Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы и методика преподавания факультативного курса «Психология творчества» в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Цель современного образования определяется как развитие личности ученика, раскрытие его творческого потенциала. В связи с ориентацией на развитие личности преодолевается технократический подход в образовании, идет его гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация образования включает в себя предоставление каждому ученику возможности реализации потребности в самоутверждении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Педагогическая деятельность как творческая деятельность
    • 1. 2. Развитие творчества будущего учителя в рамках современных подходов к профессиональному образованию
    • 1. 3. Дидактические основы применения факультативных занятий с целью развития творчества у студентов
  • ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»
    • 2. 1. Теоретические основы содержания факультативного курса
    • 2. 2. Межпредметные связи факультативного курса «Психология творчества» с дисциплинами психолого-педагогического и методического циклов
    • 2. 3. Методическая характеристика курса «Психология творчества»
    • 2. 4. Результаты апробации курса
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Теоретические основы и методика преподавания факультативного курса «Психология творчества» в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Цель современного образования определяется как развитие личности ученика, раскрытие его творческого потенциала. В связи с ориентацией на развитие личности преодолевается технократический подход в образовании, идет его гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация образования включает в себя предоставление каждому ученику возможности реализации потребности в самоутверждении при использовании щадящих технологий обучения и воспитания. Гуманитаризация образования предполагает приобщение личности ко всем сферам общественного сознания и включение ее в соответствующие виды творческой деятельности и общения. Во всех звеньях обучения логика уравнивается в правах с интуицией, признается, что гуманитарное знание не менее необходимо ученику любого возраста, чем естественно-научное. Гуманизацией и гуманитаризацией образования обусловлено возрастание роли предметов эстетического цикла в школе и, соответственно этому, роли педагога-художника, что делает весьма актуальной проблему совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа.

На уроках искусства происходит включение детей в художественно-творческую деятельность и постижение ими произведений искусства, результатов художественного творчества, накопленных мировой культурой. Педагогическое руководство этими процессами требует помимо общей еще и специфической психологической грамотности учителя изобразительного искусства: знания основ психологии творчества, понимания психологического содержания художественно-творческой деятельности. Стимулировать творческое развитие ученика может учитель, который сам является творческой личностью, носителем общей и профессиональной культуры. В профессиональной подготовке все большее значение приобретает развитие творческой индивидуальности будущих учителей, побуждение студентов к самопознанию и самосовершенствованию. Последнее также с необходимостью требует ознакомления их с природой и закономерностями творческого процесса.

Психология творчества как обязательный предмет в учебном плане педагогического колледжа отсутствует, хотя не все выпускники художественно-графического отделения становятся студентами соответствующих факультетов вузов. Между тем, еще в 1916 г. журнал «Известия Общества преподавателей графических искусств», поднимая вопрос о воспитании личности учителя, писал: «Для учителей рисования совершенно необходимо то, что принято зависимо или независимо от диплома, называть высшим образованием в самом широком смысле этого слова.» .

Восполнить недостающие выпускникам педколледжа знания можно, предложив им курс «Психология творчества» в составе вариативной части учебного плана среди других предметов по выбору, факультативных курсов.

Проблемой исследования явилась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания факультативного курса «Психология творчества». Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования — учебный процесс на художественно-графическом отделении педагогического колледжа, ориентированный на повышение эффективности профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и черчения.

Предмет исследования — содержание и методика преподавания факультативного курса «Психология творчества» .

Гипотеза исследования включает в себя положение о том, что факультативный курс «Психология творчества» будет способствовать формированию профессиональной компетентности студентов художественно-графического отделения, если:

— его содержание будет предполагать установление межпредметных связей с предметами психолого-педагогического и методического циклов;

— творчество и творческий процесс в содержании факультативного курса будут рассматриваться с позиций личностно-деятельностного подхода в проекциях философии, психологии, педагогики.

В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработанности проблемы развития творчества в системе профессиональной подготовки учителей.

2. Определить дидактические основы факультативных занятий как вариативной части учебного плана, способствующей развитию творчества у будущих учителей.

3. Разработать содержание и экспериментально проверить эффективность факультативного курса «Психология творчества» .

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы;

— психолого-педагогический эксперимент;

— беседа, анкетирование, тестирование.

Исследование проводилось с 1993 по 1998 год. На первом этапе (1993;1995 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая литература с целью анализа проблемы творчества, разрабатывалась программа факультативного курса «Психология творчества», проводился отбор и методическое оформление его содержания.

На втором этапе в ходе экспериментального преподавания курса (три цикла) корректировались теоретические положения курса, уточнялись методы и формы работы на факультативных занятиях (1995;1997 гг.). В начале и в конце эксперимента проводились «замеры» уровня принятия себя, принятия позиции учителя, коммуникативного взаимодействия студентов-практикантов с учащимися, осведомленности в области специальных психолого-педагогических знаний и других профессионально значимых качеств у студентов экспериментальной и контрольной групп.

На третьем этапе анализировались результаты эксперимента, оформлялось диссертационное исследование (1997;1998 гг.).

Методологической основой исследования явились труды известных ученых-философов, педагогов, психологов, посвященные природе творчества и структуре творческого процесса, психологии личности художника, психологии и педагогике детского художественного творчества, а также положения психологической науки о личностно-деятельностном подходе в общем контексте основных тенденций развития современного образования.

При рассмотрении подходов к развитию творчества будущих учителей мы опирались на труды В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, И. А. Колесниковой, В. А. Сластенина и др.

При определении дидактических основ факультативных занятий большое значение имели труды отечественных дидактов В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.

Методологической основой разработки содержания факультативного курса «Психология творчества» стали работы отечественных психологов Е. А. Басина, J1.C. Выготского, Я. А. Пономарева, П. В. Симонова, И. В. Страхова, М.Г. Яро-шевского, а также исследования в области психологии детской изобразительной деятельности Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева, B.C. Кузина, М.В.

Осориной, исследования в области теории и методики эстетического воспитания и художественного образования Г. В. Беды, Е. В. Шорохова, Н. Н. Ростовцева, Т. Я. Шпикаловой, А. А. Унковского и др.

На защиту выносятся:

1. Обоснование целесообразности включения в учебный план художественно-графического отделения педагогического колледжа факультативного курса «Психология творчества» .

2. Содержание программы факультативного курса.

3. Совокупность методических приемов реализации программы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены теоретические основы факультативного курса «Психология творчества», содержание которого существенно дополняет содержание традиционных психологических курсов и способствует совершенствованию подготовки будущих учителей в условиях педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе обобщения опыта экспериментального преподавания предложены методические рекомендации, которые используются преподавателями психологии при разработке аналогичных курсов для студентов других специальностей. Результаты исследования находят применение при создании программ курсовой переподготовки учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, которые выступают в роли организаторов художественно-творческой деятельности детей.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов обеспечивается использованием современных достижений психолого-педагогической науки, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, комплексом взаимосвязанных методик исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на методических семинарах в Сыктывкарском педагогическом колледже, в общеобразовательных и художественной школах города Сыктывкара (1995, 1997), на межвузовских республиканских научно-практических конференциях (1997, 1998).

Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического отделения Сыктывкарского педагогического колледжа.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. О специфике психологической подготовки студентов художественно-графического отделения // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми» .- Сыктывкар, 1997. С. 134−136.

2. Роль факультативного курса «Психология творчества» в профессиональной подготовке студентов // Материалы научных трудов межвузовской научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы студенчества на рубеже XXI века». — Сыктывкар, 1998. С. 174−176.

3. Психология творчества: методическое пособие для студентов.- Сыктывкар, 1998.97 с.

Результаты исследования, проведенного во время апробации программы курса говорят в пользу своевременности, полезности его содержания и применимости как в сфере профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и черчения, так и в системе переподготовки учителей, в системе психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников и школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Педагогическая деятельность является деятельностью творческой, причем педагогическое творчество, будучи творчеством научным, содержит в себе и художественно-творческие компоненты.

Научность педагогического творчества — в следовании научным принципам и закономерностям, в возможности алгоритмизации решения педагогических задач, технологизации педагогического процесса, в использовании научно обоснованных методов и форм обучения и воспитания. Как искусство педагогическая деятельность публична, импровизационна, требует таланта, творческого эмоционального состояния, развитой интуиции, характеризуется красотой педагогического взаимодействия.

Массовость педагогической профессии не позволяет полагаться на то, что в педагогические учебные заведения придут учиться специально отобранные, одаренные педагогическим талантом молодые люди. Видимо, необходимо признать потенциальную состоятельность студентов в плане будущей педагогической деятельности и в ходе профессиональной подготовки продуманно и целенаправленно формировать их творческую индивидуальность. Именно учителя, осознающие себя творческими личностями, нужны современной школе в условиях перехода к личностно-ориентированному обучению. Школ, а будущего мыслится многими исследователями и практиками как творческая лаборатория, в которой под чутким и грамотным руководством педагогов происходит творческое развитие учащихся. Уже сегодня нужно готовить студентов к осуществлению инновационных образовательных процессов.

Становление будущего учителя, как творческой личности — процесс непрерывный и системный. Ядро профессиональной подготовки составляют знания из области педагогики и психологии. Стандартный минимум этих знаний, базовый для подготовки специалиста любого профиля, расширяется и обогащается за счет разнообразных факультативных курсов, которые учитывают личные интересы студентов, специфику их будущей педагогической деятельности.

Специфика будущей профессиональной деятельности студентов художественно-графического отделения такова, что им предстоит выступить в роли организаторов художественно-творческой деятельности детей, осуществлять педагогическое руководство восприятием произведений искусства. Это создает предпосылки для того, чтобы в системе професиональной подготовки учителей изобразительного искусства и черчения были востребованы знания о психологии творчества.

Апробация факультативного курса «Психология творчества» показала актуальность его содержания и эффективность методики преподавания, дидактическую основу которой составили межпредметные связи со смежными дисциплинами, положения отечественной дидактики об активных методах и формах обучения. В ходе экспериментального преподавания подтверждена гипотеза о положительном влиянии данного курса на профессиональное становление будущих учителей изобразительного искусства и черчения.

Дальнейшая работа над совершенствованием программы данного курса, на наш взгляд, состоит в усилении его практической направленности и углублении межпредметных связей с методикой преподавания изобразительного искусства и историей искусств: это организация научно-исследовательской работы студентов художественно-графического отделения в студиях эстетического воспитания и в художественной школе по изучению процессов детского изобразительного творчества и педагогического руководства детской изобразительной деятельностью, это координация учебных планов курса и смежных предметов — определение тем бинарных уроков, совместных уроковнаблюдений. Представляет интерес и продолжение исследования по изучению влияния ознакомления с содержанием данного курса на профессиональное становление выпускников художественно-графического отделения, на их адаптацию к условиям работы в школе, детском саду, изостудии.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Факультативные курсы в системе профессиональной подготовке будущих учителей отвечают общей тенденции развития учебных планов в сторону некоторого сокращения обязательных занятий и увеличения числа занятий по выбору. Будучи каналами обогащения содержания профессионального образования, факультативные курсы дают возможность каждому студенту углубить и расширить свои познания в заинтересовавшей его области.

Отличаясь подвижностью и новизной в тематике, свободой в методике, факультативные занятия, с одной стороны становятся творческой лабораторией для преподавателя, где он может опробовать разные модели учебного процесса, с другой — позволяют приобщить студентов к научно-исследовательской работе, что особенно важно в условиях колледжа, ставшего первой ступенью высшего образования. Более основательная научная проработка материала, проведение миниис-следований способствует подготовке студентов к восприятию научного творчества как необходимой составляющей педагогической деятельности.

2. Факультативный курс «Психология творчества» в системе подготовки учителей изобразительного искусства и черчения в педагогическом колледже имеет выраженную профессиональную направленность, поскольку вооружает студентов знаниями о научном и художественном творчестве, о детском изобразительном творчестве. Ориентация на то, что каждый этап последнего самоценен, несет в себе философский и психологический смысл, имеет большое значение для развития гуманистической направленности личности педагога-художника.

Интегрируя в своем содержании знания из области философии, психологии, педагогики, данный курс способствует формированию целостного знания о личности, творчестве, педагогическом процессе и соответствующего этому знанию профессионально компетентного поведения. Ознакомление с данным курсом способствует формированию творческого отношения к учебной и профессиональной деятельности, принятию студентами позиции учителя, способного к творческому диалогу с учеником, повышению уровня осведомленности в области психолого-педагогических знаний, необходимых педагогу-художнику.

3. Факультативный курс «Психология творчества» побуждает студентов к профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, что отвечает цели современного педагогического образования.

4. В ходе экспериментального опытного преподавания курса зарекомендовали себя как эффективные следующие формы работы со студентами:

— лекции с элементами беседы;

— семинары-дискуссии;

— психологическое комментирование и обсуждение литературных, публицистических, мемуарных текстов;

— психологический анализ детских рисунков;

— наблюдения и самонаблюдения за процессами художественного творчества;

— написание рефератов и курсовых работ.

Заинтересованное отношение к этим видам работ и выражение студентами намерения продолжить самообразовательную работу в области психологии творчества свидетельствует об осознании будущими учителями необходимости полученных знаний.

5. Результаты проведенного исследования доказывают эффективность разработанного содержания и методики преподавания факультативного курса «Психология творчества» для личностного развития будущих учителей изобразительного искусства и черчения, для подготовки их к качественному осуществлению профессиональных функций в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология.-М.:Раритет, 1997. — 703с.
  2. Аристотель. Собр. соч. В 4 Т.-Т.1-М.: Мысль. 1975.- 550 с.
  3. А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Взаимоотношения естественно-научного и гуманитарного знания// Философско-психологические проблемы развития образования.- М.:Интор, 1994.- С. 67 84
  4. А. Подросток глазами философа // Искусство в школе 1995.- № 2 .- С. 2−12.
  5. Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности II Советская педагогика. -1986.- № 4.- С. 91 95
  6. С.В., Немцов И. Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. -М.: Искусство, 1967. 144с.
  7. Г. Л. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности.- Омск: ОГИФК, 1990. 186 с.
  8. А.В. Художественное творчество и воспитание . М., 1925.
  9. А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.- 389с.
  10. О. Талант исследователя // Лит. газета. -1967.- № 10.- СП.
  11. В.А. Психология художественного творчества: личностный подход. М: Знание, 1985.-64с.
  12. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972.- 470с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424с.
  14. Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд." — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981 .- 239с.
  15. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Правда, 1989. -607с.
  16. Е.В. Формирование методологической культуры учителя II Методология педагогики. Сб. Статей. Выпуск 4 .- М.:Педагогика.- 1997. С. 21 -27.
  17. М.Н. Гуманитаризация образования: направления и проблемы // Педагогика.- 1996.- № 4.- С. 23−27.
  18. Н.Б. Специфика искусства . М.: Искусство, 1984.
  19. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб., 1910.
  20. В.Г., Викентьев И.л., Модестов С. Ю. Встреча с чудом. Спб.: Изд-во Буковского, 1995. — 59с.
  21. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал.- 1995.- Т. 15.- № 5 .- С. 49−58.
  22. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов-на Дону: изд. РГУ, 1983.
  23. А.А., Рудкевич J1.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека //Педагогика.- 1995.- № З.-С. 19 23.
  24. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / /Педагогика.- 1995.- № 4.-С. 29 36.
  25. Н.Е., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. М., 1992. -58с.
  26. И., ГлушаковаЮ. Кипренский. М.: Молодая гвардия. 1990. — 365с.28. Бубер М. Я и Ты. М. 1993.
  27. В.А. Учитель и общество // Педагогика.- 1996.- № 5.- С. 60−63.
  28. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика.- 1997.- № 3.- С. -15−19.
  29. Д., Мах. Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий // Вопросы психологии.- 1989.- № 3.- С. 7579.
  30. С.Г. Диалектика творческого процесса / Художественное творчество и психология. -М.: Наука. 1991. С. 3−10.
  31. А.В., Молдавану И. В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры. / Интуиция, Логика. Творче-ство.Отв.ред.М. И. Панов -М.: Наука, 1987.- С. 54−64.
  32. Вопросы лекционного преподавания. Методические рекомендации. Уфа.-1974.-44с.
  33. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение, 1991 .-238с.
  34. Л.С. Психология искусства.-М.Педагогика, 1987.-344 с.
  35. Л.С. Избранные педагогические произведения .-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1966 51с.
  36. В.В. Учитель: профессиональная духовность II Педагогика. -1995. -№ 2.- С. 48 52.
  37. Л.Г., Железновский Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов// Педагогика. -1996.- Msl.- С. 61 66.
  38. Гегель Эстетика. Т. 1. — М.: Искусство, 1968. — 312 с.
  39. И.Ф. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1940.
  40. . Что такое психология? В 2-х Т. Т.1. — М.:Мир, 1996.-С.414−442.
  41. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика .-1996. № 6.- С. 63−69.
  42. JI. Несколько слов о стандартах в педагогике // Искусство в школе. -1993, — № 5 С. 60−61.
  43. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе .-1993.-№ 1.- С.15−21.
  44. Гуревич П. С .Философская антропология-.учебное пособие.-М.:Вестник, 1997.-448с.
  45. П.С. Философская антропология Сартра // Философские науки .-1989.-№ 3.- С. 81−89.
  46. Ю.Н. Искусство как социологический феномен.- М.: Искусство. -1984. -С. 215.
  47. Е.И. Искусство средних веков и возрождения . М.: Сов. труженик.-1984.-271 с.
  48. А. Избр. соч. М.: Учпедгиз. 1956. С. 178−179.
  49. Духовность, художественное творчество, нравственность/ материалы круглого стола // Вопросы философии .- 1996.- № 2 .- С. 26.
  50. А.Ф. Границы искусства . М.: Искусство, 1987. — 318 с.
  51. В. И. Закирова А.ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования// Методология педагогики. Сборн. статей. Выпуск 4 .- М.: Педагогика, 1997. 50−57.
  52. В.И. Педагогическое творчество учителя . М.: Просвещение, 1987.- 159 с.
  53. В.И. Психология творчества / Художественное творчество и психология ,-М&bdquo- 1991 .- С.158−168.
  54. Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте междуполушарного взаимодействия/ Бессознательноя природа: функции, методы исследования: В 4 Т.-Т4,-Тбилиси:Мецниереба, 1985. С. 224- 235.
  55. Л.Р. Психология детства . Екатеринбург: Деловая книга, 1995.265 с.
  56. Л.Л. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. — С.56.
  57. Е. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.- 323 с.
  58. Искусство и дети / Редактор составитель Шестаков В. — М.: Искусство, 1969. -272с.
  59. JI. Раскрыть душу ребенка // Искусство в школе .- 1991№ 2 .С. 35- 37.
  60. М.С. Социальные функции искусства . JI. Искусство, 1978. -34 с.
  61. В., Новак Т. Сам себе психолог. Спб.: Питер Пресс, 1994. — 234 с.
  62. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности . -М.: Изд- во Акад. педаг. наук, 1959. 304 с.
  63. Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве II Вопросы философии, — 1996.- № 10 .- С. 103−113.
  64. Я. А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956.- С. 297.
  65. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы// Педагогика.- 1992.- № 5−6 .-С. 71−78.
  66. Е.Т. Психолого- педагогические функции вопроса в обучении // Среднее спец. образ, — 1991.- № 6.- С. 28−30.
  67. B.C. Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство: Учебник для 1−2-класса.- М., Дрофа, 1996. 240 с.
  68. B.C. Психология .- М.: Агар, 1997.-304 с.
  69. Кузин В. С Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах учеб. пособие для учащихся пед. уч.-щ. по спец. № 20 001"Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы.» М.: Просвещение, 1984. -319 с.
  70. B.C. Вопросы изобразительного творчества . М.: Просвещение, 1971. -144 с.
  71. П.Г. Идея межпредметных связей в истории педаогики II Сов. педагогика.- 1964.-№ 12.-С. 87−99.
  72. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения . М.:
  73. Просвещение, 1981.- 95 с.
  74. В.Е. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977, — 62 с.
  75. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей II Сов. педагогика -1972.-№ 5.-С 48−56.
  76. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя II Педагогика. -1996, — № 6.- С. 82−88.
  77. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учители // Сов. педагогика. -1990.- № 8, — 55−63.
  78. А. Н. Матис Т.А. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения . М.: Просвещение, 1990. -191 с.
  79. М.Е. Искусство как процесс.- М.: Просвещение, 1971. С. 66−70.
  80. Мастера искусств об искусстве .- Т. 2. М.: Искусство, 1971. — С. 66−70.
  81. В.Г. Нетрадиционная педагогика / Вульфов В. В. Иванов В.Д. Основы педагогики .М.: Изд-во РАО, 1997.-С- 181−191.
  82. В. Беседы о больных вопросах учителей рисования // Известия ОПГИ 1916.-№ 3-С. 71.
  83. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта . М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
  84. Т. Переживая кризис, ребенок развивается// Искусство в школе. -1995.-№ 3-С. 12−15.
  85. Некрасова Каратеева О., Осорина М. Психологическая природа детского рисования // Искусство в школе.- 1995.- № 3- С.62−66.
  86. Н.Д., Кан-калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству// Сов. педагогика.- 1987.- № 6, — С. 105−108.
  87. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972.- 155 с.
  88. Л.Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы.М.: Тривола, 1995. 357 с.
  89. Павлов И. П Избр. произв. М., 1950.-С. 149.
  90. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов -на- Дону: Феникс, 1996. 609 с.
  91. . О природе креативности. // Вестн. МГУ, — СЕР. 14.-Психология.1996.-№ 3-С. 8−16.
  92. А.И. Педагогическое образование: цели, задачи и содержание// Сов. педагогика. 1995, — № 4.- С. 59−63.
  93. И. Смысл творчества. Минск: Элайда, 1997. — 174 с.
  94. Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества/ Интуиция, логика, творчество.Отв.ред.М. И. Панов М.: Наука, 1987.- С. 5 — 23.
  95. Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин// Вопросы психологии.-1995.-№ 3.- С. 31−41.
  96. А. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе . М.: Педагогика, 1990. -160 с.
  97. С. X. Левитан. Серия ЖЗЛ. Выпуск 20. М.: Молодая гвардия, 1980. — 326 с.
  98. А. О науке.М.: Наука, 1983.- С. 60.
  99. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск., 1994.
  100. Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве II Педагогика. -1995.- № 4.- С. 114−116.
  101. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. пособ. для студ. худ- граф. фак. пед. ин- в.- М.: Просвещение, 1974. 246 с.
  102. Н.Н., Терентьев А. И. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учебное пособие для худ. граф. фак. пед. ин-в.- М.: Просвещение, 1987.- 174 с.
  103. Ротенберг В, С. Две стороны одного мозга. / Интуиция, логи ка, творчество.Отв.ред.М. И. Панов.- М.: Наука, 1987.- С. 36 54.
  104. B.C. Активность сновидений и проблема бессознательного / Бессознательное: природа, функции, методы исследованиям 4 Т.-Т.2. Тбили-си:Мецниереба, 1985. — С. 99−111.
  105. И.П. Рисование в дошкольном детстве. М: Просвещение, 1966.-216с.
  106. Ю.А. Очерки психологии ума.- М. Наука, 1962. — С. 298.
  107. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика.- 1996.- № 4.- С. 63- 66.
  108. Г. От мечты к открытию: как стать ученым? /Пер. с англ. Н.И. Вой-скунской-М., 1987.-366с.
  109. В.Д. «Новая» парадигма и подхолы к практике / Вульфов В. З., Жда-нов.В. Д. Основы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 1997- С. 185- 209.
  110. И.Г. Опросник терминальных ценностей Ярославль: Содействие, 1991, — 20 с.
  111. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика.- 1997,-№ 3,-С. 40−45.
  112. Сериков В. В Личностно- ориентированное образование II Педагогика.- 1994,-№ 6.- С.-16−21.
  113. Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера.- Спб., 1993.- 154 с.
  114. Е.В. Опыт реориентационного тренинга. Спб., 1995.- 249 с.
  115. А. Диалог в воспитании II Народное образование. -1989.- № 10−1I.C. 110−114.
  116. П.В. Мозг и творчество. // Вопросы философии. -1992.- № 11.- С. 3−24.
  117. П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии / Психология процессов художественного творчества.Отв.ред.Б. С. Мейлах и Н. А. Хренов Л.: Наука, 1980.-285с.
  118. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984. -95 с.
  119. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя. // Сов. педагогика. -1975.- Mb 1, — С. 83- 93.
  120. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.- С. 307.
  121. Соколов Е. В. Культура и личность.-Л., 1972.-С.97−98.
  122. А.С. О типологии методов художественного мышления /Художественный тип человека. М: Изд-во Рос. АН, 1994.- С. 52- 66.
  123. Д. Приручи своих драконов. Спб.: Питер, 1997.- 473 с.
  124. Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972. — С.239- 244.
  125. Л.Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественной деятельности. М., 1985.- 413 с.
  126. И.В. Психология творчества. Саратов, 1968.
  127. А. Ритмы и алгоритмы. М.: Молодая гвардия, 1986. — 223 с.
  128. Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 30. М.: 1951.- С. 150.
  129. А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учеб. пособ. для худ- граф. фак. пед. ин-в.- М.: Просвещение, 1980 .- 127 с.
  130. Учителю о педагогической технике/ под ред. Л, И. Рувинского.- М.: Педагогика, 1987.- 156с.
  131. К.Д. Соч. Т. 8 М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.- С. 352.
  132. К.Д. Собр. соч. в 6 Т.- Т. 5 М.: Просвещение, 1990.- С. 11−12.
  133. Фейербах Л Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1995. — С.266.
  134. Л. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1955.- С. 417.
  135. Философская энциклопедия. М., 1970. — С. 185.
  136. Е.А. Детский рисунок.- М., 1924.
  137. Е.А. Изобразительное искусство в дошкольном учреждении М., 1934.
  138. Е.А. О детском изобразительном творчестве// Сов. педагогика.-1946.-№ 3,-С. 32.
  139. П. Соловецкие письма // Искусство в школе.-1996.- № 1 -С. 67.
  140. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992.- 159с.
  141. С.С. После перерыва. Пути русской философии.- Спб.: Алетея, 1994.-446 с.
  142. Цапок В. В. Творчество.-Кишинев:Штиинца, 1985.-148 с.
  143. Цейтлин А. Г. Труд писателя.-М., 1958.-С.192−193.
  144. В.Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности // Св. мысль.-1994.-№ 1.-С.75−84.
  145. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // С ов. педагогика. -1991 .-№ 9.-С.80−84.
  146. Шмит Ф. И. Почему и зачем дети рисуют? -М., 1925.-С.113.
  147. А. Афоризмы житейской мудрости.-М., 1989.-С.Ю.151 .Щербаков А.0.0 работе по живописи с детьми среднего возраста //Искусство в школе.-1995.-№ 2.-С. 18−20.
  148. B.C. Изобразительное искусство.Обучение и творчество.-М. .Просвещение, 1968.-271 с.
  149. Е.В. Тематическое рисование в школе.Изд.2-е.перераб. и доп.-М.:Просвещение, 1975.-72с.
  150. Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе:пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1984.-192с.
  151. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 3 классе: пособие для учителя.-М. :Просвещение, 1985.-207с.
  152. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисова-ния:пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1979.-192с.
  153. Н.Е. Культура современного урока.-Смоленск.-1997.-114с. 158. Эйзенштейн С.Избр.произв.:в 6 Т.-Т.1.-М.:Искусство, 1964.-672 с.
  154. Эйзенштейн С.Избр.произв.:в 6 Т.-Т.2.-М.:Искусство.1964.-669 с.
  155. Юнг К. Г. Феномен одаренности /Конфликты детской души.-М.:Канон+ ОИ Реабилитация, 1997.-С. 159−160.
  156. Юнг К. Г. Аналитическая психология и воспитание /Конфликты детской ду-ши.-М.:Канон+ОИ Реабилитация, 1997.-С.69−150.
  157. Яковлева Е. П. Развитие творческого потенциала личности школьни-ка//Вопросы психологии.- 1996.-№ 3-С-28−34.
  158. Якобсон П. М. Психология художественного творчества.-М.:Знание, 1971.-48с.
  159. Ярошевский М. Г. Социальные и психологические координаты научного твор-чества//Вопросы философии.-1995.-№ 12.-С.118−127.
  160. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Вопросы психологии.-1985.-№ 6.-С. 14−26.
Заполнить форму текущей работой