Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей опытной работе накоплены данные, раскрывающие характер взаимоотношений младшего подростка с окружающими, свидетельствующие о проявлении в этом возрасте новых критериев оценки себя, сверстника и взрослого (Л.И. Божович, Т. В. Драгунова, В. Н. Лозовцева, Е.И. Савонь-ко, А. Б. Ценципер, Р. Д. Тригер и др.). В исследованиях, выполненных под руководством Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ У НРАВСТВЕННО-АНОМАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Ретроспективный анализ проблемы в педагогической теории и практике. 14 *
    • 1. 2. Физические упражнения и спортивные игры как условие воспитания у школьников интереса к занятиям физической культурой
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ У НРАВСТВЕННО-АНОМАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
    • 2. 1. Физическая культура как ценность для нравственно-аномальных подростков
    • 2. 2. Средства воспитания у школьников интереса к двигатёльной активности
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ У НРАВСТВЕННО-АНОМАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
    • 3. 1. Технологическая характеристика и содержание опытно-экспериментальной работы. Ю51″
    • 3. 2. Анализ и оценка результатов исследования про* блемы воспитанияу нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой
  • Выводы по третьей главе

Воспитание у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития нашего общества резко осложняется нравственное, психическое и физическое развитие детей и подростков. Повышается заболеваемость, увеличиваются функциональные расстройства, связанные с нарушениями половой социализации, причины которых различны: а) не выполняются гигиенические и психолого-педагогические требования к организации учебно-воспитательного процесса (экстенсификация учебных программ, введение интенсивных методик, отсутствие учёта рекомендаций по возрастной психологии и физиологии детей (особенно нравственно-аномальных), слабое материально-техническое обеспечение дошкольных воспитательных учреждений, низкий уровень жизни многих семей и др.) — б) особая организация учебной и воспитательной работы с учащимися на тему здоровья и здоровом образе жизни, отсутствие которой зачастую в настоящее время заполняют наркомания, токсикомания, раннее употребление алкоголя, приводящие к детской преступностив) существенные недостатки в системе нравственного, трудового и физического воспитания подростковг) отсутствие необходимых психолого-педагогических, медицинских и валеологических знаний у родителей, недостаточное семейное воспитание.

Идея воздействия на нравственно-аномальных подростков (НАП) средствами физической культуры не нова. Она декларировалась во. все времена. Об этом писали В. К. Бальсевич (20- 21), А. Н. Винакуров (50), Н. С. Ворогин (57), А. А. Гужаловский (64), Л. И. Лубышева (92- 93), Г. А. Степанова (146), В. П. Филин (171), Н. А. Фомин (173- 174), и др. Только в разных исторических эпохах к данной категории подростков относились поразному и придавали различный смысл. Поэтому нам важно определится с исходным понятием «нравственно-аномальные подростки» (НАП).

В педагогической литературе таких подростков называют «трудными» (Г.А.Уманов), «педагогически запущенными» (А.И.Кочетов), «правонарушителями» (М.А.Алемаскин), «трудновоспитуемыми» (А.С.Белкин). Все подходы к подобным определениям имеют право на существование.

Мы исходим из того, что подростки не всегда знают, что «хорошо», а что «плохо», то есть не осмыслили ценность нравственных норм поведения и отношений. Известно, что «трудными» они не рождаются, а становятся в силу недостатков воспитания. Об этом свидетельствуют многие публикации философов (32- 33- 35- 68- 76- 86- 104), психологов (6- 9- 18- 19- 50- 108- 117- 154- 163- 192) и педагогов (1- 11- 24- 30- 38- 40- 47- 54- 57- 67- 81- 91- 106- 132- 138- 140- 145- 167- 175- 182- 190- 200). Многие авторы отмечают, что своё поведение подростки считают нормальным, исходя из ошибочности ценностных ориентаций. В психо-физиологическом отношении это нормальные дети, но имеющие отклонения в поведении по отношению к принятым в обществе правилам, в силу неосвоенных нравственных норм, обычаев и традиций, или отторгающих их из-за принадлежности к определённой социальной общности, корпоративному объединению. Подростков с таким поведением, отклоняющимся от нормативного, мы называем «нравственно-аномальными». Подобный подход согласуется с взглядами ряда учёных Л. М. Андрюхиной, С. И. Андреева, К. Ш. Ахиярова, С. А. Бадмаева, Б. Л. Бенина, М. Е. Дуранова, А. Я. Найна, Л. А. Семёнова, Л. Н. Собчина, Н.М.Тала-нчука, Ю. Л. Ханина и др.

На протяжении длительного периода в психолого-педагогической и методической литературе обсуждаются различные аспекты воспитания нравственно-аномальных подростков. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов С. А. Бадмаева, Р. Бернс, Д. Б. Богоявленской, В. Ш. Брюшкус, Л. А. Вегнера, Н. Гастфрейнд, М. Н. Гернет, Э. Ф. Зеера, Л. М. Зюбина, В. А. Фусс, Х. Хекхаузен и других раскрывается понимание сущности воспитания трудных подростков, всесторонне рассматриваются значение и воспитательные функции учебного процесса, выделяются основные закономерности процесса воспитания таких подростков.

Большой вклад в развитие теории и практики нравственно-аномальных подростков внесли отечественные педагоги. В работах известных учёных, таких как К. А. Бергалиев, Л. С. Выготский, А. И. Кочетов, А. Н. Леонтьев, В. В. Трифонов, Г. А. Уманов, Н. Д. Хмель, Д. И. Фельтштейн и других, освещаются вопросы взаимодействия личности и социальной среды и влияние последней на формирование поведения подростков, их личностных качеств.

Роль личностно-деятельностного подхода в воспитании и развитии нравственной позиции подростка исследовали А. С. Белкин, О. С. Богданова, Е. В. Бондаревская, Ю. В. Гербеев, Г. А. Уманов, Ю. П. Сокольников, Н.М.Та-ланчук, Г. Н. Филонов и другие.

Проблемам перевоспитания подростков-правонарушителей в специальных воспитательных учреждениях путём привлечения их к систематическим занятиям ФК, посвящены работы В. В. Беликович (30), М. С. Войкина (54), С. Н. Жанкова (81), Р. Т. Раевского (106), В. Д. Сонькина (138), Г. И.Царе-городцева и Е. А. Апостолова (184) и др.

Вопросам коррекции поведения и методики перевоспитания подростков с аномальным поведением уделено значительное внимание в исследованиях А. С. Белкина, Н. Ф. Гейжан, А. В. Гордеевой, Л. К. Керимова, В.Д.Лучанс-кого, В. В. Морозова, А. Я. Найна, В. А. Поварнициной, А. П. Степанец, А. Д. Сазонова, А. А. Реан и др.

Исследователи-юристы, изучая таких подростков, определяют их как несовершеннолетние правонарушители", «делинквенты», «нравственно-аномальные», то есть субъекты нарушения права. Дают им нормативные личностно-правовые характеристики, разрабатывают всевозможные меры по профилактике преступлений и нарушений общественного порядка (М.М.Бабаев, А. М. Богдановский. К. А. Бергалиев, Е. В. Болдырев, Г. П. Давыдов, У. Джекебаев, В. Д. Ермаков, К. Е. Игошев, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, В. В. Панкратов, А. Б. Сахаров, А. М. Яковлев и др.).

Предметом рассмотрения ученых-дефектологов, медиков, юристов являются «аномальные» дети, «с отклонением в поведении», с так называемым девиантным поведением, которое связано с нарушением общепринятых норм и правил. Исследователи устанавливают общую незрелость их психики, неблагоприятные социально-биологические факторы, ставшие причиной задержки развития, трудности адаптации в обществе (С.Г.Бармин, М. С. Вроно, Л. С. Выготский, В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева, Р. Г. Илешева, Г. М. Кудиярова, К. С. Лебединская, А. Е. Личко, К. И. Намазбаева, А.И.Селец-кий, П. В. Симонов, С. А. Тарарухин, Н. И. Фелинская, Н. А. Фомин и др.).

В каждой из названных научных дисциплин данная категория подростков изучена достаточно полно, хотя общая картина пока ещё весьма противоречива (32- 70- 82- 95- 138- 153- 183- 189- 190- 194).

Необходимо отметить, что понятийно-терминологический аппарат в отношении данной категории подростков многоаспектен, специфичен, несовершенен и во многом носит условный характер по той причине, что наука не может точно определить степень опасного посягательства личности на нормы общественной жизни. Нравственно-аномальные подростки, обозначенные термином «трудные», «педагогически запущенные», «социально запущенные», совершают поступки, которые, по сути дела, можно квалифицировать как правонарушения, но данные поступки по разным причинам оставляются школой и органами внутренних дел без внимания (В. В. Трифонов).

Отмеченное лишний раз подтверждает высокую степень актуальности исследуемой нами проблемы в направлении воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой.

Ретроспективный анализ многих литературных источников, прежде всего по физической культуре и спорту (4- 7- 11- 21- 34- 41- 64- 81- 90- 94- 106- 112- 126- 138- 141- 142- 151- 159- 168- 171- 183- 190- 191), и реальной практики, сложившейся в процессе физического воспитания, выдвигает на первый план радикальное противоречие между интеллектуализацией, гуманизацией и гуманитаризацией образования и низким общекультурным, эстетическим и образовательным уровнем дошкольного и школьного физического воспитания, которое призвано формировать одну из базовых культур человекафизическую культуру личности. Из отмеченного вытекает локальное противоречие между необходимостью воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к физическим упражнениям и недостаточной подготовленностью педагогов физической культуры к решению этой проблемы.

Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к физическим упражнениям, сложнокоординационным видам двигательной деятельности, возможные пути подготовки специалистов по физической культуре для работы с подобной категорией подростков. В основу нашей концепции воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физическими упражнениями положена идея формирования установки на целенаправленное создание резервов здоровья каждого учащегося, стимулирование его личной заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья. Недостаточная разработанность проблемы в теории и практике предопределила выбор темы исследования «Воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой».

Тема разрабатывается в научно-исследовательской лаборатории профессиональной подготовки кадров кафедры педагогики Уральской государственной академии физической культуры под руководством профессора А. Я. Найна. Она входит составной частью в координационный план исследований Госкомспорта РФ на 1996;2000 гг, (гос. регистрационный номер 01.9.20.01.9006).

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие воспитанию у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой.

Объект исследования — процесс физического воспитания подростков в учебное и внеучебное время.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям ФК.

В основу исследования была положена следующая гипотеза. У нравственно-аномальных подростков можно воспитать интерес к занятиям физической культурой, если: а) в учебное и внеучебное время использовать систему посильных, эстетически и эмоционально насыщенных видов двигательной деятельности подростковб) интерес к физической культуре будет подкрепляться занятиями, организованными по принципу состязательностив) урочные и внеурочные занятия физической культурой будут строиться на основе доверительного отношения между подростками и педагогом-тренером.

В соответствии с проблемой, поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к физической культуре в педагогической теории и практике.

2. Определить и теоретически обосновать ведущие педагогические условия, обеспечивающие воспитание у нравственно-аномальных подростков интереса к физическим упражнениям.

3. Экспериментально проверить комплекс средств и условий, способствующих воспитанию у НАП интереса к физической культуре.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по воспитанию у подростков интереса к занятиям ФК.

Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов, психологов, физиологов: учение И. П. Павлова о физиологическом механизме чувства «мышечной радости" — идеи И. М. Сеченова о роли центральной нервной системы в двигательных действияхидеи основоположника теории физического воспитания П. Ф. Лесгафта о связи физического и умственного воспитанияучение П. К. Анохина об организме как саморегулирующейся системеидеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и подражательной активности ребёнкаположения концепции С. П. Рубинштейна о внутренних противоречиях как ведущих факторах развития личности.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались комплекс педагогических и физиометрических методов исследования, изучение и теоретический анализ философской психолого-педагогической и специальной литературы, анкетирование и беседы, констатирующий, формирующий и оценочный педагогические эксперименты, сравнительный анализ, определение уровня физического развития нравственно-аномальных подростков, педагогические контрольные испытания для определения уровня развития физических качеств подростков, определение функционального и психомоторного состояния организма подростков, врачебный контроль, анализ и обобщение полученных материалов.

Исследование проводилось в три этапа с 1995 по 1998 гг., на каждом из которых, в зависимости от задач, применялись различные методы изысканий.

На первом этапе (1995;1996 гг.) определялись методологическая и теоретическая основа исследования, противоречия, проблема, цель, объект и предметформировались гипотеза и задачи исследования, позволившие определить программу и разработать методику опытно-экспериментальной работы. Был организован и проведён широкий констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1996;1997 гг.) в процессе формирующего зксперимен-та проверялись основные выводы и положения. Главным содержанием этапа являлось применение различных методик, организационных форм и условий физического воспитания нравственно-аномальных подростков, способствующих воспитанию интереса к ФК, достаточно сложным видам двигательной деятельности, обеспечивающих новый уровень физического здоровья подростков. На этом этапе была уточнена и скорректирована первоначально выдвинутая гипотеза.

На третьем, заключительном этапе (1997;1998 гг.) проводились анализ.

— U' эффективности экспериментальной работы, систематизация полученных данных, разработка и применение практических рекомендаций для педагогов по воспитанию у НАП интереса к занятиям физической культурой, оформление диссертационного сочинения.

Базой исследования являлись школа № 122 г. Снежинска Челябинской области, СШ № 1 г. Куртамыша Курганской области, СШ № 4 и школа-интернат № 6 г. Шадринска, СШ № 3 г. Челябинска и лаборатория профессиональной подготовки кадров кафедры педагогики Уральской государственной академии физической культуры.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определён комплекс педагогических условий: система посильных, эстетически и эмоционально насыщенных видов двигательной деятельности НАП в учебное и внеучебное времявоспитание интереса к занятиям физической культурой на персонифицированной, прогностическо-состязатель-ной основе, учитывающей развитие интересов и мотивов, потребностей и ценностных ориентаций подростковаудиторные и внеаудиторные занятия по ФК, строящиеся на основе доверительного отношения между педагогом-тренером и нравственно-аномальными подростками.

2. Установлена положительная взаимосвязь и взаимообусловленность интенсивной двигательной активности нравственно-аномальных подростков и темпов их социально-психологической и нравственной адаптации в учебно-трудовой и познавательной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изученный комплекс педагогических условий воспитания у НАП интереса к занятиям физической культурой вносит определённый вклад в разработку теоретических основ формирующейся в настоящее время науки «педагогической ва-леологии», направленной на воспитание физически и нравственно здоровой личности.

Практическая ценность исследования заключается в том, что разработанная методика воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к физическим упражнениям может быть использована в работе школ-интернатов, дошкольных детских учреждений обычного типа, средних школах. Результаты исследования могут быть включены в специальные курсы и семинары преподавания на факультетах вузов и институтах усовершенствования учителей в процессе повышения квалификации педагогов физической культуры.

На защиту выносятся следующие положения и идеи:

1. Комплекс педагогических условий, способствующий воспитанию у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культуры.

2. Особенности персонифицированного подхода к воспитанию у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой, проявляющиеся в ценностных ориентациях, мотивации, физических и духовных потребностях учащихся.

Достоверность и обоснованность научных положений обеспечиваются опорой на системный подход к изучаемой проблеме, общей методологией выбора оптимальных решений, репрезентативностью объёма выборки, проведением констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов в строго контролируемых условиях, воспроизводимостью результатов изыскания, полученных в условиях работы образовательных учреждений различного типа, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования.

Апробация исследования и внедрение его результатов в практику сопровождали все этапы исследования и осуществлялись в ходе обсуждения материалов на двух республиканских научно-практических конференциях (Пенза, 1996 — Омск, 1997), на зональном совещании преподавателей физической культуры (Екатеринбург, 1995), на региональных конференциях по реабилитации детей-инвалидов (Ижевск, 1996; Курган, 1997), на заседаниях Школы педагога-исследователя кафедры педагогики УралГАФК (Челябинск, 1996;1998), на региональной научно-методической конференции по проблеме гуманизации и гуманитаризации школьного образования (Челябинск, 1997).

Результаты опытно-экспериментальной работы внедрялись в практику работы образовательных учреждений в виде публикаций и выступлений, а также в ходе обмена методическими материалами и опытом работы с педагогами физической культуры и тренерами ряда ДЮСШ Уральского региона.

Выводы по третьей главе.

Изучение в совместной деятельности влияния комплекса педагогических условий на воспитание у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям ФК показывает, что проблема эта сложная, многоплановая,.

Суммарная дисперсия 79,9% 10 лет 4.

13,90%.

1. Комплексное проявление ведущих двигательных качеств и способностей.

2. Интегральная (многоборная) подготовленность.

3. Скоростно-силовая подготовленность прыжкового характера.

4. Другие факторы.

Суммарная дисперсия 87,6% 11 лет 5.

4 7,80% 10,90% ^ 2.

20,30%.

1. Комплексное проявление ведущих двигательных качеств и способностей.

2. Скоростно-силовая подготовленность броскового характера.

3. Силовые способности специфических групп мышц.

4. Скоростно-силовая подготовленность прыжкового характера.

5. Другие факторы.

Суммарная дисперсия 70,4% 12 лет з.

28,70%.

С «i «1 ' 52,10%.

19,20%.

1. Комплексное проявление ведущих двигательных качеств и способностей.

2. Скоростно-силовая подготовленность прыжкового характера.

3. Другие факторы.

Рис. 1. Структура подготовленности нравственно-аномальных подростков на этапе начальной подготовки в сложнокоординационных видах легкой атлетики решается с большими трудностями. Причины эти обусловлены незнанием признаков и особенностей проявления антиобщественного поведения в подростковом возрасте, недопониманием опасности ее последствий для будущего развития подростка, его учебной деятельности и поведения, недооценкой возможностей организации и координации воспитательного взаимодействия (Р.В. Овчарова, 1992).

В опытно-экспериментальной работе сделана попытка средствами физических упражнений и спортивных игр воздействовать не на одно отдельное свойство личности НАП, а на весь комплекс психофизиологических качеств подростка. Ведь нередко над первичными недостатками надстраивается целый комплекс такого рода образований.

Педагогам, тренерам, воспитателям необходимо тщательно проанализировать все истоки поведения нравственно-аномальных подростков, а затем решать, с чего начинать коррекцию. Воспитательно-образовательный процесс в нашей опытной работе был направлен на предупреждение, возможно более раннее распознание опасных психологических новообразований, на устранение условий их формирования (В.Н. Соболев, 1994).

В данном разделе показан и ориентировочный перечень физических упражнений, способствующих развитию ценностных ориентаций нравственно-аномальных подростков в сфере двигательной активновсти, оздоровительной и прикладной направленности. Из практических занятий нами практически были исключены строевые и порядковые упражнения. Внимание НАП было ориентировано на воспитательно-образовательной стороне предлагаемого комплекса физических упражнений и спортивных игр. Отстроченные результаты показали высокую эффективность такого подхода в процессе воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой.

149 — ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В новых социально-экономических условиях — формирования общества рыночного типа размываются традиционные нравственные ценности. На пути к их утвержению, вследствие реальных трудностей материального и нравственного бытия подрастающего поколения, появляется большая группа детей и подростков с нравственно-аномальными формами поведения.

В чем истоки таких проявлений? Изучение проблемы показало, что их огромное множество. Здесь отметим только, что педагогическая запущенность НАП заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности подростка, в отставании его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. При сохранении примерно одинакового механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях это явление имеет возрастную динамику, взаимосвязанные признаки и проявления. Какие это признаки? Отметим некоторые из них: а) психологическая и нравственная неподготовленность к обучению, в основе которой лежит несбалансированность развития индивидуально-психологических качеств личности, вызванная дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду и школеб) неуспешность, затруднения в учебе, а также других видах деятельности, наличие пробелов в знаниях, неразвитость познавательных интересов, несформированность общественно значимых мотивов учения, предпочтения игры или другой деятельности, которой сопутствует успехв) нарушения в сфере общения, связанные с неудачами в учении, со слабостью представлений об окружающем мире, о нравственных правилах жизни коллектива, отсутствие навыков общения, неправильная самооценка своего положения в группе сверстников.

В исследовании показано, что целенаправленная работа по нравственной коррекции, создание педагогических условий воспитания интереса подростков к занятиям физической культурой создает реальные предпосылки их перехода к нормальным формам нравственного поведения и поступков.

В нашей опытной работе накоплены данные, раскрывающие характер взаимоотношений младшего подростка с окружающими, свидетельствующие о проявлении в этом возрасте новых критериев оценки себя, сверстника и взрослого (Л.И. Божович, Т. В. Драгунова, В. Н. Лозовцева, Е.И. Савонь-ко, А. Б. Ценципер, Р. Д. Тригер и др.). В исследованиях, выполненных под руководством Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой, показано, что в оценке младшим подростком одноклассника физические недостатки, какие-то сложности характера, неуспех в учебе отступают на второй план, если он соблюдает в коллективе нормы «кодекса товарищества». Важнейшие его нормы: равенство, честность, уважение, верность, помощь товарищу. Дети 1112-ти лет дружно осуждают сверстников, противопоставляющих себя коллективу. Вместе с тем многие подростки стремятся подтянуться до уровня знаний и умений наиболее подвинувшихся в освоении той или иной деятельности сверстников. Отставание, обусловленное разными причинами, ограничивает общение и может привести к его распаду (Н.М. Вереникина, В.Н.Лозовцева). Подростку необходим образец, к уровню которого он стремится. В нравственной и эмоциональной сфере развитию дружеских отношений наиболее способствует относительное совпадение уровня, дающее возможность взаимопонимания и сопереживания (Р.Д. Тригер, 1992).

В исследовании показано, что у нравственно-аномальных подростков, учеба в существующих ее формах не может удовлетворить потребность в общении со сверстниками, стремление к участию в коллективных формах деятельности. Им необходимо проявить «чувство взрослости» (Т.В. Драгунова, А. К. Дусавицкий, Г. Г. Кравцов, Т. Е. Конникова, В. А. Синицкая,.

Д.Б.Эльконин и др,), потребность утвердить свою новую социальную позицию и поддерживать самоуважение (Л.И. Божович, Д. И. Фельдштейен и др.). В учебной деятельности нравственно-аномальных подростков должен произойти переход к более сложным формам: самосовершенствованию и самообразованию (В.К. Бальсевич, Т. В. Драгунова, Д.Б. Эльконин).

Все этапы построения учебы в подростковом возрасте должны иметь социальную ориентацию (Т.Е. Конникова, А. К. Маркова и др.), обеспечивая растущему человеку возможность занимать достойное положение в коллективе (Л.И. Божович, А. П. Краковский и др.). Все это может быть осуществлено, как подтвердила опытная работа, только через становление подростка в качестве субъекта коллективных форм деятельности (А.К. Дусавицкий, В. К. Бальсевич, С. Д. Неверкович, А. Н. Северцев, М. Я. Студенкин, В. И. Филин, Н. А. Фомин и др.).

Эффективными средствами нравственной коррекции являются физические упражнения с выраженной направленностью на создание резервов здоровья у подростков и на совершенствование прикладных форм жизнедеятельности (защитные действия, жизненно важные навыки в беге, ходьбе, прыжках, метаниях, бытовых действиях).

В исследовании определены и обоснованы ведущие педагогические условия повышения эффективности физических упражнений в воспитании интереса к занятиям физической культурой у нравственно-аномальных подростков. Главные из них следующие: а) установление доверительных отношений педагога с нравственно-аномальными подросткамиб) использование эмоционально насыщенных видов физических упражнений оздоровительной направленности как средства воспитания интересов к занятиям физической культурыв) проектирование аудиторных и внеаудиторных занятий по ФК на основе доверительного отношения между педагогом-тренером и нравственно-аномальными подросткамиг) прогнозирование и последовательная реализация задач развития нравственно-мотивационной сферы жизнедеятельности НАПд) обеспечение единства психофизиологического совершенствования и нравственного оздоровления в процессе занятий физическими упражнениями в повседневной жизни нравственно-аномальных подростков, мобилизация их познавательной активности в познавательной и деятельностной сфере двигательной активности.

В работе показано, что профилактика педагогической запущенности нравственно-аномальных подростков имеет два аспекта: а) во-первых, снятие внешних причин, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личностиб) во-вторых, это предупреждение, преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния подростка.

Обе проблемы решаются, причем достаточно эффективно, вовлекая нравственно-аномальных подростков в интенсивные занятия физическими упражнениями и спортивную деятельность.

В диссертационном исследовании установлено, что основными путями реализации комплекса педагогических условий (см. «Введение»), являются следующие: а) официальное признание единства и равнозначности образовательных и воспитательных функций педагогом, воспитателем и тренером на уровне принятия управленческого решенияб) разработка, апробация и внедрение специальной программы повышения уровня квалификации педагогических работников по проблеме воепитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурыв) обеспечение НАП возможности свободного выбора вида спортивной деятельности в соответствии с их способностями и спортивными увлечениями (К.А. Матвийчук, 1996) — г) проектирование и создание ситуаций успеха для нравственно-аномальных подростков в период спортивных соревнований и спортивных праздниковд) создание благоприятного психологического микроклимата в спортивных секциях, на занятиях, способствующего воспитанию у подростков интереса к двигательной активности.

В исследовании решалась и такая задача: разработать методические рекомендации для воспитателей и педагогов-тренеров по воспитанию у НАП интереса к занятиям ФК. Такие рекомендации были составлены и изданы в соавторстве типографическим способом «Теория и практика воспитания учащихся образовательных учреждений средствами физической культуры в современных условиях» (см. поз. № 1 автореферата).

Поставленные перед педагогическим экспериментом и исследованием задачи воспитания интереса у НАП к физической культуре решены, цель исследования достигнута. Гипотеза, в целом, подтвердилась. Физические упражнения оказались эффективным средством воспитания у НАП интереса к занятиям физической культуры. В работе показано, что наиболее эффективными упражнениями, с помощью которых формируются ценностные ориентации и интерес к физической культуре, являются оздоровительные и прикладные упражнения.

Сформированность интереса к занятиям физической культурой в опытных группах, в целом, оказалась на уровне прогнозирования: увеличение числа подростков с отчетливо выраженным интересом к занятиям физической культуры в экспериментальных группах было статистически значимым.

Б работе выявлены психолого-педагогические особенности и интересы к физическим упражнениям в мотивационной и деятельностной сферах, которые требуют новых подходов, как в их диагностике, в практической деятельности по их коррекции, так и в разработке новых, эффективных приемов использования физических упражнений в формировании устойчивых интересов как основы коррекции нравственных девиаций у подростков.

Выделенные, теоретически обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия не решают весь комплекс воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культуры. Перспективы исследования нам видятся в изучении содержательного и методического аспектов воспитания ценностного отношения к занятиям ФК и спортом. В этой важной проблеме можно выделить несколько приоритетных направлений: а) разработка комплекса мероприятий, направленных на воспитание у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физическими упражнениями и двигательной активностиб) выявление и развитие у подростков ценностных ориентаций направленных на систематические занятия физической культурой и спортомв) совершенствование структуры, содержания и форм занятий по физическому воспитанию детей и подростков в соответствии с характером, традициями, обычаями народов Уральского региона и их потребностямиг) развитие мыслительной деятельности и оптимизации учебного процесса за счет глубоко осознанного отношения к занятиям физической культурыд) разработка методики ускоренного развития специальных двигательных реакций при помощи многофункциональных тренажерных устано 155 — вок, вызывыающих повышенный интерес к занятиям ФК у подросткове) применение нетрадиционных методов психологического воздействия: просмотра замедленной видеосъемки соревнований, призыва к осознанию своей индивидуальности, оригинальности, таланта, самобытности, своей реальной значимости в быту, жизни, среди соперников.

Изучение названных и других актуальных направлений позволит продолжить разработку проблемы воспитания у нравственно-аномальных подростков интереса к занятиям физической культурой и позитивно повлияет на поведение школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Игры на воздухе. С.-Петербург: СПГПУ, 1992. — 79 с.
  2. А.И. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. С.И. Общепедагогическая подготовка учителя физической культуры. М.: Новая шк., 1996. — 119 с.
  4. В.У. Организация физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1986. — 184 с.
  5. Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Сб. материалов. Вып. 2 // Под ред. С. А. Репина, Г. Н. Серикова. Челябинск: ИИ-УМЦ «Образование», 1997. — 141 с.
  6. Ш. А. В школу с шести лет. М.: Педагогика, 1996.251 с.
  7. Ю.М. Как воспитать спортивные кадры? // Теор. и практ. физ. культ., 1978.-№ 11.-С. 11−14.
  8. A.M. Минуты отдыха на уроке в первом классе. М.: Просвещение, 1987. — 45 с.
  9. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 136 с.
  10. М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение, 1992. -160 с.
  11. А.Г. Физкультура для маленьких. М.: ВНМЦ, 1991.76 с.
  12. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 150 с.
  13. В.Г. Общество: систематичность, познание и управление. М.: Наука, 1981. — 368 с.
  14. Ю.К. Актуальные проблемы современной дидактики II Нар. образование, 1984. № 4 — С. 37−42.
  15. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  16. Г. Д. Управление формированием профессионального интереса у студентом МФК и тренеров по спорту // Теор. и практ. физ. культ., 1986. -№ 6.-С. 10−12. .
  17. И.Д., Кузьмина Н. В., Шапошникова Ю. С. Ценностные отношения к профессионализму педагогической деятельности учителя физической культуры. Усть-КаменОгорск: УГПИ, — 1990. — 126 с.
  18. С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1994. — 96 с.
  19. Р.Т., Байярд Д. Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Педагогика, 1991. — 306 с.
  20. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление II Теор. и практ. физ. культ., 1993. № 4. -С. 4−11.
  21. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи II Физическая культура, 1996. № 2. -С. 3−9.
  22. В.К. Противоречия традиционной методологии исследования физкультурно-спортивной деятельности. Теория деятельности и социальная практика. 3-ий Международный конгресс. М.: ФиС, 1995. — С. 11−17.
  23. В.К. Теоретико-методологические основания концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте. «Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века». Томск: ТГУ, 1996. — С. 21−26.
  24. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.- 232 с.
  25. В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу- М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 146 с.
  26. В.К., Лубышева Л. И. Новые технологии формировани физической культуры школьника. Сб. работ участников международного се минара. М.: ГЦОЛИФК, 1993. — 63 с.
  27. Ф.В. Предисловие. В кн. Бжалавы И. Т. Психология установки в спорте. — М.: Наука, 1974. — С. 3−8.
  28. A.M. Этика и психология делового общения. Челябинск: ЧИПКРО, 1993. — 86 с.
  29. B.C. Основные категории теории воспитания и функции в развитии педагогической науки. Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань: НИИ ИТО АПН СССР, 1977. — 36 с.
  30. В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся. М.: Высш. шк., 1989. — 107 с.
  31. А.С. Ситуация успеха, как её создать. М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  32. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -С. 333−351.
  33. И.Т. Установка и поведение трудных детей. М.: Знание, 1978.- 64 с.
  34. .П. Методика уроков физической культуры 1−8 классов. М.: Просвещение, 1971. — 192 с.
  35. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 343 с.
  36. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. — С. 29−36.
  37. Т.М. Поведение подростков. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  38. И.С. Воспитание подростков на спортивных традициях народа: Автореф. дис. канд. пед. Наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. -20 с.
  39. .А. Спартаковец Буратино. М.: ФиС, 1986. — 43 с.
  40. И.М. Интерес к спорту: как его развивать? // Теор. и практ. физ. культ., 1986. № 5. — С. 14−17.
  41. И.М. Современная концепция физического воспитания детей, подростков и юношества: материалы международной конференции «На пороге XXI века: образование и культура». М.: ГЦОЛИФК, 1996. -С. 10−14.
  42. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов РАН. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. — 118 с.
  43. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
  44. Введение в теорию физической культуры II Под ред. Л. П. Матвеева -М.: ФиС, 1983. 169 с.
  45. А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методологический аспект. М.: Экономика, 1977. — 239 с.
  46. К.Н. Идеальная школа будущего II Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. — М.: Учпедгиз, 1938. — 551 с.
  47. Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штини-ца, 1989. — 146 с.
  48. М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы II Теор. и практ. физ. культ., 1990. -№ 3. С. 19−21.
  49. М.Я., Крючник П. И. Социальная активность учителя:сущность, структура, процесс формирования // Теор. и практ. физ. культ., 1987. № 5.-С. 29−31.
  50. А.Н. Учителю о психологическом здоровье школьника: Учебное пособие. Кострома: КГПИ, 1992. — 195с.
  51. Г. Г., Мегометов Р. Т. Формирование положительного отношения детей к занятиям физическими упражнениями // В кн.: Физическая культура и спорт в системе коммунистического воспитания молодёжи. -М.: ФиС, 1981. 31 с.
  52. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 304 с.
  53. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамозо. -М.: Просвещение, 1984. 256 с.
  54. М.С. Активные игры в детском возрасте. Одесса: ОГПИ, 1993. — 37 с.
  55. Н.Н., Топчиян B.C. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования // Теор. и практ. физ. культ., 1989. № 10. — С. 7−9.
  56. А.С. Большой спорт и его общественные функции // Спорт за рубежом, 1970. № 11. — С. 30−37.
  57. Н.С. Воспитание аномальных детей и подростков. М.: Педагогика, 1983. — 142 с.
  58. .Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии и пути формирования. Воронеж: ВГУ, 1990. — 267 с.
  59. Воспитание трудных детей: личностный подход // Под ред. Н. С. Хворина. М.: Просвещение, 1995. — 163 с.
  60. К.А. Ни дня без физкультуры. М.: Физкультура в школе, 1988.-41 с.
  61. Ф. Психология управления. М.: МГУ, 1982. -196 с.
  62. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. шк., 1986. — 200 с.
  63. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. — 202 с.64: Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника. Челябинск: ЮУКИ, 1980. — 247 с.
  64. К.М. Воспитание воли у подростков в процессе обучения. -М.: Высш. шк., 1976.- 64 с.
  65. Е.Н. Главная фигура на уроке физической культуры // Нар. образование, 1985. № 4. — С. 43−45.
  66. И.В. Из чего складывается трудолюбие? // Семья и школа, 1985. -№ 11. С. 26−28.
  67. Э.Д. Социология установки // В кн.: Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Наука, 1972. -279 с.
  68. A.M. Структура педагогического мастерства // Теор. и практ. физ. культ., 1994. № 6. — С. 14−16.
  69. С.В. Воспитание интереса к спорту // Теор. и практ. физ. культ., 1988. № 2. С. 31−34.
  70. Д.Д. Развитие идей П.Ф.Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии: Сб. Физ. культ, и спорт, здоровье нации. -СПб.: ИФК, 1996.- 118 с.
  71. В.И. Моделирование в задачах управления физической культурой. М.: ФиС, 1982. — 86 с.
  72. М.Е. Педагогические проблемы управления воспитанием и развитием личности. Вып. 2. Магнитогорск-Челябинск: МГПИ и ЧелГУ, 1996. — 147 с.
  73. М.Е. Профессионально-педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося. Вып. 3.
  74. Челябинск-Магнитогорск: МГПИ и ЧелГУ, 1996. 129 с.
  75. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1990. — 72 с.
  76. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
  77. Н.Н. Работа учителя по воспитанию трудных учащихся. -М.: Высш. шк., 1983. 159 с.
  78. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л.: ЛГПИ, 1985. — 114 с.
  79. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя ФК: М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  80. М.Б. Культура в системе общества 11 Культура в общественной системе социализма. М.: Наука, 1984. — 208 с.
  81. С.Н. Воспитание установки к занятиям ФК у младших школьников. Смоленск: СГПИ, 1986. — 56 с.
  82. Жизнь, здоровье и безопасность нации. Учебн. Пособие. Вып. 2. -Челябинск: УралГАФК, 1997. 77 с.
  83. А.В. Работа кафедры физического воспитания по приобщению студентов к духовным ценностям. В кн.: Гуманизация высшего образования. — Челябинск: ЧГТУ, 1990. — С. 110−114.
  84. В.М. Концепция перестройки школьной физической культуры. Проект. М.: ВНИИФК, 1988. — 36 с.
  85. Л.А., Лебедев Ю. А. Спортивный интерес II Теор. и практ. физ. культ., 1985. № 9. — С. 15−19.
  86. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991.- 236 с.
  87. М.С. Человеческая деятельность. М.: Полит, лит., 1974.302 с.
  88. Концептуальные подходы к физическому оздоровлению нации II Физкультура в школе, 1995. № 3. — С. 6−11.
  89. Концепция развития физической культуры // Теор. и практ. физ. культ, 1990.-№ 3.-С. 5−10.
  90. Концепция физического воспитания детей и подростков в школе II Учит, газета, 1996. 14 марта.
  91. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М.: Просвещение, 1990. — 250 с.
  92. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ФиС, 1992. — 162 с.
  93. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 64 с.
  94. С.М. Физическая культура как ценность народа // Физкультура и спорт, 1989. 16 окт.
  95. И.А. Школьная физическая культура на новый уровень //
  96. Учит, газета, 1993. 30 марта.
  97. Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры // Очерки по теории ФК. М.: ФиС, 1989. — 334 с.
  98. Л.П. Теория и методика физической культуры М.: ФиС, 1991, — 368 с.
  99. К.А. Установка на занятия физической культурой подростков и условия её формирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1997.- 21 с.
  100. Методика физического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  101. ЮО. Найн А. Я. Культура делового общения. Челябинск: Изд-во ТОО «Версия», 1997. — 256 с.
  102. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией попедагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  103. Г. Г. Предметное строение культуры. Проблемы изучения культуры как целого. Пермь: ПГУ, 1981. — 87 с.
  104. Г. Г. Теория физического воспитания. Алма-Ата: АГПИ, 1976. — 107 с.
  105. М. Личностное знание // Пер. с англ. М.: Наука, 1985.347 с.
  106. Проблемы образования и развития личности учащихся: Сб. научн. труд. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 104 с.
  107. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка школьников. Минск: Росток, 1993. — 67 с.
  108. B.C. Спортивные соревнования: Информация, управление. М.: ФиС, 1978. — 236 с.
  109. Н.У. Формирование познавательных интересов школьников на уроках физической культуры. Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 1996. — 20 с.
  110. Г. Г. Физическая культура в режиме трудящихся. М.: ФиС, 1979. — 106 с.
  111. ПО.Сараф М. Я, Столяров В. И. Введение в эстетику спорта. Учебн. Пособие. М.: ФиС, 1984. — 142 с.
  112. М.Я. Эстетика спорта. М.: ФиС, 1978. — 302 с.
  113. А.В., Чубуков А. С. Двигательная активность и конституция человека. М.: ФиС, 1990. — 204 с.
  114. В.И. О критериях всеобщности философских положений II Философские науки, 1974. № 2. — С. 7−16.
  115. В.И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л: Изд. Ленинград, ун-та, 1970. — 246 с.
  116. А.Н. Условия формирования профессиональной направленности учителя физкультуры. Автореф.дис. канд. пед. наук. 1. Омск: САФК, 1996.- 22с.
  117. А.Н. Главные направления эволюционного прогресса. -М.: Учпедгиз, 1925. 304 с.
  118. А.Н. Эволюция и психика. М.: Учпедгиз, 1922. — 192 с.
  119. А.Н. Этюды по теории эволюции. М.: Учпедгиз, 1922.242 с.
  120. Р.Д., Анкудинова И. А., Ким Е.К. Сексуальное поведение подростков. М.: Медицина, 1995. — 106 с.
  121. Р.Д., Попова Н. М. Допинги секса. М.: Медицина, 1995. — 56 с.
  122. А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев: КГПИ, 1981. — 79 с.
  123. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  124. В.Ф. Философские проблемы биологии человека. Д.: ЛГУ, 1974. — 238 с.
  125. В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л.: Изд. Ленинград, ун-та, 1980. — 108 с.
  126. Г. Н. Самообразование и совершенствование подготовки студентов. Иркутск: ИГУ, 1991. — 232 с.
  127. М.С. Модель подготовки будущих учителей физкультуры к воспитательной работе: Методич. рекоменд. Брянск: БГПИ, 1993. -96 с.
  128. Систематизация категорий педагогики как методологическая проблема II Сов. педагогика. 1986. № 4. — С. 63−69.
  129. Системные исследования. Ежегодник, 1971. М.: Экономика, 1972. — 398 с.
  130. Системные исследования. Ежегодник, 1974. М.: Экономика, 1974. — 372 с.
  131. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1980. — 183. с.
  132. А.Д. Среда и поведение. Фрунзе: ФГПИ, 1984. — 149 с.
  133. С. А. Адаптация трудных подростков в условиях рынка. -Мн.: Варна «ПО», 1996. 108 с.
  134. В.Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Минск: Нац. ин-т Образования республики Беларусь, 1994. — 18 с.
  135. Собчик J1.H. Методы психологической диагностики. Вып. 3. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. — 236 с.
  136. Советская система физического воспитания // Гл. ред. Г. И. Кукушкин. М.: ФиС, 1975. — 304 с.
  137. Г. Н. Спортивная игра в деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1979. — 21 с.
  138. Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М.: Наука, 1994. — 228 с.
  139. В.Д. Растём сильными и выносливыми. М.: ФиС, 1987.135 с.
  140. П.А. Система социологии. М.: Наука, 1993. — 240 с.
  141. Социально-педагогические аспекты физической культуры и спорта. Сб. научных трудов // Под ред. В. Г. Камалетдинова. Челябинск: ЧГИФК, 1984. — 84 с.
  142. Социально-педагогические проблемы физической культуры и спорта. Сб. научных трудов II Под общ. ред. П. А. Виноградова. М.: ГЦОЛИФК, 1991.-97 с.
  143. Сборник научных трудов молодых ученых ЧГИФК. Челябинск:1. ЧГИФК, 1993.-67 с.
  144. Спорт в современном обществе // Под ред. В. М. Выдрина. М.: ФиС, 1980. — 156 с.
  145. Спорт и здоровье // Научн. ред. П. В. Бундзен, В. Н. Литвинова. С.-Пегербург: ЛГПИ, 1992.- 143 с.
  146. Спорт и образ жизни. Сост. В. Столяров, З.Кравчук. М.: ФиС, 1979.-98 с.
  147. Г. А. Воспитание интереса к физической культуре у школьников начальных классов // Учебно-методическое пособие. Челябинск: ЧГИФК — ШГПИ, 1994. — 84 с.
  148. Г. А. Обучение студентов работе с ослабевшими детьми и детьми-инвалидами II Методические рекомендации. Шадринск: ШГПИ, 1994. — 15 с.
  149. Г. А. Особенности занятий физической культурой при закаливании детей 7−12-летнего возраста // Методические рекомендации. -Шадринск: ШГПИ, 1994. 11 с.
  150. Г. А. Средства воспитания у школьников интереса и двигательной активности: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: УГППУ, 1995. — 21 с.
  151. П.С. Спорт и общество. Тарту: ТГУ, 1972. — 126 с.
  152. В.И. Новое массовое культурно-спортивное движение. «СпАрт» (Духовность. Спорт. Искусство). М.:Варса, 1993. — 46 с.
  153. В.И. Проект «СпАрт». М.: Варса, 1991, — 62 с.
  154. М.Я. Книга о здоровье детей. М.: ФиС, 1988. — 224 с.
  155. К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина, 1984. — 264 с.
  156. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: МГПИ, 1979. — 270 с.
  157. Теория спорта // Под ред. В. П. Платонова. Киев: КГПИ, 1987.102 с.
  158. Теория физического воспитания // Ред. колл. Г. И. Кукушкин, П. И. Жолдак, И. М. Коряковский. М.: Просвещение, 1953. — 276 с.
  159. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И. А. Педагогика спорта. Киев: КГПИ, 1986.-234 с.
  160. Труды учёных ГЦОЛИФК, 75 лет. Ежегодник. М.: ГЦОЛИФК, 1993. — 227 с.
  161. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: ФиС, 1976.- 243 с.
  162. Управление физическим состоянием организма. Тренирующая терапия // Т. В. Хутиев, Ю. Г. Артамонов, А. Б. Котов. М.: ГЦОЛИФК, 1991. -142 с.
  163. .Ц. Эволюция продолжительности жизни. М.: Медицина, 1978. — 136 с. •
  164. А.А. Собрание сочинений. Л.: ЛГУ, 1950. — 342 с.
  165. К.Д. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1964.-Т.4.- 506 с.
  166. Л. Сочинения, т.1. М.: Учпедгиз, 1923.
  167. Л. Сущность христианства. М.: Учпедгиз, 1958. — 300 с.
  168. Физическая культура основа здорового образа жизни. Сб. Всероссийской научно-практической конференции // Под общ. ред. В.И. Жол-даки. — М.: ГЦОЛИФК, 1995. — 196 с.
  169. Физическая культура инвалида. Сб. науч. трудов // Под общ. ред. В. Д. Сонькина. М.: ГЦОЛТФК, 1994. — 94 с.
  170. Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие советского человека // Ред. А. Н. Воробьёв, Н. Д. Граевская и др. М.: ГЦОЛИФК, 1983. -134 с.
  171. Физическое воспитание. Учебник для вузов // Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. М.:ФиС, 1983. — 276 с.
  172. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М: ФиС, 1987. — 270 с.
  173. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.- 314 с.
  174. Н.А. Физиология подростка. М.: ФиС, 1996. — 326 с.
  175. Н.А. Физиология человека. М.: ФиС, 1992. — 346 с.
  176. Формирование здорового образа жизни молодёжи (медико-социальные аспекты) // А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Поллесский. -М.: Медицина, 1988. 232 с.
  177. Формирование интереса к ФК и спорту у детей и подростков // Сб. научн. Вильнюс: ВГУ, 1976. — 108 с.
  178. В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. М.: ФиС, 1988. — 146 с.
  179. Функциональные системы организма // Под ред. К. В. Судакова. -М.: Медицина, 1987. 138 с.
  180. А.Г. Производственная физическая культура. Минск: МГПИ, 1992.- 204 с.
  181. АЛ. Социология воспитания. М.: Наука, 1990. — 274 с.
  182. Р. Спортивная физиология. М.: ФиС, 1980. — 306 с.
  183. И. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. — 236 с.
  184. К. Физическое закаливание детей П Спорт и здоровье нации. Киев: Наук, думка, 1993. — 109 с.
  185. Г. И., Апостолов Е. А. Условия жизни и здоровья населения. М.: Фис, 1975. — 108 с.
  186. Д.Ф., Фролько В. В. Физиологические механизмы старения. М.: ФиС, 1982. — 162 с.186- Чепик В. Д. Оптимизация спортивной тренировки. М: ФиС, 1982. -184 с.
  187. K.JI. Актуальные аспекты теории спортивных соревнований. М.:ФиС, 1984. — 128 с.
  188. К.Л., Юденин Ю.Ф, Брянкин С. В. Теория индивидуального управления процессом спортивной подготовки. М.: ГЦОЛИФК, 1980. -128 с.
  189. С.Я. Физическое совершенствование человека. М.: ФиС, 1976.- 128 с.
  190. Чоголадзе А. В, Прошляков В. Д, Машук М. Г. Физическое воспитание в реабилитации с ослабленным здоровьем. М.: ГЦОЛИФК, 1986. -74 с.
  191. Д. Нестареющее тело, вечный дух. М.: Варса, 1994. — 94 с.
  192. В.Д. Деятельность и способности. М.: Педагогика, 1994.-304 с.
  193. В.И. Биоритмы Часы здоровья. — М.: Медицина, 1991.-240 с.
  194. Шепин О. П, Цареугодцев Г. И, Ерохов В. Г. Медицина и общество. М.: Медицина, 1983. — 132 с.
  195. И.Х. Собр. соч., т.6. М.: Учпедгиз, 1950. — 402 с.
  196. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. — Новосибирск: НГУ, 1989. — 278 с.
  197. Щукина Г, И. Познавательная активность школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 74 с.
  198. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 196 с.
  199. Энциклопедия социальной работы. Барнаул: БГУ, 1993. — 240 с.
  200. Ф.Ф. Краткий учебник по гигиене. 2-е изд. М.: Медицина, 1993.- 378 с.
  201. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 89 — 105.
  202. В.А. Личность как объект и субъект социальных отношений // Социология и современность. М.: Наука, 1977. — С. 380 — 381.
  203. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969. — 317 с.
  204. Н.Н. Биохимия спорта. М.: ФиС, 1974. — 288 с.
  205. Allport Y.W. Attitudes. n: Handbook of Social psychology. Ed. by Muschison Worceter. 1935.
  206. Bonde-Petersen, Flemming Acta astronaut, 1981, N 9−10, 951.
  207. Braunfweid K. Prifund und Bedutachtung Raumandhaund, // Indi-viduelle Psychologie. Berlin, 1929. N3. s. 9.
  208. Cannon W.B. The Wisdom of the Boody. N.W. 1932. — 241 p.
  209. Cattell R.B. The scintific analylis of personality. Baltimore: Penquin Bookelnc. 1965 p. 411.
  210. Counsilman J.E. Swimming power // Biokintie Strength Training Copyright. 1980. — У.1. — p. 41−48.
  211. Culde du programma de conditlow phusione Canada 1988 1989. -P. 5−28.
  212. Harrel T.W., Harrel M.S. Fifteen Jear Longitudinal Studi of MBAS. West, Psychological Ass. April 22. — 1978. — p. 18−27.
  213. Hensgley L.D., East W.B., Stillwell Y.L. Exercise and Sport, 1982, 53, N2,133.
  214. Hermansen L., Hultman E., Hollmann H., Hettinger T. Sportmedizin. Arbeits und Trainingsgrundladen. — Stutgart — New-Jork. — 1980. — 773 s.
  215. Hettinger Th. Isometrischr Musceltraining. Stutgart. 1966. — 246 s.
  216. Kenl J. Limiying factors of physical performance. Stutgart: — 1973.246 p.
  217. J.B., Kreidlich Ju.V., Organov V.S., Koserenko O.P. -Acta astronaut, 1981, 8, N 9, 1059.
  218. Metral S. Acta astronaut, 1981, 8, N 9−10, 1973.
  219. Metzner A. Sportmedicin. Stuttgart: Higs. H. Groch. — 1962. — 216 s.
  220. Michel W. Peoplein Organizations. N.Y.: Mc. Graw-Hill. — 1978.214p.
  221. Prampero P.E. Di Limas F.P., Sassi G. Maximal muscular power, aerobic and analrobic // Ergonomics. 1980. — 6. — P. 665 — 667.
  222. Ross M.D. Aviat Space and Envirion Med., 1984, 55, N 5, 16.
  223. Rusconi R. Acta med. anvit, 1988, 20, N 2−3, 141.
  224. Saiki H., Nakaya M., Sudon M., Jaketomi J. at. al. Acta astronaut, 1981, N9−10, p. 959.
  225. Sarason J. G.u.a. Personality Researh: Components of Variance Attributable to the Personant the Situation. J. of Personality and Social Psychology, -vol. 32. 1975.-P. 71−80.
  226. Sheldon W.N. The varieties of temperament. A psychology of constitutional differences. N.J. 1942.
  227. Tomin N.A., Filin W.P. Altersspezifische Grundlagen der korperlichen Erziehung. Stuttgart: Verlag K. Hoffman. 1972. — 141 z.
  228. Werb T. Reduce vourstress wherever// shade. -1991. P. 101.
  229. Williams Y.P.G. Growth and Develop. Pattern, 31, Suppl., 1981, p. 89. Ф
Заполнить форму текущей работой