Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типология уроков. 
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д. Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки: В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков: Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: Уроки, опирающиеся на фантазию… Читать ещё >

Типология уроков. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

  • · по основной дидактической цели;
  • · по основному способу их проведения;
  • · по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  • · урок ознакомления с новым материалом;
  • · урок закрепления изученного;
  • · урок применения знаний и умений;
  • · урок обобщения и систематизации знаний;
  • · урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • · комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • · в форме беседы;
  • · лекции;
  • · экскурсии;
  • · киноуроки;
  • · самостоятельная работа учащихся;
  • · лабораторные и практические работы;
  • · сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  • · вводные;
  • · первичного ознакомления материалом;
  • · образования понятий, установления законов и правил;
  • · применения полученных правил на практике;
  • · повторения и обобщения;
  • · контрольные;
  • · смешанные или комбинированные.

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, контрольные уроки, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, они подразделяются, на следующие виды: уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных видов. Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:

  • 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
  • 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство. Анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
  • 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-" дублер начинает действовать" и т. д.
  • 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
  • 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
  • 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно — культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.
  • 7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
  • 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т. д.
  • 9. Интегрированные уроки.
  • 10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т. д.
Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию — стремление более полно охватить современные формы организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одно типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков. Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой