Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка (по системе М. Монтессори)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее… Читать ещё >

Введение. Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка (по системе М. Монтессори) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие ребенка. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду.

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Становление и развитие проблем сенсорного воспитания в конце XIX — начале XX вв. (до 1917 г.) проанализировано и обобщено в О. В. Морозовой Морозова О. В. Становление теории первоначального сенсорного воспитания в отечественной педагогике конца XIX — начала XX вв. дисс. Владимир 2005, отразившей процесс становления первоначального сенсорного воспитания в конце XIX — начале XX вв. Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Л. Н. Литвин Литвин Л. Н. История дошкольной педагогики,-М. «Просвещение», 1989 г.

Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш. А. Абдуллаева Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М., 1975, Р. А. Курашова Курашова Р. А. Соенсорное развитие дошкольников, — Мн.:Новое знание, 2006. — 345с, Э. Г. Пилюгина Венгер Л. А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988. — 144 с., и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель Фребель Г. Педагогические сочинения, Т1, пер с нем. изд. 2, М., 1993, М. Монтессори Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. — Гомель, 1993.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева Тихеева Е. И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/. Изд. 4-е. М.: Просвещение, 1972, А. В. Запорожец Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986, Н. П. Сакулина Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной, М., 1965 и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон интеллектуального развития. сенсорный воспитание умственный монтессори Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Развитие чувственной сферы принято у нас связывать с развитием творческого воображения ребенка, с развитием творческого потенциала в целом. При этом традиционно мы привыкли отделять интеллектуальное развитие от творческого. М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское, есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде, с помощью утончения чувств и развития руки.

Следовательно, целью данной работы будет доказать влияние сенсорного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка.

Гипотеза: Мы предполагаем, что интеллектуальное развитие ребенка будет более эффективно, если мы будем использовать в своей работе сенсорный материал.

Объектом исследования является система сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития.

В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи:

  • 1. Дать анализ психолога — педагогической литературы на тему.
  • 2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
  • 3. Подобрать и адаптировать материалов и упражнения с ними для детей от 2 до 7 лет по развитию (уточнению) чувств.
  • 4. Выявить эффективности проделанной работы и составить рекомендации для педагогов по использованию дидактических сенсорных материалов.

Источниками информации для написания данной работы послужили учебная и методическая литература, статьи и обзоры в специальных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.

Выпускная квалификационная работа состоит из 2х частей:

  • 1. Теоретическая часть.
  • 2. Практическая часть.
  • А) Констатирующий эксперимент (лист наблюдения за работой ребенка, беседа с педагогами, анкета для родителей, тесты).
  • Б) Формирующий эксперимент (работа детей с дидактическим, сенсорным материалом).
  • В) Контрольный эксперимент (лист наблюдения за работой ребенка, беседа с педагогами и анкетирование, анкета для родителей, тесты). Составление рекомендаций для педагогов по использованию дидактических сенсорных материалов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой