Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ориентирование по выбору

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При планировании дистанции соревнований по выбору можно предложить несколько вариантов. Один из них — когда стоимость КП определяется трудностью его отыскания. Чем дальше КП удален от старта, чем сложнее его найти, выше он оценивается. В этом случае старт и финиш рекомендуется размещать в центре района, чтобы было больше вариантов движения. Однако при такой системе на соревнованиях школьников… Читать ещё >

Ориентирование по выбору (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ориентирование по выбору — наиболее приемлемый вид ориентирования на туристских соревнованиях, где стартует большое количество участников с разным уровнем подготовки.

В отличие от соревнований в заданном направлении ориентирование по выбору дает большую свободу действий участнику. Ведь дистанция соревнований в заданном направлении, где участник пока не найдет первый КП, не может следовать дальше, а также маркированная трасса ставятся начальником дистанции в расчете на определенную степень подготовки, которой не имеют многие участники туристских слетов. Поэтому эти дистанции или непосильны новичкам (не служат целям обучения), или слишком просты для ребят-разрядников. В отличие от заданного направления, в ориентировании по выбору уже не начальник дистанции, а сам участник планирует себе дистанцию по своим силам. Очень большой эффект имеет штраф за превышение контрольного времени, который не позволяет участнику опаздывать на финиш, а неподготовленного участника удерживает в районе старта-финиша. Вследствие этого в соревнованиях по выбору очень редко приходится разыскивать заблудившихся участников, как это часто бывает в соревнованиях в заданном направлении. Привлекает еще и то, что соревнования по выбору обычно занимают мало времени, в них облегчен подсчет результатов.

В правилах соревнований по спортивному ориентированию определяется несколько видов соревнований по выбору. Один из них — когда участник из большого количества контрольных пунктов, установленных на местности, должен посетить определенное количество, например пять, и его результат определяется по затраченному на это времени.

В практике туристских соревнований школьников имеется еще несколько разновидностей соревнований по выбору, которые стали традиционными и полностью себя оправдали. Они заключаются в следующем. Каждый участник получает карту, на которой нанесены контрольные пункты, имеющие оценку в очках. Участник должен набрать как можно больше очков, но при этом не превысить контрольное время. За превышение времени из результата участника вычитаются штрафные очки — определенное количество за каждую просроченную минуту. Побеждает участник, имеющий наибольшее количество очков.

При планировании дистанции соревнований по выбору можно предложить несколько вариантов. Один из них — когда стоимость КП определяется трудностью его отыскания. Чем дальше КП удален от старта, чем сложнее его найти, выше он оценивается. В этом случае старт и финиш рекомендуется размещать в центре района, чтобы было больше вариантов движения. Однако при такой системе на соревнованиях школьников очень часто получается, что неподготовленный участник предпочитает взять один КП стоимостью 3 очка, стоящий на краю карты, а не 2−3 КП по 1 очку в районе старта, и в итоге пополняет ряды заблудившихся участников.

Поэтому при проведении соревнований школьников мы рекомендуем систему, которая за много лет хорошо себя зарекомендовала. Все контрольные пункты имеют одинаковую оценку — по одному (два, три) очка, а результат участника определяется количеством взятых КП. При этом старт и финиш разносятся между собой на расстояние, не превышающее одного километра, и по пути со старта на карте должна быть видна группа КП, которая является направляющей на финиш. Слабо подготовленный участник сразу же со старта может двигаться на финиш, при этом он проходит через обязательный КП, стоящий в начале финишного коридора, то есть получает результат, так как умеет ориентироваться в рамках, необходимых туристу (рис. 119).

Чем дальше удалены КП от старта и финиша, тем гуще они расположены, поэтому подготовленный участник сразу направляется в этот район.

Так как наибольшую сложность в соревнованиях по выбору представляет отсутствие у некоторых участников часов, то контрольное время необходимо устанавливать в пределах, в которых школьники более-менее ориентируются. Это, например, 45 минут, то есть продолжительность урока. Эту величину ребята обычно выдерживают. Если возможно, следует использовать и технические средства для извещения участников об истечении контрольного времени. Это мега;

Карта соревнований по выбору.

Рис. 119. Карта соревнований по выбору

фоны, радио, автомобильные сигналы, сигнальные ракеты, сирена. Перед стартом объявляется, когда будет подаваться такой сигнал, чтобы участник мог даже без часов представить, сколько времени у него в запасе.

Старт участникам соревнований по выбору дается или общий, или групповой. Если участников много, то желательно сгруппировать их по забегам так, чтобы участники из одной команды стартовали в разное время. Лучше всего при этом чередовать забеги юношей и девушек. Например, в первом забеге стартуют по одному юноше от каждой команды, через 5 минут во втором забеге — по одной девушке от каждой команды, еще через 5 минут в третьем забеге — опять юноши и т. д. При этом карту надо выдавать за несколько минут до старта с тем, чтобы каждый участник смог с ней ознакомиться, наметить свой путь движения. Это является гарантией того, что при команде «старт» участники не побегут за самым опытным, даже не заглянув в карту, а будут стараться работать сами.

Дистанции соревнований по выбору должны удовлетворять следующим требованиям:

  • — желательно, чтобы ни один участник за контрольное время не смог найти все КП, поэтому на местности устанавливается большое количество контрольных пунктов;
  • — дистанция должна быть спланирована так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения участников.

В связи с этим серьезные требования предъявляются к карте. Карта соревнований по выбору должна быть скорректирована по всей площади, особенно подробно должны быть прорисованы районы контрольных пунктов. КП должны стоять на твердых ориентирах и быть заметны с расстояния 5−25 метров. Рекомендуется контрольные пункты ставить на точечных и небольших площадных ориентирах — в ямках, на бугорках, на маленьких полянках, на пересечении тропинок и т. д. Очень важно, чтобы они были видны со всех сторон во избежание скопления участников в районе КП.

При постановке дистанции необходимо правильно оценить уровень подготовки участников. На школьных или районных соревнованиях, чтобы облегчить задачу участникам, необходимо ставить КП на более грубые ориентиры — не на маленькой полянке, а на краю большой поляны, на развилке оврагов, на перекрестке дорог и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой