Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правительством Российской Федерации системе повышения квалификации руководящих работников системы образования отводится важная роль в реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы и приоритетного национального проекта «Образование». В Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы как самостоятельная выделяется задача разработки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 1. 1. Содержание и структура экономической компетентности руководителя образовательного учреждения
    • 1. 2. Возможности системы повышения квалификации в формировании экономической компетентности руководителя образовательного учреждения
    • 1. 3. Организационно-дидактическая модель формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 2. 1. Проектирование педагогического эксперимента по формированию экономической компетентности руководителя образовательного учреждения
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации
    • 2. 3. Динамика результатов исследования
  • Выводы по главе 2

Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивно изменяющиеся социально-экономические условия российского общества требуют гибкой и динамичной адаптации к этим процессам системы образования. В соответствии с концепцией реформирования системы образования предусматривается становление рынка образовательных услуг, изменение статуса, расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений, что влечет за собой иные требования к содержанию управленческих действий руководителя. Данные исторического опыта свидетельствуют, что успешное функционирование, результативность работы учебного заведения определяются качеством его руководства. Сегодня социальные ожидания предполагают появление нового типа руководителя, обладающего потребностью и готовностью решать возникающие экономические проблемы, создавать условия для привлечения ресурсов, содействовать инновациям, обеспечивать конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Однако многие руководители образовательных учреждений не готовы в полной мере к осуществлению управленческой деятельности в новых экономических условиях. Это обусловливает повышенный интерес к вопросу формирования экономической компетентности руководителей образовательных учреждений. К сожалению, проблема формирования экономической компетентности осложняется тем, что квалификация «руководитель образовательного учреждения» в педагогических вузах не присваивается, а подготовка менеджеров образования началась сравнительно недавно, и на сегодняшний момент квалифицированных руководителей значительно меньше, чем необходимо. Пробелы экономического образования руководитель может восполнить самостоятельно или в системе повышения квалификации.

Правительством Российской Федерации системе повышения квалификации руководящих работников системы образования отводится важная роль в реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы и приоритетного национального проекта «Образование». В Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы как самостоятельная выделяется задача разработки, апробации и внедрения персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В теории управления повышение квалификации рассматривается как необходимое условие обеспечения профессиональной карьеры и организационного развития. Кроме того, создание новой нормативно-правовой базы образования изменило условия работы руководителей, расширило и усложнило их функциональные обязанности.

Проблема формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в современных условиях ставится достаточно остро еще и потому, что изменяется роль государства в направлении и распределении финансовых средств, постулируются новые принципы ресурсного обеспечения образовательных учреждений. Реформирование бюджетной сферы предполагает коренное изменение экономического статуса образовательного учреждения, формирование механизмов привлечения и использования внебюджетных средств, реорганизацию системы образовательных учреждений, многоканальность и переход на нормативно-подушевое финансирование, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Соответственно актуализируется проблема разработки такой системы повышения квалификации, которая может предоставить образовательные услуги, адекватные уровню современных проблем. Формирование экономической компетентности позволит преодолеть относительность знаний и способностей руководителя ориентироваться в постоянно изменяющихся экономических ситуациях благодаря наличию у него специально организуемого опыта решения типичных экономических проблем.

Осознание учеными неактуальности знаниевой парадигмы обусловило актуальность компетентностного подхода как стратегии профессионального и постдипломного образования.

К настоящему времени в педагогике, психологии, социологии, менеджменте накоплена определенная совокупность знаний, необходимых для понимания и решения исследуемой проблемы.

Теоретическое осмысление компетентностного подхода отражено в трудах.

A.В. Хуторского, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, О. Е. Лебедевакомпетентностный подход в подготовке специалиста разрабатывается В. И. Байденко, А. А. Вербицким, Е. И. Казаковой, В. Д. Шадриковым. Проблемы формирования профессиональной компетентности различных специалистов исследуются Е.В. Береж-новой, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Дж. Равеном, В. А. Сластениным, С. Е. Шишовым. Экспертиза и аттестация педагогических кадров как фактор повышения их профессиональной компетентности исследованы Н. К. Зотовой, С. С. Татарченковой. Экономическую компетентность в системе общей культуры личности определили П. Р. Атутов, А. В. Дроздов, И. Б. Иткин, В. А. Полякова. Маркетинговая компетентность исследуется Е. А. Ганаевой.

Разработаны различные аспекты образования взрослых: особенности деятельности взрослых обучающихся — Л. И. Анцыферовой, Ю. Н. Кулюткиным, М. Ш. Ноулзомдидактические и методические принципы обучения взрослых — С. И. Змеевым, М. Т. Громковой, В. Г. Онушкинымспецифика и содержание последипломного образования — Э. Ф. Зеером, Э. М. Никитиным, Н.М. Чегодае-вымнепрерывного образования —В. Г. Рындак, P.M. Шерайзиной.

Экономическая подготовка специалистов в системе образования рассматривается А. Б. Вифлеемским, Д. В. Бочковым, Э. М. Коротковым, О. А. Свиридовым, B.C. Семашко, Ю. Г. Татур, В. П. Щетининым. Теория экономической деятельности обоснована М. Альбертом, М. Месконом, А. А. Радугиным,.

B.C. Юкаевой.

Однако при всей безусловной значимости проведенных исследований проблема формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения практически не изучена.

Актуальность, социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы данного диссертационного исследования — «Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации».

В научно-теоретическом плане актуальность исследования продиктована необходимостью решить ряд противоречий между:

— возрастанием потребности общества в экономически компетентном руководителе образовательного учреждения и невозможностью достижения этого качества в рамках традиционной системы повышения квалификации, не выделяющей экономическую компетентность как специфический результат образовательного процесса в системе повышения квалификации;

— потребностью руководителя в осуществлении управления образовательным учреждением, взаимодействия со средой в соответствии с изменившимися экономическими условиями и отсутствием умений выстраивать отношения на основе экономической самостоятельности, конкуренции и партнерства;

— потребностью образовательной практики повышения квалификации в формировании экономической компетентности руководителя образовательного учреждения и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения исследуемого процесса в педагогической науке.

Объект исследования: образовательный процесс в системе повышения квалификации.

Предмет исследования: формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации.

Цель исследования: обосновать организационно-дидактическую модель формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации.

Гипотеза исследования: формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации будет более успешным, если:

— экономическая компетентность руководителя образовательного учреждения рассматривается как интегральное качество личности, позволяющее руководителю успешно решать экономические задачи разного уровня сложности, включающее знаниевый, деятельностный, мотивационный и личностный компоненты;

— педагогический потенциал системы повышения квалификации в формировании экономической компетентности руководителя образовательного учреждения реализуется в обеспечении ведущей роли обучающегосяотборе содержания обучения в соответствии с целями, задачами профессиональной деятельности руководителя и с учетом его профессиональных потребностей;

— целостное представление процесса включает цель, принципы, содержание, формы, методы, этапы, критерии, результат;

— организационно-педагогическими условиями реализации организационно-дидактической модели формирования экономической компетентности руководителя в системе повышения квалификации выступают: образовательная потребность руководителя в формировании экономической компетентности на личностном уровнемодульная система реализации андрагогической образовательной программымониторинг формирования экономической компетентности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить структуру и содержание понятия «экономическая компетентность руководителя образовательного учреждения».

2. Обосновать возможность использования потенциала системы повышения квалификации для формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения.

3. Выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию организационно-дидактической модели формирования экономической компетентности руководителя в системе повышения квалификации.

4. Экспериментально обосновать эффективность научно-методического обеспечения процесса формирования экономической компетентности руководителя в системе повышения квалификации.

Методологическую основу исследования составили положения о единстве теории и практики личностно ориентированного образованияобщепедагогические подходы к изучению и моделированию образовательного процесса: компетентностный, личностно ориентированный подходы, системный анализ педагогических явлений и синергетические представления о развитии систем образования.

Теоретической основой исследования выступили: на философском уровне — концептуальные положения философии и методологии образования (К.А. Абульханова-Славская, В. В. Краевский, А. А. Орлов, М.Н. Скаткин) — на общенаучном уровне — общепедагогические подходы к изучению и моделированию образовательного процесса: компетентностный (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А.В. Хуторской), личностно ориентированный (К.А. Абульхано-ва-Славская, В. В. Давыдов, И.С. Якиманская) — системный анализ педагогических явлений (С.И. Архангельский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В.Я. Якунин) — синергетический подход к управлению повышением квалификации руководителей образовательных учреждений (Д.Ф. Ильясов) — теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Ксенофонтова, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, К. К. Платонов, В.В. Сериков) — теории личностно ориентированного образования (Э.Ф. Зеер, A.M. Новиков, Е.В. Ткаченко) — основные положения теории взаимодействия в педагогике и психологии (В.А. Маликова, Н. Ф. Радионова, В. Г. Рындак, Г. П. Щедровицкий) — концепция мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова) — концепция рефлексивного образования (О.С. Анисимов, А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, Л. Б. Соколова, Г. П. Щедровицкий) — на конкретно-научном уровне — андрагогическая теория, технология обучения взрослых (С.И. Змеев, М.Т. Громкова) — теория компетентности (Т.Г. Браже, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, А. К. Маркова, Дж. Равен, Ю.Г. Татур) — теория психолого-педагогической диагностики (Т.А. Власова, Т.В. Розанова) — идеи формирования компетентности (А.С. Белкин, Э. Ф. Зеер, Т. Е. Исаева, А. В. Хуторской, В.Д. Шадриков) — исследования в области образования взрослых (А.А. Бодалев, Т. Г. Браже, А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, Р.С. Диму-хаметов, Ю. Н. Кулюткин, В. Г. Онушкин, Э. Р. Саитбаева, Г. С. Сухобская) — экономические проблемы образования (Д.В. Бочков, М. Л. Левицкий, В. Лизин-ский, Н. П. Литвинова, А.С. Марков).

Нормативной базой исследования явились: Законы РФ («Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании»), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", Постановление Правительства «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы», приказы Министерства образования РФ «О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001;2010 годы" — «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность институтов повышения квалификации.

База исследования. Исследовательская работа осуществлялась в институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университетаГайском городском отделе образованияотделе образования администрации Александровского районаШарлыкском районном отделе образованияуправлении образования администрации Светлинского района Оренбургской области. Исследование осуществлялось поэтапно с 2003 по 2008 год. В эксперименте приняли участие 7 преподавателей института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета, 261 руководитель образовательных учреждений г. Оренбурга и Оренбургской области.

На первом этапе (2003;2004 гг.) был осуществлен и теоретически осмыслен выбор темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи, обоснована методологическая основа исследования, выдвинута рабочая гипотезапроведен теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, нормативно-правовой базы по проблемеосуществлялось моделирование формирования экономической компетентности руководителя образовательного учрежденияпроведен констатирующий эксперимент. Основные методы, применяемые на первом этапе: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературыцеленаправленное наблюдениеанализ и синтез эмпирических данныхмоделирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2004;2007 гг.) проводилась опытно-поисковая работа по апробации организационно-дидактической модели формирования экономической компетентности руководителя образовательного учрежденияпроверялись эффективность и достаточность выявленных организационно-педагогических условий, проводились обработка и анализ данных диагностики, теоретическое обобщение результатов исследования. Основными методами работы стали анализ и синтез эмпирических данных, изучение и обобщение педагогического опыта, контент-анализ текстов, опросные методы, наблюдение, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) разрабатывались рекомендации по реализации организационно-дидактической модели формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения, оформлялись результаты исследования в диссертационной работе. Для этого применялись анализ и синтез эмпирических данных, обобщение педагогического опыта, анкетирование, статистические методы.

Научная новизна исследования:

1. Определены структура и содержание понятия экономической компетентности руководителя образовательного учреждения как интегрального качества личности, включающего знаниевый, деятельностный, мотивационный и личностный компоненты, характеризующегося совокупностью специальных компетенций (маркетинговой, предпринимательской, хозяйственно-правовой), которые отражают способность руководителя использовать полученные экономические знания, умения, опыт, известные способы деятельности, создавать экономические смыслы, объекты деятельности в процессе непрерывного личностного совершенствования для обеспечения функционирования образовательного учреждения, регулируемого преобладающими у личности ценностями и мотивами.

2. Обоснован потенциал системы повышения квалификации, заключающийся в возможности формирования экономической компетентности руководителя об и разовательного учреждения: соответствие содержания обучения руководителя целям, задачам и результатам его профессиональной деятельностипостроение образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей руководителяпроектирование образовательной программы с учетом предшествующего опыта руководителямодульность обучения с распределенным контролем и корректировкой индивидуальных программ по результатам контролявариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности руководителяформирование специальных знаний, умений и способностей, качеств, необхо- «димых и достаточных для успешного решения экономических задач.

3. Разработана организационно-дидактическая модель формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации, на основе компетентностного, личностно ориентированного, системного и синергетического подходов, отражающая интеграцию цели, принципов, содержания, форм, методов, этапов, критерии и результат.

4. Определена совокупность организационно-педагогических условий, способствующих успешной реализации организационно-дидактической модели: образовательная потребность руководителя в формировании экономической компетентности на личностном уровнемодульная система реализации андра-гогической образовательной программымониторинг формирования экономической компетентности.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о формировании экономической компетентности руководителя образовательного учреждения за счет выявления сущностных и структурных характеристик понятия экономической компетентности руководителя образовательного учреэюдения', разработки организационно-дидактической модели формировании экономической компетентности руководителя образовательного учреждениявыявления организационно-педагогических условий, что обогащает общую теорию целостного педагогического процесса и вносит вклад в решение актуальных проблем профессиональной практики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны и экспериментально обоснованы автономный обучающий модуль «Бизнес-планирование" — комплекс проблемно-активных методов обучениядиагностические средства оценки уровня сформированности экономической компетентности руководителя образовательного учрежденияотобрано и структурировано методическое обеспечение формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения (схемы, таблицы, тестовые методики, резюме, анкеты), которое может быть использовано преподавателями системы повышения квалификации в педагогической деятельности (в подготовке курсов, создании учебно-методических пособий).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными компонентами и сущностными характеристиками экономической компетентности руководителя образовательного учреждения как интегрального личностного качества выступают: знаниевый (экономические и правовые знания, формирующие основу деятельности) — деятельностный (умения решать экономические задачи, анализировать и проектировать экономические ситуации) — мотивационный (мотивы, индивидуально значимые ценности (ценностные ориентации) индивида, направленность управленческой деятельности) и личностный (интеллектуальные, личностные и волевые качества, характеризующие вектор его деятельности) компоненты.

2. Потенциал системы повышения квалификации для формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения заключается в возможности введения процесса обучения в личностно ориентированный контекст: соответствие содержания обучения руководителя целям, задачам и результатам его профессиональной деятельностипостроение образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей руководителяпроектирование образовательной программы с учетом предшествующего опыта руководителямодульность обучения с распределенным контролем и корректировкой индивидуальных программ по результатам контролявариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности руководителяформирование специальных знаний, умений и способностей, качеств, необходимых и достаточных для успешного решения экономических задач.

3. Организационно-дидактическая модель формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации отражает цель (формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации), принципы (фасилитации, субъектности, психологической комфортности, контекстности, вариативности и рефлексивности), содержание (направлено на реализацию цели), формы, методы (проблемно-активные), этапы (проектирующий, корректирующий, формирующий, рефлексивный), критерии (знаниевый, деятельностный, мотивационный, личностный), уровни сформированное&trade- (недостаточный, базовый, продвинутый, лидерский) и результат (сформированность экономической компетентности руководителя).

4. Успешность реализации организационно-дидактической модели формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации обеспечивают организационно-педагогические условия: образовательная потребность руководителя в формировании экономической компетентности на личностном уровнемодульная система реализации андрагогической образовательной программымониторинг формирования экономической компетентности.

Личное участие автора состоит в разработке и апробации организационно-дидактической модели формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения и обосновании организационно-педагогических условий ее реализации в системе повышения квалификацииорганизации и проведении педагогического эксперимента по исследуемой проблеме и систематизации полученных данных.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, обеспечена целостностью методологических позиций, концептуальной непротиворечивостью, использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования, проведением опытно-поисковой работы в естественных условиях, репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, обработкой результатов исследования методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей в ведущих журналах и научно-педагогических сборникахпреподавательской деятельности, включающей преподавание обучающего модуля «Бизнес-планирование» в системе повышения квалификации работников образованияконсультированиявыступлений на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Екатеринбурге, Костроме, Нижнем Новгороде, Оренбургеобсуждений на заседаниях кафедры управления образованием института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета и кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы и приложения. В диссертации имеются таблицы и рисунки.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. В ходе опытно-поисковой работы апробировалась организационно-дидактическая модель формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации. Ее реализация обеспечивалась изменением цели, содержания и технологий взаимодействия субъектов повышения квалификации.

2. Полученные результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о том, что повышение квалификации может обеспечивать формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения. Выделенные нами гипотетически организационно-педагогические условия являются необходимыми и достаточными для успешной реализации организационно-дидактической модели. Если существует образовательная потребность руководителя в формировании экономической компетентности на личностном уровне, реализуется модульная система андрагогической образовательной программы, проводится мониторинг формирования экономической компетентности, то процесс повышения квалификации является средством формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения.

3. Главной целью в ходе реализации организационно-дидактической модели было не столько обеспечение формирования нового опыта в решении экономических задач, сколько актуализация внутренних потребностей руководителей в повышении их экономической компетентности, стимулирование переосмысления имеющейся системы представлений и опыта, содействие смене негативных установок и включению в проектирование самообразования, формирование устойчивой потребности в дальнейшем саморазвитии.

4. Согласно проведенному исследованию, образовательная услуга должна реализовываться как андрагогическая образовательная программа, что предполагает следующее: цель взаимодействия субъектов повышения квалификации осознается как развитие экономической компетентности руководителяроль обучающего субъекта изменяется от преподавателя к тьюторусоздаются проблемные учебные ситуациииспользуется модульная структуризация содержания повышения квалификации.

5. Анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, образовательной практики убедили в том, что содержание и методики диагностического сопровождения повышения квалификации руководителя должны соответствовать сложной структуре интегрального качества «экономическая компетентность» и специфике взрослого обучающегося, испытывающего дискомфорт при использовании традиционных «оценочных» процедур. Таким пакетом диагностик может быть «ассесмент-центр», предполагающий использование ряда диагностических процедур и наблюдения действий руководителя образовательного учреждения в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность.

6. Апробация модуля «Бизнес-планирование» подтвердила необходимость введения в учебный план повышения квалификации данного учебного модуля, освоение которого целенаправленно сопровождается созданием условий для экономического развития руководителя образовательного учреждения.

Таким образом, проведенный анализ уровня* экономической компетентности руководителя, степени влияния повышения квалификации на способность руководителя решать экономические задачи, учебных планов, содержания УМК ряда учебных дисциплин выявил необходимость качественного изменения всего процесса повышения квалификации. Наблюдалось рассогласование практических задач, стоящих перед руководителем образовательного учреждения, и частных учебных задач, решаемых преподавателем каждой учебной дисциплины. Нашли подтверждение предположения относительно недостаточного уровня подготовленности руководителя образовательного учреждения как в целом к управленческой деятельности, так и к решению собственно экономических задач, о приоритете собственно учебных задач при повышении квалификации. Потенциал образовательных дисциплин реализовывался недостаточно, что проявлялось в низком уровне деятельностного и мотивационного компонентов, рефлексивных умений, ориентации руководителей на решение собственно образовательных задач, их убежденности в том, что образование должно быть в стороне от «рыночной экономики».

Согласно проведенному исследованию, существуют значительные различия в осознании значимости экономических задач, в самооценке готовности к их решению, в потребности развития экономической компетентности в условиях повышения квалификации. Образовательный процесс затруднен в силу сложившихся стереотипов, негативных установок относительно содержания экономических вопросов. Именно поэтому в процессе повышения квалификации мы создавали специальные условия, проблематизирующие цели, содержание и ценности экономического аспекта управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

Каждая стадия личностного новообразования сопровождается обогащением потребностей и представлений руководителя, самоопределения, опыта, развитием различных экономических и личностных умений и качеств, и, соответственно, экономической компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность данного исследования определяется реформированием системы отечественного образования, изменением системы экономических и социальных отношений, содержания профессиональных задач, стоящих перед руководителем образовательного учреждения.

Исследование подтвердило потенциал системы повышения квалификации, заключающийся в возможности формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения, поскольку в настоящее время существует множество субъектов (сами руководители, органы управления образованием, персонал образовательных учреждений), заинтересованных в получении качественного образования, адекватного современному уровню проблем и тенденциям развития экономических отношений в сфере образования.

Выполненное исследование позволило уточнить педагогический смысл категории «экономическая компетентность руководителя образовательного учреждения» как интегрального качества личности, характеризующегося совокупностью специальных компетенций, которые отражают способность руководителя использовать полученные экономические знания, умения, опыт, известные способы деятельности и свидетельствуют о ее способности создавать экономические смыслы, объекты деятельности в процессе непрерывного личностного совершенствования для обеспечения функционирования образовательного учреждения, регулируемого преобладающими у личности ценностями и мотивами. Структура экономической компетентности отражает структуру экономической деятельности (предпринимательский, маркетинговый правовой аспекты) и экономические роли (покупателя и продавца) во взаимосвязи знаниевого, дея-тельностного, мотивационного, и личностного компонентов.

