепринятой стала мысль о том, что выпускник школы представляет собой индивида, обладающего готовностью и способностью самостоятельно приобретать новые знания и выходить на новые способы деятельности, необходимые для адекватного действия в различных ситуациях, социума.

Современными ориентирами обучения являются не простое усвоение учеником определенного объема знаний, умений и навыков, а глубокое осознание им системы знаний, овладение самостоятельным научно-исследовательским поиском, добывания истины на основе формирования и развития различных видов мышления, в том числе наглядно-образного.

В традиционной системе образования ученик выступает в качестве «запоминающего устройства», а учитель как передатчик готовой информации, что отторгает учащихся от школы, так как «готовые знания не наука, а рабство перед изучаемым» (Д.И.Менделеев).

Предметы образовательной области «Естествознание» имеют ряд дидактических возможностей, которые можно использовать для развития наглядно — образного мышления, с одной стороны, а с другой — успешное освоение этих дисциплин невозможно без опоры на наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление способствует осмыслению философских категорий, на которые опираются предметы образовательной области «Естествознание», что влияет на мировоззрение и даёт возможность целостного восприятия границ применимости полученного знания.

Актуальность нашего исследования определяется противоречием, с одной стороны, содержащимся большим резервом дидактических возможностей дисциплин образовательной области «Естествознание» и слабым использованием этих возможностей в плане развития наглядно-образного мышления, значимого для успешного усвоения этих дисциплин, а также недостаточной проработанностью педагогического аспекта развития наглядно-образного мышления в дидактике.

Цель исследования — поиск способов развития наглядно — образного мышления при реализации дидактических возможностей дисциплин образовательной области «Естествознание» в современной школе.

Объект исследования — образовательный процесс в современной школе, направленный на развитие наглядно — образного мышления при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание».

Предмет исследования — способы развития наглядно-образного мышления учащихся в процессе изучения дисциплин образовательной области «Естествознание» в современной школе.

Гипотеза: если при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание», систематически включать в процесс обучения способы, ориентированные на развитие наглядно-образного мышления, то можно ожидать повышения уровня его развития, что проявится в тенденции роста уровня умений, характеризующих этот вид мышления, что позитивно скажется на результатах учебной деятельности учащихся по дисциплинам образовательной области «Естествознание».

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучить содержание понятия «наглядно-образное мышление» на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы с целью определения собственной позиции и условий, влияющих на его развитие.

2. Определить место наглядно-образного мышления в структуре учебно-познавательного процесса в цикле дисциплин образовательной области «Естествознание» (педагогический аспект).

3. Выявить способы, позитивно влияющие на развитие нагляднообразного мышления учащихся при реализации дидактических возможностей дисциплин образовательной области «Естествознание».

4. Осуществить внедрение выявленных способов, значимых для развития наглядно-образного мышления в процесс изучения дисциплин образовательной области «Естествознание» с целью проверки эффективности.

Методологическую основу исследования составили:

— современные теории личности и деятельности: Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, A.B. Петровского, O.K. Тихомирова и др.;

— положения системного подхода и его применение к изучению педагогических явлений и технологий в аспекте развития мышления школьников: В. П. Беспалько, В. А. Далингера, И. Я. Лернера, И. А. Мавриной,.

A.A. Макарени, Т. С. Назаровой, В. П. Симонова, Т. И. Шамовой, A.C. Шарова и др.;

— идеи моделирования, проектирования, гуманизации: H.A. Алексеева, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, М. В. Кларина, H.H. Суртаевой, А. П. Тряпицыной, Н. В. Чекалевой, И. С. Якиманской и др.;

— методология психолого-педагогических исследований: Н. И. Загузова,.

B.И. Загвязинского, В. В. Краевского, С. А. Писаревой, Е. В. Ткаченко, А. П. Тряпицыной, Д. И. Фельдштейна, Л. А. Шипилиной, др.

Теоретическую основу исследования составили:

— идеи по проблеме развития мышления, отражённые в работах: Дж. Брунера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, O.K. Тихомирова и дрдидактов и методистов: В. В. Давыдова, Л. Я. Зориной, Н. М. Зверевой, Н. Е. Кузнецовой, И. Я. Лернера, В. Н. Решанова, В. Г. Разумовского, В. А. Ситарова, И. Г. Пчелинцевой, И. М. Титовой, А.П.

Тряпицыной, И. С. Якиманской и т. д.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические методы: анализ психолого-педагогической, философско-методологической литературы по проблеме развития наглядно — образного мышления в процессе познания;

— эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование учителей, преподающих предметы образовательной области «Естествознание», и учащихся, педагогический эксперимент;

— математические методы обработки данных, полученных в ходе эксперимента.

Научная новизна:

— актуализирована проблема развития наглядно-образного мышления учащихся старших классов в предметах образовательной области «Естествознание»;

— выявлена взаимосвязь успешности результатов учебной деятельности и формирования наглядно-образного мышления при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание»;

— адаптированы психологические методики определения уровней развития наглядно-образного мышления к условиям процесса обучения дисциплин образовательной области «Естествознание»;

— выявлены способы, позитивно влияющие на развитие наглядно-образного мышления учащихся в процессе обучения дисциплинам образовательной области «Естествознание».

Теоретическая значимость исследования:

— предложено конструирование дидактических заданий в предметах образовательной области «Естествознание», направленных на развитие наглядно-образного мышления;

— теоретически обосновано и экспериментально доказано, что выполнение таких операций как:

— воссоздание различных фактических характеристик изучаемого объекта;

— перевод перцептивного содержания на «язык» семантических признаков,.

— перекодирование образов, возникающих на наглядной основе,.

— обобщение, сравнение, установление функциональных связей и других позитивно влияют на развитие наглядно-образного мышления учащихся старших классов при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание».

Практическая значимость:

•Предложены и проверены на практике способы развития нагляднообразного мышления в курсе дисциплин образовательной области «Естествознание».

•Разработан дидактический материал в виде информационных и инструктивных карточек, заданий творческого характера, приведены конспекты нетрадиционных уроков, направленных на развитие наглядно-образного мышления (урок-рассуждение, урок моделирования, уроки деловая игра и др.).

Рекомендации к использованию: материалы могут быть использованы в практике современной школы, в системе повышения квалификации учителей, отдельные материалы могут быть полезны в образовательном процессе вуза при подготовке учителей биологии, химии, географии, естествознания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Способы, позитивно влияющие на развитие наглядно-образного мышления, в основе которых лежат сконструированные задания, направленные на выполнение таких операций, как:

— воссоздание различных фактических характеристик изучаемого объекта;

— перевод перцептивного содержания на «язык» семантических признаков;

— перекодирование образов, возникающих на наглядной основе;

— обобщение, сравнение, установление функциональных связей и других (нетрадиционные уроки, исследовательские методы, задания наблюдательного характера и др.).

2. Повышение уровня развития наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание» позитивно влияет на результаты учебной деятельности учащихся по этим дисциплинам.

3. Адаптированные психологические методики «Образец и правило», «Лабиринт» к учебному процессу предметов образовательной области «Естествознание», которые могут выступать как способы развития наглядно-образного мышления и как методики диагностики. Исследование осуществлялось поэтапно с 1999 по 2005 г.

Первый этап (1999;2001г.г.) включал анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта работы школ по проблеме развития наглядно-образного мышления старшеклассников, был осуществлен отбор контрольных и экспериментальных классов и проведены срезы констатирующего характера.

Второй этап (2001;2003г.г.) осуществлялся отбор способов позитивно влияющих на развитие наглядно-образного мышления учащихся, внедрение этих способов в процесс обучения дисциплинам образовательной области «Естествознание», осуществлялся преобразующий этап педагогического эксперимента, осмысление полученных результатов, корректировка. Третий этап (2003;2005гг.) осуществлялись повторные пробы, осмысление, обобщение полученных результатов, формулировались выводы, практические рекомендации и оформлялся текст диссертации.

Апробация и проверка результатов диссертационного исследования. Эксперимент проводился с 1999;2005 гг. в МОУ СОШ №№ 5, 14 г. Тобольска, в МОУ «Вагайская средняя школа» Вагайского района Тюменской области, в Тобольском педагогическом колледже, в образовательном процессе Тобольского государственного пединститута им. Д. И. Менделеева на биолого-химическом факультете. Под руководством диссертанта написано две выпускные квалификационные работы по этой проблеме. Основные положения и результаты обсуждались на ежегодных Менделеевских чтениях, аспирантских и методических семинарах кафедры химии и МПХ в ГОУ ВПО «ТГПИ им. Д.И. Менделеева" — конференциях различного уровня: межвузовской: «Проблемы педагогической инноватики» (г.ТобольскД999г.) — межрегиональных: «Проблемы педагогической инноватики» (г. Тобольск, 2001), «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (СПб — 2005) — международной: «Проблемы социального самоопределения учащейся молодёжи в условиях современного общества» (г.Киров, 2003).

По теме исследования опубликовано 9 работ, в которых раскрыты основные идеи диссертации, изложены практические рекомендации в соответствии с темой исследования.

Задачи исследования и логическая последовательность их решения определили структуру работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложения. Библиографический указатель включает 160 наименований на русском языке и 3 — на иностранном. Работа содержит 18 рисунков, 21 таблицу.

Выводы по главе 2.

Анализ результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента показал, что к проблеме формирования наглядно-образного мышления учащихся имеется определенный интерес среди учителей современной школы, но целенаправленной работы по развитию наглядно-образного мышления учащихся в старших классах не ведётся.

Организация педагогического процесса в общеобразовательных школах при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание» не способствует формированию наглядно-образного мышления, так как сложился определённый стереотип, что формирование этого вида мышления происходит у учащихся в младшем школьном возрасте.

Исследования эффективности методической системы, направленной на формирование наглядно-образного мышления показали, что приобщение учащихся к деятельности, направленной на описание образов объектов, представление об объектах, выделение признаков объектов на основе их наблюдений и т. д. способствует развитию интеллектуальных умений, самого наглядно-образного мышления и позитивно влияет на результаты учебной успешности.

Преобразующий этап педагогического эксперимента показал, что значение перечисленных коэффициентов в экспериментальных группах выше, чем в контрольных.

Систематическое использование предложенных способов развития наглядно-образного мышления способствовало более осознанному отношению к изучаемому материалу и развитию интеллектуальных умений в процессе формирования наглядно-образного мышления в процессе изучения дисциплин образовательной области «Естествознание».

Заключение

.

Анализ научно-педагогической литературы и опыта работы учителей показал, что процесс формирования наглядно-образного мышления в учебно-познавательной деятельности изучен достаточно хорошо и рассматривается как соотношение учебного и научного познания.

Организация педагогического процесса в общеобразовательных школах не способствует формированию наглядно-образного мышления обучаемых, так как возникают некоторые трудности, связанные с управлением мыслительной деятельностью учащихся, слабой подготовленностью педагогов в этой области.

Выявлено содержание понятия «наглядно-образное мышление» на основе изучения психолого-педагогической, философской литературы позволило выделить способы его формирования в учебно-познавательном процессе.

Выявлено место и роль развития наглядно-образного мышления в учебно-познавательном процессе, что показало существенное влияние этого элемента на результаты учебной деятельности.

Системная организация деятельности, направленной на развитие наглядно-образного мышления, способствует более осознанному отношению к изучаемому материалу и развитию интеллектуальных умений в процессе формирования этого мышления через уроки и другие формы обучения дисциплинам образовательной области «Естествознание».

Наглядно-образное мышление как один из видов мышления может рассматриваться в учебном процессе как ассоциация представлений, как действие, как функционирование интеллектуальных операций, как акт переструктурирования ситуаций, как поведение, как мотивационный процесс, как система обработки информации. Всё это возможно реализовать, учитывая специфику дисциплин образовательной области «Естествознание», подбирая соответствующие способы.

В ходе проведённого исследования нами был осуществлён поиск наиболее эффективных способов развития наглядно-образного мышления при реализации дидактических возможностей дисциплин образовательной области «Естествознание» в современной школе.

В ходе анализа философской, психолого-педагогической литературы мы проанализировали содержание понятия «наглядно-образное мышление», под которым понимается один из видов мышления, опирающийся на наглядные образы, полученные в ходе собственного опыта, а также на модели, созданные на основании определённых знаний, свойств данных веществ, явлений, используемых в дидактике.

Также нами определено место понятия «наглядно-образное мышление» в структуре учебно-познавательного процесса в цикле дисциплин образовательной области «Естествознание».

Адаптированы методики определения развития наглядно-образного мышления к условиям процесса обучения дисциплинам образовательной области «Естествознание».

Предложено конструирование дидактических заданий в предметах образовательной области «Естествознание», направленных на развитие наглядно-образного мышления.

Теоретически обосновано и экспериментально доказано выполнение таких операций как воссоздание различных фактических характеристик предмета, перевод перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, перекодирование образов, возникающих на наглядной основе, обобщение и установление функциональных связей и других операций, позитивно влияющих на развитие наглядно-образного мышления учащихся старших классов.

Разработан дидактический материал в виде информационных и инструктивных карточек, заданий творческого характера, нетрадиционные уроки, направленные на развитие наглядно-образного мышления: урокрассуждение, урок — моделирование, урок — деловая игра (инструментальная и информационная и другие), которые можно рекомендовать учителям современной школы и других общеобразовательных учреждений при решении задачи развития наглядно-образного мышления.

Предложены способы организации общеобразовательного процесса по дисциплинам образовательной области «Естествознание», направленные на развитие наглядно-образного мышления, которые представляют собой модификацию основных элементов педагогического процесса. В соответствии с целевой установкой содержания деятельности педагога и ученика (включение нетрадиционных уроков, как способа развития этого мышления, увеличение доли исследовательских методов, заданий наблюдательного характера) и др.

Адаптированы психологические методики «Образец и правило», «Лабиринт» к учебному процессу предметов образовательной области «Естествознание», которые могут выступать как способы развития наглядно-образного мышления и как методики диагностики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексеев А. А, Громова П. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы. СПб, 1993.-С. 12−15.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. II / Под ред. A.A. Бодалева и др. -М.: Педагогика, 1980.- 288 с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.- Кн. П: Казань: КГУ, 1998.-318 с.
  4. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: «Ось -89», 2001.-272 с.
  5. Г. Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома, 1993.
  6. .Б. Психология: Схемы и тесты. -М.: ВЛАДОС -Пресс, 2002.- 208 с.
  7. С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. 32 121 «Педагогика и методика начального обучения». -М: Просвещение, 1981.- 143 с.
  8. В.П. Опыт разработки и использование критериев качества усвоения знаний //Советская педагогика. -№ 4. -1968. -С.52−69.
  9. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога).- M., 1975.-С.247−248.
  10. .М. К характеристике наглядно-действенного мышления // Изв. АПН РСФСР.- 1948.- Вып. 13.
  11. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе.-M., 1959.-С. 131.
  12. В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота //Сов. педагогика. — 1970.- № 5.- С. 41.
  13. Дж. Психология познания. М., 1977.
  14. A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.
  15. A.B. Психология мышления и кибернетика. -М., 1970.
  16. A.B. Мышление и прогнозирование. -М., 1979.
  17. И.И. Об изготовление моделей атомов и молекул //Химия в школе.- 1983.- № 4.- С. 64.
  18. Введение в психологию. Под. общ. ред. проф. Петровского A.B. м., Издательский центр «Академия», 1997. -496 с.
  19. В.Н., Гольдфарб Я. Л., Сморгонский JI.M. Методика преподавания химии в средней школе (раздел органической химии). М.: Учпедгиз, 1936.- 113 с.
  20. В .Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. -2-е изд. доп. и перераб. -М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.-120 с.
  21. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся./Под ред. И. С. Якиманский. -М.: Педагогика, 1989.- 223 с.
  22. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект —пособие для студентов -педагогов и учителей. -М.: Педагогическое общество России, 2002.
  23. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999 — 534 с.
  24. Л.С. Психология. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО- Пресс, 2000.-1006 с.
  25. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий.- М.: МГУ, 1968.-134 с.
  26. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.- метод -пособие к курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2001- 276 с.
  27. Н.Ф., Базаева М. В., Супоницкая И. И. Использование опорных конспектов на практических занятиях по химии //Химия в школе -1995.- № 4,5.
  28. A.A., Назарова Т. С., Зазнобина JI.C. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988.- 160 с.
  29. JI.A., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2001.- 480 с.
  30. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.-С.281,282.
  31. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.424 с.
  32. В.А., Борисова Л. П. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе: учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 2004.-205 с.
  33. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: «Питер», 2000.- 368 с.
  34. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.- 169 с.
  35. Е. Учись мыслить играя //Наука и жизнь.- 1991.- № 4.-С. 108 111.
  36. Д.Н. Формирование приёмов умственной деятельности у учащихся в процессе овладения естественнонаучными знаниями: Дисс. .канд. пед. наук.- Брянск, 2002.- с. 20- 29.
  37. О.С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: «ВЛАДОС», 1999.- 384 с.
  38. A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов //Вопросы психологии .- 1974.
  39. Н.М. Развивается творческая самостоятельность: Опыт и предложения //Вест. высш. шк.- 1983. -№ 5.- С.70−72.
  40. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов- на -Дону: Феникс, 1997.- 480 с.
  41. Л.Я. Системность -качество знаний. -М., 1976. -64 с.
  42. М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. М.: просвещение, 1989.
  43. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. Для учителя. -М.: просвещение, 1987.
  44. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: «Просвещение» 1978.
  45. E.JI. Психология мышления и памяти. Харьков, 1990.
  46. М.А., Кононова М. А. Химический демонстрационный эксперимент. Под ред. С. А. Щукарева. руководство для ассистентов и лаборантов вузов. М., «Высшая школа», 1969, — 248 с.
  47. В.А., Чачин С .Я. Генерализация учебного материала и знаний учащихся. Л.: ЛГПИ, 1983.- 67 с.
  48. Ф.Е., Даринский Ю. А. Общая и возрастная физиология. Санкт -Петербург. 2004. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
  49. И.И. Структура процесса учения.-М., 1986.-23 с.
  50. Д.С. Система дидактических игр при обучении химии //Химия в школе. 2003.-№ 6- С.46−49.
  51. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. -М.: Наука, 1967.-135 с.
  52. Ч. Теория и практика управления деятельностью учащихся по развитию их мышления на уроках физики. Дисс. .канд. пед. наук.- СПб, 2002.- 27−56.
  53. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1980.159 с.
  54. Л.М. Структуры образного мышления. М., 1971.
  55. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. -Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «МарТ, 2005.-448.
  56. З.И., Егорова Г. И. Теоретические основы педагогической технологии: Учебное пособие для студентов педагогического института / Под ред. О. Б. Епишевой. -Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2001.- 233 с.
  57. Я.А. Великая дидактика: Хрестоматия по истории педагогики. -М.: Росучпедгиз, 1935, — Т.1.
  58. Краткий психологический словарь, ред. Сост. Карпенко JI.A.- под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г., — 2 изд. расш., испр. и доп., Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 1998.
  59. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: ВЛАДОС -ПРЕСС, 2001.- 368 с.
  60. В.И. Использование проблемного обучения на уроках биологии: Методические рекомендации. Харьков, 1973. -35 с.
  61. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. -М.: Просвещение, 1989. -144 с.
  62. В.М. Психолого педагогические условия формирования личности учащихся. М.: Народное образование. 1994. -144 с.
  63. Л.М. Новая технология обучения химии в 8 классе. -Обнинск: Титул, 1999. -208 с.
  64. В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М.: Агар, 1996.-384 с.
  65. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. -Ростов- на-Дону: «Феникс», 2001. -416 с.
  66. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин Валгус, 1980. — 286 с.
  67. A.A. Вопросы методики педагогических исследований. В 2-х ч., Ч. 1-Таллин Валгус, 1971.-131 с.
  68. К проблеме восприятия пространственных представлений. Материалы конференции / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Попова.- JL, 1959.- С.34−38.
  69. А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. М., 1964.1. Т.З.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. ¡-Политиздат, 1977.-304 с.
  71. А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1959.
  72. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  73. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.-191 с.
  74. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.- 123 с.
  75. A.A. Избранные труды. Т 2. Теория и методика обучения химии.- Тюмень: ТОГИРРО, 2000.- 355 с.
  76. A.A., Шукарев С. А. Об индивидуальности химических элементов //Философские вопросы химии. -Ростов -на-Дону, 1972.- С. 25−28.
  77. A.A., Суртаева H.H. Формирование химической картины природы на уроках химии //Химия в школе. -1988.- № 2, — С. 20.
  78. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.- 115 с.
  79. И.Ю., Чаекаберья Е. И. Развитие образной памяти. М.: Педагогика, 1993.- 196 с.
  80. М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2000.- 432 с.
  81. Д.И. Соч.: В 25 т. T.XVI. М.:АН СССР, 1950. -с. 306.
  82. H.A. Мышление в процессе обучения //Хрестоматия по психологии, М.: Просвещение, 1977. -С.528.
  83. И.К. Чувственное отражение в современном познании. -М.} 1972.-С.248,249.
  84. Мышление: Процесс, деятельность, общение /Под ред. A.B. Брушлинского. -М., 1982.
  85. Т.С., Грабецкий A.A., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987.-240 с.
  86. В.М., Лучинина Н. В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании //Химия в школе.- 1993.- № 6.- С.47−53.
  87. P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001., кн.1: Общие основы психологии. -688 с.
  88. Г. Н. О развитии пространственного мышления студентов //Математика в школе. № 4.- 1995.-С.32−36.
  89. А. Сравнения на уроках химии // Химия в школе. —1989. -№ 5.-С.147−153.
  90. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- под ред. A.B. Петровского, — 3- изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986.- 464 с.
  91. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов, под ред. проф. Петровского A.B. -М.: Просвещение, 1977, — С. 479.
  92. К.Я. Химический эксперимент в средней школе. М.:АПН РСФСР, 1959.
  93. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -С.635.
  94. Педагогическая диагностика в школе. А. И. Кочетов и др./ Под ред. А. И. Кочетова.- Мн., 1987.
  95. A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип, — М.: «Академия», 2001,-512 с.
  96. Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М., «Когито—центр», 1996.
  97. . Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей /Сост. И общ. Ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской: предис. Л. Ф. Обуховой.- М.: Гардарики, 2001.-624 с.
  98. . Избранные психологические произведения. -М.:1969.- 169с.
  99. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  100. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.- М.: Педагогическое общество России, 1999.-354 с.
  101. И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 1.
  102. H.H. Мышление дошкольника. М., 1977.
  103. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /В.Д. Шадриков, Н. П. Ансимова, E.H. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова .- М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  104. B.C., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1989.
  105. B.C. Школьный эксперимент по неорганической химии.-М., 1970. -336 с.
  106. B.C. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии //Химия в школе. -1982. -№ 5.-С.53−56.
  107. B.C. Об оптимальном отборе школьного химического эксперимента //Химия в школе.-1994.- № 1.- С.73−75.
  108. B.C., Гатаулин А. Г. Параллельные опыты по химии //Химия в школе. -1982.- № 1.- С.58−61.
  109. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.-1967.
  110. Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -304 с.
  111. О.Н. Психологические аспекты в изучении построения экспертных версий // Науч. тр. ВНИИ судебной экспертизы.-1977.
  112. H.H., Поспелов И. Я. Формирование мыслительных операций у старшеклассников.- М.: Педагогика, 1989.- 152 с.
  113. Г. Я., Карташев H.H., Лапина З. М. Руководство по курсу физиологии человека и животных. —М. '.Просвещение, 1969.
  114. Психология одарённости детей и подростков: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.- Под ред. Н. С. Лейтеса.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  115. Психология. Словарь /Под ред. Петровского A.B., М., Политиздат, 1990.
  116. A.A. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2001.
  117. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2001.-432 с.
  118. Е.И. Настольная книга психолога в образовании: Учебное пособие. -М.:ВЛАДОС, 1996.-529 с.
  119. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.720 с.
  120. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.:АН СССР, 1958.- 115 с.
  121. В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
  122. Л.В. Дневник самоопределения: Учебно- методическое пособие для учащихся 10−11-х классов. -Екатеринбург: Изд -во Дома учителя, 1999.
  123. Ю.В. Приобщение учащихся к элементам научного мышления и эксперимента //Советская педагогика. 1976.- № 9.- С. 18−23.
  124. Т.А., Зайцев О. С. Моделирование с помощью компьютеров при обучении химии //Химия в школе.-1987.- № 2.- С.45−58.
  125. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  126. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов, — М.: Школа- Пресс, 1995.
  127. А.Д., Верховский В. Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. В 2 т. М.: Просвещение, 1979.
  128. A.M. Тренинговые задания как средство развития мышления учащихся //Химия в школе. -№ 7.-2001.
  129. Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) — Ростов -на -Дону: Феникс, 2002.- 672 с.
  130. H.H. Связь природоведения с химией и физикой //Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе: Сб.науч.тр, — Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1987.-124 с.
  131. Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975 .-С. 158−165.
  132. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:МГУ, 1975.-342 с.
  133. Д.М. Развитие диалектического мышления на уроках химии /Химия в школе. -1993.- № 4.-С.15−17.
  134. O.K. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2002.-288 с.
  135. Л.Ф., Басов A.B. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринко», 1995, — 240 с.
  136. A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся //Советская педагогика. -1980. -№ 12.- С. 45−48.
  137. К.Д. Педагогические сочинения в 6 т./Сост. С. Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.- т 5.-528 с.
  138. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  139. A.B. Современная дидактика: учебник для вузов: СПб. Питер, 2001.- 544 с.
  140. JI.A. Опыт преподавания химии по новой программе в современной школе и проблеме дальнейшего развития методики обучения. //Жур. всесоюзного хим. общ. им. Д. И. Менделеева.- т. XVIII.- 1973.- № 4,-С.336- 375.
  141. А.П. Мысленный эксперимент. -М., 1997. -205 с.
  142. И.Н. Связь мысленного и реального эксперимента //Химия в школе.-1987.-№ 6.-С.54−56.
  143. Г. М. Методика обучения химии в средней школе.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. «ВЛАДОС», 2000.
  144. A.B., Стрюков Г. Н. Использование приёмов развития мышления при обучении химии //Химия в школе. -1993. -№ 6.-C.33−38.
  145. В.Д. Способности человека. М.: «Институт практической психологии», Воронеж НПО «Модэк», 1997.- 288 с.
  146. С.И. От алгоритмов к суждениям. М.: Советское радио, 1983.-114 с.
  147. С.Г. Методика обучения химии. -М.: Учпедгиз, 1963.667 с.
  148. М.Н. Мышление школьника. -М.: Учпедгиз, 1963.-123 с.
  149. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1999.-512 с.
  150. Р.В., Чернобельская Г. М. Изучение психолого -педагогических особенностей учащихся //Химия в школе. 2004.-№ 3.-С.44−49.
  151. Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.: СПбГУ. 1992.- 184 с.
  152. В.И. Химический эксперимент и экологическое воспитание учащихся //Химия в школе.-1993.-№ 5.- С.60−62.
  153. В., Маняк И. Современные проблемы и перспективы развития принципа наглядности в обучении: Науч. реферат //Школьное оборудование в СССР и за рубежом. М., 1991. Сб. науч. трудов. -Вып.2 (22).- С.7−11.
  154. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико —методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.
  155. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. JL, Знание, 1975.-98 с.
  156. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
  157. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-С.144.
  158. И.С. Основные направления исследований образного мышления //Вопросы психологии. -1985. -№ 5.- С.23−30.
  159. . Научно-познавательные функции эксперимента на уроках химии //Химия в школе. 1964.- С. 12−14.
  160. Beruhmte Chemiker und ihre Experimente /Hurtz H., Mauch Y. // Prax. Natur wiss. Chem. — 1992.- 41,48.- c.46−48.
  161. The use of problem solving in the history of chemis -try course / Cortes Luis // Y. Chem/educ. -1992.-69,312.- c.1012−1013.
  162. Lessons from the History of Chemisty / Laidler Keith Y. // Accounts Chtm. Res. -1995.- 28,44.- c. 187- 192.
Заполнить форму текущей работой