Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предупреждение аддиктивного поведения работников таможенной службы в процессе профессионального обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях ведущих авторов (И.В. Богдановой, С. В. Ильиной, И. С. Кон, К. Ю. Королева, Е. А. Левановой, Д. В. Ольшанского, JI.M. Семенюк, В. И. Панова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Б. Ю. Шапиро, С. С. Шипшина и др.) уделяется большое внимание проблеме анализа аддиктивного поведения взрослых, в том числе, рассматривается возможность его коррекции, управления и контроля за ним… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Аддиктивное поведение в профессиональной деятельности работников таможенной службы как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Проблема аддиктивного поведения в психолого-педагогической науке
    • 1. 2. Предупреждение аддиктивного поведения в профессиональной деятельности работников таможенной службы
    • 1. 3. Специфика предупреждения аддиктивности таможенных работников в профессиональном обучении
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности работы по предупреждению аддиктивного поведения работников таможенной службы
    • 2. 1. Диагностика предрасположенности к аддиктивному поведению у работников таможенной службы
    • 2. 2. Разработка и реализация обучающей программы «Профилактика и предупреждение аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы»
    • 2. 3. Педагогические условия предупреждения аддиктивного поведения таможенных работников
  • Выводы по второй главе

Предупреждение аддиктивного поведения работников таможенной службы в процессе профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процессы децентрализации управления таможенной службой постепенно набирают силу, появляются новые формы и технологии в деятельности работников таможенной службы, позволяющие повышать ее эффективность. В регионах ведется напряженная и кропотливая работа по осмыслению правовых экономических реалий, по адаптации законодательных норм и положений в таможенной сфере к специфическим региональным условиям, активно формируются другие предпосылки для повышения уровня профессиональной деятельности сотрудников.

Конкретными обстоятельствами, определяющими актуальность проблемы, являются: перемены, происходящие в современной социально-экономической ситуации страны, обуславливают изменение структуры государственного и общественного запроса к системе таможенной службыесли особенностью функционирования таможенной службы советского времени являлась ее строгая государственная регламентация, то сейчас в таможенной сфере разрабатываются и отрабатываются новые, более сложные подходы к решению поставленных задач, делается упор на использование современных информационно-коммуникационных технологийсложность и напряженность работы сотрудников таможенной службы предопределяет рост различных отклонений в их профессиональном развитии и поведении (курение, алкоголизм, переедание, аддикция к деньгам, компьютеромания, работоголизм и т. д.).

Целостное психолого-педагогическое осмысление сложившейся ситуации в профессиональной деятельности сотрудников таможенной службы приводит к необходимости нахождения действенных путей по профилактике и предупреждению их аддиктивного поведения, негативно влияющего на эффективность и качество всей системы таможенной службы.

В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике аддиктивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению аддиктивного поведения. Этому посвящены работы А. Е. Айвазовой, A.A. Александрова, В. Б. Альтшулера, В. А. Ананьева, Ю. М. Антонян, М. В. Барабановой, А. И. Белкина, Э. В. Бехтель, В. М. Бехтерева, Н. Е. Водопьяновой, P.P. Гарифуллина, A.B. Гоголевой, Б. М. Гузикова, Н. А. Залыгиной, Е. Я. Иванова, Д. В. Колесова, С. А. Кулакова,.

A.Е.Личко, В. В. Макарова, Э. В. Мельник, Г. М. Миньковского, И. А. Невского,.

B.Ф.Пирожкова, К. К. Платонова, Г. В. Старшенбаума, Д. И. Фельдштейна, З. Фрейда, К. Штайнера и др. Анализ этих работ показал, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению аддиктивного поведения работников таможенной службы. Требуется серьезное изучение сложной многофакторной природы этого явления: на основе системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторовна применении сравнительного анализа, сопоставляющего условия для успешного профессионального роста с процессом развития и саморазвития личностиреализации междисциплинарного подхода, предполагающего использование достижений педагогики, психологии, социологии, медицины.

Среди зарубежных авторов данная проблема разрабатывалась в работах Е. Берна, М. Битти, Дж. Боулби, А. Бандуры, Р. Бэрона, У. Джеймса, К. Лоренца, Д. Ричардсона, Э. Фромма и др.

В научной литературе по данной проблеме существует устойчивая тенденция рассматривать взаимозависимость аддиктивного поведения с феноменом аномии. Поэтому актуальным для теории и практики является изучение понятия «аддиктивное поведение», выявление причин и специфики такого проявления поведения в профессиональной деятельности. Причиной этому является заметное повышение уровня той или иной зависимости, в частности, у сотрудников таможенной службы.

В исследованиях ведущих авторов (И.В. Богдановой, С. В. Ильиной, И. С. Кон, К. Ю. Королева, Е. А. Левановой, Д. В. Ольшанского, JI.M. Семенюк, В. И. Панова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Б. Ю. Шапиро, С. С. Шипшина и др.) уделяется большое внимание проблеме анализа аддиктивного поведения взрослых, в том числе, рассматривается возможность его коррекции, управления и контроля за ним. Комплексное исследование одной из зависимостей (алкоголизма) было предпринято в 2000 году К. Ю. Королевым. Его работа «Как избежать алкогольного срыва» значительно расширяет представления о данной проблеме. Он выделяет 5 этапов развития аддикции: 1) человек открывает способ, с помощью которого может сравнительно легко изменять свое психическое состояние- 2) он привычно использует этот способ в трудные моменты- 3) аддиктивное поведение становится частью его личности и не подлежит критике- 4) аддиктивная часть личности начинает полностью определять жизнь аддикта- 5) разрушается психика и биологические процессы в организме. Автор не только подчеркивает необходимость системного подхода к вопросам профилактики и предупреждения аддиктивного поведения взрослых, но и предлагает пути к решению этих проблем.

Значительный вклад в переосмысление подходов к определению реальных причин аддиктивного поведения взрослых, раскрытия условий, механизмов, средств его предотвращения и коррекции внесли работы Г. В. Старшенбаума. К заслугам автора необходимо отнести, прежде всего, глубокое социально-философское осмысление проблемы, ее показ в контексте диагностики и терапии различных форм аддиктивного поведения.

Провоцирующими факторами аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции, реакции эмансипации и другие особенности индивида.

В.А. Жмуров, А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, Р. В. Овчарова, П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг и др.).

В исследованиях ряда ученых (A.B. Гоголева и др.) рассматриваются синдромы, относящиеся к аддиктивному и компульсивному поведению. «Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. Такие паттерны поведения могут быть внутренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа)». Такое поведение можно считать патологическим, если оно отражает единственный способ совладания со стрессом (С.А. Кулаков). Для работников таможенной службы характерны кризисные ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами. Часть сотрудников на этой почве обретают уверенность в себе (часто переходящую в самоуверенность) и чувство превосходства над другими. У другой части сотрудников появляется скрытый комплекс неполноценности, быстрое возникновение тревоги и депрессии, нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных. В результате такая ситуация неоднозначно влияет на личностное развитие и профессионализм работников.

Учитывая, что «внешние причины действуют лишь опосредовано через внутренние условия» личности (C.JI. Рубинштейн, 1989), а также мнение ряда исследователей (Н.Д.Левитов, Е. А. Рождественская, 1988) о влиянии психических состояний на формирование новых черт характера, возникает необходимость ранней диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения как «слабого звена» в структуре личности работников таможенной службы.

Все это обуславливает ряд противоречий: между общественной потребностью в социальной адаптации сотрудников таможенной службы, имеющих аддиктивное поведение и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемымежду идеями нового содержания повышения квалификации, самообразования и традиционным подходом к решению задач аддиктивного поведения работников таможенной службымежду необходимостью личностного развития и профессионального роста работника, имеющего аддиктивные проявления в поведении и недостаточной теоретико-методической подготовленностью преподавательских кадров к этой работе.

Выявленные противоречия, требующие своего разрешения, анализ психолого-педагогических исследований, собственного опыта работы и практики деятельности в таможенных органах, выдвигают необходимость решения научной проблемы: выявить и обосновать педагогические условия предупреждения аддиктивного поведения работников таможенной службы в процессе профессионального обучения.

Актуальность проблемы теоретического обоснования педагогических условий предупреждения аддиктивного поведения работников таможенной службы и ее недостаточная научная проработанность определили выбор темы исследования: «Предупреждение аддиктивного поведения работников таможенной службы в процессе профессионального обучения».

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий предупреждения аддиктивного поведения работников таможенной службы.

Объект исследования: профессиональное обучение работников таможенной службы.

Предмет исследования: предупреждение аддиктивного поведения работников таможенной службы.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что предупреждение аддиктивного поведения работников таможенной службы позволит качественно улучшить их профессиональную деятельность при реализации следующих педагогических условий, если:

• процесс профессионального обучения будет направлен на развитие готовности и способности к самоанализу, самореализации и саморазвитию работников таможенной службы в профессиональной деятельности;

• у работников таможенной службы будет сформирована мотивация к инновационной деятельности, использованию активных методов работы, а также к личностному и профессиональному росту;

• в процессе профессионального обучения будут интенсивно реализовываться педагогические технологии, способствующие повышению профессиональной компетентности работников таможенной службы и направленные на профилактику аддиктивного поведения;

• процесс профессионального обучения будет направлен на развитие стрессоустойчивости специалиста и предотвращение синдрома профессионального выгорания.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1) обосновать теоретические подходы к исследованию аддиктивного поведения в педагогической теории и практике;

2) определить истоки и специфику проявления аддиктивного поведения работников таможенной службы в профессиональной деятельности;

3) разработать и реализовать обучающую программу по предупреждению аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы;

4) выявить и обосновать педагогические условия эффективности предупреждения аддиктивного поведения работников таможенной службы в процессе профессионального обучения.

Методологической основой исследования являются системно-целостный, компетентностный и деятельностный подходысравнительный анализ, сопоставляющий условия для успешного профессионального роста с процессом развития и саморазвития личностифилософские положения о противоречиях как движущей силе развития, научные положения о взаимосвязи теории и практики. Методы исследования:

• анализ философской, социологической, психолого-педагогической и специальной (по таможенной деятельности) литературы по проблеме исследования;

• изучение документов, учебно-методических и программных материалов;

• опрос, анкетирование, беседы с различными категориями таможенных работников;

• методы обобщения, систематизации, классификации полученных данных;

• личный опыт педагогической деятельности.

В работе над диссертацией учитывались научно-теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов: Аверкина В. Н., Арефьева Г. С., Артюхова М. В., Беспалько В. П., Бредихина Г. А., Вороновой H.A., Ериной Т. М., Зверевой В. И., Конаржевского Ю. А., Лазарева B.C., Литвиненко Э. В., Мескона М. Х., О Доннела С., О Шонесси Д., Поташника М. М., Симонова В. П., Тейлора Ф., Третьякова П. И., Ушакова K.M., Файоля А., Федоровой Л. А., Хедоури Ф., Шамовой Т. И., Шепеля В. М. и др., раскрывающие профессиональные отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности и особенности на современном этапе, методологические принципы системного и программно-целевого подхода в исследовании образовательных систем. Этапы исследования.

Исследования проводились на базе Федеральной таможенной службы. В эксперименте участвовало 10 начальников отделов, более 150 сотрудников таможен Московского региона.

Исследование проблемы было проведено в несколько этапов.

На первом этапе (2005;2006 г. г.), который носил констатирующепоисковый характер, определялись исходные теоретические позиции, рабочий аппарат, анализировалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература, изучались документы, законы, указы, нормативные акты, решения, принятые федеральными и региональными органами власти, а также передовой опыт в контексте исследуемой проблемы.

На втором этапе (2007;2009 г. г.) разрабатывалась стратегия исследования, создавалась прогностическая модель системы предупреждения аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы, проводился констатирующий эксперимент по внедрению разработанной системы в практику деятельности таможенной службы, уточнялись понятийный аппарат и гипотеза исследования, обобщался и систематизировался полученный материал, уточнялся механизм внедрения предлагаемой системы работы с сотрудниками таможенной службы.

Третий этап (2010;2012 г. г.) был связан с завершением теоретического исследования проблемы, проведением опытно-экспериментальной работы по реализации предлагаемой системы по предупреждению аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы, осуществлялся анализ и обобщение полученных данных и результатов исследования, определялась эффективность разработанного автором курса «Профилактика и предупреждение аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы», разрабатывались практические рекомендации по внедрению данного курса, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в том, что был осуществлен комплексный анализ специфики профессиональной деятельности работников таможенной службы с целью определения их аддиктивных проявлений в поведении, препятствующих их личностному развитию и профессиональному ростутеоретически обоснованы психологопедагогические условия, направленные на решение проблемы профилактики и предупреждения педагогическими средствами, ведущим из которых выступает введенная нами «опережающая психолого-педагогическая поддержка» аддиктивного поведениясоздана основа для проведения объективной самоаттестации (самооценивания) профессиональной деятельности сотрудников таможенной службытеоретически спроектирована и обоснована система предупреждения аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: уточнено понятие «аддиктивное поведение сотрудников таможенной службы», выявлены его содержание и структура;

— систематизированы стратегии обучения сотрудников таможенной службы в процессе профессиональной деятельности — мотивационно-ценностная, системно-структурная, социально-прагматическая;

— определены подходы к развитию способности сотрудников таможенной службы к самоанализу, самореализации и саморазвитию в профессиональной деятельности с учетом организационно-педагогического обеспечения процесса профессионального обучения;

— обоснованы содержательные и технологические аспекты выбора форм и методов обучения сотрудников таможенной службы по предупреждению аддиктивного поведения на основании саморефлексии, объективных условий профессиональной деятельности и личностных ресурсов специалистов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан курс «Профилактика и предупреждение аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы» и его методическое обеспечениеразработана тренинговая программа, технология проведения специальных занятий по профилактике и предупреждению аддиктивного поведения работников таможенной службы, технология опережающей психолого-педагогической поддержки данной категории работников.

Достоверность результатов и выводов, содержащихся в диссертации, положений и полученных результатов обеспечена методологической и теоретической основами исследованияприменением комплекса взаимодополняющих исследовательских методов, адекватных предмету и задачам исследованияиспользованием разнообразных источников психолого-педагогической и социальной информации и опорой на экспериментальные данные, их репрезентативностью и статистической значимостью.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту.

1. Аддиктивное поведение является формой отклоняющегося, девиантного поведения, характеризуется стремлением личности к уходу от реальной действительности, избеганием в решении проблем и трудностей путем изменения своего эмоционального состояния, восполнением неудач в профессиональной деятельностипроявляется в виде грубости, агрессивности, раздражительности или замыкания в себе, препятствует адаптации и социализации личности в изменяющихся условиях.

2. Аддиктивное поведение таможенных работников как совокупность действий специалиста, имеющих своим источником определенные мотивы, служащие для снятия эмоционального напряжения, повышенной раздражительности, чрезмерной усталости, возникает в результате стрессовых, экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности и обусловлено объективно возрастающими требованиями к специалистам таможенной службы, к повышению уровня их профессиональной компетентности.

3. Предупреждение аддиктивного поведения таможенных работников в условиях профессионального обучения осуществляется в процессе реализации обучающей программы, которая направлена на профессиональное саморазвитие и самореализацию специалиста таможенной службы, на повышение его уровня активности, гибкости и мобильности в решении профессиональных задач, что обеспечит эффективность профессиональной деятельности специалиста.

4. Процесс профессионального обучения позволит обеспечить профилактику аддиктивного поведения работников таможенной службы и качественно улучшить их профессиональную деятельность при реализации следующих педагогических условий, если будет осуществляться: формирование готовности и способности к самоанализу, самореализации и саморазвитию работников таможенной службы в профессиональной деятельностиразвитие стрессоустойчивости, мотивации личностного и профессионального роста и предотвращение синдрома профессионального выгорания в процессе реализации педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности работников таможенной службы.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации были обсуждены на теоретических семинарах в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (2010 г.), на курсах повышения квалификации в Институте правоохранительной деятельности при Российской таможенной академии (2009), освещены в докладах на Международной научно-практической конференции в АПК и ППРО (2007 г.), научно-практической конференции молодых ученых в ИУО РАО (2011г.). В 2009;2010 году диссертантом для факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета был подготовлен цикл лекций в рамках годичного спецкурса «Психология здоровья». По результатам апробации получены положительные отзывы.

Основные положения отражены в восьми публикациях, в том числе четыре из них — в журналах, включенных в число изданий, предусмотренных реестром ВАК РФ.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе нашего исследования опытным путем были проверены педагогические условия, направленные на решение проблемы предупреждения аддиктивного поведения таможенных работников.

Проведению эксперимента предшествовало составление рабочей программы, логика которой заключалась в следующем: провести диагностику предрасположенности к аддиктивному поведению у работников таможенной службы, определить зависимость качества их профессиональной деятельности от поведенческой стратегии, реализовать опытно-экспериментальную программу и интерпретировать изменения, которые произошли в результате внедрения этой программы.

Исследование проходило в три этапа, первым из которых была педагогическая диагностика предрасположенности к аддиктивному поведению таможенных работников.

В результате использования данной методики была выявлена закономерность: чем выше показатель профессионального стресса, тем более личностная уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресс — синдромов, как эмоциональное выгорание, хроническая усталость, синдром таможенника (специфика профессии). На первом этапе также проводилась экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителей и заместителей руководителей отделов. С помощью данной методики удалось определить, в каких видах управленческой деятельности имеется наибольшая напряженность («проблемность») и в каком направлении необходимо развивать соответствующие умения.

Вторым этапом исследования был диагноз аддиктивного поведения обследованных работников. На этом этапе выявлялись факторы, способствующие успешной профессиональной деятельности и определялась зависимость качества этой деятельности от стратегии поведения таможенных работников.

На третьем этапе реализовывалась опытно-экспериментальная программа, которая осуществлялась как на уровне общего совершенствования профессиональной деятельности работников таможенной службы, так на уровне индивидуальной консультативной работы с ними. Экспериментальная часть исследования была разделена на констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Эксперимент проходил в естественных условиях функционирования таможенной службы, не нарушая хода рабочего процесса. Мы применили схему эксперимента, при которой у каждого сотрудника формировалась позитивная профессиональная мотивация, удовлетворенность профессиональной самореализацией на основе сравнения результатов на всех этапах эксперимента. Объективность результатов при таком подходе обеспечивалась длительным характером исследования, многократными замерами зависимых переменных, позволявшим видеть динамику результатов эксперимента. По цели и содержанию проведенный эксперимент явился формирующим, по условиям проведения — смешанным.

Определение доминирующих аддикций в профессиональной деятельности работников таможенной службы, в зависимости от объема работы, типа работы, темпа работы и рабочих требований показало, что характер аддикций, возникающих у таможенных работников, неоднозначен.

Большинство респондентов отметили высокий уровень таких аддикций как табакокурение 57%, работоголизм 50%. Показатель алкогольной зависимости составляет 32%, а компьютерной зависимости — 25% от общего числа опрошенных, принявших участие в опытно-экспериментальной апробации.

Провоцирующими факторами аддиктивного поведения таможенных работников являются следующие проблемы:

— организационные (38% ответов);

— социально-психологические (20% ответов);

— управленческие (17% ответов);

— информационно-аналитические (15% ответов).

Нет проблем" - 8% ответов. Это означает, что только 8% сотрудников считают, что в таможне дела находятся на должном уровне.

В контексте указанных проблем особую значимость приобретает изучение трудных профессиональных ситуаций. Для понимания механизмов адаптации к стрессу важно было определить, как осуществляется взаимодействие сотрудника с трудными и неординарными ситуациями, как под влиянием ситуационных факторов происходит выбор преодолевающего поведения.

С помощью контент — анализа ответов анкеты «Оценка профессионально-трудных ситуаций» в ходе индивидуального консультирования были определены стрессогенные ситуации участников опроса, дана оценка эмоциональных реакций на данные ситуации, анализировались способы преодолевающего поведения и их продуктивности. Интегральный индекс стрессогенности оценивался по сумме баллов. Исследование показало, что низкая стрессогенность характерна для 16% опрошеныхумеренная — 34%- повышенная стрессогенность — 28%- высокая стрессогенность — 22%. Такая ситуация позволила выделить характерологические особенности участников эксперимента. Особенно нас интересовали участники с повышенной и высокой стресогенностью (их оказалось 50%). Среди них мы рассмотрели типы, наиболее склонные к проявлению аддиктивного поведения, условно разделив их на две группы: гипертимный и эпилептоидный.

В ходе формирующего этапа опытно-экспирементальной работы был апробирован на практике комплекс педагогических условий посредством реализации следующих форм и методов работы:

• семинар «Аналитическая культура таможенных работников как основной фактор их профессионального самосовершенствования»;

• программа «Здоровый образ жизни»;

• изучение, анализ и трансляция инновационного опыта;

• спецкурс «Развитие профессиональной компетентности таможенных сотрудников»;

• тренинг «Владение основами саморегуляции», индивидуальная работа.

В эксперименте мы исходили из того, что аддиктивное поведение таможенных работников в профессиональной деятельности поддается коррекции. Задача состоит в том, чтобы создать для них наилучшие условия для профессионального роста и развития, уменьшив тем самым вероятность усвоения и закрепления аддиктивных моментов поведения. Кроме того, необходимо научить сотрудников навыкам позитивного общения, взаимодействия с коллегами, вышестоящим руководством, умениям находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Одна из главных причин аддиктивного поведения таможенных работников заключается в том, что им не хватает базовых социальных умений (копинг-умений).

В разработанный нами проект вошли тренинги и программы, по которым возможно обучить таможенных работников социальным умениям, в связи с чем можно постепенно уменьшить у них количество проявлений аддиктивного поведения.

Мы приняли, что профилактика и предупреждение аддиктивного поведения таможенных работников в их профессиональной деятельности требует тесного сотрудничества всех участников этого процесса: руководства таможни, начальников и заместителей начальников отделов, психологов и, в первую очередь, самих таможенных работников.

Реализация обучающей программы вызвала существенные изменения в отношениях таможенных работников между собой, с начальниками и заместителями начальников отделов. Руководители не перестали быть требовательными к своим подчиненным, но начали предпринимать попытки осуществления контроля за своим поведением. Сотрудники начали лучше относиться к своему руководству, замечая их положительные черты характера и желание прийти на помощь к каждому из сотрудников. Реализация обучающей программы привела к росту активности самих сотрудников в профессиональной деятельности: в освоении новых информационных технологий, у них повысилась мотивация к инновационной деятельности (в том числе, проектной).

Результатом внедрения программы стали существенные изменения в профессиональной деятельности и поведении таможенных сотрудников:

• повысился уровень профессионализма за счет способности к самоанализу своей деятельности;

• уменьшилось количество конфликтов между сотрудниками, руководством;

• повысился контроль таможенных работников над собственным аддиктивным поведением;

• появилось желание вести здоровый образ жизни;

• появилась мотивация к инновационной, исследовательской, проектной деятельности.

Проведенное исследование аддиктивного поведения таможенных сотрудников, попытки определения его причин, разработка и внедрение обучающей программы содействовали предупреждению их аддиктивного поведения.

В главе обобщены результаты проведенного эксперимента, а также показано влияние реализованных действий на предупреждение аддиктивного поведения таможенных работников и на их профессиональную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа результатов проведенного исследования по предупреждению аддиктивного поведения таможенных работников в их профессиональной деятельности можно сформулировать следующие выводы:

1. Аддиктивное поведение является формой отклоняющегося, девиантного поведения, характеризуется стремлением личности к уходу от реальной действительности, избеганием в решении проблем и трудностей путем изменения своего эмоционального состояния, восполнением неудач в профессиональной деятельностипроявляется в виде грубости, агрессивности, раздражительности или замыкания в себе и препятствует адаптации и социализации личности в изменяющихся условиях.

2. Аддиктивное поведение таможенных работников как совокупность действий специалиста, имеющих своим источником определенные мотивы, служащие для снятия эмоционального напряжения, повышенной раздражительности, чрезмерной усталости, возникает в результате стрессовых, экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности и обусловлено объективно возрастающими требованиями к специалистам таможенной службы, к повышению уровня их профессиональной компетентности.

3. Провоцирующими факторами аддиктивного поведения таможенных работников являются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции. В процессе профессионально-сложных ситуаций у работников таможенной службы происходит индивидуальная адаптация к стрессу и выбор преодолевающего поведения.

4. Методологической основой аддиктивного поведения работников таможенной службы в профессиональном обучении являются компетентностный, деятельностный, субъектный и системно-целостный подходы, основанные на принципах саморазвития, самореализации, активности и самостоятельности, что эффективно влияет на качество профессиональной деятельности специалиста.

5. Предупреждение аддиктивного поведения таможенных работников в условиях профессионального обучения осуществляется в процессе реализации обучающей программы, которая направлена на профессиональное саморазвитие и самореализацию специалиста таможенной службы, на повышение его уровня активности, гибкости и мобильности в решении профессиональных задач, что обеспечит эффективность профессиональной деятельности специалиста.

6. Концепция предупреждения аддиктивного поведения таможенных работников предусматривает систему выявления, обоснования и разработку педагогических условий, а также механизма их реализации в процессе профессионального обучения.

7. Процесс профессионального обучения обеспечивает профилактику аддиктивного поведения работников таможенной службы и качественно улучшает их профессиональную деятельность при реализации следующих педагогических условий, если будет осуществляться: формирование готовности и способности к самоанализу, самореализации и саморазвитию работников таможенной службы в профессиональной деятельностиразвитие стрессоустойчивости, мотивации личностного и профессионального роста и предотвращение синдрома профессионального выгорания в процессе реализации педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности работников таможенной службы.

8. В результате исследования проведен проблемно-ориентированный анализ затрудненийполучена объективная оценка профессиональной деятельности сотрудниковпредпринята диагностика их уровня стрессоустойчивостиразработана и экспериментально проверена обучающая программа «Профилактика и предупреждение аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы" — обеспечены информационно-методическое сопровождение и педагогический мониторинг образовательного процесса по спецкурсам: «Аналитическая культура таможенных работников как основной фактор их профессионального самосовершенствования», «Здоровый образ жизни», «Развитие профессиональной компетентности таможенных сотрудников», «Владение основами саморегуляции».

9. Апробация разработанных содержания, форм и методов экспериментального обучения таможенных работников в рамках содержательной модели по профилактике и предупреждению аддиктивного поведения, подтвердила эффективность обучающей программы и предложенного алгоритма создания информационно-методического обеспечения, а также эффективной организации учебных занятий по предложенным спецкурсам.

10. Структура комплексного методического обеспечения процесса предупреждения аддиктивного поведения таможенных работников в условиях профессионального обучения включает научно-методическое обеспечение преподавателя и учебно-методическое обеспечение обучающихся.

11. В результате формирующего этапа эксперимента было обеспечено снижение у большинства таможенных работников (около 80%) уровня стрессогенности, а также достижение ими необходимого для профессиональной деятельности ценностного, операционального, интерактивного, креативного и рефлексивного опыта.

12. Анализ экспериментальных данных по уровням сформированности исследованных компонентов и статистическая их обработка показали достоверность полученных эмпирических данных на формирующем и контрольном этапах эксперимента. Это подтверждает, что благодаря созданной теоретической модели по предупреждению аддиктивного поведения таможенных работников, произошёл значительный рост качества и эффективности профессиональной деятельности.

В ходе исследования была подтверждена гипотеза, решены поставленные задачи.

Научная новизна нашего исследования заключалась в том, что был осуществлен комплексный анализ специфики профессиональной деятельности работников таможенной службы с целью определения их аддиктивных проявлений в поведении, препятствующих их личностному развитию и профессиональному ростутеоретически обоснованы психолого-педагогические условия, направленные на решение проблемы профилактики и предупреждения педагогическими средствами, ведущим из которых выступает введенная нами «опережающая психолого-педагогическая поддержка» аддиктивного поведениясоздана основа для проведения объективной самоаттестации (самооценивания) профессиональной деятельности сотрудников таможенной службытеоретически спроектирована и обоснована система предупреждения аддиктивного поведения сотрудников таможенной службы. Именно в этом заключается научная новизна нашего исследования.

Перспективами развития нашего исследования выступает разработка содержания профессионального обучения таможенных работников по профилактике и предупреждению аддиктивного поведения в соответствии с возрастными группами: молодыми специалистами, работниками среднего и пенсионного возраста.

Другим направлением нашей работы выступает исследование влияния индивидуально-личностных различий таможенных работников на построение работы по профилактике и предупреждению их аддиктивного поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Переадаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 166 с.
  2. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личностипрофессионала//Психологические проблемы формирования личности профессионала, сб. науч. тр. М.: МГУ, 1991. — С.9−66
  4. Аванесов B.C. Основы педагогического контроля в высшей школе
  5. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986.
  6. .А. Мотивационная готовность молодых офицеров квыполнению профессиональной деятельности. Дис. канд. психол. наук.- М.: ГА ВС РФ, 1994.
  7. В.А. Профессиональная компетентность современногоучителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998.-309с.
  8. Албегова И. Техника адаптации к практическим ситуациям
  9. Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. -Ярославль: МАПН. 1998.-201 с.
  10. Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. Распрямись, выскажись, возрази! СПб.: Академический проект, 1998. — 190 с.
  11. A.A., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика вшколе. М., 1996.
  12. Ю.А. Состояния психической напряженности и их компенсация. М., 1976.
  13. П.Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.:НИИВО, 1994,-234с.
  14. В.Б. Патологическое влечение к алкоголю: Вопросы клиники и терапии М., 1994.
  15. .Г. Психология педагогической оценки // Избр. психологические тр. М., 1980. -Т.2. — 268с.
  16. П. Пути решения проблем, связанных с употреблением алкоголя. СПб., 1995.
  17. В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468с.
  18. И.Г. Воровство у детей и подростков // Журнал практического психолога. 1999. № 9.
  19. Ю.М. Бессознательная мотивация преступного поведения // Российский психоаналитический вестник. 1992. № 2.
  20. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1980.-21с.
  21. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. 1994. № 1.
  22. С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знания, 1975.-43 с.
  23. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980.
  24. А.Г. Психология личности: Учебник.-М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  25. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 86с.
  26. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. В вопросах и ответах. / 2-е изд. доп. и перераб. Киев, 1984. -96с.
  27. Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998. — 260с.
  28. В.И. Компетенция в профессиональном образовании //Высшее образование в России. 2004. -№ 11, С.3−13.
  29. Е.С. Тендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические трудности. 2002. № 4.
  30. М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания// Вестник Моск. Университета. Сер. 14. Психология. 1995. № 1.
  31. А.П. Психолого-социальные факторы наркомании. Тбилиси, 1989.
  32. Г. В., Иванова Н. В., Никитин М. В., Шеламова Г. В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Под ред. Г. В. Безюлевой. М.: Моск. псих-соц. ин-т, Федеральный ин-т развития образования, 2005. — 82с.
  33. А.И. Запах денег: Психологические этюды. М., 1999.
  34. С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 1998.
  35. C.B. Психология наркотической зависимости и созависимости. М., 2001.
  36. JI. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб, 2002.
  37. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1997.
  38. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: «Прогресс» 1986. -423с.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  40. Э.В. Донозологические формы употребления алкоголя. М., 1986.
  41. B.C. и др. Наркомании у подростков. Киев, 1989.
  42. М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости. М., 1997.
  43. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10−15.
  44. Ш. Искусственный рай. СПб., 1994.
  45. В.А. Информационный стресс. М., 2000.
  46. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. -М., 1995.
  47. В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2006.
  48. В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
  49. И.С. Наркомании. Токсикомании. Казань, 1989.
  50. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−14.
  51. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  52. Дж. Привязанность. М., 2003.
  53. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  54. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.
  55. Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., 2001.
  56. М.Е. Алкоголизм. Терапия творческим самовыражением. М., 2002.
  57. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
  58. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1999. — 37с.
  59. A.B. Новые информационные технологии в системе профессиональной подготовки космонавтов. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 2009. — 24 с.
  60. Ф.Е. Психология переживания. СПб., 1984.
  61. .Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 2007. — 26 с.
  62. С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 2007. — 24 с.
  63. A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦПКПС, 2004. — 84с.
  64. Вермсер J1. Компульсивность и конфликт: различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000. — С. 55−79.
  65. М. Злоупотребление медикаментами медикаментозная зависимость. Злоупотребление наркотиками — наркотическая зависимость // Психиатрия, психосоматика, психотерапия. — М., 1999. С. 213−225.
  66. Ю.И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник СПБГУ. Серия «Психология». СПб., 2007.
  67. Д. Игра и Реальность. М., 2002.
  68. Дж. Женщина и стресс. СПб., 1996.
  69. Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 2000. С.443−461.
  70. Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: СПбГУ, 2000.
  71. Н. Е. Жукина Е.В. Копинг стратегии как фактор профессиональной адаптации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 8. -СПб.: СПбГУ, 2004.
  72. Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. М., СПб., 2005.
  73. К.С. Подготовка космонавтов к решению профессиональных задач в нестандартных ситуациях. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1999.
  74. .Т. Алкоголизм: природа, лечение, выздоровление. М., 1999.
  75. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 500с.
  76. П. Я. Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. М.: Вестник МГУ. Серия 14, 1979 — № 4 — С. 54−64.
  77. П.Б. Сладострастие, жестокость и религия // Избранные труды. Ростов, 1998. С. 269−290.
  78. А.Д. Состояние психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. Л.: ЛГУ, 1972.
  79. А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей. М., 2003.
  80. Р.Р. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000.
  81. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория и практика. Киев, 1986. — 200с.
  82. .С. Компьютеры в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
  83. A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. -Воронеж, 2002.
  84. A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд. -М.: Московский психо-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-240 с.
  85. Т. Путь выздоровления. М., 2003.
  86. Л.И. Методология инженерной деятельности в концепции инновационного образования Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2005.-58с.
  87. Дж. Управление стрессом. СПб., 2002.
  88. А.Я. и др. Нетрадиционные методы лечения алкоголизма. СПб., 1993.
  89. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению //Психические состояния (Экспериментальная и прикладная психология). Вып. 10. Л., 1981.
  90. М. Психологические аспекты синдрома алкогольной зависимости // Нарушения, связанные с потреблением алкоголя. -Женева, Воз, 1978.
  91. .Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи. М., 2004.
  92. Гузиков Б. М, и др. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме //Методические рекомендации. JL, 1980.
  93. .М., Мейроян A.A. Алкоголизм у женщин. JL, 1988.
  94. И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение. М., 2005.
  95. Л.И. Методология инженерной деятельности в концепции инновационного образования Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2005.-58с.
  96. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-281с.
  97. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981. — Т.2. — 779с.
  98. А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М., 2001.
  99. У. Воля к власти. М., 1997.
  100. В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. М., 2000.
  101. Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы всероссийской научно-практической конференции. /Сост. Н.В. Брусенцова- М.: АПК и ППРО, 2001. 336с.
  102. Т.Н. и др. Дифференцированная система реабилитации в наркологии//Методические рекомендации. М., 2001.
  103. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. -М.:МГУ, 1985.
  104. Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя. -Киев, 1993.
  105. Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие. М., 1999.
  106. Д. Доктор, научите меня пить умеренно. М., 2000.
  107. О.Ф., Рыбакова Т. Г., Шабанов П. Д. Алкогольная зависимость: Формирование, течение, противорецедивная терапия. СПб., 2002.
  108. JI.B. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. -Л.: ЛГПИ, 1982.
  109. В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск. 1988.
  110. В.Ю. Пьющий мужчина: дианализ трудовых вопросов жизни. -М., 1991.
  111. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  112. Ш. Зайцев В. В., Шайдулина А. Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. СПб., 2003.
  113. H.A. и др. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. Минск, 2004.
  114. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997 .
  115. М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М., 1999.
