Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательная среда как условие развития самостоятельности и личностного самоопределения школьника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концентрированное обучение позволяет изучать один предмет длительное время. При такой организации 3−4 урока каждый день отводится на один предмет (к таким предметам относятся физика, химия, география, биология, история, обществознание, информатика). Остальные предметы — литература, русский язык, иностранный язык, математика, физическая культура — ставятся в расписание «окошками». «Погружение… Читать ещё >

Образовательная среда как условие развития самостоятельности и личностного самоопределения школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократические перемены последних лет предоставили педагогам дополнительные возможности для реализации своих смелых идей и начинаний, законодательно закрепив право на свободу педагогического творчества. Развитие инновационной деятельности преподавателя является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть приняты и поддержаны педагогами — инноваторами [1].

На протяжении 10 лет существования педагогический коллектив школы «Развитие» вместе с учениками осваивает педагогическую модель развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Уникальность школы заключается в том, что в ней организуется специальная среда (уклад жизни), в основе которой лежит способ обучения; создается она специальными средствами: формами, методами, технологиями. Причем при переходе на новый образовательный этап меняются средства образования с учетом возрастных особенностей и преемственности. Назовем четыре признака эффективной учебной среды, отличающей ее от традиционной:

  • — ученик находится в центре внимания;
  • — имеется возможность переноса знаний в разные учебные и реальные ситуации;
  • — предусматривается формирование контрольно-оценочной деятельности самих учащихся, с помощью которой они в состоянии сами управлять процессом учения, достигая индивидуального прогресса в обучении;
  • — выстраиваются отношения с сообществом других учащихся и взрослыми.

Весь учебный год делится на шесть фаз, в основе которых лежит структура учебной деятельности. В соответствии с ними организуется весь учебновоспитательный процесс учреждения:

  • — подготовительная фаза (август);
  • — фаза запуска (сентябрь);
  • — фаза свободной педагогической деятельности (октябрь — декабрь);
  • — фаза демонстрации педагогических достижений учителями
  • — середина апреля;
  • — рефлексивная фаза учебного года (середина апреля — май);
  • — аналитическая фаза учебного года (июнь).

Урок у нас пока остается основной формой обучения. Авторами системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова разработан свой взгляд на урок, а точнее, на систему уроков или их «технологическую карту» [2]. В основание технологической карты уроков положена структура учебной деятельности (УД). Каждый компонент УД определяет тип урока, его цель и содержание. Назовем эти уроки:

  • — урок постановки и решения учебной задачи;
  • — урок моделирования;
  • — урок решения частных задач;
  • — урок контроля;
  • — урок оценки.

Начальный этап образования начинается с курса «Введение в школьную жизнь» [4] и проводится в нашей школе в конце августа, начале сентября первого года обучения. Данный курс обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока.

С первых дней обучения вводятся индивидуальные формы работы. К таким формам относятся: работа с «черновиком», со «столом — помощником», «столом заданий». Работа в «черновике» не предполагает передачу готовой техники («сначала решить на черновике»), а связана с организацией рефлексивного отношения учащихся к своей работе — пониманию уместности первоначальной тренировки. «Стол — помощник», «стол заданий» предполагают организацию предметного противопоставления средства и задания (задачи). «Стол — помощник» — это стол с карточками — помощницами, схемами, таблицами, счетными палочками, мерками, моделями, справочной литературой и пр. Позже появляются средства — «мешальщики» — те, которые не являются средствами помощи, а, наоборот, уводят от выполнения задания (решения задачи). Таким образом, у учащихся формируется (выращивается) такое действие, как выбор средств. На «столе заданий» учащиеся могут себе выбрать дополнительные тренировочные задания, задания творческого характера, задания на смекалку, повышенной трудности, опережающие и пр. Такие задания формируют познавательный интерес, стремление к саморосту, качественному самоизменению [5].

С самого начала прихода в школу ребенок знакомится с новой «философией оценки». Оценка, прежде всего, ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика. Поддерживая положительную общую самооценку ребенка, учитель развивает способность к конкретной оценке своего учения. С этой целью разрабатываются правила «оценочной безопасности», которые соблюдаются и учителем и учащимися.

Поддержать в детях уверенность в себе позволяет «доска достижений» или график «мои достижения» (на выбор учителя и учащихся).

«Карта знаний» по предмету — это специально отведенное место в классе (представленное на листе ватмана, стенде), в тетради контрольнооценочной деятельности, где в схематической форме фиксируются основные предметные области курса (первоначально — как направления или задачи исследования, позднее — как открытие детьми способа действий, понятий).

Групповая работа. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе и используется учителем с первых дней прихода детей в школу.

Работа в группах организуется тогда, когда возможен «интеллектуальный конфликт». Интеллектуальный конфликт разворачивается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует поиску способов решения задач, пониманию, принятию найденного решения. Эффективным средством запуска дискуссии в группе являются заданияловушки. Учитель при этом не выступает как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе.

Все образовательные ступени, начиная с начальной, пронизывает модульное обучение, проектная работа.

В переходный период (4−5 классы) наряду с групповой работой как доминирующей начинает включаться индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа активно начинает использоваться в 4 классе. Учитель предлагает на выбор ученикам форму самостоятельной работы: индивидуальную, групповую или фронтальную. Если к концу 4 класса учащийся выбирает индивидуальную самостоятельную работу и качественно с ней справляется, то это один из показателей сформированности учебной деятельности.

На подростковом этапе образования самостоятельная работа приобретает иной характер. Самостоятельная работа — это форма индивидуальной или групповой учебной деятельности, в рамках которой учащиеся: инновационный преподаватель образование обучение.

  • — ставят собственные задачи, направленные на испытание имеющихся у них средств (например, рефлексивный проект);
  • — решают «чужие» задачи, работая с оценочным листом учебного блока, определяя свой уровень освоения материала и возможность предъявления его на оценку учителю;
  • — строят индивидуальные образовательные траектории движения в учебном предмете [3].

Разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому. Разновозрастное учебное сотрудничество — одно из эффективных условий, где подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений, отвечающим возрастным особенностям этого возраста. Место «младшего учителя» — посредника между взрослым и младшим школьником — в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.

Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения — это новый шаг в развитии учебного сотрудничества.

В переходный этап образования «карта знаний» становится средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете. В отличие от начальной школы, где работа по планированию и изучению материала разворачивается только как коллективное действие, на данном этапе обучения подобная работа уже частично становится индивидуальным действием. Например, в тетрадях у детей помимо общих маршрутов движения должны фиксироваться личные вопросы, индивидуальные трудности, «ответвления» от общего пути следования, которые могут появиться в результате каких-либо затруднений в знаниях, способах действий. Основное условие эффекта от работы с «картой знаний» — это системность и последовательность обращения к ней в течение всего года.

Концентрированное обучение. Учебный процесс в концентрированном обучении представляет собой чередование циклов. Учебные занятия объединяются в блоки (например, учебная нагрузка по биологии на месяц концентрируется в неделю, а три недели биологии в основном расписании нет, предлагаются только консультационные часы). Это сокращает число параллельно изучаемых дисциплин. Основной единицей становится не урок, а блок уроков по теме, более и менее очерченный в программе учебного предмета.

Индивидуальная образовательная программа связана с разным «планом» изучения того или иного учебного предмета. Другими словами, для разных учеников изучение учебного предмета может быть представлено по-разному. Предоставление свободы выбора плана движения по предмету позволяет им выходить за пределы общего контура движения класса.

Процесс движения учащегося по индивидуальной образовательной программе контролируется на специально организуемых «предметных мастерских».

В течение всего периода проводятся консультации. Время «мастерских», «консультаций» оговаривается заранее, и выстраивается график.

Проектная работа. Участие школьников в разработке общественнозначимых проектов дает возможность осваивать новые способы действий в социокультурной среде, ставить и решать учебные задачи, возникающие в другом виде деятельности.

Вся педагогическая технология организации работы учителя на данном этапе направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога становятся:

  • — выбор заданий для самостоятельной работы над темой;
  • — способ работы учащихся с тематическими оценочными листами;
  • — построение индивидуальных «карт» движения в учебных предметах;
  • — поиск путей ликвидации пробелов и трудностей;
  • — выбор «пространства» действия (мастерская, библиотека, творческая лаборатория и пр.);
  • — определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной проработки учебного материала;
  • — оценка готовности к сдаче зачета по теме;
  • — способы работы с различными источниками информации;
  • — способность сравнения замысла и реализации;
  • — индивидуальные способы решения;
  • — умение планировать и проводить самостоятельные исследования;
  • — работа над проектами.

При условии целенаправленной работы в этом направлении подросток постепенно переходит в автономный режим между учебными блоками. Учитель вмешивается в учебный процесс ученика лишь по запросу ученика.

Особая среда создается во втором периоде (второе полугодие 9 класса — первое полугодие 10 класса) — переходном из основной школы в старшую. Работа в течение года ведется в следующих направлениях:

  • — подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся;
  • — выбор направления и уровня дальнейшего образования, разработка собственной образовательной программы и учебного плана на завершающем этапе обучения;
  • — составление индивидуального расписания занятий.

Индивидуальная образовательная программа составляется учеником летом после сдачи итоговой аттестации за 9 класс совместно с учителем, что позволяет учителю к началу учебного года подготовить индивидуальное календарно-тематическое планирование. Такой подход предоставляет школьнику возможность выбора и построения индивидуальной образовательной программы. Такой ответственный выбор готовит его к самостоятельному решению жизненно важных задач, к самоопределению.

Образовательная программа ученика — документ, определяющий его учебную работу на последние два года жизни в школе (10−11 классы).

Этап самоопределения и глубокой дифференциации. Основными видами деятельности на данном этапе является проектирование, планирование и программирование.

Концентрированное обучение позволяет изучать один предмет длительное время. При такой организации 3−4 урока каждый день отводится на один предмет (к таким предметам относятся физика, химия, география, биология, история, обществознание, информатика). Остальные предметы — литература, русский язык, иностранный язык, математика, физическая культура — ставятся в расписание «окошками». «Погружение» длится 1−2 недели. В этот период 60% учебного содержания изучается на уроках, а 40% в самостоятельном режиме. По окончании «погружения» обязателен промежуточный контроль (зачет, тест, проверочная работа и пр.). По окончании изучения всего курса обязателен итоговый контроль (экзамен, творческий проект, реферат и пр.).

На каждом образовательном этапе организуется самоподготовка. Школа работает в условиях полного дня, что позволяет в стенах школы организовать самоподготовку. Самоподготовка — индивидуальная самостоятельная учебная деятельность, направленная на закрепление или повторение пройденного на уроках материала, специально организуемая куратором. Самоподготовка создаёт реальные условия, для того чтобы научить школьников учиться, дать им представления о саморазвитии, самовоспитании, самообучении. Здесь рождаются многие мотивы и стимулы активной познавательной деятельности детей, которые успешно действуют на уроках. На самоподготовке активно в работу включаются «столы-помощники», приготовленные учителем — предметником, и библиотека с дополнительной познавательной и справочной литературой. Самоподготовка является логическим продолжением, завершающим этапом урока. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность как куратор, так и учитель.

Особую атмосферу создает традиционный конкурс «Ученик года». По результатам проходящего учебного года учащимися создается «портфолио» по заранее известным критериям.

В конкурсе принимают участие ученики всей школы с 1 по 11 класс.

Победителями конкурса становятся первые 10 участников, набравшие не менее 50% от максимального количества баллов. В качестве поощрения победители в течение года получают ежемесячную стипендию. В течение всего последующего года портреты учеников помещены на доске победителей.

Итак, анализ практики работы учителей школы «Развитие» подтверждает, что только созданные специально условия способствуют реализации основной идеи школы — формирования самостоятельности школьников. Обязательным требованием для каждого члена коллектива является принятие и реализация педагогических условий, организуемых в учреждении.

Примечания

  • 1. Бессонова Л. П. Инновации в образовании: сущность и социальные аспекты // Вестник АгУ. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АТУ. 2009. Вып. 3. С. 15−18.
  • 2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  • 3. Крючкова И. В. Виды самостоятельных работ на уроках математики // Начальная школа. 1996. № 5.
  • 4. Основная образовательная программа начальной общеобразовательной школы (из опыта работы пилотной школы): пособие для учителей, руководителей общеобразовательных учреждений / сост. И. В. Крючкова; под ред. Е. В. Восторговой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  • 5. Цукерман г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, 1997.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой