Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогика и образование в России в XIX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1830—1850-е гг. в педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна была проявлением официальных идей самодержавия, национализма, клерикализма. Другая отразила демократические, гражданские устремления. Носителями идей переустройства общества, в том числе образования, оказались разночинцы, оформление которых как новой социальной группы началось с 1830-х гг. К 1860-м гг… Читать ещё >

Педагогика и образование в России в XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (государство, и народ, и человечество) существуют только для человека.

К.Д. Ушинский (1824−1870)

Вопросы просвещения в первой половине XIX столетия

Самодержавие, крепостнические отношения, сословные традиции превращаются в России Нового времени в главное препятствие развития педагогики и образования. Наиболее приметным следствием этого было то, что основная масса народа, будучи бесправной и живя в нужде, оставалась без сколько-нибудь систематического образования. Глубину подобного противоречия осознали декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

Самодержавие плохо уживалось с просвещением, хотя и нс могло без него обойтись. Царизм искал способы содействовать прогрессу в образовании в виде подготовки научно-технических специалистов и одновременно избежать непременных спутников такого прогресса — светского гражданского мышления, вольнодумства.

Лучшие умы России стремились путем образования приблизить создание общества, где человек свободен от корпоративных ограничений, является членом нового, бессословного гражданского общества. Идеал такого человека-гражданина гениально выразил А. С. Пушкин:

Иные, лучшие мне дороги нрава;

Иная, лучшая потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа ;

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…

В 1830—1850-е гг. в педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна была проявлением официальных идей самодержавия, национализма, клерикализма. Другая отразила демократические, гражданские устремления. Носителями идей переустройства общества, в том числе образования, оказались разночинцы, оформление которых как новой социальной группы началось с 1830-х гг. К 1860-м гг. было найдено и название для этой группы — интеллигенция.

В первой половине XIX в. вопросы просвещения приобрели заметное общественное звучание. Умы политиков и педагогов особенно занимала идея народности образования, имевшая различное толкование. Так, декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав («Конституция» С. П. Трубецкого). В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества. В подобном духе трактовали судьбы педагогики и образования многие государственные и общественные деятели. Так, ?. Н. Муравьев (отец декабристов Никиты и Александра Муравьевых) — воспитатель будущего императора Александра I, попечитель Московского университета, товарищ министра просвещения полагал, что «воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов». Сходно думал видный законотворец ?. М. Сперанский. Убежденный сторонник повсеместного образования, он исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Директор департамента Министерства просвещения И. И. Мартынов в журналах «Северный вестник» и " Лицей" публиковал материалы, направленные против мракобесия, и новейшие сведения о науке и просвещении. В. В. Измайлов в журнале " Патриот" (1804) помещал статьи в духе руссоистских идей. И. Ф. Богданович и А. А. Ширинский-Шахматов особо занимались темой расширения женского образования.

Русскими учеными была поставлена задача соотнесения теории и практики педагогики. Так, А. Г. Ободовский (1796−1852), размышляя о педагогике как науке и искусстве, находил, что ей одновременно присущи обе ипостаси. Когда воспитатель терпит неудачу, он, следовательно, нс овладел такого рода двойственной наукой: «Если отличные теоретики не всегда бывают счастливы на практике, то сие происходит оттого, что они при всем знании правил… не умеют употреблять их». П. Г. Редкий (1808−1891) считал, что «педагогике недостает твердой основы» в виде главных теоретических положений и практических правил. Научная педагогика, по его мнению, должна опираться на опытное знание (быть «живою, как сама жизнь») и одновременно определять не отдельные случаи и факты, а «основные законы», т. е. быть наукой философской.

Впервые в российской истории правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный школьно-педагогический опыт с традициями национальной жизни. Сам Уваров видел ценность этого опыта, но полагал преждевременным использовать его в России в полном объеме. Он говорил в связи с этим: «…Россия еще юна… Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой