Введение.
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка (по системе М. Монтессори)
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее… Читать ещё >
Введение. Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития ребенка (по системе М. Монтессори) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие ребенка. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду.
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Становление и развитие проблем сенсорного воспитания в конце XIX — начале XX вв. (до 1917 г.) проанализировано и обобщено в О. В. Морозовой Морозова О. В. Становление теории первоначального сенсорного воспитания в отечественной педагогике конца XIX — начала XX вв. дисс. Владимир 2005, отразившей процесс становления первоначального сенсорного воспитания в конце XIX — начале XX вв. Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Л. Н. Литвин Литвин Л. Н. История дошкольной педагогики,-М. «Просвещение», 1989 г.
Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш. А. Абдуллаева Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М., 1975, Р. А. Курашова Курашова Р. А. Соенсорное развитие дошкольников, — Мн.:Новое знание, 2006. — 345с, Э. Г. Пилюгина Венгер Л. А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988. — 144 с., и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель Фребель Г. Педагогические сочинения, Т1, пер с нем. изд. 2, М., 1993, М. Монтессори Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. — Гомель, 1993.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева Тихеева Е. И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/. Изд. 4-е. М.: Просвещение, 1972, А. В. Запорожец Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986, Н. П. Сакулина Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной, М., 1965 и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон интеллектуального развития. сенсорный воспитание умственный монтессори Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Развитие чувственной сферы принято у нас связывать с развитием творческого воображения ребенка, с развитием творческого потенциала в целом. При этом традиционно мы привыкли отделять интеллектуальное развитие от творческого. М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское, есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде, с помощью утончения чувств и развития руки.
Следовательно, целью данной работы будет доказать влияние сенсорного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка.
Гипотеза: Мы предполагаем, что интеллектуальное развитие ребенка будет более эффективно, если мы будем использовать в своей работе сенсорный материал.
Объектом исследования является система сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает взаимосвязь сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и их интеллектуального развития.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены его задачи:
- 1. Дать анализ психолога — педагогической литературы на тему.
- 2. Выявить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
- 3. Подобрать и адаптировать материалов и упражнения с ними для детей от 2 до 7 лет по развитию (уточнению) чувств.
- 4. Выявить эффективности проделанной работы и составить рекомендации для педагогов по использованию дидактических сенсорных материалов.
Источниками информации для написания данной работы послужили учебная и методическая литература, статьи и обзоры в специальных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из 2х частей:
- 1. Теоретическая часть.
- 2. Практическая часть.
- А) Констатирующий эксперимент (лист наблюдения за работой ребенка, беседа с педагогами, анкета для родителей, тесты).
- Б) Формирующий эксперимент (работа детей с дидактическим, сенсорным материалом).
- В) Контрольный эксперимент (лист наблюдения за работой ребенка, беседа с педагогами и анкетирование, анкета для родителей, тесты). Составление рекомендаций для педагогов по использованию дидактических сенсорных материалов.