Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Становление современного специалиста, выпускника вуза, определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и уровнем развития его нравственной, политической и правовой культуры. Современное российское общество нуждается в высокой культуре молодых специалистов и предпринимателей, так как она является предпосылкой стабильности самого государства, оказывает воздействие на характер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теоретические предпосылки формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей
    • 1. 2. Модель формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий формирования правовой культуры предпринимательской деятельности
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Цель, задачи, содержание и особенности организации экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика реализации комплекса педагогических условий формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные изменения, происходящие в экономической, социальной и политической жизни российского общества, сказываются на системе высшего профессионального образования. Сегодня социальный заказ государства, который нашел отражение в Законе РФ «Об образовании», ориентирует высшую школу не только на профессиональную, но и общекультурную подготовку выпускника, развитие будущего специалиста как человека и гражданина.

Становление современного специалиста, выпускника вуза, определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и уровнем развития его нравственной, политической и правовой культуры. Современное российское общество нуждается в высокой культуре молодых специалистов и предпринимателей, так как она является предпосылкой стабильности самого государства, оказывает воздействие на характер и степень развития экономики, демократии в правовом государстве. Поэтому не случайно содержание государственных образовательных стандартов вузов направлено на становление и развитие у студенчества правовой культуры и высокоразвитого правового сознания.

За последний период в практике профессионального экономического образования в плане правовой подготовки удалось решить достаточно широкий круг вопросов:

— проведены исследования, раскрывающие процесс формирования правовой культуры учителя (В.К. Розов, В. А. Попов и др.);

— разработано дидактическое обеспечение правовых дисциплин «Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности)», «Хозяйственное право», «Коммерческое право» (И.В. Дойников, С. Э. Жилинский, В. М. Мадрица, Н. Ю. Круглова, А. Ю. Бушев, О. А. Городов и др);

— обозначена проблема необходимости формирования правовой культуры предпринимателя (И.В. Дойников, С. Э. Жилинский, В. П. Сальников и др.).

Вместе с тем, как показывают результаты нашего и других исследований, больше половины студентов вузов имеют низкий уровень правовой культуры, а в высших учебных заведениях не уделятся должного внимания процессу формирования качеств, необходимых выпускнику для организации предпринимательской деятельности. Правовое образование остается слабым звеном, в частности в системе профессиональной подготовки студентов экономических специальностей.

Одна из причин этого — недостаточная разработанность в педагогической теории и практике вопросов формирования 'правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся на экономических специальностях. В большинстве научных работ исследования подготовки студентов экономических специальностей ограничиваются, как правило, только формированием экономических знаний, умений и навыков, а процесс профессиональной подготовки экономистов отождествляется только с экономическим образованием.

На наш взгляд, подход к профессиональной подготовке студентов экономических специальностей требует конструктивных преобразований не только в теории и методике экономического образования, но и в содержании, — формах и методах формирования правового сознания студентов. Сегодня выпускникам экономических специальностей вузов, помимо экономических знаний, умений и навыков, необходимы правовые знания и умения, которые потребуются при организации предпринимательской деятельности.

Введение

в базисный учебный план высшей школы курсов «Правовая основа предпринимательской деятельности», «Хозяйственное право»,.

Коммерческое право", предусматривающих профессиональную подготовку студентов экономических специальностей правовым основам предпринимательской деятельности, требует не только коренного пересмотра состояния данной подготовки, но и формирования у студентов-экономистов готовности к предпринимательскому труду в условиях рыночной экономики. Необходимость формирования у будущего предпринимателя таких качеств, как честность, уважение к закону, законопослушность, умение грамотно толковать и исполнять закон сответственно его духу и содержанию, повышает ответственность высшей школы за уровень правовой культуры ее выпускников.

Таким образом, имеются противоречия между:

1) обозначившимся переходом к правовому государству, предполагающим серьезные изменения во всех сферах общества, и традиционными подходами к обучению в' сфере профессионального экономического образования, уже не отвечающими современным требованиям;

2) объективной потребностью современного общества в выпускниках вузов с высоким уровнем правовой культуры, способных к грамотному решению правовых вопросов при организации предпринимательской деятельности в изменяющихся условиях современной экономики, и недостаточной разработанностью в педагогике высшей школы теории и методики формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы закономерно приходим к выводу о существовании актуальной проблемы моделирования и реализации процесса формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов вузов, обучающихся на экономических специальностях. Важность и актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность применительно к сфере высшегоэкономического образования послужили основанием для определения темы иследования: «Формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей».

Таким образом, цель нашего исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей и обосновании комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в вузе.

Предмет исследования — формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся в вузе на экономических специальностях.

Гипотеза исследования: формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей в системе профессионального образования будет успешным, если:

• осуществляется в рамках разработанной структурно-функциональной модели на основе системного и культурологического подходов;

• реализуется комплекс педагогических условий эффективного фукционирования модели, включающий:

— обеспечение межпредметной связи и правовой направленности профессиональной подготовки студентов;

— стимулирование познавательного интереса студентов к предпринимательскому праву в ходе учебных занятий;

— целенаправленное применение системы деловых игр, способствующих систематизации и практической реализации экономико-правовых знаний и умений будущих специалистов.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач исследования:

1. Уточнение понятия «правовая культура предпринимательской деятельности».

2. Построение структурно-функциональной модели формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей в вузе.

3. Обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей.

4. Разработка методических основ для учебного пособия по правовому регулированию предпринимательской деятельности, способствующего формированию правовой культуры предпринимателя.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, философские положения о социальной природе психической деятельности человека, творческой активности и самостоятельности, ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования.

Разрабатывая теоретические аспекты, мы опирались на теорию системного подхода (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдин и др.), на теорию деятельности (Б.Г. Ананьев, В. А. Беликов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, JI.K. Кустов, А. Н. Леонтьев, К. Маркс, C.JI. Рубинштейн, Г. В. Суходольский, Г. П. Щедровицкий) — на положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу,.

К.К. Платонов, А. В. Петровский, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн, В.И. Сло-бодчиков, 3. Фрейд, Э. Фромм), теории об активной сущности человеческой деятельности (Ю.К. Бабанский, Г. Г. Гранатов, М. Е. Дуранов, И. Я. Лернер, С. Е. Матушкин и др.), на концепции процессно-системного управления, деятельностного, личностно-ориентированного и аксеологи-ческого подходов к обучению (А.А. Алексеев, В. А. Беликов, С.Г. Вер-шловский, П. Я. Гальперин, И. Ф. Исаев, О. В. Лешер, В. М. Распопов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Н. К. Степаненков, И. С. Якиманская и др.), на концепции профессионального образования (Б.Ф. Бессараб, С.Б. Елка-нов, В. И. Кондрух, Ф. Н. Клюев, А. Т. Маленко, М. И. Махмутов, А. Г Мороз,.

A.Я.Найн, А. Н. Сергеев, БА. Соколов, О. Ф. Федорова и др.), на концепции организации профессиональной деятельности субъектов экономических отношений (И.Н. Герчикова, Ю. В. Кузнецов, М. Х. Мескон,.

B.И. Подлесных, Э. А. Уткин, Р. А. Фатхутдинов и др.).

Важное значение для нашего исследования имеют концептуальные положения и различные подходы к понятию культура, изложенные в работах философов А. И. Арнольдова, Э. А. Баллера, П. С. Гуревича, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, концепции культурологического подхода (Н.Г. Багдасарьян, Е. В. Виленский, М. Е. Дуранов, Г. В. Драч, А. С. Кармин, О. В. Лешер, Е. В. Мареева, Э. А. Орлова, А. А. Радугин, В. А. Сластенин и др.), а также теории технологического образования студентов и учителей технологии и предпринимательства (Ю.К. Васильев, В. Н. Поляков, В. М. Распопов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Оно проводилось в несколько этапов в период 1998;2003 гг. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (1998;1999 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, диссертационных работ по теме исследования с тем, чтобы сформулировать исходные позиции настоящей работы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент, первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы исследования: теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников и нормативных документов по изучаемой проблемеконстатирующий экспериментанкетирование, тестирование, контент-анализ, экспертная оценка.

На втором этапе (1999;2002 гг.) уточнялась и корректировалась гипотеза исследованияуточнялись основные направления формирующего этапа экспериментаразрабатывалась и внедрялась в практику работы высшей школы методика, направленная на формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей. Основными методами на данном этапе были: формирующий экспериментсистематизация и моделирование, диагностические (тестирование, анкетированиение и др.) — прогностические (экспертная оценка, самооценка) — математические методы обработки экспериментальных данных.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) осуществлялась обработка, анализ и систематизация данных экспериментальной работызавершение разработки методики, ориентированной на достижение студентами экономических специальностей более высокого уровня развития их правовой культуры предпринимательской деятельностиуточнялись теоретико-экспериментальные выводыосуществлялось внедрение результатов в практику работы высшей школы. Основными методами в этот период были: анализ и интерпретация результатов исследованияметоды обработки экспериментальных данных (статистические, графические, математические).

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе технологического факультета Магнитогорского государственного университета.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. На основе системного и культурологического анализа разработана структурно-функциональная модель формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей вуза, включающая в себя следующие взаимосвязанные блоки: целе-полагания, содержательный, функциональный, организационный, оценочный, результативный. 1.

2. Обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования разработанной структурно-функциональной модели формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «правовая культура предпринимательской деятельности», в разработке критериев и показателей уровней сформированности у студентов экономических специальностей правовой культуры предпринимательской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и издании учебного пособия «Правовое регулирование предпринимательской деятельности», которое может быть использовано в практике работы высших учебных заведений в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов, в разработке методики проведения деловых игр в рамках курса «Правовая основа предпринимательской деятельности», способствующих систематизации и практической реализации экономико-правовых знаний и умений будущих выпускников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической наукилогикой исследованиявыбором методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследованных студентовположительными результатами экспериментальной работы на разных этапах, подтвержденными методами математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая культура предпринимательской деятельности — это сложная категория, объединяющая три основных аспёкта: форму свободной самореализации и творческого потенциалаценностное отношение к правовой действительности предпринимательского трудаправовое пространство предпринимательской деятельности, основными компонентами которой являются предпринимательское, коммерческое, гражданское, уголовное, трудовое, финансовое и налоговое право.

2. Успешность формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей зависит от педагогических условий учебного процесса в рамках структурно-функциональной модели: обеспечение межпредметной связи и правовой направленности профессиональной подготовки конкурентоспособных выпускниковстимулирование познавательного интереса студентов к предпринимательскому праву в ходе учебных занятийцеленаправленное применение системы деловых игр, способствующих систематизации и практической реализации экономико-правовых знаний и умений будущих специалистов.

Апробация и внедрение в практику результатов диссертационного исследования осуществлялись посредством издания учебного пособия «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» с грифом МО РФ, публикаций в печати статей и тезисов, выступлений на внутриву-зовских научных конференциях Магнитогорского государственного университета, посвященных проблемам образования в современной высшей школе в период с 2000 по 2003 год.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования.

Выводы по второй главе.

В ходе нашего исследования использовались констатирующий, обучающий, сравнительный и вариативный эксперименты.

Результаты, полученные в начале и конце эксперимента в ходе формирующего этапа, позволили сделать вывод о том, что формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей идет более успешно под воздействием выделенных педагогических условий в экспериментальных группах. Однако наиболее высокие результаты были получены в экспериментальной группе, где был введен весь комплекс педагогических условий.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что уровни сформированности знаний, умений и навыков студентов значительно изменяются в качественном отношении при различных вариантах организации экономико-правового обучения. В экспериментальных группах стало меньше студентов с минимально-допустимым уровнем знаний и возросло количество с продвинутым и высоким уровнями.

Анализ динамики формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов в ходе обучающего эксперимента показал, что в экспериментальных группах уровень правовой культуры предпринимательской деятельности повысился на:

— минимально-допустимом уровне — (24 — 31%);

— продвинутом уровне — (5 — 8%);

— высоком уровне — (0 — 8%), в контрольных группах:

— минимально-допустимом — 7%;

— продвинутом -4%;

— высоком — 0%.

При сравнении результатов, полученных в КГ-2, где обучение проходило по традиционной методике с результатами ЭГ-4, где был введен комплекс педагогических условий установлено, что минимально-необходимый уровень правовой культуры предпринимательской деятельности ЭГ4 повысился на 31% к 7% КГ2- продвинутый, соответственно, на 7% к 0%, высокий на 8% к 0%.

Качественная оценка роста уровня сформированности правовой культуры предпринимательской деятельности студента в ходе экспериментальной работы с помощью непараметрического критерия %2 показала, что при доверительной вероятности 0,95повышение среднего показателя в экспериментальных группах не является случайностью. Это подтверждается расчетами (% набл.> % крит). Также было установлено, что введение нескольких педагогических условий еще больше повышает средний показатель, что так же подтверждается расчетами (х2"абл.> %2кРит).

В результате опытно-экспериментальной работы, на наш взгляд, удалось:

— обосновать необходимость формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей;

— подтвердить, что успешность формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей зависит от осуществления данного процесса в рамках авторской модели, разработанной на основе системного и культурологического подходов;

— доказать, что эффективность функционирования авторской модели зависит от реализации комплекса педагогических условий, включающего в себя: обеспечение межпредметной связи и правовой направленности профессиональной подготовки конкуренто-способных выпускниковстимулирование познавательного интереса студентов к предпринимательскому праву в ходе учебных занятийцеленаправленное применение системы деловых игр, способствующих практической реализации экономико-правовых знаний и умений будущих специалистов;

— установить, что основным критерием экспериментальной работы выступает уровень сформированности правовой культуры предпринимательской деятельности студентов, а показателями являются правовые знания, умения и навыки, цели и мотивы студентов в правовой деятельности предпринимательского труда. ,.

Заключение

.

Проблема формирования правовой культуры предпринимательской деятельности студента вуза может осуществляться с позиций различных подходов. Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что наиболее целесообразным является использование системного и культурологического подходов.

В работе внесены дополнения к таким категориям как «правовая культура», «правовая культура предпринимательской деятельности» и их взаимосвязи.

Дополнено понятие правовой культуры предпринимательской деятельности и её содержание. Выявлено, что правовая культура предпринимательской деятельности — это сложная категория, объединяющая в себе три основных аспекта: форму свободной самореализации личности предпринимателя и его творческого потенциала, ценностное отношение к правовой действительности предпринимательского труда, правовое пространство предпринимательской деятельности, основными компонентами которого являются предпринимательское, коммерческое, гражданское, уголовное, трудовое, финансовое и налоговое право.

Доказано, что успешность формирования правовой культуры предпринимательской деятельности студентов экономических специальностей зависит от осуществления данного процесса в рамках авторской модели, разработанной на основе системного и культурологического подходов.

Выявлено, что основными компонентами авторской модели формирования правовой культуры предпринимательской деятельности студентов экономических специальностей являются социальный заказ, цель, задачи, содержание, функции, уровни, показатели и результат.

Доказано, что эффективность функционирования и развитие авторской модели зависит от реализации комплекса педагогических условий, включающего в себя: обеспечение межпредметной связи и правовой направленности профессиональной подготовки конкуренто-способных выпускниковразвитие познавательного интереса студентов к предпринимательскому праву в ходе учебных занятийцеленаправленное применение системы деловых игр, способствующих систематизации и практической реализации экономико-правовых знаний и умений будущих специалистов.

Установлено, что основным критерием экспериментальной работы выступает уровень сформированности правовой культуры предпринимательской деятельности студента, а показателями являются правовые знания, умения и навыки, цели и мотивы студентов в правовой деятельности предпринимательского труда.

Проведенные количественный и качественный анализы полученных результатов опытно-экспериментальной работы подтвердили, что цель достигнута и гипотеза подтверждена.

Мы полагаем, что предложенное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа по изучению процесса формирования правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей может быть посвящена поиску перспективных направлений по совершенствованию данного процесса по отношению ко всем студентам, разработке пакета диагностических программ, созданию альтернативных методов и методик диагностики уровня сформированности правовой культуры обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. С.С. Философия права. М.: Изд-во НОРМА, 1998. — 336 с.
  4. А.Ф. Педагогические основы непрерывного эколого-эконо-мического общего образования: Дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 59 с.
  5. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк., 1981. — 240 с.
  6. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр.-М., 1978.-241 с.
  7. Л.И. Психология личности как развивающаяся система // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -356 с.
  8. А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  10. А.С. Утверждение нового мышления// Российский экономический журнал.-1997.- № 8. С. 23.
  11. П.Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С. 26−46.
  12. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1973.- 332 с.
  13. И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 688 с.
  14. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию. -М., 1980.-215 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-459 с.
  17. Н.Г. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов /Колл. авт.- Под. ред. Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2001.-511 с.
  18. JI.A. Технология игровой деятельности. Р’язань, 1994. — 210 с.
  19. В.А. Педагогические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.. д-ра пед. наук. -Магнитогорск, 1995. 350 с.
  20. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: (дидактическая концепция). Челябинск: Факел, 1995 — 141с.
  21. Беликов В. А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов: Метод, рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 16 с.
  22. В.А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях: Метод, рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-40 с.
  23. Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига, 1989 — 253с.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, пед. ин-та, 1983. — 150 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.-192 с.
  26. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. — № 8. -С. 39−53.
  27. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  28. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. М.: МГУ, 1972. — С. 7−44.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995.- 209 с.
  30. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов/. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  31. Большой экономический словарь/ Под. Ред. А. Н. Азрилияна 2-е изд. -М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  32. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская Энциклопедия- СПб.: Норинт, 2000. — 1456 с.
  33. С.М. Проблемы формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении / Под ред. Л. Н. Ланды. Вып. 2. — М., 1973.
  34. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  35. Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: Учеб. пособие -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. 332 с.
  36. А. От действий к мысли. Очерк сравнительной психологии / Пер. с фр. Е.К. Андреевой- Общ. ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 238 с.
  37. Д.Д., Веснин В. Р., Кислякова Н. А. Практикум по менеджменту. Деловые игры: Учеб. Пособие / Под. ред. Д. Д. Вачугова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2001. — 192 с.
  38. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.: Педагогика, 1983. 96 с.
  39. В.Ф., Распопов В. М. Методика экономического обучения: Пед. указ. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 5 с.
  40. В.Ф., Распопов В. М. Менеджмент: Пед. указ. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-5 с.
  41. В.Ф., Сосулина Н. С. Маркетинг: Пед. рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 16.с.
  42. В.Ф., Балашов К. А. Предпринимательство в школе. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 5с.
  43. В.Ф. Формирование правовой культуры предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей педагогических вузов // Технологическое образование молодежи в XXI: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. -Магнитогорск: МаГУ, 1999.
  44. В.Ф. Правовая основа предпринимательской деятельности: Пед. указ. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 15 с.
  45. В.Ф. Диалектическое единство права и закона // Проблемы науки и образования в современной высшей школе: Тез. докл. ХХХУ111 внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -77 с.
  46. В.Ф., Днепрова Е. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 70 с.
  47. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Рук. автор, колл. и отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 336 с.
  48. А.Б. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000.- 528 с.
  49. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования// Педагогика. 1997.- № 6. — С. 31−33
  50. В.Р. Основы менеджмента. — М: Ин-т международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999. 480 с.
  51. Вольтер-Мари Франсуа Аруэ. Избр. произведения. М.: Гослитиздат, 1947−644 с.
  52. JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.73 — 80.
  53. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1981. -479 с.
  54. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989. — 180 с.
  55. О.С., Вейс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Прогресс. 1995. -100 с.
  56. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. -150 с.
  57. Ш. А. Библиографический указатель. М., 1987. — 49 с.
  58. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. — 208 с.
  59. И.М. Менеджмент: Учебник М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.-423 с.
  60. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  61. С.Р., Сыроежин И. М. Игровое моделирование экономических процессов. Деловые игры. М.: Экономика, 1976. — 116 с.
  62. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. — 560 с.
  63. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. -Челябинск, 1991.- 112 с.
  64. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980.
  65. Даниелс Джон Д., Радеба Ли. X. Международный бизнес: Внешняя среда и деловые операции. М.: Дело ЛТД, 1994. — 784 с.
  66. У. Научные основы психологии. СПб., 1902. — 215 с.
  67. И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие. -М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 464 с.
  68. И.М. и др. Педагогика воспитания и развития личности учащегося // И. М. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 2000. — 362 с.
  69. М.Е. и др. Общие вопросы педагогики формирования личности.// М. Е. Дуранов, И. М. Дуранов, В. И. Жернов Магнитогорск, МГПИ, 1994.-36 с.
  70. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. Челябинск: ЧелГУ, 1996.-72 с.
  71. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. 276 с.
  72. .С. Социальная культурология: Пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  73. С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 672 с.
  74. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. — 162 с.
  75. М.В. О понятии «педагогические условия» // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (49). — М.: Педагогика, 1987. — С. 29−32.
  76. Е.Н. Формирование профессиональных интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегративного подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 19 с.
  77. В.П. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. -246 с.
  78. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. -303 с.
  79. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 203 с.
  80. Н.И. Основы менеджмента. М.: ТОО «Остожье», Минск: ООО «Новое знание», 1999. — 336 с.
  81. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  82. А.К. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах. М.: ИНФРА, 1998. — 367 с.
  83. А.А. Психологические тесты. М: Просвещение, 1995. — т.1.-445 с.
  84. В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология М.: Высш. шк., 1989. -320 с.
  85. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Метод, пособие для учителя. М.: Пед. о-во России, 1999.-77 с.
  86. И. Сочинения. М.: АО Ками, 1994. — Т.1. — Трактаты и статьи (1784−1796). — М., 1994. — 586 с.
  87. А.С. Культурология. СПб.: Изд-во «Лань», 2001 — 832 с.
  88. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. -Ярославль, 1995.- 100 с.
  89. Н.Н. Групповые экспертные оценки. М., 1975.- 102 с.
  90. Э.М. Антикризисное управление: Учебник. М.: Мафра, 2003−432 с.
  91. И.В. Педагогические условия экономико-экологического образования студентов экономических специальностей педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук, Магнитогорск, 1999. — 24 с.
  92. И.В. Педагогические условия экономико-экологического образования студентов экономических специальностей педагогических вузов: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 165с.
  93. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  94. Ю.А. Подход к анализу урока как процессу // НОТ в системе народного образования: Матер. 2-й Республик, науч.-практ. конф. Рига, 1983. — С. 37−46.
  95. Ю.А. Внутришкольный менеджмент.- М.: Новая школа, 1993.- 140 с.
  96. Н.И. Логический словарь. -М., 1971. -321с.
  97. Р. Фирма, рынок и право М.: Дело, 1993.
  98. Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с польск. К. Э. Сенкевич. М.: Педагогика, 1979. — 474 с.
  99. Н. Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. Вып. 1 (57) — 96 с.
  100. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  101. В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики// Советская педагогика. 1989. — № 7.- С.ЗЗ.
  102. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 204 с.
  103. Ю.Д. Мир деловой игры (опыт обучения хозяйственных руководителей). М.: Экономика, 1989. — 175 с.
  104. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб: Изд-во ОЛБИС, 1997.-218 с.
  105. Н.В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки.
  106. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  107. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под науч. ред. Г. В. Драча. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. — 576 с.
  108. Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1998.-304 с.
  109. Г., О. Донел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ./ Под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1981−267с.
  110. Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во РДЛ, 2001. — 912 с.
  111. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  112. Н.И. Системно-деятельностная концепция исследования нововведений (Диалектика и системный анализ). М., 1986. — 237с.
  113. ИЗ. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие Под ред. О. Т. Лебедева. 2-е изд., доп. -СПб.: ИД «МиМ», 1997.- 193 с.
  114. А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1981. 530 с.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. -295 с.
  116. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4 изд., перераб. и доп. — М: «Юрайт -М», 2001. — 607 с.
  117. В.И., Троцко А. В. Познавательная активность школьников как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1989. — № 11. — С. 25 -31.
  118. В.М. Российское предпринимательское право. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов на/Д: Феникс, 1999. — 544 с.
  119. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  120. . Е.В. Культурология. Теория культуры. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Экзамен, 2002. — 192 с.
  121. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973.- 146 с.
  122. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228 с.
  123. А. К. Орлов А.Б. Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М.: Педагогика, 1983. 64 с.
  124. В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995.
  125. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  126. В.Д. Методология систем: вербальный подход/ Отд-ние экон. РАН- науч.-ред. Совет из-ва «Экономика». М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999, — 251 с.
  127. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1983. -320 с.
  128. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды/ Под. ред. Бодалева. М.: Воронеж, 1995. -356 с.
  129. А.Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. — 256 с.
  130. А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. М.: Высш. шк., 1987. — 128 с.
  131. А.Я. Инновации в образовании-Челябинск, 1995. -288 с.
  132. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высш. шк., 1995. — С.73−76.
  133. Непрерывное воспитание /Сост. Н. Я. Сайгушев, Н. В. Сычкова. -Магнитогорск, МГПИ, 1997. 105 с.
  134. Р.А. Педагогические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 300 с.
  135. Л.И. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. — С. 24−76.
  136. Э.А. Наука о культуре: итоги и перспективы: Науч.-информ. сб.-Вып. 2.-М., 1997.
  137. Э. А. Морфология культуры/ Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997-С 293.
  138. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп- - М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  139. Е.Г., Попов Э. В. Реинжениринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. -М.: Финансы и статистика, 1997.-336 с.
  140. Основы менеджмента / Под ред. О. Г. Лебедева и А. Р. Каньковской. -СПб.: Изд. дом «МиМ», 1997.- 118 с.
  141. Основы управления: Учебное пособие / Под. ред. В. П. Радукина. -М.: Высш. шк., 1086. 271с.
  142. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер Магнитогорск: МГПИ, 1996.-315 с.
  143. Методы педагогических исследований/ Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -256 с.
  144. В.Я. Деловые игры: Разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192 с.
  145. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение- Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  146. Предпринимательство: Учебник /Под. ред. М. Г. Лапусты. -М.: ИНФРА-М, 2000.-448 с.
  147. А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины//Педагогика. 1999.-№ 3.-С. 121−126.
  148. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Сост. и ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1996. — 334 с.
  149. К.А. Экономика предприятия. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 693 с.
  150. .А. Введение в экономику: Учеб. пособие для уч-ся обще-образ шк, лицеев, гимназий и колледжей М.: Новая Школа, 1993. — 144 с.
  151. Райзберг Б А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
  152. Райзберг Б А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М.: ЗАО Бизнес -школа «Интел-Синтез», 2000. -624 с.
  153. В.В., Распопов В. М. Основы менеджмента. Учеб пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 256 с.
  154. В.В. Механизм повышения эффективности деятельности руководителей частных промышленных предприятий: Монография. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. 160 с.
  155. В.М. Научно-исследовательская и дипломная работа студентов. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 85 с.
  156. В.М. Основы менеджмента: вопросы теории и практики выполнения лабораторных работ: Учеб. пособие для экономических специальностей пед. институтов. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 112 с.
  157. В.М. Планирование и организация подготовительной деятельности учителя технологии. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 388с.
  158. В.М. Процессно-системный подход методологический принцип профессионального образования // Образование 21 века: проблемы и перспективы: Сб. тез. меж. конф. — Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998.-С. 60.
  159. В.М. Процессно-системный подход к анализу педагогических явлений/ Сб. тез. докл. 36 науч. конф. Магнитогорск: МГПИ, 1998.- С. 241.
  160. В.М. Теория и методика подготовительной деятельности учителя технологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Челябинск, 1997. -35 с.
  161. А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: Изд-во «Питер», 1999. — 416 с.
  162. В.М. Культурология: Учебник для вузов. М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999. — 344 с.
  163. В.К., Гершкович Б. Я., Белова В. Б. Непрерывное экономическое образование студентов // Советская педагогика. 1988, — № 5. — С. 48−56.
  164. В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
  165. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  166. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  167. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
  168. Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. М.: ЭКОМ, 1992.-240 с.
  169. Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор творческой активности школьников: Дис. канд. пед. наук, — Челябинск, 1995.- 164 с.
  170. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1976. -279 с.
  171. В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989. -124 с.
  172. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. — Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1997.-480 с.
  173. Г. Н. Теоретические основы системного управления. -Челябинск: ЧИПКРО, 1993. -171 с.
  174. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. 4.1. Системное видение образования. Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994.- 167 с.
  175. В.Д. Педагогические основы профессиональной ориентации учащихся сельских школ: Автореф дис. д-ра пед наук. — М., 1987. -48 с.
  176. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 386 с.
  177. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 223 с.
  178. Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2000. — 271 с.
  179. А. Исследование о природе и причинах богатства народов М: Петроком: 1993.-Т. 1.-283 с.
  180. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-н/Д: Феникс, 1996.-606 с.
  181. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. М.: Русский язык, 1992. — 740 с.
  182. Л.И. Теория государства и права: Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 304 с.
  183. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономики. М.: Солдатенков, 1986. -69 с.
  184. Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-572 с.
  185. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 343 с.
  186. JI.B. Педагогические основы воспитания деловой культуры старшекласников в учебном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Челябинск: ЮУГУ, 2000. 40 с.
  187. В.А. Теория управления: развитие и проблемы. М., 1974.-256 с.
  188. М. Исследовательская культура учителя: методология, теория практика формирования. Алматы: Алм, 2000. —381 с.
  189. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  190. Управление персоналом: Учеб.-практ. пособие для студентов экономических вузов и факультетов / Под ред. А .Я. Кибанова. М.: Изд-во «ПРИОР», 1999.-352 с.
  191. Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. М.: Русские словари, 1994. — Т.4. — 990 с.
  192. А. Общее и промышленное управление. М., 1991.- 192 с.
  193. Р.А. Система менеджмента: Уч.-прак. пособие. 2-е изд.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 352 с.
  194. Р.А. Организация производства. М.: ИНФРА-М, 2000.- 672 с.
  195. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 1998.- 416 с.
  196. Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО Бизнес школа «Интел-Синтез», 2000.- 624 с.
  197. О.В. Педагогические условия активизации деятельности учащихся профессионально-технических* училищ: Автореф. д-ра пед. наук. Л.: ЛГУ, 1969. — 33 с.
  198. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  199. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Э. Г. Юдина. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 267−289.
  200. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 600 с.
  201. П.А. Малое собрание сочинений. Б.М., 1993. — 319 с.
  202. Формирование профессионально-познавательных потребностей у студентов: Учеб. пособие / Под ред. М. Е. Дуранова. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 1987.-230 с. .
  203. Е.С. Экономика и бизнес М.: Начала — Пресс, 1994. -198 с.
  204. И. Опыт определения игрового элемента культуры. — М., 1992.-234 с.
  205. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1991.-320 с.
  206. А.П. Диалектический метод познания. — М.: Политиздат, 1983.-320 с.
  207. А.П. Система категорий диалектики. — М.: Наука, 1967. -375 с.
  208. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М., 1994. — 278 с.
  209. Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.-455 с.
  210. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  211. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  212. . Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  213. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  214. Экономическая статистика /Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998.-480 с.
  215. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, 1978.-391с.
  216. Янг С. Система управления организацией. М., 1972. — 301 с.
  217. Н. Организация и управление учебным процессом: новые подходы// ОБЖ. 1997. — № 8. — С. 33
Заполнить форму текущей работой