Формирование экономической компетентности руководителя обеспечивается за счет интеграции экономико-правовых знаний при организации образовательного процесса повышения квалификации в логике компетентностного подхода.

Выявлены и в ходе опытно-поисковой работы проверены необходимые организационно-педагогические условия успешной реализации организационно-дидактической модели формирования экономической компетентности руководителя образовательного учреждения: образовательная потребность руководителя в формировании экономической компетентности на личностном уровнемодульная система реализации андрагогической образовательной программымониторинг формирования экономической компетентности.

Включение руководителя в деятельность различного типа (например, мыс-ледеятельностную, коммуникативную и продуктивную) обеспечивает субъективную (уникальную) образовательную практику — индивидуальный, вариативно-личностный результат повышения квалификации, основывающийся на понимании предлагаемой информации (открытии для себя нового в новой или уже имеющейся информации).

Предлагаемая нами организационно-дидактическая модель основана на синергетическом взаимодействии всех участников повышения квалификации, инициирующем субъектность, ответственность, самоценность, самоопределение руководителя, осознание им значимости его профессиональной и личностной роли в эффективном функционировании образовательного учреждения.

Опытно-поисковая работа подтвердила, что формирование экономической компетентности будет более эффективным, если предлагаемые образовательные программы будут соответствовать реальным запросам образовательной практики, для чего в актуальном поле профессиональной деятельности руководителя будут выявлены профессиональные проблемы. Структуризация учебного материала должна осуществляться в соответствии с научно-предметным принципом и на проблемно ориентированных основаниях. Формирование положительной мотивации, готовности руководителя обеспечит сознательность включения личности в процесс формирования экономической компетентности и ее позитивное изменение.

Данные изменения уровня экономической компетентности руководителя свидетельствуют о позитивном влиянии модели повышения квалификации. В то же время следует констатировать сложность и неоднозначность как самого процесса повышения квалификации, так и его результатов, прежде всего, в силу стереотипов системы представлений, боязни руководителей решать экономические задачи, неоднозначности правового обеспечения экономической деятельности образовательных учреждений.

Мы осознаем, что формирование компетентности руководителя образовательного учреждения (как личностно-осмысленного опыта успешного осуществления учебно-познавательной деятельности) не заканчивается вдруг, по окончании курса (программы) повышения квалификации, так как в его деятельности складываются новые ситуации, возникают новые проблемы, требующие иных решений. Поэтому формальные компоненты экономической компетентности руководителя останутся такими же, однако содержание, степень взаимосвязи, иерархия будут другими.

Диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективными нам представляются исследования влияния особенностей руководителя, когнитивного стиля, опыта на эффективность повышения его квалификации, обоснование взаимосвязи курсовой подготовки в специальных образовательных учреждениях повышения квалификации и методической работы, обоснование другой совокупности показателей экономической компетентности и другой совокупности педагогических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В. А. Адольф. — Красноярск: КГУ, 1998. — 310 с.
  2. Актуальные проблемы экономики образования (по материалам зарубежной прессы) // Экономика образования. 2002. — № 6. — С. 45−85.
  3. , Ю.С. Источники и механизмы финансирования образования за рубежом / Ю. С. Алферов // Педагогика. 2000. — № 8. — С. 85−94.
  4. , А. Знания или" компетенции / А. Андреев // Высшее образование сегодня. 2005. — № 2. — С. 3−11. j.
  5. , О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. — 352 с. <
  6. , С. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК / С. Архангельский. М.: Педагогика, 1990. — 72 с.
  7. , О.Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества / О. Н. Астафьева, О. А. Захарова // СОЦИС. 2000. — № 6. — С. 21−29.
  8. Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента / под ред. Т. Г. Браже. Спб.: ИОВ РАО, 1994. — 132 с.
  9. , А.Н. Болонский процесс в Германии / А. Н. Афанасьев // Высшее образование сегодня. — 2003. № 5. — С. 3−11.
  10. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.-368 с.
  11. , В. Проектирование педагогических технологий / В. Г. Афанасьев //Высшее образование сегодня. -2001. -№ 4. С. 147−150.
  12. , А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов / А. С. Бажин // Высшее образование сегодня. — 2007. № 9. — С. 37−39.
  13. , В. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование сегодня.-2004.-№ 11.-С. 4−13.
  14. , Г. А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования в России / Г. А. Балыхин // Экономика образования. 2004.-№ 3.-С. 7−21.
  15. , Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: монография / Н. А. Банько. Волгоград: ВолгГТУ. — 2004. — 76 с.
  16. , P.M. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу / P.M. Баскаев // Инновации в образовании. — 2007. -№ 1.-С. 10−15.
  17. , С .Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. — М.: Транссервис, 1997. 258 с.
  18. , Е.А. Комплексная оценка поведения потребителя на рынке образовательных услуг / Е. А. Безгласая // Экономика образования. 2005. -№ 4.-С. 88−96.
  19. , B.C. Словарь нового педагогического мышления / B.C. Безрукова. Екатеринбург, 1996. — 94 с.
  20. , А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. Челябинск, 2004. — 164 с.
  21. , Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб. для студ. обр. учрежд. сред, профес. обр., обучающихся поспец. педагогического профиля / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. М.: Академия, 2005. — 128 с.
  22. , А.Г. Введение в гуманитарную методологию /А.Г. Бермус. — Ростов-на-Дону: Рост! НУ. —336 с.
  23. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1995. 72 с.
  24. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  25. , С.А. Игра как способ интерактивного обучения: учеб. пособие / С. А. Бизяева // Высшее образование сегодня. 2007. — № 9. — С. 64.
  26. , В.И. Педагогическая технология / В. И. Боголюбов. — Пятигорск: ПГЛУ, 1997. 245 с.
  27. , Л.И. Проблемы формирования личности / Избран, психол. труды / под ред. Д. И. Фельдпггейн. — Ml: Междунар. пед. академия, 1995. 209 с.
  28. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10- - С. 3−10.
  29. , И.В. Формирование профессиональной компетентности специалистов в условиях высшего профессионального образования,/ И. В. Бондаренко, И. В. Комадорова // Вестник ГУУ. 2008. — № 1(7). — С. 35−38.
  30. , В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект / В. И. Бондарь. Киев: Рад. шк., 1987. — 160 с.
  31. , И. Экономика школы в странах мира / И. Бочарникова // Народное образование. 2004. — № 10. — С. 60−66.
  32. , Д.В. Финансовая стратегия в системе общего образования / Д. В. Бочков // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. Т. 2. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГПУ, 2006. — С. 40−46.
  33. , Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Р. Бояцис / пер. с англ. М.: ГИППО, 2008.
  34. , Т.Г. Гуманитарная культура взрослых / Т. Г. Браже. СПб., 2006.-164 с.
  35. Бур дон, Ж. Расходы семей на образование: тратить мало, чтобы получить много / Ж. Бурдон // Экономика образования. — 2007. — № 4. — С. 57−64.
  36. Введение нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Адамского. — М.: Эврика, 2006. 48 с.
  37. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  38. Введенский, Bi Учебная программа повышения квалификации /
  39. B. Введенский // Высшее образование в России. — 2005. № 2. — С. 151−152.
  40. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  41. , А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография,/ А. А. Вербицкий. — М-: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 160 с.
  42. , А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  43. , С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы /
  44. C.Г. Вершловский. СПб.: ИВЭСЭП, 2002. — 167 с.
  45. , С.Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 3−8.
  46. , B.C. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / B.C. Веснин. М.: Юрист, 1998. — 496 с.
  47. , А.Б. Искривленная экономика образования' России / А. Б. Вифлеемский // Экономика образования. 2005. — № 1. — С. 12−29.
  48. Вифлеемский- А. Б. Как составить смету школы / А. Б. Вифлеемский // Директор школы. 2003. -№ 1. — С. 76−87.
  49. , А.Б. Нормативное финансирование:образования: намерения и реальные результаты / А. Б- Вифлеемский// Народное образование. -2002. — № 6. — G. 27−36.
  50. Вифлеемский-, А. Б. Совершенствование социально-экономического механизма образовательных учреждений-в условиях рыночных преобразований: монография / А. Б. Вифлеемский. Н. Новгород, 2001. — 207 с.
  51. Вифлеемский- А. Б. Экономические отношениям образовательного комплекса России: механизм перестройки и пути эффективного функционирования: монография / А. Б- Вифлеемский! — М., 2003. — 501 с.
  52. Волкова- О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ/ О. Волкова // Высшее образование сегодня-, — 2005. — № 4. -С. 7−16. V
  53. , С.Г. Продуктивные деловые игры эффективная ветвь деловой игры во внутришкольном управлении: — учеб. пособ. для слушателей-системы дополнительного педагогического профессионального образования / С. Г. Воровщиков. — Хабаровск, 2004. — 72 с.
  54. , М. Формирование стратегии антикризисного управления / М. Воропаев // Директор школы. 2008. — № 7. — С. 45−49.
  55. , Л.С. Избранные психологические: исследования / Л-С. Выготский: —Mi: Изд-воАЛН РСФСР, 1956- С. 438−452.
  56. , Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л.С. Выготский- — М.: Педагогика, 1984. Т. 4. — 432 с.
  57. , Е. Коррупция в российской^ системе образования. Во что обходится семье образование ребенка / Е. Галицкий, М. Левин // Народное образование. 2004. — № 10. — С. 45−52.
  58. , Е.А. Маркетинг дополнительного образования / Е.А. Ганае-ва. М.: Изд-во МГОУ, 2005. — 118 с.
  59. , Е.А. Маркетинговая компетентность руководителя образовательного учреждения: опыт повышения квалификации / Е. А. Ганаева // Компетенции в образовании: опыт проектировании: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. — С. 300−305.
  60. , Е.А. Маркетинговая служба образовательного учреждения / Е. А. Ганаева // Школьные технологии. 2005. — № 3. — С. 212−219.
  61. , Е.А. Повышение квалификации руководителей: маркетинго-во-технологический подход / Е. А. Ганаева // Высшее образование в России. — 2005. -№ 12.-С. 16−21.
  62. , Е.А. Теоретико-методологические основы гуманитаризации, > маркетинговой деятельности образовательного учреждения: 'монография / Е. А. Ганаева. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. — 320 с.
  63. , Л.А. Новые механизмы бюджетного финансирования образовательных услуг/ Л. А. Гаджиева // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2008. № 11. — С. 9−14.
  64. , Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 432 с.
  65. Глобализация образования: концепции и системы кредитов / под ред. проф. Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС, 2005. — 487 с.
  66. , Ж. Что такое психология: в 2 т.: пер. с франц. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1992. — Т. 2. — 376 с.
  67. , С.Ж. Использование активных учебных технологий в самостоятельной работе студентов / С. Ж. Гончарова, С. Ж. Кротенко // Вестник ГУУ. 2008. — № 1(7). — С. 20−22.
  68. , И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: монография / И-.В. Гришина. Спб.: ГУПМ, 2002. — 232 с.
  69. Громкова- М. Т. Педагогика образования взрослых / М. Т. Громкова. — М.: ИнтелТех, 1995.-176 с.
  70. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  71. Гуничева, E. JL, Комадорова И. В. Студенческий акив как база для становления лидерского потенциала / E.JI. Гуничева, И. В. Комадорова // Вестник ГУУ. 2008. — № 1(7). — С. 30−34.
  72. , Е.А. Анализ* рынка образовательных услуг в современной России / Е. А Давыдова // Экономика образования. 2004. — № 5. — С. 33−51.
  73. Двухступенчатая система подготовки специалистов в области техники и технологии: методические материалы / рук. проекта Шадриков В. Д. -СПб.: Изд-во СПб гос. электротехнического ун-та «ЛЭТИ», 2004. 140 с.
  74. Демин, В: А. Профессиональная-компетентность специалиста: понятие и<�виды / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. — 2004. — № 4. -С. 35−41.
  75. , А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Луч, 1993. — 49 с.
  76. , Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов: монография / Р. С. Димухаметов. Челябинск: АТОКСО, 2005.-223 с.
  77. , Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения / Ю. Ю. Екатеринославский. М.: Экономика, 1988. — 192 с.
  78. , С.В. Метод деловых игр: обзор / С. В: Емельянов, В. Н. Бурков, А. Г. Ивановский и др. М.: Наука, 1976: — 48 с.
  79. , Д. Откуда и куда ведет компетентностный подход? / Д. Ермаков // Народное образование. 2008. — № 7. — С. 181−187.
  80. , Е. Руководитель школы в целостной-системе управления / Е. Жаркова // Народное образование. 2008. — № 8. — С. 73−79.
  81. , М.Б. Человеческий потенциал и его роль на современном этапе развития экономики / М. Б. Жернакова, Е. В. Пруданова // Вестник ГУУ. —2008. -№ 1(7). С. 87−92.
  82. , А.И. Модель управления подготовкой руководящих кадров-системы образования в регионе / А. И. Жилина. СПб.: ИОВ РАО- 1999. — Кн. 1. — 200 с.
  83. , И.Ю. Экономика образования в России: новые задачи и проблемы / И. Ю: Жилина // Экономика образования. 2007. — № 3. — С. 67−88.
  84. , А.С. Образование как ресурс сокращения бедности и барьеры в доступе к нему / А. С. Заборовская, С. В. Шишкин // Экономика образования. 2006: — № 4. — С. 45−62.
  85. , В.К. Реформирование школы в духе компетентностного подхода: опыт Германии / В. К. Загвоздкин // Народное образование. 2008. -№ 9.-С. 68−74.
  86. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. профессионального педагогического ун-та, 1998. — 54 с.
  87. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005.-212 с.
  88. , И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов- к проблеме образования (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 20−26.
  89. , И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11.-С. 14−20.
  90. , С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И: Змеев. — М.: Per se. 2003. — 160 с.
  91. , С.И. Технология, обучения? взрослых / С. И. Змеев.-— Mi: Академия, 2002! — 128 с.
  92. , Н.К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей: монография / Н. К. Зотова. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997. — 96 с.
  93. , Н.К. Педагогическое проектирование образовательных систем в постдипломном образовании: монография / Н. К. Зотова. М.: Спутник, 2005. — 320 с.
  94. Зотова- Н. К. Сущность педагогического проектирования / Н. К. Зотова // Вестник ОГУ. 2005. — № 2. — С. 127−134.
  95. , Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов // Управление современной школой. Завуч: на-уч.-практ. журнал для администрации школы. 2008. № 1. — С. 4−24.
  96. , Н. Образование взрослого человека в современном мире / Н. Игнатова // Alma Mater: Вестник высшей школы. — 2005. — № 9. С. 62−66.
  97. Игры для интенсивного обучения / под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Прометей, 1991.-219 с.
  98. , Д.Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений: объективные и субъективные факторы в управлении / Д.Ф. Ильясов- под ред. проф. Г. Н. Серикова. М.: ВЛАДОС, 2005. — 304 с.
  99. , Д.Ф. Регулируемое эволюционирование в управлении образованием / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков // Образование и наука. 2001. — № 3. — С. 40−52.
  100. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  101. , Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева // Педагогика. 2006. — № 9. — С. 55−60.
  102. Итальянская система образования нуждается в реформе (обзор) // Экономика образования. 2004. — № 2. — С. 77−80.
  103. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Экономика образования. 2006. — № 6. — С. 113−121.
  104. , И.В. Модели финансирования образования / И. В. Ишина // Экономика образования. 2003. — № 4. — С. 7−23.
  105. , М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Изд-во СПб. Философ, общества, 1997. — 204 с.
  106. , Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб.: Петербург-XXI век- Пресс-Аташе, 1997.- 160 с. I
  107. , О.М. Культура речевого общения: Теория и практика общения: учебн. пособие / О. М. Казарцева. М.: Флинта, 2003. — 496 с.
  108. , А.Т. Коммуникационная компетентность личности как цель социализирующего воздействия образовательного процесса / А. Т. Каюмов // Инновации в образовании. — 2007. № 5. — С. 93−98.
  109. , А.С. Формирование информационного компонента профессиональной компетенции социального менеджера /А.С. Каменев // Образование и наука. 2006. — № 6. — С. 63−70.
  110. , Т.Г. Компетентностный подход к подготовке инженеров / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. И. Косолапов // Современные наукоемкие технологии. 2007. — № 10. — С. 17−24.
  111. , В.А. Мониторинг качества образования / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  112. , Г. Тренинг принятия решений / Г. Келли, Р. Армстронг. — СПб.: Питер, 2001. 224 с.
  113. Ключевые компетенции для Европы. Совет Европы: симпозиум. Док. DECS / SC / Sec (96) 43. Берн, 1996. — 44 с.
  114. , Н. Мониторинг экономики общего образования — основа для управленческих решений / Н. Ковалева, В. Кузнецова // Народное образование. 2004. — № 10. — С. 71 -79.
  115. , Н.В. Мониторинг экономики образования: новые результаты / Н. В. Ковалева // Экономика образования. — 2007. — № 3. С. 33−66.
  116. , О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия / О. А. Козырева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 48−51.
  117. Компетенции в образовании: опыт проектировании: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. — 327 с.
  118. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. — М.: Педагогический поиск, 2000. — 224 с.
  119. Концепция модернизации российского образования на период до 2010-года. Распоряжение-Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001. // Бюл. М-ва образования Российской Федерации. 2002. — № 2.
  120. , Л.И. Учебный процесс в системе повышения квалификации кадров в Германии как процесс приобретения компетенций: зарубежный опыт / Л. И. Корнеева // Вестник, ОГУ. 2005. — № 4. — С. 137−140. — (Прилож. «Гуманитарные науки».)
  121. Королев, М. Ф: качество компетенций выпускника: факторы и механизмы обеспечения / М. Ф. Королев // Вестник ГУУ. 2009. — № 7. — С. 33−37.
  122. , В.В. Повышение квалификации педагогических работников / В. В. Краевский // Советская педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 55−58.
  123. , В.В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 95 с.
  124. , О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования / О. Г. Красношлыкова // Педагогика.- 2006. — № 1.-С. 60−66.
  125. , В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования : авто-реф. дис. д-ра пед.наук. СПб., 1993. — 36 с.
  126. , В.Ю. Финансовая самостоятельность в сфере образования: Первые шаги. Пособие для руководителей образовательных учреждений / В. Ю. Кричевский. М.: Просвещение, 2007. — 176 с.
  127. , Ю. Сколько зарабатывает, может и должно зарабатывать российское образование / Ю. Крупнов // Народное образование. 2002. — № 10.- С. 49−60.
  128. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / I-I.B. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1982. ^ 138 с.
  129. , Н.В. Понятие- «педагогическая система» и критерии ее: оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980.-С. 34−41.
  130. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя. /1
  131. I B. Кузьмина. -М.: АПН., 1990. 149 с.
  132. , Л. Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. — Л.: ЛГУ, 1986. — 187 с.
  133. ,. А.И. Эволюция принципов образования взрослых в-контексте смены образовательных парадигм вузов / А. И. Кукуев // Инновации в образовании- -2008. —№ 2. С. 17−33: ii-.
  134. ,. Ю.Н. Проблемы: функциональной грамотности? взрослых: сб. научн. трудов РАО ИОВ / ред. ВТ. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин. СПб.: ИОВ РАО, 1993.-98 с.
  135. , Л.М. Проблемы финансовой поддержки повышения квалификации преподавателей российских вузов / Л. М. Куприянова // Экономика образования. 2003. — № 2. — С. 31−40.
  136. А.В. Особенности региональной конкурентоспособности // Вестник ГУУ. Сер. Развитие образования в области менеджмента 2008. — 1(7). -С. 71−74.
  137. , А.В. Маркетинг в деятельности директора школы / А. В. Курбатова // Народное образование. 2000. — № Г. — С. 53−59.
  138. , B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. М.: Педагогическое общество России, 2002.—160 с.149: Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е., Лебедев // Школьные технологии. 2004. -№ 5. — С. 3−12.
  139. , М.Л. Состояние и перспективы подготовки финансово-экономических работников для образовательных учреждений / М. Л. Левицкий // Экономика образования. — 2001. № 5. — С. 25−31.
  140. , М.Л. Внутренний аудит финансово-экономической деятельности школы / М. Л- Левицкий, Т. Н. Шевченко // Народное образование. -2004.-№ Ю.-С. 132−140.
  141. , М.Л. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко. — М.: Изд-во Московского авиационного ин-та- ВЛАДОС, 2003. 416 с.
  142. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -Изд. 2-е. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  143. , А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1971. 140 с.
  144. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер: -М: Педагогика, 1981. 183 с.
  145. , А.Ю. Проблемы проектирования1 образования в> контексте компетентностного-подходам/ А. Ю. Либеров, А. В: Белов, Е. Ю. Домашевская // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред.
  146. A.В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. — С. 78−82.
  147. , В. «Малые» проблемы образования. Заметки об экономике и не только о ней / В. Лизинский // Народное образование. 2004: — № 10. — С. 125−131.
  148. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие. Екатеринбург, 1999. — 244 с.
  149. , В.Д. Условия реализации блочно-модульного обучения /
  150. B.Д. Лобашев // Качество. Инновации. Образование. 2006. — № 5: — С. 9−19.
  151. , И. Школа и централизованная бухгалтерия / И. Лощиц-кий 11 Народное образование. 2004. — № 10.' - С. 117−122.
  152. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56−61.
  153. , Л.И. Компетентностная модель повышения квалификация директора школы / Л. И. Луценко // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 61−68.
  154. , Л. Образование и экономика / Л. Любимов // Народное образование. 2008. — № Ю. — С. 39−44.
  155. , Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге / Г. И. Марасанов. — 2-е изд. испр. и доп. Киров, 1995.-152 с.
  156. , А.С. Экономические и социально-политические проблемы образования / А. С. Марков // Экономика образования. 2004. — № 1. — С. 33−34.
  157. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знания, 1996. — 176 с.
  158. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  159. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие* / под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 203 с.
  160. , В.А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. 2006. — № 3. — С. 57−61.
  161. , A.M. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых / A.M. Митина // Педагогика. — 2003. № 5. — С. 79−84.
  162. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании: монография / под общ. ред. А. А. Скамницкого. М.: Народное образование, 2006. — 164 с.
  163. Л.В. Структура качества повышения квалификации работников образования / Л. В. Мозгарев // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 48−53.
  164. , С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / С. Г. Молчанов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 1998. -255 с.
  165. , В.В. Деятельность института повышения квалификации в условиях инноваций / В. В. Мотин // Инновации в образовании. — 2007. № 4.1.С. 13−22.
  166. , В.В. Система повышения квалификации в свете реализации требований болонской конвенции /В.В. Мотин // Инновации в образовании. -2008.-№ 2.-С. 4−16.
  167. , О.И. Формирование экономических знаний студентов педагогических специальностей на основе информационных технологий / О. И. Немиров // Экономика образования. 2007. -№ 1.-С. 111−119.
  168. , Э.М. Модернизация системы повышения квалификации/ Э. М. Никитин // Народное образование. 2008. — № 4. — С. 42−49.
  169. , Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования / Э. М. Никитин. М.: АПКиПРО, 1999. — 302 с.
  170. , Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования / Э. М. Никитин // Школа. -1998. -№ 3.- С. 2−8.
  171. Новая модель образования. / Ж. Ермолаева // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 12. — С. 45−48.
  172. , Дж. У. Деловые игры и современный бизнес: пер. с англ. / Дж. У. Ньюстром, Э.Е. Сканнел- ред. Э. С. Минаев. -М.: БИНОМ, 1997. 144 с.
  173. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография / науч. шк. В.Г. Рындак- под общ. ред. В.Г. Рындак- Уральское отделение РАО. Екатеринбург — Оренбург: Орлит-А, 2002. — 352 с.
  174. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1998. — 162 с.
  175. Об образовании. Закон РФ от 1992 г. 2-е изд. -М.: Ось-98,2001.-48 с.
  176. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Закон РФ от 22 августа 96 г. № 125-ФЗ.
  177. , Е.И. Компетентность образования: социальный аспект / Е. И. Огарев. СПб.: Изд. РАО ИОВ, 1995. — 170 с.
  178. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001. № 1756-р.
  179. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000. № 751.
  180. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Директор школы. 2005. — № 2. — С. 89−99.
  181. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001−2010 годы. Приказ Министерства образования РФ от 24 апреля 2001 г. № 1818.
  182. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для' государственных и муниципальных нужд. Федеральный Закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
  183. Орлов- В. Реструктуризация-сети сельских школ: экономический-и педагогический аспекты / В. Орлов // Народное образование. — 2004. № 10. — С. 90−101.
  184. , Ф. Состояние исследований, в экономике образования. Общий обзор и ситуация во Франции / Ф. Оривель // Экономика образования. -1999.-№ 4.-С. 12−18.
  185. О системе повышения квалификации работников образования: Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 февраля 2006 г. № АФ-23/03.
  186. О Федеральной целевой программе развития образования на 20 062 010 годы: Постановление Правительства РФ от 23.12.2005. № 803.
  187. , А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: метод, пособие / А. Ю. Панасюк. — М.: Высш. шк., 1991.-79 с.
  188. , Т.А. Многоканальное финансирование и самостоятельное хозяйствование ОУ / Т. А. Панкова // Педагогический журнал. — 2002. — № 2. — С. 21−22.
  189. , А. Развитие профессионализма управленческих кадров в регионе / А. Петренко // Народное образование. 2008. — № 2. — С. 151−155.
  190. , А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / А. Петров // Alma mater. — 2004. — № 10. С. 6−10.
  191. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов: Приказ Министерства образования России от 06.09.2002. № 2571.
  192. , Т.Е. Деловая игра «Этот увлекательный мир экономики» / Т. Е. Попова // Профессиональное образование. 2004. — № 1. — С. 6−9.
  193. , М. Педагогическая «стерилизация» директоров школ, или Менеджмент в образовании по-российски / М. Поташник // Народное образование. 2008. — № 6. — С. 89−96.
  194. Профессиональное развитие: пути модернизации постдипломного образования педагога: сб. метод, материалов / под ред. И. Ю. Алексашиной. М.:
  195. Российская политическая энциклопедия (РОССНЭП), 2003. 208 с.
  196. Психология и педагогика: учеб. пособ. / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  197. , В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вуза / В. П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2002. — 285 с.
  198. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  199. , Т.Н. Актуальные проблемы управления финансовыми потоками в российском образовании / Т. Н. Роденкова // Экономика образования. -2003.-№ 3.-С. 7−26.
  200. , В.М. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / В. М. Розин // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 30−33.
  201. Российское образование в контексте международных показателей: сопоставительный доклад / Министерство образования Российской Федерации- Центр мониторинга и статистики образования. — М.: ГНИИ ИТТ «Информика», 2002.
  202. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  203. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. Теория взаимодействия: монография / В. Г. Рындак. М.: Пед. вестник, 1997. — 224 с.
  204. , В.Г. Формирование маркетинговой подготовленности руководителей образовательных учреждений / В. Г. Рындак, Е. А. Ганаева // Образование и наука. 2005. — № 3. — С. 90−103.
  205. , Д. Концепция непрерывного педагогического образования: Великобритания, вторая половина XX в. / Д. Сабирова // Высшее образование в России. 2007. — № 5. — С. 119−124.
  206. , О.В. Формирование экономики знаний и задачи образования / О. В. Сагинова // Экономика образования. 2007. — № 1. — С. 5−13.
  207. , Дж. Инновации в распределении общественных фондов / Дж. Салмин, А. Хауптман // Экономика образования. 2006. — № 4. — С. 127−130.
  208. , В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг в рыночной экономике / В. А. Самойлов // Экономика образования. -2005. -№ 1.-С. 5−11.
  209. B.C. Повышение квалификации организаторов народного образования // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 21−24.
  210. , Г. В. Перераспределение финансовой ответственности в сфере образования России / Г. В. Семеко // Экономика образования. — 2003. № 6. — С. 19−32.
  211. , И.Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий // Мир психологии. -1999.-№ 2.-С. 32−41.
  212. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  213. Система повышения квалификации работников образования: (80 лет со дня основания). М.: Про-Пресс, 2006. — 70 с.
  214. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1996.-216 с.
  215. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. 95 с.
  216. , В. Восемь компетенций SHL / В. Скирманов // Кадровый менеджмент. — 2006. — № 1. — С. 8−13.
  217. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, В. И. Чижакова. — М.: Академия, 2003. 192 с.
  218. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  219. , В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 4. — С. 4−9.
  220. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. -М.: Академия, 1993. 87 с.
  221. , В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, H.A. Исаева // Вопросы психологии. -1996.-№ 4.-С. 72−80.
  222. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков- под общ.ред. П. И. Пидкасистого. м.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  223. , В.П. Компетентностная модель выпускника / В. П. Соловьев // Высшее образование сегодня. 2007. — № 9. — С. 76−80.
  224. Способы представления теоретических знаний в курсе педагогики для будущих учителей (круглый стол) // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 3−17.
  225. , Г. Трудности в управленческой деятельности директора школы и способы помощи ему. / Г. Старцев, С. Нелюбов // Народное образование. 2008. — № 6. — С. 79−88.
  226. Н.Д. Концептуальные и методологические основы профессиональной подготовки будущих менеджеров в области бизнес-планирования. / Н. Д. Стрекалова // Вестник ГУУ. Сер. Развитие образования в области менеджмента. — 2008. № 1(7). — С. 39−46.
  227. , Г. С. Андрагогический подход в организации постдипломного образования педагогов / Г. С. Сухобская, А. В. Николаева. Якутск, 2003. — 74 с.
  228. , С.С. Урок как педагогический/ феномен / С .С. Татар-ченкова. -М.: Каро, 2007. 144 с.
  229. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
  230. Типовое положение об* образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФот 26.06.1995. № 610.
  231. Тихомиров- Ю.А. Теория' компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М.: Юринформцентр, 2005. С. 137−138.
  232. , Е.П. Дидактические основы обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: науч. доклад на соискание уч. степ, доктора пед. наук / Е. П. Тонконогая. СПб., 1992. — 142 с.
  233. , Т.П. Формирование профессиональной-компетентности у будущих психологов Bt условиях дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Тычинкина. Йошкар-Ола, 2007. — 27 с.
  234. , М.В. Социология и психология управления / М.В. Удаль-цова, JI.K. Аверченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 320 с.
  235. , А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. 2007. — № 10. — С. 75−108:
  236. Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения / сост. Н. И. Пономарева, JI.M. Сыромятникова. Волгоград: Учитель, 2005.-119 с.
  237. , В. Формируем позитивный имидж школы / В. Фролов // Директор школы 2008. — № 6. — С. 19−22.
  238. , Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 13−17.
  239. , Э.Р. Развитие ключевых компетенций студентов в про-ектно-творческой деятельности / Э. Р. Хайруллина // Педагогика. — 2007. — № 9. -С. 72−75.
  240. , П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981 гг.) / П. В. Худоминский. — М.: Педагогика, 1986. 184 с.
  241. , JI.H. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования / JI.H. Хуторская, А. В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектировании: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ИНЭК, 2007. С. 297—300.
  242. , А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm.
  243. , А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003.-№ 2.-С. 58−64.
  244. , А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. — 12 декабря. — http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
  245. , А.В. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования / А. В. Хуторской, JI.H. Хуторская // Теория и практика последипломного образования: сб. науч. статей / под ред. проф. А. И. Жука. — Гродно: ГрГУ, 2003. С. 256−260.
  246. , Г. О коммуникативной компетентности /Г.О. Чанышева // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 148−151.
  247. , Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Чегодаев. СПб., 1997.-40 с.
  248. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 84 с.
  249. , O.K. Образование как составляющая развития человеческого потенциала / O.K. Чепыжова // Экономика образования. 1999. — № 2. — С. 22−42.
  250. , А. Финансирование образования на Ставрополье: новые подходы, правовая база / А. Шабалдас // Народное образование. 2004. — № 10. -С. 35−38.
  251. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособ. / В. Д. Шадриков. 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Логос, 1996. — 320 с.
  252. , В.Д. Философия образования и образовательные политики / В. Д. Щадриков. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 181 с.
  253. , Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1980.-208 с.
  254. , Т. Повышение профессиональной квалификации: маркетинговый подход / Т. Шахматова // Народное образование. 2006. — № 10. -С. 131−134.
  255. , И.Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: Ч. 2. Практическая реализация / И. Г. Шендрик // Образование и наука. 2005. — № 1. — С. 80−89.
  256. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг образования. 1999. — № 2. — С. 15−20.
  257. , Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева. М.: Народное образование, 2003. — 336 с.
  258. , В. Стратегическаяпрограмма развития образовательного учреждения / В. Шкатулла // Народное образование. 2008. — № 4. — С. 32−34.
  259. , Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. — М.: Знание, 1964. — 48 с.
  260. , В.П. Образование как некоммерческая отрасль экономики / В. П. Щетинин // Экономика образования. — 1999. — № 3. С. 4−6.
  261. , В.П. Рынок образовательных услуг в современной России/ В. П. Щетинин // Экономика образования. 1999. -№ 2. — С. 53−60.
  262. , В.П. Экономика образования / В. П. Щетинин, Н.А. Хромен-ков, Б. С. Рябушкин. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 306 с.
  263. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 2001. — 144 с.
  264. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2006. 175 с.
  265. Экономика образования в зеркале статистики // Экономика образования. 2005. — № 5. — С. 45−74.
  266. , Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов. / http://www.eidos.ru /journal /2007 /0115−2.htm.
  267. Barrett, G.V. A reconsideration' of testing for competence rather than for intelligence / G.V. Barrett, R.L. Depinet // American Psychologist. 2001. — № 46. -P. 1012−1024.
  268. Boyatzis, R.E. The competent manager: a model for effective performance / R.E. Boyatzis. New York: Wiley, 1992. — 78 p.
  269. Derous, E. De C-story: verhelderende verhalen. actuele stromingen en rode draden binnen de competentieliteratuur The C-story: clarifying stories. actual approaches and threads in competence literature. // http://users.skynet.be/vocap.
  270. Eraut, M. Developing professional knowledge and competence / M. Eraut. London: Falmer Press, 2004. — 68 p.
  271. Fletcher, S. Analysing competence: tools and techniques for analysing jobs, roles and functions / S. Fletcher. London: Kogan Page, 2007. — 56 p.
  272. IEEE Learning Technology Standards Committee. IEEE P1484.20 Competency Definitions Study Group // http://ltsc.ieee.org/wg20/index.html.
  273. McClelland, D.C. Identifying competencies with behavioral-event interviews. / D.C. McClelland // Psychological Science. 1998. — № 9. — P. 331−339.
  274. Mirabile, R.J. Everything you wanted to know about competency modeling / R.J. Mirabile // Training and development. 1998. — August. — P. 73−77.
  275. Parry, S.B. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study /S.B. Parry // Training. 2001. — № 33. — P. 48−56.
  276. Spencer, L.M. Competence at work: models for superior performance / L.M. Spencer, S.M. Spencer. New York: John Wiley, 1993. — 126 p.
Заполнить форму текущей работой