Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние сомато-функционального статуса и резистентности организма у старшеклассников, проживающих в радиоактивно загрязненных районах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На территории области присутствуют районы с различным уровнем радиационного техногенного загрязнения, а также с различным уровнем пес-тицдных нагрузок. Эти два техногенных загрязнителя окружающей среды наносят значительный ущерб организму человека. Повышенный радиационный фон приводит к напряжению иммунных реакций организма, что в свою очередь негативно сказывается на социально-гигиенической… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Аналитический обзор литературы
  • Современные представления о влиянии пестицидов на организм человека
  • Современные представления о влиянии малых доз радиации на организм человека
  • Токсическое воздействие факторов среды на детские и подростковые организмы
  • Глава 2. Объекты, объем и методы исследований
  • Глава 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Анализ экологических, социально-бытовых и дидактогенных факторов, влияющих на обследованных школьников
    • 3. 2. Анализ антропометрических показателей школьников
    • 3. 3. Анализ когнитивных функций у обследованных старшеклассников
    • 3. 4. Анализ состояния здоровья школьников
    • 3. 5. Сравнительное изучение показателей неспецифической иммунологической резистентности организма у школьников из различных экологических районов
    • 3. 6. Моделирование на лабораторных животных сочетанного воздействия радиации и пестицидов
  • Обсуждение результатов исследования
  • Выводы

Состояние сомато-функционального статуса и резистентности организма у старшеклассников, проживающих в радиоактивно загрязненных районах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Охрана здоровья населения — одна из приоритетных задач, важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития общества. Здоровье человека как состояние организмов, при котором функции их органов и систем уравновешены с окружающей средой и сохраняется гомеостаз, может быть интегральным показателем при оценке факторов окружающей среды.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых выявляют ухудшение функциональных показателей организма человека в условиях возрастающего антропогенного загрязнения окружающей среды (Белякова С.В., Смулевич В. Б. и соавт., 1994; Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н., 1998; Потапов А. И., Ракитский В. Н. и соавт., 1999; Кучма В. Р., Демина И. А. и соавт., 2000; Сухарев А. Г., 2000 и др.). Ухудшение состояния здоровья, возникшее в подростковом возрасте, снижает реализацию социальной активности молодых людей (Сидоренко Г. И. 1986; Остапова В. П. 1998; Макеева М. М., Сетко Н.П.1999).

Среди химических загрязнителей выделяются пестициды в связи с химизацией сельскохозяйственного производства. Также значительное негативное влияние на здоровье человека оказывает проникающая радиация. По данным литературы, в России есть три густонаселенных региона, в разные годы подвергшиеся радиационному загрязнению в следствие техногенных катастроф. На пораженных территориях сформировались так называемые радиоактивные следы: Тоцкий, образовавшийся на месте атмосферного ядерного взрыва на Тоцком полигоне в 1954 годуВосточно-уральский радиоактивный след, образовавшийся после аварии на ПО «Маяк" — Юго-западный радиоактивный след, образовавшийся в результате катастрофы на ЧАЭС в 1986 году (Рябова Н. В., Насыбуллина Г. М., Ползик Е. В. и соавт., 1996; Кутепов Е. Н., 1998; Петрова И. В., Лещенко Г. М., Мольков Ю. Н. и соавт., 1998; Jle-бедькова С.Е., Суменко В. В., Кацова Г. Б. и соавт., 1998). В достаточной мере изучены последствия воздействия радиации на персонал АЭС, тогда как вопрос влияния малых доз ионизирующих излучений на организм человека по многим аспектам остается неясным, поскольку клинический симптомоком-плекс не всегда отражает характер и величину биологического эффекта (Ку-тепов Е.Н. 1998).

После Чернобыльской катастрофы появились районы, загрязненные радионуклидами, которые, как и пестициды, обладают высокой биологической активностью и способностью мигрировать по пищевым биологическим цепям, что представляет реальную опасность вредного воздействия на организм человека (Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А., 1993; Адамович В. П., Михалев A.M., 1996,1997; Абзаилова Н. Н., Сетко Н. П., 1998; Екимова В. И., 1998; Золотникова Г. П., Ракитский В. Н., 2000).

На территории области присутствуют районы с различным уровнем радиационного техногенного загрязнения, а также с различным уровнем пес-тицдных нагрузок. Эти два техногенных загрязнителя окружающей среды наносят значительный ущерб организму человека. Повышенный радиационный фон приводит к напряжению иммунных реакций организма, что в свою очередь негативно сказывается на социально-гигиенической ситуации в районах с повышенным радиационным фоном, приводит к повышению общей заболеваемости и увеличению хронической патологии. В условиях загрязнения особенно уязвимым является организм детей и подростков в связи с незавершенностью физического и психического развития (Сидоренко Г. И. 1986; Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А., 1993; Абзаилова Н. Н., Сетко Н. П., 1998; Остапова В. П. 1998; Макеева М. М., Сетко Н.П.1999).

Цель работы: изучить сомато-функциональные показатели и резистентность организма у старшеклассников, проживающих на радиоактивно-загрязненных территориях, и научно обосновать систему профилактических мероприятий по повышению адаптивных резервов организма молодых людей, находящихся под воздействием экологически неблагоприятных факторов.

Задачи исследования. 1. Провести комплексный анализ факторов, влияющих на организм обследованных старшеклассников.

2. Провести анализ показателей резистентности и физического развития организма старшеклассников из радиоактивно-загрязненных районов в контексте их физической и творческой активности.

3. Провести анализ психофизиологических показателей когнитивных функций у старшеклассников из экологически неблагополучных районов в контексте их физической и творческой активности.

4. Выявить патогенетические механизмы сочетанного воздействия на теплокровный организм радиации и пестицидов из числа приоритетных химических загрязнителей окружающей среды в районах проживания обследованных групп учащихся.

5. Разработать методические подходы к повышению адаптивных резервов организма молодых людей, находящихся под воздействием экологически неблагоприятных факторов.

Научная новизна. В результате проведенных исследований впервые:

Выявлены закономерности и патогенетические механизмы изменения показателей сомато-функционального статуса и резистентности организма у старшеклассников, подвергающихся изолированному и сочетанному воздействию радиоактивных и химических загрязнителей окружающей среды;

Доказано выраженное положительное влияние дозированной физической нагрузки и активной жизненной позиции молодых людей на улучшение сомато-функционального статуса и резистентности их организма в условиях повышенного техногенного радиационного фона.

Научно обоснована система профилактических мероприятий по сохранению здоровья старшеклассников из радиоактивно загрязненных районов с использованием резервных возможностей организма.

Практическая значимость работы.

1. Научно обоснован, разработан и внедрен комплекс диагностических и профилактических мероприятий по предупреждению сомато-функциональных нарушений, повышению резистентности и умственной работоспособности учащихся старших классов, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях.

2. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Брянского госуниверситета имени И. Г. Петровского, Брянского института повышения квалификации работников образования, в школах г Брянска 11, 67, 52, в школах Г. Новозыбкова.

3. Разработано методическое пособие: «Применение методов математического анализа в исследованиях социально-экономического и дидакто-гигиенического статуса школьников в условиях радиоактивно-пестицидного загрязнения окружающей среды» (Изд. БГУ, Брянск 2005, 20 е.).

Апробация материалов диссертации. Результаты исследования доложены и обсуждены на конференциях: «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (Брянск, 19−20 апреля 2001 г., 17−18 апреля 2002 г.), «Ананьевские чтения — 2001» (Санкт-Петербург, 23−25 октября, 2001 г.), «Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта» (г. Брянск, 14−15 ноября 2001 г.), «Вклад ученых и специалистов в национальную экономику» (г. Брянск 16−18 мая 2001 г.), «Проблемы природопользования и экологии брянской области» (17−19 декабря 2002 г.), «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (г. Коломна, 15−17 мая 2003 г.), «Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи» (г. Брянск 24−25 марта 2004 г.), «Через высшее социальное образование к профессионализму и устойчивому экономическому развитию общества» (г. Брянск 9−10 апреля 2004 г.), «Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы» (Беларусь, Гомель 26−27 мая 2005 г.), «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (г. Коломна, 20−22 мая 2005 г.). Результаты исследований доложены на заседании Молодежного совета при главе города Брянска 26 октября 2004 года.

Апробация диссертации проведена на межфакультетском заседании кафедр БГУ протокол № 11 от 18 мая 2006.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ в сборниках научных трудов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, аналитического обзора литературы, характеристики объектов и методов исследований, глав собственных исследований, списка использованной литературы (264 наименования, из них 231 труд отечественных авторов и 33 зарубежных) и 12 приложений. Обсуждения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 120 страницах машинописного текста, иллюстрирована 22 таблицами, 9 рисунками, 2 схемами.

ВЫВОДЫ.

1. У школьников 10−11 классов из радиоактивно-загрязненных районов выявлено снижение общей и специфической резистентности организма более выраженное с возрастанием степени радиоактивно-химического загрязнения окружающей среды, что подтверждается достоверной прямой корреляционной зависимостью (г = 0,97- р<0,05).

2. В радиоактивно-загрязненных районах снижен процент практически здоровых старшеклассников и увеличено число молодых людей с хронической патологией из III и IV групп здоровья с достоверной корреляционной зависимостью (г = 0,73- р<0,05).

3. В группах обследованных старшеклассников выявлена тенденция к нарушению гармоничности развития за счет возрастающей диспропорции между ростом и массой тела, независимо от экологической характеристики районов проживания. Выявлено снижение показателей функций внешнего дыхания, что проявляется достоверно более низкими показателями жизненной емкости легких у молодых людей из районов с наиболее высокой плотностью радиционно-химических нагрузок среды обитания, (г = 0,72- р<0,05).

4. В экспериментах на животных выявлено патогенетическое воздействие сочетанных эффектов радиации и гербицидов (дезармон, гексилур, фе-назон) на теплокровный организм, проявляющиеся развитием сомато-функциональных нарушений в лимфоидных органах и печени с дозо-зависимым эффектом.

5. Выявлен положительный эффект на показатели соматического, нервно-психического статуса и резистентность организма старшеклассников из радиоактивно загрязненных районов инновационных технологий обучения с включением дополнительных уроков физкультуры, комплексов лечебной гимнастики, фитои витаминотерапии, что подтверждается достоверной прямой корреляционной зависимостью (г = 0,56- р<0,05).

6. Выявлено положительное влияние физической и творческой активности молодых людей на улучшение сомато-функционального статуса и резистентности их организма в условиях повышенного техногенного радиоактивного фона.

7. Научно обоснована система профилактических мероприятий по улучшению сомато-функционального статуса и повышению резистентности организма учащихся из радиоактивно загрязненных районов. В целях улучшения сомато-функционального статуса и резистентности организма у старшеклассников рекомендовать развитие внешкольных образовательных учреждений (спортивных секций, творческих кружков и объединений) — особое внимание при проведении профилактических мероприятий уделять группам риска (учащимся из неполных семей, из семей с низким ежемесячным доходом). Уделять внимание развитию инновационных форм обучения, направленных на охрану здоровья учащихся, особенно в экологически неблагоприятных районах.

Эколого-гигиенический мониторинг здоровья молодых людей из «групп риска», проживающих в радиоактивно загрязненных районах. Диспансерный контроль лиц, имеющих функциональные нарушения в системе иммунитета и органов пищеварения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Сетко Н. П. Биохимические показатели у детей, проживающих в районе с высоким уровнем техногенной нагрузки // Гигиена и санитария. 1998. — № 6. — С. 43- 45
  2. А.Ю., Криворучко В. И., Черных A.M., Мухамбетова JI.X. Воздействие гексахлорана на ферментный спектр печени, альвеолярных макрофагов и сыворотки крови в эксперименте // Гигиена и санитария. -1992.-№ 9.-С. 65−66
  3. А.Х. Особенности гормонального гомеостаза в неблагоприятных производственных и экологических условиях (обзор) // Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 28 — 29
  4. Н.В. Экологические факторы и аллергия у детей: Автореф. ' дис. к. м. н. М., — 1989. -32 с.
  5. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993.-№ 5.-С. 19−24
  6. Л.В., Секирина Т. П. Изменение функциональной активности Т-лимфоцитов под влиянием стелазина // Гигиена и санитария. 1991. -№ 8.-С. 87
  7. М.Б., Кудратуллаева Б. К., Овсянникова Р. Д., Аннадур-дыева О. Мониторинг взаимосвязи уровня химизации сельского хозяйства с психофизиологическими параметрами // Медицинская техника. -1991.-№ 2.-С. 12−14
  8. Ю.Ф. Изменения дыхательной системы при психосоматических нарушениях у детей и подростков // Педиатрия. 2000. — № 6. -С. 11−15
  9. P.M. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина. 2000. — № 4. — С. 59 — 64
  10. JI.K. Влияние пестицидов на организм животных разного возраста // Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. -М.- 1982.-С. 186−187
  11. В.Г., Клименко В. И., Юхимук JI.H. Система гемопоэза у лиц, подвергшихся облучению в результате аварии на ЧАЭС // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 1996. — № 4. — С. 8−14
  12. В.И., Громова З. П., Егорова Т. И. Школьная гигиена. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  13. В.П., Рязанова Р. А. Структура и уровни заболеваемости сельского населения в связи с интенсивным применением пестицидов // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды и здоровье населения: Сб. науч. трудов. М., 1999. — С. 144−146
  14. Е. Н., Халитов Р. И. Экологическая, санитарно-гигиеническая обстановка и здоровье населения в РСФСР // Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей: Сб. трудов. М. — 1991. -С. 3−8
  15. С.В., Смулевич В. Б., Кошкина B.C., Окунева З. В. Профессия родителей важный фактор влияния на здоровье детей (обзор) // Гигиена и санитария. — 1994. — № 7. — С. 15−18
  16. В.М., Павловская О. Г., Воляник М. Н., Быстрых В. В., Куксанов В. Ф. Эколого-эпидемиологический анализ аллергических заболеваний у детей Оренбурга // Гигиена и санитарця. 1994. — № 7. — С. 3 — 5
  17. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. — 440 с.
  18. Ю.Ю. Изоферменты аспартат-аминотрансфераз при острых отравлениях дихлорэтаном // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1974. — № 3. — С. 46−47
  19. Р.В., Ходыкина Т. М. Гигиенические проблемы при использовании промышленных отходов в различных отраслях народного хозяйства // Гигиена и санитария. 1998. — № 1. — С. 17
  20. .Н., Лысина Г. Г., Карпенко В. Н. Лабораторная диагностика интоксикаций пестицидами. -М.: Медицина, 1978. 125 с.
  21. А.Ф., Василос П. М. Состояние здоровья детей в зонах интенсивной химизации сельского хозяйства // Гигиена и санитария. 1993. -Вып. 10.-С. 49−51
  22. Л.В., Воронка Т. И. Состояние здоровья детей в связи с применением пестицидов в народном хозяйстве // Актуальные вопросы токсикологии и гигиены применения пестицидов и полимерных материалов. -Киев, 1990.-Вып. 6.-С. 154−159
  23. А.Ф., Дмитриенко В. П. Заболеваемость детей в районах интенсивного применения пестицидов // Гигиена и санитария. 1987. — № 5. -С. 29−32
  24. .Т. Проблема профессиональных и экологически обусловленных заболеваний органов дыхания // Гигиена и санитария. -1992.-№ 4.-С. 46−49
  25. Г. А. Сравнительные данные о влиянии на теплокровный организм пестицидов разных классов химических соединений // Вопросы гигиены и токсикологии применения пестицидов. М. — 1971. — Вып. 5. -С.115−116
  26. К.К., Маковский В. Н. Применение пестицидов и охрана окружающей среды. Киев, 1979. — 135 с.
  27. Ю.П. Коэффициент активности. Смоленск, изд-во «Товарищ», 1990.- 160 с.
  28. О.С. Состояние здоровья, адаптационные возможности и психоэмоциональные особенности детей из регионов радионуклидного загрязнения в результате Чернобыльской аварии // Медицина катастроф. -1995.-№ 3−4 (11−12).-С. 68−75
  29. Е.К., Сазанюк 3. И., Степанова М. И. Физиологические и гигиенические проблемы компьютеризации школьного обучения // Вест. ник Российской академии медицинских наук. 1993. — № 5. — С. 40−41
  30. О.И. Профилактика нарушений состояния здоровья детей в условиях Крайнего Севера // Гигиена и санитария. 1998. — № 3. — С. 18 -20
  31. С.В. Психические и соматовегетативные расстройства при длительном воздействии малых доз радиации // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1994. — № 4. — С. 62 — 65
  32. Е.И., Бардов В. Г., Омельчук С. Т. Экспериментальное изучение комбинированного действия пестицидов и радионуклидов на организм //
  33. Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 64−67
  34. Е.И. Влияние пестицидов на общую заболеваемость и смертность детей различных возрастных групп // Гигиена населенных мест. -М.- 1983.-Вып. 2.-С. 7−12
  35. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1999 году». Глава 3. Гигиена воспитания, обучения и здоровья детского населения // Экологический вестник России. 2001. -№ 4. — С. 3 — 10
  36. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1999 году». Глава 5. Радиационная гигиена и радиационная обстановка в Российской Федерации // Экологический вестник России. 2001. — № 6. — С. 3 — 12
  37. Н.П., Машинистов В. В., Вербаховская Е. В., Деменков В. Ю. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С. 31 — 34
  38. Т. П., Медникова В. Г., Вишнякова А. П., Лукашев И. Е. О влиянии пестицидов на здоровье детей // Пестициды и здоровье: Сборник научных трудов. Краснодар: Кубанский медицинский институт, 1989.-С. 38−42
  39. А.А., Леонтьева Н. Н., Моринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии М.: «Просвещение», 1990, — 220 с.
  40. Р. П. Методология, организация и итоги массовых иммунологических обследований. М.: Ангарск, 1987. — С. 92−94
  41. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблемы адаптации и здоровье человека. М.: Медицина, 1987.- 104 с.
  42. О. В., Кругина Г. В. Состояние здоровья работающих с пестицидами в сельском хозяйстве // Гигиена применения пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Рязань, 1981. — С. 133−137
  43. В.В., Зуевич Ф. И., Лобанова И. Я. Влияние дециса на трофику кожи при его сочетанном действии с радиацией // Гигиена и санитария. -1993.-№ 6.-С. 42−45
  44. Л.Г. Некоторые аспекты влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения (обзор) // Гигиена и санитария. 1998.-№ 3. — С. 48 — 52
  45. М.А., Кузьменко А. В. Основные вопросы профилактики интоксикаций пестицидами в Украинской ССР // Гигиена труда. Киев, 1981. -Вып. 8.-С. 54−57
  46. Л.А., Гогитидзе Н. В., Холодова Н. Б. Пострадиционные изменения асимметрии мозга и высших психических функций правшей илевшей (последствия аварии на Чернобыльской АЭС) // Журнал высшей нервной деятельности. 2000. — Т. 50. — № 1. — С. 68 — 79
  47. JI.A., Холодова Н. Б., Гогитидзе Н. В., Коптелов Ю. М. Динамическая оценка реакции мозга человека на воздействие радиации (последствия аварии на Чернобыльской АЭС) // Журнал высшей нервнойдеятельности. 1998. — Т. 48. — Вып. 4. — С. 731 — 741
  48. В.В., Сонькин В. Д., Макеева А. Г. Состояние здоровья сельских школьников Центральной России: результаты социометрического исследования //Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2001. — Вып. 1 — С. 88−98
  49. Здоровье населения Брянской области, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС в 1986 г. Брянск: Изд-во Брянского ЦНТИ, 1997. — Вып. 2. -144 с.
  50. Здоровье подростков призывного возраста / Под ред. Б. Н. Давыдова. -Тверь: Губернская медицина, 2000. 212 с.
  51. Г. П. Пестициды, радиация, здоровье населения. Брянск: изд. БГУ, 2000.- 112 с.
  52. Г. П. Научные основы охраны здоровья человека в условиях комбинированного и сочетанного воздействия пестицидов и экстремальных физических факторов производственной и окружающей среды: Ав-тореф. дис. доктора мед. наук. М., 1998. — 43 с.
  53. Г. П., Ракитский В. Н. Влияние сочетанных радиационно-пестицидных нагрузок на здоровье населения // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С. 22−25
  54. А.В., Королев А. А., Шакулова О. Р. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 68−70
  55. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М., Рапопорт И. К., Ямпольская Ю. А., Усольцев А. Н., Агапова JI.A. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 59−62
  56. А.Г., Рапопорт И. К., Звездина И. В., Ямпольская Ю. А. Состояние здоровья подростков: тенденции и проблемы // Врач. 1999. — № 9. — С. 4 -6
  57. И.И. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей, проживающих на территориях, загрязненных экотокси-кантами // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. -1999.-№> И.-С. 36−40
  58. Ю. С. Общая токсикология пестицидов. Киев: Здоровья. — С. 108−111
  59. Э.М., Блинова Н. Г., Игишева JI.H., Литвинова И. А., Федоров А. И. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие. -М.: Гуманист, изд. центр. ВЛАДОС, 2000. 128 с.
  60. В.П. Проблемы человековедения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с.
  61. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993. — № 5. — С. 25 — 27
  62. B.JI., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  63. Е.Г., Архиреева В. А., Скачкова М. А., Куксанов В. Ф., Сурначева Р. Н., Тарасенко Н. Ф., Лаптева Н. М. Здоровье детей дошкольного возраста в городах с разным уровнем загрязнения окружающей среды // Гигиена и санитария. 1998. — № 6. — С. 35 — 37
  64. Л.М. Доклинические проявления токсического действия пестицидов у практически здоровых лиц // Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. Киев, 1980. — Вып. 11. — С. 108 111
  65. А.И., Кириченко О. В. Сенсомоторная реактивность у сельских детей в постчернобыльский период // Журнал неврологии и психиатрии. -2001.-№ 9.-С. 59−60
  66. А.И., Заика Э. М., Мельник В. А., Мельник С. Н. Антропометрическая характеристика сельских школьников 8−13 лет, проживающих на территории радиоактивного загрязнения // Гигиена и санитария. 2001. -№ 5.-С. 61−62
  67. Т.А., Чарыева Ж. Г., Кутепов Е. Н. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 43−47
  68. А.С., Иванова А. Е. Пути изучения психического здоровья населения // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. — № 4. — С. 25 -28
  69. С.Ю., Лупандин В. И. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы в онтогенезе ребенка // Журнал высшей нервной деятельности.-2001.-Т. 51,-№ 1.-С. 103−105
  70. С.Ю., Лупандин В. И., Маклаков К. В. Компьютерная методика исследования временных характеристик сенсомоторных реакций у детейдошкольного и младшего школьного возраста // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. — Т. 51. — № 2. — С. 262 — 266
  71. В.Ф., Миннибаев Т. Ш., Абашова Е. В. Здоровье детей, проживающих в районе размещения атомной электростанции // Гигиена и санитария. 2001.-№ 5. — С. 65 — 68
  72. В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983.-430 с.
  73. И.А., Нягу А. И., Королев В. Д. Влияние радиации на психическое развитие детей // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1999. — № 8. — С. 12 — 15
  74. А.С., Анисимова JI.A., Шройт И. Г., Василос А. Ф. Иммунный статус у детей, проживающих в районах с различной интенсивностью применения пестицидов // Гигиена и санитария. 1987. — № 6. — С. 26−28
  75. П.Н. Некоторые особенности биоэнергетики нейтрофилов крови при комбинированном воздействии пестицидов на фоне различных уровней физической нагрузки // Гигиена и санитария. 1992. — № 7−8.-С. 68−69
  76. П.Н., Шпак С. И. Влияние хлор- и фосфорорганических пестицидов при динамических физических нагрузках на дегрануляцию тканевых базофилов // Гигиена и санитария. 1993. — № 3. — С. 50−56
  77. И.А., Сонькин В. Д., Тамбовцев Р. В. Возрастная периодизация развития скелетных мышц в онтогенезе человека // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана. — 2001. — Вып. 1. — С. 44 — 57
  78. А.Н., Никольский А. В. Адаптация к облучению IN VIVO 11 Радиационная биология. Радиоэкология. 1999. — Т. 39. — № 6. — С. 648 -662
  79. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика- учеб. для вузов М.: Юнити-Дана. 2002 — 460 с.
  80. .А. Клиника и лечение интоксикаций пестицидами. Л., 1975.-215 с.
  81. Д.Н. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993. — № 5. -С. 28−33
  82. Н.Н. Хронобиологические основы здорового образа жизни школьников // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993. -№ 6.-С. 38−42
  83. М.Е., Исенгельдина Б. Б. Иммунологические показатели реактивности организма в системе окружающая среда здоровье населения // Здравоохранение Казахстана. — 1986. — № 9. — С. 31−34
  84. Ю1.Кутепов Е. Н. Авария на Чернобыльской АЭС и здоровье населения Тульской области // Гигиена и санитария. 1998. — № 3. — С. 23 — 26
  85. Е.Н. Проблемы диагностики донозологических и преморбидных состояний в связи с воздействием факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. 1993. — № 1. — С. 6 — 9
  86. Е.Н., Варфоломеева И. В. Использование психодиагностических методов для оценки и прогнозирования здоровья населения // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. — С. 69 -71
  87. Е.Н., Варфоломеева И. В., Чарыева Ж. Г. Сравнительная оценка психодиагностических методик, применяемых при изучении психологического статуса населения // Гигиена и санитария. № 3. — 1999. — С. 68 -71
  88. Е.Н., Петрова И.В, Беляева Н. Н., Чарыева Ж. Г., Лещева Е. П., Шамарин А. А. Взаимосвязь в системе окружающая среда состояние слизистых оболочек — иммунный статус — заболеваемость // Гигиена и санитария. — 1999.-№ 5. — С. 6 — 8
  89. В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гигиена и санитария. -1993.-№ 11.-С.4−7
  90. В.Р. Гигиена детей и подростков один из ведущих системообразующих элементов специальности «медико-профилактическое дело» //Гигиена и санитария. — 2000. — № 6. — С. 11−14
  91. В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Шленский А. А., Пургаева В. К., Су хинина С. П. Состояние здоровья учащихся при изучении информатики в физико-математической школе // Гигиена и санитария. 1998. — № 2. — С.27 -29
  92. В.Р., Миннибаев Т. Ш., Башкирова М. А., Нарышкина Е. В., Кузнецова А. И. Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей в городе с развитой химической промышленностью // Гигиена и санитария. -1994.-№ 2.-С. 37−40
  93. Г. Ф. Биометрия. М.: «Высшая школа», 1968 — 240 с.
  94. Р. Патогистологическая техника и практическая гистохимия. -М.: Мир, 1969.- 645 с.
  95. В.П., Михалев В. П. Радиация: дозы, опасность, защита, аберрации, свойства, термины, разногласия, альтернативы, химеры, апелляции. Брянск: Изд-во БГУ, 1992. — 91 с.
  96. Д.Н. Показатели состояния здоровья населения как критерий эффективности гигиенических мероприятий при длительном применении пестицидов // Гигиена применения, токсикологии пестицидов. Киев, 1981.-С. 214−215
  97. В.И., Дриневский Н. П., Голубова Т. Ф. Оценка психического статуса в санатории у детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1995. — № 6. — С. 31 — 33
  98. А.В., Маркова А. И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 47 — 50
  99. В.Л., Цыганков Б. Д., Атлас Е. Е., Жеребцова В. А., Петухов О. И. Психофизиологические аспекты здоровья населения радиационно-загрязненных территорий // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1998. — № 12. — С. 48 — 52
  100. Ш. Мартинчик А. Н., Батурин А. К. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. -С. 68−71
  101. С.В. Первичные механизмы биологического действия проникающей радиации. М., 1968. — 118 с.
  102. МарютинаТ.М., Ермолаев О. Ю., Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». М.: Московский психолого-социальный институт, Флинт, 1997. -240 с.
  103. Н.В., Сомов Б. А., Шамина С. А. Возможность прогнозирования патологии кожи у работающих в контакте с химическими веществами // Гигиена и санитария. 1995. — № 2. — С. 14−16
  104. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Ппахтиенко В. А., Серова Л. К. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  105. А.А. Общая гигиена М.: Медицина, 1984 — 479 с.
  106. А.А., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены: учеб. Пособие для физкультурных Вузов М.: «Физкультура и спорт», 1972 -479 с.
  107. Н.Е. Современные особенности охраны психического здоровья детей и подростков в системе первичной медико-санитарной помощи // Гигиена и санитария. 2000. — № 4. — С. 28 -33
  108. Т.П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты)//Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 2000. — № 3. — С. 24 — 27
  109. М.М., Сетко Н. П. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей //Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С. 29 — 31
  110. Ю.П. Отдаленные эффекты ионизирующих излучений. М., 1991.-464 с.
  111. Л.Х., Петрова И. В., Пинигин М. А., Лещенко Г. М., Шехтер О. В., Сафиулин А. А., Астахова Л. Ф. Состояние защитных систем организма детей при загрязнении атмосферного воздуха зерновой пылью // Гигиена и санитария. 1998. — № 2. — С. 3 — 5
  112. Н.Д. К клинике вегетативно-сосудистых нарушений при комбинированном воздействии хлор- и фосфорорганических пестицидов // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. Киев, 1968. — С. 493−497
  113. Н.Д. Некоторые закономерности развития нейротоксического процесса, вызванного воздействием пестицидов // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. К.: Здоровья, 1973. — С. 355−356
  114. А.А., Николаева Е. И., Мухай Ж. В. Состояние здоровья старших школьников с различным профилем функциональной сенсо-моторной асимметрии // Педиатрия. 1996. — № 1. — С. 54 — 56
  115. Н.И., Соболевская О. В., Ершова Т. Н. Задачи гигиенического воспитания современных школьников // Среда обитания и охрана здоровья населения регионов России в условиях реформирования здравоохранения. Самара, 1999. — С. 381−383
  116. Г. Г. О санитарно-эпидемиологической обстановке в России // Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 4 — 10
  117. Основы гистологии и гистологической техники / Под ред. В. Г. Елисеева. М.: Медицина, 1967. — 268 с.
  118. С.А. Медицинская микробиология: 3-е изд., стер. — Мн.: Выш. шк., 1999.-133 е.: ил.
  119. .Д., Цыганков Б. Д. Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей. М., 1996. — 133 с.
  120. И.В., Мольков Ю. Н., Легценко Г. М., Маковецкая А. К. Сравнительная оценка иммунного статуса дошкольников в разных районах Москвы // Гигиена и санитария. 1998. — № 5. — С. 31 — 33
  121. И.В., Мухамбетова Л. X., Беляева Н. Н. Методические аспекты медико-биологических исследований в гигиене окружающей среды // Гигиена и санитария, 1994. № 1. — С. 16−17
  122. .Н. Экологическая психиатрия. Барнаул, 2001. — 136 с.
  123. Н.А. Биометрия. Новосибирск: Изд. Сиб. Отд. АН СССР-1961.- 240 с.
  124. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 62 — 65
  125. А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях Севера // Гигиена и санитария. 2001. — № 3-С. 49−51
  126. Показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области в 1997 1999 гг. (статистические материалы). -Брянск: Подразделение оперативной полиграфии Брянского ЦНТИ, 2000.- 156 с.
  127. В.И., Зинченко Д.В.Состояние здоровья детского населения в районах интенсивного применения пестицидов // Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. М.: Наука, 1987. — С. 115−122
  128. А.И., Ракитский В. Н. Актуальные аспекты развития гигиены и токсикологии пестицидов // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: Матер. IX Всерос.съезда. М., 2001. — Ч. 1. — С. 331−332
  129. А.И., Ракитский В. Н., Ильницкая А. В. и др. Методические подходы к гигиенической регламентации пестицидов // Гигиена и санитария. 1997.-№ 6. — С. 55−56
  130. А.И., Ракитский В. Н., Шицкова А. П., Трусов В. В., Рязанова Р. А. и др. Российская гигиеническая классификация пестицидов// Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 21−24
  131. А.И., Шицкова А. П., Ракитский В. Н. Гигиена и токсикология пестицидов на современном этапе // Гигиена и санитария. 1996. — № 3. -С. 31−33.
  132. А.И., Шицкова А. П., Ястребов Г. Г., Байков Б. К. Актуальные проблемы гигиенической науки и практики // Среда обитания и здоровье населения.-М., 1994.-С. 8−15
  133. И.И., Гелашвили Д. Б., Моничев А. Я., Басуров В. А. Подходы к оценке антропогенной нагрузки на территорию с учетом основных показателей здоровья населения // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 70 -72
  134. Е. Иммунологическая память // Иммунобиология Иммунохимия Иммунопатология / Под ред. И. Месробяну, Шт. Берчану. Бухарест: Изд-во академии социалистической республики Румынии, 1977. -С.136−155
  135. В.Н. Гигиенические принципы и критерии оценки опасности (риска) пестицидов // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды и здоровье населения: Сб. науч. трудов МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана. -М., 1999.-С. 169−172
  136. В.Н. Проблема дальнейшего совершенствования оценки степени потенциальной опасности ксенобиотиков // Гигиенические аспекты среды обитания и здоровье населения: Сб. науч. трудов. Пермь, 1997. -С. 265−266
  137. В.Н., Павлов А. В. О критериях оценки опасности пестицидов // Врачебное дело. 1984. — № 3. — С. 101−105
  138. П.В. Радиационно-гигиеническая политика реабилитации территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС // Материалы международного симпозиума «Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы». Брянск, 1993. — С. 29−35
  139. И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С. 55−59
  140. П.Ф. Основа вариационной статистики для биологов Минск — 1961.- 240 с.
  141. Г. И., Новиков С. М. Проблемы прогнозирования токсичности и риска воздействия химических веществ на здоровье // Гигиена и санитария. 1997. -№ 6. — С. 13−16
  142. Р.А. Экологические и гигиенические аспекты применения пестицидов // Здравоохранение Российской Федерации, 1991. № 5. — С. 1720
  143. М.Н., Шандала Н. К. Субъективная оценка населением радиационного риска // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С. 37 — 40
  144. И.Г., Бекешов И. А. Иммунологические и биохимические показатели крови в условиях воздействия пестицидов при различных температурных воздействиях // Сб. трудов 2-го съезда эпидемиологов и гигиенистов. Душанбе, 1985. — С. 240−241
  145. И.Г., Бекешов И. А., Мамедов Л. Н. О сочетанном воздействии некоторых пестицидов при различных температурных условиях на защитные функции организма животных // Азербайджанский медицинский журнал. 1982. — № 11. — С. 22−28
  146. JI.M., Паньшина Т. Н., Светлый С. С. Некоторые особенности биологических реакций организма при воздействии пестицидов и их смесей в зависимости от химического строения // Гигиена и санитария. -1983.-№ 3.-С. 30−34
  147. А.А., Киреева И. П., Осокина Г. Г., Шварков С. Б. Психовегетативные соотношения при вегетососудистой дистонии в юношеском возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. — № 8. — С. 66 — 70
  148. В.И., Бондарева И. Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 256 с.
  149. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -. СПб.: ООО «Речь». 2001. — 350 с.
  150. Г. И., Кутепов Е. Н. Методология изучения состояния здоровья населения //Гигиена и санитария. 1998. — № 4. — С. 35 — 39
  151. Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения // Гигиена и санитария.-1994,-№ 1.-С. 13−16
  152. Г. И., Новиков С. М. Экология человека и гигиена окружающей среды на пороге XXI века // Гигиена и санитария. 1999. — № 5. — С. 3−6
  153. Т.Н., Владимирская Е. Б. Морфология клеток крови в нормальном кроветворении: Методические рекомендации для врачей-лаборантов и гематологов. М.: Изд-во «Лабпресс», 2001 — 32 с.
  154. В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. -2001.-№ 4.-С. 91−105
  155. Т.Н. Нейропептидная компенсация нарушенных функций мозга в восходящем ряду млекопитающих. Взаимодействие нервной и иммунной систем // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 1. — С. 5564
  156. Состояние здоровья населения Брянской области, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС (сборник аналитических и статистических материалов за 1994 1997 гг. Третий выпуск). — Брянск, 1998. — 110 с.
  157. Справочник по пестицидам // Под ред. Л.И. Медведя- Киев: Урожай, 1974.-448 с.
  158. К.Р., Государев Н. А. Методы контроля психической работоспособности и эмоциональной активности // Гигиена и санитария. -1984.-№ 11.-С. 48−49
  159. В.Л., Полякова А. Н., Денисова Н. Б. Нервно-психический статус у детей в условиях загрязнения окружающей среды // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 52 — 53
  160. Е.Ф. Психофизиологические аспекты оценки влияния физических факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария. 1990. -№ 2. — С. 12−14
  161. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. -С.45 — 46
  162. А.В., Маймулов В. Г., Кузмичев Ю. Г. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа вуз // Гигиена и санитария. — 2000. — № 3. — С. 49−52
  163. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и ' подростков // Гигиена и санитардя. 2000. — № 3. — С. 43 — 44
  164. А.Г., Игнатова Л. Ф. Методические подходы к ведению социально-гигиенического мониторинга детского населения // Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 32 — 35
  165. А.Г., Купче Т. К. Состояние здоровья детей и подростков и факторы риска в геоэндемической зоне // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. -С. 33−35
  166. JI.M. Современная гигиена детей и подростков в свете трудов С.М.Громбаха // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 38 — 42
  167. Г. И., Мальцева Л. Н., Короткевич В. И. Количественный подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся гимназии // Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 1. — С. 111- 115
  168. Ю.П., Истомин А. В. Эколого-гигиенические проблемы сохранения здоровья населения (по материалам научно-практической конференции) // Гигиена и санитария, 2001. № 5. — С. 79 — 80
  169. А.С. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в посткатастрофических условиях. Брянск: Грани, 1997. — 191 с.
  170. З.С., Кайракбаев Г. М., Нилов В. И. О накоплении и метаболизме хлорорганических пестицидов в печени крыс // Гигиена и санитария. 1991.-№ 9. — С. 73−74
  171. Тору баров Ф.С., Чинкина О. В. Психологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС // Клиниче’ская медицина. 1991. — № 11. — С. 24−28
  172. И.М. Современные аспекты изучения влияния на организм малых концентраций пестицидов // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. Киев. — Вып. 8. — С. 72−80
  173. И.О. Дети Чернобыля (Эколого-физиологический аспект). -М., 1996.- 168 с.
  174. Г. Л., Орлова Е. В., Воронова Б. З., Эльковская Е. А., Бородина Е. В., Ковалькова C.J1. Дифференциальная оценка факторов окружающей среды и здоровье школьников // Вестник Российской академии медицинских наук. 1991. — № 6. — С. 46 — 50
  175. В.Ю. Математическая статистка для медиков и биологов. М.: Изд-во академии наук СССР-1963- 320 с.
  176. Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988.• 208 с.
  177. Т., Семке С, Даниленко О. Психическое здоровье школьников-подростков // Врач. 1999. — № 9. — С. 19 — 21
  178. А.Г., М.В. Антропова, Фарбер Д. А. Возрастная физиология и• школьная гигиена: Учебн. пос. для студ-ов. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. — 320 с.
  179. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. 2001. — № 3. — С. 58 — 60
  180. Я.С., Росивая JI.A. Профилактика нарушения здоровья, вызванного ядохимизацией // Чехословацкая медицина. 1982. — № 3. — С. 130−132
  181. З.В. Возрастные особенности антитоксической функции печени при аллергических и токсических заболеваниях химической этиологии // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. М., 1973. — С. 341 345
  182. А.А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Издательство «Триада — X», 2000.-232 с.
  183. А.Г., Кабиева С. М., Приз В. Н., Калишев М. Г. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 46 — 49
  184. А.П., Елизарова О. Н., Жидкова Л. В., Кочеткова Т. А., Левин А. И., Рязанова Р. А., Шевырева Н. А. Методы гигиенической и токсикологической оценки биологического действия пестицидов. М.: Медицина, 1977.-200 с.
  185. А.П., Елизарова О. Н., Рязанова Р. А. Особенности изучения ядохимикатов в зависимости от путей поступления в организм // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. М., 1970. — С. 64−67
  186. А.П., Рязанова Р. А. Методические подходы к оценке биологического действия пестицидов и вопросы гигиенической регламентации // Тезисы докладов 2-го съезда эпидемиологов и гигиенистов. Душанбе, 1985.-С. 224−225
  187. Л.М., Крылова И. И. Концентрация Т3 и Т4 в крови у необлу-ченных и облученных в разных дозах крыс, голодавших в течение 2 суток перед забоем // Радиационная биология. Радиоэкология. 1999. — Т. 39. — № 6. — С. 639 — 643
  188. Г. Г., Пономаренко И. И., Моисеева Н. А. Гигиеническая доно-зологическая диагностика психофизиологического состояния школьников // Региональные проблемы охраны здоровья населения Центрального Черноземья. Белгород, 2000. — С. 470−475
  189. Г. Г., Пономаренко И. И., Моисеева Н. А., Гокоева О. П. Гигиеническая экспресс-оценка психофизиологического состояния школьников // Гигиена на рубеже XXI века: Материалы конференции. Воронеж, 2000.-Ч. 2.-С. 175−179
  190. Abelin Th. Positive indicators in health promotion and protection //World Health Rep. 1986. — Vol. 39. — № 4. — P. 353 — 364
  191. Albee G.W. Revolutions and counterrevolutions in prevention comment //Amer. Psychol. 1996.-Vol. 51 -№ 11.-P. 1130−1133
  192. Aronson A., BartoshS. Childhood hypertension. An update on etiology, diagnosis and treatment// Pedianrics 1999 — Vol. 46 — № 2 — P. 235−252.
  193. Belzung C., Berton F. Further pharmacological validation of the BALB/c neophobia in the free exploratory paradigm as an animal model of trait anxiety //Behav. Pharmacol. 1997. — Vol. 8. — № 6, 7. — P. 541
  194. Berg G.W., Burban R.F. Correlation between carcinogenic trace metal in water supplies and cancer mortality Ann. N.Y. Acad. S.-1999−3 — P. 243−269.
  195. Braden D.S., Strong W.B. Cardiovascular responses to exercise in childhood //Amer. J. Dis. Child 1990-Vol. 144-№ 11 — P. 1255−1260
  196. Blackman J., Bretthauner J. Examinining high-risk children for learning problems in the health care setting// Pediatrics 1990-Vol. 86 — № 3 — P. 398−404.
  197. Broutigam W. Reaktionen Neurozen — Abnorme Personlichkeit, Stuttgart, 1978.-238 p.
  198. Cinciripini P. Cognitive stress and cardiovascular reactivity// Amer. Heart J. -Vol. 112-P. 1051−1065
  199. Cole T.C. Statistical constructs of human growth charts for old. In: Anthro-. pometry the Individual and the Population. Eds S.J. Ulijaszek and C.G. Mascie-Taylor, Cambridge University Press 1994 — P. 78−98.
  200. Complication of Air Pollution Emission Factors US EPA — Apr. 1973
  201. Children, ago lessens, television and school // Pediatrics 1990 — Vol.- 85 -№ 6 -P. 1115−1119.
  202. Children with health impairment in school// Pediatrics 1990 — Vol.- 86 -№ 4-P. 636−638.
  203. Chronic respiratory diseases in children in relation to air pollution. Long -therm programmer in environmental pollution control in Europe Copenhagen, WHO-1974-P.69−76
  204. Galle O.R., Cove W.R., Mc Pherson J.M. Population density and pathology: Wath are the relations for man? Sciense — 1972 — 176 — 4030 — P. 23−30.
  205. Gever P.M., Rush W.E. Statistical analyses of air pollution. Sampling frequency in an epidemiological study J.Hyg.Assoc.-1991−32−4 — P.260−266.
  206. De Onis M., Montereiro C., Akre J., Clugston G. Глобальная распространенность белковой недостаточности: обзор Всемирной базы данных ВОЗ по физическому развитию детей. Бюлл. ВОЗ 1993 — Т. 71 — № 6 -С.35−43.
  207. Eysenk Н. The structure of human personality. London, 1971.
  208. Junge C.E. Air Chemistry and Radioactivity Academ. Press. — New York -1983 -P. 130−142.
  209. Koshal R.K., Kochal M. Environments and urban mortality. An aconometric approach. Environ. Pollut. — 1983 — 4−4- P. 247−259.
  210. Lebowitz M.D., Cassell E.J., Mc Caroll J.D. Health and the urban environment, XV. 1982 — 5 — 2-P. 135−141.
  211. Lhotska L., Blaha P., Vignerona J., Roth Z., Procopec M., Celostatni Antro-pologicki Vyzkum Deti a Mladere 1991 (Ceske Zeme). Antropometricke charakteristiki Praha — 1993.
  212. May A., Anderson P. Goos Cees Alcohol Consumption and Associated Harm// Smoking, drinking and drug taking in European Region Copenhagen — 1997-P.57−100.
  213. McMahon В. Introduction: Concepts of multiple factors N.Y. — Lnd. — 1982 -P. 12−22
  214. Moodie D.S. Our children health Clin. Pediat. — 1991 — Vol. 6 -P.357−372.
  215. C.T. Ппена застосувания пестицщцв i arpoxiMiKariB на терри-тор1ях, що зазнали радюактивного забруднения, та у зонах надзвичайних еколопчних ситуацш: Автореф. дис. д-ра мед. наук. Кт’в, 2001. — 35 с.
  216. Pater R., Dowa М., Ross J. Associations between physical activity physical fitness in American children// amer. J. Dis. Child. 1990 — Vol. 144 — № 10 -P.1123−1129.
  217. Physical status: the use and interpretation of anthropomentry. Report of a WHO Expert Committee, Geneva 1995 — № 8 P.450−452
  218. Richter J. Symposium of the European Union for school and the Health and Medicine: Abstracts Budapepest — 1985 — P. 12−13.
  219. Ross J., Lapper E., Auld P. Social competence and behavior problems in premature children at school age// Pediatrics 1990 — Vol. 86 — № 3 — P. 391−397.
  220. Ulijaszek S.J., Jonson F.E. Encyclopedia of Human Growth and Developments- 1998.
  221. Whidden Phillip. Passive smoking// Lancet 1997 — 350 № 90 — P.70−73.1. Дата:200года1. Школа №город1. Ф.И.О.2. Дата рождения:
  222. Поп: мужской женский (нужное подчеркнуть)4. Адрес:
  223. С какого класса учитесь в этой школе
  224. Место работы ваших родителей:• Мать:• Отец: —
  225. Имеете ли братьев и сестер, сколько, какого возраста:
  226. Каков средний доход вашей семьи в месяц (нужное подчеркнуть): до 500 рублей, от 500 до 1000 рублей, от 1000 до 2000 рублей, от 2000 до 5000 тысяч, свыше 5000 тысяч
  227. Какие оценки вы чаще получаете (нужное подчеркнуть): отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2)
  228. Сколько времени вы обычно тратите на приготовление уроков:11. Сколько времени гуляете:12. Сколько времени вы спите:
  229. Занимаетесь ли вы спортом, помимо уроков физкультуры, если да то где и как часто:
  230. Занимаетесь ли вы чем ни будь дополнительно в свободное время (танцы, музыка, рисование или другие кружки), если да то как часто и где:
  231. Как обычно добираетесь в школу (нужное подчеркнуть): пешком, на общественном транспорте, подвозят родители.
  232. Как часто вы болеете в течении года:
  233. Всегда ли в случае болезни обращаетесь к врачу (нужное подчеркнуть): всегда, иногда, никогда.
  234. Укажите перенесенные вами болезни (сколько помните):1. Анкета опросник
  235. Зависимость частоты заболеваемости школьников от уровня социальной активности
  236. Тип социальной активности Группы1. и III | Ша IV1. Все
  237. Спорт -0,28 -0,25 -0,34 -0,39 -0,17
  238. Творчество -0,25 -0,03 -0,06 0,06 0,031. Юноши (все)
  239. Спорт -0,28 -0,27 -0,35 -0,39 -0,15
  240. Творчество -025 -0,03 -0,05 0,06 0,081. Девушки (все)
  241. Спорт -0,26 -0,25 -0,33 -0,38 -0,13
  242. Творчество -0,26 -0,03 -0,05 -0,11 0,081. Юноши 1984 г. р.
  243. Спорт -0,33 -0,3 -0,54 — -0,4
  244. Творчество -0,23 0,02 -0,45 — -0,41. Девушки 1984 г. р.
  245. Спорт -0,26 -0,17 -0,34 — -0,19
  246. Творчество -0,10 -0,08 -0,08 — -0,231. Юноши 1985 г. р.
  247. Спорт -0,11 -0,26 -0,36 -0,87 -0,17
  248. Творчество -0,18 0,53 -0,2 -0,17 0,341. Девушки 1985 г. р.
  249. Спорт -0,34 -0,36 -0,21 — 0,07
  250. Творчество -0,73 -0,45 0,06 — 0,231. Юноши 1986 г. р.
  251. Спорт -0,33 — -0,51 -0,38 —
  252. Творчество -0,39 — -0,32 0,13 —1. Девушки 1986 г. р.
  253. Спорт -0,14 — -0,08 -0,37 —
  254. Творчество -0,32 — -0,11 -0,23 —
  255. Зависимость частоты заболеваемости школьников от уровня социальной активности (метод четырехпольной таблицы, интерпретация 1)
  256. Тип социальной активности Группы1. п III | Ша IV1. Все
  257. Спорт -0,27 -0,17 -0,45 -0,45 -0,10
  258. Творчество -0,43 -0,08 -0,09 -0,30 -0,051. Юноши 1984 г. р.
  259. Спорт — -0,08 -0,43 — -0,31
  260. Творчество — 0,08 — — -0,311. Девушки 1984 г. р.
  261. Спорт — -0,10 -0,65 — -0,07
  262. Творчество — -0,02 -0,13 — -0,291. Юноши 1985 г. р.
  263. Спорт -0,75 -0,35 -0,46 — -0,08
  264. Творчество -0,44 0,33 -0,40 — -0,681. Девушки 1985 г. р.
  265. Спорт -0,19 -0,75 -0,04 — —
  266. Творчество -0,22 -0,55 -0,57 — —1. Юноши 1986 г. р.
  267. Спорт -0,45 — -0,45 -0,24 —
  268. Творчество -0,68 — -0,11 -0,44 —1. Девушки 1986 г. р.
  269. Спорт -0,20 — -0,66 -0,16 —
  270. Творчество -0,87 — -0,31 — —
  271. Зависимость частоты заболеваемости школьников от уровня социальной активности (метод четырехпольной таблицы, интерпретация 2)
  272. Тип социальной активности Группы1. п III | Ilia IVвсе
  273. Спорт -0,36 -0,31 -0,36 -0,48 -0,39
  274. Творчество -0,26 -0,10 -0,06 -0,04 0,061. Юноши 1984 г. р.
  275. Спорт -0,25 -0,19 -0,61 — -0,76
  276. Творчество — 0,19 — — -0,761. Девушки 1984 г. р.
  277. Спорт — -0,31 -0,37 — -0,29
  278. Творчество — -0,25 -0,09 — -0,861. Юноши 1985 г. р.
  279. Спорт -0,13 -0,49 -0,62 — -0,32
  280. Творчество -0,67 0,1 -0,45 — -0,221. Девушки 1985 г. р.
  281. Спорт -0,87 -0,63 -0,16 — -0,41
  282. Творчество -0,44 -0,75 -0,29 — -0,271. Юноши 1986 г. р.
  283. Спорт -0,54 — -0,73 -0,86 —
  284. Творчество -0,49 — -0,07 -0,04 —1. Девушки 1986 г. р.
  285. Спорт -0,52 — -0,08 -0,35 —
  286. Творчество -0,52 — -0,21 — —
  287. Влияние спортивной активности на частоту хронических патологийцифровой способ)
  288. Тип хрон. патологии группы1. II III Ша IV1. Все
  289. Пат. ЖКТ -0,01 -0,004 0,03 -0,09 0,05
  290. Пат. Зрения 0,04 0,14 -0,13 -0,08 0,04
  291. Туб. Инф. 0,08 0,02 -0,06 — -0,101. Юноши (все)
  292. Пат. ЖКТ -0,01 -0,03 0,02 -0,21 0,05
  293. Пат. Зрения 0,04 0,14 -0,12 -0,18 0,05
  294. Туб. Инф. 0,08 0,02 -0,05 — -0,101. Девушки (все)
  295. Пат. ЖКТ 0,04 -0,004 0,03 -0,28 0,07
  296. Пат. Зрения -0,04 0,14 0,15 -0,24 0,04
  297. Туб. Инф. 0,03 0,02 -0,07 — -0,101. Юноши 1984
  298. Пат. ЖКТ -0,41 0,16 -0,04 — 0,05
  299. Пат. Зрения 0,61 0,21 ' -0,11 — 0,05
  300. Туб. Инф. 0,17 0,01 -0,10 — -0,091. Девушки 1984
  301. Пат. ЖКТ — 0,11 0,05 — 0,05
  302. Пат. Зрения — 0,15 -0,09 — 0,03
  303. Туб. Инф. ¦— -0,01 -0,06 — —1. Юноши 1985
  304. Пат. ЖКТ 0,19 -0,02 0,02 — 0,06
  305. Пат. Зрения 0,06 0,20 -0,12 •— 0,01
  306. Туб. Инф. 0,13 0,03 -0,05 — —1. Девушки 1985
  307. Пат. ЖКТ 0,28 0,06 0,03 ¦—¦ 0,15
  308. Пат. Зрения — -0,03 -0,15 — 0,06
  309. Туб. Инф. — 0,09 -0,12 — -0,121. Юноши 1986 1. Пат. ЖКТ — — 0,03 -0,28 —
  310. Пат. Зрения — — -0,10 -0,24 —1. Туб. Инф. — — -0,05 — —1. Девушки 1986
  311. Пат. ЖКТ 0,09 — 0,03 -0,28 —
  312. Пат. Зрения -0,08 — -0,11 -0,24 —1. Туб. Инф. — ¦—¦ -0,04 — —
  313. Влияние спортивной активности на частоту хронических патологий (способ четырехпольной таблицы)
  314. Тип хрон. патологии группы1. II III Ша IV1. Все
  315. Пат. ЖКТ -0,05 0,08 -0,07 -0,40 0,03
  316. Пат. Зрения -0,02 0,10 -0,16 -0,39 -0,01
  317. Туб. Инф. 0,05 -0,02 -0,08 — -0,211. Юноши (все)
  318. Пат. ЖКТ -0,19 -0,03 -0,24 -0,48 -0,07
  319. Пат. Зрения -0,02 0,09 -0,25 -0,48 -0,22
  320. Туб. Иш 0,05 -0,05 0,05 — —1. Девушки (все)
  321. Пат. ЖКТ 0,03 -0,01 -0,05 -0,79 0,05
  322. Пат. Зрения -0,31 -0,07 -0,22 — 0,06
  323. Туб. Ин (-0,42 -0,25 -0,16 •— -0,251. Юноши 1984
  324. Пат. ЖКТ -1,00 0,17 -0,15 — -0,68
  325. Пат. Зрения 0,33 0,38 — — -0,02
  326. Туб. Инф. -1,00 -0,24 -0,75 — —1. Девушки 1984
  327. Пат. ЖКТ — 0,12. -0,26 — -0,30
  328. Пат. Зрения — -0,02 — — 0,07
  329. Туб. Инф. — -0,32 0,10 — —1. Юноши 1985
  330. Пат. ЖКТ 0,04 -0,43 -0,37 — 0,0
  331. Пат. Зрения -0,21 -0,12 0,24 — —
  332. Туб. Инф. L -0,21 — -0,34 — —1. Девушки 1985
  333. Пат. ЖКТ 0,22 -0,61 0,13 — 0,21
  334. Пат. Зрения — -0,58 -0,39 — -0,02
  335. Туб. Инф. — -0,67 -0,50 — -0,331. Юноши 1986
  336. Пат. ЖКТ 0,14 — -0,60 -0,61 —
  337. Пат. Зрения — — -0,06 -0,61 —1. Туб. Инф. — •— 0,0 ¦— —1. Девушки 1986
  338. Пат. ЖКТ -0,61 — -0,04 -0,79 —
  339. Пат. Зрения -0,61 — -0,07 — —1. Туб. Инф. — — -0,39 •— —
  340. Влияние творческой активности на частоту хронических патологийцифровой способ)
  341. Тип хрон. патологии группы1. II III Ilia IV1. Все
  342. Пат. ЖКТ -0,01 0,06 0,03 -0,21 0,14
  343. Пат. Зрения 0,03 0,12 0,15 -0,18 -0,02
  344. Туб. Инф. -0,12 -0,08 -0,07 — -0,061. Юноши (все)
  345. Пат. ЖКТ -0,01 0,04 0,03 -0,10 0,12
  346. Пат. Зрения 0,03 0,13 0,18 -0,08 -0,03
  347. Туб. Инф. -0,11 -0,08 -0,07 — -0,061. Девушки (все)
  348. Пат. ЖКТ -0,01 0,06 0,03 -0,12 0,16
  349. Пат. Зрения 0,03 0,13 -0,14 -0,11 0,25
  350. Туб. Инф. -0,10 -0,07 -0,07 — -0,061. Юноши 1984
  351. Пат. ЖКТ — -0,09 -0,05 .— 0,12
  352. Пат. Зрения — 0,30 0,26 •— -0,03
  353. Туб. Инф. — -0,01 -0,08 — -0,061. Девушки 1984
  354. Пат. ЖКТ -0,40 0,01 0,03 — 0,18
  355. Пат. Зрения 0,45 0,14 0,25 — -0,02
  356. Туб. Инф. -0,32 -0,07 -0,07 — -0,051. Юноши 1985
  357. Пат. ЖКТ 0,17 -0,07 0,03 — 0,16
  358. Пат. Зрения -0,09 0,10 0,18 — 0,01
  359. Туб. Инф. -0,08 -0,10 -0,07 — ¦—1. Девушки 1985
  360. Пат. ЖКТ 0,28 0,14 0,01 — 0,32
  361. Пат: Зрения — -0,22 0,27 — 0,15
  362. Туб. Инф. — -0,17 -0,04 •— -0,091. Юноши 1986
  363. Пат. ЖКТ ¦—• — 0,02 -0,12 —
  364. Пат. Зрения — — 0,20 -0,11 —1. Туб. Инф. — — -0,06 0,0 —1. Девушки 1986
  365. Пат. ЖКТ 0,18 —• 0,02 -0,12 —
  366. Пат. Зрения -0,06 — 0,20 -0,11 •—•1. Туб. Инф. — — -0,05 — —
  367. Влияние творческой активности на частоту хронических патологий (способ четырехпольной таблицы)
  368. Тип хрон. патологии группы1. II III Ша IV1. Все
  369. Пат. ЖКТ -0,07 -0,02 -0,06 -0,43 0,03
  370. Пат. Зрения -0,05 0,08 0,11 -0,47 -0,08
  371. Туб. Инф. -0,21 -0,13 -0,10 — -0,201. Юноши (все)
  372. Пат. ЖКТ -0,13 -0,23 -0,22 -0,52 -0,10
  373. Пат. Зрения -0,27 -0,11 -0,22 -0,52 -0,30
  374. Туб. Инф. -0,29 -0,16 -0,25 — —1. Девушки (все)
  375. Пат. ЖКТ -0,08 0,13 -0,06 — 0,07
  376. Пат. Зрения -0,02 -0,07 0,17 — -0,5
  377. Туб. Инф. -0,35 -0,25 -0,06 — -0,261. Юноши 1984
  378. Пат. ЖКТ — -0,52 — •— -0,25
  379. Пат. Зрения — 0,13 — — -0,551. Туб. Инф. — -0,16 — — —¦1. Девушки 1984
  380. Пат. ЖКТ -0,89 0,21 -0,17 — -0,44
  381. Пат. Зрения 0,0 0,01 — — -0,49
  382. Туб. Инф. -0,79 -0,32 -0,30 — —1. Юноши 1985
  383. Пат. ЖКТ -0,69 -0,05 -0,34 — -0,13
  384. Пат. Зрения -0,61 -0,07 -0,36 — —
  385. Туб. Инф. -0,61 — -0,36 — —1. Девушки 1985
  386. Пат. ЖКТ 0,0 -0,31 -0,08 — 0,24
  387. Пат. Зрения — -0,60 -0,02 — 0,03
  388. Туб. Инф. — -0,58 -0,13 — -0,331. Юноши 1986
  389. Пат, ЖКТ — — -0,45 -0,61 —
  390. Пат. Зрения — — -0,52 -0,61 —
  391. Туб. Инф. — ¦—¦ -0,45 — •—¦1. Девушки 1986
  392. Пат. ЖКТ -0,61 — -0,06 — —
  393. Пат. Зрения -0,61 — 0,09 — —1. Туб. Инф. — — -0,36 — —1. Группа Значение признака
  394. Группа (числ.) Рука Антропометрические показатели
  395. Среднее 3. Макс. 4. Мин 5. Дисперсия 6. Мода1. Юноши 1984 г. р. 1. п 43,4 50 36 34,5536 36л 38,3 44 26 35,9286 421. п 40,7 50 26 65,7889 40л 36,4 46 18 78,9333 40
  396. I, а п 39 58 22 100,1538 38л 33 44 16 84,1539 42 381. Девушки 1986 г. р. 1. п 23,3 30 18 16,2424 24л 23,7 30 18 15,697 201.I п 25,2 40 16 46,36 26л 23,3 38 16 35,897 201.I, а п 22 26 16 12,800 24л 18,33 24 16 10,2667 16
  397. Группа Антропомет шческие показатели
  398. Среднее 3. Макс. 4. Мин 5. Дисперсия 6 Ср. квадр. отклонение 7. Мода1. Юноши 1984 г. р. 1.4,15 5,3 2,6 0,6203 0,79 41. 4,2 5,3 3,1 0,3426 0,59 4,3
  399. I 3,9 5,5 2,4 0,6203 0,79 3,51. 3,8 5,5 2,6 0,6281 0,79 3,61. Девушки 1984 г. р. 1.2,85 3,5 2,4. 0,175 0,42 2,61. 3,1 4,9 2,3 0,4881 0,7 2,8
  400. I 2,5 3,5 1,6 0,3486 0,59 2,61. 2,6 3,5 1,6 0,2334 0,48 31. Юноши 1985 г. р. 1.3,7 4,5 2,3 0,6507 0,81 41. 3,4 4Д 3 0,3433 0,59
  401. I 3,4 4,5 2,5 0,3419 0,59 41. ia 3,9 5,0 2,6 1,3000 1,14 1. 3,5 5,6 2,3 0,7843 0,89 3,51. Девушки 1985 г. р. 1.2,8 3,5 2,2 0,2427 0,89 2,41. 2,73 2,9 2,4 0,0492 0,22 2,8
  402. I 2,68 3,8 1,5 0,2647 0,52 2,51. 2,86 3,5 2,1 0,1703 0,41 31. Юноши 1986 г. р. 1.3,3 4,5 1,6 0,7861 0,89 3,6
  403. I 3,5 4,5 2,5 0,3474 0,59 3,31.ia 4,1 6,4 2,6 1,1656 1,08 1. Девушки 1986 г. р. 1.2,5 3 1,6 0,1408 0,38 2,6
  404. I 2,97 3,8 2 0,2228 0,47 31. ia 2,87 3,5 2,1 0,3267 0,57 3,3
  405. Доля учащихся с различной степенью гармоничности развития, отношение массы тела к росту (по г. л. апанасенко)
  406. Уровень развития Доля различной степени признака в различных эколого-гигиенических и полово-возрастных группах, %признака Юноши девушки
  407. II III Ша IV I II III Ilia IV1. Все возраста
  408. Средний 100 92,0 92,3 100 100 100 77,7 60,9 100 85,4
  409. Ниже 0 8,0 2,6 0 0 0 20,4 34,4 0 14,6среднего
  410. Низкий 0 0 5Д 0 0 0 1,9 4,7 0 1 984 год рождения
  411. Средний 100 100 90,9 — 100 100 76,5 55,6 — 80,0
  412. Ниже 0 0 0 — 0 0 23,5 37,0 — 20,0среднего
  413. Низкий 0 0 9Д — 0 0 0 7,4 — 1 985 год рождения
  414. Средний 100 93,3 85,8 100 100 100 69,2 63,3 — 80,6
  415. Ниже 0 6,7 7Д 0 0 0 30,8 33,8 — 19,4среднего
  416. Низкий 0 0 7Д 0 0 0 0 2,9 — 1 986 год рождения
  417. Средний — — 100 100 — 100 80 57,6 100 —
  418. Ниже — — 0 0 — 0 16,7 35,7 0 —среднего
  419. Низкий — — 0 0 — 0 3,3 6,7 0 —
Заполнить форму текущей работой