Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе докладов на Российской школе-семинаре «Вопросы социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями» (Екатеринбург, 1999) — на региональной научно-практической конференции «Проблемы охраны здоровья семьи и современные технологии реабилитации на пороге третьего тысячелетия» (г. Лесной Свердловской области, 2000… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование специфики речевого и психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
    • 1. 1. Проблема речевого и психомоторного развития детей в младенческом возрасте
    • 1. 2. Онтогенез психомоторного развития младенцев в норме
    • 1. 3. Особенности психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба в специальной психологии и педагогике
  • Глава 2. Технология изучения психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
    • 2. 1. Теоретическая и организационная база исследования психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
    • 2. 2. Технология изучения психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
    • 2. 3. Особенности психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
      • 2. 3. 1. Сравнительная характеристика психомоторного развития младенцев при нормальном развитии и младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
      • 2. 3. 2. Клинико-педагогическая характеристика младенцев с врожденной расщелиной губы и неба
  • Глава 3. Коррекционно-развивающая работа с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба
    • 3. 1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной помощи младенцам, имеющим врожденную расщелину губы и неба
    • 3. 2. Содержание коррекционно-развивающей работы с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба
      • 3. 2. 1. Основные направления дифференцированной коррекционно-развивающей работы с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба
      • 3. 2. 2. Педагогическая помощь родителям, имеющим детей с врожденной расщелиной губы и неба
    • 3. 3. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы

Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья [В. В. Коркунов, 1998; В. И. Лубовский, 2001; Н. Н. Малофеев, 1997 и др.], среди которых не последнее место занимают дети с врожденной расщелиной губы и неба. Статистические данные указывают, что распространенность врожденной расщелины губы и неба в различных регионах колеблется от 1: 1000 до 5, 38: 1000 [Е. А. Баландина и соавт., 2002; J1. Т. Баранская и соавт., 2005; С. И. Блохина, 1992; JI. Г. Ворфоломеева и соавт., 2002; А. В. Калюш, 1999; Ад. А. Мамедов, 1998; JI. Е. Фролова, 1967; С. В. Чуйкин и соавт., 2005 и др.].

Большинство исследователей подходят к изучению врожденной расщелины губы и неба как пороку полиморфному, способному влиять на общее моторное и психическое развитие ребенка. Ранние сроки воздействия патогенного фактора резко изменяют условия формирования жизненно важных систем и функций организма: питания, дыхания, восприятия физических звуков, речевосприятия и речепроизводства [Ю. И. Вернадский и соавт., 1978; С. И. Блохина, 1992; Б. Я. Булатовская, 1974; Д. К. Вильсон, 1990; В. А. Виссарионов и соавт., 1994; В. С. Дмитреева, 1968; М. Д. Дубов, 1960; В. П. Козлова, 1999; С. П. Кондрашев, С. В. Дьякова, 2002; Н. С. Кузнецова и соавт., 1971; Ад. А. Мамедов, 1998; Э. В. Мамедов, 2002; Е. С. Набойченко, 1999; Д. Г. Степаненко, 2004; JI. Е. Фролова, 1967; JI. В. Харьков, 1999; С. В. Чуйкин и соавт., 2005 и др.].

Применение к детям с ограниченными возможностями здоровья в первые годы жизни лечебно-профилактических мер воздействия направлено на максимально полное восстановление их соматического и психологического здоровья. Высокий восстановительный эффект дает педагогическое воздействие, оказанное в первые годы жизни. Положительный педагогический результат во многом достигается за счет уникальности младенческого возраста для становления ряда функций в процессе психического развития.

Своевременно и качественно оказанная коррекционно-педаго-гическая помощь позволяет устранить или максимально смягчить воздействия первичного дефекта на развитие, тем самым предупредить вторичные нарушения [Е. Ф. Архипова, 1989; JL С. Выготский, 1984; Е. И. Исенина, 1986; Н. Н. Малофеев, 2004; Е. М. Мастюкова, 1992; О. Г. Приходько, 2001; Ю. А. Разенкова, 1997; Е. А. Стребелева, 1996, 2003; Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. JI. Фрухт и соавт., 1989; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995; В. Штрасмайер, 2002 и др.].

Сформировавшийся в мировой практике комплексный подход к лечению и реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба определяет прочные междисциплинарные связи команды специалистов. В последние 10—15 лет многие медицинские центры России по лечению детей с врожденной расщелиной губы и неба проводят хирургическое вмешательство в 3-, 2-, 1, 5-летнем и более раннем возрасте [С. И. Блохина, 1992; Ад. А. Мамедов, 1998; Г. И. Семенченко, 1980; А. Э. Гуцан, 1982 и др.]. Однако все существующие методики коррекции речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба ориентированы на преддошкольный, дошкольный и школьный возраст [JT. И. Вансовская, 1977; Т. В. Васильева, 1998; Т. В. Волосовец, 1995; Т. Ю. Дерунова, 2003;

A. В. Доросинская, 2000; И. И. Ермакова, 1984; А. Г. Ипполитова, 1955;

B. В. Куколь, 1941; Е. Ф. Pay, 1933; 3. А. Репина, 1975; Г. Н. Соломатина, 2003; С. JI. Таптапова, 1964; Г. В. Чиркина, 1987; Р. А. Юрова, 1996 и др.]. Имеющиеся разрозненные данные о доречевом периоде не раскрывают особенностей развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба, отсутствует система коррекционно-педагогической работы, а между тем младенческий возраст является важным сензитивным периодом для развития базисных психологических предпосылок речевого развития [JI. И. Вансовская, 2000; Т. В. Волосовец, 1996; Л. С. Выготский, 2001; А. В. Доросинская, 1996; И. И. Ермакова, 1984; Н. П. Захарова, 1974; С. Л. Рубинштейн, 2000; Г. В. Чиркина, 1987]. В этом периоде логопедическая коррекция происходит опосредованно через стимуляцию динамической возрастной структуры — психомоторного развития. Процесс психомоторного развития характеризуется единством восприятия и движения, включает в себя фазу предварительной ориентировки и фазу исполнения движения [А. В. Запорожец, 1986].

Реабилитация младенцев требует активного участия в ней родителей. Результат педагогической коррекции во многом зависит от систематических домашних занятий родителей с ребенком [Р. Ж. Мухамедрахи-мов, 2001; О. Б. Половинкина, 2005; К. Тингей-Михаелис, 1988; С. Н. Цейтлин, 2000; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995 и др.].

Таким образом, очевидны возникшие противоречия между:

— ранними сроками пластики губы и неба и отсутствием технологии ранней педагогической коррекции психомоторной сферы для данной категории детей;

— недостаточной изученностью особенностей доречевого периода развития детей с врожденной расщелиной губы и неба в младенческом возрасте и необходимостью научного обоснования педагогической коррекции развития в этом периоде;

— необходимостью ранней педагогической коррекции и невостребованным потенциалом родителей в реабилитационном процессе.

Актуальность и выявленные противоречия определили научную проблему исследования, которая заключается в разработке педагогической технологии, способствующей предупреждению недоразвития речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба.

Актуальность, выявленные противоречия и существующая проблема позволили обозначить тему исследования: «Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи».

Объект исследования— психомоторная сфера и педагогические условия ее формирования у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.

Предмет исследования— процесс дифференцированной коррек-ционно-педагогической работы по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как условие предупреждения недоразвития речи.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать, апробировать и определить эффективность педагогической технологии по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба как одного из условий предупреждения недоразвития речи.

Цель и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу:

— формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба рассматривается как эффективное педагогическое условие предупреждения недоразвития речи;

— проведение дифференцированной коррекционно-педагогической работы по предупреждению недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба предполагает наличие причинно обусловленной взаимосвязи между несформированно-стью психомоторной сферы и недостатками речевого развития;

— предполагается, что формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба может быть обеспечено путем поэтапного развития возрастных психических новообразований, ведущего вида деятельности и активизации потенциала родителей в процессе дифференцированной коррекционно-разви-вающей работы.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) обосновать необходимость и возможность проведения коррекцион-но-педагогической работы по формированию психомоторной сферы у младенцев, имеющих врожденную расщелину губы и неба;

2) выявить особенности отклонений в психомоторном развитии младенцев с врожденной расщелиной губы и неба, разработать и апробировать скрининг-диагностику психомоторного развития, провести анализ полученных результатов;

3) теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологию ранней логопедической коррекции, нацеленную на предупреждение недоразвития речи путем стимуляции психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба;

4) оценить эффективность педагогической технологии по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— культурно-историческая теория психического развития (JI. С. Выготский);

— концепция деятельности (А. Н. Леонтьев);

— теория развития общения (М. И. Лисина);

— учение о системной организации высших психических функций (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова);

— теория развития произвольных движений (А. В. Запорожец);

— концепция оказания ранней педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями как условия эффективного преодоления и коррекции отклонений в развитии (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева);

— теоретические положения, рассматривающие процесс общения матери и ребенка как межличностное взаимодействие, обусловливающее взаимовлияние и изменение поведения коммуникаторов в процессе их совместной деятельности (Р. Ж. Мухаметра-химов, С. Н. Цейтлин).

Методы исследования определялись теоретическими позициями специальной педагогики и психологии, а также целью и задачами исследования:

— теоретические методы — анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, разработка педагогической технологии на основе синтезированных данных теоретического изучения проблемы;

— эмпирические методы — педагогическое наблюдение, беседа с родителями, педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов и явлений, корреляции выявленных нарушений, контроля эффективности проведенных мероприятий;

— биографические методы — сбор и анализ анамнестических и ка-тамнестических данных, изучение документации (медицинские карты);

— методы математической статистики при обработке экспериментальных данных;

— интерпретационный метод— качественный анализ экспериментальных данных.

Ограничением исследования являются экспериментальная база в рамках обозначенной тематики— Государственное учреждение здравоохранения Детская больница восстановительного лечения «Научно-практический реабилитационный центр «Бонум» «г. Екатеринбурга и возрастной диапазон детей с врожденной расщелиной губы и неба (возраст с рождения до 1 года) без тендерной дифференциации результатов.

Организация исследования. В исследовании участвовало 111 детей 1-го года жизни: из них 86 детей с врожденной расщелиной губы и неба и 25 детей без врожденной расщелины губы и неба. Исследование проводилось в рамках поликлинического приема логопеда в три этапа с 1997 по 2005 г.

На первом этапе (1997—1998 гг.) — поисково-теоретическом — был осуществлен анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по изучаемой проблеме, определены теоретические основы, цель, предмет, задачи, методы исследования.

На втором этапе (1999—2002 гг.) — опытно-поисковом— предусматривалась разработка и апробация в рамках педагогического эксперимента педагогической технологии предупреждения недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.

На третьем этапе (2002—2005 гг.) — обобщающем — проводился сбор катамнестических данных, систематизировались, обобщались, анализировались и описывались полученные результаты, формулировались выводы и практические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) проведен сравнительный анализ состояния психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба и здоровых младенцеввыявлены и проанализированы особенности психомоторного развития, оказывающие непосредственное влияние на межличностную коммуникацию матери и младенца с врожденной расщелиной губы и неба;

2) теоретически обоснована, разработана и экспериментально апробирована педагогическая технология по предупреждению недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба путем формирования их психомоторного развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные экспериментальные данные позволяют:

— уточнить представления о состоянии психомоторной сферы младенцев с врожденной расщелиной губы и неба;

— расширить представления о разнообразии полиморфных нарушений у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба в зависимости от основного патологического фактора воздействия;

— раскрыть эффективный обходной путь целенаправленной логопедической работы по предупреждению речевых нарушений;

— показать значительные потенциальные возможности родителей в реабилитационном процессе развития младенцев.

Практическая значимость исследования. Предложенная педагогическая технология предупреждения недоразвития речи может быть использована в работе логопеда поликлиники, стационара, реабилитационных центров для детей с врожденной расщелиной губы и неба. Ввиду универсального характера и гибкости моделирования она может найти применение в комнатах здорового ребенка при детских поликлиниках. Как парциальную программу развития ее можно использовать в Домах ребенка. Диагностические фрагменты педагогической технологии могут служить в качестве скрининг-обследования для детей первого года жизни. Результаты исследования могут оказать помощь в подготовке учебно-методических рекомендаций для педагогов и практических рекомендаций для родителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходной теоретико-методологической базой, основанной на использовании современных данных психологической и педагогической наукивнутренней логикой исследования, обеспеченной в соответствии с целями и задачамикомплексом методов исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатов исследованиядлительностью проведения эксперимента и личным участием автора на основных этапах проведенной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе докладов на Российской школе-семинаре «Вопросы социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями» (Екатеринбург, 1999) — на региональной научно-практической конференции «Проблемы охраны здоровья семьи и современные технологии реабилитации на пороге третьего тысячелетия» (г. Лесной Свердловской области, 2000) — на семинаре логопедов Свердловской области (Екатеринбург, 2002) — на Третьей всероссийской школе-семинаре «Актуальные вопросы детской сурдологии и слухопротезирования» (Екатеринбург, 2003) — на международной научно-практической конференции «Специальное образование: состояние и перспективы развития» (Екатеринбург, 2003) — на заседании Ученого совета Государственного учреждения здравоохранения Детской больницы восстановительного лечения «Научно-практический реабилитационный центр «Бонум» «(2005) — на заседании кафедры психопатологии и логопедии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета (2006).

По теме диссертационной работы опубликовано 8 печатных работ, получены 2 решения о выдаче патента на изобретение.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В противоположность сложившемуся подходу начинать коррекцию речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба в раннем и дошкольном возрасте разработанная педагогическая технология позволяет рассматривать психомоторное развитие как условие предупреждения речевых нарушений в доречевом периоде (в младенчестве).

2. Не отрицая существующих взглядов на структуру речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба, предложенная педагогическая технология обеспечивает более глубокое раскрытие основного дефекта, предупреждение речевых недостатков и раннее целенаправленное коррекционное воздействие на развитие ребенка.

3. Рассматривая родительское общение как невостребованный резерв развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба, представленная педагогическая технология способствует значительному расширению межличностной коммуникации матери и ребенка для обеспечения его качественной педагогической реабилитации.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложений.

• Выводы по главе 3

1. Формирование психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба учитывает возрастные нормативы развития детей 1-го года жизни, отражает особенности развития детей изучаемой категории и предполагает дифференцированный подход к проведению коррекционно-развивающей работы.

2. Коррекционно-развивающая работа с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба, требует обязательного участия родителей в педагогическом процессе,

3. Катамнестические наблюдения за речевым развитием детей с врожденной расщелиной губы и неба показали, что проведение ранней коррекционно-развивающей работы по формированию психомоторной сферы способствует предупреждению недоразвития речи.

Заключение

В результате проведенного анализа специальной псих.<�олого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования раскрыты основные теоретические положения оказания ранней гх-^даго-гической помощи младенцам с врожденной расщелиной губы ис неба, которые доказывают единую природу порождения психомотор: езого и речевого развития, а также взаимозависимость и взаимообусловленность психомоторного и речевого развития у детей в норме. Освещены факты имеющегося положительного опыта предупреждения нелж^остатков развития и коррекции развития в младенческом возрасте у 1=>азных категорий детей.

Рассматривается одно из условий внедрения в практику ранних операций по устранению врожденной расщелины губы и неба, т^ребующее участия логопеда в реабилитационном процессе на этапе дореч^-вого развития детей, что определило необходимость создания педагогической технологии предупреждения недоразвития речи у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба.

Педагогическое воздействие на 1-м году жизни у детей с врожденной расщелиной губы и неба направлено на предупреждение вторичного нарушения развития, недоразвития речи посредством формирования наиболее динамичной структуры младенческого возраста— психозмоторной сферы. Процесс психомоторного развития представлен в работе как единство восприятия и движения, включающий в себя фазу ориентировки и фазу исполнения движений.

Для изучения психомоторной сферы детей с врожденной: расщелиной губы и неба в условиях поликлинического приема логопеда. составлена скрининг-диагностика педагогического обследования младенцев при непосредственном участии родителей. В ходе исследования получены достоверно значимые результаты, свидетельствующие об отставани младенцев с врожденной расщелиной губы и неба в развитии психомоторной сферы по параметрам тактильно-орального, тактильно-двигательного, слухового развития, а также о предпочтении более простой схемы межличностного общения. Таким образом, нарушение психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба отмечается не только в фазе исполнения движения, но и в фазе ориентировки, что упрощает характер общения. В результате анализа количественных и качественных результатов психомоторного развития выделены 3 подгруппы детей, у которых психомоторное развитие находится в пределах возрастной нормы (58%), осуществляется замедленным темпом (32%) и отстает (10%). Сопоставление клинических диагнозов в 3 подгруппах показало отсутствие прямой зависимости психомоторного развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба от вида расщелины, в то же время катамнестические наблюдения за речевым развитием выявили причинную связь между развитием психомоторной сферы в младенческом возрасте и последующим речевым развитием.

С учетом возрастных нормативов развития младенцев, в соответствии с выявленными особенностями психомоторной сферы детей с врожденной расщелиной губы и неба разработана технология формирования психомоторной сферы как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи. Данная технология предусматривает дифференцированное педагогическое воздействие через стимуляцию, развитие и коррекцию непосредственного эмоционально-личностного общения матери и ребенка. Ее содержание определяется основными направлениями педагогической работы в каждой подгруппе детей с врожденной расщелиной губы и неба, а также оказанием педагогической помощи родителям этих детей.

Указанная педагогическая технология по формированию психомоторной сферы у младенцев с врожденной расщелиной губы и неба является частью ранней комплексной реабилитации специализированного центра. Ее эффективность доказана данными 5-летнего наблюдения за ходом речевого развития, проверена на значимую достоверность критерием знаков G, что позволяет рассматривать данную технологию как педагогическое условие предупреждения недоразвития речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. М. К вопросу о стадиях развития речи ребенка: Ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук. — Тбилиси: 1963. — 54 с.
  2. Н. Н., Мещерякова С. Ю. Этапы развития общения со взрослыми на! первом году жизни ребенка // Общение и развитие психики. — М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — С. 72—83.
  3. В. А. Психология детей и подростков. — 2-е изд., пере-раб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  4. В. Е. Консультативная работа логопеда с родителями детей с врожденной небной патологией // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 7—8.
  5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котянина и др.- Под ред. Л. С. Цветковой. — М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. — 272 с.
  6. Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М.: Просвещение, 1973. — 149 с.
  7. Анастази АУрбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2002. — С. 261—299.
  8. Анохин 77. К. Очерки по физиологии функциональных систем Предлож. проф. К. Е. Судакова и др. / Академия медицинских наук СССР — М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  9. Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом (доречевой период). — М.: Просвещение, 1989. —76 с.
  10. Н. М. Воспитание детей раннего возраста.— М., Медицина, 1969. —255с.11. 1 Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.— М.: Международная педагогическая академия, 1994. —216 с.
  11. Е. Р., Либлинг М. М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. — М.: Экзамен, 2004. — 128 с.
  12. Е. Р., Разенкова Ю. А., Выродова И. А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем. М.: ООО «Полиграф сервис», 2001.— 160 с.
  13. А. С. Коррекционная работа с детьми раннего возраста после пластики неба: Автореф. дис. .канд. пед. наук.— М., 2005. —16 с.
  14. Л. Т., Леонов А. Г., Блохина С. И. Психологическое сопровождение пациентов с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области. — Екатеринбург: СВ-96, 2005. —128 с.
  15. . Я., Грасманис Н. Б., Стапане С. К. Показания и результаты фарингопластики лоскутом с задней стенки глотки // Стоматологическая помощь / РМИ. — Рига,. 1988. — С. .192—200.
  16. М. Я. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1975.—432 с.
  17. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2000. — 350 с.
  18. Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А. Б. Леоновой. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1985. — 319 с.
  19. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия.— М.: Медицина, 1981.— С. 164—171.
  20. А. С. Основы возрастной педагогики. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  21. В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
  22. В. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982.
  23. В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи. // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 66—77.
  24. Ю. И., Полеся Г. В., Макареня В. В. Медицинская реабилитация детей с несращениями неба. — Киев: Здоров’я, 1978. — 136 с.
  25. Н. А. Физиология движений и активности / Под ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 494 с.
  26. С. И. Медико-социальная реабилитация больных с врожденными расщелинами лица и неба в условиях специализированного центра: Автореф. дис. .д-ра мед. наук. — М., 1992. — 50 с.
  27. Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  28. А. Психическое развитие ребенка. — СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
  29. Л. И. Фонетические нарушения речи и пути устранения их у больных с открытой ринолалией после уранопластических операций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Д., 1977. — 24 с.
  30. Л. И. Методы обследования больных с открытой ринолалией // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — Т. 22 —А. — М., 1979. — С. 66—71.
  31. Л. И. Принципы логовосстановительной работы при открытой ринолалии // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983.1— С. 19—22.
  32. Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. — СПб.: Гиппократ, 2000. — 136 с.
  33. Л. И., Щербакова Л. 77. Спектральные характеристики гласных звуков в речи больных с открытой ринолалией // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — Т. 22—А. — М., 1979. — С. 60—66.
  34. Т. В. Формирование лексики младших школьников с ринолалией: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998. — 192 с.
  35. Д. К. Нарушения голоса.— М.: Медицина, 1990.— С. 45—47.
  36. В. А., Блохина С. И., Мальчикова Л. П. Пути оптимизации лечебной программы для детей с врожденными расщелинами лица и неба // Материалы II съезда стоматол. организации. — Волгоград, 1994. —С. 152—153.
  37. Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 72 с.
  38. Т. В. К проблеме изучения детей с врожденными расщелинами губы и неба в преддошкольном периоде // Актуальные проблемы фониатрии: Тез. докл. междунар. симпозиума. — М., 1996. —С. 80—81.
  39. Т. В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1—3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 18 с.
  40. Т. В. Организация логопедической помощи детям с врожденными расщелинами неба в условиях ППМС-центров // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 46—49.
  41. Т. Н. Ортофонический метод лечения больных открытой ринолалией после уранопластических операций // Стоматология. — 1978.—№ 1. —С. 64—69.
  42. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984.—Т. 4. С. 286—317.
  43. Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. — М.: Лабиринт, 2001. — 368 с.
  44. Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика Пресс, 1993. — 224 с.
  45. П. Я. Введение в психологию.— М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  46. А. С. Речевая терапия у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 55—60.
  47. Д. Б. Форма общения со взрослым как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника // Общение и развитие психики. — М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — С. 96—106.
  48. В. А. Диагностика и формирование предпосылок развития импрессивной стороны речи у детей младенческого возраста с перинатальной патологией ЦНС в условиях лечебно-профилактического учреждения: Дис.. канд. пед. наук.— Екатеринбург, 2005. — 222 с.
  49. О. Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 3—11.
  50. А. Э. Уранопластика взаимоперекидными лоскутами. — Кишинев: Штиинца, 1982. — 94 с.
  51. Р. Первые три года жизни / Пер. с нем. — М.: Просвещение, 1992. —64 с.
  52. Т. Ю. Дифференцированный подход к коррекции речи детей с врожденной расщелиной губы и неба: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 2003. — 17 с.
  53. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. — М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
  54. Ф. Д., Пономарева 3. А., Ширяева 3. Ф. Значение логопедических занятий в комплексном лечении больных с врожденными расщелинами неба // Основные стоматологические заболевания. — Ташкент: ТАШГОСМИ, 1976. — С. 104—106.
  55. В. С., Ландо Р. П. Хирургическое лечение врожденных и послеоперационных дефектов неба. — М.: Медицина, 1968. — С. 54—59.
  56. Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М.: Три-вола, 1995. —С. 171, 181—200.
  57. А. В. Ранняя речевая реабилитация детей с врожденными расщелинами лица // Актуальные проблемы фониатрии: Тез. докл. междунар. симпозиума 29 мая— 31 мая в г. Екатеринбурге. — М., 1996. — С. 78—79.
  58. М. Д. Врожденные расщелины неба. — Л.: Медгиз, 1960.— С. 10—129.
  59. Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  60. М. Н. Философская пропедевтика, или Философии все возрасты покорны. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. — С. 333— 338.
  61. М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1977. — 16 с.
  62. Л. Н. Хрестоматия для маленьких. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — С. 16—31.
  63. И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М.: Педагогика, 1984. — С. 3—140.
  64. И. И. Нарушения речи у лиц с дефектами неба и их коррекция: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1980. — 17 с.
  65. Н. И. Механизмы речи. — М., Изд-во АПН, 1958. — 370 с.
  66. Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
  67. Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — 270 с.
  68. А. В. Психология. — М.: Уч.-пед. изд., 1953. — 186 с.
  69. А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 296 с.
  70. Н. П. Логопедическая помощь детям с врожденной расщелиной неба на раннем этапе развития речи // Актуальные проблемы стоматологии детского возраста / Ред. А. А. Колесов. — М., 1974, —Вып. 1. —С. 99—103.
  71. Н. П. Роль логопедического обучения в плане комплексного лечения детей с врожденными расщелинами неба // Педиатрия. — 1967. — № 6. — С. 47—49.
  72. М. Расстройства речи в детском возрасте. — М.: Медгиз, 1962. —С. 140—151.
  73. И. А. Лингвопсихология речевой деятельности — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. —432 с.
  74. В. Н. Развитие личности ребенка от года до трех. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 432 с.
  75. А. Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости // Уч. зап. / Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина. — М., 1955. —Т. 85. —С. 153—175.
  76. А. Г. Открытая ринолалия. — М.: Просвещение, 1983, —95 с.
  77. Е. И. Дословесная коммуникация глухих и слышащих детей // Дефектология. — 1984. — № 6. — С. 3—7.
  78. Е. И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. — 163 с.
  79. С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского ун-та. — 1987. — 96 с.
  80. Е. В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: Дис.. канд. пед. наук.— М., 2003. —205 с.
  81. М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М.: Педагогика, 1970. — 223 с.
  82. М. Ю. Развитие детей в возрасте до одного года.— М, I960. —40 с.
  83. А. Ф., Копик И. И. Показатели физического развития и состояния дыхательной системы у детей с врожденными несращениями верхней губы и неба // Стоматология.— 1973.— № 2.— С. 110—112.
  84. В. П. Система стандартизации и управления качеством комплексной реабилитации детей-инвалидов с врожденной челюстно-лицевой патологией: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Екатеринбург, 1999. —50 с.
  85. Т. В. Нарушение голоса в структуре речевого дефекта: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1999. — 19 с.
  86. М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1973, — 160 с.
  87. В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998. — 124 с.
  88. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова- Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 144 с.
  89. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е. А. Стребелевой— 2-е изд.— М.: Экзамен, 2004. —128 с.
  90. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 — С. 320.
  91. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2001. — 253 с.
  92. И. И. Фониатрические предпосылки реабилитации голоса при врожденных расщелинах неба // Стоматология. — 1981. — № 6. —С. 36—38.
  93. Н. С., Булатовская Б. Я. Особенности развития детей с врожденной расщелиной лица и неба и роль педиатра в их комплексном лечении // Педиатрия. — 1971. — № 5. — С. 72—75.
  94. В. В. Основы логотерапии открытой гнусавости при расщеплениях неба // Вопросы логопедии. — Харьков, 1941. — Вып. 4. — С. 49 —93.
  95. С. Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2005. — 26 с.
  96. Р. К, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — С. 3—51.
  97. К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991. — 97 с.
  98. В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: Рос. психол. о-во, 1998. —С. 193—201.
  99. В. В. Нарушения психологического развития у детей. — М.:Изд-во МГУ, 1985. —С. 1—27
  100. Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М.: Учпедгиз, 1961, —120 с.
  101. А. Н. Генез человеческой речи // Психологический журнал. — 1988.—№ 4. — Т. 9.
  102. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. —304 с.
  103. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  104. А. А. Врожденные расщелины губы и неба // Стоматология, — 1967.—№ 1. —С. 11—15.
  105. М. И. Проблема онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  106. М. И. Общение, личность и психика / Под ред. А. Г. Рузской. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — С. 321—374.
  107. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — С. 56—62,105— 116, 140—162.
  108. В. И, Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология.— 1994.— № 6. —С. 3—5.
  109. А. Р. Язык и сознание / Под ред. А. Д. Хомской. — М.: Изд-во МГУ, 1979. —319 с.
  110. А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
  111. Е. Е. Развитие речи малыша / Под ред. А. С. Батуева. — М.: Айрес-пресс, 2003. — 208 с.
  112. Макарова 3. С., Доскин В. А., Голубева Л. Г. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста // Поликлиника. — 2005. — № 1. — С. 1—9. http: //poliklinika. zubtech. ru/article200501a03. php.
  113. А. И. Об особенностях слухового восприятия у ринолали-ков // Специальная школа. — 1968. — № 5. — С. 10—15.
  114. Н. Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные’проблемы интегрированного обучения.— М.: Права человека, 2001. — С. 30—46.
  115. Ад. А. Врожденная расщелина неба и пути ее устранения. — М.: Детстомиздат, 1998. — 309 с.
  116. Ад. А., Бандример О. А., Соловьев А. Н. Нарушения речевого развития у детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба // Тезисы докл. II съезда стоматологов Узбекистана. — Ташкент, 1986. —С. 89—90.
  117. Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  118. С. Ю., Авдеева Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения. —М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
  119. Е. Л. Гимнастика и массаж для детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1974. — 54 с.
  120. С. Психология развития: методы исследования.— СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  121. Митринович-Моджеевская А. Расстройства слуха и речи при расщелинах неба // Стоматология. — 1959. — № 4. — С. 85—86.
  122. Митринович-Моджеевская А. Патофизиология речи, голоса, слуха / Пер. с польск. С. Ланеева. — Варшава: Польское гос. мед. изд-во, 1965. — 133 с.
  123. Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста // Дефектология. — 1998. — № 3. — С. 49—57.
  124. Р. Ж. Первая в России служба раннего вмешательства // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н. Д. Соколова, JI. В. Калинникова. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. — С. 129—135.
  125. В. С. Детская психология / Под ред. JI. А. Венгера.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1965. — С. 44,48.
  126. Е. С. Коррекционно-обучающая технология формирования адаптивного поведения детей дошкольного возраста с врожденной челюстно-лицевой патологией: Дис. .канд. пед. наук.— Екатеринбург, 1999. — 139 с.
  127. Е. С., Блохина С. И. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (на примере врожденной челюстно-лицевой патологии) / НПРЦ «Бонум». — Екатеринбург, 2004. — 132 с.
  128. Е. И., Шахнович А. М. Язык и дети.— М.: Наука, 1981. —111 с.
  129. В. Ф. Биолингвистика в ее становлении. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — С. 20—23.
  130. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  131. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1985. — 205 с.
  132. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Кн. для работников дома ребенка / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева и др.- Сост. Э. Л. Фрухт. — М.: Просвещение, 1989. —192 с.
  133. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. И. Чиркина и др., М.: АРКТИ, 2002. — С. 90—104.
  134. Основы теории речевой деятельности / Отв. Ред. А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1974. —368 с.
  135. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыжинской и А. К. Михальской- сост. А. А. Князьков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта- Наука, 1998. — 312 с.
  136. К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  137. . Речь и мышление ребенка.— СПб.: Союз, 1997.— 256 с.
  138. X. А. Использование пособий в коррекционной работе с детьми, страдающими ринолалией // Дефектология.— 1971.— № 5. —С. 76—80.
  139. О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара // Дефектология.—2005.—№ 1. — С. 14—20.
  140. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Под ред. Пи-липовского В. Я. — М., Прогресс, 1992. — 256 с.
  141. О. Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2001. — 24 с.
  142. О. Г., Моисеева Т. Б. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. — М.: Полиграф сервис, 2003. — 160 с.
  143. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. — М., 1982. — С. 11—20.
  144. Пруэ/сан И. И. Изменение величин воздушного давления в полости рта при артикуляции согласных больными с открытой ринолалией // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. — Т. 22—А. — М., 1979. — С. 51—60.
  145. И. И., Олъхин А. Б., Дмитриев А. В. Характер звуковых нарушений у больных с дткрытой ринолалией // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983, С. 13—19.
  146. Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова.— СПб.: Питер, 2001. —496 с.
  147. Р. С. Логопедическая работа с детьми, имеющими врожденную расщелину лица и неба // Дефектология. — 1970. — № 5. — С. 47—52.
  148. Л. А. Деятельность: структура, генез, единицы анализа//Вопросы психологии.— 1983. — № 6. — С. 121—126.
  149. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1966. — 301 с.
  150. Развитие личности ребенка от рождения до года / Сост. В. Н. Ильина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 160 с.
  151. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  152. Ю. А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. — 16 с.
  153. Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге / Под ред. Н. П. Майоровой. — СПб.- М., 2002. — 138 с.
  154. Pay Е. Ф. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. — М.: Учпедгиз, 1933.
  155. Репина 3. А. Нарушение письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1975. — 173 с.
  156. Репина 3. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995, — 121 с.
  157. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. — М., 1948. — 200 с.
  158. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 10—71.
  159. С. Л. Основы общей психологии— СПб: Питер, 2000. —712 с.
  160. А. Г., Елагина М. Г., Залысина И. А. Развитие речи у детей первых семи лет в общении со взрослыми // Общение и развитие психики. —М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — С. 61—71.
  161. РюклеХ. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение / Сокр. пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», 1996. — 280 с.
  162. А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка: дневник матери. — М., 1973. — 120 с.
  163. Э. Н. Особенности хирургического лечения больных с врожденными неба в различном возрасте.: Автореф. дис. .канд. мед. наук. —М., 1987. —45 с.
  164. Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 21—34.
  165. Л. В. Введение в психолингвистику.— JL: Изд-во ЛГУ, 1989. —С. 30—38.
  166. Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период // Нарушения голоса у дошкольников. — М.: Просвещение, 1969. —С. 113—134.
  167. И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 368 с.
  168. Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. — М., 1984. — С. 143—207.
  169. Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н. и др. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1996. — 158 с.
  170. Л. В., Андреева Н. Г. Этот удивительный младенец / Под ред. А. С. Батуева. — 2-е изд. — М.: Рольф, 2001. — 256 с.
  171. В. Д. Понимание речи ребенком в сенсомоторном периоде развития // Теоретические и прикладные исследования психологии речи. —М.: Ин-т психологии АН СССР, 1986. —С. 141—156.
  172. Г. Н. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2003. — 25 с.
  173. Г. П., Крицкий А. В. Ортопедические направления речи у детей с расщелиной неба. — Мн.: Беларусь, 1984. — 128 с.
  174. Дж. Занимательные игры с малышами до года / Пер. с англ. — М.: ЭКОПРОС- Издатцентр, 1997. — 280 с.
  175. Е. А., Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения. — М.: Просвещение, 1993. — 191с.
  176. Е. А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушение в развитии // Дефектология. — 1996. — № 4. — С. 80—83.
  177. Е. А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 39—42.
  178. Р. А. Система ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в Казахстане: проблемы создания и развития. — Алматы, 2001. — 308 с.
  179. Тингей-Михаелис К. Дети с недостатками развития: Кн. в помощь родителям / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1988. — 232 с.
  180. Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1972. — 176 с.
  181. Тонкова-Ямполъская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста (от рождения до 7 лет). — М.: Просвещение, 1987, —224 с.
  182. Тур А. Ф. Пропедевтика детских болезней.— Л.: Медицина, 1967. —491 с.
  183. . Первые три года жизни / Пер с англ. — М.: Педагогика, 1982. —172 с.
  184. О. Н. Специальная психология: Система психологическогоизучения аномальных детей / Моск. гос. пед. ун-т. — М., 1990. — 204 с.
  185. А. И. Интеллектуальные нарушения у детей с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1977. —22 с.
  186. А. И. Особенности речевого развития у детей ринолаликов //Специальная школа.— 1967. — Вып. 5. — С. 126—131.
  187. А. И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью // Дефектология. — 1972. — № 2. —16—19 с.
  188. Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. — 2004.— № 5. — С. 4—15.
  189. Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 262 с.
  190. Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аскариной. — М.: Медизд, 1949. — 101 с.
  191. Д. Ваш ребенок растет / Пер. с англ. — М.: Новости, 1994. —С. 264—266.
  192. Л. Е. Лечение врожденных расщелин верхней губы.— Ташкент: Медицина, 1967. — С. 35—43.
  193. Л. В., Дубинина А. К, Яковенко Л. Н., Носко С. А. Принципы логопедического обучения при раннем хирургическом восстановлении неба. // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 21—13.
  194. Ф. М. Теоретическое обоснование ранних сроков уранопластики // Врожденные расщелины верхней губы и неба. — М.: Медицина, 1964. — С. 77—84.
  195. М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — С. 49—51.
  196. Е. Д. Нейропсихология.— 3-е изд., испр. и доп.— СПб.: Питер, 2003. —496 с.
  197. Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. — М.: Просвещение, 1995. — 304 с.
  198. С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.— М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  199. Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. — М.: Педагогика, 1969. — 120 с.
  200. Г. В. Преодоление носового оттенка речи у детей с ринолалией. // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 3. — С. 53—55.
  201. Г. В. Нарушение речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — М., 1987. — 34 с.
  202. Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей // http: ise. edu. mhost. ru/almanah/8/st03. htm.
  203. С. В., Давлетшин Н. А., Герасимов Л. Н. Реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба. — М.: Башгос-медуниверситет МЗ РФ, 2005. — 294 с.
  204. О. Б. Ранняя логопедическая реабилитация при врожденной расщелине верхней губы и неба // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения / МГМСУ. — М., 2002. — С. 292—294.
  205. Швачкин Н. X Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. — 1948. — Вып. 13. — С. 101—132.
  206. Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит.— М.: Просвещение, 1995. — 126 с.
  207. В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / Пер. с нем А. А. Михлина, И. М. Назаровой.— М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 240 с.
  208. В. Д. Сравнительная оценка отдаленных послеоперационных результатов пластики неба // Стоматология.— 1974.— № 2. —С. 39—41.
  209. Н. М. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. — М.: Медиздат, 1935. — С. 11—34.
  210. Д. Б. Психология игры. — М.: Гуманит. изд. центр BJ1A-ДОС, 1999. —360 с.
  211. Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. —560 с.
  212. Р. А. Формирование связной речи у детей-ринолаликов дошкольного возраста // Дефектология. —1996. — № 2. — С. 74—76.
  213. Р. А., Одинец О. И. Особенности связной речи у детей с ри-нолалией (дошкольный возраст) // Дефектология.— 1990.— № 1. — С. 81—84.
  214. ААР Committee on Injury and Poison Control: Injuries associated with infant walkers // Pediatrics, 95. — 1995. — P. 778—780.
  215. А. С., Nelson R. P. Major handicapping conditions // Levine M. D. et al. (eds). Developmental — Behavioral Pediatrics. — Philadelphia, W. B. Saunders, 1983. — P. 324—340.
  216. Lear R. Play helps: toys and activities for children with special needs. — Oxford- London- Boston: Butterworth — Heinemann Ltd., 1991. — 186 p.
  217. Schwartz E. R. Speech and language disorders // Schwartz M. W. et. Al. (eds). Pediatric Primary Care: A Problem— Oriented Approach, 2 nd ed. — Chicago: Year Book Medical Publ., 1990. — P. 637—700.
  218. Sheridan M. Spontaneous play in early childhood: from birth to six years. —London: NFER Publishing Company, 1991. — 87 p.
Заполнить форму текущей работой