Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, — оно… Читать ещё >

Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Театрализованная деятельность старших дошкольников очень многогранна и может осуществляться в самых различных формах, к которым мы относим театрализованные представления, спектакли, утренники с элементами театрализации, но всё же наиболее часто в детском саду применяются театрализованные игры.

Театрализованная игра-это творческая игра, представляющая собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).

Значение театрализованной игры для развития детей: pазвивает художественный вкус, творческие способности, и выразительность pечи; формирует чувство коллективизма; развивает память, мышление, воображение; pазвивает сценическое, певческое, танцевальное творчество; pасширяет запас слов, речь; pазвивает эмоциональную сферу в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев; приобщает дошкольников к театрализованному, драматическому искусству.

Особенности театрализованной игры: действия детей с кукольными персонажами; непосредственные действия детей по ролям; литературная деятельность через диалоги и монологи; изобразительная деятельность носит характер пространственно-изобразительной, или оформительской деятельности; исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание и т. д.

Существуют виды театрализованных игр:

Игры — драматизации, где каждый ребенок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитывают произведение (2−4 раза); для обыгрывания более сложных произведения подбирается иллюстрации, слайды, грамзаписи. Игры с настольным театром. Действия с предметам, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет. Игры детей с различным видами театров — фланелеграф, пальчиковый, «петрушек», бибабо, марионетки. Необходимо научить детей действовать фигурками, сочинять движения и речь героев.

Театрализованную игру Л. В. Артемова [3,c 42] делит на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки фрагментов художественных произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. 12, c 25].

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Такую самостоятельность в придумывании сюжета Л. С. Выготский [4,c 98] считал особенно важной для дальнейшего формирования игровых навыков и воображения ребенка. О. Акулова описывает особенности данного вида театрализованных игр следующим образом: «Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой» [1, c 77].

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.) [3,45]:

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении;

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей;

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события;

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театрализованная игра совершенствует и развивает многие стороны личности дошкольника, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда качества произвольности и осознанности поведения детей уже в достаточной степени сформированы. М. Кудейко рассматривает театрализованную деятельность в старших группах дошкольного образовательного учреждения именно в контексте подготовки к обучению в школе. М. Кудейко, в частности, считает, что занятия детей 6−7 лет театрализованной игрой решают следующие задачи [11, c 107]:

способствуют развитию проявлений детской любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия;

развивают образное ассоциативное мышление, способность к импровизации;

совершенствуют настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, что способствует формированию у дошкольников волевых черт характера.

Кроме того, в процессе театрализованной игры у дошкольников развиваются многие частные умения и навыки. Например, упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, которые сопровождают театрализованную постановку, совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает детям лучше овладеть пластикой, осознать возможности движений.

В отличие от театральной постановки, театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, далеко не всегда предполагает четкий сценарий, атрибутики (костюмы, декорации и т. п.), в ней, как правило, достаточно внешнего, условного подражания, следования определенной роли, сюжету. Но это не уменьшает педагогической ценности театрализованной игры. Кроме того, у неё есть существенное преимущество перед театрализованной постановкой: на организацию игры требуется значительно меньше времени, а значит, такие игры можно применять достаточно часто, как в структуре непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе различных режимных моментов (например, на прогулке).

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры. Так О. Акулова [1,c 66] формулирует следующие принципы:

  • 1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
  • 2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  • 3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  • 4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Таким образом, рассмотрев основные принципы, на основе которых построена театрализованная игра старших дошкольников, мы выяснили, что важнейший из них — принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. По формулировке Т. А. Гайворонской и В. А. Деркунской данный принцип «…согласует требование соответствия хода развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности, неповторимости индивидуального пути развития каждого ребенка, с другой» [6, c 69].

В контексте анализа данного принципа необходимо кратко остановится на вопросе о возрастных особенностях общения у детей 6−7 лет. В старшем дошкольном возрасте существенно изменяется социальная ситуация развития ребёнка, расширяется круг общения: ребёнок включается в систему многообразных взаимоотношений, в которой стремится найти для себя определенное место. Происходит внутренняя перестройка мотивов общения в зависимости от динамики изменений отношений со сверстниками и педагогами.

Л.Н. Галигузова и Е. О. Смирнова отмечают, что главное в этой форме общения — удовлетворение потребности ребёнка во взаимопонимании и сопереживании [5, c 105].

Старший дошкольник усваивает правила построения речи, овладевает её высшими свойствами (точность передаваемой информации, последовательность, ясность изложения и т. п.), совершенствует интонационный рисунок, оттачивает темп, громкость голоса. О. М. Казарцева считает особенно важным, что к 6−7 годам у ребёнка развиваются интеллектуальная, регулирующая, планирующая функции речи, а именно:

умение свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

способность пользоваться языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием и условиями общения;

умение строить диалог, осмысливать его цель, планировать, контролировать высказывания.

Таким образом, мы выяснили, что творческое воображение в дошкольном возрасте лучше всего развивается в театрализованной игре, отсюда мы выяснили, что театрализованная игра — это востребованный и очень важный вид детского творчества. Занятия театрализованной игрой имеют игровую природу, поэтому они способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованная игра является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических и, конечно же, коммуникативных качеств старшего дошкольника. Также мы рассмотрели четыре основных принципов организации театрализованной игры, рассмотрели задачи, которые решаются в процессе занятия театрализованной игрой, выделили виды театрализованной игры и рассмотрели классификацию режиссёрских игр Выводы по 1 главе В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, — оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В старшем дошкольном возрасте становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяют две главные функции воображения — познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам. Аффективное воображение на этом этапе направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.

С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.

Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

дошкольник театрализованный игра воображение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой