Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Слово как единица языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе жизнедеятельности и развития человека за понятием закрепляется наименование, то есть слово. Его звуковая сторона называет какой-то объект действительности, что устанавливается и закрепляется людьми в процессе совместной деятельности. В связи с этим возникает вопрос, а есть ли связь между звуковым комплексом слова и обозначаемым. Исследовав эту проблему, лингвисты пришли к мнению о том… Читать ещё >

Слово как единица языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово является основным объектом изучения лексикологии, однако его природа — вопрос по-прежнему открытый, поэтому не существует единого общепринятого определения слова.

Разные исследователи дают определения, учитывая различные стороны изучения слова. В частности, представитель английской школы младограмматиков Г. Суит определяет слово как потенциальный минимум предложения. Однако такое определение касается только синтаксической функции слова. Немецкий лингвист К. Бюлер, описывая фонетическую сторону слова и его знаковую функцию, пишет о том, что «слова — фонетически отчеканенные, общеупотребительные знаки языка» (И.В. Арнольд. Лексикология современного английского языка: учебное пособие. 376 с.).

А.И. Смирницкий рассматривает слово не просто в качестве основной единицы словарного состава языка, но и как главную центральную единицу языка вообще. По его словам, в разных языках слова могут иметь разные отличительные признаки, как, например, фонетические. Но, несмотря на различия и особенности слов в разных языках, по мнению А. И. Смирницкого, возможно дать определение слову в целом, так как существуют общие черты, характерные для всех слов во всех языках (Смирницкий А. И. Лексикология английского языка.261 с.).

Американский лингвист Э. Сепир дает определение, учитывающее различные стороны слова: «слово есть один из мельчайших кусочков изолированного смысла, к которому сводится предложение» (Приводится по: Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка. С. 29).

А.А. Реформатский определяет слово как значимую единицу языка, основной функцией которой является номинация. Он же выделяет характерные признаки слова, которые отличают его от других единиц системы языка: слово — это самостоятельная единица языка, грамматически оформленная в соответствие с законами конкретного языка, обладает вещественным и лексическим значением. Слово является строительным материалом для предложения, но как таковое оно не коммуникативно (Реформатский А.А.

Введение

в языковедение. С. 35).

В наиболее обобщенном смысле слово определяется как «основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений, обладающих совокупностью фонетических, семантических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка» (Языкознание. Большой энциклопедический словарь. С. 464). Исходя из этого определения, основной функцией языка является функция номинации.

Отношения между значением слова и понятием определяют семантические связи внутри слова ввиду его непосредственной связи с представлением о реальной действительности. Однако возникает проблема соотнесенности логического смысла и слова, так как понятие — категория философии и логики, а слово и его значение — лингвистики. Проблемой значения слова занимается семасиология, которая также изучает способы отображения словом внеязыковой действительности (Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология: учебник для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990.415 с.).

Между словом и понятием существует тесная связь. Поскольку понятие является обобщенным отображением представлений о действительности, в нем отражаются самые существенные признаки предмета, благодаря которым человек отличает один предмет от другого (Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. С. 27).

В процессе жизнедеятельности и развития человека за понятием закрепляется наименование, то есть слово. Его звуковая сторона называет какой-то объект действительности, что устанавливается и закрепляется людьми в процессе совместной деятельности. В связи с этим возникает вопрос, а есть ли связь между звуковым комплексом слова и обозначаемым. Исследовав эту проблему, лингвисты пришли к мнению о том, что нет непосредственной связи между звучанием и значением, аргументировав это существованием в языке слов, одинаковых по звучанию, но обозначающих разное (слова-омонимы), и наличие разных наименований для одного явления действительности (слова-синонимы) (Кодухов В.И.

Введение

в языковедение: учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русс. яз. и лит.» М.: Просвещение, 1987.288 с.).

Следовательно, слово является знаком, но знак этот мотивирован исторически и не является произвольным. Знаковость слова обуславливает то, что оно представляет собой единство трех компонентов: предмета, понятия, звукографической формы. Соотношение этих трех компонентов отражено в модели так называемого «семантического треугольника» Г. Фреге (см. рисунок 1):

Семантический треугольник Г. Фреге.

Рисунок 1 — Семантический треугольник Г. Фреге.

Таким образом, слово является выражением понятий о явлениях окружающей действительности, имеющихся у человека. Как и всякий знак, коим является слово, оно имеет значение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой