Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь ввиду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребёнка по-своему, в той или другой степени. Известно, что темп возрастного развития тех или иных способностей различен: неожиданные… Читать ещё >

Психо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Младший школьный возраст — это период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешному выполнению этой жизненно важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность.

Учебная деятельность ребёнка развивается постепенно, через опыт вхождения в неё. Ребёнок учится не только знаниям, но и тому, как осуществить усвоение этих знаний. Уже в возрасте 7−10 лет ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что он отличается от других и переживает свою уникальность, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников. Самопознание ребёнка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Игра в младшем школьном возрасте не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, продолжает развивать психические функции ребёнка. Игра, как свободная деятельность, доставляет ребёнку релаксирующее его чувство свободного волеизъявления.

В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить. У ребёнка возникает потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ним недавно. Это говорит о силе впечатлений, неповторимого внутреннего условия приобщения к учению.

В течение того периода детства ребёнок продолжает развиваться физически. Телесная активность, скоординированность движений и действий, помимо общей двигательной активности, направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.

Ребёнок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Стиль общения учителя с детьми непосредственно определяет их поведение, тем самым, влияя на активность ребёнка. Исследования показали, что только демократический стиль общения создаёт условия для развития психической активности ребёнка. За одинаковый промежуток времени одни и те же дети легче запоминают, лучше соображают, фантазируют в условиях демократического стиля общения, чем в условиях авторитарного стиля. Демократический стиль даёт свободу познавательной деятельности, ребёнок не боится ошибиться в поставленной задаче.

Относительно к младшему школьному возрасту, наглядно-образное мышление является основным видом мышления детей. Решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, в мышлении ребёнка господствует логика восприятия. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению является важной стороной интеллекта, характеризующей умственные достоинства в будущем.

У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание, им трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Такое отключение внимания спасает ребёнка от переутомления. В своём воображении ребёнок уже может создавать разнообразные ситуации, но в учебных требованиях для произвольных действий воображения необходимы подкрепления. По ходу развития воображение становится более гибким. Наиболее ярко воображение проявляется в творчестве: в сочинении рассказов, рисовании. Мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных возрастных периодов — это необходимые условия, предпосылки становления и расцвета способностей ребёнка. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребёнка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям, проявления незаурядных способностей могут оказаться лишь чем-то временным.

Важным возрастным условием роста способностей в младшем школьном возрасте является сила нервной системы, о которой судят по способности выдерживать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему. Чем младше ребёнок, тем в большей степени проявляется относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость является не только недостатком, но и достоинством, так как именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей, а вместе с тем снижается и детская непосредственная восприимчивость. В ходе возрастного развития — вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень — происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей, некоторых ценных возможностей детской психики. Возрастная чувствительность, особая отзывчивость на окружающее, свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъём соответствующих этим «направлениям» способностей. Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование способностей происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки, то в дальнейшем, даже при самом благоприятном окружении, развитие способностей крайне затрудняется. Причина этого в том, что был упущен тот период, когда возрастные возможности были наиболее подходящими для развития способностей. В эту пору жизни дети ещё не подвержены действию многих психологических «тормозов» подросткового возраста.

Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь ввиду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребёнка по-своему, в той или другой степени. Известно, что темп возрастного развития тех или иных способностей различен: неожиданные «взлёты» или «задержки», причём у каждого свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Следует учитывать, что активность и энергия познавательных занятий, ещё не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного развития часто затрагивает разные стороны неодинаково: возрастание в зрелости в чём-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребёнка.

Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребёнок с многообещающим стартом может не оправдать ожиданий. И не надо, поэтому слишком обольщаться ранним достижениям, не смотря на то, что у немалого числа детей с ранним подъёмом развития те достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем и приумножается. Каким бы ни казалось будущее, простор развитию индивидуальных способностей ребенка необходим сейчас.

По мнению исследователей, музыкальные способности могут начать проявляться раньше каких-либо других. Различный ход развития музыкальных способностей у разных детей обусловливают очень многообразные причины, связанные с разными сторонами личности ребёнка и со всей историей его воспитания. Возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребёнка, но и от степени «музыкальности» того окружения, в котором ребёнок проводит свои первые годы жизни. У многих детей музыкальные способности впервые начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, но это ни в коем случае не свидетельствует о слабости этих способностей.

Если врождённые задатки ребёнка не благоприятствуют лёгкому и спонтанному развитию какой-либо одной из основных музыкальных способностей, то это может воспрепятствовать развитию и остальных способностей. Наиболее часто таким тормозящим фактором является слабость слуховых представлений. Это может уменьшить возможность развития и других компонентов музыкального слуха, для которых может быть имеются и очень благоприятные задатки. А при полном отсутствии музыкального слуха не может развиваться и музыкально-ритмическое чувство. Такой ребёнок может производить впечатление немузыкального, но на самом деле такое мнение может стать совершенно ошибочным. Достаточно будет устранить основной «тормоз», и тот час же обнаружатся вполне прекрасные данные ребёнка в отношении других музыкальных способностей. Для этого необходим очень продуманный и совершенный педагогический подход.

В настоящее время едва ли можно дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, какие причины обусловливают столь различный ход развития музыкальных способностей у разных детей. Причины эти очень многообразны и связаны с различными сторонами личности ребёнка и со всей историей его воспитания.

Таким образом, возрастные психические возможности детей младшего школьного возраста позволяют считать начальный период обучения наиболее благоприятным для формирования и развития как общих, так и специальных музыкальных способностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой