Типология уроков.
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д. Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки: В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков: Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: Уроки, опирающиеся на фантазию… Читать ещё >
Типология уроков. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- · по основной дидактической цели;
- · по основному способу их проведения;
- · по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
- · урок ознакомления с новым материалом;
- · урок закрепления изученного;
- · урок применения знаний и умений;
- · урок обобщения и систематизации знаний;
- · урок проверки и коррекции знаний и умений;
- · комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
- · в форме беседы;
- · лекции;
- · экскурсии;
- · киноуроки;
- · самостоятельная работа учащихся;
- · лабораторные и практические работы;
- · сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
- · вводные;
- · первичного ознакомления материалом;
- · образования понятий, установления законов и правил;
- · применения полученных правил на практике;
- · повторения и обобщения;
- · контрольные;
- · смешанные или комбинированные.
Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, контрольные уроки, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, они подразделяются, на следующие виды: уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных видов. Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:
- 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
- 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство. Анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
- 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-" дублер начинает действовать" и т. д.
- 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
- 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
- 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно — культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.
- 7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
- 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т. д.
- 9. Интегрированные уроки.
- 10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т. д.