Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системная диагностика как средство акмеологического анализа и управления педагогом качеством образования в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная школа в исследовании рассматривается как школа со статусом региональной экспериментальной площадки. Экспериментальная школа в своей деятельности проходит три этапа: 1 этап — подготовительный, который заканчивается предварительной экспертизой и присвоением школе статуса экспериментальной площадки- 2 этап — основной, формирующий, реализующий концепцию и программу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема управления качеством образования: системно-акмеологический подход
    • 1. 1.1 Качество образования как управленческая задача и междисциплинарная категория
      • 1. 2. Современные подходы к управлению качеством образования
      • 1. 3. Системная диагностика в контексте акмеологической теории зрелости
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Системная диагностика как средство акмеологического анализа и управления педагогом качеством образования в опытно-экспериментальной работе
    • 2. 1. Организация ОЭР и проектирование аналитико-диагностической технологии

    2.2. Использование системной диагностики как средства акмеологического анализа качества результатов образования 114 2.3 Аналитико-диагностическая компетентность педагога как условие реализации системной диагностики качества результатов образования.

    Выводы по главе II.

Системная диагностика как средство акмеологического анализа и управления педагогом качеством образования в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общеобразовательной школы выдвигает задачу поиска научно-обоснованных способов системного управления качеством образования в условиях модернизации. Одним из средств системного управления качеством образования в общеобразовательной школе выступает системная диагностика, реализация которой связана с рядом противоречий:

— между актуальной потребностью в системном подходе к модернизации управления образовательным учреждением, включающем управление педагогом качеством образовательного процесса, и традиционно существующей практикой реализации управленческих функций преимущественно администрацией школы;

— между существующей практикой поэлементного подхода к оценке качества образовательного процесса в школе, основанной, главным образом, на оценке качества знаний, и необходимостью системного подхода к оценке качества образования, с помощью совокупности критериев и показателей, отражающих не только состояние и эффективность образовательного процесса, но и интегративные характеристики целостного развития растущего человека в период школьной жизнимежду необходимостью проведения системной диагностики качества результатов образования в школе и несовершенством применяемых оценочных методик и процедур;

— между приоритетностью проблемы качества образования как ведущего направления модернизации российского образования и неподготовленностью педагогов к использованию аналитико-диагностических технологий в целях управления качеством образовательного процесса.

Данные противоречия определяют необходимость поиска новых теоретико-методологических и практико-ориентированных подходов к управлению качеством образования и к оценке его результатов.

Одним из средств управления педагогом качеством образования, на наш взгляд, может стать системно-комплексная диагностика (термин «комплексная» подчёркивает использование комплекса видов диагностики и комплекта методик), разработанная с позиций акмеологического подхода, которая позволит дать разностороннюю и полную информацию о ходе образовательной деятельности и её результативности.

Управление педагогом качеством образования рассматривается нами как управленческо-педагогическая деятельность, в которой её субъект (учитель) посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивает организацию продуктивной совместной деятельности потребителей (учащихся) и её направленность на высокий уровень удовлетворения их образовательных потребностей и социальных целей образования на основе системного подхода к анализу и оценке его процесса и результатов.

В исследованиях рассматриваются различные аспекты, функции и виды диагностики в контексте развития образовательных систем (И.С. Батракова, Б. П. Битинас, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, И. А. Колесникова, В. Н. Максимова, В. П. Панасюк и др). Исследователи подчёркивают необходимость системы диагностического обеспечения, взаимосвязи педагогической, социальной, психологической и медико-валеологической диагностики. Особую значимость приобретает и разработка новых стратегий в управлении качеством образования: (Н.А. Селезнёва, А. И. Субетто, М. М. Поташник, В. П. Панасюк, Т. Н. Шамова, и др), которые опираются на современные теоретико — методологические подходы.

Актуальность разработки системно-акмеологического подхода к управлению качеством образования диктуется социальной и научной значимостью данной проблемы. В акмеологии школьного образования (В.Н. Максимова, Н. М. Полетаева, М. А. Вострова, О.П. Бурдакова) управление качеством образования рассматривается как управление процессом целостного развития растущего человека, управление связями между психофизиологическимим свойствами и социокультурными качествами индивидуальности школьника, между показателями его духовного и физического, интеллектуального и социального развития, между системой знаний и ценностными ориентациями выпускника школы.

Однако школа далеко не всегда положительно влияет на целостное развитие растущего человека. Исследования показывают, что высокий уровень обученности не всегда совпадает с высокими показателями здоровья, интеллекта, коммуникативности и т. д. Поэтому анализ результативности образовательного процесса должен носить акмеологический характер. Акмеологический анализ — это анализ высших достижений в личностно-профессиональном развитии педагога и в целостном развитии индивидуальности школьника, что достигается путём анализа взаимосвязей показателей разных направлений развития школьника и разных видов диагностики. Это выявление «узлов» связей, наиболее высоких коэффициентов корреляции показателей, интегративных критериев целостного развития школьника. Это новый, системно-акмеологический подход к анализу и оценке качества образования в школе посредством системной диагностики. (В.Н. Максимова).

Системная диагностика представляет собой целостную педагогическую диагностику всех компонентов образовательной системы, их взаимосвязей, динамики развития путём применения совокупности дидактических, психологических, валеологических, социально-педагогических методик и процедур измерения качества образования.

Системно-комплексная диагностика рассматривается в исследовании как технология и методика акмеологического анализа, направленного на анализ взаимодействия различных факторов и показателей целостного развития человека в школьной среде. Она является средством акмеологического анализа и средством управления качеством педагогического процесса. В связи с этим её применение стало социально значимым в практическом применении при аттестации образовательных учреждений, при переходе школ к профильному обучению на старшей ступени образования, когда требуется дать стандартизированную объективную оценку качества реализации вариативных образовательных программ, разноуровневого и разнопрофильного обучения.

Системно-акмеологический подход к управлению качеством образования состоит в интеграции системного и акмеологического подходов, в изучении и формировании высших уровней развития качества каждого компонента образовательной системы, педагога и ученика.

Социально — практическая и научная актуальность избранной проблемы, названные противоречия и недостаточная разработанность проблемы определили тему данного диссертационного исследования.

Цель исследования: разработать системную диагностику как аналитико-диагностическую технологию управления качеством результатов образовательного процесса в школе.

Объект исследования: управление качеством образования в школе.

Предмет исследования: системная диагностика как средство акмеологического анализа и управления педагогом качеством результатов общего среднего образования в условиях его модернизации.

Гипотеза: Системная диагностика может быть продуктивным средством акмеологического анализа и управления педагогом качеством результатов образования, если:

• системная диагностика проектируется как аналитико-диагностическая управленческая технология;

• используется системно-акмеологический подход к проблеме управления качеством образования, ориентированный на интегративные критерии качества и его высшие уровни развития;

• формируется аналитико-диагностическая компетентность педагога;

• педагогический коллектив школы и управленческий аппарат овладевают системной диагностикой как средством инновационного развития образовательного процесса.

Задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы управления качеством образования на современном этапе модернизации школы.

2. Смоделировать и экспериментально апробировать модель аналитико-диагностической технологии управления педагогом качеством результатов образовательного процесса в школе.

3.Определить психолого-педагогические условия овладения педагогом системной диагностикой как основой его аналитико-диагностической компетентности.

4. Разработать критерии, показатели и методики анализа и оценки качества результатов образования с позиций системно-акмеологического подхода к поэтапной аттестации учащихся.

Методы исследования:

• изучение, анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме;

• изучение и анализ педагогического опыта, мониторинга качества образования;

• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, моделирование;

• экспериментальные методы: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, опрос, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных исследования.

Теоретикометодологическую основу исследования составляют: методология системного и акмеологического подходов к исследованию (А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, В. П. Панасюк, Н. М. Полетаева, М. М. Поташник, А. И. Субетто, Д. И. Фельдштейн и др);

— акмеологические идеи целостного развития человека в процессе его образования и профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалёв,.

А.А. Деркач, Ю. А. Гагин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, А. К. Маркова, Н. М. Полетаева, Е. И. Степанова и др.). современная теория социального управления, теория образовательного менеджмента (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, В. П. Симонов, В. Н. Скворцов, Г. П. Чепуренко и др).

— современная теория качества образования и системного управления (Г.А. Бордовский,, В. Ю. Кричевский, З. Г. Найдёнова, В. И. Подобед, М. М. Поташник, В. П. Панасюк, В. Н. Скворцов, А. П. Тряпицина, Г. П. Чепуренко, Т. Н. Шамова и др).

— современные положения теории управления инновационными системами и процессами (В.Ю. Кричевский, A.M. Моисеев, З. Г. Найдёнова, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики, Т. Н. Шамова и др). современные подходы к педагогической диагностике, её измерительные процедуры (Т.М. Бенькович, Т. П. Дормидонова, В. А. Кальней, А. А. Кузнецов, А. Н. Майоров, В. Н. Максимова, В. П. Панасюк, М. В. Рыжаков, Н. А. Селезнёва, С. Е. Шишов и др.).

Научная новизна исследования состоит:

• в обосновании системно-акмеологического подхода к управлению педагогом качеством образования посредством инновационной аналитико-диагностической деятельности;

• в разработке модели аналитико-диагностической технологии управления педагогом качеством образования в школе в условиях модернизации общего среднего образования и поэтапной аттестации школьников;

• в разработке критериев, показателей и методик (включая корреляционный анализ) системной диагностики, ориентированной на интегративные критерии результатов образования на каждой ступени обучения;

• в обосновании феномена аналитико-диагностической компетентности педагога и психолого-педагогических условий её формирования.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в определении сущности системно — акмеологического подхода к управлению качеством образования в школе и разработке интегративной модели принципов такого подхода;

• в обосновании позиции педагога как субъекта аналитико-диагностической и коррекционно-управленческой деятельности на уровне образовательного процесса;

• в разработке и апробации акмеологических критериев и методик системной диагностики для определения педагогом видов и уровней зрелости учащихся;

• в определении сущности аналитико-диагностической компетентности педагога и разработке методик её оценки.

Практическая значимость исследования состоит:

• в разработке показателей и комплекта методик системной диагностики учебной, личностной и социальной зрелости школьников;

• в определении психолого-педагогических условий формирования аналитико-диагностической компетентности педагогов;

• в применении системной диагностики к анализу продуктивности деятельности, как учащихся, так и учителей;

• в практическом инструментарии аналитическо-диагностической управленческой технологии деятельности педагога и руководителя.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы средней школы, в системе начального профессионального образования, в последипломном образовании педагога и руководителя.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены концептуальной теоретико-методологической основой исследования, применением комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных его целям и задачам, организационно-управленческой деятельностью диссертанта.

На защиту выносятся положения:

1.Системно — акмеологический подход к управлению педагогом качеством результатов образования школьника заключается в изучении и обеспечении качества образования как системной и акмеологической категории, отражающей высшие достижения в целостном развитии растущего человека — ученика, его зрелости, под влиянием объективных и субъективных факторов целостного образовательного процесса на каждой ступени обучения.

2.Акмеологическая концепция управления педагогом качеством результатов образования школьника включает: 1) интегративную модель принципов системно-акмеологического подхода к управлению педагогом качеством образования в школе- 2) модель аналитико-диагностической технологии управления на основе применения системно-комплексной диагностики с использованием единых интегративных критериев и методик- 3) организацию опытно-экспериментальной работы и повышения квалификации учителя, направленных на формирование зрелости растущего человека и аналитико-диагностической компетентности педагога.

3. Системная диагностика используется как средство управления педагогом качеством результатов образования, основанное на акмеологическом анализе зрелости как интегративного критерия качества педагога и ученика, на анализе взаимодействия различных показателей диагностик целостного развития растущего и взрослого человека. Она направлена на выявление высших уровней учебной, личностной и социальной зрелости учащихся на последовательных этапах их школьного образования: начальная, основная и средняя школа, а также на выявление профессиональной зрелости педагогов как их готовности к инновационной аналитико-диагностической деятельности.

4. Анализ полученных вследствие регрессионного и корреляционного анализов данных, позволяет утверждать наличие прямой, линейной и достоверной связи между обученностью и интересом к предмету (учебными мотивами), обученностью и валеологической устойчивостью к изучению школьных предметов, обученностью и ценностными ориентациями. Характер тесноты связи изменяется в пределах от заметной до высокой. Между обученностью и коммуникативными способностями учащихся и между обученностью и удовлетворенностью школьным коллективом прямой связи не установлено, наблюдаются лишь общие тенденции их взаимодействия.

5. Аналитико-диагностическая компетентность педагога является частью его общей профессиональной компетентности и компонентом профессиональной зрелости современного педагога и представляет собой совокупность знаний в области системной диагностики и умений их применения для анализа и оценки качества образования (на уровне учебного предмета или школы) в условиях инновационного развития школы.

Основные этапы исследования:

I этап (1998;2001) — подготовительный: анализ психологопедагогической, философской, методической, специальной литературы по проблеме исследованияопределение понятийного аппарата, разработка концепции и программы исследования. На данном этапе шло обучение педагогического коллектива диагностике обученности и проходило её внедрение в образовательный процесс.

II этап (2001;2003) — опытно — экспериментальный: разработка и реализация проекта «Системно — комплексная диагностика как средство акмеологического анализа и управления педагогом качеством результатов образования в школе" — переосмысление исследовательских позиций и основных целевых установоксистемная диагностика учебной, личностной и социальной зрелости на последовательных ступенях обучения и возрастного развития школьникапараллельно велась разработка аналитикодиагностической технологии и учебно-методического комплекта методик системно — комплексной диагностики.

III этап (2003;2005) — обобщающий: обобщение и анализ материалов и результатов исследованияуточнение теоретических выводовоформление диссертационной работы. На данном этапе отслеживалась результативность системно-акмеологического подхода к управлению качеством результатов образования с учётом акмеологических критериев и акмеологических показателей (школьная зрелость, учебная зрелость, личностная зрелость, социальная зрелость, профессиональная зрелость, обученность, мотивация, коммуникативные склонности, валеологическая устойчивость к изучению школьных предметов, удовлетворённость школьным коллективом, ценностные ориентации, акмеологическая позиция и другие), проводился корреляционный анализ результатов, интегративных показателей в развитии педагога и ученика. Разрабатывались методические рекомендации к внедрению результатов исследования.

База исследования: Приладожская средняя общеобразовательная школа и Управление образования администрации муниципального образования «Кировский район Ленинградской области», Ленинградский областной институт развития образования, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

Апробация результатов исследования осуществлялась: на заседаниях кафедры акмеологии и психологии Ленинградского областного института развития образования (2001;2004) — на заседании лаборатории управления образованием государственного научного учреждения «Институт образования взрослых Российской академии образования» (2003) — на экспертных советах Управления образования муниципального образования «Кировский район Ленинградской области» (2003;2005) и Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области (2004) — на заседаниях кафедры теории управления и непрерывного образования Ленинградского государственного университета имени А.С.

Пушкина (2004, 2005) — в работе секций научно-практической конференции «Управление качеством образования в муниципальных образовательных системах» в Ленинградском областном институте развития образования (2002), в работе Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития образования взрослых в России: культура, общество, человек» в государственном научном учреждении «Институт образования взрослых Российской академии образования» (2005), в работе научно-практической конференции «Интеграция и акмеология образования» в Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина (2005), на областных семинарах руководителей образовательных учреждений «Системнокомплексная диагностика как средство внутришкольного контроля» (2003, 2004) — на районных семинарах руководителей образовательных учреждений: «Диагностика в начальной школе» (2001), «Руководство и контроль» (2003), «Диагностика и вопросы преемственности» (2004).

Структура диссертации построена в соответствии с логикой исследования, его категориальным аппаратом и включает: введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по главе II.

Системно-акмеологическая стратегия управления качеством образования включает в себя как один из компонентов аналитико-диагностическую технологию, которая является также средством управления инновационной деятельности педагогов и средством внутришкольного контроля. Специфика аналитико-диагностической технологии состоит в её системном и акмеологическом характере, в использовании системно-комплексной диагностики качества образования, в использовании акмеологических методик анализа и оценки целостного развития учащихся. Аналитико-диагностическая компетентность педагога является непременным условием реализации аналитико-диагностической технологии управления педагогом качеством образования.

Экспериментальные результаты подтверждают наличие взаимосвязи и взаимодействия между разными видами диагностик и показателями качественного роста учащихся и педагогов: между обученностью и учебными мотивами, между обученностью и валеологической устойчивостью к изучению школьных предметов, между обученностью и ценностными ориентациями, между профессиональным развитием педагогов и уровнем обученности учащихся.

Результативность системно-акмеологического подхода к управлению педагогом качеством образования школьников оценивалась по следующим инвариантным показателям, отражающим процесс целостного развития растущего человека: дидактический показатель (обученность), валеологический показатель (валеологическая устойчивость к изучению школьных предметов), психологический показатель (мотивация и развитие познавательных интересов), социально-педагогический показатель (духовно-нравственные и социально-ценностные ориентации учащихся).

Заключение

.

Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, а также теоретический анализ проблемы позволили определить следующие ключевые понятия как конструктивные компоненты концепции решения задач теоретико-экспериментального исследования: качество образования как системно-акмеологическая категориясистемно — акмеологический подход к управлению качеством образования как подход, ориентированный на развитие индивидуальности и достижение вершин в целостном развитии растущего человека — ученика под влиянием объективных и субъективных факторов целостного образовательного процесса, представляющего собой социально-педагогическую систему, требующую системного управления качеством образованиясистемно акмеологическая управленческая стратегия, как стратегия, основанная на системной диагностике и аналитико-диагностической технологии управления качеством образования в развивающей школеаналитико-диагностическая компетентность педагога как часть общей профессиональной компетентности и компонент профессиональной зрелости современного педагога.

Экспериментальная школа в исследовании рассматривается как школа со статусом региональной экспериментальной площадки. Экспериментальная школа в своей деятельности проходит три этапа: 1 этап — подготовительный, который заканчивается предварительной экспертизой и присвоением школе статуса экспериментальной площадки- 2 этап — основной, формирующий, реализующий концепцию и программу опытно-экспериментальной работы с промежуточной экспертизой- 3 этап — результативно — оценочный, завершающий, с заключительной экспертизой результатов инновационной деятельности. Приладожская средняя общеобразовательная школа в результате подготовительного этапа получила статус региональной экспериментальной площадки Ленинградской области по реализации инновационного проекта «Системная диагностика результатов качества образования в средней школе». Общие задачи опытно-экспериментальной работы заключались в следующем:

1) Спроектировать и экспериментально апробировать системную диагностику как аналитико-диагностическую технологию управления качеством деятельности педагогического коллектива и качеством образовательного процесса в школе.

2).Определить психолого-педагогические условия овладения педагогом системной диагностикой как аналитико-диагностической технологией.

3). Разработать критерии и методики анализа и оценки качества образования с позиций акмеологического подхода к поэтапной аттестации учащихся.

Теоретические и экспериментальные методы исследования подтверждают положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Системно-акмеологический подход как теоретико-методологическая основа исследования интегрирует современные теоретико-методологические подходы (гуманистический, системный, интегративный, синергетический, инновационный и др.) к управлению образованием, так как он ориентирован на высшие уровни целостного развития человека — на его индивидуальность и зрелость на каждом этапе возрастного развития и обучения: школьная зрелость — учебная зрелость — личностная зрелость — социальная зрелость. Разработанная нами интегративная модель принципов системно-акмеологического подхода к управлению педагогом качеством образования в школе, включает принципы целостного развития, системности, интегративности результатов, индивидуально-личностной ориентации, мотивации достижений, самоорганизации и другие, направленные на совершенствование образовательного процесса.

2. Системно-акмеологический подход к управлению качеством результатов образования состоит в изучении и обеспечении качества образования как системной и акмеологической категории, ориентированной на высшие достижения в целостном развитии растущего человека — ученика, его зрелость, под влиянием объективных и субъективных факторов целостного образовательного процесса, представляющего собой социально-педагогическую систему, требующую системного управления качеством образования на каждой ступени обучения.

3. Акмеологическая концепция управления качеством результатов образования включает в себя как один из компонентов аналитико-диагностическую технологию, которая является также средством управления инновационной деятельностью педагогов и средством внутришкольного контроля. Специфика аналитико-диагностической технологии управления состоит в использовании системно-комплексной диагностики акмеологических критериев качества образования, методик акмеологического анализа и оценки целостного развития учащихся и включает следующие этапы управленческой деятельности: I — подготовительно-обощающий, II — проектировочно-технологический, IIIинформационно-диагностический, IV — управленческо-коррекционный, V — обобщающе-оценочный.

4. Для решения задачи повышения качества образования, основанной на системной диагностике и аналитико-диагностической технологии управления качеством результатов образования в развивающейся школе необходим педагог, обладающий способностями к выполнению аналитической функции в педагогической деятельности, аналитико-диагностической компетентностью, которая формируется поэтапно: I — мотивационно-ориентированный, II — формирующее-деятельностный, IIIрезультативно-управленческий. Аналитико-диагностическая компетентность является частью общей профессиональной компетентности и компонентом профессиональной зрелости современного педагога как его готовности к инновационной аналитико-диагностической деятельности.

5. Системная диагностика является продуктивным средством акмеологического анализа и управления педагогом качеством результатов образования, если: она проектируется как аналитико-диагностическая управленческая технологияпри её проведении используется системно-акмеологический подход к управлению качеством образования, ориентированный на интегративные критерии качества результатов образования (учебная зрелость, личностная зрелость, социальная зрелость, профессиональная зрелость и др.) — психолого-педагогическими условиями результативного её применения являются: овладение педагогическим коллективом и управленческим аппаратом школы системной диагностикой как аналитико-диагностической технологией управления качеством результатов образованияформирование аналитико-диагностической компетентности педагогових непрерывное повышение профессиональной квалификации в области инновационной деятельности, её мотивация.

Системно-комплексная диагностика выполняет ряд педагогических (аналитическая, оценочная, прогностическая, обучающая, развивающая) и управленческих (контролирующая и информационная) функций. Включаясь в структуру образовательных программ и в структуру сопровождения учебно-воспитательного процесса, диагностика как аналитико-оценочная деятельность выступает важнейшим средством управления педагогом качеством образования школьника.

Таким образом, системно-комплексная диагностика является средством акмеологического анализа и управления педагогом качеством образования школьников, а спроектированная нами системно-акмеологическая концепция управления качеством образования обеспечивает необходимые организационно-педагогические и психолого-педагогические условия развития личности растущего человека в творческой деятельности и в соответствии с акмеологическими критериями качества образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеология. Учебник. Под общей ред. доктора псих, наук, проф., акд. РАО А. А. Деркача. Изд во РАГС -М, 2002 — 681с.
  2. Акмеологическая школа: поиски и решения: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Максимовой. СПб.: ЛОИРО., 2000. — 104с.
  3. Акмеологические технологии обучения /Под ред. В. Н. Максимовой. Научно-методический центр. СПб., 2002. — 50с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х Т. Т.1. М. Педагогика, 1980. — 232с.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. Под ред. А. А. Бодалёва: акад. пед. и соц. наук, Моск. психол-соц.ин-т. -М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 382с.
  6. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания: Предисловие А. А. Крылова. 2-е изд. — СПб. И др.: Питер: Питер бук., 2001 — 260с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. 3 -е издание. СПб и др.: Питер: Питер бук., 2001 -282с.
  8. С.А., Деркач А. А., Конюхов Н. И. и др. Методы акмеологических исследований: Учебное пособие. М.6 РАГС., 2000. -101с.
  9. М.П., Клейман И. С. Козлова С.А., Севрук А. И. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении. // Мониторинг качества образования. № 1- 1999. с. 35−38.
  10. П.Арцев М. Н. Образовательная программа как программа развития образовательного учреждения. Методические рекомендации для руководителей школ.\ Школьный вестник 3Y7 2001, с.53−74.
  11. БасовскийЛ.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. М.: И11ФРА-М, 2000.-212с.
  12. Д.Л. Системная оценка эффективности инновационной деятельности как условие управления качеством образования в школе. Автореф. канд. пед.наук. ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2002 г. — с. 19
  13. Т.М. Инновационные системы оценки учебных достижений учащихся в мониторинге эффективности обучения. Автореф. канд. пед.наук. ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2004 г. — с. 19
  14. Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию.: Учебное пособие.-Калуга.: КГПУ, 2000. 96с.
  15. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. — 165с.
  16. А.А., Рудкевич Л. А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика. 1995. — № 3. — с.19−23.
  17. А.А. Общая психодиагностика. Учебник. СПб. 2000.
  18. А.А. Современные проблемы смысла жизни и акме.: Материалы VI VII симп. ПИ РАО 2000 — 2001. Самара. 2002.
  19. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность //Педагогика. 1999. № 3. — С. 37−42.
  20. О.П. Акмеологический подход к управлению профессиональным развитием педагогического коллектива экспериментальной школ: Дисс. .канд. пед. Наук (специальность 13.00.01). -СПб.: РАО ГНУ «Институт образования взрослых РАО», 2004. 231с.
  21. Г. А., Нестеров А.Аю., Тряпицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359с.
  22. Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях. Межвузовский сборник научных статей. СПб.: ЛОИРО, 2003.-332с.
  23. Внутришкольное управление. Словарь-справочник. Под ред. Моисеева A.M. М., 1998.
  24. В.Г. Гуманитарно — аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Издательство ПОИПКРО, 1997. -421с.
  25. М.А. Акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2003.-25с.
  26. Ю.А. Акмеологические очерки педагогического совершенства. СПб.: Изд-во БПА, 1999. 76с.
  27. Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. Метод. Пособие: Ун-т Межвуз. каф. практ. психологии, Балт. пед. акад. СПб.: СПбГАСУ, 1999 — 75с.
  28. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. Учпедгиз. 1940. -292с.
  29. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М., 1990. — 223с.
  30. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа — Пресс», 1995. — 448с.
  31. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию оьразования. -М.: Логос, 2001.-224с.
  32. Г. В. Мониторинг в контексте информатизации образования //Стандарты и мониторинг. 2001.№ 4. С.25−31.
  33. Г. В. Качество образования как системно-образующий фактор региональной образовательной политики. //Народное образование. 2002.-№ 2.- С.28−35с.
  34. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.-256с.
  35. А.А. Педагогическое обеспечение личностного самоопределения подростков средствами дополнительного образования в школе.-Автореф.канд. пед. наук (специальность 13.00.01.) Карачаевск, 2004. -с.21.
  36. А.И. Модель управления подготовкой руководящих кадров системы образования в регионе. Кн.1- СПб.: ИОВ РАО, 1999. -200с.
  37. А.С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002. 456с.
  38. В.И. Менеджмент в управлении школой. М. 1992.- 158с.
  39. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.- 170с.
  40. В.И. Самоаттестация школы. М. Центр «Педагогический поиск», 1999.- 160с.
  41. Н.С. Организационно педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Москва, 2000. — 15с.
  42. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. -2000.-№ 3.-С. 57−66.
  43. Кац А. Качество образования: подлинный смысл и бессмысленные процедуры.\ Директор школы № 3. 2001, с.40−45.
  44. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978.-208с.
  45. Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы: Сб. научных статей СПб.: ЛОИРО, 2002. — 276с.
  46. Качество образования. //Вестник ЛОИРО, № 2 2003, информационное научно-методическое издание, — 130с.
  47. Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт. II Международная научно-методическая конференция. Тезисы докладов. Изд-воНГТУ, 1999.-c.285.
  48. Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде. Автореф. Канд. пед. наук. СПб, ЛГУ им А. С. Пушкина, 2003., с. 22.
  49. И.А. Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Л., 1990. — 67с.
  50. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М. Педагогика, 1982−656с- 576с.
  51. Коммуникативная культура учителя (Методические материалы к аттестации): Учебно-методическое пособие / Автор составитель О. В. Фролушкина. СПб.: ЛОИУУ, 1996. — 111с.
  52. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1978. — 102с.
  53. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М.: МП «Новая школа», 1993. 140с.
  54. Конаржевский Ю. А Менеджмент и внутришкольный контроль. М.: образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. 224с.
  55. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Директор школы. 2002. — № 4. — С. 11−40.
  56. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6 — С. 11−40.
  57. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64с.
  58. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб. 1993. — 43с.
  59. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб. 2001.- 166с.
  60. Е.В. Обучение руководителя образовательных учреждений готовить управленческие решения. Автореф. канд. пед. наук. СПб, ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2002 г, с. 19
  61. Е.В., Чепуренко Г. П. Управление педагогической организацией: Монография. СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2004, с. 138.
  62. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования.М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 2001. 144с.
  63. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1961. 98с.
  64. Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: СПб акмеологическая академия, 1995.-24с.
  65. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. М., 2002.
  66. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  67. B.C. Системное развитие школы. Издание второе. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 304с.
  68. О.Е. Новое качество образования. Управление школой.// Приложение к 1 сентября. — с.З.
  69. Ленинградская область на пути модернизации образования: сб. науч.-метод. и практических материалов / Под общей редакцией С. А. Лисицына.-41.- СПб.: ОИРО, ЛОИРО.: 2002, 139с.
  70. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2002. 160с.
  71. Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвуз. сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2004. — 302с.
  72. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию. / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск. Изд-во «Петроком» 1992., с. З 18.
  73. А.Н. Мониторинг в образовании. Образование — Культура, 1998.-344с.
  74. А.н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием //Школьные технологии. 1999. № 1−2.
  75. В.Н. и др.Диагностика как фактор развития образовательной системы. Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО, 1996.- 86с
  76. Психолого-педагогическая грамотность современного учителя: Учебно-методическое пособие. СПб., 1997ю — с. 62.
  77. В.Н. и др. Акмеологическая школа: поиски и решения: Учебное пособие. СПб., 1998.- 104с.
  78. В.Н. Интеграция в системе образования. Учебное пособие. — СПб.: ЛОИРО, 1999. 84с.
  79. В.Н. Акмеология школьного образования. СПб., 2000. — 230с.
  80. В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. — СПб.: ЛОИРО, 2002.- 156с.
  81. В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования. \ Педагогика № 2, 2002 С. 9 — 15.
  82. В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога. СПб.: ЛОИРО, 2002. -99с.
  83. Матрос ДТП, и др. Управление качеством образования на основе информционных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое Общество России, 2001. 128с.
  84. В.В., Скворцов В. Н. Теоретические основы управления: Учебное пособие. СПб, 1998 г.
  85. В.В., Скворцов В. Н. Организационно-педагогические основы управления школой. СПб, 1999 г.
  86. В.В., Скворцов В. Н. Социально-психологические основы управления: Учебное пособие СПб, 2000 г.
  87. В.В., Скворцов В. Н. Профессия учитель: Учебное пособие. -СПб., 2000 г. — 65с.
  88. A.M. и др. Нововведения во внутришкольном управлении: Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под общей ред. A.M. Моисеева. М. 1998. с. 232.
  89. A.M. Качество управления школой, каким оно должно быть. -М.: Сентябрь, 2001. 160с.
  90. З.Г. О проектировании инноваций в учебных заведениях Ленинградской области. //Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы: Межвузовский сборник научных статей., 2002, С.3−12.
  91. З.Г. Закон «Об образовании» и модернизация региональной образовательной системы. // Управление качеством образования врегиональных образовательных системах: Межвуз. сб. науч. статей. 2003, С.3−12.
  92. З.Г. Контроль за качеством образования и государственная регламентация образовательной деятельности. // Вестник ЛОИРО № 3, 2003. С. 3−14.
  93. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпритация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. -392с.
  94. Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь, 2002 г.-160с.
  95. Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя //Педагогика. — 2000. № 6. — С. 65−70.
  96. Нововведения в управлении образованиемА Под ред. и со вступ. статьями A.M. Моисеева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 192с. (Серия «Развитие образования в России». (Среднее образование)).
  97. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. T.III. Кн. I. Образование взрослых: социально — психологические проблемы: поиски и решения / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. Г. С. Сухобской. -СПб.: ИОВ РАО, 2000. 184с.
  98. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. T.I. Кн. V. Управление образованием взрослых / Под ред. В. И. Подобеда, А. И. Жилиной. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 188с.
  99. Образование взрослых: перспективы развития в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции. — СПб.: ИОВ РАО, 2003.- 172с.
  100. Образовательная программа — маршрут ученика: Ч.П. / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб., 2000. — 228с.
  101. В.В. Всеобщее управление качеством. Учебник. СПб.: СПбГУЭФ, 1996.-454с.
  102. В.П., Салова И. Г. Применение квалиметрических методик и процедур в управлении качеством образования в школе. СПб., 1997. — 75с.
  103. Панасюк В. П. Системное управление качеством образования в школе. СПб.- Москва, 2-ое издание, 2000. 238с.
  104. В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: КАРО, 2003. -384с.
  105. Педагогическая акмеология: поиски и достижения: Сб. науч. трудов. — СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. Вып.5 176с.
  106. Н.М. Научно — практические основы валеологической педагогики. СПб.: Изд — во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 210с.
  107. Н.М. Валеологическая воспитательная система образовательного учреждения: монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. — 190с. 116 Полетаева Н. М. Акмеологические аспекты подготовки педагогов-психологов// Акмеология. — 2003. С. 18−24.
  108. Н.М. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагога. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004, — 98с.
  109. Н.М. Педагогика и здоровье: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЛОИРО, 2004.- 165с.
  110. М.М. Педагогическое творчество. Проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: рад. Школа, 1988. 187с.
  111. М.м. Демократизация управления внутришкольного управления. — М.: Знание, 1990. 80с.121.. Поташник М. М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М. Новая школа, 1995. с. 464.
  112. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования. Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998.- 176с.
  113. М.М., Моисеев А. Качество образования в разных образовательных практиках. Народное образование № 7−9, 1999, № 7−8 с. 167 176, № 9 с. 140−190.
  114. М.М. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России. 2000.- 448с.
  115. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). — М.: Педагогическое общество России, 2002.-352с.
  116. И.И. Теория и практика управления инновационными системами образования. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. -177с.
  117. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. Издание второе/ Под ред. Поташника М. М. М.: Педагогическое общество России, 2002.-144с.
  118. Психолого-педагогическая грамотность учителя
  119. Развитие образовательных систем и управление качеством образования: Сб. науч. ст. СПб.: ЛОИРО, 2002. — 165с.
  120. И.Г., Панасюк В. П. Управление качеством школьного образования. СПб., 1996. — 45с.
  121. А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества образования в школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 144с.
  122. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1999.-255с.
  123. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпритация: Монография Человек: Издательство ЧГПУ «Факел», 1998. — 664с.
  124. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001.-350с.
  125. А.П. Профессиональная культура учителя // Школа. — 1998 —№ 1. -С. 11−15.
  126. Системная диагностика качества общего среднего образования/ Авт.-сост. В. Н. Максимова, А. Е. Марон, Т. И. Дормидонова и др.- СПб.: ЛОИРО, 2002.- 167с.
  127. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие для преподавателей /Отв. Редактор Ю. А. Кудрявцева. — М.: Педагогическое сообщество России, 2000. 102с.
  128. М.В. Сформированность и зрелость как характеристики мотивационной сферы личности. Автореф. канд. пед. наук. СПб, ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003, с. 27.
  129. В.Н. Основы системного анализа. Учебное пособие.- СПб.: Издательский дом «Бизнес пресса», 2000. — 326с.
  130. В.Н. Системы качества. Учебное пособие.- СПб.: издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.-326с.
  131. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. — М.: Московский социально-психологический институт- Флинта, 1998. — 368с.
  132. Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. -СПб.: Алетейя, 2000. 288с.
  133. Стратегия и практика управления качеством образования в Ленинградской области/ З. Г. Найдёнова, С. А. Лисицын. А. Е. Марон, В.П.
  134. Коряковцев- под общей ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. СПб.: ЛОИРО. 2002.- 145с.
  135. Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» СПб гос. Ун-т. Изд. 2-е, перераб. И доп. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1998. -460с.
  136. С.В. Образовательная среда и развитие школьника. — СПб.: ЛОИРО, 2003.- 139с.
  137. Г. Ч. Управление качеством образования и методическая служба школы. \ Стандарты и мониторинг. № 4, 2002 с.34−41.
  138. В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента. — М.: Сентябрь, 2002. 160с.
  139. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  140. Е.П. Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ в системе повышения квалификации. -М.: НИИ ООВ АПН СССР, 1990. -474с.
  141. В.П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы. СПб.: ЛОИРО, 2001. -198с.
  142. П.И., Шамова Т. И. Управление качеством образования -основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы.
  143. Научно-практический журнал «Завуч» № 7., М.:Центр «Педагогический поиск». 2002. С. 67 — 73.
  144. П.Н. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288с.
  145. Управление качеством образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. 23−24 июня 1999 г (в трёх частях). Оренбург.: Издательство ООИПКРО. -78с.
  146. Управление качеством образования в региональных образовательных системах: Межвуз. сб. науч. ст. СПб.: ЛОИРО, 2003. — 327с.
  147. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 320с.
  148. Управление персоналом / под ред. С. И. Самыгина. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов на Дону: «Феникс», 2001. — 512с.
  149. Управление современной школой (размышления руководителя). /Под ред. В. Ю. Кричевского. /Сост. Л. Б. Стуканова, Л. Ю. Гладышева. — СПб.: СПбГУМП, 1997.-204с.
  150. Управление современной школой / Под общей ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. Книга вторая: Качество образования, СПб, 2003. 285с.
  151. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школой)/ Под ред. А. С. Сухорукова. М.: Сентябрь. 2000. — 160с.
  152. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.с. Лазарева. М.: ЦсиЭИ, 1997. — 336с.
  153. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. 2-ое издание, переработанное и дополненное
  154. Под общей ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1994. — 135с.
  155. П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж, 1984. — 216с.
  156. О.Г., Поташник М.М, Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Новая школа, 1994. -64с.
  157. А.Г. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей.// Педагогика. 1997. — № 1. — С. 56−58.
  158. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Педагогика, 1999. — 208с.
  159. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.- М, 1991.- 125с.
  160. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М., 2002. 384с.
  161. Т.И., Шарай Н. А. Системный подход к управлению качеством образования в школе. \ Научно-практический журнал «Завуч» для администрации школ № 8, 2002. с.92−96.
  162. О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средство развития творческих способностей педагогов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001, — 13с.
  163. С.В. Управление персоналом современной организацией. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1996. — 300с.
  164. С.Е. Кальней В.А.Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 320с.
  165. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России., 2002г- 224с.
  166. Энциклопедический словарь. М. 1980.
  167. Эффективная школа. Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1995. — 144с.
  168. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды.- М.: Сентябрь, 2000.- 128с.187
Заполнить форму текущей работой