Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты организации досуга детей старшего дошкольного возраста средствами-социально культурной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагоги должны способствовать возникновению устойчивых увлечений, продолжать развивать творческие способности, мышление, воображение, память и т. д. Содействовать посещению художественных студий в зависимости от интересов каждого ребенка. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности. Помогать разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям… Читать ещё >

Теоретические аспекты организации досуга детей старшего дошкольного возраста средствами-социально культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста

На протяжении последних лет педагоги, психологи всё настойчивее ставят вопрос о необходимости формирования социально-сбалансированной культурной среды. При этом особое внимание уделяется досугу как одной из многочисленных сфер социально-культурной деятельности. Организованный, он может органично сочетать в себе, наряду с традиционными, и такую функцию, как социальная адаптация.

Сфера досуговой деятельности насыщается конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства. Приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением детей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества [13, С.6]. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. Досуговая активность расширяет коммуникативные связи, возможности интеллектуального и физического развития детей старшего дошкольного возраста. Приобщение к активной досуговой деятельности позволяет ввести рациональное распределение времени, сил и дает возможность ребенку целенаправленно реализовать свободное время.

Основу организации досуга составляют разнопрофильные досуговые программы. Такие программы как, информационно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные, базируются на активных, часто нетрадиционных формах работы в дошкольных учреждениях. Эти программы способствуют сплочению детей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формировании здоровой психики, настроения, развитии творческой инициативы и самостоятельности. В этом и состоит суть организации досуга.

Специфика досуговой деятельности старших дошкольников заключается в ее эмоциональном окрасе, доминировании личных интересов, склонностей личности, отсутствии аверсивного контроля. Досуговая деятельность самоценна, она не является подготовкой к другой деятельности, а в идеале служит развитию способностей, реализации интересов, духовному развитию личности.

Досуговая деятельность занимает одну из важнейших мест в жизни каждого человека, поэтому в практической деятельности выделяют досуговую деятельность, которая направлена на формирование, осуществление и реабилитацию жизненных сил человека.

Организация досуга и досуговой деятельности начинается в дошкольных учреждениях.

Виды досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста многообразны, их можно классифицировать как: отдых, развлечения, праздники, творчество, самообразование и др.

В настоящее время большинство ученых не разделяют, а наоборот, более полно идентифицируют понятия «досуг» и «свободное время». Практически они слились. [Т. Г. Киселева, Ю.Д.Красильников/ Социально-культурная деятельность: Учебник. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.(147С.)].

Сфера досуга, свободного времени всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследует характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребление и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. [Воловик И.В., Воловик В. А. Педагогика досуга. — М.: Флинта. 1998].

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Обоснование этого положения можно найти в работах древнегреческих философов и, в частности, в «Политике» и «Никомаховой этике» Аристотеля, где свободное время связывается со свободной жизнедеятельностью человека. Ш. Фурье, В. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положение о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности. Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я».

Один из современных и виднейших американских теоретиков свободного времени М. Каплан считает досуг временем самоцельной деятельности человека, которое представляет возможность для отдыха, развития личности и служению обществу.

Обоснование досуговой деятельности как одного из ведущих видов деятельности детей, по мнению В. А. Воловик, исходит из следующих принципиальных позиций:

  • — личность есть совокупность общественных отношений. В процессе деятельности ребенок постоянно вступает в контакт со сверстниками. В результате этих контактов (как непосредственных, так и опосредованных) у него вырабатывается целый ряд отношений к окружающему миру, к обществу, к самому себе. Качественная сторона этих отношений определяет направленность личности, количественная — ее силу и целостность;
  • — общественные отношения реализуются в деятельности детей старшего дошкольного возраста. Личность ребенка возникает, формируется, развивается и существует в многообразных видах различной деятельности;
  • — основным структурным элементом любой деятельности детей старшего дошкольного возраста является ее действительный мотив. Деятельность реализуется исходя из целой группы мотивов. Однако при этом существует мотив доминирующий, рассматриваемый как действительный. Мотив может быть обусловлен внешними факторами, а также внутренними побуждениями дошкольника;
  • — досуг — это время, остающееся у ребенка после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью. Иначе говоря, досуг — это временный период, освобождающий детей от обязательных дел.

Однако это не означает, что досуг реализуется бездеятельно. Специфической деятельностью в этой временной сфере является досуговая деятельность детей старшего дошкольного времени, действительным мотивом которой является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом — ее осуществление. В процессе реализации досуговой деятельности дошкольника осуществляется удовлетворение потребностей, которые не могли быть удовлетворены в процессе учебной, трудовой деятельности и связанных с ними занятий.

Действительный мотив — общая специфическая особенность для всех видов занятий на досуге деятельности детей старшего дошкольного возраста. Различаются они по предмету. Существует многообразие предметов досуговой деятельности дошкольников. По данным японских социологов их насчитывается более полумиллиона. Предметы досуговой деятельности детей старшего дошкольного времени не предполагают сравнительного анализа. Они могут исследоваться с точки зрения сравнения временных, финансовых затрат, возможностей и условий реализации, количества человек, принимающих участие и т. д.

М.В.Фирсов, Е. Г. Студенова выделяют следующие характерные черты досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста: она осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой; обусловлена национально-этническими региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов; отличается глубокой личностной направленность; носит гуманистический, культурологический, развивающий характер. Они выделяют два вида ценностных характеристик досуговой деятельности дошкольников: положительную (направленную на позитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидууму или обществу в целом).

В.А. Воловик выделяет следующие специфические особенности досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста:

Во-первых, ее действительность, мотив — потребность личности в самом процессе этой деятельности;

  • · Во-вторых, она может быть разнообразна по своему предмету;
  • · В-третьих, в отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;
  • · В-четвертых, досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный. [Воловик И.В., Воловик В. А. Педагогика досуга. — М.: Флинта. 1998]

Особенности досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста создают определенную структуру досуга, соответствующую прогрессивному усложнению и развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью. При этом уровень отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в нее, степенью духовной активности.

Поскольку уровень реализуемой деятельности определяется уровнем развития личности, так как педагогической деятельностью в сфере досуга является повышение этого уровня, то есть педагогический процесс в сфере досуга представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста, планомерный перевод ее на более высокий уровень. [Воловик А.Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга С. 11].

Организация досуга детей старшего дошкольного возраста — это одна из функций социально-культурной и культурно — досуговой деятельности.

Сама по себе досуговая деятельность детей старшего дошкольного возраста представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях — способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец материальная база и финансовое обеспечение. Горбатова И. И. Новые модели клубной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2002. — С. 3.].

Досуговая активность расширяет коммуникативные связи, возможности интеллектуального и физического развития детей старшего дошкольного возраста. Приобщение к активной культурно-досуговой деятельности позволяет ввести рациональное распределение времени, сил и дает возможность ребенку целенаправленно реализовать свободное время. Основу организации досуга составляют разнопрофильные досуговые программы. Такие программы как, музыкально-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные, базируются на активных, часто нетрадиционных формах работы в дошкольных учреждениях. Эти программы способствуют сплочению детей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формировании здоровой психики, настроения, развитии творческой инициативы и самостоятельности. В этом и состоит суть организации досуга.

Таким образом, особенностью работы по программам является диалоговость, активное взаимодействие взрослого и ребенка, взаимодействие детей друг с другом.

Главными в организации досуга детей старшего дошкольного возраста являются взрослые.

Педагоги должны способствовать возникновению устойчивых увлечений, продолжать развивать творческие способности, мышление, воображение, память и т. д. Содействовать посещению художественных студий в зависимости от интересов каждого ребенка. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности. Помогать разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать детали костюмов, декорации и различные атрибуты. Учить водить хороводы, петь песни, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Продолжать учить самостоятельно рисовать, лепить, создавать поделки из природного материала; обучать рукоделию; учить сочинять стихи, сказки, песни, мелодии и танцы, импровизировать.

Таким образом, изучив досуговую деятельность детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующее. Сфера культурно — досуговой деятельности насыщается дидактическим материалом из различных видов искусства. Развивающие технологии, связанные с включением детей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества, оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации. Досуговая деятельность расширяет возможности интеллектуального и физического развития детей старшего дошкольного возраста. Досуг детей организован средствами социально-культурной деятельности, такой как художественная деятельность, спортивные увлечения, экскурсии, беседы, праздники, игры, развлечения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой