Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза: На примере курса «Основы экскурсионной деятельности»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что до настоящего времени исследовались только отдельные аспекты использования метода проектов как средства профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа. Например, применение данного метода нашло отражение в работах Ворошиловой Т. В., которая рассмотрела его как метод творческих проектов, а работы Козыревой Н. Е. посвящены применению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки использования метода проектов при обучении менеджеров туризма
    • 1. 1. Сущность и содержание метода проектов в теории педагогики XX века
    • 1. 2. Особенности профессиональной подготовки специалистов по менеджменту туризма в современных условиях
    • 1. 3. Мотивация творческой деятельности как педагогическая проблема
    • V. У** -.V
  • Глава 2. Использование метода проектов как средства профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа
    • 2. 1. Содержание и методика использования экскурсионных проектов в профессиональной подготовке туристских кадров
    • 2. 2. Организация деятельности по выполнению исследовательского экскурсионного проекта
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы

Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза: На примере курса «Основы экскурсионной деятельности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования, В современных социально-экономических условиях возрастает потребность в высокопрофессиональных специалистах туристского бизнеса. В связи с этим особую актуальность приобретает взаимосвязь процесса формирования профессиональных знаний и умений и содержания профессионального образования в сфере туристской деятельности.

За последние годы одним из эффективных методов, реализующим взаимосвязь содержания образования и формирующихся знаний и умений, становится метод проектов. Анализ методической литературы позволяет сделать вывод о том, что этот метод приобретает популярность при подготовке специалистов в высших учебных заведениях.

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что до настоящего времени исследовались только отдельные аспекты использования метода проектов как средства профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа. Например, применение данного метода нашло отражение в работах Ворошиловой Т. В., которая рассмотрела его как метод творческих проектов, а работы Козыревой Н. Е. посвящены применению метода проекта в формировании межкультурной коммуникации в туристском ВУЗе на примере изучения иностранного языка. Однако отсутствуют исследования, где раскрыты содержание учебного материала и методики использования метода проектов на примере изучения курса специальной учебной дисциплины.

На основании вышеизложенного мы сформулировали проблему исследования, которая состоит в следующем: какими должны быть структура и содержание учебной деятельности студентов при изучении курса «Основы экскурсионной деятельности» с использованием метода проектов, а также педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.

Поставленная проблема определила цель исследования, с учетом которой были сформулированы задачи:

1. Определить педагогические условия использования метода проектов для повышения эффективности подготовки туристских кадров при изучении специальных дисциплин в туристском ВУЗе.

2. Разработать содержание проектных заданий для студентов в процессе изучения ими курса «Основы экскурсионной деятельности» и определить их классификацию.

3. Разработать алгоритм выполнения проектного задания и экспериментально проверить его эффективность в процессе разработки экскурсионных проектов при изучении курса «Основы экскурсионной деятельности».

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов туристского ВУЗа.

Предмет исследования: метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа.

Гипотеза исследования предполагает, что использование метода проектов в процессе изучения «Основ экскурсионной деятельности» повысит эффективность этого курса в профессиональной подготовке студентов, если:

— на основе выявленных особенностей применения метода проектов в профессиональной подготовке специалистов будет определена структура педагогических условий, обеспечивающих усвоение студентами необходимых знаний и умений в сфере туризма, приобретение опыта практической деятельности, формирование положительной мотивации познавательной деятельности;

— будет разработана совокупность проектных заданий по созданию экскурсионных программ, определена их классификация с учетом культурно-познавательной цели, возрастных особенностей экскурсантов, формы проведения экскурсий и т. д.;

— будет разработан алгоритм выполнения студентами проектного задания, определяющий последовательность действий по подготовке экскурсионного проекта (определение целей и задач экскурсии, выбор темы, отбор литературы и составление библиографии, определение источников экскурсионного материала и другое).

Методы исследования — анализ педагогической, психологической, специальной литературы по проблеме исследованияанализ материалов, содержащих данные о значении практической деятельности студентов в процессе обучения основам экскурсионного делаапробация алгоритма выполнения проектного задания с помощью эксперимента в лицейских классах школ №№ 9, 112, 124 города Москвы и студенческих группах дневных и вечерних отделений Московского филиала информационных технологий в туризме Российской международной академии туризма (далее РМАТ) — непосредственная работа автора исследования в сфере туризма по разработке и внедрению методики использования метода проектов при изучении экскурсионной теории и практикинаблюдение за развитием познавательной деятельности студентов во время этапов подготовки экскурсии, сравнение результатов их практических работ студентов до, во время и после сдачи экскурсии на маршруте.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды по педагогике профессионального образования (Батышев С .Я., Беляева А. П., Новиков A.M., Мухаметзянова Г. В. и другие) — по общим проблемам дидактики (Бабанский Ю.К., Зверев И. Д., Максимова В. Н., Махмутов М.И.), а также педагогические исследования по проблемам формирования профессионального туристского образования (Квартальное В.А., Зорин И. В., Кабачков В. А., Чепик В. Д. и другие) и теории и методике использования метода проектов (Дж. Дьюи, Килпатрик В. Х., Шацкий С.Т.).

Этапы исследования — исследование проводилось с 1997 по 2001 год в несколько этапов: этап — 1997;1998 годы — теоретический анализ научно-методической литературы по проблемам подготовки кадров туристского менеджмента и туроперейтинга;

2 этап — 1998;2000 годы — проведение эксперимента по разработке методики применения метода проектов как средства обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов;

3 этап — 1999;2001 годы — обобщение результатов экспериментальной работы и внедрение результатов исследования в практику обучения студентов РМАТ, оформление результатов исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на дневном и вечернем отделениях Московского филиала информационных технологий в туризме РМАТв лицейских классах школ №№ 9, 112, 124 города Москвы.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в выявлении педагогических условий использования метода проектов при подготовке специалистов туристского ВУЗа (организация, методика, наличие методических материалов и инструкций и т. п.) — в выявлении критериев оценки эффективности использования метода проектов в профессиональной подготовке студентов, а также в использовании метода проектов для повышения мотивации познавательной деятельности будущих специалистов в процессе изучения курса «Основ экскурсионной деятельности».

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определена структура педагогических условий, повышающих эффективность профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа при использовании метода проектов в процессе изучения специальных дисциплин. Данная структура включает в себя следующие педагогические условия:

— обеспечивающие формирование необходимых знаний и умений для разработки экскурсионных проектов, к которым относятся: отбор содержания учебного материала с учетом критериев специфики экскурсионных проектовсочетание репродуктивной и творческой деятельности с приоритетом последнейконсультативная помощь преподавателяорганизация самообразования с целью формирования умений поиска, отбора, анализа и оформления необходимой информацииличностно-ориентированный подход к формированию знаний и умений в процессе обучения;

— обеспечивающие формирование опыта практической деятельности, например, организация экскурсионной учебной практики в действующих туристских фирмах, оценка экономической эффективности экскурсионного проекта и его апробация на маршруте и др.;

— способствующие формированию положительной мотивации в выборе специализации: увлеченность творческой деятельностью при разработке экскурсионного проекта и успешность реализации экскурсионного проекта на маршруте.

2. Разработано содержание проектных заданий и проведена их классификация по культурно-познавательной направленности экскурсионных проектов (исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, архитектурно градостроительные, природоведческие) — по возрастным особенностям потребителей экскурсионных программ (школьники, студенты, пенсионеры и т. д.) — по форме проведения (экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт и др.).

3. Разработан алгоритм выполнения проектного задания, определяющий последовательность этапов его реализации от идеи до сдачи экскурсии на маршруте.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по внедрению метода проектов в процесс профессиональной подготовки специалистов туристской отраслив разработке методики использования алгоритма при выполнении проектного задания, определяющего последовательность этапов его реализации от идеи до сдачи экскурсии на маршрутев разработке содержания и классификации проектных заданий в практической деятельности студентов.

На защиту выносится:

1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования метода проектов в процессе подготовки туристских кадров.

2. Совокупность проектных заданий для использования в курсе «Основы экскурсионной деятельности».

3. Алгоритм выполнения студентами проектного задания для использования в процессе профессиональной подготовки туристских кадров.

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена анализом современных достижений педагогической и психологической науки в области опытно-экспериментальных исследований, которые проводились в течение нескольких лет, а также исходными позициями, базирующимися на методических и теоретических принципах дидактики, теории воспитания и теории развития личности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования РМАТ (1999 — 2001 г. г.), заседаниях методических советов Московского филиала информационных технологий в туризме РМАТ (1999 — 2001 г. г.) — основные результаты исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях, проводимых Российской международной академией туризма (1999 — 2001 г. г.), на заседаниях педагогических советов образовательных учреждений.

Выводы по главе 2.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Определены педагогические условия использования метода проектов, обеспечивающие эффективность процесса профессиональной подготовки специалистов посредством формирования необходимых знаний и умений для разработки экскурсионных программ, формирования у студентов опыта практической деятельности, развитие положительной мотивации в освоении профессии.

2. Разработано содержание проектных заданий для студентов в процессе изучения ими курса «Основы экскурсионной деятельности» (обзорных и тематических, городских и загородных, экскурсий-прогулок и экскурсий-лекций), а также определена классификация проектов (по профессиональной направленностипо взаимосвязи с другими проектамипо уровню самостоятельности выполненияпо времени выполнения и др.).

3. Разработан алгоритм выполнения студентами проектного задания и экспериментально проверена его эффективность в процессе разработки экскурсионных проектов при изучении курса «Основы экскурсионной деятельности».

4. Выявленная система педагогических средств (метод проектов, проектные задания) предлагается в качестве педагогического оснащения процесса подготовки специалистов, формирования профессиональных знаний, умений и навыков в высшей школе при изучении специальных дисциплин.

Заключение

.

Исследования, представленные в данной диссертационной работе, по использованию метода проектов как средства профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа, проводимые в рамках эксперимента в Московском филиале информационных технологий в туризме Российской международной академии туризма, позволяют прийти к следующим заключениям:

1. Определена структура педагогических условий, повышающих эффективность профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа при использовании метода проектов в процессе изучения специальных дисциплин.

2. Обучение с использованием метода проектов способствует развитию познавательной активности у студентов, формированию умений самостоятельно прогнозировать результат своей деятельности и ориентироваться в информационном пространстве.

3. Разработано содержание проектных заданий и проведена их классификация по культурно-познавательной направленности экскурсионных проектов (исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, архитектурно градостроительные, природоведческие) — по возрастным особенностям потребителей экскурсионных программ (школьники, студенты, пенсионеры и т. д.) — по форме проведения (экскурсия-про1улка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт и другое).

4. Использование метода проектов предполагает решение конкретной проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки и техники.

5. Метод проектов способствует продуктивному образованию. Проектная деятельность может носить теоретический или прикладной характер. Проектные задания носят интегративный характер, т. е. совмещают теорию и практику.

6. В целях решения исследуемой задачи мы провели анализ формируемых знаний, умений и навыков для специалистов экскурсионной деятельности. Мы выявили профессионально важные качества экскурсовода, необходимые для этого рода деятельности.

7. В ходе исследования мы рассмотрели три ступени выполнения экскурсионного проекта, которые позволяют студентам первого курса успешно освоить специальные знания и умения по разработке экскурсионных программ туристских маршрутов.

8. Разработан алгоритм выполнения проектного задания, определяющий последовательность этапов его реализации от идеи до сдачи экскурсии на маршруте.

9. Апробация алгоритма выполнения проектного задания показала, что у студентов развиваются речевые умения, навыки работы в коллективе, а также организаторские и аналитические способности.

10. В результате исследования внесены коррективы в содержание лекционно-семинарских занятий, которые решали проблему профессиональной подготовки студентов. Наглядность изучаемого материала достигалась за счет практических и выездных занятий, проведения деловых игр.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих работах автора:

1. Киримова Ю. В. Методика использования деловой игры «Методический прием» в подготовке студентов РМАТ и учащихся лицейских классов по курсу «Экскурсоведение». Методические рекомендации — Московский филиал РМАТ, Москва, 2000, 17 с.

2. Киримова Ю. В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма. //В сб. Актуальные проблемы туризма. Москва, 1997 (авт. текст Зс.).

3. Киримова Ю. В. Экскурсионное дело в решении проблем культурной трансформации личности.// В сб. Актуальные проблемы туризма. Москва, 1998 (авт. текст 2 е.).

4. Киримова Ю. В. Новые ориентиры в подготовке туристских кадров. // В сб. Актуальные проблемы туризма на рубеже веков, Москва, 1999 (авт. текст 3 е.).

5. Киримова Ю. В. Социальный аспект в образовании туристских кадров. // ЮНЕСКО, С-Пб, 2001 (авт. текст 4 е.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сб. Актуальные проблемы туризма. М.: РМАТ, 1998.
  2. .В. Экскурсоведение. Учебник. М.: «Советский спорт», 1998.
  3. Т.П. Сборник заданий и деловых игр по курсу «Введение в туризм». Методическое пособие. М.: РМАТ, 1998.
  4. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: В JIA ДОС. 1994 г.
  5. Абульханова-Славская К. А. Активность и создание личности в обучении. -М., 1986 г. С.30−31.
  6. В.В. Что такое искусство: Вып. 1−2 М., 1973−79.
  7. Л.В. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. Т. П-М: изд- во Всесоюз. Акад. Арх., 1937.-795 с.
  8. .Г. Психология чувственного познания. М.: изд-во АПН РСФСР, I960.- 486 с.
  9. Ю.П. Общий менеджмент / Учебник., М., РМАТ., 1997., 117 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ. 1969., 339с.
  11. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности.-М.1981.С.З-19.
  12. Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина, Общ. ред. и вступит, статья В. П. Местак.-М.: Прогресс, 1974. -392 е.: ил.
  13. С. И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1973.-61 с.
  14. О.В., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Введение в бизнес туроперейтинга/Уч. методич. пособие. М., РМАТ., 103с.
  15. Ю.К. Педагогика. М., Просвещение, 1980, -320 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  17. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998, 249 с.
  18. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990.-№ 6. С. 25−34.
  19. В.П. Слагаемое педагогической технологии. М., «Педагогика», 1989. 190 с.
  20. В.П. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., Высшая школа. 1989.,-124с
  21. О.Л., Туторская Н. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента // Вестн. высш. шк.-1987. № 1-с. 33−38.
  22. Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981 96 с.
  23. Д.Б. Активность, деятельность, целеполагание.// Проблема деятельности в советской психологии. -М.1977.С.112−120.
  24. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества.// Педагогика. 1995.№ З.С. 19−23.
  25. И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.-150с.
  26. И .Я., Графов Б. В. Искусство Жостова. Л., 1979.-148С.
  27. А.А. Психология о личности. М.: изд-во МГУ, 1988. -188с.
  28. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  29. М. Знание о человеке.// Buber М. The knolidge of the Man. N.Y.1988.
  30. B.B. Русская средневековая эстетика. XI XVII века. М.: Мысль, 1992.- 637. е.: ил.
  31. В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобраз. искусство, 1983.-437 с.
  32. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
  33. Л. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -365с.
  34. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстовый подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991.-207с.:ил.
  35. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989.-173 с.
  36. М.Я., Горшов А. Г. Основы здорового образа жизни студентов/ Учебное пособие. М., изд. МНЭПУ, 1995, С. 63−90.
  37. В.М. Хохлома. -Л., 1969.-98с
  38. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности /Учебное пособие., М.: РМАТ. 1997, 119 с.
  39. Г. А. Главное профессиональная направленность// Вестник высшей школы. — 1972. — № 4. — С. 54−55.
  40. Вопросы психологии личности / Под ред. Е. И. Игнатьева. -М.: Просвещение, 1960. 213 с.
  41. А.Н., Голов В. П. Экология Подмосковья. М.: 1997.- 20с.
  42. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. -379с.
  43. JI.C. Психологическая педагогика. -М., 1991 .С.430−449.
  44. JI.C.- Мышление и речь. Собр.соч.в 6-ти т. М., 1982.И.2.361 с.
  45. Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме / Справочное метод, пособие М. РМАТ 1996. -115с.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Проект. Сост. Квартальное А. В., Лагусев Ю. М., Сеселкин А. И. М. РМАТ 1999. 47 с.
  47. А.А. Основы страхования в туризме / учебник М. РМАТ 1997.-300 с.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., Госкомитет РФ по высшему образованию. М., 1995. 382 с.
  49. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -259с.
  50. Г. А. Закон отрицания отрицания. (Материалистическая диалектика как общая теория развития) / Под ред.Л. Ф. Ильичева. М., 1982.С.308.
  51. Ю., Хайченко Г. История русского и советского драматургического театра. М.-.Д986.
  52. И.А. Обеспеченность туристской отрасли кадрами и прогноз их потребности в системе непрерывного образования //СБ профессионально квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. М, РМАТ 1997. — 84 с.
  53. В.В. Педагогическое управление взаимодействием интуитивного и дискурсивного компонентов мышления в познавательной деятельности. ДК. Казань, 1992.189 с.
  54. Д. Психология и педагогика мышления. М., Совершенство 1997. — 208 с.
  55. Д., Дьюи Э. Школы Будущего. М.: Работник просвещения, 1992.-43 с.
  56. .В. Экскурсоведение / Уч. Пособие. М.: «Советский спорт», 2000.- 125с.
  57. В.И. Основы менеджмента / Уч. пособие М.: 1994
  58. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1997. — 323 с.
  59. Н.М. Искусство Палеха. Л., 1968. -140с.
  60. Л.Я. Виды искусства. М., 1980.
  61. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М. 1997. 240 с.
  62. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. -Москва Афины: INFOGROUP, 1994. — 407С.
  63. И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 348с.
  64. Е.Н. Туризм и экскурсии: влияние на решение экономических, социальных и гуманитарных проблем./Конспект лекций- М., Рекл. инф. бюро «Турист», 1992. 31 с.
  65. Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: Автотореферат к.п.н. М.: 1998. 24 с.
  66. Искусство и жизнь: Художественно-педагогический журнал. -СПб., 1915. Т.14. — № 2 — С. 34−42.
  67. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3-х ч ./Сост. М. В. Аллатов, Н. Н. Ростовцев: 4-е изд. недр, и допел. — М.: Просвещением 1987−1989. -308С.
  68. Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. М.: Искусство, 1990. — 367 с.
  69. В.А. Современные концепции социального туризма: новые цели и культурные сдвиги. Часть 1. Социально-экономическая структура туризма. М., 1991.-257с.
  70. В.А. Туризм: теория и практика. Избранные труды в 5 томах. М., Финансы и статистика, 1998.-Т. 1.188с.- Т.2.-252с.-Т.З.-378с.
  71. В.Х. Метод проектов. JL: Брокгауз — Ефрон, 1925.-32 с.
  72. Килпатрик В. Х Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М.: Работник просвещения, 1930. — 35 с.
  73. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 с.
  74. М.С. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста// Сов, педагогика. 1983. — № 3-с.90−93.
  75. Я. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 — М.: Педагогика, 1982. — С. 242−476.
  76. .И. Лаковая миниатюра. Метеры. -Л., 1972.-60с.
  77. .И. Жостовская роспись. М., 1977. -80с.
  78. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965. — 191 с.
  79. Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. Л., изд-во ЛГУ, 1990. — 114 с.
  80. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки// Методы системного педагогического исследования. Л.: изд- во ЛГУ, 1980. — С. 44−56.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Мысль. 1975.304 с.
  82. А.Н. О формировании способностей. // Вопр.психол. 1960. № 1. С.7−18.
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  84. .Ф. Методологические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.
  85. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  86. А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 309 с.
  87. A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С. 29.
  88. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. -184с.
  89. Р.С. Психология образования. М.1994. 496 с.
  90. Т.А. Ориентационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов. Спб., 1992. 61:9213/1389−1.
  91. Ю.В. Рисунок, живопись, композиция: Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений педагогических институтов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-46С.
  92. Н.Ф. Становление творческой личности и принципы научного исследования. // Научное творчество.-Свердловск, 1984.С. 19−44.
  93. Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979. -214 с.
  94. А.В. К психологии активности личности. // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 26 38.
  95. А.В. Принцип отражения субъективности в психологическом исследовании личности.//Вопросы психологии. 1985. № 4. С.17−18.
  96. О.С. Русское народное искусство. М., 1972.-210с.
  97. Психология процессов художественного творчества/ Под ред. Д. Д. Благого, Б. Ф. Егорова, А. А. Карягина М.: изд-во Наука, 1980. -285
  98. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958.148 с.
  99. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов.-Спб. 1992. 114с.
  100. К.Д. Собр. соч. в 11-ти т. М. — Л., 1948. — Т.8 -С.18−23.
  101. К.Д. Внутреннее устройство североамериканских школ. В кн.: Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М. 1948. Т.2. С.204−232.
  102. К.Д. Предисловие к первому изданию «Детского мира». В кн.: Ушинский К. Д. Избранные пед.соч. М. 1974. Т.2. С.235−251.
  103. Э. Человек для себя. Пер. с англ. Мн.: Изд. В.П.1. Ильин, 1997.-416 с. ./
  104. Г. Синергетика. Пер. с англ.- М.: Мир. 1980.408 с.4 105. Хрусталев В. А. К истории высшего педагогическогообразования в РСФСР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. — 166 с.
  105. В.Д. О структуре познавательных способностей //Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 3. — С. 38−40.
  106. Ю.В. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода. // Школа, № 4, 1996, с.47−51.
  107. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывногообразования. -М.1998г.321 с.
  108. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 е., приложение.
  109. А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 198 2. — 221 с.
Заполнить форму текущей работой