Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ формирования ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния Ρƒ школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π°, Π½Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ выступлСниС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ пСснями, Ρ‚Π°Π½Ρ†Π°ΠΌΠΈ, ΠΈ Π½Π°Π΄ΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это ΠΏΠΎ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡŽ самих учащихся, Π° Π½Π΅ ΠΏΠΎ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΌΠΈΡ€Π° (ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π°) учитСлями ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ самыС Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ для объяснСния российской символики: исслСдуСтся история возникновСния символов, вСдСтся сравнСниС российских… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ формирования ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния Ρƒ школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ срСдства формирования ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ качСств личности, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ B.C. Π‘Π΅Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΎΠ², происходит Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ„ормирования Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ² для сСбя, Π° Π½Π΅ ΠΏΡ€ΡΠΌΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½Ρ‹ чувств [47].

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности прСдставляСт собой ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ психологичСской динамичСской Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ структуры, Π½ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π΅Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… воздСйствий. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ нСсколько Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… спСцифичСн для ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΅Π΅ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ичСского уровня: Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°, ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅.

Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ стихийноС ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности [42]. ΠšΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° личности Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… срСдств воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. БрСдство Π² Ρ„илософской энциклопСдии опрСдСляСтся ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ осмыслСнной, ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π»ΡŒ чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈ рассмотрСнии ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ формирования ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ этот процСсс ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ срСдС. Π’ Π½Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ личности (подростки, ΠΈΡ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ), Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ общности (этничСскиС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π΄Ρ€ΡƒΠ·Π΅ΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ…, сСмСйныС ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.); ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ объСдинСния — класс, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ (разновозрастныС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ подростков ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅ΡΡ‚Ρƒ ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°); ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ элСмСнты (ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ систСмы), Ρ‚Π°ΠΊ явлСния ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ия, Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π²ΡˆΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, языковая ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-обрядовая сфСры.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ воспитания ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ эффСктивным Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-обоснованном, комплСксном, спланированном воздСйствии Π½Π° Π²ΡΠ΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ личности подростка [15].

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡΡ‹Π»ΠΊΠΈ ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° 17 Π²Π΅ΠΊΠ° (ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€Π° I). Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ Π²Π΅ΠΊΠ° классики ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ искали ΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ срСдства ΠΏΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Π΅, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ²Ρ‹Ρ€ΡƒΡ‡ΠΊΠ΅ ΠΈ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ.

Вопросы формирования ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ наслСдии А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ исслСдовал Π’. Π€. Ѐарфоровский [55]. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π² ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ Ρ‚рудящимся всСх Π½Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ.

Одной ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ патриотичСского ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания, ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Π²ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ дСтских ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, возглавляСмых А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π΅ΠΆΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π΅ΡΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°ΠΌ ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ям нашСй ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ страны, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… воспитанники выносили Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠ΅ впСчатлСния ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ чувства Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Π»ΡŽΠ±Π²ΠΈ ΠΊ Π ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π΅.

Π’ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Π’. А. Бухомлинского Π½Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π» ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ содСрТаниС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΏΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ учащихся Π² Π΄ΡƒΡ…Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² [52].

Π’.А. Бухомлинский ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π» Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ воспитаниС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π΄ΡƒΡ…Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π½Π°Π΄ΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ Π΄ΠΎ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π’Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ процСссС ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠ» сСмьС. ИмСнно Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» ΠΎΠ½, Π·Π°ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ пСрвоосновы формирования ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… чувств.

Π’ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния Π’. Π›. Бухомлинский выдСлял Π΄Π²Π° взаимосвязанных направлСния. ЦСль ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ — ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ чувств [52]. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ этой Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΠŸΠ°Π²Π»Ρ‹ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ школС Π±Ρ‹Π»ΠΈ рассказы, бСсСды, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ с Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ ΠΎΠ± ΠΈΡΡ‚оричСских корнях Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² нашСй страны, ΠΎ Ρ‚яТСлых испытаниях, Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π²ΡˆΠΈΡ… Π½Π° ΠΈΡ… Π΄ΠΎΠ»ΡŽ, ΠΎ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅.

Π’ ΠŸΠ°Π²Π»Ρ‹ΡˆΡΠΊΠΎΠΉ школС вся Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ школьники ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², мСсто ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… связСй.

Особо Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСском Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ вопроса Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π» совСтский ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ B.C. Π—Π°ΡΠ»ΡƒΠΆΠ΅Π½ΡŽΠΊ, ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ²ΡˆΠΈΠΉ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ эффСктивности воспитания с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ достиТСния соотвСтствия уровня воспитанности школьников Π² Π΄ΡƒΡ…Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π‘Π‘Π‘Π  трСбованиям общСства [14].

ОсобоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ удСляСтся психологичСскому аспСкту — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² потрСбностСй, интСрСсов, чувств ΠΈ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ:

  • — Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΡΡ‚ичСскому аспСкту рассмотрСния ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² воспитания;
  • — Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ воспитанности, сформированныС Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ комплСксного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° (усвоСниС систСмы Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Π΅ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния внСклассной ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, участиС Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, общСствСнно ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ школой, Π²Π½Π΅ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ учрСТдСниями, совмСстно с ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ΠΉ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ).

Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ дСсятилСтиС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ стран БНГ дСлятся своим ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния.

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, считаСт М. Π“. Π’Π°ΠΉΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠ², становится ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΠΈΠ½Π°, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ этносоциуму, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅ историчСской эпохС, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎ-историчСскому Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Ρƒ [53]. Π‘ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ мСТэтничСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, создания Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-этничСской ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской атмосфСры Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ формирования гуманистичСских ΡΡ‚Π½ΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… связСй цСлСсообразно Π²ΠΎΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ школьников Π² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ-Ρ‚ΠΎ: ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ памятныС Π΄Π°Ρ‚Ρ‹ историчСского значСния, юбилСи Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ дСятСлСй ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π²;

  • * ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΏΠΈΠ°Π΄Ρ‹, выставки ΠΏΠΎ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅, сорСвнования ΠΏΠΎ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌ спорта ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌ;
  • * ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… пСсСн ΠΈ Ρ‚Π°Π½Ρ†Π΅Π²;
  • * ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ конкурсы Π½Π° Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… блюд ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ мСроприятия.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ориСнтация школьника Π½Π° Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ зависит ΠΎΡ‚ ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания, ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ направлСнности, ΠΎΡ‚ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ…. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ возроТдСния Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка ΠΈ ΡΡ‚ничСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… полиэтничСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ являСтся ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΈ иноязычном ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ участиС Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ языку Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния Π½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈ интСрСс ΠΊ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΡƒ, традициям посрСдством чтСния Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π‘ Π΄Ρ€Π΅Π²Π½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ обряды ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ своСобразиС ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚Π°, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π°, ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Π΅ΠΌ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ Ρƒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ². Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΌΡ‹ ΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π½Π° Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ…, связанных с Ρ…озяйствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ идСю, Π±Ρ‹Π»ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… классах ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ-ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠ°ΠΌ, связанным с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€ΠΈΠΈ. НапримСр, учащиСся Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ знания ΠΏΠΎ ΡΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ ΠΊΡƒΡ…Π½ΠΈ, практичСскиС умСния ΠΏΠΎ Π·Π°Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния посрСдством Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² вСсьма интСрСсно, Π° Π²ΡΠ΅ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ с Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ством, интСрСсом ΠΈ Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ отраТаСтся Π² ΠΈΡ… ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ, становится Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈΡ… ΡΠ°ΠΌΠΈΡ…. ПСдагог, взявший Π½Π° Π²ΠΎΠΎΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ это срСдство Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

Из Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования исслСдуСмого личностного образования, отводят:

  • 1) сСмьС;
  • 2) совмСстной Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ворчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ;
  • 3) ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ учащихся ΠΎ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚Π΅ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², Π½Π°ΡΠ΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Россию.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° общСния ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия людСй Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… этничСских ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΎΠ²Ρ‹Ρ… общностСй исслСдуСтся ΠΈ Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌΠΈ.

Выдвинутая Π² 1981 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ концСпция ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования амСриканского ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π”. БСнкса Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π° для российской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ БША — общСство ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ, этничСского, расового ΠΈ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ многообразия (ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Ρ‹ БНГ), концСпция Π”. БСнкса, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ обоснованы ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ развития ΠΌΠ΅ΠΆΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ компСтСнтности Ρƒ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ Π² Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π° ΠΊ Π½Π°ΡˆΠΈΠΌ условиям[94].

БСнкс выдСляСт Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ содСрТания ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования. ΠžΡΠΎΠ±Ρ‹ΠΉ интСрСс прСдставляСт модСль, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ истории, Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, искусства, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ государства Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… общностСй, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ государство (ΠΈΠ»ΠΈ с Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ зрСния), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ вопросов, Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ ΠΈ ΠΈΡΡ‚оричСский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ этничСской общности.

Π­Ρ‚Π° модСль способствуСт пониманию ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ общСства, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°ΠΌ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π°ΠΌ, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π΅Π³ΠΎ. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ этой ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самосознания, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ восприимчивости ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°ΠΌ.

Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ учащСйся ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ И. Π¨ΠΎΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠ², анализируя Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π”ΠΆ. Π‘Π΅Ρ€Ρ€ΠΈ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ соавторы Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… стратСгии мСТэтничСского взаимодСйствия Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ ваТности сохранСния ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ идСнтичности ΠΈ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ия Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ… — это ассимиляция, сСпарация, маргинализация ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Сграция [59].

Для Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ эффСктивной систСмы срСдств ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ исслСдуСмого качСства Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ отСчСствСнной ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΏΠΎ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ вопросу.

ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, обратимся ΠΊ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΠΌΠ°ΡΡΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

Π’ 2006 — 2007 ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ № 3 Π³. Π”Π΅Ρ€Π±Π΅Π½Ρ‚Π° проводился Ρ„Π΅ΡΡ‚ΠΈΠ²Π°Π»ΡŒ «Π Π°Π΄ΡƒΠ³Π°», Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈ участиС учащиСся с 5-Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎ 11-Ρ‹ΠΉ классы. Π‘Ρ‹Π»ΠΎ Π·Π°Π΄ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΎ провСсти конкурс Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, Π½ΠΎ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄ мСроприятия Π½Π° Ρ„Π΅ΡΡ‚ΠΈΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ провСдСния.

На ΡΡ‚ΠΎΠΌ фСстивалС Π±Ρ‹Π»ΠΈ прСдставлСны ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΡŒ этничСских Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ: горскиС Π΅Π²Ρ€Π΅ΠΈ, Π°Π·Π΅Ρ€Π±Π°ΠΉΠ΄ΠΆΠ°Π½Ρ†Ρ‹, Π»Π΅Π·Π³ΠΈΠ½Ρ‹, русскиС, армянС ΠΈ ΠΎΠ΄Π½Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° сборная ΠΈΠ·-Π·Π° малочислСнности прСдставитСлСй Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ народности, которая Π±Ρ‹Π»Π° Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π° «ΠΌΠ°Π»Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Ρ‹». ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° фСстиваля Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ направлСния:

  • 1. Выпуск стСнной Π³Π°Π·Π΅Ρ‚Ρ‹ «Π˜ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΈ» (ΠΎΠ± ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, традициях, Π½Ρ€Π°Π²Π°Ρ… Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π°) ΠΎΡ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹;
  • 2. УстноС творчСство, Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сцСнС;
  • 3. Π’ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ для выставки ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚Π΅, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ дСмонстрация Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… блюд.

По ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΡŽ фСстиваля «Π Π°Π΄ΡƒΠ³Π°» ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ участник ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π½Π°Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½Ρ‹ Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π·Π° ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΠ΅.

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π°, Π½Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ выступлСниС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ пСснями, Ρ‚Π°Π½Ρ†Π°ΠΌΠΈ, ΠΈ Π½Π°Π΄ΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это ΠΏΠΎ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡŽ самих учащихся, Π° Π½Π΅ ΠΏΠΎ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΌΠΈΡ€Π° (ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π°) учитСлями ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ самыС Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ для объяснСния российской символики: исслСдуСтся история возникновСния символов, вСдСтся сравнСниС российских ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ских символов, Π° Π΄Π»Ρ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников этот ΡƒΡ€ΠΎΠΊ вмСстС с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Слями готовят ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ, для этого ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŽΠΌΡ‹, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅. Π’ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях содСрТания, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, использования, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ взаимосвязи ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΠΌΠΈ срСдств с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» построСния систСм ΠΌΡ‹ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅, описанию ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ посвящаСтся ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π³Ρ€Π°Ρ„ нашСго исслСдования.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