Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика профессиональной компетентности учителя в условиях повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Профессионализм учителей, как известно, является одним из факторов эффективности системы образования, определяющим качество реализации ими своих основных функций. Научно-методическая обоснованность аттестационных диагностических процедур и методик изучения профессиональной компетентности учителей призвана обеспечивать оперативность и динамизм управления системой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧИТЕЛЮ
    • 1. 1. Становление и развитие профессиональных требований к учителю в классической педагогике
    • 1. 2. Изучение и диагностика педагогической компетентности в XX веке
    • 1. 3. Профессиональная компетентность в системе требований к учителю-предметнику в России и за рубежом
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Модель диап юстики профессиональной компетентности учителя предметника
    • 2. 2. Подбор и разработка инструментария диагностики профессиопально-педагогической компетентности учителя общеобразовательной школы
    • 2. 3. Основные результаты пробного внедрения модели и комплекса диагностики профессиональной педагогической компетентности работников образования
  • Выводы по второй главе

Диагностика профессиональной компетентности учителя в условиях повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Профессионализм учителей, как известно, является одним из факторов эффективности системы образования, определяющим качество реализации ими своих основных функций. Научно-методическая обоснованность аттестационных диагностических процедур и методик изучения профессиональной компетентности учителей призвана обеспечивать оперативность и динамизм управления системой образования, своевременное обнаружение возможных профессиональных деформаций и их корректировку в системе повышения квалификации и в процессе личностно-профессионального саморазвития. Реальности аттестационных процессов обнаруживают картины, весьма отдаленные от этого идеального замысла. Исследования показывают, что одним из слабых звеньев профессионализма управленцев системы образования является их диагностическая подготовка к решению типичных аттестационных задач, связанных с определением профессиональной компетентности учителей.

Степень разработанности проблемы. Современная система аттестации и самоаттестации учителей нуждается в активном развитии подсистемы диагностики, основанной на научной методологии и надежном, валидном инструментарии. Несмотря на наличие интересных наработок как современности, так и прошлых лет, такая подсистема в нашей стране все еще находится в затянувшейся стадии формирования. Кризис советской системы образования привел и к частичному разрушению далеко не эффективной, но как-то функционировавшей системы аттестации педагогов, вызывавшей немалые нарекания со стороны педагогической науки и педагогической общественности. Ее консервативность, недиагностич-ность и недостаточная концептуальная обоснованность с 70-х годов отмечались известными специалистами в области образования и педагогической диагностики (Афанасьев В.Г., 1973; Бабанский Ю. К., 1972; Белкин А. С., 1979; Беспалько В. П., 1989; Воробьев Г. В., 1976; Конаржевский Ю. А., 1988 и др.). Слабыми местами этой системы были:

— подбор и ротация кадров преимущественно по принципу идеологической и личной лояльности, а не профессионализма;

— неоперациональность используемого понятийного аппарата и, как следствие, расплывчатость формулировок;

— недиагностичность критериев оценивания качества аспектов управления;

— низкий уровень диагностической культуры управленцев, необходимой для эффективной, научно обоснованной аттестации учительства;

— неразработанность профессионального диагностического инструментария и адекватных ему информационных технологий (Асмолов А.Г. и Ягодин Г. А., 1993; Михайлычев Е. А., 2002; и др.).

Демократизация образования существенно ослабила внешний контроль над образовательными учреждениями, но сохранила социально и педагогически значимые аттестационные функции органов управления, дополнив их функциями самоаттестации и ОУ, и самих учителей. Стремление управленческих структур «сверху донизу» к объективизации картины качества образовательных процессов (и профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих это качество) способствует развитию идей и технологий аттестационной подсистемы управленческой педагогической диагностики. К ней предъявляются высокие требования, ориентированные на оценочную и прогностическую функции аттестационной управленческой педагогической диагностики. Она должна быть:

— надёжной, обеспеченной валидным (содержательно и критериально) инструментарием, выполненным в соответствии с требованиями диагностического профессионализма;

— не слишком усложненной, доступной для уровня реальной диагностической квалификации управленцев системы образования и педагогов (при самоаттестации);

— включенной в структуру планирования и организации повышения педагогической компетентности учителей на различных управленческих уровнях — в отдельном ОУ, в районе, на региональном уровне;

— обеспечивающей объективизацию оценивания различных аспектов педагогической компетентности в процессе реализации госстандартов образования и личностно-профессионального роста педагогов.

Необходимость педагогической диагностики осознана и педагогами-практиками и управленцам всех звеньев образования. Но ее развертывание связано с рядом противоречий, наиболее острыми из которых являются: а) научно-методологические: между междисциплинарным характером проблем диагностики компетентности учителей и различным уровнем их научной, методологической и технологической разработки (от показателей аттестационной диагностики до технологии переработки информации с помощью современной вычислительной техники). Ряд проблем диагностики педагогического профессионализма разработан на уровне передовых достижений современной науки, другие — только обозначены или же имеют неудовлетворительные в современных условиях решенияб) информационно-управленческие: между необходимостью получения систематичной, достоверной и надёжной оперативной аттестационно-диагностической информации на всех уровнях управления системой образования и наличием такой информации. Разнородность качества информации, собранной с помощью различных нестандартизированных методик, затрудняет её сопоставимость и контроль надёжности и достоверностив) управленческо-инструментальные: между объективной необходимостью мониторинга развития педагогической компетентности для различных подструктур образования и отсутствием надёжного инструментария для её сбора и обработки. Немногочисленные сугубо исследовательские методики зачастую оказываются без дополнительной адаптации мало пригодными для оперативного сбора и переработки массовой диагностической педагогической информации, так как они не ориентированы на потребности аттестационной практики, ибо не были созданы специально для решения этого класса диагностических задач и не адаптированы к тем конкретным условиям и типам ОУ, в которых они применяютсяг) организационно-методические: между потребностью управленцев всех звеньев системы образования в качественной аттестационно-диагностической информации, с одной стороны, и уровнем их профессиональной подготовки к её сбору, накоплению и переработке.

Существо проблемы исследования состоит в том, что для создания научно-обоснованной системы аттестационной диагностики профессиональной педагогической компетентности необходимо сконструировать и апробировать методологически обоснованную диагностическую модель с адекватным ее критериям инструментарием.

Объект исследования — формирование профессиональной компетентности учителей в процессе повышения квалификации.

Предмет исследования — диагностическое и квалиметрическое обеспечение диагностики профессиональной компетентности учителя (как составной части структуры управленческой педагогической диагностики).

Цель исследования — сконструировать и апробировать методологиче-1 ски обоснованную критериально диагностическую модель профессиональной компетентности и подобрать адекватный инструментарий диагностирования.,.

Основная гипотеза исследования:

Диагностика педагогической компетентности может оказаться эффективным средством аттестации педагогов при выполнении следующих условий:

— концептуальных — профессиональная компетентность будет рассматриваться как измеряемая уровневая качественная характеристика педагога как субъекта профессиональной деятельности, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления (включая информационно-деятельностный, опе-рационно-деятельностный и аналитико-диагностичес-кий аспекты);

— методологических — в основу диагностики профессиональной компетентности будут положены принципы системно-структурного комплексного педагогического диагностирования, а сам процесс диагностирования будет организован, как совокупность процедур, построенных как многомерный процесс, характеризующийся посредством операционализированных понятий, соотнесенных с методологически обоснованными критериями и адекватно диагностирующим их инструментарием;

— диагностических — инструментарий будет подобран с позиций концептуального педагогического диагностирования, ориентированного на теоретически обоснованные конструкты-модели;

— организационно-управленческих — диагностика строится как поэтапный, последовательно углубляющийся процесс перехода от выявления симптомов проявления развитости педагогических компетентностей (симптоматическая) к выявлению обуславливающих достигнутое их состояние развития причин и условий (этиологическая), а затем к их комплексному уровневому оцениванию (типологическая), прогнозу и коррекционным мерам.

Основные задачи исследования:

1. Выявить основные тенденции и подходы к диагностике педагогической компетентности, проследить специфику этапов эволюции опыта применения различных критериев и методик оценивания.

2. Разработать методологические основания диагностики профессиональной компетентности учителя в условиях системы аттестации кадров.

3. Охарактеризовать особенности современного состояния критериального оценивания педагогической компетентности.

4. Разработать концептуальную модель диагностики профессиональной компетентности учителя в условиях аттестации.

5. Адаптировать потенциально пригодные методики диагностики педагогической компетентности для решения задач с характеристикой их возможностей и ограничений (критериальное оценивание и отбор).

Методы исследования: теоретический анализ историко-педагоги-ческих источников и современных работ по диагностике педагогической компетентности (с позиций сравнительной педагогики), типологизация, моделирование, программированные наблюдения за практической диагностической деятельностью, экспертные опросы, анкетирование управленцев и педагогов-практиков, неформализованные интервью с управленцами системы образования и педагогами-практиками.

Методология исследования определяется на общетеоретическом уровне опорой на философский принцип системно-структурного подхода (Афанасьев В.Г., 1973, 1975; Гершунский Б. С., 1986) — на концепции личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В., 2000; Сериков В. В., 2002), современного педагогического управления и менеджмента (Соколов А.Г., 1988; Поташник М. М., 1998), на положения комплексного педагогического диагностирования в целях оптимизации педагогического управления (Кочетов А.И., 2000; Михайлычев Е. А., 2002) — на идеи современной смысловой дидактики (Абакумова И.В., 2001, 2006; Рудакова И. А., 2006; Фоменко В. Т., 1985), на концепцию компетентностного подхода к оценке профессиональной деятельности педагога И. А. Зимней (1998) и на теорию педагогической деятельности Н. В. Кузьминой (1990).

Источниками исследования при решении теоретических задач были ис-торико-педагогические публикации, концептуальные монографии и публикации по проблемам управленческой диагностики и психолого-педагогической диагностикиа также результаты практического диагностирования. В качестве экспериментальной базы выступали Ростовский областной институт повы-шенбия квалификации и переподготовки работников образования, Таганрогский государственный педагогический институт, Областной педагогический лицей и Чеховская гимназия № 2 Таганрога. В работе прияло участие более 200 педагогов средней школы.

Этапы исследования.

Первый, подготовительный этап (2001;2002 гг.) связан с осознанием структуры проблематики исследования, изучением и анализом позиций авторов, работавших по этой и смежной проблематике, подбором потенциально пригодных диагностических методик.

Второй, аналитико-систематизирующий этап (2003;2004 гг.) был связан с определением и систематизацией методологических требований и условий к эффективному педагогическому управленческому диагностированию, с анализом и селекцией известных методик под типичные управленческо-диагностические задачи.

Третий, обобщающий этап (2005;2008 гг.): завершение и итоговый анализ, обобщение результатов, корректировка методик, оформление диссертации.

Теоретическая значимость результатов исследования в том, что:

— теория педагогического управления пополнена интегративной моделью диагностики профессионально-педагогической компетентности, а также результатами анализа историко-педагогического и современного опыта разработки и применения критериев оценивания и диагностического инструментария в диагностике педагогической компетентностив теорию педагогической диагностики введен систематизированный и скорректированный основной понятийный аппарат подсистемы диагностики педагогической компетентности, а инструментарий педагогического диагностирования пополнился соответствующим апробированным диагностическим комплексом.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• впервые в истории педагогики проведен анализ становления системы критериев и инструментария диагностики педагогической компетентности;

• в методологию педагогического исследования и диагностирования включен систематизированный и скорректированный понятийный аппарат подсистемы диагностики педагогической компетентности;

• систематизированы и конкретизированы методологические требования к созданию диагностических комплексов для подсистемы диагностики педагогической компетентности;

• введены в научный оборот новые исследовательские данные методологического характера (как для концепций диагностики педагогической компетентности, так и для общей теории педагогической диагностики).

Практическая значимость полученных результатов:

• педагогам и управленцам системы образования предложены рекомендации по применению и ограничениям методик, пригодных для диагностики педагогической компетентности как в целом, так и отдельных аспектов профессионализма и профессиональных затруднений учителей;

• материалы исследования могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров (курсы «Педагогика», «История педагогики и образования», «Управление педагогическими системами», «Методология и методика психолого-педагогического исследования») и в спецкурсах по педагогической диагностике, как составные компоненты обучающих программ в системе переподготовки педагогов и управленцев системы образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тенденция развития системы требований к педагогической компетентности достаточно четко прослеживается в эволюции от эпизодически предъявляемых в отдельных элитных учебных заведениях (доэкспериментальные периоды развития педагогической диагностики) до концептуально обоснованных дифференцированных системных требований к структуре профессионально-педагогических компетенций в наши дни. Соответственно эволюционировал диагностический инструментарий от эпизодических наблюдений и собеседований до применения диагностических комплексов (включая профессиональные тестовые методики) для оценивания сложившейся структуры компетенций и возможностей их развития.

Современное состояние требований к диагностике компетентности педагогов включает: концептуальное обоснование комплекса требований к структуре профессионально-педагогических компетенций, систематичность проведения аттестационной диагностики педагогического профессионализмапрофессиональная разработка диагностического инструментариякомплексное использование методик разного типа для синхронизированного оценивания уровня основных компетенций педагогов.

На этом фоне аттестационная диагностика профессионально-педагогических компетенций становится относительно автономным, системообразующим звеном системы педагогического мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса.

2. Концептуальную основу диагностики профессиональных компетенций составляют ключевые понятия: управленческая педагогическая диагностика — совокупность функционально и структурно взаимосвязанных элементов процесса педагогического диагностирования дидактического и методического потенциала учебно-воспитательного процесса, квалификации педагогов и руководителей учебных заведенийорганизационно-методическая диагностика — совокупность функционально и структурно взаимосвязанных элементов процесса педагогического диагностирования методической компетентности и подготовленности педагогов, особенностей организации педагогического процессааттестационная диагностика — это комплексная экспертная оценка деятельности педагогов, как частный случай общей системы управления качеством образования, при которой признается способность педагога осуществлять свою деятельность в соответствии с уставом данного учреждения, государственными образовательными стандартами, отечественным и международным опытом в конкретной области образованияэкспресс-диагностика — оперативный диагностический анализ деятельности педагога по минимизированной системе критериев, для выявления противоречий, проблемного поля и ключевых, стартовых проблем для оптимизация управления педагогической системойпедагогическая компетентность — это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности с учетом ограничений и предписаний к учебно-воспитательному процессу, требованиям педагогической нормы, в которой он осуществляется.

3. Диагностика профессиональной компетентности педагогов представляет собой динамичную систему, ключевыми элементами которой являются: а) задачи диагностики: углубленный анализ роли и соотношения выделенных факторов-компонентов профессиональной педагогической компетентностиб) субъекты диагностирования: учителя, преподающие различные дисциплины школьного курса (как объекты диагностики и субъекты самодиагностики), диагносты (как организаторы процесса диагностики) — в) совокупность процедур, основанная на принципах системно-структурного педагогического диагностирования, соотнесенных с методологически обоснованными критериями и адекватно диагностирующим их инструментарием (построенных в операционализированных понятиях как многомерный диагностический процесс) — г) средства и инструменты диагностирования:

— методики установочной, базовой (симптоматической) диагностики, которые проводятся для выявления симптомов развитости педагогических компетентностей;

— методики углубленной (этиологической) диагностики, которые проводятся при возникновении противоречивых данных о личностном и профессиональном развитии педагога и его ключевых компетенций;

— методики, используемые при комплексном уровневом оценивании (типологическая) для прогнозирования возможности развития и определения коррекционных мер;

— способы оценки валидности и надежности диагностического инструментария.

4. Основными компонентами предложенной системной модели диагностики профессионально-педагогических компетенций являются: а) специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплиныб) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихсяв) социально-психологическая компетентность в области процессов общенияг) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихсяд) аутопсихологическая компетентность в области оценки достоинств и недостатков собственной деятельности личности.

Эти компоненты пронизывают такие аспекты профессионально-педагогической деятельности, как: информационно-деятельностнаяоперационально-деятельностнаяаналитико-диагностическая.

5. Ориентация всего процесса диагностирования на концептуальную инте-гративную модель структуры педагогической компетентности, построенную на основе методологически обоснованных критериев оценивания, обеспечивает:

• комплексное диагностирование педагогической компетентности на основе системы внутреннего и внешнего контроля качества собираемых данных;

• системное обоснование конструктов всех используемых диагностических методик;

• использование прошедшего апробацию и стандартизацию диагностического инструментария;

• оперативность получения выводов и выработки рекомендаций, компьютерную обработку и хранение информации.

Достоверность результатов обеспечивается содержательной валидностью предлагаемых диагностических комплексов, строгим соблюдением процедур сбора и анализа исследовательских данных, надёжностью и эффективностью предложенных методик, выраженных в проверяемых коэффициентах, профессиональным качеством используемого программного обеспечения.

Апробация результатов осуществлялась на областных и региональных конференциях, в том числе на международных конференциях «Модернизация отечественного педагогического образования, проблемы, подходы» (Таганрог, 2005), «Инструментарий педагогической диагностики и мониторинга образовательных процессов» в г. Таганроге (2005, 2006, 2007 гг.), конференции «Методология и технология обсепечения качества исследовательского и диагностического инструментария» (Таганрог, 2007).

Внедрение результатов проводилось в учебном процессе Ростовского областного ИПК и ПРО, Таганрогского госпединститута, в процессе аттестации педагогов Чеховской гимназии (гимназия № 2 г. Таганрога), Областного лицея «Педагогический» (г. Таганрог).

Отражением результатов в печати были 15 публикаций диссертанта общим объемом 9,3 п.л.

Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, общим объемом 149 машинописных страниц, списка использованной литературы из 196 наименований, из них 5 на иностранном языке. Работа иллюстрирована 6 рисунками и 5 таблицами, имеет 3 приложения.

Выводы по второй главе.

1. Предложенная концептуальная модель диагностики профессиональной компетентности педагога, призванная, по замыслу исследования, служить критериальной основой диагностирования и оценивания ключевых компетенций педагога-профессионала выступает в роли конструкта комплекса рекомендуемых диагностических методик. Она позволяет переходить в процессе прикладной аттестационной диагностики от выявления отдельных профессиональноличностных значимых качеств к интегративной диагностике степени развитости (одновременно) и групп ключевых компетенций (социальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплиныметодическая компетентностьсоциально-психологическаядифференциально-психологическая компетентностьаутопсихологическая) и основных аспектов, характеризующие профессионализм педагога (информационно-деятельностный, операционно-деятельностный и ана-литико-диагностический).

Тем самым достигается комплексность диагностики и создаются предпосылки для целостного анализа развитости профессиональной компетентности педагога как не только специалиста, но и личности.

2. Срезовая диагностика в процессе опытно-экспериментальной работы показала эффективность адресной коррекции и самокоррекции профессионализма педагогов в процессе диагностически ориентированного повышения квалификации, причем не только в экспериментальных группах, но и, отчасти, в контрольных (особенно в аспекте развития методической и дифференциально-психологической компетенции). На наш взгляд, это является одним из свидетельств позитивного эффекта самого факта диагностирования, стимулирующего (хотя и в разной степени) осознанное саморазвитие педагога как профессионала.

3. Проведенный эксперимент по апробации методик диагностики профессиональной компетентности педагога слушателей курсов РО ИПК и ПРО, показал следующее: а) эксперимент такого характера осуществляется целенаправленно и планомерно, если предварительно не только конкретизировать его задачи, но и четко разделить все исследуемые методики на категории стартовой, углубленной, итоговой диагностики и мониторинговыеб) сбор и систематизация эмпирических данных, и их непосредственная оперативная обработка будут более продуктивны, если заранее будут однозначно соотнесены с показателями диагностирования. Таким образом, достигается одновременно и жесткая ориентация качественно-количественного анализа на наиболее значительные задачи диагностики, и взаимоконтроль данных различных методик.

4. Проведенная прикладная диагностика интегральной профессиональной компетентности педагога доказала:

— необходимость конструктивного анализа накопленного педагогикой исторического опыта диагностики педагогической компетентности с выделением его позитивных элементов и нерешенных в достаточной степени проблем;

— необходимость систематизации и оценивания с позиций современной методологии диагностирования качества имеющегося и применяющегося для этих целей инструментария и затруднений в его использовании;

— возможность с помощью предложенного инструментария прогнозировать ожидаемую удовлетворенность интересов слушателей кусов;

— необходимость включения в диагностический комплекс методик оценивания значимых факторов на основе экспертной оценки содержательной значимости критериальных показателей.

5. Предложенный диагностический комплекс, адаптированный к оценке интегральной профессиональной компетентности педагога, показал свою достаточность и эффективность.

Постоянно проводившийся контроль при рассмотрении в качестве латентной переменной профессиональной педагогической компетентности работников образования позволял своевременно уточнять информацию и вырабатывать эффективные решения, направленные на развитие компонентов — видов компетенций в ходе реализации содержательной части программы эксперимента.

6. Выбранный метод расхождения медиан для оценки профессиональной педагогической компетентности работников образования оказался эффективным для анализа соотношения составляющих интегральной характеристики педагогического профессионализма. Использование этой методики как в срезовой диагностике, так и в мониторинге позволяло вырабатывать эффективные решения, направленные на развитие компонентов — видов компетенций в ходе реализации содержательной части программы курсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование историко-педагогических аспектов становления и развития профессиональных требований к учителю в классической педагогике и их современного состояния строилось на системном и сравнительно-историческом подходе, с позиций которых анализировались структурные составляющие профессиональной компетентности, прослеживалась их эволюция, причинно-следственные связи, выявлялись доминирующие составляющие профессионализма педагогов и факторы, способствующие их развитию. В контексте анализа выделенных (приведены выше) компонентов модели профессиональной компетентности педагогов анализировался исследовательский и диагностический инструментарий. При этом нами предпринимались попытки проследить системные связи и системные отношения между составляющими педагогического профессионализма в каждую конкретную эпоху. Нам представляется, что основные задачи исследования были выполнены и гипотеза в целом подтвердилась.

1. История развития системы требований к педагогической компетентности показывает, что попытки ее концептуального оформления как относительно самостоятельного понятия науки предпринимаются лишь в последние десятилетия прошлого века. Основная линия эволюции понятия «педагогическая компетентность» связана с гуманизацией системы образования и педагогических отношений, с интеграцией педагогикой результатов и опыта (в том числе — и диагностического) сопредельных наук — социологии, социальной, педагогической и экспериментальной психологии, их концептуальных наработок и инструментария. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что современная модель педагогического профессионализма должна опираться на парадигму гуманистической педагогики и личностно-ориентированного образования. Эта парадигма объективно требует гуманизации и психологизации педагогического процесса, и выражается в виде обоснованных дифференцированных системных требований к структуре профессионально-педагогических компетенций:

• концептуального обоснования комплекса требований к структуре профессионально-педагогических компетенций,.

• систематичности проведения аттестационной диагностики педагогического профессионализма,.

• профессиональной разработки диагностического инструментария;

• комплексного использования методик разного типа для синхронизированного оценивания уровня основных компетенций педагогов.

2. На основании результатов исследования диагностирование профессиональной компетентности педагога понимается как один из ключевых составляющих компонентов управленческой педагогической диагностики, ориентированный на оценивание и самооценивание профессиональной компетентности работников образования, реального состояния проблем и затруднений педагогов. Диагностирование профессиональной компетентности педагога доминантно нацелено на выявление степени развития его психических свойств и профессиональных качеств, необходимых для реализации этих компетенций в процессе личностно-профессионального саморазвития. Тем самым понятие педагогической компетентности нами значительно уточняется по сравнению с ранее известными моделями.

3. Анализ современных источников показал сложившуюся в педагогике явную доминанту используемых качественных методов диагностики (аналитические схемы и программы) в сочетании с методологически устаревшими опросными и тестовыми процедурами любительского характера. Относительно пригодный профессиональный диагностический инструментарий имеется лишь в общей и педагогической психодиагностике и требует адаптации для нужд педагогической аттестации, тем более, что в психодиагностической литературе этот инструментарий представляется зачастую без необходимых по правилам презентации нормативных данных и данных стандартизации. Это существенно затрудняет оценку его пригодности для решения диагностических задач.

5. В систему ключевых понятий современного понимания педагогической компетентности входят:

— специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

— методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

— социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

— дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся;

— аутопсихологическая компетентность в области оценки достоинств и недостатков собственной деятельности личности.

В структуре целостных ключевых личностно-профессиональных компетенций педагога, приведенных выше, сквозными, пронизывающими их компонентами являются (в каждой из них) информационно-деятельностный, опера-ционно-деятельностный и аналитико-диагностический аспекты, характеризующие профессионализм педагога.

6. Систематизированный понятийный аппарат позволяет осуществлять последовательный анализ тенденций разработки и совершенствования диагностического инструментария, без которого педагогическая наука рискует надолго остаться описательной дисциплиной, не имеющей своей собственной эмпирической базы. Концептуальную основу процессуального аспекта диагностики профессиональных компетенций составляют ключевые понятия: «управленческая педагогическая диагностика», «аттестационная диагностика», «организационно-методическая диагностика», «экспресс-диагностика», «педагогическая компетентность», «основные компетенции».

7. В настоящее время диагностический инструментарий оценки профессиональной компетентности педагога разрабатывается и применяется преимущественно в сугубо прикладных целях и развивается параллельно теоретическому осознанию педагогами сущности перестройки педагогической науки. Доминирующими направлениями разработки управленческой аттестационной педагогической диагностики в настоящее время являются:

• - диагностика профессионализма педагогов с позиций компетентностного подхода (по таким критериям, как социальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплиныметодическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихсясоциально-психологическая компетентность в области процессов общениядифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихсяаутопсихологическая компетентность в области оценки достоинств и недостатков собственной деятельности личности);

• диагностика профессионально-педагогических затруднений;

• диагностика готовности педагогов к реализации федеральных образовательных стандартов с помощью современных педагогических технологий.

8. Предложенная модель диагностики педагогической компетентности в сочетании апробированным диагностическим комплексом позволяет адеке-ватно характеризовать информационно-деятельностный, операционально-деятельностный и диагностико-деятельностный аспекты профессионального педагогического труда через выявление таких ключевых компетенций, как.

— социальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

— методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

— социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

— дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся;

— аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности личности.

9. Условиями, обеспечивающими результативность подсистемы диагностики педагогической компетентности являются:

• ориентация всего процесса диагностирования на концептуальную интегратив-ную модель структуры педагогической компетентности, построенную на основе методологически обоснованных критериев оценивания;

• ориентация на комплексное диагностирование с усиленной системой внутреннего и внешнего контроля качества собираемых данных;

• концептуальное обоснование конструктов всех используемых диагностических методик;

• профессионализм разработки и апробации диагностического инструментария;

• ориентация инструментария на оперативность выводов и рекомендаций, компьютерную обработку и хранение информации.

Достоверность результатов обеспечивается содержательной валидно-стью предлагаемых диагностических комплексов, строгим соблюдением процедур сбора и анализа исследовательских данных, надёжностью и эффективностью предложенных методик, выраженных в проверяемых коэффициентах, профессиональным качеством используемого программного обеспечения.

Тем самым мы имеем основания считать цели и задачи исследования реализованными, а гипотезу — подтвердившейся в своих основных положениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов Текст. / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А Рудакова. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2006. — 256 с.
  2. , И. В. Введение в психологию творчества: основные понятия и диагностика Текст. / И. В. Абакумова, Е. М. Азарко. Ростов н/Д.: РГУ, 2001.-300 с.
  3. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абакумова. — М.: Просвещение, 1984.-208 с.
  4. , В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. // Педагогика.— 1998. № 1. — С. 72−75.
  5. , Е. С. Проблемы диагностики педагогических способностей Текст. // Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива среднего профтехучилища. JL, 1988.
  6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства в XIV—XVII вв. Текст.: антология. М.: Педагогика, 1985. — 363 с.
  7. Антология педагогической мысли России XVIII в. Текст.: антология. М.: Педагогика. — 1985. — 480 с.
  8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Текст.: антология. М.: Педагогика, 1985. — 360 с.
  9. , JI. Г. Муки обретения собственного голоса (о проблеме творческой индивидуальности при создании высказывания) Текст. / Л. Г. Антонова. М.: Педагогика 2005. — 197 с.
  10. , В. Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы Текст.: автореф. дис.. д-ра педагог, наук / В. Т. Ащепков. Ростов н/Д., 1997. — 43 с.
  11. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю.К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  12. , Ю. К. Методика исследования типичных затруднений в деятельности учителей Текст. / Ю. К. Бабанский // О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления. М.: НИИ школ МП РСФСР. 1974. — С. 12 — 21.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1985.
  14. , Ю. К. Результаты исследования деятельности учителей Текст. / Ю. К. Бабанский, А. Д. Деминцев, Т. С. Полякова // О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1974. — С. 22 — 64.
  15. , Н. 3. Педагогическое образование за рубежом. Тесты на компетентность учителя Текст. // Педагогическое образование. 1992. — Выпуск № 5.-С. 101 102.
  16. , М. Я. Общие основы педологии Текст. / М. Я. Басов. М.- Л.: ГИЗ, 1931.
  17. , А. С. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта Текст. / А. С. Батышев. Ташкент: Укитувчи, 1978. — 184 с.
  18. , А. С. Диагностика педагогической запущенности учащихся Текст.: учебное пособие / А. С. Белкин. — Свердловск: Свердл. педин-т, 1979. — 108 с.
  19. , Г. А. Экпресс-диагностика в системе управления муниципальным образованием Текст. / Г. А. Берлизова. — Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, Изд-во фирма «Ирбис», 1998. 64 с.
  20. , А. Г. Концептуальная модель развития «Российская поликультурная школа» Текст.: методическое пособие / А. Г. Бермус. — Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001. — 88 с.
  21. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. , Е. В. Педагогическая культура учителя в системе личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. П. Богомолова // Инновационная школа. 1997. — № 3 (7). — С. 81 — 85.
  23. Введение в педагогическую культуру Текст.: учебное пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. — 126 с.
  24. В помощь переподготовке работников социального воспитания Текст.: материалы отдела подготовки педагогического персонала Главсоцвоса РСФСР / Под ред. Я. Р. Гайлиса. М., 1944.
  25. , С. Г. Учитель-методист — наставник стажера Текст.: книга для учителей / С. Г. Вершловский, Н. Н. Гриб, В. Ю. Крючевский и др. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  26. , О. Дидактика как история образования в ее отношениях к социологии и истории образования Текст.: т. 1 / О. Вильман. М.: Типогр. Г. Лисснера и А. Гешела, 1904. — 471 с.
  27. , Г. Г. Школа будущего начинается сегодня Текст. / Г. Г. Воробьев. — М.: Просвещение, 1991.-239 с.
  28. , Т. А. Формы и методы контроля качества знаний и уровня профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / Т. А. Воронова. -М.: Просвещение, 1991.-239 с.
  29. , Л. И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. И. Габдулина. Ростов н/Д., 1999. — 23 с.
  30. , А. Н. Программа гуманитарной подготовки в техническом вузе Текст. / А. Н. Гармаш, И. А. Цатурова, И. Л. Луцкая // Вопросы повышения качества подготовки специалистов в инженерно-технических вузах. Таганрог: ТРТИ 1989. — 158 с.
  31. , Б. С. Прогнозирование содержания образования в техникумах Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Высш.шк., 1980. — 144 с.
  32. , Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Флинта, Наука, 2003.
  33. , Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика Текст. / Б. С. Гершунский. Киев: Вища школа, 1986. — С. 177.
  34. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов Текст.: справочное издание. Европейский фонд образования: ЕФО, 1997.
  35. , Я. А. Право на поединок: роман в документах и рассуждениях Текст. / Я. А. Гордин. Л.: Сов. писатель, 1989. — 248 с.
  36. , Н. Ю. Современные подходы к изучению личности учителя как профессионала Текст. / Н. Ю. Гузева // Ученые записки ООИУУ. Оренбург, 1998. — Т. 3. — С. 104 — 114.
  37. , В. Г. Современные педагогические технологии Текст.: модульное пособие для дистанционного обучения / В. Г. Гульчевская, Н. Е. Гульчевская. — Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского обл. ИНК и ПРО. 1999. — 51 с.
  38. , А. Я. Проблемы средневековой народной культуры Текст. / А .Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1981. 359 с.
  39. , К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Текст. / К. М. Гуревич. — М.: Наука, 1970. — 272 с.
  40. , Ж. Образование: сокрытое сокровище Текст. / Ж. Делор. — UNESCO, 1996.- 118 с.
  41. Демоз, Ллойд. Психоистория Текст. / Ллойд Демоз. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.-512 с.
  42. , А. Избранные педагогические произведения Текст. / А. Дистер-вег. М.: Учпедгиз, 1956. -314с.
  43. , С. Т. Профессиональная Я- концепция: специальный анализ Текст. / С. Т. Джанерьян. — Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 2004. 480 с.
  44. , А. Избранные педагогические произведения Текст. / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. — 314 с.
  45. , С. А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования Текст. / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. Вып. 5. — С. 46 — 56.
  46. , С. А. Профессиональная компетенность и профессионализм педагога: психологический подход Текст. / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. Вып. 5.-С. 57−64.
  47. , М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней Текст. / М. Е. Дуранов. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002.-276 с.
  48. , Е. В. особенности самоанализа педагога в процессе профессионализации Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Дьяченко. — Пермь 2002. 24 с.
  49. , JI. И. Анализ способности педагога определять и формулировать цель своей деятельности Текст. / Л. И. Евланова // Методист. — 2005. — № 3. -С. 36−37.
  50. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 118 с.
  51. Есарева, 3. Ф. Взаимодействия научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы Текст.: автореф. дис.. д-ра педаг. наук / З. Ф. Есарова. JL, 1975.
  52. , Н. Ф. Современные тестовые технологии в образовании Текст. / Н. Ф. Ефремова. М.- Ростов н/Д.: Изд. центр ДГПУ, 2001.
  53. Закон Российской Федерации об образовании Текст.: офиц. текст: в ред. Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ.-М., 1996.
  54. , Г. Е. Профессиональная и внепроизводственная деятельность инженера-педагога Текст.: учебное пособие / Г. Е. Зборовский. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987. -48 с.
  55. , Г. Е. Инженер-педагог: образ жизни и профессиональная деятельность Текст.: учебное пособие / Г. Е. Зборовский, Г. А. Карпова. — Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1983. 56 с.
  56. , Э. Ф. Структура и особенности инженерно-педагогической деятельности Текст. / Э. Ф. Зеер, Н. С. Глуханюк // Социально-психологические особенности личности инженера-педагога. — Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1988.-С. 98−110.
  57. , Д. М. Проблемы повышения квалификации работников образования Текст.: методическое пособие / Д. М. Зембицкий. — Ростов н/Д.: Ростовское книжн. изд. 1993. 62 с.
  58. , И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С. 34−42.
  59. , Е. В. Личностные особенности, обуславливающие возникновение профессиональной деформации и их изменения в процессе профилактико-профессиональной работы Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Иванова. Ярославль, 2003. — 23 с.
  60. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингекамп. — М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  61. , Е. И. Становление и развитие профессионального становления будущего педагога Текст. / Е. И. Исаева, Е. Г. Косаревский, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57 — 58.
  62. , Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века Текст. / Г. Ф. Карпова. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ин-та, 1994.-280 с.
  63. , М. Е. Диагностическая компетентность учителя как средство оптимизации образовательного процесса Текст. / М. Е. Иньков // Актуальные проблемы педагогической диагностики и мониторинга системы образования. Таганрог: ТГПИ, 2005. — С. 105 — 107.
  64. , И. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки Текст. / И. Казарицкая, JT. Голованова, JI. Каплич и др. // Директор школы. 2002. — № 6. — С. 16 — 24.
  65. , Г. Ф. Методика изучения личности учащихся ПТУ Текст.: методическое пособие / Г. Ф. Карпова, Е. А. Михайлычев. М.: Высш. шк., 1989. -126 с.
  66. , М. В. Инновации в мировой педагогике Текст. / М. В. Кларин. -Рига, 1995.
  67. , А. М. Гражданственность как слагаемое социально-политической компетентности личности Текст.: материалы совещания / A.M. Князев //
  68. Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. Кн. 2. Компетентность человека новое качество результата образования. — М.: Наука, 1999. — С. 37 — 39.
  69. , А. Т. Факторы формирования профессиональной направленности студентов Текст. / А. Т. Колденкова. — Д., 1977.
  70. , Я. А. Великая дидактика Текст.: собрание сочинений: в 2 т.: Т. 1 / Я. А. Коменский // Избр. педагог, соч. М.: Педагогика, 1982. — С. 242 — 476.
  71. , Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих Текст.: собрание сочинений: в 2 т.: т. 2 / Я. А. Коменский // Избр. педагог, соч. М.: Педагогика, 1982. — С. 285 — 469.
  72. , Я. А. Материнская школа Текст.: собрание сочинений: в 2 т.: Т. 1 / Я. А. Коменский // Избр. педагог, соч. М.: Педагогика, 1982. — С. 201 -241.
  73. , Я. А. Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости Текст.: собрание сочинений: в 2 т.: т. 2 / Я. А. Коменский // Избр. педагог, соч. М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
  74. Концепция управления качеством образования // Вестник образования. — 1992.-№ 6.-С. 25−40.
  75. , А. И. Педагогическая диагностика Текст. / А. И. Кочетов. — Армавир- Славянск на Кубани: Армавирский ГПИ, 1998. 287 с.
  76. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. / В. В. Кричевский. М., 1977. — С. 37.
  77. , В. А. Использование обучающих алгоритмов как средство повышения эффективности обучения Текст. / В. А. Крылова. — Л., 1967.
  78. , Н. К. Мера оценки педагога Текст. / Н. К. Крупская // Об учителе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — С. 284 — 286.
  79. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст.: методическое пособие / Н. В. Кузьмина. JL: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  80. , Н. В. Очерки психологии труда учителя Текст.: методическое пособие/Н.В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
  81. , Н. В. Анализ педагогической деятельности мастера производственного обучения: методические рекомендации Текст.: методическое пособие / Н. В. Кузьмина. М.- Педагогика, 1988- 2000.
  82. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст.: методическое пособие / Н. В. Кузьмина. -М.: Педагогика, 1990.-235 с.
  83. , Н. В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя Текст.: методическое пособие / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский // Советская педагогика. — 1982. № 3. — С. 63 — 66.
  84. , Ч. Основы общей дидактики Текст. / Ч. Куписевич. — М.: Высш. шк., 1986.-368 с.
  85. , Е. Б. Управление образованием в условиях рынка Текст. / Е. Б. Куркин. -М.: Новая школа, 1997. 144 с.
  86. , Л. М. Научно-методические принципы оценки педагогического мастерства преподавателя высшей школы Текст. / Л. М. Куприянова // Проблемы и тенденции развития кадрового потенциала высшей школы. — М., 2001.-С. 189−200.
  87. , М. Д. Позиционно-ролевая компетентность специалиста как важный показатель качества профессионального образования Текст.: материалы совещания / М. Д. Лаптева // Проблемы качества образования: Материалы
  88. XIII Всероссийского совещания. Кн. 2. Компетентность человека — новое качество результата образования. М.: Наука, 1999. — С. 189 — 200.
  89. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст. / Ж. Ле Гофф. -М.: Прогресс, 1992. 376 с.
  90. , В. С. Содержание образования Текст. / B.C. Леднев. М.: Просвещение, 1989.-238 с.
  91. , В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры Текст. / B.C. Леднев. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  92. , Н. А. Диагностическая основа управления муниципальной методической службой Текст. / Н. А. Лукина // Педагогическая диагностика. -2002.-№ 2.-С. 147- 160.
  93. , Э. А. Структура педагогического знания учителя иностранного языка Текст. / Э. А. Максимова. Л.: Издательство ЛГУ, 1981.-75 с.
  94. , А. Т. Трудности в работе молодых инженеров-педагогов Текст.: сборник научных трудов / А. Т. Маленко // Проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов. Ростов н/Д.: РИСХМ, 1984. — С. 37 — 45.
  95. , И. Методологические основы дидактики Текст.: пер. с болг. / И. Марев. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  96. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 55−63.
  97. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. — 1995. № 6. — С. 55 — 63.
  98. , А. К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Педагогика 1993. — 50 с.
  99. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996.-200 с.
  100. Материалы Пленума ЦК КПСС, 17−18 февраля 1988 г. М.: Политиздат 1988.-77 с.
  101. Материалы Пленума ЦК КПСС, 5−7 февраля 1990 г. М.: Политиздат, 1990.-77 с.
  102. , Э. Очерк экспериментальной педагогики Текст. / Э. Мейман. М., 1916.
  103. , Г. И. Психологические основы гностической деятельности учителя Текст. / Г. И. Метельский. Л.: Идательство ЛГУ, 1979. — 109 с.
  104. , Л. М. Психология профессионального развития Текст. / Л. М. Митина. М.: Педагогика 1998. — 137 с.
  105. Л.И. Психология профессионального развития учителя Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук / Л. И. Митина. М., 1995. — 48 с.
  106. ПЗ.Михайлычев, Е. А. Теоретические основы педагогической диагностики Текст.: автореф.. д-ра пед. наук / Е. А. Михайлычев. — Свердловск, 1991.30 с.
  107. , Е. А. Педагогическая диагностика: история, теория, современность Текст. / Е. А. Михайлычев, Г. Ф. Карпова, Е. Е. Леонова. Ростов н/Д., 2002.-256 с.
  108. , В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
  109. , С. Г. Профессиональная компетентность учителя и ее оценива-ниеТекст. / С. Г. Молчанов // К. Д. Ушинский и проблемы современного образования. Челябинск, 2000. — С. 60 — 64.
  110. Мониторинг эффективности инновационной экспериментальной деятельности школы «Унисон» Текст. СПб., 2005.
  111. , К. Е. Автоматическое моделирование в научном познании Текст. / К. Е. Морозов. М., 1969. — С. 40.
  112. Наблюдение и анализ уроков в среднем профтехучилище Текст.: методическое пособие. Свердловск: СИПИ, 1988. — 92 с.
  113. Народное образование. Основные постановления, приказы, инструкции Текст.: сборник документов / Сост. A.M. Данев. М., 1948.
  114. Народное образование, в СССР Текст.: сборник документов: 1917−1973. — М., 1974.
  115. , Р. В. Психологическая экспертиза профессиональной компетентности учителя Текст. / Р. В. Овчарова // Образование и наука. — 2001. — № 1.-С. 83−87.
  116. Основы педагогического мастерстваТекст. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  117. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII -первой половине XIX в. Текст. / Под ред. ЭД. Днепрова, С. Е. Егорова и др. М.: Педагогика, 1991. — 300 с.
  118. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. Текст. / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Е. Егорова и др. -М.: Педагогика, 1991.-200 с.
  119. , Ф. Г. Педагогическое образование в России (историко-педагогические очерки) Текст. / Ф. Г. Паначин. М.: Педагогика, 1979. — 138 с.
  120. , И. Г. Памятная записка о семинарии в кантоне Во Текст.: сборник статей / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж, Руссо, И. Г. Песталоцци // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — С. 342 — 357.
  121. , Л. А. Компетентность в общении Текст. / Л. А. Петровская. -М., 1989.
  122. , Е. В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблемаТекст. / Е. В. Попова // Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. 1. — Ростов н/Д., 1999. — С. 127- 136.
  123. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. Текст.: сборник документов // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. 1917−1973. М., 1974.
  124. , М. М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах) Текст. / М. М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  125. Прогнозирование развития школы и педагогики Текст.: т. 2. М.: Изд -во АПН СССР, 1974.-С. 15.
  126. Программы педагогических институтов Текст. // Сборник № 22. — М.: Мин-во просвещ. СССР, 1987.
  127. , В. Ю. Организация повышения квалификации непрерывного инженерно-педагогического образования по курсу «Технические средства обучения» Текст. / В. Ю. Проскурин // Проблемы непрерывного образования. Свердловск, 1990. — С. 79 — 80.
  128. Профессиография инженера-педагога: разработка Текст. / Сост. Э. Ф. Зеер, Н. С. Глуханюк. Свердловск: СИПИ, 1989. — 43 с.
  129. Профессиональная культура учителя (программа изучения) Текст. / Сост. В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко. М., 1993. — 22 с.
  130. Профессия учитель: беседы с молодыми учителями Текст. / Под ред. В. Г. Ошункина, Ю. Н. Кулюшкина, С. Г. Вершловского. — М.: Педагогика, 1987. -192 с.
  131. Рабочая книга социолога Текст. М.: Наука, 1977. — 511 с.
  132. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. — 396 с.
  133. , В. М. Особенности коммуникативной деятельности учителя Текст. /В.М. Раздобудько. М.: Наука, 1993. — 385 с.
  134. , И. П. Диагностика педагогической компетентности Текст. / И. П. Раченко. Пятигорск, 1990. — 37 с.
  135. , И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя Текст. / И. П. Раченко. Пятигорск, 1992. — 35 с.
  136. , И. П. НОТ учителя. Библиотека учителя Текст. / И. П. Раченко. -М.: Просвещение, 1989. 150 с.
  137. , И. П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя Текст. / И. П. Раченко. — Пятигорск: Пятиг. ин-т иностр.яз., 1986. 119 с.
  138. , А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента Текст. / А. А. Реан // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 62 — 72.
  139. , Е. И. Настольная книга практического психолога Текст.: в 2-х кн.: кн. 1 // Е. И. Рогов. М.: Владос, 1998. — 440 с.
  140. , Д. М. Когнитивный анализ опросного инструментария Текст. / Д. М. Рогозин. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. — 254 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: т. 1: справочное издание. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  142. , В. А. Классификация образовательных программ и систем Текст. / В. А. Рыжов. М.: ИНИНФО, 1994. — 157 с.
  143. , И. А. Основы управления педагогическими системами Текст. / И. А. Рудакова. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 280 с.
  144. , И. А. Современные дидактические методы: смыслообразование в учебном процессе Текст.: автореф. дис.. д-ра педагог, наук / И. А. Рудакова. Ростов н/Д., 2006. — 44 с.
  145. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании Текст.: сборник статей / Я.А. Ко-менский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци // Педагогическое наследие.-М.: Педагогика, 1987.-С. 199−297.
  146. , С. А. Квалиметрический анализ процедур педагогического диагностирования Текст. / С. А. Сафонцев, О. И. Шамильян // Гуманитарные и социально-экономичес-кие науки. -2006. -№ 5.-С. 212 — 215.
  147. , С. А. Квалиметрические измерения в процессе мониторинга структуры и содержания образовательных программ Текст. / С. А. Сафонцев, С. В. Попов, Н. Ю. Сафонцева // Стандарты и мониторинг в образовании. -2005.-№ 4. -С. 20−23.
  148. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  149. , Е. В. Модифицированная методика «Учителя о современных педагогических технологиях» Текст. / Е. В. Семенов // Инструментарий педагогической диагностики и мониторинга образовательных процессов. — Таганрог: ТГПИ, 2005. С. 146 — 158.
  150. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. / В. В. Сериков. — М.: Логос, 1999. — 324 с.
  151. , В. Я. Профессионализм учителя Текст. / В. Я. Синенко // Педагогика. 1999. -№ 5. — С. 45−51.
  152. , В. А. Введение в профессию мастера производственного обучения Текст.: методическое пособие / В. А. Скакун. — М.: ВНМ Центр, ПТО молодежи, 1985. 120 с.
  153. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: Изд-во «Магистр», 1987. 224 с.
  154. , В. А. Педагогика Текст.: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: «Школа-пресс», 1998. -512 с.
  155. , А. Г. Управление средним профтехучилищем Текст. / А. Г. Соколов. М.: Просвещение, 1989. — 194 с.
  156. , Л. Г. Особенности формирования у студентов-физиков конструктивных умений обучать решению задач Текст.: атореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Соколова. Ростов н/Д., 2002. — 44 с.
  157. , Н. Л. Система повышения квалификации: один из подходов к оценке профессиональной компетентности педагога Электронный ресурс.: Центр мониторинга качества образования. Красноярск. — solynkina@ cross-ipk.ru.
  158. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения Текст. / В.Н. Сорока-Росинский. М.: Педагогика. — 1981. — 500 с.
  159. , Л. В. Грамматическая школа Св. Павла: гуманистические принципы организации образования Текст.: сборник научных трудов /
  160. J1.B. Софоронова- под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова // Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени (исследования и материалы). М.: Изд. АПН СССР, 1991. — С. 245 — 268.
  161. , И. А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития Текст.: автореф. дис.. д-ра педагог, наук / И. А. Стеценко. Ростов н/Д., 2006.-44 с.
  162. Столяров-Лоренс М. Обучение с помощью машин Текст.: пер. с англ. / М. Столяров-Лорнес. М.: Мир, 1965. — 366 с.
  163. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
  164. , А. С. Изучение учителем результатов своей деятельности как фактор самосовершенствования Текст. / А. С. Тотанова. Л., 1982.
  165. , К. Д. Человек как предмет воспитания Текст.: собрание сочинений: т. 2 / К. Д. Ушинский // Собр. педагог, соч. М.: Мир, 1984.
  166. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании Текст.: собрание сочинений: т. 1 / К. Д. Ушинский // Собр. педагог, соч. М.: Мир, 1984.
  167. Учитель, которого ждут: из опыта работы Полтавского пединститута им. В. Г. Короленко Текст. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. -152 с.
  168. , В. Т. Дидактическая концепция реформирования образовательного процесса в школе № 77 Текст. / В. Т. Фоменко // Инновационная школа. 1996. — № 2. — С. 42 — 48.
  169. , В. Т. Исходные логические структуры процесса обучения Текст. /В.Т. Фоменко. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1985. — 312 с.
  170. Фоменко, С. J1. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива Текст. / C.JI. Фоменко // Педагогика. — 2005. — № 5. -С. 59 64.
  171. , JT. М. Педагогический опыт глазами психолога Текст. / JI.M. Фридман. — М.: Просвещение, 1987. 268 с.
  172. , П. Т. Школа молодого директора Текст. / П. Т. Фролов. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  173. , Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя Текст. / Г. И. Хозяинов. М.: Высш. шк., 1988. — 128 с.
  174. , Н. Аспекты теории синтаксиса Текст. /Н. Хомский. М., 1972.
  175. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики и школы Текст.: хрестоматия / Под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 500 с.
  176. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 Электронный ресурс.: Центр «Эйдос». www.eidos.ru/news /compet/htm.
  177. , С. Е. Специфика педагогического общения на уроке с применением персональных ЭВМ Текст.: автореф. дис.. канд. педагог, наук / С. Е. Черкезов. Ростов н/Д., 1996. — 15 с.
  178. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 284 с.
  179. , Ф. Технология обучения в системе высшего образования Текст. / Ф. Янушкевич. М.: Высш. шк., 1986. — 135 с.
  180. Gronlund Norman E. How to Make Achievement Test and Assessment. — Allyn and Bacon. 1993.
  181. Hart A. Teaching the Media. International Perspectives. New Jersey. Lawrence Erlbaum. 1998.
  182. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC). Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
  183. Jones J.E. Portfolio Assessment as a Strategy for Self direction in Learning. New Direction for Adult and Continuing Educations (64). P. 23−29.
  184. Millenium. Rendezvous with Future / C. Hermandesz, R. Mayur. Mumbai. 1998.
Заполнить форму текущей работой