  116. В., ЛангЛ. Руководитель без конфликтов. М.1990.
  117. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ИЦПКПС, 2004.-38с.
  118. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — М., 2003. — № 5. — С.18−24.
  119. Зинкевич Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. — СПб., 2001.
  120. Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высший учебных заведений. — М., 2003.
  121. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2002. 128с.
  122. В.В. Понимание в познании и общении. Самара: СамГП, 1998.
  123. Г. И., Анисимов П. Ф., Татаринова И. П. Мониторинг качества педагогической деятельности преподавателя в колледже. Смоленск: СПЭК, 2004. — 104с.
  124. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебн.-метод. пособие. М.: Академия, 2003. — 52с.
  125. Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЭРСЭ, 2006.-382с.
  126. К. Эмоции человека. М.: Изд. МГУ, 1980. — 440с.
  127. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 1999. — 512с.
  128. Инновационные и традиционные процессы в современном образовании: Материалы 2-х Сибирских пед. чтений 2−4 ноября 1995 г. / Под ред. Г. В. Залевского и др. Томск, 1996. — 390с.
  129. Ю. В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой.-М., 1992.
  130. М. Как погода влияет на наше здоровье. СПб.: ИД «Весь», 2004. — 224 с.
  131. Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. -К.: Наукова думка, 1989. 224 с.
  132. А.Г., Ковпак Д. В. Антистресс тренинг. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009.
  133. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М. Наука, 1983.
  134. . Стресс-менеджмент. СПб.: Нева, 2003. — 192 с.
  135. Е.А. Психология профессионального самоопределения. 2-е изд. М.: «Академия», 2005. — 304с.
  136. Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 1996. — 126с.
  137. Т.М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Москва: ИКЦ и Map- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448с.
  138. И. Успешная организация вашего времени. М., 2003.
  139. Т. Стресс. -М. Медицина, 1981.
  140. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.- Ворнеж, 2001.
  141. Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. М. Воронеж, 2001.
  142. А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления 11Безопасность. Информ.сб. 1998ю № 11−12
  143. К.Ю. Как избежать алкогольного срыва. М., 2000.
  144. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.
  145. В.В. Повышение квалификации педагога что это значит сегодня. Метод, пособие. — Бийск: НИЦБиГПИ, 1996. — 15с.
  146. . Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении. СПб., 2002.
  147. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Педагогика, 1989.
  148. Т.Д. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дисс.док.псих.наук-М, 2005.
  149. Н.В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки //Методы системного и педагогического исследования. Л., 1980. — С.64−78
  150. С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., 1997.
  151. Л.В. Психологическая устойчивость личности (глава 5) // Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. С. 104−126.
  152. Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1 Ч. 1 / Под ред. A.A. Крылова. СПб., 1995.
  153. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. — 342с.
  154. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. — № 3. — С.27−34.
  155. А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб., 2001.
  156. A.B. Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997.
  157. И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс-преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере МВД России). Автореф. дисс.. док. псих. наук. М, 2002.
  158. Легальные и нелегальные наркотики: Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков: В 2 ч. СПб., 1996. Ч. 1−2.
  159. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1981.
  160. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. М.: МГУ, 1993.
  161. А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4−21.
  162. А.Б., Величковская С. Б. Субъективный образ профессиональной среды как регулятор развития стресса. Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Психологический институт РАО, 2000. С. 228−229.
  163. А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004.№ 2. С. 75−85.
  164. А.Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности //Психология психических состояний/ Под ред А. О. Прохорова. Вып.6. Казань, 2006.
  165. А.Б., Качина A.A. Особенности синдрома профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний. Вып 6. Казань: КГУ, 2006. С. 250−273.
  166. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1972. -572с.
  167. Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики М., 1997.
  168. Ли В.А., Ли К. В. Наркотики трагедия для родителей, беда для общества. — М.: Информэлектро., 2001. — 152 с.
  169. Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций: Автореф. дисс.. док. псих. наук. М., 2003.
  170. А.Е. Типы акцентуации характера и психопатии у подростков. М., 1999.
  171. Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006.
  172. К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994.
  173. Д. Требуется: психология ситуаций // Психология социальных ситуации / Составитель Н. В. Гришина. 2001. С. 153−159.
  174. А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков. М., 2000.
  175. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании у несовершенно летних: Учебное пособие. Ростов, 2000.
  176. Т.Н. Содержание и технологии повышения квалификации педагогических кадров по предупреждению агрессивного поведения у учащихся. Дисс.. канд.пед.нау к. Ростов-на-Дону. 2007. — 171 с.
  177. А.К. Психология профессионализма. М.: знание, 1996.
  178. Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Екатеринбург, 2005.
  179. С.А. Компетенция специалиста: модели и методы исследования: проблемная лекция / Рос. гос. аграр. заоч. ун-т М., 2005.-32с.
  180. А. Самоактуализация. М.: Педагогика, 1982. — 231с.
  181. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128с.
  182. Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и др.). Одесса, 1998.
  183. В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М., 2001.
  184. К. Война с самим собой. М., 2000.
  185. Милковска-Олейничак Гражына. Социально-педагогические факторы агрессивного поведения учащихся современных образовательных учреждений. Автореферат дисс. докт. пед.наук. СПб., 2001. — 38 с.
  186. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997. № 4. — С.28−38.
  187. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. -М.: Сентябрь, 2001. 160с.
  188. A.B. Введение в социальную педагогику. // Учебн. пособие. -Пенза, 1994.- 125с.
  189. М.Т. Стресс, тревога, бессонница. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-224 с.
  190. А.Я. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976.
  191. Наркологическая помощь населению Российской Федерации. 19 911 997 гг. М., 1998.
  192. Наркомания в России: вызов национальной безопасности. М., 1997.
  193. Наркомания как форма девиантного поведения / Под ред. М. Е. Позднякова. М., 1997.
  194. Л.С., Хавин А. Б. Прогнозирование готовности к экстремальному действию в состоянии стресса //Вопросы психологии, 1980. -№ 5.
  195. Н.Д. О соотношении методов и организационных форм в дидактике. // Вестник высшей школы. 1972. — № 11. — с.44−47.
  196. Ю.И. Профилактика и лечение алкоголизма. Киев, 1990.
  197. Никол ob JI. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности// Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980.
  198. Э.М. Дополнительное педагогическое образование в XXI веке (из доклада на Всероссийской конференции 29.05.2001) //Методист. 2001. — № 2. — С.2−9.
  199. H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: «Мастерство», 2002. — 282с.
  200. A.M. Российское образование в новой эпохе. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2001. — 264с.
  201. М.Н. Психология общения и бизнеса. М., Фолио-плюс, 2001, — 192с.
  202. A.A., Исследование условий выявления летчиками критических ситуаций полета. Дисс. канд. психол. наук. М., 1978.
  203. С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1989. -526с.
  204. В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. -Ярославль, 2005.
  205. В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1.
  206. В.Е., Картавая Е. С. Синдром психического выгорания в континууме психических состояний: сравнительный анализ
  207. Психология психических состояний / Под ред. O.A. Прохорова. Вып. 6. Казань, 2006. С. 318−337.
  208. В.Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.
  209. О.П. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов // Дополнительное образование и воспитание. -2006. -№ 6.-С.34−38.
  210. JT.E. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983.-234 с.
  211. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: ИОСО РАО, 1998. -225с.
  212. Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. М., 1993.
  213. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996.
  214. В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование. М., 2003.
  215. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структура восприятия и творчества. М.: Педагогика, 1972.
  216. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996. — С.45−107.
  217. К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  218. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов // Дис. докт. пед. наук. Казань, 1993. -361с.
  219. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.
  220. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. C.B. Березина, К. С. Лисецкого. М., 2001.
  221. Приказ МЗ РФ № 68 от 22. 02. 96 г. «Об исполнении Федеральной целевой программы „Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту“. М., 1996.
  222. E.H. Наркотики и наркомания. М., 1999.
  223. Психология совладающего поведения/Материалы Международной научно-практической конференции. Кострома, 16−18 мая 2007.
  224. Психиатрический энциклопедический словарь. Киев, 2003.
  225. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально- психологического исследования). Самара, 1998.
  226. Психология зависимости: Хрестоматия. Минск, 2004.
  227. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184с.
  228. Психология поведения летчика в аварийной ситуации. Проблемы формирования психофизиологической готовности. М., 1975.
  229. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги, управление персоналом. / В. П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2003. — 284с.
  230. И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. М., 2000.
  231. И.Н., Найденова Н. Г. Подростковая наркология. М., 2002.
  232. В. Анализ характера. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. -528 с.
  233. Ранкур Лафарьер Д. Росссия и русские глазами американского психоаналитика.М., 2003.
  234. A.B., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ, 2002. 320с.
  235. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2000.
  236. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М., 1993.-Т.1.-608с.
  237. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-412с.
  238. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720с.
  239. A.A. Опросник психологического выгорания для учителей: Руководство. Ярославль: НПЦ „Психодиагностика“, 2001.
  240. Э.М. Как преодолеть стресс. М.: ТОО „ТП“, В. Секачев, 1998.- 160 с.
  241. М.Е. Защита от стресса. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. -256 с.
  242. М.Е. Как справиться со стрессом: Простые рецепты, или дорога в детство. 2-е изд. Воронеж: МОДЭК, 2000. — 176 с.
  243. М.Е. Почему болезнь становится привычной. //"Мама, папа, я» Февраль 2005. — С. 12.
  244. Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. 1997. — № 1. — с. 12−14
  245. С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С. 14−17.
  246. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: ИК «Логос», 1999. -272с.
  247. Н.Б. Наркотики и наркомания. Ростов, 2000.
  248. H.A., Ялтонский В. М. Наркотики: проблемы и их решение. М., 2001.
  249. H.A. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М., 2001.
  250. Сиротюк A. J1. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
  251. А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной образовательной практике: Учебное пособие. -М., 1995.- 104с.
  252. В.А. Основы профессиональной компетентности квалифицированных рабочих, специалистов, подготавливаемых в профессиональных учебных заведениях. М.: Изд. центр АПО, 2004. — 245с.
  253. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: «Педагогическое общество России», 2000. — 100с.
  254. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: МГПИ, 1982. С. 14−28.
  255. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под. ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — ч.2. -256с.
  256. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 1998. — 800 с. — С. 560.
  257. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров- редкол.: A.A. Гусев и др. Изд. 4-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1987.
  258. В.М. Человек и личность конфликт развития // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7/ Под ред. Л. А. Коростылевой. — СПб.: СПбГУ, 2003. С. 52.
  259. Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний. Томск, 1996.
  260. Старченкова Е.С.' Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дисс.. канд. псих. наук. СПб., 2002.
  261. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 156с.
  262. В.П. Методические и организационные силы психологической подготовки космонавтов. М.: Наука, 1979.
  263. Г. В. Отчего стал горьким мед// Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. Самара, 2003. С. 430−464.
  264. Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр, 2006. — 367 с.
  265. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981.-232 с.
  266. Н.Ф. О психолого-педагогической подготовке преподавателей в университете // Вестник высшей школы, 1985. № 2.
  267. Ч. Практика внимательности в повседневной жизни. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. — 240 с.
  268. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов// Высшее образование в России. 2004. -№ 3. — С. 20−26.
  269. П.П. Формирование педагогической компетенции специалиста в системе непрерывного профессионального социокультурного образования: Дис. .д-ра пед. наук. Казань, 2004. -417с.
  270. Р.И. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  271. Е.Г. Диагностика и профилактика аутоагрессивных проявлений у больных алкоголизмом и токсикоманиями //Методические рекомендации. М., 1987.
  272. П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 2001. 320с.
  273. С.А. Субъективная ситуация: содержание, формирование, способы построения: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Ярославль, 1999.
  274. В.А. Дидактические принципы проверки и оценки знаний //Проверка и оценка знаний в высшей школе / Под ред. Б. Г. Иоганзена, Н. И. Кувшиновой. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1989.
  275. . Уайхнолд Дж. Освобождение от созависимости. М., 2002.
  276. Управление качеством образования / Практикоориентированная монография и метод, пособие / Под. ред. М. М. Поташника. М.: Пед. общество России, 2000. — 448с.
  277. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы). / Под. ред. A.C. Сухорукова. М., Сентябрь, 2000. -160с.
  278. Управление инновационными процессами в образовательных учреждениях. Казань, в надзаг.: Мин-во образ. РТ, 2001. — 156с.
  279. И.Г. и др. Антиалкогольная политика и ее результаты в странах мира на современном этапе // Вопросы психологии. 1990. № 2.
  280. К. Опасные наркотики. М., 2002.
  281. H.A. Научно-педагогические проблемы повышения квалификации учителей. Дисс. .канд.пед.наук М., 1984.
  282. Ю.А. Психология делового общения. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Амалфея, 2000. — 384с.
  283. H.H. Социально-педагогическая деятельность общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков. Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 2001.-19 с.
  284. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. М., 1990.- С. 382−424.
  285. JI.C., Флеминг Н. Ф. Наркология. М., СПб., 1998.
  286. Э. Бегство от свободы. М., 1995.
  287. Федеральный закон от 21 июля 1007 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
  288. H.H. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2002.
  289. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.-20с.
  290. A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» // www.eidos.ru/news/compet.htm.
  291. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. № 2. — С.58−64.
  292. Ч. и др. Гипнотерапия вредных привычек. М., 1998.
  293. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 206с.
  294. М.А. Организационно-педагогические и дидактические условия использования тестовых способов контроля для обеспечения требований государственных образовательных стандартов. Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1997.
  295. Человеческий фактор. В 6-ти т.т. Т.6.Эргономика в автоматизированных системах: Пер. с англ. /Вайсер М., Шнейдерман Б., Уиллиджис Р. и др. М.: Мир, 1992.
  296. А.Ю. Формирование психологической готовности боевых расчетов к несению боевого дежурства. Дисс. канд. психол. наук.-М.:ГА ВС РФ, 1993.
  297. В.В. Повышение уровня эмоционального благополучия в семье как неотъемлемый элемент педагогической профилактики наркотического поведения подростков. М., 2007.
  298. O.A. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб., 2002.
  299. К. Игры, в которые играют алкоголики. М., 2003.
  300. К. Лечение алкоголизма. СПб., 2004.
  301. А., Власова Ю. Заметки о тех, кто грезит // «Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы. М., 2003. С. 253−263.
  302. А. и др. Игра против игры // «Играть по-русски». Психоистории, смыслы, символы. М., 2003 253−263.
  303. Г. М. и др. Алкогольная и наркотическая зависимость (практическое руководство для врачей). М., 2002.
  304. Э. Детство и общество. СПб., 2002.
  305. Л., Майерсон М. Когда родители любят слишком сильно. М., 2001.
  306. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
  307. И.С. Личностно-ориентированное обучение. М., 1996. -96с.
  308. И.И. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  309. Ю.А. Производственное обучение и производственная практика в УНПО. М.: Издательский центр АПО, 2004. — 124с.
  310. В.А. Обучение как процесс управления. Л.:ЛГУ, 1988.
  311. Янг Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества. М., 1989.
  312. Lemyre L., Tessier R., Fillion L. Psychological Stress Mesurement (PSM): A translation. Quebec, PQ: Universite Laval, 1991/
  313. Hobfoll St.E. Stress, Culture and Community. N.Y. and London, 1998.
  314. Cordes C.L., Dougherty T.W. A review and an integration of research on job burnout // Academy of Management Review. Vol. 18. Issue 4. 2003.
  315. Enzmann D., Kleiber D. Stress and burnout in Psycho-social Professions. Heidelberg- Asanger.1989.
  316. D., Schaufeli W. В., Janssen P., Rozeman A. Dimensionality and validity of the Burnout Measure // Journal of Occupational and Organizational Psychology. Vol. 71, Issue 4, 1998.
  317. Poulin J., Walter C. Social worker burnout: A longitudinal study// Social Work Research and Abstructs/ Vol. 29. Issue 4. 1993.
  318. Schaufeli W.B., Dierendonck D.V. The construct validity of two burnout measure // Journal of organization behavior. Vol. 14. 1998.
  319. Vodopianova N.E., Stfrchenkova E.S. Burnout, coping strategies, and professional efficiency // Abstracts of Stress and anxiety research society conference. Dusseldorff, 2007.
  320. Wong P. T. Effective management of life stress: The resource-congruence model // Stress Medicine. 1999. Vol. 9.
Заполнить форму текущей работой