Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе докладов на Российской школе-семинаре «Вопросы социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями» (Екатеринбург, 1999) — на региональной научно-практической конференции «Проблемы охраны здоровья семьи и современные технологии реабилитации на пороге третьего тысячелетия» (г. Лесной Свердловской области, 2000… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование специфики речевого и психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
- 1. 1. Проблема речевого и психомоторного развития детей в младенческом возрасте
- 1. 2. Онтогенез психомоторного развития младенцев в норме
- 1. 3. Особенности психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба в специальной психологии и педагогике
- Глава 2. Технология изучения психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
- 2. 1. Теоретическая и организационная база исследования психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
- 2. 2. Технология изучения психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
- 2. 3. Особенности психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
- 2. 3. 1. Сравнительная характеристика психомоторного развития младенцев при нормальном развитии и младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
- 2. 3. 2. Клинико-педагогическая характеристика младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
- 3. 1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной помощи младенцам, имеющим врожденную расщелину губы и неба
- 3. 2. Содержание коррекционно-развивающей работы с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба
- 3. 2. 1. Основные направления дифференцированной коррекционно-развивающей работы с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба
- 3. 2. 2. Педагогическая помощь родителям, имеющим детей с врожденной расщелиной губы и неба
- 3. 3. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы
Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья [В. В. Коркунов, 1998; В. И. Лубовский, 2001; Н. Н. Малофеев, 1997 и др.], среди которых не последнее место занимают дети с врожденной расщелиной губы и неба. Статистические данные указывают, что распространенность врожденной расщелины губы и неба в различных регионах колеблется от 1: 1000 до 5, 38: 1000 [Е. А. Баландина и соавт., 2002; J1. Т. Баранская и соавт., 2005; С. И. Блохина, 1992; JI. Г. Ворфоломеева и соавт., 2002; А. В. Калюш, 1999; Ад. А. Мамедов, 1998; JI. Е. Фролова, 1967; С. В. Чуйкин и соавт., 2005 и др.].
Большинство исследователей подходят к изучению врожденной расщелины губы и неба как пороку полиморфному, способному влиять на общее моторное и психическое развитие ребенка. Ранние сроки воздействия патогенного фактора резко изменяют условия формирования жизненно важных систем и функций организма: питания, дыхания, восприятия физических звуков, речевосприятия и речепроизводства [Ю. И. Вернадский и соавт., 1978; С. И. Блохина, 1992; Б. Я. Булатовская, 1974; Д. К. Вильсон, 1990; В. А. Виссарионов и соавт., 1994; В. С. Дмитреева, 1968; М. Д. Дубов, 1960; В. П. Козлова, 1999; С. П. Кондрашев, С. В. Дьякова, 2002; Н. С. Кузнецова и соавт., 1971; Ад. А. Мамедов, 1998; Э. В. Мамедов, 2002; Е. С. Набойченко, 1999; Д. Г. Степаненко, 2004; JI. Е. Фролова, 1967; JI. В. Харьков, 1999; С. В. Чуйкин и соавт., 2005 и др.].
Применение к детям с ограниченными возможностями здоровья в первые годы жизни лечебно-профилактических мер воздействия направлено на максимально полное восстановление их соматического и психологического здоровья. Высокий восстановительный эффект дает педагогическое воздействие, оказанное в первые годы жизни. Положительный педагогический результат во многом достигается за счет уникальности младенческого возраста для становления ряда функций в процессе психического развития.
Своевременно и качественно оказанная коррекционно-педаго-гическая помощь позволяет устранить или максимально смягчить воздействия первичного дефекта на развитие, тем самым предупредить вторичные нарушения [Е. Ф. Архипова, 1989; JL С. Выготский, 1984; Е. И. Исенина, 1986; Н. Н. Малофеев, 2004; Е. М. Мастюкова, 1992; О. Г. Приходько, 2001; Ю. А. Разенкова, 1997; Е. А. Стребелева, 1996, 2003; Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. JI. Фрухт и соавт., 1989; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995; В. Штрасмайер, 2002 и др.].
Сформировавшийся в мировой практике комплексный подход к лечению и реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба определяет прочные междисциплинарные связи команды специалистов. В последние 10—15 лет многие медицинские центры России по лечению детей с врожденной расщелиной губы и неба проводят хирургическое вмешательство в 3-, 2-, 1, 5-летнем и более раннем возрасте [С. И. Блохина, 1992; Ад. А. Мамедов, 1998; Г. И. Семенченко, 1980; А. Э. Гуцан, 1982 и др.]. Однако все существующие методики коррекции речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба ориентированы на преддошкольный, дошкольный и школьный возраст [JT. И. Вансовская, 1977; Т. В. Васильева, 1998; Т. В. Волосовец, 1995; Т. Ю. Дерунова, 2003;
A. В. Доросинская, 2000; И. И. Ермакова, 1984; А. Г. Ипполитова, 1955;
B. В. Куколь, 1941; Е. Ф. Pay, 1933; 3. А. Репина, 1975; Г. Н. Соломатина, 2003; С. JI. Таптапова, 1964; Г. В. Чиркина, 1987; Р. А. Юрова, 1996 и др.]. Имеющиеся разрозненные данные о доречевом периоде не раскрывают особенностей развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба, отсутствует система коррекционно-педагогической работы, а между тем младенческий возраст является важным сензитивным периодом для развития базисных психологических предпосылок речевого развития [JI. И. Вансовская, 2000; Т. В. Волосовец, 1996; Л. С. Выготский, 2001; А. В. Доросинская, 1996; И. И. Ермакова, 1984; Н. П. Захарова, 1974; С. Л. Рубинштейн, 2000; Г. В. Чиркина, 1987]. В этом периоде логопедическая коррекция происходит опосредованно через стимуляцию динамической возрастной структуры — психомоторного развития. Процесс психомоторного развития характеризуется единством восприятия и движения, включает в себя фазу предварительной ориентировки и фазу исполнения движения [А. В. Запорожец, 1986].
Реабилитация младенцев требует активного участия в ней родителей. Результат педагогической коррекции во многом зависит от систематических домашних занятий родителей с ребенком [Р. Ж. Мухамедрахи-мов, 2001; О. Б. Половинкина, 2005; К. Тингей-Михаелис, 1988; С. Н. Цейтлин, 2000; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995 и др.].
Таким образом, очевидны возникшие противоречия между:
— ранними сроками пластики губы и неба и отсутствием технологии ранней педагогической коррекции психомоторной сферы для данной категории детей;
— недостаточной изученностью особенностей доречевого периода развития детей с врожденной расщелиной губы и неба в младенческом возрасте и необходимостью научного обоснования педагогической коррекции развития в этом периоде;
— необходимостью ранней педагогической коррекции и невостребованным потенциалом родителей в реабилитационном процессе.
Актуальность и выявленные противоречия определили научную проблему исследования, которая заключается в разработке педагогической технологии, способствующей предупреждению недоразвития речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба.
Актуальность, выявленные противоречия и существующая проблема позволили обозначить тему исследования: «Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи».
Объект исследования— психомоторная сфера и педагогические условия ее формирования у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.
Предмет исследования— процесс дифференцированной коррек-ционно-педагогической работы по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как условие предупреждения недоразвития речи.
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать, апробировать и определить эффективность педагогической технологии по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как одного из условий предупреждения недоразвития речи.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу:
— формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба рассматривается как эффективное педагогическое условие предупреждения недоразвития речи;
— проведение дифференцированной коррекционно-педагогической работы по предупреждению недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба предполагает наличие причинно обусловленной взаимосвязи между несформированно-стью психомоторной сферы и недостатками речевого развития;
— предполагается, что формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба может быть обеспечено путем поэтапного развития возрастных психических новообразований, ведущего вида деятельности и активизации потенциала родителей в процессе дифференцированной коррекционно-разви-вающей работы.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1) обосновать необходимость и возможность проведения коррекцион-но-педагогической работы по формированию психомоторной сферы у младенцев, имеющих врожденную расщелину губы и неба;
2) выявить особенности отклонений в психомоторном развитии младенцев с врожденной расщелиной губы и неба, разработать и апробировать скрининг-диагностику психомоторного развития, провести анализ полученных результатов;
3) теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологию ранней логопедической коррекции, нацеленную на предупреждение недоразвития речи путем стимуляции психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба;
4) оценить эффективность педагогической технологии по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— культурно-историческая теория психического развития (JI. С. Выготский);
— концепция деятельности (А. Н. Леонтьев);
— теория развития общения (М. И. Лисина);
— учение о системной организации высших психических функций (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова);
— теория развития произвольных движений (А. В. Запорожец);
— концепция оказания ранней педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями как условия эффективного преодоления и коррекции отклонений в развитии (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева);
— теоретические положения, рассматривающие процесс общения матери и ребенка как межличностное взаимодействие, обусловливающее взаимовлияние и изменение поведения коммуникаторов в процессе их совместной деятельности (Р. Ж. Мухаметра-химов, С. Н. Цейтлин).
Методы исследования определялись теоретическими позициями специальной педагогики и психологии, а также целью и задачами исследования:
— теоретические методы — анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, разработка педагогической технологии на основе синтезированных данных теоретического изучения проблемы;
— эмпирические методы — педагогическое наблюдение, беседа с родителями, педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов и явлений, корреляции выявленных нарушений, контроля эффективности проведенных мероприятий;
— биографические методы — сбор и анализ анамнестических и ка-тамнестических данных, изучение документации (медицинские карты);
— методы математической статистики при обработке экспериментальных данных;
— интерпретационный метод— качественный анализ экспериментальных данных.
Ограничением исследования являются экспериментальная база в рамках обозначенной тематики— Государственное учреждение здравоохранения Детская больница восстановительного лечения «Научно-практический реабилитационный центр «Бонум» «г. Екатеринбурга и возрастной диапазон детей с врожденной расщелиной губы и неба (возраст с рождения до 1 года) без тендерной дифференциации результатов.
Организация исследования. В исследовании участвовало 111 детей 1-го года жизни: из них 86 детей с врожденной расщелиной губы и неба и 25 детей без врожденной расщелины губы и неба. Исследование проводилось в рамках поликлинического приема логопеда в три этапа с 1997 по 2005 г.
На первом этапе (1997—1998 гг.) — поисково-теоретическом — был осуществлен анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по изучаемой проблеме, определены теоретические основы, цель, предмет, задачи, методы исследования.
На втором этапе (1999—2002 гг.) — опытно-поисковом— предусматривалась разработка и апробация в рамках педагогического эксперимента педагогической технологии предупреждения недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.
На третьем этапе (2002—2005 гг.) — обобщающем — проводился сбор катамнестических данных, систематизировались, обобщались, анализировались и описывались полученные результаты, формулировались выводы и практические рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) проведен сравнительный анализ состояния психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба и здоровых младенцеввыявлены и проанализированы особенности психомоторного развития, оказывающие непосредственное влияние на межличностную коммуникацию матери и младенца с врожденной расщелиной губы и неба;
2) теоретически обоснована, разработана и экспериментально апробирована педагогическая технология по предупреждению недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба путем формирования их психомоторного развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные экспериментальные данные позволяют:
— уточнить представления о состоянии психомоторной сферы младенцев с врожденной расщелиной губы и неба;
— расширить представления о разнообразии полиморфных нарушений у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба в зависимости от основного патологического фактора воздействия;
— раскрыть эффективный обходной путь целенаправленной логопедической работы по предупреждению речевых нарушений;
— показать значительные потенциальные возможности родителей в реабилитационном процессе развития младенцев.
Практическая значимость исследования. Предложенная педагогическая технология предупреждения недоразвития речи может быть использована в работе логопеда поликлиники, стационара, реабилитационных центров для детей с врожденной расщелиной губы и неба. Ввиду универсального характера и гибкости моделирования она может найти применение в комнатах здорового ребенка при детских поликлиниках. Как парциальную программу развития ее можно использовать в Домах ребенка. Диагностические фрагменты педагогической технологии могут служить в качестве скрининг-обследования для детей первого года жизни. Результаты исследования могут оказать помощь в подготовке учебно-методических рекомендаций для педагогов и практических рекомендаций для родителей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходной теоретико-методологической базой, основанной на использовании современных данных психологической и педагогической наукивнутренней логикой исследования, обеспеченной в соответствии с целями и задачамикомплексом методов исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатов исследованиядлительностью проведения эксперимента и личным участием автора на основных этапах проведенной работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе докладов на Российской школе-семинаре «Вопросы социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями» (Екатеринбург, 1999) — на региональной научно-практической конференции «Проблемы охраны здоровья семьи и современные технологии реабилитации на пороге третьего тысячелетия» (г. Лесной Свердловской области, 2000) — на семинаре логопедов Свердловской области (Екатеринбург, 2002) — на Третьей всероссийской школе-семинаре «Актуальные вопросы детской сурдологии и слухопротезирования» (Екатеринбург, 2003) — на международной научно-практической конференции «Специальное образование: состояние и перспективы развития» (Екатеринбург, 2003) — на заседании Ученого совета Государственного учреждения здравоохранения Детской больницы восстановительного лечения «Научно-практический реабилитационный центр «Бонум» «(2005) — на заседании кафедры психопатологии и логопедии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета (2006).
По теме диссертационной работы опубликовано 8 печатных работ, получены 2 решения о выдаче патента на изобретение.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В противоположность сложившемуся подходу начинать коррекцию речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба в раннем и дошкольном возрасте разработанная педагогическая технология позволяет рассматривать психомоторное развитие как условие предупреждения речевых нарушений в доречевом периоде (в младенчестве).
2. Не отрицая существующих взглядов на структуру речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба, предложенная педагогическая технология обеспечивает более глубокое раскрытие основного дефекта, предупреждение речевых недостатков и раннее целенаправленное коррекционное воздействие на развитие ребенка.
3. Рассматривая родительское общение как невостребованный резерв развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба, представленная педагогическая технология способствует значительному расширению межличностной коммуникации матери и ребенка для обеспечения его качественной педагогической реабилитации.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложений.
• Выводы по главе 3
1. Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба учитывает возрастные нормативы развития детей 1-го года жизни, отражает особенности развития детей изучаемой категории и предполагает дифференцированный подход к проведению коррекционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба, требует обязательного участия родителей в педагогическом процессе,
3. Катамнестические наблюдения за речевым развитием детей с врожденной расщелиной губы и неба показали, что проведение ранней коррекционно-развивающей работы по формированию психомоторной сферы способствует предупреждению недоразвития речи.
Заключение
В результате проведенного анализа специальной псих.<�олого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования раскрыты основные теоретические положения оказания ранней гх-^даго-гической помощи младенцам с врожденной расщелиной губы ис неба, которые доказывают единую природу порождения психомотор: езого и речевого развития, а также взаимозависимость и взаимообусловленность психомоторного и речевого развития у детей в норме. Освещены факты имеющегося положительного опыта предупреждения нелж^остатков развития и коррекции развития в младенческом возрасте у 1=>азных категорий детей.
Рассматривается одно из условий внедрения в практику ранних операций по устранению врожденной расщелины губы и неба, т^ребующее участия логопеда в реабилитационном процессе на этапе дореч^-вого развития детей, что определило необходимость создания педагогической технологии предупреждения недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.
Педагогическое воздействие на 1-м году жизни у детей с врожденной расщелиной губы и неба направлено на предупреждение вторичного нарушения развития, недоразвития речи посредством формирования наиболее динамичной структуры младенческого возраста— психозмоторной сферы. Процесс психомоторного развития представлен в работе как единство восприятия и движения, включающий в себя фазу ориентировки и фазу исполнения движений.
Для изучения психомоторной сферы детей с врожденной: расщелиной губы и неба в условиях поликлинического приема логопеда. составлена скрининг-диагностика педагогического обследования младенцев при непосредственном участии родителей. В ходе исследования получены достоверно значимые результаты, свидетельствующие об отставани младенцев с врожденной расщелиной губы и неба в развитии психомоторной сферы по параметрам тактильно-орального, тактильно-двигательного, слухового развития, а также о предпочтении более простой схемы межличностного общения. Таким образом, нарушение психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба отмечается не только в фазе исполнения движения, но и в фазе ориентировки, что упрощает характер общения. В результате анализа количественных и качественных результатов психомоторного развития выделены 3 подгруппы детей, у которых психомоторное развитие находится в пределах возрастной нормы (58%), осуществляется замедленным темпом (32%) и отстает (10%). Сопоставление клинических диагнозов в 3 подгруппах показало отсутствие прямой зависимости психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба от вида расщелины, в то же время катамнестические наблюдения за речевым развитием выявили причинную связь между развитием психомоторной сферы в младенческом возрасте и последующим речевым развитием.
С учетом возрастных нормативов развития младенцев, в соответствии с выявленными особенностями психомоторной сферы детей с врожденной расщелиной губы и неба разработана технология формирования психомоторной сферы как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи. Данная технология предусматривает дифференцированное педагогическое воздействие через стимуляцию, развитие и коррекцию непосредственного эмоционально-личностного общения матери и ребенка. Ее содержание определяется основными направлениями педагогической работы в каждой подгруппе детей с врожденной расщелиной губы и неба, а также оказанием педагогической помощи родителям этих детей.
Указанная педагогическая технология по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба является частью ранней комплексной реабилитации специализированного центра. Ее эффективность доказана данными 5-летнего наблюдения за ходом речевого развития, проверена на значимую достоверность критерием знаков G, что позволяет рассматривать данную технологию как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи.
Список литературы
- Авалишвили А. М. К вопросу о стадиях развития речи ребенка: Ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук. — Тбилиси: 1963. — 54 с.
- Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Этапы развития общения со взрослыми на! первом году жизни ребенка // Общение и развитие психики. — М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — С. 72—83.
- Аверин В. А. Психология детей и подростков. — 2-е изд., пере-раб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
- Агаева В. Е. Консультативная работа логопеда с родителями детей с врожденной небной патологией // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 7—8.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котянина и др.- Под ред. Л. С. Цветковой. — М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. — 272 с.
- Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М.: Просвещение, 1973. — 149 с.
- Анастази АУрбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2002. — С. 261—299.
- Анохин 77. К. Очерки по физиологии функциональных систем Предлож. проф. К. Е. Судакова и др. / Академия медицинских наук СССР — М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом (доречевой период). — М.: Просвещение, 1989. —76 с.
- Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста.— М., Медицина, 1969. —255с.11. 1 Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.— М.: Международная педагогическая академия, 1994. —216 с.
- Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. — М.: Экзамен, 2004. — 128 с.
- Баенская Е. Р., Разенкова Ю. А., Выродова И. А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем. М.: ООО «Полиграф сервис», 2001.— 160 с.
- Балакирева А. С. Коррекционная работа с детьми раннего возраста после пластики неба: Автореф. дис. .канд. пед. наук.— М., 2005. —16 с.
- Баранская Л. Т., Леонов А. Г., Блохина С. И. Психологическое сопровождение пациентов с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области. — Екатеринбург: СВ-96, 2005. —128 с.
- Баркане Б. Я., Грасманис Н. Б., Стапане С. К. Показания и результаты фарингопластики лоскутом с задней стенки глотки // Стоматологическая помощь / РМИ. — Рига,. 1988. — С. .192—200.
- Басов М. Я. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1975.—432 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2000. — 350 с.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А. Б. Леоновой. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1985. — 319 с.
- Беккер К.-П., Совак М. Логопедия.— М.: Медицина, 1981.— С. 164—171.
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
- Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
- Бельтюков В. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982.
- Бельтюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи. // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 66—77.
- Вернадский Ю. И., Полеся Г. В., Макареня В. В. Медицинская реабилитация детей с несращениями неба. — Киев: Здоров’я, 1978. — 136 с.
- Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности / Под ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 494 с.
- Блохина С. И. Медико-социальная реабилитация больных с врожденными расщелинами лица и неба в условиях специализированного центра: Автореф. дис. .д-ра мед. наук. — М., 1992. — 50 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
- Вансовская Л. И. Фонетические нарушения речи и пути устранения их у больных с открытой ринолалией после уранопластических операций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Д., 1977. — 24 с.
- Вансовская Л. И. Методы обследования больных с открытой ринолалией // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — Т. 22 —А. — М., 1979. — С. 66—71.
- Вансовская Л. И. Принципы логовосстановительной работы при открытой ринолалии // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983.1— С. 19—22.
- Вансовская Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. — СПб.: Гиппократ, 2000. — 136 с.
- Вансовская Л. И., Щербакова Л. 77. Спектральные характеристики гласных звуков в речи больных с открытой ринолалией // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — Т. 22—А. — М., 1979. — С. 60—66.
- Васильева Т. В. Формирование лексики младших школьников с ринолалией: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998. — 192 с.
- Вильсон Д. К. Нарушения голоса.— М.: Медицина, 1990.— С. 45—47.
- Виссарионов В. А., Блохина С. И., Мальчикова Л. П. Пути оптимизации лечебной программы для детей с врожденными расщелинами лица и неба // Материалы II съезда стоматол. организации. — Волгоград, 1994. —С. 152—153.
- Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 72 с.
- Волосовец Т. В. К проблеме изучения детей с врожденными расщелинами губы и неба в преддошкольном периоде // Актуальные проблемы фониатрии: Тез. докл. междунар. симпозиума. — М., 1996. —С. 80—81.
- Волосовец Т. В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1—3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 18 с.
- Волосовец Т. В. Организация логопедической помощи детям с врожденными расщелинами неба в условиях ППМС-центров // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 46—49.
- Воронцова Т. Н. Ортофонический метод лечения больных открытой ринолалией после уранопластических операций // Стоматология. — 1978.—№ 1. —С. 64—69.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984.—Т. 4. С. 286—317.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. — М.: Лабиринт, 2001. — 368 с.
- Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика Пресс, 1993. — 224 с.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию.— М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
- Герасимова А. С. Речевая терапия у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 55—60.
- Годовикова Д. Б. Форма общения со взрослым как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника // Общение и развитие психики. — М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — С. 96—106.
- Гофман В. А. Диагностика и формирование предпосылок развития импрессивной стороны речи у детей младенческого возраста с перинатальной патологией ЦНС в условиях лечебно-профилактического учреждения: Дис.. канд. пед. наук.— Екатеринбург, 2005. — 222 с.
- Грибова О. Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 3—11.
- Гуцан А. Э. Уранопластика взаимоперекидными лоскутами. — Кишинев: Штиинца, 1982. — 94 с.
- Дарр Р. Первые три года жизни / Пер. с нем. — М.: Просвещение, 1992. —64 с.
- Дерунова Т. Ю. Дифференцированный подход к коррекции речи детей с врожденной расщелиной губы и неба: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 2003. — 17 с.
- Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. — М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
- Джуманиязов Ф. Д., Пономарева 3. А., Ширяева 3. Ф. Значение логопедических занятий в комплексном лечении больных с врожденными расщелинами неба // Основные стоматологические заболевания. — Ташкент: ТАШГОСМИ, 1976. — С. 104—106.
- Дмитриева В. С., Ландо Р. П. Хирургическое лечение врожденных и послеоперационных дефектов неба. — М.: Медицина, 1968. — С. 54—59.
- Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М.: Три-вола, 1995. —С. 171, 181—200.
- Доросинская А. В. Ранняя речевая реабилитация детей с врожденными расщелинами лица // Актуальные проблемы фониатрии: Тез. докл. междунар. симпозиума 29 мая— 31 мая в г. Екатеринбурге. — М., 1996. — С. 78—79.
- Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба. — Л.: Медгиз, 1960.— С. 10—129.
- Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
- Дудина М. Н. Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. — С. 333— 338.
- Елагина М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1977. — 16 с.
- Елисеева Л. Н. Хрестоматия для маленьких. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — С. 16—31.
- Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М.: Педагогика, 1984. — С. 3—140.
- Ермакова И. И. Нарушения речи у лиц с дефектами неба и их коррекция: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1980. — 17 с.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., Изд-во АПН, 1958. — 370 с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
- Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — 270 с.
- Запорожец А. В. Психология. — М.: Уч.-пед. изд., 1953. — 186 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 296 с.
- Захарова Н. П. Логопедическая помощь детям с врожденной расщелиной неба на раннем этапе развития речи // Актуальные проблемы стоматологии детского возраста / Ред. А. А. Колесов. — М., 1974, —Вып. 1. —С. 99—103.
- Захарова Н. П. Роль логопедического обучения в плане комплексного лечения детей с врожденными расщелинами неба // Педиатрия. — 1967. — № 6. — С. 47—49.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М.: Медгиз, 1962. —С. 140—151.
- Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. —432 с.
- Ильина В. Н. Развитие личности ребенка от года до трех. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 432 с.
- Ипполитова А. Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости // Уч. зап. / Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина. — М., 1955. —Т. 85. —С. 153—175.
- Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М.: Просвещение, 1983, —95 с.
- Исенина Е. И. Дословесная коммуникация глухих и слышащих детей // Дефектология. — 1984. — № 6. — С. 3—7.
- Есенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. — 163 с.
- Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского ун-та. — 1987. — 96 с.
- Кириллова Е. В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: Дис.. канд. пед. наук.— М., 2003. —205 с.
- Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М.: Педагогика, 1970. — 223 с.
- Кистяковская М. Ю. Развитие детей в возрасте до одного года.— М, I960. —40 с.
- Коваленко А. Ф., Копик И. И. Показатели физического развития и состояния дыхательной системы у детей с врожденными несращениями верхней губы и неба // Стоматология.— 1973.— № 2.— С. 110—112.
- Козлова В. П. Система стандартизации и управления качеством комплексной реабилитации детей-инвалидов с врожденной челюстно-лицевой патологией: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Екатеринбург, 1999. —50 с.
- Колпак Т. В. Нарушение голоса в структуре речевого дефекта: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1999. — 19 с.
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1973, — 160 с.
- Коркунов В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998. — 124 с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова- Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 144 с.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е. А. Стребелевой— 2-е изд.— М.: Экзамен, 2004. —128 с.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 — С. 320.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2001. — 253 с.
- Крушевская И. И. Фониатрические предпосылки реабилитации голоса при врожденных расщелинах неба // Стоматология. — 1981. — № 6. —С. 36—38.
- Кузнецова Н. С., Булатовская Б. Я. Особенности развития детей с врожденной расщелиной лица и неба и роль педиатра в их комплексном лечении // Педиатрия. — 1971. — № 5. — С. 72—75.
- Куколь В. В. Основы логотерапии открытой гнусавости при расщеплениях неба // Вопросы логопедии. — Харьков, 1941. — Вып. 4. — С. 49 —93.
- Лазуренко С. Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2005. — 26 с.
- Лалаева Р. К, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — С. 3—51.
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991. — 97 с.
- Лебединский В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: Рос. психол. о-во, 1998. —С. 193—201.
- Лебединский В. В. Нарушения психологического развития у детей. — М.:Изд-во МГУ, 1985. —С. 1—27
- Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М.: Учпедгиз, 1961, —120 с.
- Леонтьев А. Н. Генез человеческой речи // Психологический журнал. — 1988.—№ 4. — Т. 9.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. —304 с.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Лимберг А. А. Врожденные расщелины губы и неба // Стоматология, — 1967.—№ 1. —С. 11—15.
- Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика / Под ред. А. Г. Рузской. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — С. 321—374.
- Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — С. 56—62,105— 116, 140—162.
- Лубовский В. И, Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология.— 1994.— № 6. —С. 3—5.
- Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. А. Д. Хомской. — М.: Изд-во МГУ, 1979. —319 с.
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- Ляско Е. Е. Развитие речи малыша / Под ред. А. С. Батуева. — М.: Айрес-пресс, 2003. — 208 с.
- Макарова 3. С., Доскин В. А., Голубева Л. Г. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста // Поликлиника. — 2005. — № 1. — С. 1—9. http: //poliklinika. zubtech. ru/article200501a03. php.
- Максаков А. И. Об особенностях слухового восприятия у ринолали-ков // Специальная школа. — 1968. — № 5. — С. 10—15.
- Малофеев Н. Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные’проблемы интегрированного обучения.— М.: Права человека, 2001. — С. 30—46.
- Мамедов Ад. А. Врожденная расщелина неба и пути ее устранения. — М.: Детстомиздат, 1998. — 309 с.
- Мамедов Ад. А., Бандример О. А., Соловьев А. Н. Нарушения речевого развития у детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба // Тезисы докл. II съезда стоматологов Узбекистана. — Ташкент, 1986. —С. 89—90.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
- Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения. —М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
- Мигунова Е. Л. Гимнастика и массаж для детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1974. — 54 с.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования.— СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
- Митринович-Моджеевская А. Расстройства слуха и речи при расщелинах неба // Стоматология. — 1959. — № 4. — С. 85—86.
- Митринович-Моджеевская А. Патофизиология речи, голоса, слуха / Пер. с польск. С. Ланеева. — Варшава: Польское гос. мед. изд-во, 1965. — 133 с.
- Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста // Дефектология. — 1998. — № 3. — С. 49—57.
- Мухамедрахимов Р. Ж. Первая в России служба раннего вмешательства // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н. Д. Соколова, JI. В. Калинникова. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. — С. 129—135.
- Мухина В. С. Детская психология / Под ред. JI. А. Венгера.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1965. — С. 44,48.
- Набойченко Е. С. Коррекционно-обучающая технология формирования адаптивного поведения детей дошкольного возраста с врожденной челюстно-лицевой патологией: Дис. .канд. пед. наук.— Екатеринбург, 1999. — 139 с.
- Набойченко Е. С., Блохина С. И. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (на примере врожденной челюстно-лицевой патологии) / НПРЦ «Бонум». — Екатеринбург, 2004. — 132 с.
- Негневицкая Е. И., Шахнович А. М. Язык и дети.— М.: Наука, 1981. —111 с.
- Нечипоренко В. Ф. Биолингвистика в ее становлении. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — С. 20—23.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 360 с.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1985. — 205 с.
- Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Кн. для работников дома ребенка / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева и др.- Сост. Э. Л. Фрухт. — М.: Просвещение, 1989. —192 с.
- Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. И. Чиркина и др., М.: АРКТИ, 2002. — С. 90—104.
- Основы теории речевой деятельности / Отв. Ред. А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1974. —368 с.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыжинской и А. К. Михальской- сост. А. А. Князьков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта- Наука, 1998. — 312 с.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.— СПб.: Союз, 1997.— 256 с.
- Пиетин X. А. Использование пособий в коррекционной работе с детьми, страдающими ринолалией // Дефектология.— 1971.— № 5. —С. 76—80.
- Половинкина О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара // Дефектология.—2005.—№ 1. — С. 14—20.
- Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред. Пи-липовского В. Я. — М., Прогресс, 1992. — 256 с.
- Приходько О. Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2001. — 24 с.
- Приходъко О. Г., Моисеева Т. Б. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. — М.: Полиграф сервис, 2003. — 160 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. — М., 1982. — С. 11—20.
- Пруэ/сан И. И. Изменение величин воздушного давления в полости рта при артикуляции согласных больными с открытой ринолалией // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — Т. 22—А. — М., 1979. — С. 51—60.
- Пружан И. И., Олъхин А. Б., Дмитриев А. В. Характер звуковых нарушений у больных с дткрытой ринолалией // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983, С. 13—19.
- Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова.— СПб.: Питер, 2001. —496 с.
- Пъянкова Р. С. Логопедическая работа с детьми, имеющими врожденную расщелину лица и неба // Дефектология. — 1970. — № 5. — С. 47—52.
- Радзиховский Л. А. Деятельность: структура, генез, единицы анализа//Вопросы психологии.— 1983. — № 6. — С. 121—126.
- Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1966. — 301 с.
- Развитие личности ребенка от рождения до года / Сост. В. Н. Ильина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 160 с.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Разенкова Ю. А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. — 16 с.
- Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге / Под ред. Н. П. Майоровой. — СПб.- М., 2002. — 138 с.
- Pay Е. Ф. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. — М.: Учпедгиз, 1933.
- Репина 3. А. Нарушение письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1975. — 173 с.
- Репина 3. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995, — 121 с.
- Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. — М., 1948. — 200 с.
- Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 10—71.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии— СПб: Питер, 2000. —712 с.
- Рузская А. Г., Елагина М. Г., Залысина И. А. Развитие речи у детей первых семи лет в общении со взрослыми // Общение и развитие психики. —М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — С. 61—71.
- РюклеХ. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение / Сокр. пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», 1996. — 280 с.
- Салахова А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка: дневник матери. — М., 1973. — 120 с.
- Самар Э. Н. Особенности хирургического лечения больных с врожденными неба в различном возрасте.: Автореф. дис. .канд. мед. наук. —М., 1987. —45 с.
- Самарина Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 21—34.
- Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику.— JL: Изд-во ЛГУ, 1989. —С. 30—38.
- Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период // Нарушения голоса у дошкольников. — М.: Просвещение, 1969. —С. 113—134.
- Скворцов И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 368 с.
- Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. — М., 1984. — С. 143—207.
- Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н. и др. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1996. — 158 с.
- Соколова Л. В., Андреева Н. Г. Этот удивительный младенец / Под ред. А. С. Батуева. — 2-е изд. — М.: Рольф, 2001. — 256 с.
- Соловьев В. Д. Понимание речи ребенком в сенсомоторном периоде развития // Теоретические и прикладные исследования психологии речи. —М.: Ин-т психологии АН СССР, 1986. —С. 141—156.
- Соломатина Г. Н. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2003. — 25 с.
- Соснин Г. П., Крицкий А. В. Ортопедические направления речи у детей с расщелиной неба. — Мн.: Беларусь, 1984. — 128 с.
- Стилберг Дж. Занимательные игры с малышами до года / Пер. с англ. — М.: ЭКОПРОС- Издатцентр, 1997. — 280 с.
- Стребелева Е. А., Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения. — М.: Просвещение, 1993. — 191с.
- Стребелева Е. А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушение в развитии // Дефектология. — 1996. — № 4. — С. 80—83.
- Стребелева Е. А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 39—42.
- Сулейменова Р. А. Система ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в Казахстане: проблемы создания и развития. — Алматы, 2001. — 308 с.
- Тингей-Михаелис К. Дети с недостатками развития: Кн. в помощь родителям / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1988. — 232 с.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1972. — 176 с.
- Тонкова-Ямполъская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста (от рождения до 7 лет). — М.: Просвещение, 1987, —224 с.
- Тур А. Ф. Пропедевтика детских болезней.— Л.: Медицина, 1967. —491 с.
- Уайт Б. Первые три года жизни / Пер с англ. — М.: Педагогика, 1982. —172 с.
- Усанова О. Н. Специальная психология: Система психологическогоизучения аномальных детей / Моск. гос. пед. ун-т. — М., 1990. — 204 с.
- Уракова А. И. Интеллектуальные нарушения у детей с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1977. —22 с.
- Уракова А. И. Особенности речевого развития у детей ринолаликов //Специальная школа.— 1967. — Вып. 5. — С. 126—131.
- Уракова А. И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью // Дефектология. — 1972. — № 2. —16—19 с.
- Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. — 2004.— № 5. — С. 4—15.
- Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 262 с.
- Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аскариной. — М.: Медизд, 1949. — 101 с.
- Фонтана Д. Ваш ребенок растет / Пер. с англ. — М.: Новости, 1994. —С. 264—266.
- Фролова Л. Е. Лечение врожденных расщелин верхней губы.— Ташкент: Медицина, 1967. — С. 35—43.
- Харьков Л. В., Дубинина А. К, Яковенко Л. Н., Носко С. А. Принципы логопедического обучения при раннем хирургическом восстановлении неба. // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 21—13.
- Хитрое Ф. М. Теоретическое обоснование ранних сроков уранопластики // Врожденные расщелины верхней губы и неба. — М.: Медицина, 1964. — С. 77—84.
- Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — С. 49—51.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология.— 3-е изд., испр. и доп.— СПб.: Питер, 2003. —496 с.
- Цветкова Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. — М.: Просвещение, 1995. — 304 с.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.— М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. — М.: Педагогика, 1969. — 120 с.
- Чиркина Г. В. Преодоление носового оттенка речи у детей с ринолалией. // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 3. — С. 53—55.
- Чиркина Г. В. Нарушение речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — М., 1987. — 34 с.
- Чиркина Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей // http: ise. edu. mhost. ru/almanah/8/st03. htm.
- Чуйкин С. В., Давлетшин Н. А., Герасимов Л. Н. Реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба. — М.: Башгос-медуниверситет МЗ РФ, 2005. — 294 с.
- Шарова О. Б. Ранняя логопедическая реабилитация при врожденной расщелине верхней губы и неба // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 292—294.
- Швачкин Н. X Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. — 1948. — Вып. 13. — С. 101—132.
- Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит.— М.: Просвещение, 1995. — 126 с.
- Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / Пер. с нем А. А. Михлина, И. М. Назаровой.— М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 240 с.
- Щеголева В. Д. Сравнительная оценка отдаленных послеоперационных результатов пластики неба // Стоматология.— 1974.— № 2. —С. 39—41.
- Щелованов Н. М. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. — М.: Медиздат, 1935. — С. 11—34.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Гуманит. изд. центр BJ1A-ДОС, 1999. —360 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. —560 с.
- Юрова Р. А. Формирование связной речи у детей-ринолаликов дошкольного возраста // Дефектология. —1996. — № 2. — С. 74—76.
- Юрова Р. А., Одинец О. И. Особенности связной речи у детей с ри-нолалией (дошкольный возраст) // Дефектология.— 1990.— № 1. — С. 81—84.
- ААР Committee on Injury and Poison Control: Injuries associated with infant walkers // Pediatrics, 95. — 1995. — P. 778—780.
- Crocker А. С., Nelson R. P. Major handicapping conditions // Levine M. D. et al. (eds). Developmental — Behavioral Pediatrics. — Philadelphia, W. B. Saunders, 1983. — P. 324—340.
- Lear R. Play helps: toys and activities for children with special needs. — Oxford- London- Boston: Butterworth — Heinemann Ltd., 1991. — 186 p.
- Schwartz E. R. Speech and language disorders // Schwartz M. W. et. Al. (eds). Pediatric Primary Care: A Problem— Oriented Approach, 2 nd ed. — Chicago: Year Book Medical Publ., 1990. — P. 637—700.
- Sheridan M. Spontaneous play in early childhood: from birth to six years. —London: NFER Publishing Company, 1991. — 87 p.