Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения как социально значимого качества личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования представлены, доложены и обсуждены в материалах: Международной научно — практической конференции «Физкультурное образование детей и учащейся молодежи» (Щелыково, 2005) — региональной научно — практической конференции «Современные проблемы профилактики ВИЧ — инфекции в контексте культуры здоровья педагога» (Шуя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения
    • 1. 1. Анализ педагогического опыта в сфере формирования здоровья и образа жизни детей как предпосылка формирования культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения
    • 1. 2. Профессиональная деятельность и образование как основа формирования культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения
    • 1. 3. Методология исследования культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Формирование культуры здоровья воспитателя как социально значимого качества личности в условиях дошкольного образовательного учреяедения
    • 2. 1. Методика изучения и анализ современного состояния культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения
    • 2. 2. Педагогические условия формирования культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения как социально значимого качества личности
    • 2. 3. Направления и эффективность формирования культуры здоровья воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Выводы по второй главе

Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения как социально значимого качества личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Место системы образования в решении задач по воспитанию здорового поколения определяется обязанностями образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников (Закон РФ «Об образовании» ст. 51).

Ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей, что предъявляет соответствующие требования к личности и деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Основой профессионализма в сфере формирования здорового образа жизни дошкольника служит такое социально значимое качество личности воспитателя ДОУ как культура здоровья.

Несмотря на общественное признание роли воспитателя в охране и укреплении здоровья детей, подтвержденное законодательными и нормативными документами, до настоящего времени в данной сфере существует ряд противоречий:

— между активизацией педагогической деятельности по охране и укреплению здоровья детей и низкой эффективностью этой работы в ДОУ;

— между потребностью ДОУ в специалистах, владеющих педагогическими технологиями охраны и укрепления здоровья детей и недостаточным уровнем культуры здоровья воспитателей;

— между необходимостью в формировании культуры здоровья воспитателя ДОУ и отсутствием педагогических условий для дополнительного образования по данному направлению.

В связи с этим требует разрешения проблема: при каких педагогических условиях формирование культуры здоровья воспитателя ДОУ будет эффективным?

Несмотря на большую актуальность данной проблемы до настоящего времени теоретико-методологические аспекты культуры здоровья воспитателя ДОУ разработаны недостаточно, отсутствуют единые подходы к определению и оценке данной категории. Анализ исследований, посвященных охране здоровья в ДОУ (В.Г. Алямовская, Г. И. Гиль, О. М. Дьяченко, Б. Б. Егоров, Ю. Ф. Змановский, В. Т. Кудрявцев, Л. А. Парамонова, В. Г. Рунова и др.) обусловил выбор данной темы: «Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения как социально значимого качества личности».

Цель исследования — выявить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий формирования культуры здоровья воспитателя ДОУ как социально значимого качества личности.

Объект исследования — процесс формирования культуры здоровья воспитателя ДОУ.

Предмет исследования — педагогические условия формирования культуры здоровья воспитателя в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования. Процесс формирования культуры здоровья воспитателя ДОУ как социально значимого качества личности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: включение культуры здоровья в структуру целей личностного развития воспитателя ДОУразработка личностно — ориентированного содержания дополнительного образования на основе анализа потребностей в формировании культуры здоровья воспитателя ДОУналичие учебно — методического комплекса, обеспечивающего формирование культуры здоровья воспитателя в условиях ДОУ. Для реализации цели исследования были поставлены и решались следующие основные задачи:

1. Уточнить понятие «культура здоровья воспитателя ДОУ».

2. Дать характеристику современного состояния культуры здоровья воспитателя ДОУ.

3. Определить педагогические условия формирования культуры здоровья воспитателя в условиях ДОУ.

4. Разработать и апробировать учебно — методический комплекс, обеспечивающий формирование культуры здоровья воспитателя.

5. Обосновать предложения по совершенствованию формирования культуры здоровья воспитателя в условиях ДОУ.

Методологическая основа исследования, в соответствии с концепцией уровней методологии В. В. Краевского и Б. Г. Юдина, отражалась на философском, общенаучном, конкретно-научном уровнях.

Философский уровень связан с использованием антропологического подхода, в частности, основ педагогической антропологии, заложенных в трудах П. Ф. Каптерева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

Общенаучный уровень представлен такими принципами как: принцип объективности, принцип сущностного анализа, генетический принцип, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов).

Конкретно-научный уровень исследования составили принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, гуманизма (Ш.А. Амона-швили, Б. Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, JI.C. Выготский, И. А. Зимняя, Я.А. Комен-ский, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). Также были использованы комплексный, субъектный и системный подходы к анализу проблемы (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, A.A. Деркач, А. Н. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическую основу исследования составили работы отражающие представления о культуре здоровья педагога (Э.Н. Вайнер, Л. Волошина, Е. В. Волынская, Н.В. Гончарова), профессионально-педагогической культуре (E.H. Богданов, Э. А. Гришин, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.), а также взгляды на задачи образования не только с прагматической, но и с культурообразующей стороны (В.П Бездухов, Е. В. Бондаревская, A.C. Запе-соцкий, И. А. Ильин, И. М. Ильинский, О. В. Правдина, Ю. А. Шрейдер и др.). Модель личности воспитателя рассматривалась нами на основании классификаций К. К. Платонова и И. П. Иванова.

Обоснование модели формирования культуры здоровья воспитателя ДОУ проводилось с учетом основ педагогики профессионального образования (Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, И. В. Ильина, А. Г. Пашков, Г. Н. Подчалимова, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, и др.) и подходов к само-образованию и самовоспитанию взрослых (И.Г. Барсуков, Г. М. Гнездилова, A.A. Деркач, Г. Е. Климова, Н. В. Кузьмина, Н. И. Никитина, Е. И. Степанова, Г. С. Сухобская и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, педагогической литературы, изучение педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, экспертный метод, статистические методы).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— Раскрыто содержание понятия «культура здоровья воспитателя ДОУ», которое понимается как интегральное социально значимое качество личности, включающее взаимосвязанные компоненты, обеспечивающее здоровь-есберегающую жизнедеятельность педагога и способствующее формированию здорового образа жизни воспитанников. Отличительной особенностью культуры здоровья воспитателя ДОУ является то, что наряду с профессиональными качествами, большое влияние на формирование здорового образа жизни воспитанников оказывают личностные качества воспитателя.

— Выявлено современное состояние культуры здоровья воспитателя, характеризующееся недостаточным уровнем её- развития (отсутствие установок на личностное совершенствование в данной области, неадекватная самооценка деятельности в сфере здорового образа жизни, отсутствие личной ответственности за охрану и укрепление здоровья детей, а также недостаточный уровень знаний в области культуры здоровья и низкий уровень навыков работы с родителями по гигиеническому воспитанию детей). — Определены педагогические условия формирования культуры здоровья воспитателя в условиях ДОУ. К числу внутренних условий относят использование средств и методов дополнительного образования для развития компонентов культуры здоровья. Эффективная реализация внутренних условий возможна при создании внешних педагогических условий: организация обучения воспитателей вопросам здоровья в условиях ДОУ, создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, внедрение системы стимулирования и контроля качества деятельности воспитателей в области охраны и укрепления здоровья детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении закономерностей формирования культуры здоровья воспитателя ДОУ, теоретическом обосновании основных модулей ее развития. В работе представлена систематизация основных категорий по проблеме. Создана и апробирована комплексная методика оценки культуры здоровья воспитателя ДОУ. Сделанные выводы позволяют расширить научные представления о характеристиках личности и деятельности воспитателя ДОУ как субъекта воспитания здорового ребенка, а также о педагогических условиях личностно-профессионального совершенствования воспитателя в данной сфере. Результаты исследования составляют основу для разработки методики дополнительного образования и личностно — профессионального самосовершенствования воспитателей в области культуры здоровья.

Практическая значимость результатов исследования обуславливается возможностью их применения в системе непрерывного профессионального педагогического образования в области культуры здоровья. Полученные данные о структуре, уровнях и резервах повышения культуры здоровья воспитателя ДОУ могут быть использованы для диагностики и коррекции личностно — профессионального развития воспитателя. Результаты исследования имеют также практическую значимость для оценки качества и эффективности непрерывного образования воспитателей ДОУ. Критерии культуры здоровья воспитателя могут быть включены в систему оценочных показателей для аттестации ДОУ. Разработанный и успешно апробированный учебно — методический комплекс «Культура здоровья воспитателя ДОУ» может быть использован в процессе образования воспитателей в области культуры здоровья.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечивалась всесторонним глубоким теоретическим анализом проблемы, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, возможностью повторения педагогического эксперимента, репрезентативной выборкой и корректным применением методов статистической обработки результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культура здоровья воспитателя — интегральное социально значимое качество личности, включающее ценностно — мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты, обеспечивающее здоровь-есберегающую жизнедеятельность педагога и способствующее формированию здорового образа жизни воспитанников.

2. Культура здоровья воспитателя ДОУ развивается преимущественно на последипломном этапе, что обуславливает необходимость дополнитель-ного профессионального образования. Современное состояние культуры здоровья воспитателя находится на недостаточном уровне развития. Формирование культуры здоровья воспитателей зависит от профес-сиональных характеристик (стаж, образование, квалификационная категория), которые служат основой для проектирования личностно — ориентированного содержания дополнительного образования воспита-телей в области культуры здоровья.

3. Достижение высокого уровня развития культуры здоровья воспитателя возможно при внедрении внутренних и внешних педагогических условий. Внутренние условия включают использование средств и методов дополнительного образования для формирования ценностно — мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов культуры здоровья. Внешними педагогическими условиями процесса формирования культуры здоровья являются: организация обучения воспитателей вопросам здоровья в условиях ДОУ, создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, внедрение системы стимулирования и контроля качества деятельности воспитателей в области охраны здоровья детей.

Работа проводилась в рамках НИР ГОУ ВПО ШГПУ «Исследование психолого-педагогических основ воспитания культуры здоровья в системе непрерывного образования», выполняемой по заданию Федерального агентства по образованию РФ в 2005 -2008 гг.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования представлены, доложены и обсуждены в материалах: Международной научно — практической конференции «Физкультурное образование детей и учащейся молодежи» (Щелыково, 2005) — региональной научно — практической конференции «Современные проблемы профилактики ВИЧ — инфекции в контексте культуры здоровья педагога» (Шуя, 2005) — второго Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» (Москва, 2006) — недели науки «Здоровье, образ жизни и образование» (Шуя, 2005, 2006, 2007, 2008) — выставки научных достижений Ивановской области «Ивановский инновационный салон: Инновации — 2006» (Иваново, 2006) — педагогических чтений «Повышение качества образования» (Китово, 2006) — педагогических чтений «Реализация приоритетного национального проекта „Образование“ в условиях модернизации сельской школы» (Китово, 2007) — научно — практической конференции «Проблема социально — психологической адаптации и современные подходы к сбережению здоровья детей в учреждениях образования» (Шуя,.

2007) — второго съезда союза социологов России (с межд. участием) (Москва,.

2008).

В 2007 году за внедрение учебно — методического комплекса «Культуры здоровья воспитателя ДОУ» автор удостоен «Гранта Главы города Иваново лучшим воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений», в 2008 году награжден Благодарственной грамотой Департамента образования Ивановской области «За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм».

Научно — методические материалы, полученные в результате исследования, использованы на кафедре здоровьесберегающих технологий в образовании Шуйского государственного педагогического университета, а также в ДОУ №№ 21, 62, 79 г. Иваново.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. Работа иллюстрирована диаграммами и таблицами. По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ (в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК). Получено 4 справки о внедрении методических рекомендаций в практику ДОУ.

Выводы по второй главе:

Перед началом формирующего эксперимента проводилась общая оценка и углубленный анализ состояния культуры здоровья воспитателей ДОУ. В исследовании приняли участие 312 воспитателей в возрасте от 24 до 67 лет и стажем работы от 1 года до 45 лет.

Уровни формирования^ культуры здоровья воспитателя ДОУ характеризовались следующими показателями. Высокий уровень культуры здоровья выявлен в 31% случаев, средний уровень в 64%, низкий — в 5%.

Наиболее развитым, по сравнению с другими, оказался ценностномотивационный компонент: в 47,5% случаев отмечен высокий уровень его развития, в 50% - средний. Второе место по уровню развития занял рефлексивный компонент: высокий уровень отмечен в 33 случаях (на 100 опр.), средний — в 60 (на 100 опр.), низкий в 7 случаев (на 100 опр.). Следующим по уровню развитию едет деятельностный компонент. Среди опрошенных преобладал средний уровень развития деятельностного компонента — 70 (на 100 опр.), высокий уровень отмечен в 23 случае (на 100 опр.), низкий — в 7 (на 100 опр.). Когнитивный компонент по уровню развития занял последнее место среди других компонентов.

На основании теоретического анализа и данных эмпирического исследования нами были разработаны педагогические условия формирования культуры здоровья воспитателя ДОУ, внедрение которой включает следующие основные этапы:

1 этап — комплексная диагностика состояния культуры здоровья воспитателей ДОУ;

2 этап — выявление информационных потребностей воспитателей в сфере культуры здоровья и разработка программ личностно-профессионального развития воспитателей в сфере культуры здоровья в процессе дополнительного профессионального образования;

3 этап — реализация программ личностно-профессионального развития воспитателей в сфере культуры здоровья в процессе дополнительного профессионального образования;

4 этап — оценка динамики формирования культуры здоровья воспитателей в процессе самоконтроля, взаимоконтроля, контроля со стороны администрации. Также учитывалось мнение родителей детей, посещающих ДОУ.

В результате проведенного нами эксперимента было выявлено достоверное позитивное изменение сформированности всех компонентов культуры здоровья воспитателей ДОУ. Анализ полученных данных в контрольной эксперимент выявил следующее.

Указанные изменения произошли в основном за счет почти двукратного увеличения группы воспитателей с высоким уровнем культуры здоровья (от 29,4% до 57,7%, р< 0,05,1=2,69). Группа воспитателей со средним уровнем развития культуры здоровья уменьшилась (с 64,8% до 41,9%, р<0,05, ^2,14). Все воспитатели, имевшие низкий уровень развития культуры здоровья, пополнили среднюю группу, и к кощу эксперимента среди респондентов не было лиц с низким уровнем культуры здоровья.

При углубленном анализе динамики формирования культуры здоровья нами выделены закономерности, позволяющие не только судить в целом об эффективности разработанных нами педагогических условий, но и в дальнейшем усовершенствовать его.

В рамках разработанных нами педагогических условий мы обосновали основные направления формирования культуры здоровья воспитателя в условиях ДОУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.Ф. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Абаев Алан Михайлович. — Владикавказ, 2007.- 188с.
  2. , Н.С., Казаковцева, Т.С. Оздоровительная направленность среды дошкольных учреждений Текст. / Н. С. Александрова, Т. С. Казаковцева // Материалы IV национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. СПб., 1996. -С. 18−19.
  3. В.Г. (1) Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении Текст. / В. Г. Алямовская // Газета Первое Сентября, -2004.-№ 17.
  4. Алямовская В.Г.(2) Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программ Текст. / В. Г. Алямовская // Газета Первое Сентября, — 2004. -№ 24.
  5. , В.Г. Организация психолого-педагогического мониторинга Текст. / В. Г. Алямовская // Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. — Н. Новгород, 2000. — 120с.
  6. , Ш. А. Педагогика сотрудничества Текст.: Пособие для учителей. /Ш. А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1989.
  7. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — Л., 1968.-339 с.
  8. , H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Наталья Александровна Андреева. — Екатеринбург, 2005. -193с.
  9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. Текст. // сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990.- С. 42 -45, 278−282,292, 373−378.
  10. , Э.Н. Воспитание культуры здоровья ребенка в условиях инновационного образовательного учреждения Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Элеонора Николаевна Антонелене. — Ставрополь, 2006.-213с.
  11. , Ю.Е., Иванова, Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» Текст. / Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова // научно-популярный журн. Обруч. — 1996. — № 1. — С. 5−6
  12. , М.В. Гигиена детей и подростков Текст. / М. В. Антропова. -М.: Медицина. — 1982.-336с.
  13. , Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика Текст. / Г. Л. Апанасенко.- ж-л Валеология.-2 006. № 1 С. 5−13.
  14. , А.И. Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. -М.: Народ. Акад. культуры и общечеловеческих ценностей. — 1993.
  15. , JI.H. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Людмила Николаевна Атмахова, — Екатеринбург, 2006.- 177с.
  16. , Н.В. развитие культуры здоровья студентов педагогического ВУЗа (на примере коррекционно-оздоровительных групп) Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Наталья Валентиновна Багаутдинова. -Омск, 2004.- 174с.
  17. , Е.А. Формирование профессионально-педагогической культуры здоровья студентов педагогического ВУЗа Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / Елена Александровна Багнетова. -Сургут, 2004, -208с.
  18. , Е.К. Социально-гигиенические и организационные аспекты валеологического образования и воспитания школьников-подростков Текст.: дис. канд. мед. наук / Е. К. Баклушина. — Иваново, 1999. -170с.
  19. , М.М. Особенности формирования здоровья детей раннего возраста в зависимости от типа семьи* Текст.: дис. канд. мед. наук / М. М. Балыгин. — Оренбург, 1997. — 178с.
  20. , Е.Ю. Развитие профессионализма воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.137 Елена Юрьевна Барабаш.- Ставрополь, 2003.- 207с.
  21. , Ю.К., Сопко, Г.И. Профилактика инфекционных болезней в дошкольном учреждении Текст. / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко // Материалы Ш национального конгресса по профилактической медицине и валеоло-гии. — СПб., 1996.-С.-30.
  22. , A.B. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Артем Владимирович Бездухов. — Самара, 2000.- 24с.
  23. , В.П. Гуманистическая направленность учителя Текст. / В. П. Бездухов. — Самара- СПб., 1997.
  24. , В.П., Бездухов, A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя Текст. / В.П. Бездухов, A.B. Бездухов. — Самара: Изд. — во СамГПУ, 2000.- 185с.
  25. , ИГ. Медико-социальные аспекты формирования здорового жизни семьи в, современных условиях Текст.: дис.канд. мед. наук / ИТ. Березина. — Иваново, 2002. — 140с.
  26. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989.
  27. , B.C. От наукоучения к логике культуры два философских введения в XXI век Текст. / B.C. Библер. -М.: 1990.
  28. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология Текст. / Б. М. Бим — Б ад. -М., 1998.-205 с. l
  29. , E.H. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя Текст.: автореф: дис. д-ра. психол. наук: 19.00.13 / Евгений Николаевич’Богданов. -М., 1995.-49с.
  30. , Л.Г. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педтехнологий Интернет-ресурс. / Л. Г. Богославец // (http://www/informika.ru/ windows/). 2002. — 32КБ.
  31. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность Текст. / Е. В. Бондаревская // начно — теорет. ж-л. Педагогика. 1999. -№ 3.
  32. , Е.В. Теория и практика личностного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. -Ростов — на-Дону- 2000.- 320с.
  33. , И.И. Введение в валеологию-науку о здоровье Текст. / И. И. Брехман.- Л.: Наука, 1987. -125с.
  34. , М.П. Общественный прогресс и гуманизм Текст. / М. П. Буева. -М., 1985.
  35. , Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа Текст.: автореф. дис. канд. пед наук: 13.00.01 / Наталия Григорьевна Быкова.- Ставрополь, 2005.-21с.
  36. , E.H. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость Текст. / E.H. Вавилова. — М.: Просвещение, 1981. — 47с.
  37. , Т.В. Комплексная социально-гигиеническая" характеристика детей первых пяти лет жизни в молодых семьях Текст.: дис. канд. мед. наук / Т. В. Важнова.- Москва, 1986. — 174с.
  38. , Э.Н. Валеология Текст.: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. — М.: Флинта: Наука, 2001.-416с.
  39. , Э.Н., Волынская, Е.В. Валеология: учебный практикум Текст. / Э. Н. Вайнер, Е. В. Волынская. -М.: Флинта: Наука, 2001. — 416с.
  40. , Т.Н. Педагогические условия внедрения" здоровье-сберегающих технологий в учебно — воспитательный процесс школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Н. Васюткина.-М.: 2003.-24с.
  41. , C.B. Психические состояния детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Светлана Витальевна Велиева. — Казань, 2001.-20с.
  42. , В.В. Уроки психологического здоровья Текст. / В. В. Ветрова. -М., 2000. — 187с.
  43. , Г. М. Образ жизни и состояние здоровья детей из многодетных семей: (Комплексное клинико-социальное исследование по материалам республики Татарстан) Текст.: дис. канд. мед. наук: 14.00.33 / Г. М. Волкова. — Казань, 1998. — 167с.
  44. , О.Ф. влияние вузовской социализации на нравственное здоровье студенческой молодежи Текст.: дис.канд. социол. наук: 22.00.04 / Оксана Федоровна Волочаева. — Ставрополь, 2005. -167с.
  45. , Л. Будущий воспитатель и культура здоровья Текст. / Л. Волошина // научно-методич. журн. Дошкольное воспитание. — 2006. -№ 6.- С. 117−122.
  46. , Е.В. Воспитание культуры здоровья в профессиональной*подготовке студентов педагогического вуза Текст.: дис. канд. наук: 13.00.08 / Елена Владимировна Волынская.- Липецк, 2004.- 164с.
  47. , Л.С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский.- Изд. 2-е. -М.: Просвещение, 1970.
  48. , Н.С. Воспитание культуры здоровья школьников в деятельности классного руководителя Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Наталья Сергеевна Гаркуша. — Белгород, 2007. -259с.
  49. Гигиена детей и подростков Текст.: Учебник / В. Н. Кардашенко и [др.]. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1988. — 512с.
  50. , Т.В. Реализация у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.04 / Татьяна Валерьевна Гиголаева. — Шуя, 2006. — 200с.
  51. , Г. И. Здоровый малыш. Здоровьесберегающая педагогическая система Интернет — ресурс. / Г. И. Гиль. — Томск — 2001. / (http://www.Ido. tsu.ru/ss/?lIШt=r5Л- 125КБ.
  52. , В. А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах Текст. / В. А Глебовский. — СПб., 1903. -С. 96−112.
  53. , Т. А. Формирование валеопсихологической компетентности учителя в системе повышения квалификации Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Татьяна Анатольевна Глухих. — Омск, 2000 г. — 20с.
  54. , О.В., Айзман, Р.И. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизиологическое развитие дошкольника Текст. / О. В. Головин, Р. И. Айзман // Валеология. — 1999. -№ 2. -Ростов — на -Дону.- С. 54−59.
  55. , A.A. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Анна Алексеевна Головкина. — Шуя, 2002. — 221 с.
  56. , Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущих учителей Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Наталья Валерьевна Гончарова. -Волгоград, 2005.-202с.
  57. , T.M. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Максимовна Горюнова. — Нижний Новгород, 2002.- 205с.
  58. Гринина, О.В.^ Солохина, JI.B. Здоровье и образ жизни семей различных социальных групп населения, имеющих, детей раннего возраста Текст. / О. В. Гринина, JI.B. Солохина // Проблемы социальной гигиены" и история медицины. — 1996.-№−1.-С.6−9.
  59. , В.Е. В зеркале философии Текст. / В. Е. Давидович. — Ростов — на — Дону: Изд-во: Феникс.,-1997.- 448с.
  60. , И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Д. Демакова.- М., 2000. — 20с.
  61. , В.И. Воспитание студенческой молодежи — задача общества и государства Текст. / В.И. Деникин* // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного ВУЗа / Всероссийская научно-практическая конференция.- М., 2000. -С. 22−23.
  62. , A.A. Методолого — прикладные основы акмеологических исследований Текст. / A.A. Деркач. — М., 2000. -392 с.
  63. , A.A. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования Текст.: учебное пособие / A.A. Деркач. — М., Изд-во РАГС, 2006.-250с.
  64. , М. Ю. Педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Марина Юрьевна Дерюгина.-Москва, 2007.- 15с.
  65. , М.Б. Формирование ценности здоровья у студентов в процессе их профессионального образования Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Марина Борисовна Доброрадных.-Москва, 2003. -166с.
  66. , С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни Текст.: дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01. / Светлана Георгиевна Добротворская. — Казань, 2003.-413с.
  67. , В.И. Философия XXI века Текст. / В. И. Добрынина. — Изд-во: Знание, — 1997.-288с.
  68. , С.Я. Воспитание в семье Текст. / С. Я. Долецкий. — М.: Советская Россия, 1983. -208с.
  69. , Т.Н. Право на охрану здоровья Текст. / Т. Н. Доронова // науч. — методич. журнал. Дошкольное воспитание — 2001.-№ 9.
  70. Дошкольное образование в России Текст. / Сборник нормативных документов. -М., 1996.
  71. , A.A. Лечебная педагогика Текст. / A.A. Дубровский. — М., АПН СССР, 1989.
  72. , Б.В., Евстафьев, А.Б. Система основных понятий теории физкультурно-оздоровительной деятельности Текст. / Б.В. Евстафьев, А.Б. Евстафьев // Современные проблемы теории и практики ФВ, С, и оздоровления населения — Шуя, -1994. — С. 24−27.
  73. , H.A. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.06 / Нина Аркадьевна Евстратова. — Самара, 1997. -20с.
  74. , H.H. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / H.H. Ефименко. — М., 1999. -251с.
  75. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого — педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208с.
  76. Заир-Бек, Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования Текст. /Е.С. Заир-Бек — СПб., 1994.
  77. , Г. К. Валеолого — педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Георгий Кирович Зайцев. — СПбГУМП — СПб., 1998.
  78. , Г. К., Овсянникова, Е.А. Из опыта работы с родителями по коррекции здоровья малолетних детей Текст. / Г. К. Зайцев, Е. А. Овсянникова // Валеология. — 1997. -№ 4.- Ростов — на — Дону. — С.28−33.
  79. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. — М, 2001.- 46с.
  80. , A.C. Проблемы гуманитарного образования Текст.: Человек и образование в современной России / A.C. Запесоцкий // Социологические очерки (сб. статей.). — СПб.: Изд. СПб. Университета, 1988. -С. 153−173.
  81. , Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Галина Ивановна Захарова. -Челябинск, 1998.- 168с.
  82. Зинченко, В-П. Теория познания Текст.: в 4 т. / В. П. Зинченко / Т. 2. Предметная деятельность и онтогенез познания. — М., 1991.
  83. , Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях Текст.: Концептуальные положения / Ю. Ф- Змановский//науч. — методич. журнал. Дошкольное воспитание. — 1993. -№ 9.
  84. Змановский, Ю: Ф., Кузнецова, М.Н., Баранова, Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении Текст. / Ю. Ф. Змановский, М. Н. Кузнецова, Н. В. Баранова У/ науч. — методич. журнал. Дошкольное воспитание. 1991. -№ 10. — С.8.
  85. , Ю.Г. Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности Текст.: автореф- дис. канд. философ, наук: 09.00.11 / Юрий Геннадьевич Иванов. — Москва, 2000. — 20с.
  86. , А.М., Царегородцев, Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения Текст. У А. М. Изуткин, Г. И. Царегородцев. — М.: Медицина, 1977. — С.20. 1
  87. Ильченко, Л. В: Развитие психологического пола ребенка — дошкольника (4−7) Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Лариса Васильевна Ильченко- - Ростов-на-Дону, 1995.- 28 с.
  88. Информация о состоянии дошкольного образования в Российской Федерации (24.04.04) Интернет — ресурс. У (http://www.depart.ed.gov.ru/ с! о-зсЫМ)-16КБ.
  89. , И.Ф. Профессионально — педагогическая культура преподавателя. Текст.: учебное пособие /И.Ф. Исаев. — Изд-во Академия, 2002. -208с.
  90. , Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Витальевнаа
  91. Ишутина. — Шуя, 2000. — 121с.
  92. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. — СПб., 1996.-415 с.
  93. , М.С. Философская теория ценностей- Текст. / М. С. Каган. -СПб., 1998.-205 с.
  94. ПО.Казаковцева, Т. С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных учреждений «Здоровье с детства» Текст. / Т.С. Казаковце-ва.-Киров, 1997.-79 с.
  95. , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование Текст. / В. П. Казначеев. — Москва —Кострома, 1996. — 248с.
  96. , Т.В. Развитие культуры здоровья детей дошкольного возраста Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Татьяна Вилоровна Каменская.- Санкт-Петербург, 2007.- 276с.
  97. ИЗ. Карабаева, С. И. Система деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ Интернет — ресурс. / С. И. Карабаева // Тезисы IV научно- практической региональной конференции (Ульяновск, 2004) / (http://www.ipk.ulstu.ru/) — 20КБ.
  98. , T.B. Акмеологические аспекты формирования здорового образа жизни Текст.: учебно-методическое пособие. / Т. В. Карасева. — Шуя, 2000.-110с.
  99. , Т.В. и др. Методические подходы к систематизации основных понятий теории валеологии и профилактической медицины [Текст] / Т. В. Карасева [и др.] // Валеология. -1996. -№ 2.- Ростов — на — Дону. -С. 42 -48.
  100. , Т.В., Воробьев, A.B., Гиголаева, Т. В. Основы медицинских знаний Текст. / Т. В. Карасева, A.B. Воробьев, Т. В. Гиголаева. — Шуя, 2005. -108с.
  101. , Т.В., Гиголаева, Т.В. Общие вопросы образования в областиtздоровья Текст. / Т. В. Карасева, Т. В. Гиголаева. — Шуя, 2003. — 102с.
  102. , В.Н. Медико — психолого-педагогические программы укрепления здоровья детей Текст.: автореф. дис. д-ра. мед. наук / В. Н. Касаткин. — М., -1999−56С.
  103. , JI.Г. Проблемы педагогической валеологии и ее взаимосвязь с содержанием общего образования Текст.: аврореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01. / Любовь Геннадьевна Качан.-Кемерово, 1998.-22с.
  104. , М.Ф. О воспитании оратора Текст. / М. Ф. Квинтилиан / ГлЛ.-М., 1990.
  105. , A.B., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / A.B. Кенеман, Д. В. Хухлаева. -М., Просвещение.- 1972. — С. 5−27.
  106. , A.B. Теория ориентации личностей в мире ценностей Текст. / A.B. Кирьякова.- Оренбург, 1996.
  107. , К.Е. Опыт применения «Игрового стретчинга» для коррекции осанки у детей в детском саду Текст. / К. Е. Киселева // Материалы IV национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. -Здоровыймир. СПб., 1997. -С. -71.
  108. , М.В. Технология обучения: идеал и реальность Текст. / М. В. Кларин. — Рига, «Эксперимент», 1998.-180с.
  109. , О.Н. Управление деятельностью педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни у детей Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Ольга Николаевна Кобычева. Киров, 2007.- 18с.
  110. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / Л. Н. Коган. — М.: Мысль.-1984.
  111. , В.В. Зайцев, К.К. Валеология в школе. Текст.: методич. пособие /ВВ. Колбанов. — СПб., Спб УПМ, 1992.
  112. Колмогорова, Л. М Подготовка будущих учителей в образовательном пространстве педагогического колледжа к сохранению и укреплению здоровья учащихся Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Любовь Михайловна Колмогоров- Магнитогорск, 2006. -23с.
  113. , Л.В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.13/Лариса Владимировна Колушова. — Шуя, 2001.-221с.
  114. , Я.А. Материнская школа Текст.: Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменкий. -М.: Педагогика, 1982. — Т. 1 — С. 213 219, 322−325.
  115. , Н.И. Словарь-справочник по психологии Текст. / Н. И. Конюхов.- М., 1996.
  116. , Д.Ю. Акмеологические факторы развития готовности педагогов к формированию здорового образа жизни школьников Текст.: дис.канд. психол. наук: 19.00.13 / Дмитрий Юрьевич Коптев. — Шуя, 2004.-170с.
  117. , H.A. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08./H.A. Красноперова. — Красноярск, 2004.-196с.
  118. , Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Татьяна Викторовна Кротова.- Москва, 2005.- 254с.
  119. , В.Т. Психология и педагогика в схемах и таблицах Текст. / В. Т. Крысысо. -МН.: Харвест, 1999, — С. 240−248.
  120. , В.Т. Развивающая педагогика оздоровления Текст. / В. Т. Кудрявцев. — М.: Линка — Пресс, 2000. — 296с.
  121. , М. Современные пути оздоровления дошкольников Текст. / М. Кузнецова // научно — методич. журн. Дошкольное воспитание. -2002.-№ 11
  122. , Н.В. (Головко-Гарпшна). Предмет акмеологии Текст. / Н. В. Кузьмина (Головко — Гаршина).- 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Политехника, 2002. — 189с.
  123. , Л.В. Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Лариса Владиславовна Куклина. — Шуя.- 1999.- 207с.
  124. Кураев, Г. А, Сергеев, С.К., Шлепов, Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России Текст. / Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Ю. В. Шлепов // Валеология. — 1996. — № 1.- Ростов-на-Дону. — С.7−18.
  125. , С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис. канд. пед- наук: / С. Ю. Лебедченко.-Волгоград, 2000. -266с.
  126. , Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13:00.07 /НадеждаКонстантиновна Ледовских. — М., 1998. -21с.
  127. , П.Ф. // Руководство) по физическому образованию детей дошкольного возраста Текст. / П. Ф- Лесгафт. — М, 1952, т. 2 -С. — 234.
  128. , Ю.П., Изуткин, A.M., Матюшин, И. Ф: Медицина и гуманизм. Текст. / Ю. П. Лисицыи, A.M. Изуткин, И. Ф. Матюшин — М.: Медицина-1984.-280с. .
  129. , Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательныхценностей Текст. / Б. Т. Лихачев — Самара, 1997. — 607с.
  130. , Б.Т. Воспитательные аспекты обучения Текст. / Б. Т. Лихачев. -М., 1982.
  131. , Л.Г. Ценности современных студентов Текст. / Л. Г. Логинова / Воспитание в условиях современного ВУЗа // Всероссийская научно-практическая конференция. — М., 2000.- С. 110−115.
  132. , Д. Мысли о воспитании Текст. / Д. Локк // Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1988. -С. 145−148.
  133. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. /Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. -444с.
  134. , A.M. Акмеологические условия оптимизации информационного сопровождения культуры здоровья будущих педагогов: дис. -.канд. пед. наук: 19.00.13 / Александр Михайлович Лощаков. — Шуя, 2006. -154с.
  135. , Е.Е. Особенности организации образовательного процесса в учреждении «Детсад-школа» с валеологической направленностью Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Ефимовна Лунина. -Тюмень, 1997.-18с.
  136. Магницкая^ Л. Д. Воспитание культуры здоровья у подростков в общеобразовательной школе Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Людмила Дмитриевна Магницкая.- Москва, 2006.-171с.
  137. , A.A. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Алексей Александрович Майер,-Барнаул, 2002. — 220с.
  138. , А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков Текст. / А. Г. Макеева. — М.: 2000. — 128с.
  139. , Р.Н. Оздоровительные традиции: социокультурные и педагогические аспекты Текст. / Р. Н. Маликова // Образование в России: медико-психологический аспект: материалы конференции — Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — С. 190−191.
  140. , А.Г. Средства массовой информации как фактор формирования культуры здоровья молодежи Текст.: на материалах Республики Бурятия [Текст]: автореф. дис. канд. культурол.: 24.00.01 / Анастасия Георгиевна Манхеева.- Улан-Удэ, 2007 -18с.
  141. , М.Г. Формирование основ культуры здоровья младших школьников Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / -Мария Георгиевна Маринина.- Волгоград, 2005.-20с.
  142. , Э.С. Теория культуры и современная наука Текст. / Э. С. Маркарян. -М.: Мысль.-1993.
  143. , Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии Текст. / Е. М. Мастюкова. — М>: Владос, 1997. -304с.
  144. , М.Д. Воспитание здорового ребенка Текст. / М. Д. Маханева. -М., 2000, — 160с.
  145. , В.М. Культура как проблема философии — культура, человек и картина мира Текст. / В. М. Межуев.- М.: Наука. -1987.
  146. , В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений Текст. / В. А. Мижериков. -Ростов на-Дону, Феникс, 1998. — 544с.
  147. , Л.Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / ЛарисаI
  148. Юрьевна Минеева. — Иваново, 2001. -212с.
  149. Мишель Монтень. Опыты Текст. / Мишель Монтень.- М.-Л., Изд-во АН СССР, 1960, кн.1. — С. 189−212.
  150. Молодежь России: тенденции, перспективы Текст. / под ред. И. М. Ильинского, A.B. Шаронова, — М., 1993.
  151. , Л.Ф. Научное обоснование концепции первичной профилактики заболеваний на уровне семьи Текст.: автореф. дис. д-ра мед. наук: 14.00.33 / Л. Ф. Молчанова -Москва, 1990. -38с.
  152. , М. Помоги мне сделать это самому Текст. / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М: Издат. Дом «Карапуз», 2000.- С.9−14.
  153. Наливайко, И. В1. Интегративно — модульное обучение студентов педагогического университета^ при подготовке к здоровому образу жизни Текст.: дис. канд. пед. наук: 13:00.08. / Ирина Вячеславовна Наливай-ко.- Самара, 2004.-248с.
  154. , Л.И. Управление качеством образования в дошкольном учреждении Интернет — ресурс. / Л. И: Наумова // Тезисы IV научно- практической региональной конференции (Ульяновск, 2004) / (http://www.ipk. ulstu.ru)-20KE.
  155. , О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 • / Ольга Николаевна Недосека, — Санкт-Петербург, 2000.- 207с.
  156. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // научно — теорет. журн. Педагогика. -1988. -№ 3.
  157. , Б.П., Никитина, Л.А. Мы и наши дети: об уникальном опыте ранней тренировки ума и тела, о резервах здоровья детей — колоссальныхи неиспользуемых Текст. / Б. П. Никитин, JI.A. Никитина. — Ростов-на-Дону, 1996.-214с.
  158. , Н.И. Профессиональное самовоспитание будущих педагогов: концептуальные основы и междисциплинарный контекст Текст. / НИ. Никитина. — М., 2003.
  159. , В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Текст.: дис. кан. пед. наук: 13.00.07 / Виктория Александровна Новицкая. — Санкт-Петербург, 2007.- 281с.
  160. Обеспечение доступности качественного образования. О ведении пред-школьного образования (рабочие материалы Министерства образования и науки РФ) Текст. // научно — методич. журн. Дошкольное образование, -2005. -№ 3.
  161. , В.А. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе обучения в педагогическом университете Текст. дис.канд. пед. наук: 13.00.01. /В.А.Околепова. — Самара, 2004.- 246с.
  162. О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии» Текст. // Письмо Минобразования России от 26.08.2002. № 13 -51 -104 / 13.
  163. , Т.Ф. Образование как средообусловливающее пространство здорового образа жизни субъектов педагогического процесса Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Татьяна Федоровна Орехова.-Магнитогорск, 2005, — 46с.
  164. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации Текст. // Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта, РАО от 16.07. 2002 № 2715/ 227/ 166/ 19.
  165. , Т.И. Физическая культура в детском саду Текст. / Т.И. Осоки-на. -М.: Просвещение, 1986.- С. 3−7.
  166. , E.B. Формирование готовности студентов педвуза к осуществлению здоровьесберегающего обучения младших школьников Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.08. / Елена Владимировна Осолодкова. -Магнитогорск, 2003.-171с.
  167. , A.A. Непрерывность образования: теоретические основы концепции развития системы непрерывного образования Кубани Текст. / A.A. Остапенко. — Краснодар: Кубанский учебник, 2001. — 60с.
  168. , Т.Д. Изменение профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения квалификации Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Дмитриевна Пашкевич.- Барнаул, 2002. — 193с.
  169. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Текст. / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков идр.- Под ред. В. А. Сластёнина.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. -368с.
  170. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля Текст. / Педагогика. Школа и жизнь, 1916.- с. 87−92.
  171. , Е.В. педагогические основы формирования здорового образа жизни будущего учителя Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.01. / Елена Владимировна Перевозчикова. — Шуя, 2001.-184с.
  172. , И.Г. Избранные педагогические сочинения Текст. / И. Г. Песталоцци. -М.: «Педагогика», 1981. — Т. 1 — С. 147, 223, 303.
  173. , В.П. Здоровая Россия: программы валеологического возрождения Текст. / В. П. Петленко // /Материалы IV национального конгрессапо профилактической медицине и валеологии. — Здоровый мир. СПб. 1997, — С. 5−7.
  174. , И.В. Содержательное обеспечение формирования готовности студентов1 педагогического колледжа к осуществлению здоровьесбере-жения учащихся Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / И. В. Пичугина.-Челябинск, 2000.-193с.
  175. Платонов, К, К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов.-М- 1986.-256с.
  176. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, в 3-х т. Текст. / Плутарх.- М., Изд-во АН СССР, 1961.-т.1 С. 63−72.
  177. Полетаева, H.M.(i) Валеологическая воспитательная система образовательного учреждения Текст.: монография / Н. М. Полетаева.- СПб., ЛОИРО, 2001. -190с.
  178. Полетаева, Н.М.(2) Научно-практические основы валеологической педагогики Текст. / Н. М. Полетаева. — СПб.: РПГУ им. Герцена, 2001.-210с.
  179. , В.В. Профессионально-педагогическая культура учителя и душевное здоровье ученика Текст. / В. В. Помазков //Образование в России: медико-психологический аспект: материалы конференции — Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — С. 244−246.
  180. , О.П. Семья и ее роль в формировании здоровья детей Текст.: автореф. дис.канд. мед. наук: 14.00.33 / О. П. Попова — Оренбург, 2000.-21с.
  181. Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008, № 666 Интернет — ресурс. / http://www.kodeks.ru/manage/prmtdoc?tid=&nd -902 119 882&prev
  182. , T.B. Эколого-валеологический подход к формированию физической культуры старшего дошкольника Текст.,/ Т. В. Поштарева // Валеология. 1999.- № 1. — Ростов — на — Дону, — С.49−52.
  183. , О.В. Ориентация учащихся на ценность образования: теория и практика Текст. / О. В. Правдина. — Самара: Изд -во СамГПУ, 2001.-166с.
  184. Правдов, М. А Организация здорового образа жизни и физическое развитие Текст. / М. А. Правдов // Родничок. Региональная программа по дошкольному образованию. — Иваново, 1999. — С. 11,80.
  185. , М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: дис. д- ра. пед. наук: 13.00.04 / Михаил Александрович Правдов. — Шуя, 2003. -419с.
  186. , М.А., Путникова, H.A., Головкина, A.A. Здоровьесберегающая среда в ДОУ Текст.: учебное пособие / М. А. Правдов, H.A. Путникова, A.A. Головкина. — Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 2003. — 52с.
  187. Приказ МО РФ от 22.08.1996.№ 448. (Приложение № 1) Текст.
  188. , С. А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Светлана Анатольевна Пятаева.- Волгоград, 2005.- 148с.
  189. , Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесбе-регающей деятельности Текст. / Т. М. Резер // научно — теорет. журн. Педагогика, — 2006. -№ 5, — С. 29−37.
  190. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Текст. // Методическое письмо МО России от 24.04.1995 г. № 46/15. М., 2000.-С.-325.
  191. Ректорам вузов системы министерства образования РФ Текст. // Письмо Минобразования России. От 03.05. 2001. № 29/1530 — 6.
  192. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Изд-во «Питер», 1998. -712с.
  193. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании Текст. / Ж-Ж. Руссо. — В кн. «Педагогические сочинения». — М.: Педагогика, 1981. — С. 48−49,.443.
  194. , Н.А. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. / Наталья Анатольевна Рыбачук. — Краснодар, 2003.-519с.
  195. Санитарное просвещение в дошкольных учреждениях Текст. / под ред. Л. А. Лермана и И. С. Соколова / МЗ СССР. Институт санитарного просвещения. -М., 1948. — С. 170−187.
  196. , Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Нина Викторовна Седых. -Волгоград, 2006.- 43с.
  197. , Е.Л. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения Текст.: проблемы становления и развития: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / Елена Леонидовна Семенова.- Екатеринбург, 2004.-22с.
  198. , Ю.С., Магун, Т.Я. Оздоровительная работа с детьми в образовательных учреждениях Текст. / Ю. С. Синкиенко, Т. Я. Магун // Проблемы валеологического образования: Тезисы второй научно-практической конференции. — Липецк. -2003. — С. 57- 58.
  199. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя Текст.: Учебное пособие / В. А. Сластенин. -М.: Прометей, 1993. -177с.
  200. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе Текст. / Н. К. Смирнов. — М.: АНК и ПРО, 2002. -121с.
  201. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы Текст. / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2003.-272с.
  202. , Р.В., Турищева, Л.П., Баранчукова, Г. А., Бахтин, Ю. К. Актуальность проблемы валеологии дошкольного детства Текст. / Р. В. Смирнов, Л. П. Турищева, Г. А. Баранчукова, Ю. К. Бахтин // Материалы
  203. V национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. — Здоровый мир. СПб. 1998.- С. 148−149.
  204. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей Текст.: учебное пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. -М.: ТЦ Сфера, 2005.-224с.
  205. , Э.В. Культурология Текст. / Э. В. Соколов.- М.: Интерфакс. -1994.
  206. , Л.Д. Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьника Текст.: дис.канд. пед. наук: 13 00.01 / Людмила Дмитриевна Соломенко. — Ульяновск, 1998. -329с.
  207. , Л.В. Комплексная социально-гигиеническая характеристика семей, имеющих детей до 3-х лет Текст.: дис. канд. мед. наук: 14.00.33 / Л. В. Солохина. -Хабаровск, 1994. -243с.
  208. , Н.В. Влияние педагога на эмоциональное самочувствие дошкольника Интернет — ресурс. fhttp://www. ivalex/vistom./ rudiplom. hprrT). 2001.- 24КБ.
  209. Студентам повысят стипендии Текст. // общественно — политич. газета. Рабочий край № 150 (24 356) от 18.08.2006. — 1с.
  210. , В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. Текст. /В.А. Сухомлинский. -М.: Педагогика, 1981.
  211. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков Текст. / А. Г. Сухарев. -М., 1991. — С. 77−133.
  212. , Т.А. К вопросу о содержании валеологического образования дошкольников* Текст. / Т. А. Тарасова // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Вып. 2.- Липецк, 1998.- С. 61−63.
  213. , Т.А. О валеологическом образовании детей дошкольного возраста Текст. / Т. А. Тарасова // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения), сб. науч. трудов — Липецк, 1996, — С. 99−104.
  214. , Т.А. Педагогические условия физического воспитания детей 56 лет Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Тарасова — Челябинск, 1994.-230с.
  215. , Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролево-го поведения детей младшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / Н. Е. Татаринцева. — Ростов — на — Дону, 1999. — 20с.
  216. , Л.Ф. Теоретико — методические основы здоровьесбере-гающей педагогики Текст. / Л. Ф. Тихомирова: Монография / под ред. М. И. Рожкова. — Ярославль, 2004. — 240с.
  217. , С.Ю. Валеологическое сопровождение воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Светлана Юрьевна Толстова. — Шуя, 2000. -125с.
  218. Томмазо Кампанелла. Город Солнца Текст. / Томмазо Кампанелла. — М.-Л., Изд-во АН СССР, 1954, С.31−56.
  219. , В.П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов.-Л., 1960.
  220. , З.И., Богданов, E.H. Системное образование и образовательные системы Текст.: Монография / З. И, Тюмасеева, E.H. Богданов. — Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2002. С. 212- 220.
  221. , З.И., Мошевич, В.А. Эколого-валеологические основы до-школьно-школьного образования или умножим личность на время и время на личность Текст. / З. И. Тюмасева, В. А. Мошевич. — Челябинск: ДАО, 1994. -179 с.
  222. Увеличены расходы на содержание дошкольников Текст. // общественно -политич. газета. Рабочий край № 127 (23 726). от 15.01.2004. С, — 2.
  223. , К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Текст. /К.Д. Ушинский.- М.- Л., 1948. Т. 2. С.- 64.
  224. , К.Д. Педагогические сочинения Текст. / К.Д. Ушинский-М.: Прогресс, 1991.
  225. , О.М. Оздоровительная физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях разного вида Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04 /Ольга Михаиловна Федоровская, — Москва, 2007.-24 с.
  226. , В. О смысле жизни Текст. // Психология личности: в 2-х т. / В.О. Франкл// Т.-1.- Самара, 1999.
  227. , Е.С., Цветкова, Е.Э. Познай себя Текст.: учебно-методическое пособие /Е.С. Фролова, Е. Э. Цветкова. Ярославль, 1996. — 103с.
  228. , И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах Текст. / И.Д. Фру-мин. -Красноярск: КГУ, 1999.
  229. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. -2-е изд., перераб. -М: Просвещение, 1981. -526с.
  230. , А.Н. Образ жизни и состояние здоровья семей, имеющих здорового ребенка Текст.: дис.канд. мед. наук: 14.00.33 / А. Н. Цыганов -Москва, 1990.-195с.
  231. , В.М. Новый научно-практический подход к решению проблем сохранения и укрепления здоровья взрослых и детей, формирования здорового образа жизни Текст. / В. Н. Чимаров // Валеология. — 1996.- № 2.-Ростов-на — Дону, — С.25−28.
  232. , И.В., Соколова, И.Ю. Концепция экспериментальной работы Текст. / И. В. Чупаха, И. Ю. Соколова // Здоровый ребенок — в здоровом социуме. Научно-практ. Сборник.- М.: Илекса, Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1999. — С. 25−31.
  233. , И.В., Пужаева, Е.З., Соколова, И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе Текст. / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. — М.: Илекса, Народное образование- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. -400с.
  234. , В.И. Современные технологии в образовании Текст. / В. И. Чупрасова.- Владивосток, 2000.
  235. , C.B. Подготовка будущих учителей к формированию культуры здоровья школьников в педагогических вузах России: 1918 — конец 90-х гг. XX в. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Светлана Викторовна Шенделева.- Чита, 2008.- 22с.
  236. , М.П., Мягкова, Е. А. Валеология в? средней школе Текст. / М. П. Шилов, Е. А. Мягкова, — Иваново, 1997.-121 с.
  237. Шиляев, Р.Р.в соавт. Избранные лекции по педиатрии Текс. / P.P. Ши-ляев в соавторстве.- М.: Династия, 2005.-635с.
  238. , Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01. / Елена Олеговна Школа. — СПб., 1997. -19с.
  239. , Ю.А. Цели и ценность образования Текст. / Ю. А. Шрейдер // Философия образования. — М., 1996.- 206с.
  240. , C.B. Формирование готовности студентов вуза к профессионально-педагогическому самообразованию Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Светлана Владимировна Юдакова. -Шуя, 2002.-20с.
  241. , И.В. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры студентов университета Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ирина Викторовна Юстус. — Самара, 20 021 — 38с.
  242. Berull F. Health Education. / Edited by Berull Ford: Pergamon Press, 1977, p. 120.
  243. J.А. Здоровье ребенка и семья // Bull. N.Y. Acad. Med., 1989. -.N.3. -P.285 — 298.
  244. Castley S. A new perspective on the health of Canadians. Department of National Health and Welfare, Ottawa, 1994, p.32−48.
  245. Dawson D.A. Family structure and children health and well-being // J.Of. Marriage and the family. — 1991. — 53: 573 — 584.
  246. Dignan M.B., Carr P.A. Program planning for health education and health promotion //Phil: LandF. 1987. -XUl. — P. 160.
  247. ELTERN- KOMPASS 3−6 JAHRE (Ihr Wegweiser furs KindergartenAlter). Oberstebrik Verlag GmbH Alle Rechte vorbehalten.- Auflage, 2004. -285s.
  248. Estwood G. You and your health. A school hygiene course. London, 1951, p. 213.
  249. Kohler L., Jakobson Y. Children’s health in Sweden // Stockholm. -1991.- 173 p.
  250. Martin J.B. Academic health Center // Arch. Intern. Med., 1995, 155, / 19, p. 2045- 2048.
  251. Mitra S. Factors in the sociocultural environment of child laborers: A stuby in a small scale leather goods industry in Calcutta // Occup. Environ. Ved. -1994.-Vol.-№ 12.-P. 822−825.
  252. Schor E.L. The intluence of family behaviors and child outcomes // The pediatric clinics of North America. — Vol. 42. — № 1. — February, 1995. -P.89- 102.
Заполнить форму текущей работой